ПРОПОВЕДИ
Долготерпение как проявление Святого Духа
Гал.5.22,23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение,
благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».
В предыдущих стихах апостол осудил всю человеческую природу, поскольку та производит на свет лишь порочные и негодные плоды. Теперь он учит, что все добродетели, честные и благонравные чувствования происходят от духа. Т.е. они происходят по благодати Божьей. Мы уже рассмотрели любовь, радость и мир как проявление Святого Духа. Теперь переходим к долготерпению.
Дети не любят ждать. Мы часто слышим от них: «Я хочу сразу же», «Мы еще не приехали?»; «Можно нам открыть подарки?» и т.п. Взрослея, мы учимся науке терпения и ожидания. Многие осознают, что ждать трудно, но это часть жизни. Бог, находящийся вне времени, желает видеть в нас веру, умеющую терпеливо ожидать. Такое терпение – один из признаков настоящей духовности, качество, могущее развиваться только с годами. Многие Божьи мужи стали таковыми благодаря терпению. Иаков ждал семь лет, пока сможет жениться на Рахиль, а потом, обманутый тестем, работал еще семь лет за нее (Быт.29). В Послании к евреям ап. Павел показывает, как необходимо в нашем настоящем положении благодать терпения. Евр.10.36 «Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное». Здесь речь идет об обещанной награде. Большая часть блаженства детей Божьих дана в обетованиях. Прежде, чем получить обещанное, они должны исполнить волю Бога. Они должны иметь терпение для того, чтобы ожидать времени, когда обещанное исполнится. Они должны с терпением проходить свое жизненное поприще, пока Бог не отзовет их. В этом состоит испытание веры христиан, когда им приходится смиряться с жизнью после того, как их труд завершен. И ожидать, пока наступит Божье время для воздаяния. Те, кто имел терпение и уже много упражнялся в нем, должны еще запастись им и еще больше упражняться в нем, пока не умрут. Терпение нам необходимо не только потому, что оно должно продолжаться до самого конца. Но и потому, что у сатаны имеется множество способов внушить нам тревогу. Поэтому, если мы не наделены чудесным терпением, то тысячу раз сломаемся прежде, чем пройдем даже половину пути. Наследие вечной жизни для нас уже несомненно, но поскольку жизнь эта подобна спортивному соревнованию, надо непрестанно стремиться к достижению цели. На самом же пути встречается множество препятствий и трудностей, которые не только задерживают нас, но и полностью прекратили бы наше продвижение вперед, если бы в душе не имелось великого мужества к продолжению брани. И сатана в качестве проверки насылает на нас всякого рода скорби. Наконец, христиане никогда не сделают и двух шагов без крайнего измождения, если не будут укрепляться терпением. И никогда не получат наследия, называемого здесь «обетованием».
Вспомним стих Отк.2.2 «Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое». Христос выражает эфесской церкви похвалу. Из Его слов можно понять, что недостаточно быть только усердными, надо быть и терпеливыми, переносить страдания, как подобает Его добрым воинам. Христиане должны иметь и развивать в себе великое терпение (долготерпение). И никакой христианин не может обойтись без него. Необходимо иметь такое терпение, чтобы переносить как зло, причиняемое людьми, так и укоризны от Бога. Иметь такое терпение, чтобы ожидать, когда, исполнив волю Божью, мы получим обещанное. Терпеливое ожидание, как уже и сказали, служит многим целям. В частности, оно доказывает и нашу веру. Плач Иеремии 3.26 «Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа». Те, чье терпение слабое, часто сдают позиции первыми, а обладающие долготерпением, возрастают в вере. Читая рождественское повествование в Евангелии от Луки, мы узнаем о двух людях, доказывающих свою веру терпеливым ожиданием. Симеон и Анна ждали долго, но это время не прошло даром. Они удостоились увидеть пришедшего в мир Мессию (Лк.2). Если мы не получаем мгновенного ответа на молитву, это еще не повод сдаваться. Научимся терпеливо ждать.
В своем Послании ап. Павел просит Бога за колоссян, чтобы они укреплялись. Кол.1.11 «Укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью». Он просит, чтобы они укреплялись против искушений сатаны и исполнились силой для исполнения всех своих обязанностей. Наше великое утешение состоит в том, что укрепляющим нас является Бог силы и славного могущества. Где есть духовная жизнь, там возникает нужда в духовной силе, необходимой для всех проявлений этой жизни. Укрепляться – это значит исполняться благодатью Божьей для каждого доброго дела, быть способным исполнять свои обязанности. Источником этой силы является благословенный Дух Святой. Средством для получения этой силы является Слово Божье, т.к. через него Дух Святой сообщает нам ее. Достигается это посредством молитвы. Обетования Божии, на основании которых мы просим у Бога духовных сил, не ограничены. И поэтому не будем ограничивать свои надежды и желания. Ап. Павел просил, чтобы колоссяне укреплялись всякою силою. Он подразумевает, что мы должны исполняться той всякой силой, в какой нуждаемся, чтобы быть способными исполнять наши обязанности или сохранять непорочность. Он подразумевает той благодати, какая достаточна для всех жизненных испытаний и способна помочь нам в час нужды. Фраза «по могуществу славы Его» означает, что не по нашей слабости сообщается нам сила, но по могуществу Бога, от Кого мы ее получаем. Когда Он дает, то дает достойное Себя самого. И когда Он укрепляет, то укрепляет так, как подобает Ему самому. Эта сила особенно предназначается для перенесения страданий. Ап. Павел просит, чтобы колоссяне не только получили поддержку в скорбях, но и укрепились в них. Дети Божьи по «могуществу славы Его» укрепляются для того, чтобы иметь всякое терпение. Т.е. мы не только терпеливо переносим скорби, но принимаем их как дар от Бога и благодарим за них. Когда мы хорошо переносим скорби, как бы многочисленны они не были и какими бы тяжелыми не были сопровождающие их обстоятельства, тогда мы переносим их со всяким терпением. «Всякое терпение» включает в себя все виды терпения: не только за перенесение чего-то, но и ожидание чего-то с терпением. Чадо Божье укрепляется и для того, чтобы иметь долготерпение («великодушие» во многих переводах Библии излагается как «долготерпение»). Т.е. верующий должен переносить скорби не только в течение какого-то срока, но так долго, как будет угодно Богу продлить их. И при этом мы должны не только терпеть, но и радоваться во всех житейских испытаниях. Ибо Бог дает их нам для нашего блага. Особенно радоваться тому, что удостоились пострадать за имя Христа.
Мы можем понаблюдать, с каким долготерпением строят птицы свои гнезда. Их терпение является поистине впечатляющим. И может послужить для нас добрым примером. Стараясь жить для Христа, мы испытываем трудности, которые смущают нас и выбивают из колеи. Однако, полагаясь на Бога, мы можем черпать в Нем силу, даже когда решение проблем приходит не сразу. Бог допускает в вашей жизни обстоятельства, кажущиеся слишком трудными? У Него есть цель: Он производит в нас терпение. Пусть же от этого терпения произойдет опытность, а от нее – надежда. Рим.5.3-4 «от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда». «От скорби происходит терпение» – это первый благословенный результат, который верующие извлекают из своих страданий. Слово «терпение» не следует понимать лишь в смысле молчаливой покорности страданию, но в греческом оригинале это слово означает, прежде всего, «стойкость, выдержку». От христиан требуется стойкость и терпение до конца. Неверующие люди из-за страдания теряют выдержку, ропщут на Бога и проклинают Его. Люди, которые лишь внешне приняли Слово Божье, но не имеют корней, во время испытаний или искушений отпадают. А люди, которые воистину укоренены во Христе, из-за скорби всегда становятся более стойкими, глубокими и серьезными в благочестии. Страдание у них при этом производит особое терпение. Тот же самый верующий человек, который во времена благополучия был исполнен притязаний и нетерпения, так что при малейшем затруднении он жаловался и роптал как на Бога, так и на людей, из-за долговременного страдания становится терпеливым и довольным душой. Как Бог, так и люди становятся для него хорошими. Благодаря упражнению в терпении, мы приобретаем «опытность». Мы убеждаемся в Божьей верности и способности помочь нам во всякой нужде. И нам открывается сила Божья в нашей немощи.
В Библии рассказано о царе Сауле, который дорого заплатил за поспешность. Он хотел, чтобы Бог благословил израильтян на битву с филистимлянами, и он пошел на поводу у собственного нетерпения. Когда Самуил не прибыл в назначенное время для принесения жертвы, Саул не удержался и нарушил Божье повеление (1Цар.13). По-видимому, он решил, что он стоит выше закона, и самовольно возложил на себя полномочия священника. Ему казалось, что можно ослушаться Бога без серьезных последствий. Придя, Самуил укорил царя за непослушание и предрек, что за это Бог отнимет у него царство. Нежелание ожидать побудило гордеца действовать поспешно. Его нетерпение явило недостаток веры.
Порой нам кажется, что Бог оставил нас, т.к. не дает мгновенного ответа. Тогда мы взываем: Пс.142.7 «Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает». Но ожидание Божьего ответа делает нас людьми крепкой веры. Давид провел много лет, ожидая собственного воцарения и спасаясь от гнева Саула. Он писал: Пс.26. 14 «Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое». Давид стал мужем «по сердцу» Божьему, терпеливо ожидая исполнения Его воли. Если нас тревожит промедление со стороны Бога, вспомним, что Он воспитывает в нас веру и терпение, совершенствует наш характер. Иак.1.2-4 «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения. Зная, что испытание вашей веры производит терпение. Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка». Скорби и бедствия могут быть уделом самых лучших христиан. Эти внешние бедствия или скорби являются для них испытаниями. Мы не должны погружаться в печальное и безутешное состояние духа, т.к. это будет ослаблять нас в наших испытаниях. Но должны стремиться сохранять свой дух бодрым, постараться понять истинный смысл наших переживаний и извлечь из них для себя наибольшую пользу. Во время испытаний необходима глубокая вера в христианские истины и непоколебимая преданность им. Та вера, о которой говорится здесь, что она испытывается в страданиях, заключается в доверии могуществу Божьему. Испытание одной добродетели (веры) производит другую – терпение. Это терпение не пассивное, но активное качество. Оно делает человека победителем в невзгодах и над ними. Будем стараться заботиться о том, чтобы в дни испытаний в нас действовали не страсти, а терпение. Чтобы во всем, что мы говорим или делаем, в нас говорило и действовало терпение.
Есть такие люди, с которыми трудно иметь дело. Эгоизм, раздражительность, зависть и другие пороки переполняют их и препятствуют установлению добрых отношений с ними. Мы порой ловим себя на мысли, что жизнь была бы намного легче, если бы нам не приходилось сталкиваться с подобными личностями. Богу подобным образом приходится терпеть нас каждый день. Это понимание должно побуждать нас проявлять то же терпение к людям, какое Бог к нам проявляет ежедневно. В Послании к ефесянам ап. Павел побуждает читателей вооружиться «всяким смиренномудрием, и кротостью, и долготерпением, снисходя друг к другу любовью» (Еф.4.2). Терпение поможет нам кротко относиться к недостаткам других, не гневаясь и не отдаляясь. Напротив, мы сможем проявлять милосердие вопреки всем проявлениям плоти с их стороны. Если хотим, чтобы Бог принял нас, мы должны принимать ближних.
Господь Иисус! Помоги нам терпеливо служить Тебе и ближним. Помоги нам совершать свой жизненный путь до конца.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, дай нам осознать, что наш долг – терпеливо служить Тебе и ближним, молиться, твердо верить и совершить свою миссию до конца. И верить в то, что Ты нас слышишь сквозь жизненные штормы, ветры, бури и грозы. Просим, даруй нам терпение, научи нас ожидать, надеяться, верить. Даруй нам терпение, умевшее переносить бесчисленные обиды и оскорбления. И вести себя спокойно, когда нас раздражают. Проявлять смирение, кротость и доброту, прощать до седмижды семидесяти раз. Научиться владеть собой и быть добрыми и милосердными к тем, кто нас огорчает. Помоги нам терпением успокоить уставшую в бедствиях душу, непрестанно взывая к Тебе. Если нас тревожит промедление с Твоей стороны, помоги нам вспомнить, что Ты воспитываешь в нас веру и терпение, совершенствуешь наш характер. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.