ПРОПОВЕДИ
Благость как проявление Духа Святого
Гал.5.22,23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость,
милосердие, вера, кротость, воздержание».
В стихах 19-21 апостол осудил всю человеческую природу, поскольку та производит на свет лишь порочные и негодные плоды. Теперь он учит, что все добродетели, честные и благонравные чувствования происходят от духа. Т.е. они происходят по благодати Божьей. Мы уже рассмотрели любовь, радость, мир и долготерпение как проявление Святого Духа, теперь переходим к благости.
В Послании к ефесянам ап. Павел говорит о том, что христиане должны жить совершенно по иным нормам, нежели грешники. Еф.5.8,9 «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине». Эти слова означают, что образ жизни грешников не подобает настоящему положению эфесян. Ибо хотя в прошлом они были невозрожденными язычниками, были некогда тьма, однако теперь они пережили большую перемену. Прежнее их состояние он называет тьмой. Они жили порочной нечестной жизнью, поскольку были лишены как внешнего света наставлений, так и внутреннего просвещения от Духа Святого. Апостол напоминает им об их прошлой жизни, чтобы вызвать благодарность Богу у них. Тьмой апостол называет всю природу человека до его возрождения. Ведь там, где не светит истина Божья, нет ничего, кроме духовной слепоты. Но Божья благодать произвела великую перемену в душе эфесян. Теперь они свет в Господе, т.е. просвещены Словом Божьим и Духом Святым. «Теперь» – это когда они уверовали в Спасителя Христа и приняли Евангелие. Чада света, согласно еврейскому языку – это просвещенные люди, наделенные познанием и святостью. Будучи чадами света, они должны поступать в соответствии со своим положением и привилегиями. И жить согласно тем обязательствам, какие они налагают на них. Они должны усердно искать, в чем состоит воля Божья, и своим подчинением ей доказать, что признают ее. Обратим внимание на следующее: мы должны не только опасаться и избегать того, что неугодно Богу. Но познавать, что угодно Ему и держаться как можно дальше от греха. Апостол советует несколько средств против грехов. Если мы не хотим быть запутанными в похотях плоти, то должны приносить плод Духа. От чад света ожидается, что, будучи просвещенными, они будут освящаться Духом, и проносить плод Его, состоящий во всякой благости, т.е. в склонности делать добро и оказывать милость другим. И в праведности, означающей справедливое отношение к другим. И всё это должно быть в истине, т.е. в искренности сердца.
Во 2-ом Послании к фессалоникийцам ап. Павел молится за них, чтобы Бог продолжил начатое доброе дело и «совершил всякое благоволение благости» (2Фес.1.11). Благоволение Божье означает Его благие намерения относительно Своего народа, вытекающие из Его благости и исполненные благости к ним. Именно из нее проистекают к нам все блага. Если в нас есть что-то доброе, то это является плодом благости Божьей в нас и обязано благоволению Его благости к нам, поэтому и называется благодатью. У Бога, у Его благоволения и благодати имеется множество разнообразных намерений относительно Его народа. Много добрых дел благодати начато в сердцах детей Божьих, которые исходят из благоволения благости Божьей к ним. И мы должны их желать. И мы должны желать, чтобы все они были совершены нами до конца.
Исходя из добрых даров Божьей щедрости к нему, Давид делает вывод о постоянстве и бесконечности Его благости и милости. Пс.22.6 «Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни». Давид с большой уверенностью рассчитывает на Божье благоволение. В стихе 1 он сказал: «я ни в чем не буду нуждаться». Но здесь он говорит более уверенно и всеобъемлюще. Его надежда возрастает, а его вера, будучи испытанной, усиливается. Самое главное для него – благость и милость Божья. Он знает, что все потоки милости текут от источника поддерживающей, прощающей, защищающей и обеспечивающей милости Бога. Благость и милость будут следовать за ним всюду, при всех обстоятельствах. Они будут сопровождать его до самого последнего дня. Ибо кого Бог любит, того будет любить до конца. Некоторые богословы считают, что здесь представлена перспектива блаженства в будущем состоянии. И слова Давида следует понимать так: «Благость и милость сопровождали меня во все дни моей земной жизни, а когда она закончится, я переберусь в лучший мир и пребуду в доме Господнем многие дни, в доме своего Отца на небесах. Я доволен тем, что имею здесь на земле, но еще больше доволен тем, что надеюсь иметь на небе». Тогда мы увидим, что служим благому Господину.
Давид выражает свое упование на Бога в том, что в нужное время он увидит благость Господа, проявленную к нему здесь на земле живых. Ибо если только Бог не совершит этого, он ослабеет от страданий. Пс.26.13 «Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых». Даже наилучшие святые могут ослабеть, когда их бедствия становятся скорбными и утомительными. Их дух подавляется, сердце ослабевает. Но именно тогда вера становится целебным средством, она поддерживает человека от падения под этой тяжестью и от отчаяния. Поддерживает их надежды, молитвы, упование, их добрые мысли о Боге. Давид был уверен, что увидит благость Господа, Который сейчас, как казалось, удалился на расстояние. Тот, кто живет верой в благость Господа, в должное время окажется вблизи этой благости. Давид надеялся увидеть всё это в этом мире. Он верил, что переживет свои бедствия, и не погибнет от них.
В Послании к галатам ап. Павел призывает всех христиан быть благими, каждому на своем месте. Гал.6.10 «доколе есть время, будем делать добро всем, и наипаче своим по вере». Если мы хотим быть истинными христианами, то нам недостаточно просто быть благими. Мы должны делать добро всем людям. Мы не должны ограничивать свою благость слишком узкими рамками, как склонны были поступать иудеи и иудействующие христиане. Но мы должны быть готовы расширить свою благость так, чтобы вместить всех подобных нам, в соответствии с нашими возможностями и нуждами людей. Однако особую заботу следует проявлять о своих по вере. Хотя не исключаются и все остальные, однако им следует отдать предпочтение. Бог благ ко всем, но особенно благ к Своим рабам. И мы и в этом должны подражать Богу. Дух Божий действует в нашем сердце, используя нас для помощи тем, кому плохо. Он может при этом подтолкнуть нас на какие-то действия, непонятные нам и окружающим. Он дает нам возможность творить добрые дела и говорит: «Не проходите мим! Сделайте это просто из любви ко Мне». Улыбнитесь незнакомому человеку, помогите в трудную минуту, поддержите добрым словом, советом, кошельком – просто так, ради Христа и без всякой задней мысли. А Бог делает так, что люди смогут разглядеть Его Дух. Ваша благость поможет им убедиться, что Бог их любит, и что Христос умер и за них. Через вас люди увидят, как прекрасен наш Спаситель.
Люди, не имеющие сострадания, подобны холодному ветру. Встретив их, вы желаете поскорее распрощаться с ними. Написано про одного человека, который ненавидел мальчика-почтальона, который приносил ему плохие вести, словно тот был виноват в его проблемах. Ничем нельзя оправдать враждебность по отношению к тому, кто слабее или находится ниже по социальному уровню. Бог разъяснил эту истину израильтянам, повелев проявлять такое отношение к тем, кто находится в худшем положении, какого они желали бы применительно к себе самим. Он напомнил, что они сами были пришельцами в чужой земле и должны знать, что значит работать на тех, кто не имеет сострадания. Исх.22.21 «Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле египетской». Для христиан существует та же ответственность по отношению к униженным и оскорбленным, что существовала для израильского народа. Мы можем доказывать, что если мы сами о себе не позаботимся, то никто этого не сделает. Но Бог повелел нам любить ближних и проявлять благость по отношению к ним. Он напоминает нам, что если мы забудем о том, что значит находиться на дне, то уже не будем достойны стоять на вершине.
Когда Господь Иисус смотрел с креста на Мать Свою, сердце Его разрывалось на части. Он понимал, что Матери было больнее всех, и позаботился о Ней, даже умирая. Мы не хотим быть равнодушными к чужому горю, желаем плакать с плачущими. Но при этом понимаем, что нашей боли и близко не сравниться с болью тех, кто потерял родного для себя человека. Но это не оправдание нашему бессердечию. Бог хочет, чтобы мы разделяли чужую боль, замечали ее, молились за тех, кому больно, говорили добрые слова и творили добрые дела.
Отношения между Давидом и царем Саулом были весьма странные. Давид несколько раз приходил на помощь Саулу (и гусли в руки брал, и меч), был лучшим другом сыну царя Ионафана, взял в жены его дочь Мелхолу. Кто мог бы быть ближе к царю, чем такой человек? Но Саул возненавидел Давида (знал, что Бог отнимет у него царство и передаст Давиду). Саул дважды метал в него копье, когда тот играл ему на гуслях. А потом Саул и вовсе отправил войско свое, чтобы найти и убить Давида. Но что же случилось, когда Давид мог беспрепятственно убить Саула? Он этого не сделал, а всего лишь отрезал у Саула край одежды (и даже в этом потом раскаялся – 1Цар.24). Когда потом они сошлись лицом к лицу, Давид сказал царю «А рука моя не будет на тебе» (1Цар.24.14). Саул увидел, что Давид на его зло отвечал добром, и разрыдался. Иногда нам приходится иметь дело с людьми, которые делают нам только зла (по крайней мере, нам так кажется). Так давайте же, поступать так, как Давид, как хочет Бог. Т.е. удерживаться от зла и продолжать творить добро.
Честный и добрый таксист больше часа колесил по улицам большого города в поисках женщины, забывшей на заднем сиденье его такси сумочку с большой суммой денег. Коллегам, насмехавшимся над ним за то, что он не присвоил деньги, он сказал: «Я последователь Иисуса Христа. А зачем ходить в церковь, если не выполняешь того, чему Он учит?» Честные люди могут быть жестокими. Добрые люди могут быть слабыми и порочными. Только если вы совместите честность и доброту, вы получите замечательное сочетание, которое принесет честь Богу и станет благословением для других.
В Послании к колоссянам ап. Павел дает наставления относительно взаимной любви и сострадания. Кол.3.12 «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение». Мы должны не только совлечься гнева и ярости (ст.8), но и облечься в милосердие и благость; не только перестать делать зло, но и научиться делать добро; не только не вредить никому, но всем делать добро, какое можем. Аргумент, используемый апостолом для усиления этого увещания, очень трогателен. Святые являются избранными Божьими. А избранные Божии суть святые и возлюбленные Его. Избранные Богом, святые и возлюбленные Его должны во всем вести себя как подобает таковым. Так, чтобы не потерять ни репутации святых, ни утешения избранных и возлюбленных. Тем, кто свят перед Богом, подобает быть смиренными и любящими всех людей. Мы должны облечься, в том числе, и в благость. Избранным Божьим подобает быть учтивыми, вежливыми, благосклонными к людям. Ибо задача Евангелия состоит не только в том, чтобы смягчить сердца, но и сделать их нежными, содействовать дружбе между людьми, так же как и примирению их с Богом.
Боже! Просим, помоги нам, детям Твоим, облечься в милосердие и благость.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что Твоя благость производит большие перемены в душе Твоих детей. Благодарим, что теперь, после того, как уверовали в Спасителя Христа, мы просвещены Словом Божьим и Духом Святым. Просим, помоги нам поступать в соответствии со своим положением и привилегиями, жить согласно тем обязательствам, какие они налагают на нас. Помоги нам приносить плод Духа Святого, состоящий во всякой благости. Мы благодарим за Твои благие намерения относительно Своего народа, вытекающие из Твоей благости и исполненные благости к нам. Благодарим, что если в нас есть что-то доброе, то это является плодом Твоей благости к нам. Мы благодарим, что много добрых дел благодати начато в сердце детей Твоих, которые исходят из благословения благости Твоей к ним. Просим, помоги нам, детям Твоим, в том, чтобы все они были совершены нами до конца. Просим, помоги нам облечься в милосердие и благость. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.