ПРОПОВЕДИ
Мир как проявление Духа Святого
Гал.5.22,23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение,
благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».
В предыдущих стихах апостол осудил всю человеческую природу, поскольку та производит на свет лишь порочные и негодные плоды. Теперь он учит, что все добродетели, честные и благонравные чувствования происходят от духа. Т.е. они происходят по благодати Божьей. Мы уже рассмотрели любовь и радость как проявление Святого Духа. Теперь переходим к миру.
В Евангелии от Иоанна Христос дает Своим ученикам и такое утешение, что, благодаря действию пребывающего в них Святого Духа, они будут находиться под влиянием Его мира. Ин.14.27 «Мир оставлю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается». Собираясь покинуть эту Землю, Христос оставил ученикам Свой мир. Он не только предоставил им право на него, но он будет владычествовать в них. Мир Христов включает в себя мир с Богом и мир друг с другом. Но здесь, прежде всего, подразумевается мир наших сердец, спокойствие духа, вызываемое сознанием того, что мы оправданы перед Богом. Этот мир является дополнением к нашему прощению. Такой мир Христос называет Своим миром. Этот мир завещается ученикам и последователям Господа, всем истинным христианам, которые будут подвергаться скорбям и нуждаться в мире. Это наследство оставляется особым образом. Христос не просто приветствует Своих словами «Мир вам!» Его мир не простая формальность, а истинное благословение. Мир, который дает Господь, такого свойства, что его не могут дать никакие улыбки этого мира и никакие его хмурые взгляды не могут отнять его. Дары (в том числе и мир) этого мира имеют отношение только к плоти, и они временны. Христовы же дары обогащают душу навеки. То, что дает окружающий нас мир – это суета и ложь, которые обманут нас. Христос же дает настоящие благословения, которые никогда не подведут нас. Мир дает и порой забирает назад. Мир Иисуса Христа никогда не отнимется. Его мир обладает несравненно большей ценностью, нежели тот, который дает этот мир. Сердце наше не должно смущаться ни от каких прошлых или нынешних бедствий и не устрашаться никакими грядущими бедствиями. Кому дан мир, даруемый Христом, не должен предаваться чрезмерной печали или страху.
В конце второй мировой войны в США семерым пленным итальянцам из лагеря военнопленных приказали помочь расписать кирпичные стены церковного здания. Пленные не очень-то хотели помогать своим врагам. Они согласились потрудиться при условии, что это будет зачтено не как подневольный труд, а как вклад в дело христианского братства и взаимопонимания. Но когда они стали работать над росписью и резьбой по дереву, изображая Тайную вечерю, они почувствовали поток доброты. Никто не говорил о войне, о прошлом, потому что они теперь были заняты делом мира и любви. Мы вокруг себя видим, что куда ни ткни, обстановка для мира Божьего самая неподходящая, миром и покоем вокруг нас и не пахнет. Тут обида, там раздражение, скандал конфликт, проблемы, беды. Но мир может появиться там, где его не ждут. Ап. Иаков нам говорит: Иак.3.17,18 «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия, беспристрастия и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир». Излагается красота мудрости, сходящей свыше и противопоставляется мудрости, исходящей из преисподней. Вспомним, что истинная мудрость – это дар Божий. Мудрость, сходящая свыше, мирна. Кто действительно мудр, тот делает всё для сохранения мира, чтобы он не нарушился. А там, где он потерян, творит его, чтобы он мог быть восстановлен. Эта мудрость делает людей миролюбивыми. Она будет продолжать сеять плоды праведности в мире и, если это возможно, созидать мир на земле. А то, что посеяно в мире (в покое), произведет плоды радости. Пусть другие пожинают плоды раздоров со всеми выгодами, которых они ожидают от них для себя. Мы же, дети Божьи, будем продолжать миролюбиво сеять семена праведности. И тогда можем быть уверены в том, что наш труд не будет тщетен. Так давайте будем просить Господа, чтобы, где бы мы ни были, Он нас использовал как Своих миротворцев.
Патриарх Исаак жил среди филистимлян (Быт.26). Он стал так богат и силен, что филистимляне начали побаиваться его и просили его уйти с их земли. Он мог проигнорировать эту просьбу, но Исаак этого не сделал и перебрался в соседнюю долину. В этой долине его отец Авраам много лет назад выкопал несколько колодцев. После смерти Авраама филистимляне засыпали эти колодцы. И всякий раз, когда Исаак какой-то колодец откапывал, филистимляне утверждали, что это их колодец. Исаак не спорил с ними, но шел и шел дальше, пока не пришел туда, где филистимляне уже больше не оспаривали его право на источники воды. Таких людей, как эти филистимляне, любить трудно. Но Господь Иисус говорит, что их всё равно нужно любить, нужно за них молиться и благотворить им, т.е. делать им добро (Мф.5.44). Это нелегко, и от этого вредный человек, может быть, вредным быть не перестанет. Но нам сказано: Рим.12.18 «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». Спокойствие и такой образ жизни, который делает христиан приятными для окружающих их людей, не последнее их качество. Если мы к этому стремимся, то должны быть наделенными не только прямотой, но и приветливостью и приятностью нрава. Наш характер должен привлекать не только добрых и праведных людей, но и нечестивых. Но здесь нужно проявлять двойную предосторожность. Во-первых, чтобы мы не настолько захотели стать приятными, чтобы отказались сносить ненависть из-за имени Христова. Во-вторых, пусть приятность не вырождается в соглашательство, чтобы не льстили мы людским порокам под предлогом сохранения мира. Поскольку не всегда можно достичь мира со всеми, апостол и добавляет две оговорки: «если возможно» и «с вашей стороны». Т.о., по обязанности благочестия и любви мы не должны нарушать мир, если только нас не вынуждают к этому извне. Ибо подобает из-за усердия к миру многое сносить, прощать проступки, не требовать полного правосудия. Однако всё это делать так, чтобы быть готовыми и к войне, если потребуют обстоятельства. Ведь не может случиться так, чтобы у войска Христова был вечный мир с тем окружающим миром, князь которого – сатана.
Рассмотрим, как мы можем быть в мире с Богом. Рим.5.1 «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа». Апостол учит тому, что покой и мир утверждаются там, где верой достигли праведности. Мир – это особый плод праведности по вере – плод Святого Духа. Ибо если кто захотел бы успокоить совесть свою делами (что наблюдается у невежественных и мирских людей), напрасными были бы его усилия. Так что, либо исполнена душа пренебрежения и забвения о суде Божьем, либо исполнена она трепета и страха, пока не успокоится во Христе. Ибо Он один есть наш мир. «Мир с Богом» вызывает спокойствие, которое рождается от ощущения того, что Бог с нами примирился. Такого спокойствия нет у людей, ложно уповающих на свои дела, ни у закоренелого грешника, который не успокаивается, опьяненный сладостью пороков. Хотя ни тот, ни другой могут не вести открытой войны с Богом, но они неправильно приступают к судилищу Божию.
В Послании к филиппийцам сказано о том, как обрести мир в испытаниях. Флп.4. 6,7 «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом. И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». Бог не нуждается в том, чтобы мы говорили Ему о своих нуждах или желаниях. Он знает их лучше, чем мы можем поведать о них. Но Он хочет узнать о них от нас, чтобы мы показали, как высоко ценим Его милости, и признали свою зависимость от Него. Результатом этого будет мир Божий, т.е. утешительное сознание того, что мы имеем мир с Богом и Его благоволение к нам. Мы имеем также упование на небесное блаженство и сладостное общение с Богом. Т.о., мир Божий является величайшим благом, какое невозможно выразить или оценить.
В книге 1Царств в главе 25 мы находим историю о выдающейся женщине Авигее. Она смогла сыграть роль миротворца и своим умом и смелостью уберечь будущего израильского царя Давида от совершения ужасного греха. Вот как было дело. Чтобы спастись от злобы царя Саула, Давид был вынужден скрываться от него в пещерах, горах и лесах. Вокруг него собралось человек 600 с семьями. Несколько месяцев они стояли станом у горы Кармил, где паслись и стада Навала (мужа Авигеи). Люди Давида помогали охранять скот от разбойников пастухам Навала. Наступило время стрижки овец, и Давид послал отроков к Навалу, человеку весьма богатому, с просьбой о вознаграждении. 1Цар.25.8 «дай же рабам твоим и сыну твоему Давиду, что найдет рука твоя». Но тот отказался и обошелся с посланниками Давида очень грубо. Разгневавшись, Давид решил убить самого Навала и всех мужчин в доме его. Когда Авигея узнала, что случилось, быстро собрала солидный запас пропитания, пошла навстречу Давиду и людям его, и принесла искренние извинения за грубое обхождение с ними ее мужа. Давид понял, что Авигея уберегла его от страшной мести, им задуманной, и прославил Бога. Господь Иисус сказал: Мф.5.9 «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими». Он имел в виду тех, кто использует влияние свое для того, чтобы установить мир на Земле: как в обществе, так внутри себя, как дома, так и в других местах. Говоря о миротворцах, Господь подразумевает тех, кто старается вселить в сердца людей любовь друг к другу, уча на основании Евангелия, что «любовь есть исполнение закона» (Рим.13.10).
Жизнь порой бывает невыносимой. Тогда сердце часто наполняется страхом, а разум наш не видит выхода, душу терзают сомнения, даже молиться становится трудно. Но те из нас, кто знает Господа, всегда могут найти в Нем убежища от бурь жизни. И пусть неистовые ветры обрушиваются на нас, пусть свирепые волны одна за другой накатываются на душу, в ней будет царить мир и покой. Некий старый моряк говорил: «Когда обрушивается шторм, нужно повернуть корабль в определенном направлении и держаться этого курса». И нам, христианам, нужно поступать так. Нужно поставить нашу душу на Божий курс и не сворачивать. Надо держаться Господа, и тогда, что бы ни произошло, корабль нашей веры устоит. Вспомним стих из книги пророка Исаии. Ис.26.3 «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он». Жизнь бросает вас как щепку? Вспомните урок старого моряка. Сосредоточьте мысли на Господе, просите у Него помощи. Доверьтесь Ему, и мир Божий наполнит ваше сердце среди самого свирепого шторма. Секрет мира в душе – всё передать Богу. Только Князь мира, Иисус Христос дает совершенный мир.
Представим себе море, которое никогда не успокаивается. Именно так описывает пророк Исаия нечестивых людей. Ис.57.20 «А нечестивые – как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь». Их жизнь, как пенистое и волнующееся море, которое никогда не знает покоя (стих 21). Мир и покой доступны только тем, кто верует во Христа Иисуса. И мы не просто можем быть в мире с Богом. Божий мир поселится в наших сердцах (Ин.14.27). Если у вас нет мира, если у вас в душе сплошное волнение, обратитесь верою к Христу. Он силен успокоить беспокойное море вашей жизни.
Боже! Наполни наше сердце Твоим миром среди самого свирепого шторма.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что мы имеем мир в Иисусе Христе. Ибо в таком мире смысл жизни и счастье человека. Просим, помоги нам жить в таком мире, по-настоящему доверяя Господу Иисусу. И умирать точно так же, без страха. Помоги нам с верой смотреть на Господа, если жизнь наша штормит, как море. Потому что Он силен успокоить беспокойное море нашей жизни. Благодарим Тебя, Господь Иисус, что Ты зовешь беспокойных душ, чтобы они нашли в Тебе покой. Просим, используй нас как миротворцев, где бы мы ни были. Мы знаем, что будет нелегко нам с теми, кто лишь свое видит. Просим, помоги нам любить того, кто нас обидит. Дай нам спокойствие и такой образ жизни, который делает нас приятными для окружающих нас людей. Мы благодарим за то, что, оправдавшись верой, мы имеем мир с Тобой. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.