КОММЕНТАРИИ
на Евангелие от Иоанна
Глава 16
Среди прочих славных откровений, данных Богом о Себе Самом, есть такое: «Я поражаю, и Я исцеляю» (Втор.32.39). То же самое можно сказать о речи Христа в этой главе, которая завершает Его прощальную проповедь к ученикам.
16.1 «Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились». Христос честно поступал со Своими учениками, когда, посылая их со Своими поручениями, говорил им о самом худшем, чтобы они могли сесть и исчислить издержки. В предыдущей главе Он сказал им, чтобы они приготовились встретить ненависть этого мира. А в этом стихе Он объясняет им, почему Он должен был сообщить им эту тревожную весть об ожидающих их скорбях. Ученики Христа склонны соблазняться при виде креста, а соблазн креста даже для хороших людей является опасным искушением, способным обратить их назад с путей Божьих. Или увести в сторону, или угнетать их на этих путях, чтобы угасить их искренность или лишить их утешения. Не зря время страдания названо «годиной искушения». Господь известил учеников об ожидающих их страданиях, чтобы они не были для них неожиданностью. Из всех противников в окружающем нас мире ничто другое не поражает нас так сильно и ничто так не расстраивает наши ряды, как разочарование. Нам легче принимать гостя, которого мы ожидали. В данном случае, будучи предупреждены, мы заранее вооружаемся. Христос не сказал ничего лишнего. Если они должным образом размыслят над Его учением, то всегда готовы будут дать отпор. Мы помним: сказанное апостолам сказано и нам. Итак, Христос не посылает на брань неподготовленных учеников. Поэтому никто не изнеможет на Его службе, кроме как по собственной вине и лени. Не стоит сомневаться: победа в наших руках, доколе увещание Христа прочно утверждено в нашей душе. Ибо, сказав, «чтобы вы не соблазнились», Христос имеет в виду, что ничто не сможет отклонить нас от правильного пути.
16.2 «Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу». Христос подробно предсказывает, что им придется претерпеть. «Изгонят вас из синагог». Против них используют меч духовного наказания. Его вытаскивают против них иудеи, представители церковной власти. Они изгонят, отлучат их из тех синагог, членами которых они являются. Сначала они будут бить их в синагогах как пренебрегших законом. Мф.10.17 «Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища, и в синагогах своих будут бить вас». Затем будут изгонять их как неисправимых. Они отлучат их от общества израильского, национальной церкви иудеев, лишат их привилегий этого общества. Поставят их в положение вне закона, будут смотреть на них, как на самарян, на язычников и мытарей. Не было бы никакой трагедии для человека в том, что его выгоняют из зараженного и разрушающегося дома, если бы при этом на него не налагали штрафов, не лишали имущества и других прав. Несправедливое отлучение часто бывало участью учеников Христа. На многих добрых истинах ставилось клеймо анафемы. Это наказание могло легко смутить их душу. Но Христос повелевает противостать даже таким нападкам, ибо изгнанные из синагоги всё же остаются в Царствии Божьем. Нет ничего желаннее, чем быть изгнанным из церкви, из которой изгнан Христос. Итак, мы не должны смущаться от превратных человеческих суждений. Напротив, смело возложим на себя поношение креста Христова. Довольствуясь тем, что наше дело, осуждаемое людьми, угодно Богу. Кроме того, мы выводим отсюда, что служители Евангелия терпят поношения не только от открытых врагов веры. С ними порой недостойно обращаются даже те, которые кажутся членами церкви и ее столпами. Книжники и священники, осудившие апостолов, говорили, что поставлены Богом судьями Церкви. Действительно, в их руках находилось церковное правление, и судейское служение их было от Бога, а не от людей. Однако своей тиранией они извратили весь установленный Богом порядок. Поэтому власть, данная для созидания, обратилась в безумное подавление рабов Божьих. «Даже наступает время …». Враги Евангелия присваивают себе большие права. Против них используют и меч гражданской власти. Наступает время, когда обстоятельства будут складываться для них более неблагоприятным образом, чем было до сих пор. Изгоняя их как еретиков, они будут убивать их и думать, что тем служат Богу. Они убедятся в их жестокости. Овец Христа считали за овец, обреченных на заклание. Все апостолы Христа, за исключением Иоанна, были преданы смерти. Слова Христа Ин.15.27 «Вы будете свидетелями» означают и то, что вы будете мучениками, истину запечатаете своей кровью. Враги будут делать вид, будто делают угодное Богу. Хотя совесть и обличает лицемеров, они всегда находят, чем себе польстить. Возможно, что являющиеся злейшими врагами дела Божьего будут претендовать на сильную ревность о нем. Работа дьявола множество раз совершалась в ливрее Божьего слуги. Это вовсе не уменьшает греха гонителей, ибо злодеяния не освящаются тем, что они совершаются во имя Божье. Нам же надлежит полагать защиту в правоте нашей совести. Мы должны спокойно терпеть временные тяготы, доколе Христос не явится с неба Отмстителем за нас и за Себя.
16.3 «Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня». Христос открывает им истинную причину вражды и ярости против них. Так будут поступать не потому, что вы причинили им какой-то вред, а потому, что они не познали ни Отца, ни Меня. Это не смягчает их вину, но сказано для того, чтобы апостолы презирали их слепую ярость. Часто случается так, что авторитет нечестивых людей и блеск их регалий смущает скромные и благочестивые души. Напротив, Христос повелевает Своим воодушевиться и выказать презрение противникам, которых подталкивает лишь заблуждение и слепота. Это и есть крепость учеников– убеждение в том, что Бог на их стороне, а восстающие на них – безумны. Кроме того, эти слова учат нас, сколь великое зло незнание Бога. Т.о., нашими врагами будут самые худшие из людей. Многие из тех, кто претендует на познание Бога, в действительности совершенно не знают Его. Те, кто не знает Христа, не могут иметь верного познания о Боге. Напрасно люди претендуют на знание Бога и религии, когда они пренебрегают Христом и христианством.
16.4 «Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами». «Но Я сказал вам сие». Христос объясняет им, почему говорит об этом теперь, и почему не делал этого раньше. Он сделал это сейчас не для того, чтобы огорчить их дух или добавить к переживаемой ими в настоящее время печали. И не для того известил Он их о близящейся опасности, чтобы они придумывали способы как избежать ее. А «для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том». («Такое время обязательно придет, можете в этом не сомневаться»). Когда наступают времена страданий, нам полезно вспомнить, что говорил нам Христос о страданиях. Это надо для того, чтобы утвердилась наша вера в предвидение Христа и в Его верность. А также, чтобы постигшая нас скорбь была менее мучительной. Мы извещены о ней заранее, и в самом начале нашего следования по пути веры ожидали встретить ее. Так что она не должна быть для нас неожиданностью. И мы не должны воспринимать ее как что-то странное. Как Христос смотрел на Свои страдания, так и Его последователи должны смотреть на свои – как на исполнение библейских пророчеств. Говоря «чтобы вы … вспомнили» Христос, во-первых, приказывает им отложить в душе услышанное; а во-вторых, вспоминать об этом, когда потребует их служение. «Не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами». Христос объясняет, почему Он не говорил об этом раньше. Апостолы были еще немощны, когда Он жил с ними во плоти. Поэтому их милосердный Учитель пощадил их, и не допустил искушаться сверх сил. Итак, не было нужды их укреплять, когда преследования их еще не начались. И пока Он был с ними, Он принимал на Себя удары злобного мира, и Сам стоял на передовой в этой битве. Власти тьмы направляли все свои силы только против Христа. Теперь же Христос говорит, что их положение изменится. И поскольку им предстоит нечто новое, увещает их приготовиться к этой битве.
16.5 «А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: «куда идешь?»» «А теперь иду к Пославшему Меня». Он сказал им о том, что в скором времени должен будет покинуть их. Его не уводили от них силой, но Он Сам добровольно уходил от них. Его жизнь не отнимали у Него, но Он Сам отдавал ее. Он шел к Пославшему Его, чтобы отчитаться за Свое земное служение. Так и мы, покидая этот мир, идем к Пославшему нас в него, что должно заставить всех нас позаботиться о том, чтобы жить ради благих целей. Помня о том, что мы имеем поручение (миссию) которое должны исполнить. И что некогда должны будем представить отчет за него. Он сказал им о том, что они должны будут пережить трудные времена, когда Его с ними не будет. И что им не следует рассчитывать на тихую и спокойную жизнь, какую они имели до сих пор. Если бы и в самом деле таково было наследство, которое Он собирается оставить им, тем, кто ради Него оставил всё, то их могла бы искушать мысль, что они заключали невыгодную сделку. И теперь они были в большом смущении. Христос смягчает скорбь, которую апостолы могли возыметь из-за Его ухода. И делает это необходимым утешением. Он сострадает им и, однако же, порицает их за то, что они пренебрегли утешением и не пытались поискать его. Он порицает здесь два порока учеников: они слишком привержены Его плотскому присутствию. И, лишившись его, грустят и не возносят очи к небу. Поэтому Господь задает вопрос: «и никто из вас не спрашивает Меня: «куда идешь?»» Кажется, Христос напрасно винит апостолов в том, что они не спрашивают, куда Он идет. Ведь прежде ученики усердно об этом дознавались: Петр задавал этот вопрос (Ин.13.36), и Фома повторил его (Ин.14.5). Но они вопрошали не для того, чтобы обрести душевное упование. А именно это и подобало им делать. Итак, смысл слов Господа следующий: «Услышав о Моем отходе, вы пугаетесь, не думаете о том, куда Я иду и с какой целью». Обратим внимание на то, каким сострадательным Учителем является Христос, и как снисходит Он к слабым и невежественным. Многие учителя не выносят, когда ученик дважды задает один и тот же вопрос. Если ученик не умеет понять с первого раза, то пусть остается невеждой. Но Господь Иисус знает, как воспитывать мало знающих. Если бы ученики могли понять, что Он уходил к Отцу ради Своего возвышения, то Его уход не причинил бы им чрезмерного огорчения. И если бы они понимали, что Он уходил на небо также ради их блага, то их страдания за Него не должны были бы чрезмерно удручать их.
16.6 «Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше». Они были излишне сконцентрированы на своем горе и чрезмерно поглощены им. Христос уже достаточно сказал, чтобы наполнить их радостью (Ин.15.11). Но они, взирали только на то, что было против них, и не замечали того, что было за них. Они настолько преисполнились печалью, что не осталось никакого места для радости. Они были преисполнены надеждами увидеть земное царство своего Учителя и его славу в этом мире. А также самим прославиться и воцариться с Ним. И вот теперь вместо этого они не слышат ни о чем другом, кроме как об узах и страданиях. Возможно, это и исполнило их сердца печалью.
16.7 «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел». Уход Христа был необходим для прихода Утешителя. Ученики не склонны были поверить этому, поэтому Христос счел необходимым заявить об этом с особенной торжественностью: «но Я истину говорю вам». Христос не имеет ни малейшего намерения обманывать нас. Слова Господа, что для учеников лучше, чтобы Он пошел, были достаточно утешительными. И показывали им, какой безрассудной была их печаль. Хотя они и не понимали этого, тем не менее, это было действительно так. Нам порой кажется прискорбным то, что в действительности лучше для нас. Господь Иисус всегда делает самое лучшее для нас, невзирая на то, согласны мы с этим или нет. Он поступает с нами, не считаясь с нашим неразумным выбором, но милостиво отвергает его. И дает нам лекарство, которое мы не хотим принять, потому что знает, что оно пойдет нам на пользу. «Ибо, если Я не пойду, …». Уход Христа был лучше и потому, что открывал путь для ниспослания Святого Духа. Ниспослание Святого Духа должно было иметь место как плод искупления Христа. А это искупление должно было совершиться посредством Его смерти, т.е. ухода с земли. Ниспослание Святого Духа должно было стать ответом на ходатайство Христа за нас на небе. Итак, Господь Иисус должен был как заплатить за этот дар, так и вымолвить его, чтобы мы научились больше ценить его. Тем великим аргументом, который Святой Дух должен был использовать для убеждения мира, должно было стать вознесение Христа на небо и принятие Его там. Слова Господа можно понять и в идее положительного утверждения: «если пойду, то пошлю Его к вам». Т.е. это означает следующее: «Позвольте Мне позаботиться о вас, чтобы вы ничего не потеряли от Моего ухода от вас». Прославленный (умерший и воскресший) Искупитель отнюдь не нерадит о Своей Церкви, находящейся на земле. И никогда не оставит ее без необходимой поддержки. Хотя Сам Он и уходит, но Он посылает Утешителя. Более того, Он уходит и с той целью, чтобы послать Его. Так и по сей день. В то время как одно поколение служителей и христиан уходит, на смену ему встает другое поколение. Ибо Господь Иисус поддерживает Свое дело. Присутствие Духа Христа в Его Церкви лучше и желаннее Его телесного присутствия. Поэтому для нас действительно было лучше, чтобы Он пошел и послал вместо Себя Утешителя. Будучи в теле, Он мог находиться одновременно только в одном месте. А Его Дух пребывает повсюду, во всех местах, во все времена.
16.8 «И Он, придя, обличит мир о грехе, о праведности и о суде». Приход Святого Духа был необходим для проведения в жизнь интересов Христа на земле. И как только Он придет, обличит или убедит мир посредством служения учеников Христа о грехе, о праведности и о суде. Служение Духа Святого в данном случае – обличить. Он является обличителем, обличающим через слово и совесть. Служители Христа по смыслу своего служения являются обличителями, через которых Дух обличает мир. Служение Духа Святого в данном случае и – убедить. Это юридический термин, описывающий работу судьи, суммирующего улики и излагающего дело, которое долго обсуждалось, в его истинном свете. Он убедит, т.е. Он заставит замолчать противников Христа и Его дела. Он раскроет и покажет всю ложность и ошибочность того, чего они придерживались. И всю истинность и непреложность того, чему они противились. Только Святой Дух может совершить убеждение эффективно, и никто другой. Человек может раскрыть дело, но только Святой Дух может раскрыть сердце. В стихе 7 Дух назван Утешителем, а здесь сказано, что Он обличит. Святой Дух сначала обличает, и только затем уже утешает. Сначала открывает рану, и только затем употребляет целительные средства. Святому Духу предстоит обличать мир: иудеев наравне с язычниками. Он предложит миру самые мощные средства убеждения. Ибо апостолы пойдут по всему миру, поддерживаемые Духом, чтобы проповедовать Евангелие. Он обеспечит то, что возражения и предрассудки мира против Евангелия умолкнут. Он многих в мире убедит во спасение, обратит их сердца к вере во Христа. И будет делать это во все века и во всех местах. Ободрением для учеников в тех трудностях, с которыми им, по всей видимости, предстояло столкнуться, должно будет послужить то, что они увидят добрый результат своего труда. Святой Дух будет трудиться над этим злым миром, и служители будут иметь утешение в убеждении грешников. Это будет плодом их служения.
16.9 «О грехе, что не веруют в Меня». Святой Дух посылается для того, чтобы обличить грешников о грехе, а не просто сказать им о нем. Дух указывает на факт его: что мы сделали то-то и то-то, мы поступили плохо. Затем обнаруживает наше безрассудство: мы поступили против здравого смысла и интересов нашей души. Указывает также на нашу оскверненность грехом: сделав грех, мы стали отвратительными для Бога. Он указывает на источник греха: на нашу испорченную природу. И, наконец, на его последствия: конец греха есть смерть. Святой Дух свидетельствует о развращенности и нравственном упадке всего мира. О том, что весь мир виновен перед Богом. Это и есть начало духовного учения: люди, рожденные в грехе, имеют в себе лишь то, что греховно. Кроме того, Христос упоминает о неверии, чтобы показать, какова, в сущности, человеческая природа. Существуют люди, не верующие в Иисуса Христа и не сознающие, что это грех. Природная совесть говорит им, что убивать и воровать – это грех. Но только сверхъестественное действие Святого Духа способно убедить их в том, что не верить в Евангелие и отвергать предлагаемое им путь спасения является тяжким, пагубным грехом. Именно неверие осуждает грешников на погибель. Поскольку мы связаны с Христом посредством веры, то, пока мы не уверуем в Него, мы вне Его и от Него отделены. Итак, слова Христа означают следующее: «Дух, придя, покажет и докажет, что вне Меня в мире царствует лишь грех». В итоге, этими словами осуждается порочность человеческой природы, чтобы мы вне Христа не искали даже капли праведности.
16.10 «О праведности, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня». Мы можем отнести эти слова к личной праведности Христа, и к Его праведности, вмененной нам для нашего оправдания и спасения. Дух Святой обличит мир о том, что Иисус из Назарета действительно был Христом-Праведником, как об этом засвидетельствовал римский сотник. Лк.23.47 «Истинно, Человек этот был Праведник». Его враги давали Ему наихудшие характеристики. Говорили, что Он – обманщик. А это укрепляло их предрассудки против Его учения. Каким же образом или какими доводами Святой Дух будет убеждать людей в искренности Господа Иисуса? Во-первых, почему то обстоятельство, что они уже не увидят Его, будет каким-то образом способствовать устранению их предрассудков? Потому что они не увидят Его в подобии плоти греховной, вызывающей пренебрежительное отношение к Нему. Во-вторых, окончательно убедить их должно то обстоятельство, что Он идет к Отцу. Приход Святого Духа был доказательством того, что Христос вознесся и воссел одесную Бога. А это, в свою очередь, было доказательством Его праведности. Ибо святой Бог никогда не поставил бы обманщика по правую Свою руку. Святой Дух укажет людям их нужду в праведности. И что они посредством веры в Иисуса Христа могут получить освобождение от своей вины и оправдание перед Богом. Трудно было убеждать во вмененной праведности тех, кто считал себя праведным, но Святой Дух сделает и это. Вознесение Христа является убедительным доводом для убеждения людей в получении праведности Христа. Если бы Христос оставил незаконченной хотя бы часть Своего дела, Он не был бы принят на небо.
16.11 «О суде же, что князь мира сего осужден». Слово «суд» следует здесь понимать как осуждение. Сатана, князь мира сего, был осужден. Итак, сатана, пока обладает властью, всё смешивает и приводит в расстройство, чтобы обезобразить дела Божии. Но Христос устранил его тиранию. Он был разоблачен как великий обманщик и губитель. Суд против него уже начался, и приговор частично приведен в исполнение. Он был изгнан из большой части языческого мира, когда его оракулы смолкли и его алтари оказались в запустении. Он был изгнан из тел многих людей именем Христа. Изгнан из душ людей благодатью Божьей, действующей посредством Евангелия Христа. Из того, что князь мира сего осужден, становится очевидно, что Христос сильнее сатаны. И что Он может разоружить и выселить его из принадлежащих ему теперь владений. Дух Святой обличит мир о суде, т.е., во-первых, засвидетельствует о прирожденной святости и об освящении (Мф.12.18). Во-вторых, о новом и лучшем порядке вещей. Он покажет, что задачей Христа в этом мире было привести всё в порядок и ввести времена исправления и возрождения. Он доказывает это тем, что сатана, этот великий учинитель беспорядка, осужден и выгнан вон. Всё станет на свои места тогда, когда будет низвергнута власть того, кто ввел беспорядок в мире. В-третьих, о силе и владычестве Господа Иисуса. Он убедит мир в том, что весь суд отдан Христу, и что Он есть Господь всех. Это с очевидностью вытекает из того, что Он осудил князя этого мира. Если сатана был так покорен Христом, то мы можем быть уверены в том, что никакая другая сила не сможет устоять перед Ним. В-четвертых, Он возвестит о последнем дне, дне суда. Будет покончено со всеми врагами Евангелия и Царства Христа, ибо сатана, их главарь, осужден.
16.12 «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить». Приход Святого Духа означал невыразимое преимущество для самих учеников. Ему предстояло потрудиться не только над врагами Христа, обличать и смирять их, но и над Его рабами и делателями – наставлять и утешать их. Христос деликатно намекает им на то, что сознавал, как они еще были слабы. «Еще многое имею сказать вам» – не то многое, что надлежало сказать, а то многое, что Он мог и хотел сказать. Обратим внимание на то, каким Учителем является Христос. Нет подобного Ему по богатству мудрости. Хотя Он уже многое сказал, тем не менее, имеет сказать еще больше. В Нем сокрыты для нас богатства мудрости и ведения, если только не будет ограничения в нас самих. Нет подобного Ему в умении сочувствовать. Сказанное Им не принесло ученикам никакой пользы, а напротив, смутило бы и сбило бы их с толку. Когда после Его воскресения они говорили с Ним о восстановлении царства Израилю, Он перевел разговор на сошествие Святого Духа. Т.к. от Него они должны были принять силу, необходимую для того, чтобы вместить новые для них откровения. Которые были совершенно противоположные принятым между ними представлениям. Их они теперь не могли вместить. Христос как бы говорит: «Если уже сказанное Мною недостаточно для вашего утверждения, потерпите немного. Ведь немного спустя вы научитесь от Святого Духа, и ни в чем не будете иметь недостатка. Дух устранит то невежество, которое ныне вами владеет».
16.13 «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам». Он заверяет их в том, что они получат всю необходимую поддержку, когда изольется на них Дух Святой. Они сами сознавали свою неподготовленность к служению и признавали свои многочисленные ошибки. И поэтому боялись, что же они будут делать, когда Учитель оставит их? «Когда же придет Он, Дух истины». Тогда им станет легче, а, точнее, всё будет хорошо. Действительно будет хорошо, ибо Он возьмет на себя труд наставлять апостолов и прославлять Христа. «Он наставит вас на всякую истину». Он позаботится о том, чтобы они не сбились со своего пути. Дух Святой управлял устами апостолов, когда они говорили, и их пером, когда они писали (Евангелия и Послания), чтобы оградить их от ошибок. Нам Дух Святой дан для того, чтобы вести нас (Рим.8.14). Не только указывать нам путь, но и идти по нему вместе с нами, постоянно помогая нам и оказывая влияние на нас. Чтобы они не потеряли из виду своей цели, «Он наставит вас на всякую истину». Подобно тому, как опытный лоцман ведет свое судно в порт назначения. Быть наставленным в истине – значит больше, чем просто знать ее. Это значит иметь глубокое, основанное на опыте познание истины, иметь благоговейную и сильную любовь к истине. Выражение «на всякую истину» означает, во-первых, на всю истину, касающуюся их посланничества. Их следовало научить всему полезному или необходимому, для того, чтобы они могли выполнять свое служение должным образом. Святой Дух должен научить их всем тем истинам, которым они должны будут научить других. Он даст им разумение этих истин и способность как объяснять, так и защищать их. Во-вторых, Святой Дух наставит их ни на что другое, кроме как на истину. Всё, на что Он наставит их, будет истиной (1Ин.2.27). «Ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит». Мы знаем, что источник истины – Бог, и вне Его нет ничего прочного и надежного. Чтобы апостолы спокойно верили словам Святого Духа, Христос объявляет эти слова божественными. Он как бы говорит: «Всё, что вещает Дух Святой, исходит от Бога». Этими словами не принижает величие Самого Духа Святого, словно Он не Бог или ниже Бога Отца. Здесь имеется в виду наше собственное восприятие. Ведь из-за пелены, лежащей на наших духовных глазах, мы не достаточно понимаем, с каким почтением надо принимать откровения Святого Духа. Итак, Христос говорит, что учение Святого Духа исходит из глубин небесного святилища. Говорить будет не какое-то другое учение, отличное от учения Христа. Но будет говорить то и только то, что услышит и о чем достоверно будет знать, что это мысли Бога Отца. Это означает, что мы можем полностью доверяться свидетельству Святого Духа, переданному через апостолов. Это означает также, что свидетельство Святого Духа всегда совпадает со словом Христа. Ибо Он не от Себя говорит. Он не имеет Своих обособленных интересов или намерений. И как по Своей сущности, так и по Своим атрибутам Он есть едино с Отцом и Сыном. «И будущее возвестит вам». Он ничего не скроет из того, что полезно для апостолов. Дух Святой был в апостолах Духом пророчества. Он возвещал им будущее (Деян.11.28, 20.23, 21.11). Дух говорил об отступлении последних времен (1Тим.4.1). Когда ап. Иоанн был в Духе, ему в видении было показано будущее. Это направляло их поведение, а также было большим подтверждением их посланничества. Некоторые толковники считают, что пророчества Святого Духа касаются, главным образом, состояния духовного Царства Христа.
16.14 «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам». Уже само ниспослание Духа было прославлением Христа. Бог Отец прославил Его на небе, а Дух Святой прославляет Его на земле. Тот факт, что Святой Дух был послан во имя Его и с поручением от Него продолжить и довести до конца Его дело, был честью для Искупителя. Все дары и добродетели Святого Духа, все проповеди и все писания апостолов, сказанные и написанные по внушению Духа, языки и чудеса должны были служить для прославления Христа. Дух Святой прославил Христа, наставляя Его последователей на истину, которая в Иисусе (Еф.4.21). Он заверяет их в том, во-первых, что Дух сообщит им всё, что касается Христа. «Он от Моего возьмет и возвестит вам». Всё то, что Дух Святой возвещает нам, т.е. применяет к нам для нашего наставления и утешения, всё это принадлежало Христу и было взято от Него. И также всё то принадлежало Христу, что Он дает нам для нашего укрепления и ободрения, и всё, что Он сохраняет и запечатлевает для нас. Всё было Его, и Он имел полное основание называть это Своим. Ибо Он купил всё это и дорого заплатил за это. Ибо Он первый получил это, оно было дано Ему как Главе Церкви для передачи всем ее членам. Дух Святой пришел не для того, чтобы основать новое царство, а для того, чтобы расширить и упрочить то же самое царство, которое основал Христос. И чтобы защитить те же самые интересы и преследовать те же самые цели. Итак, Дух Святой пришел утвердить славу, данную Христу Его Отцом. Поэтому люди, претендующие на то, что имеют Духа Святого, и, в то же время злословящие Христа, предаются лжи. Некоторые бредят о том, что Христос учил на земле только начаткам знания, чтобы после отдать учеников в более возвышенную школу. Т.о., для них Евангелие то же самое, что закон, называемый детоводителем ветхозаветного народа (Гал.3.24). За этим заблуждение следует другое, еще более нетерпимое, что Христос, попрощавшись с учениками, отстранился от царства, и ныне Его место занимает Святой Дух. Итак, под предлогом учения Духа мир изобрел повод отойти от чистоты Христовой.
16.15 «Всё, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам». Поскольку могло показаться, что Христос похищает у Отца присваиваемое самому Себе, Он признается, что всё, сообщаемое Им через Свой Дух, проистекает от Небесного Родителя. Кроме того, говоря, что всё Отчее и Ему принадлежит, Он говорит здесь от лица Посредника, поскольку нам надлежит черпать от Его полноты. Мы видим, как заблуждаются те люди, которые ищут Бога, пройдя мимо Христа. Другие толкуют это место так: Сыну присуще всё, что имеет Отец, поскольку Он – Тот же самый Бог. Но здесь идет речь не столько о тайной и природной силе, сколько о возложенном на Христа поручении. Поэтому Он возвещает нам Свои сокровища, чтобы пригласить нас обладать ими. И среди даров, принимаемых из руки Отца, Он, прежде всего, упоминает Святого Духа. Дух Святой возвестит нам и то, что касается Бога. Чтобы никто не подумал, что приняв возвещенное от Духа относительно Христа, они станут намного богаче, Христос добавляет: «Всё, что имеет Отец …». Будучи Богом, Он имеет всё, что имеет Отец, всё самодостаточное блаженство. Ему как Посреднику всё передано Отцом (Мф.11.27). Всю ту благодать и истину, которые Бог намеревался нам возвестить, Он отдал Сыну (Кол.1.19). Всё это Он, Отец отдал Сыну для нас, а Сын поручил Духу передать их нам. Некоторые относят этот текст к словам из предыдущего стиха: «будущее возвестит вам». И объясняют это с помощью Отк.1.1. Бог дал откровение Христу, а Он послал его Иоанну, который записал то, что сказал Дух Святой.
16.16 «Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня; ибо Я иду к Отцу». «Вскоре вы не увидите Меня». Христос часто говорит ученикам о Своем уходе как для того, чтобы укрепить их душу, так и для пробуждения в них тяги к благодати Святого Духа. Которого они не столь сильно желали, пока имели присутствующего с ними Христа. Во-первых, Он говорит им, что вскоре уйдет от них, чтобы, лишенные Его лицезрения, они сразу же не пали духом. Если у них было чего спросить Его, им следовало спрашивать Его сейчас, ибо Он собирался уходить от них. Хорошо размышлять о том, что отпущенное нам время благодати скоро окончится, чтобы спешить воспользоваться им, пока оно еще длится. Теперь наши глаза видят наших учителей, но пройдет, возможно, немного времени, и мы не увидим их. Ученики потеряли Христа из виду с момента Его смерти, когда он ушел из этого мира, и после этого уже никогда не являлся ему открыто. Самое большое, что делает смерть с нашими друзьями-христианами – это то, что удаляет их из нашего поля зрения. Лишает их не бытия, не блаженства, а только всякой связи с нами. Уносит их от наших глаз, но никак не из нашей памяти. Ученики потеряли Христа из виду и с момента Его вознесения. «И опять вскоре увидите Меня». Желая утешить Своих учеников, Господь обещает, что придет к ним снова. И поэтому они не должны скорбеть. Расставание с Ним не было окончательным, последователям предстояло снова увидеть Его: (1) По воскресении Его, вскоре после Его смерти. (2) В излиянии Святого Духа, вскоре после Его вознесения. (3) Во время Его второго пришествия. Не должно казаться абсурдным, что Христос говорит о лицезрении Самого Себя. Ведь Духом Своим Он продолжает обитать в Своих учениках. Даже если Его нельзя увидеть глазами, Он познается опытом веры. Истинно то, чему учит ап. Павел (2Кор.5.6): верующие странствуют вдали от Господа, пока пребывают на земле, поскольку ходят верой, а не видением. Но также верно и заслуженно могут хвалиться тем, что обладают Христом через веру. Они прилепляются к Нему как члены к Главе, и в надежде владеют вместе с Ним небом. «Ибо Я иду к Отцу». Он говорит, что должен оставить их на время, поскольку дело зовет Его в вышний мир. И они должны быть готовы обходиться без Его телесного присутствия. Ибо они являются продолжателями Его дела на земле. Некоторые толковники считают, что всё это относится, скорее, к его отшествию в момент смерти, и возвращению после воскресения, чем к Его отшествию при вознесении и к Его возвращению в конце времени. Ибо они скорбели по причине Его смерти, а не вознесения. И между Его смертью и воскресением действительно прошло очень мало времени. Слово, которое переведено здесь как «вскоре», означает и «малое время». Т.е. в течение трех дней нахождения Его в гробу они не увидят Его, а затем увидят. Возможно, этот отрывок можно и так понять, что вскоре они увидят Его, т.к. Он идет к Отцу, куда придут и они сами.
16.17 «Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: «вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня», и «Я иду к Отцу»? Слова Господа, изложенные в ст.16, вызвали смущение учеников. Хотя Христос часто говорил им об этом и раньше, тем не менее, они не понимали сказанных Им слов. Несмотря на то, что для понимания этого высказывания Христос уже дал им ключ, когда говорил простым языком о том, что Ему надлежит быть убиту и в третий день воскреснуть. Обратим внимание на их готовность получить наставление. Попав в затруднение относительно смысла слов Христа, они начали совещаться и просить помощи друг у друга. Путем совместных рассуждений о божественных предметах (истинах) мы заимствуем свет, который есть у других. И совершенствуем свой собственный свет. Хотя мы не можем полностью разрешить всякую трудность, встречаемую нами в Библии, тем не менее, мы не должны отбрасывать ее, не размышлять о том, чего не можем объяснить. Мы должны терпеливо ожидать, пока и это Бог нам откроет.
16.18 «Итак, они говорили: что это говорит Он: «вскоре»? Не знаем, что говорит». Они не поняли слова Христа, т.к. печалью исполнилось сердце их. Она и сделала их неспособными к восприятию слов утешения. Тьма невежества и мрак уныния обыкновенно усиливают и сгущают друг друга. С другой стороны, идея о земном царстве Христа настолько глубоко укоренилась в них, что они никак не могли уразуметь Его высказывания, которые не согласовывались с этой идеей. Если мы думаем, что Писание должно согласовываться с теми ложными представлениями, которые мы усвоили, то неудивительно, что мы жалуемся на трудность понимания. Но если наш разум просвещен Божьим светом, то задача становится легкой. Их смутило, по-видимому, слово «вскоре». Если Он должен был уйти, наконец, то они все равно не могли понять, каким образом Он вскоре вернется к ним. Потому что Его пребывание с ними до сих пор и так было относительно непродолжительным.
16.19 «Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: «вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня?» Христос исправляет их невежество. От нас зависит приложить усилия, чтобы к нашему слабоумию не добавилась гордыня и леность. Скорее мы должны явить себя смиренными и готовыми учиться. Обратим внимание на то, почему Христос объяснил им это: потому что Он уразумел, что хотят спросить Его, и имел это в виду. Те узлы, которые мы не можем развязать, мы должны приносить Христу, ибо Он один может дать точное разумение. Господь понял, что ученики боятся и стыдятся спрашивать. Т.о., Христос замечает благочестивые желания, хотя они еще и не высказаны вслух. В данном случае Он наставил тех, о которых Он знал, что хотят спросить Его, хотя они и не спрашивали. Еще одна причина, по которой Христос объяснял сказанное Им, заключается в том, что Он заметил, как они обсуждают это между собой. «О том ли спрашиваете вы один другого? Хорошо. Я помогу вам». Это говорит нам, каковы те, кого Христос желает научить. Это смиренные люди, признающие свое невежество, ибо именно это подразумевал вопрос учеников. Это и усердные люди, использующие те средства, которые находятся в их распоряжении.
16.20 «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет». Христос объясняет сказанное Им не путем точного критического анализа слов, а путем более близкого применения сказанного к ним лично. Он сказал им о том, что они не увидят Его, и опять увидят Его. Но они не уловили смысла Его слов. И поэтому Он объясняет им это, обращаясь к их печали и радости. Поскольку мы обычно судим о вещах по тому, какое действие они оказывают на нас. Вы печальны будете, пока Меня не будет, но по Моем возвращении к вам печаль ваша в радость будет. Однако Он ничего не говорит по поводу сказанного Им «вскоре», т.к. понял, что это слово смущает их более всего, а знание времен и сроков не является для нас важным. «Вы восплачете и возрыдаете, …вы печальны будете». Страдания Христа не могли не печалить учеников. Они оплакивали Его, потому что любили Его. Боль их Учителя была и их болью. Они оплакивали и самих себя, и свою собственную утрату, и свои печальные ожидания того, что станет с ними, когда Он уйдет от них. Невозможно было не скорбеть об уходе Господа. Того, ради Кого они оставили всё и от Кого они надеялись получить так много. Христос заранее предупредил Своих учеников о том, что они испытают печаль, чтобы, зная о том наперед, они запаслись и утешением. Христос показывает, по какой причине так долго говорит о Своем уходе. Выразим по-другому слова Господа: «Вам прилежит трудное и жестокое испытание. Ведь когда смерть унесет Меня от вас, мир восторжествует. Вы будете в великой скорби. Мир станет веселиться, а вы – печалиться». Христос обозначает здесь время между Своей смертью и воскресением, т.к. тогда вера учеников будет как бы подавлена и смущена. «А мир возрадуется». Христос предсказывает и радость мира. Что для святых является скорбью, то для грешников является радостью. Во-первых, те, которые являются чужими Христу, будут предаваться своему плотскому веселью, и нисколько не будут интересоваться их печалями. Во-вторых, враги Христа возрадуются, надеясь, что одержали победу над Ним и положили конец Его влиянию. Когда пригвоздили Христа к кресту, первосвященники веселились. Подобно тому, как веселились живущие на земле убийству двух свидетелей (Отк.11.10). «Но печаль ваша в радость будет». Под радостью Он подразумевает здесь духовную радость, а не то, что ученики впоследствии освободятся от всякой печали. Мы знаем, что апостолы, когда несли служение в мире, сносили оскорбления, имели много поводов для печали. Но, особенно после принятия Святого Духа, они героически попирали всё, что грозило им злом. Пав на время духом, они затем окрылились и восторжествовали в самых лютых битвах. Итак, в свое время вернется к ним радость. Как радость лицемера, так и печаль истинного христианина кратковременна. Ученики обрадовались, увидев Господа после воскресения из смерти. Их печаль по поводу страданий Христа превратилась в такую радость, какую не могли отравить и омрачить никакие их собственные страдания. Хотя в их служении много было скорбей, однако сердца их были исполнены радости. Сказанное Христом относится также и ко всем Его верным последователям. И характеризует общее положение христиан.
16.21 «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир». Христос подтверждает предыдущее предложение подходящим сравнением или притчей. Больше того, Он яснее излагает Свою мысль: печаль учеников не только обратится в радость, но и несет в себе повод или семя этой радости. Женщина, когда рождает, терпит скорбь. Она переносит острые приступы боли. Потому что пришел час ее, час, определенный природой и Провидением. Час, которого она ждала и которого она не может избежать. Но когда родит младенца, стоны и воздыхания остаются позади. Слово, которое здесь применяется, подразумевает либо сына, либо дочь, т.е. младенца человеческого рода. Теперь скажем о скорбях учеников Христа в этом мире. Они подобны мукам рождения, тяжелы и неизбежны, но продлятся недолго и часто кончаются радостью. Они пожнут плоды своего служения и своих скорбей. Тогда тяжелый труд и страдания, перенесенные в этом мире, уже не будут вспоминаться. Часто случается, что люди, забыв о прошлой печали, полностью предаются ликованию. Учение же это полезно и для нас. Как только мы возрождаемся Духом Христовым, в нас тут же должна возникнуть радость, устраняющая ощущение страданий.
16.22 «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». Христос имеет в виду, что снова посетит их благодатью Своего Духа. «Так и вы теперь имеете печаль». Они имеют печаль, потому что Он оставляет их. Это подразумевается в антитезисе «но я увижу вас опять». Когда Он уходит от учеников, они не могут скрывать смятения. И Христос замечает эти горести. Он дает им более щедрые, чем прежде, заверения в том, что радость вернется к ним. Три момента отмечаются относительно этой радости. (а) Причина ее: «Я увижу вас опять». Я посещу вас, чтобы узнать о вашем состоянии и послужить вам утешением. Христос, по милости Своей, вернется к тем, кто Его ожидает, хотя, казалось бы, Он на малое время оставил их. Когда люди возвышаются, они едва удостаивают взгляда нижестоящих. Но возвысившийся Христос посещает Своих учеников. Не только они воззрят на Него в Его славе, но и Он также воззрит на них в их ничтожестве. Возвращение Христа есть возвращение радости для всех Его учеников. (б) Ее сердечность: «возрадуется сердце ваше». Божественное утешение наполняет сердце утешением. Сердечная радость постоянна, а не мгновенна. Она является тайной радостью, она сладостна, наполняет доброго человека чувством глубокого удовлетворения. Она устойчива. Ученикам Христа следует сердечно радоваться Его возвращениям, радоваться искренно. (в) Ее продолжительность: «Радости вашей никто не отнимет у вас». Люди будут стараться отнять у них их радость. Но им это никогда не удастся. Некоторые понимают под этой радостью вечную радость прославленных людей. Полагаем, что речь идет здесь о духовной радости освященных, в частности, радости апостолов в их служении.
16.23 «И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам». В целях большего утешения учеников Христос обещает им, что они получат ответы на свои вопросы. Спрашивать можно двояко: расспрашивая, как делают невежды, и, прося, как делают нуждающиеся. «И в тот день вы не спросите Меня ни о чем». Пообещав ученикам радость, соединенную с мужеством и стойкостью, Христос говорит теперь об иной духовной благодати, которую собирается им дать. А именно: о просвещающем свете, который вознесет их до уразумения небесных тайн. Они будут обладать ясным познанием евангельских тайн, т.к. их умы откроются для разумения. И им не нужно будет спрашивать ни о чем. Они получат путем откровения познание большее, нежели то, которое получали до сих пор путем прилежного слушания. Раньше они задавали Ему вопросы невежественные (Ин.9. 2), амбициозные (Мф.18.1), недоверчивые (Мф.19.27), неуместные (Ин.21.21), любопытные (Деян.1.6). Но после того как на них излился Дух Святой, они уже не задавали ни одного из этих вопросов. Ибо они постоянно испытывали на себе Божье водительство. Когда мы задаем вопросы, это означает, что мы в затруднении или, по крайней мере, в нерешительности. Однако нам следует стремиться к приобретению такой уверенности в разумении, чтобы не колебаться. Но неуклонно идти ясным путем истины и долга. «Истинно, истинно говорю …». Это здесь ясно выраженное обетование. Предшествует обетованию этому вступление, которое делает его ненарушимым, и не оставляет места ни для каких сомнений. «Истинно, истинно говорю вам» – Я поручаюсь вам в этом Моей искренностью. Само обетование является богатым, ясным и сладостным. Так что больше нечего и желать. Мы читали о том же чуть выше (Ин.14.13). Он говорит: «О чем ни попросите …». Здесь дается наставление, как мы должны обращаться к Богу, а именно: просить Бога во имя Христа. Т.е. обращаться к Богу как к Отцу и приходить к Нему как дети; а к Христу как Посреднику, и приходить к Нему как просители. Обращение к Отцу включает в себя искание духовных благословений с уверенностью в том, что их можно получить только у Бога. Оно включает также смирение перед Ним вместе с доверием Ему как Отцу. Который способен и готов помочь нам. Обращение во имя Христа включает в себя признание нашего собственного недостоинства какой бы то ни было милости у Бога. А также согласие с установленным Богом способом общения с Ним посредством Его Сына. И полное упование на Христа как на Господа, Который есть оправдание наше. Здесь говорится и о том, каков будет наш успех – «даст вам». Чего больше можем мы желать, как не восполнения наших нужд. И, более того, исполнения наших желаний, соответствующих воле Божьей. Христос Сам не нуждался в том, что Он приобрел ценой Своей смерти. Но предназначил это для того, чтобы передать Своим верным последователям, уплатив за это высокую цену. Которая была принята Отцом как вполне достаточная. Он посредством этого обетования как бы выписывает чек на сокровища в небесах, который мы должны представлять посредством молитвы. Мы должны просить во имя Его о том, что было приобретено и обещано в соответствии с истинной целью Нового Завета. Нам не следует обращаться к разным покровителям.
16.24 «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна». Этот стих является приглашением приходить к Богу с прошением. Считается вполне достаточным, если великие люди мира сего позволяют к ним обращаться. А Христос призывает нас просить. «Доныне вы ничего не просили во имя Моё». Христос оглядывается на их прошлый опыт. Слова этого отрывка можно отнести либо к содержанию их молитв, либо к тому имени, на которое они опирались в своих молитвах. Перефразируем Его слова: «Вы ничего не просили по сравнению с тем, что можете и будете просить, когда произойдет излияние Святого Духа». Мы видим, каким великодушным благодетелем является Господь Иисус. Он дает просто и настолько далек от упреков за то, что часто и много дает нам, что, скорее, более склонен упрекать нас в редких и ограниченных прошениях. Вы ничего не просили по сравнению с тем, в чем вы нуждаетесь, и что Я имею и пообещал вам дать. Они молились неоднократно, но никогда еще не молились так определенно во имя Христа, как теперь Он указал им делать. Ибо Он еще не возносил той великой жертвы, на основании которой наши молитвы должны приниматься. И не приступил еще к Своему ходатайству за нас. До сих пор они изгоняли бесов и исцеляли болезни во имя Христа как Мессии и Сына Божьего, но не могли еще молиться во имя Его как Ходатая. «Просите и получите». Это относится ко времени полного явления славы Христа, которое должно было последовать вскоре. Христос смотрит вперед, на их будущее служение. Здесь Он побуждает их просить обо всем, в чем они нуждались и что Он пообещал дать им. Он заверяет их в том, что они получат просимое. Всё, о чем мы просим, руководствуясь принципом милости, Бог милостиво дает нам. Это нечто большее, чем простое обещание, что Он даст это. Он не только даст это, но и даст нам утешение и пользу от этого. «Чтобы радость ваша была совершенна». Это означает, во-первых, благословенный результат молитвы веры. Если мы хотим, чтобы радость наша была настолько совершенной, насколько может она быть совершенной в этом мире, то мы должны усердно молиться. Или, во-вторых, положительный ответ на молитву: «Просите, и вы получите то, что сделает вашу радость совершенной». Божьи дары, передаваемые нам через Христа, наполняют сокровищницу души, исполняют ее радостью. Просите о даре Святого Духа, и вы получите его. Познание, которое Он даст, умножает радость, делает вашу радость совершенной.
16.25 «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце». Христос дает им это объяснение, прямо относящееся к Его обещанию о том, что однажды им уже не придется больше спрашивать Его ни о чем. Он воодушевлял учеников надеждой на успех, чтобы те не отвергли учения, не разумея его значения. Ведь если у нас нет надежды на преуспевание, усердие к учению непременно ослабеет. «Доселе Я говорил вам притчами», т.е. на языке, казавшемся вам не таким ясным и понятным, каким вы хотели бы слышать. «Но наступает время …». Настолько прямо буду говорить об Отце, насколько вы можете желать. Так что вам уже ни о чем не придется спрашивать Меня. То великое, во что Христос желал ввести их, было познание Бога. «Я возвещу вам об Отце» – Я даю вам столько информации о Нем, сколько вы можете вместить. Желая выразить величайшее благоволение к Своим ученикам, Христос говорит им, в чем оно состоит. Состоит в том, что Он прямо возвестит им об Отце. В познании Бога как Отца Господа Иисуса Христа заключается величайшая тайна для разума. Познание Его как нашего Отца есть величайшее блаженство для воли и для сердца, чтобы мы довольствовались избранием этого блаженства и обладанием им. До сих пор Он говорил им об этом притчами, которые являются мудрыми и назидательными изречениями, но иносказательными по форме и общими по содержанию. Христос многое говорил на очень простом языке и изъяснял Свои притчи ученикам наедине. Но, если учесть их неспособность принимать то, что Он им говорил, то можно сказать, что Он говорил им притчами. Сказанное Им часто было для них как запечатанная книга. Если сравнить то, что Он уже открыл им, когда влагал Свои слова в уши их, с тем, что Он намеревался открыть им, когда вложит Дух Святой в сердца их, то всё до сих пор сказанное было притчами. Святой Дух учит апостолов только тому, что они услышали из уст Христа. Но, просвещая их сердца, Он одновременно изгоняет из них мрак. Т.о., они слышат как бы заново говорящего к ним Христа. Они будут приятно удивлены и почувствуют себя оказавшимися в ином мире, когда получат эту информацию. Когда узнают, какими смутными и загадочными были их прежние представления о божественном мире по сравнению с ясными и отчетливыми понятиями, какие они получат тогда. После излияния Святого Духа они были посвящены в тайну того мира, о котором прежде имели весьма смутное представление. Пока мы находимся на земле, у нас остается много неразрешенных вопросов о невидимом Боге и невидимом мире. Но Святой Дух дает нам об этом определенное представление. Христос обещает им, что их прошения не останутся тщетными. Считается само собой разумеющимся, что все ученики Христа являются людьми молитвы. Он учил их молиться как путем наставления, так и собственным примером. Молитва должны была стать их поддержкой и утешением в то время, когда Его с ними не будет. Они должны были получать посредством молитвы наставление, водительство, силу и успех.
16.26 «В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас». «В тот день будете просить во имя Мое». Христос снова говорит о причине того, почему ученикам будут столь щедро открыты небесные сокровища. Потому что они будут просить нужное им во имя Иисуса Христа. Бог не откажет ни в чем, о чем просят во имя Его Сына. Но, кажется, что здесь в словах присутствует противоречие. Христос сразу же добавляет, что Ему излишне молить о чем-то Отца. Зачем же тогда надо молиться в Его имя, если Он не принял служение Посредника? Сам Иоанн в другом месте называет Его нашим Ходатаем (1Ин.2.1). Также и ап. Павел свидетельствует, что Он ныне молится за нас (Рим. 8.34). То же самое подтверждается в Послании к евреям 7.25. Дадим такое объяснение: Христос не отрицает здесь Свое заступничество. Он только хочет сказать, что Отец настолько любит Его учеников, что без труда даст им всё, о чем ни поросят. Отец придет на помощь так быстро, что как бы упредит великого Ходатая, заступающего за них на небесах. Кроме того, когда говорится, что Христос ходатайствует за нас перед Отцом, мы не должны думать об этом по-плотски. Словно, склонив колени перед Отцом, Он смиренно о чем-то конкретно Его молит. Напротив, сила жертвы, которой Он однажды умилостивил Отца, всегда действенна и животворна. Кровь, которой Он смыл наши грехи и послушание, которое Он показал Отцу, и есть Его постоянное за нас ходатайство. Это замечательное место также учит нас, что мы входим в самое сердце Бога Отца, как только представляем Ему имя Его Сына. Итак, основание для надежды учеников на успех, о чем кратко сказано апостолом Иоанном в 1Ин.2.1: «Мы имеем Ходатая перед Отцом». Христос видел причину не настаивать на этом в тот момент. Но хотел ярче высветить следующую ободряющую мысль: «Не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас». Положим, что Я не скажу вам о том, что буду ходатайствовать за вас. Что буду защищать каждое ваше конкретное дело, какое вы будете иметь на земле. Однако вас должно утешать уже то, что Я установил связь между вами и Богом и открыл для вас путь во святилище. Он говорит так, как будто бы они уже не нуждались ни в каких милостях после того, как Он поручился послать им дар Святого Духа. Послать, чтобы Дух Святой пребывал внутри них. Дух Святой есть и Дух Усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче». Христос говорит, как будто ученики уже больше не нуждались в том, чтобы Он по-прежнему просил о них. Однако мы убедимся в том, что Он делает для нас больше того, что пообещал делать. Люди часто делают меньше, чем обещают, а Христос наоборот: Он превосходит Свои обещания.
16.27 «Ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я вышел от Бога». Эти слова учат нас, что единственная наша связь с Богом Отцом – это соединение с Христом. С Ним мы соединяемся верой и искренней любовью. «Ибо Сам Отец любит вас». Это такое сильное ободрение, что оно, в некотором смысле, заменяет собой все остальные. Он любит нас, и это наиболее сильная наша поддержка во Вселенной. Итак, ученики Христа являются возлюбленными самого Бога Отца. Христос не только отвратил от нас гнев Божий и ввел нас в завет мира и примирения, но и приобрел для нас благоволение Божье и Его любовь. Обратим внимание на то, какое ударение делается на этом факте: «Сам Отец любит вас». Ему благоугодно любить нас. Сам Бог Отец, благосклонности Которого мы были лишены и нуждались в Ходатае перед лицом Его, теперь любит нас. В этом стихе сказано и о причине, почему Он возлюбил учеников Христа. «Потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я вышел от Бога». Т.е. потому, что вы истинные Мои ученики. Это не значит, что любовь началась с их стороны, но это говорит о том, что когда Он Своей благодатью производит в нас любовь к Сыну, то с благословением смотрит на дело рук Своих. Люди, принадлежащие к избранным, прежде своего призвания возлюблены Богом Отцом, Который любит всех Своих еще до их рождения здесь на земле. Но, поскольку они еще не примирены с Ним, то заслуженно считаются Его врагами, как говорит и ап. Павел (Рим.5.10). Именно поэтому говорится, что Бог начинает любить нас, когда мы сами начинаем любить Христа. Итак, отличительный признак учеников Христа: они любят Его, потому что уверовали, что Он вышел от Бога, что Он есть Единородный от Отца и Его уполномоченный в этом мире. Вера во Христа действует любовью к Нему. Гал.5.6 «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью». Если мы верим в то, что Он Сын Божий, то не можем не любить Его как прекрасного в самом Себе. Если мы верим в то, что Он наш Спаситель, то мы не можем не любить Его как самого любезного по отношению к нам. Обратим внимание на то, с каким уважением Христос говорит о любви Его учеников к Нему, и Он как благосклонно принимает ее. Он говорит о ней как о заслуживающей благоволения к ним Отца. Мы расширим слова Господа Иисуса: «Вы возлюбили Меня и уверовали в Меня, тогда как мир возненавидел и отверг Меня; и вы будете отмечены за это». Из этого стиха мы видим, какое преимущество имеют верные ученики Христа. Бог Отец любит их, и любит их потому, что они любят Его Сына. Он так благоволит к Нему, что это благоволение распространяется и на всех Его последователей. Это им дало большое дерзновение: им не надо было бояться приходить к Тому, Кто их возлюбил и желает им добра. В этом есть, во-первых, предостережение против несправедливых мыслей о Боге. Когда мы призываемся ссылаться в молитве на заслуги и посредничество Христа, то это вовсе не означает, будто вся благость сосредоточена только во Христе, а в Боге Отце нет ничего, кроме гнева и радости. Нет, это совершенно не так, Христа определила быть Посредником любовь и добрая воля Отца. Так что заслугами Христа мы пользуемся благодаря милости Бога, Который отдал Его за нас. Во-вторых, это должно питать и утверждать в нас добрые мысли о Боге.
16.28 «Я вышел от Отца и пришел в мир; и опять оставлю мир и иду к Отцу». Эти слова восхваляют божественную силу Христа. Ибо вера наша не утвердилась бы в Нем, если бы не постигла Его божественной силы. Его смерть и воскресение, два основных столпа веры, не помогли бы нам, если бы с ними не была соединена Его небесная сила. Здесь Христос дает Своим ученикам утешение. Он заверяет их в том, что, оставляя этот мир, Он возвращается к Своему Отцу, от Которого вышел. Здесь мы имеем ясное заявление о том, что Христос был послан Отцом, и что Он возвращался к Нему. Это было завершение всего Его земного служения. Он старался запечатлеть в их умах две истины, а именно: откуда Он пришел и куда Он уходил. И что при Своем пришествии Мессия был Богом, явившимся во плоти, и при Своем отшествии принят в славу. Эти две великие истины (пришествие и отшествие Христа) соединены здесь в одно и выражены в нескольких словах. Они здесь сравниваются и противопоставляются друг другу, они подтверждают и иллюстрируют друг друга. Христос похвалил Своих учеников за то, что они поверили в то, что Он вышел от Бога (ст.27). А из этого вытекает необходимость и справедливость Его возвращения к Богу и, по этой самой причине, оно не должно было казаться им ни странным, ни печальным. Должное применение того, что мы знаем и признаем, должно нам помочь понять то, что кажется трудным и сомнительным. Итак, наш Искупитель вышел от Отца, пославшего и благословившего Его, и пришел в этот мир, низший мир, мир людей, с которыми Ему угодно было соединиться посредством воплощения. Здесь было Его поле деятельности, сюда Он пришел, чтобы выполнить Свое особое задание. Он из Своего дворца переселился в хижину – какое это удивительное снисхождение. Когда Он совершил Свое дело на земле, то оставил этот мир и путем вознесения отправился обратно к Своему Отцу. Его никто не изгонял из этого мира силой, но Он Сам покинул его. Тем не менее, Он всё еще пребывает Духом со Своей Церковью и будет пребывать с ней до конца.
16.29 «Ученики Его сказали Ему: вот теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой». Последнее высказывание Христа вызвало удовлетворение учеников. Создается впечатление, будто эти Его слова дали им больше, чем всё остальное слышанное ими. Хотя Он говорил им много подобного этому. И это должно было бы прочно усвоиться ими. Святой Дух подействует через слово, когда Он захочет. Слово, сказанное однажды и в другой раз, и остающееся все-таки незамеченным, может, после многократных повторений достигнуть своей цели. Это заявление Христа помогло им возрасти в познании. Когда они не понимали, что Он сказал, они не говорили: «Ты непонятно говоришь», как бы обвиняя его. Но теперь, когда они поняли, что Он имеет в виду, то воздают Ему славу за снисхождение к их немощам: «Вот теперь Ты прямо говоришь». Божественные истины приносят наибольшую пользу именно тогда, когда они передаются прямо. 1Кор.2.4 «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы». Христос этим высказыванием внезапно окрылил и воодушевил прежде унывавших и сломленных учеников. Ведь тот, кто лишь немного вкусил евангельского учения, воспламеняется душой. И в самой крошечной вере чувствует больше силы, чем, если бы прочел все сочинения Платона. Более того, воздыхание, порождаемое Духом Святым в сердцах благочестивых людей, ясное подтверждение того, что Бог тайным и непостижимым образом в них действует. Иначе ап. Павел не назвал бы эти воздыхания неизреченными (Рим.8.26). Итак, апостолы почувствовали некий прогресс, и радовались, что эти слова Христа для них не явились тайной.
16.30 «Теперь видим, что Ты знаешь всё и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя; посему веруем, что Ты от Бога вышел». Заявление Христа, изложенное в стихе 28, помогло им возрастать и в вере. Предметом их веры являлось следующее: «веруем, что Ты от Бога вышел». Он Сам сказал (ст.27), что они уверовали в это. И они говорят Ему: «Господи! Мы действительно верим в это, и у нас имеются основания для веры, и мы знаем, что мы веруем в это и утешаемся этим». Основанием их веры было всеведение Христа. Он доказал Себя Учителем, пришедшим от Бога, пророком, и более чем пророком – тем, кто знал всё. И они убедились в этом потому, что Он разрешил их скрытые глубоко в сердце сомнения и успокоил не исповеданные ими угрызения совести. Лучше всего Христа знают те, кто знает Его на опыте и может сказать о Его силе: «Она действует во Мне». И о Его любви: «Он возлюбил меня». То, что Он знает помышления и намерения сердечные, доказывает, что Он не только имел божественное посланничество, но и был божественной Личностью, т.е. вечным Словом. В Отк.2.23 Он всем церквам дал уразуметь, что Он испытывает сердца и внутренности. Слова «и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя» могут, во-первых, относиться к склонности Христа учить. Он предваряет нас Своими наставлениями, передает нам сокрытые в Нем сокровища премудрости и ведения, и не нуждается в том, чтобы мы докучали Ему своими просьбами. Либо, во-вторых, к Его способности учить: «В отличие от других учителей, Ты не имеешь нужды в том, чтобы ученики высказывали Тебе свои сомнения, ибо Ты Сам знаешь, на чем они спотыкаются». Самые лучшие из учителей могут дать ответ лишь на то, о чем их спрашивают. А Христос может ответить даже на тайные помыслы, на то, о чем мы боимся спросить, как боялись ученики (Мк.9.32). Так Он может снисходить. Евр.5.2 «Могущий снисходить невежествующим и заблуждающим; потому что и Сам обложен немощью».
16.31 «Иисус отвечал им: теперь веруете?» Это нежный упрек, сделанный ученикам Христом за их уверенность в том, что теперь они понимают Его. Заметив, как они восхищаются своими достижениями, Он сказал: «Теперь веруете?» Теперь думаете, что вы преуспели и утвердились? Теперь считаете, что никогда больше не сделаете грубых ошибок? Увы! Вы еще не знаете, как вы слабы; очень скоро «вы рассеетесь каждый в свою сторону». Мы никогда не знаем толком, чего нам недостает, и как далеки мы от совершенной веры, пока не поймем это на собственном опыте. Тогда сама жизнь покажет, сколь слаба та вера, которую раньше мы считали незыблемой. Это и говорит ученикам Христос, возвещая, что вскоре они все Его покинут. Ибо гонение – пробный камень веры. И когда ее немощь обнаруживается, прежде горделивые и надменные начинают трепетать. Может показаться: либо у учеников вовсе не было веры, либо она полностью угасла, когда, оставив Христа, они рассеялись в разные стороны. Объяснение такое: какой бы невзрачной и незаметной не оказывалась порою вера, всегда остается некий ее зачаток, из которого впоследствии прорастают новые побеги. Здесь мы находим вопрос, который должен был заставить их задуматься: «Теперь веруете?» Если теперь веруете, то почему не веровали раньше? Разве вы не слышали того же самого и прежде? Те, кто приходит к вере после многочисленных наставлений и приглашений, имеют все основания стыдиться того, что они так долго противились. Мог возникнуть и второй вопрос: «Если теперь, то почему не всегда?» Ибо когда настанет час искушения, то исчезнет ваша вера. До тех пор, пока наша вера страдает непостоянством, есть основание сомневаться в ее искренности, и задаваться вопросом: «Действительно ли я верую?»
16.32 «Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною». «Вот, наступает час, и настал уже». Он говорил об этом событии, как о чем-то близком и скором. В некотором смысле настал уже тот час, когда они будут так же избегать Его, как когда-то любили Его. «Что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного». Это предсказание их падения исполнилось в ту же ночь. Когда, после того как Он был схвачен отрядом стражников, «все ученики, оставивши Его, бежали» (Мф.26.56). Они побежали друг от друга, рассеялись каждый в свою сторону, думая только о собственной безопасности. И нисколько не переживая и не заботясь друг о друге. Смутные времена для христиан – это времена рассеяния. Они побежали и от Христа. Им следовало бы выступить в качестве свидетелей Его на суде, поддерживать Его в страданиях. Если бы они и не смогли каким-либо образом утешить Его, то всё же могли бы оказать Ему некоторую честь. Однако они устыдились Его оков и побоялись разделить с Ним Его страдания. И поэтому оставили Его одного. Многие добрые дела оставляются их сторонниками, когда начинается давление со стороны их противников. Если нам придется когда-нибудь обнаружить, что наши друзья поступают с нами немилосердно, то вспомним тогда о том, что так же поступили с Христом и Его ученики. Рассеялись они не в сторону своих владений и жилищ, которые находились в Галилее, а в сторону своих друзей и знакомых, которые жили в Иерусалиме. Каждый пошел своей дорогой туда, где, по его представлениям, он мог бы чувствовать себя наиболее безопасно. Христос и прежде знал, что Его ученики оставят Его в критический момент и, тем не менее, продолжал любить их и не проявлял никакого немилосердия к ним. Мы готовы сказать о некоторых: «Если бы мы могли предвидеть неблагодарность их, то не расточали бы свои милости по отношению к ним». Христос же предвидел всё это, однако был всё так же добр к ним. «Но Я не один, потому что Отец со Мною». Он не хотел, чтобы ученики подумали, будто Он жалуется на то, что они оставят Его, как если бы это могло причинить Ему какой-то реальный ущерб. Ибо Он уверен в присутствии с Ним Отца. Мы можем расценить это как привилегию, принадлежащую только Господу Иисусу. Отец взял на Себя труд быть с Ним во всё время совершения Им Своей великой жертвы. Если Отец сопутствовал Ему во всем Его предприятии от начала и до конца, значит Он благоволил к Нему. Слова Христа: «Но Я не один …», мы можем расценить и как привилегию, принадлежащую всем верующим вообще, на основании их союза с Ним. До тех пор, пока нас окружает милостивое присутствие Бога, мы будем чувствовать себя счастливыми и должны оставаться спокойными. Даже если весь мир отвернется от нас.
16.33 «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир». Он обещает им, что они будут иметь мир в Нем, какие бы скорби не встретились им в этом мире. Потому что Он победил его. И чтобы они не должны рассчитывать на что-либо другое. Цель, которую преследовал Христос в Своей прощальной проповеди ученикам, заключалась в том, чтобы они имели в Нем мир. Он сказал им всё это для того, чтобы они, владея Им, могли лучше владеть самими собою. В Нем мы имеем мир с Богом, поэтому, находясь в Нем, мы обретаем мир своим душам. «В мире будете иметь скорбь». Эти слова говорят о приеме, который они, несомненно, должны были встретить в этом мире. Они не будут иметь внешнего мира, и не стоит ждать его. Хотя они и были посланы провозглашать мир земле и благоволение Бога к человекам, тем не менее, они должны были ожидать встретить скорбь на земле и недоброжелательность от людей. Люди гонят учеников Христа в этом мире, потому что они слишком хороши, намного лучше их. А Бог позволяет делать это, потому что для Него они еще недостаточно хороши. Люди замышляют отторгнуть их от земли, а Бог помышляет путем страданий усовершить их для неба. Т.о., находясь между миром м Богом, они будут иметь скорбь. «Но мужайтесь». Господь хочет не сломить нашу душу, но, скорее, научить нас сражаться еще мужественнее. А этого не может быть, если мы не будем уверенными в успехе. Поэтому Христос учит: Он победил мир не ради Себя, но именно ради нас. Не только утешайтесь, но и будьте мужественными, не падайте духом, всё будет в порядке. Обязанность и личная заинтересованность учеников Христа заключаются в том, что среди скорбей, причиняемых им в этом мире, быть мужественными, сохранять радость в Боге, что бы ни довлело над ними. И сохранять свою надежду на Бога, что бы ни угрожало им. Даже если их и огорчают, потому что окружающий мир не может не огорчать их. Тем не менее, всегда радуются, всегда ликуют (2Кор.6.10), даже и в скорбях (Рим.5.3). «Я победил мир». Это основание для ободрения учеников. Победа Христа есть торжество христианина. Христос победил сатану, разоружил его и изгнал его. Он победил грешников этого мира, обратив многих из них в веру, пленив их в послушание Своему Евангелию. И сделав их сынами Своего Царства. Он говорит (расширим Его слова): «Я победил мир, и вы победите его. Хотя в мире вы будете иметь скорбь, тем не менее, вы достигнете своей цели и завоюете мир». Он победил нечестивых этого мира, ибо Он много раз приводил Своих врагов в молчание и стыд. Дух Святой делает учеников способными делать то же самое. Он победил зло этого мира, подчинившись ему: Он претерпел крест, пренебрег его посрамлением. Он также победил доброе этого мира, умерев за него. Мирская слава и мирские удовольствия не имели никакого значения в Его глазах. Никогда еще не было такого завоевателя мира, каким является Христос. И это должно воодушевлять нас, потому что Христос победил мир раньше нас. Он освободил нас от его власти, как Вождь нашего спасения. Мы имеем часть в Его победе: Его крестом мир распят для нас. А это означает, что он не господствует над нами. Мы приоритет даем не благам этого мира, а сокровищам неба.