ПРОПОВЕДИ
Вера как проявление Духа Святого
Гал.5.22,23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение,
благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».
В стихах 19-21 апостол осудил всю человеческую природу, поскольку та производит на свет лишь порочные и негодные плоды. Теперь он учит, что все добродетели, честные и благонравные чувствования происходят от духа. Т.е. они происходят по благодати Божьей. Мы уже рассмотрели любовь, радость, мир, долготерпение, благость и милосердие как проявление Святого Духа. В этой проповеди мы поговорим о вере.
Римский правитель Фест при разговоре с ап. Павлом не допускал мысли о том, что чудесное изменение образа жизни каким-то образом связано с Иисусом Христом. Он отверг свидетельство апостола как невероятное. Фесту следовало бы поверить словам апостола, что он говорил «слова истины и здравого смысла». Деян.26.25 «Нет, достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла». Апостол почтительно возражает Фесту. Людей надо прощать за невежество, если те не восстают открыто на Бога. Он учитывал и личные достоинства Феста – тот имел законную власть. Однако при этом апостол продолжает отстаивать за Словом Божьим подобающую ему славу. Он не кичится своим остроумием, не отстаивает свою мудрость, он довольствуется тем, что учит только истинному и здравому. Доброе наставление должно быть направлено на твердое назидание в истине. Бог не требует от нас веры в абсурд. Но Он требует, чтобы мы верили в то, что Он говорит через Библию. Даже если мы не понимаем пути Господни, мы можем и должны положиться на достоверность Его Слова. А в Слове Своем Он обещает изменить нашу жизнь, если мы доверимся Ему.
Один юморист написал: «Когда мне было тоскливо, друзья ободряли меня: «Не унывай! Могло быть и хуже». Утешение «Не унывай» редко помогает людям в беде. Люди хотят услышать ободряющую весть, что жить станет легче. В дни пророка Михея нечестность и неверность окружающих: горожан, правителей и даже судей была ужасающей. Моральное падение нации достигло такого уровня, что невозможно было довериться даже самым близким родственникам или друзьям (Михей 7.5-6). Некоторые люди надеялись, что пророк объявит им, что в стране близится пробуждение. Но он должен был сказать им, что близится Божий суд. Приближалось нашествие ассирийцев. Михей видел и то, что случится после суда, когда народ будет поклоняться Богу и иметь благословения. Иные могли назвать его пессимистом, но на самом деле он был реалистом. И мы можем быть надеющимися реалистами. Верой мы можем проникнуть сквозь беспросветную мглу и увидеть вечную славу, которая ожидает нас. Вера всегда смотрит вверх. Мы должны всем сердцем полагаться на мудрость и истинность Слова Божьего и верить, что Бог может сделать то, что обещал, и обязательно сделает.
Через Библию Бог ясно учит нас, что мы не принесем в своей жизни никакого плода, если не начнем на практике жить тем, во что верим. Можно круглые сутки читать Библию, молиться ночи напролет, не пропускать ни одного собрания в церкви. Но плода у нас не будет, если у нас не будет действующей веры. Можно судить о том, разумны ли претензии человека на веру, если нет достойных и необходимых ее плодов. Воображать, что одного исповедания веры, без дел благочестия и послушания, достаточно, чтобы устоять перед Богом, равносильно притязаниям на то, что любовь и милосердие могут выдержать испытание без дел милосердия. Иак.2.17 «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе». Мы слишком склонны довольствоваться одним только исповеданием веры и рассчитывать, что оно спасет нас. Говорить: «Мы верим в догмы христианской веры» – это удобная и дешевая религия. Но воображать, что этого достаточно, чтобы привести нас в небо – это величайшее заблуждение. Рассуждающие таким образом оскорбляют Бога и обманывают свою собственную душу. Мнимая вера так же омерзительна, как и мнимое милосердие. То и другое доказывает, что сердце мертво для всякого истинного благочестия. Богу не может нравиться мертвая вера, вера без дел.
Моисей послал в землю обетованную двенадцать соглядатаев. Те увидели, что земля хороша. Но десятеро из них испугались исполинов и укрепленных городов. Двое же, Халев и Иисус Навин поверили в то, что Бог им даст эту землю. И не обманулись. Они сказали: Чис.13.31 «Пойдем и завладеем ею». Библия позорит представителей 10-ти колен за их неверие. От них не требовалось, чтобы они полагались на человеческий фактор, т.к. им были явлены видимые знаки Божьего присутствия и сила Божья, которая будет выступать на их стороне. Они должны были рассуждать так: «Если мы не можем иметь дела с ними, то разве этого не сможет всемогущий Бог? И разве есть для Него что-либо невозможное?» Они многократно видели в Египте так и после выхода оттуда, насколько могущественна рука Бога. Разве не были египтяне намного сильнее их? Тем не менее, Бог вывел их из Египта, несмотря на противодействия фараона. Бог щедро благословляет тех, кто живет верой и кого не остановят сомнения и страхи.
Своим последователям Господь Иисус говорил, что им нужна детская вера (Лк. 18.15-17). А ап. Павел говорит, что младенческую веру нужно оставлять. Вера детская и вера младенческая – это две разные вещи. Вот главные различия между ними. Вера младенческая считает, что у истинных христиан нет никаких проблем. Что Бог всегда отвечает на их молитвы «да». Что вера поможет всегда понимать, что делает Бог. Вера детская видит, что наша сила в признании слабости нашей. Детская вера поможет нам быть с Богом даже тогда, когда мы не понимаем, что делает Бог. Она не сомневается, что Бог хочет, чтобы мы были святы. И что через страдания и проблемы Бог нас делает лучше. Т.о., суть в том, что младенческая вера направлена на себя и свои желания. Бог якобы должен нас оградить от всяких неприятностей и обеспечить все удовольствия. Детская вера направлена к Богу. Она верит, что Бог – наш любящий Небесный Отец, что даже проблемы наши и испытания служат нам во благо и обращаются во славу Божью.
Некоторые дети Божьи порой сомневаются, есть ли у них настоящая вера. Им библейское определение или описание сущности веры не дают покоя. Евр.11.1 «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Трудно бывает всегда найти в себе такую веру, непоколебимую уверенность. Надежда и вера сопровождают друг друга. Т.е. то, что составляет предмет нашей надежды, то является и объектом нашей веры. Вера состоит в убежденности в том, что Бог исполнит всё обещанное для нас во Христе, а также в ожидании осуществления этого. Эта уверенность так сильна, что дает человеку, в некотором смысле, обладание тем, во что он верит. Оно осуществляется в его душе как первый плод, или как предвкушение плода. Христос обитает в душе посредством веры, и душа исполняется полнотой Божьей в той мере, в какой она может вместить ее в данный момент. Вера делает реальным для духовных очей то, чего не могут видеть физические глаза. Вера есть согласие души с божественным откровением. Она ставит на них свою печать, что Бог истинен. Она одобряет, принимает всё то, что Бог открыл как святое, доброе и справедливое. Она помогает душе применять всё это к самой себе с радостью и усердием. Она призвана заменять верующему видение и быть для души всем тем, чем являются для тела ощущения. Не сама по себе приходит уверенность, а тогда, когда мы, несмотря ни на что, верим Христу и Его Слову. Если вопреки сомнениям мы все-таки верим, вот тогда-то и появляется уверенность в Боге. Вспомним о тех, кто принес веру во Христа через испытания, беды и муки. Они вам скажут, что в самые тяжкие моменты Господь был к ним так близок, что они и подумать не могли усомниться в Его обетованиях. Храните веру и послушание Иисусу Христу и Его Слову. И тогда и уверенность появится.
В Евангелии Ин.4.46-53 мы находим повествование о том, что царедворец попросил у Иисуса Христа помощи. Это свидетельствует о его определенной вере. Но то, что он предписал Господу сам способ оказания помощи, говорит о его невежестве. Вот почему Господь мягко упрекнул царедворца, который умолял Его прийти и исцелить его сына. Он сказал в ответ на просьбы отца: «пойди, сын твой здоров». И отец уверовал по одним только словам Христовым. А вера у него была настоящая – ведь он пошел. По пути домой царедворец узнал от своих слуг, что сын его исцелился в тот самый час, когда Господь сказал: «сын твой здоров». Мы часто поражаемся, как чудно Бог отвечает на наши молитвы. Но как бы нам за чудесами не забыть Бога, Кто эти чудеса творит. Рано или поздно нам придется довериться Богу в болезни, печали или разочаровании. И вот тогда нам придется ходить верой, а не видением. 2Кор.5.7 «Мы ходим верою, а не видением». Вера сама по себе заслуженно противопоставляется видению. Ведь она воспринимает то, что сокрыто от человеческого взора, простирается на то, что еще не стало явным. Верующим необходимо надеяться сверх надежды. Сейчас еще то, на что они надеются, сокрыто, и вера есть лицезрение не явленных нам вещей.
Когда ап. Павел пришел в Верию, он встретил там евреев, которые «были благомысленнее фессалоникских». Деян.17.11 «Они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так». Ап. Лука хвалит верийцев за то, что те с готовностью и усердием приняли Евангелие. Затем за то, что, ежедневно исследуя Писание, они тем самым укрепляли свою веру. Первый шаг веры состоит в том, чтобы мы проявили готовность следовать за Христом. И, отбросив плотской разум, явили себя обучаемыми и послушными. Лука говорит, что верийцы в укреплении своей веры проявляли немалое усердие. Ведь многие люди, возгоревшись в самом начале, затем предаются лени и не заботятся о преуспевании, губят в себе всякое семя веры. Здесь можно привести возражение. Т.к. проверка – знак сомнения, отсюда следует, что у этих людей не было веры, с которой соединена уверенность. На это возражение можем сказать, что нельзя понимать слова Луки в том смысле, будто верийцы судили и спорили о том, надо ли принимать истину Божью. Они лишь проверяли учение Павла свидетельствами Писания, не иначе как золото проверяется огнем. Итак, незыблемой бывает аксиома: никакое учение не достойно веры, кроме того, которое мы видим основанным на Писании. Т.о., исследование и проверка не противоречит послушанию веры. Убежденность веры не мешает ее подтверждению. Называем подтверждением то, когда истина Божья всё больше и больше запечатлевается в нашем сердце, хотя и прежде не подвергалась нами сомнению.
О сущности и значении веры прочитаем из Евр.11.6 «Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». Мы не можем прийти к Богу без действующей веры. Ищущий Бога должен веровать, что Он есть, и что Он такой, каким открывает Себя в Библии – бесконечно совершенный Бог в трех лицах: Отца, Сына и Духа Святого. Перед искателем Бога открываются три пути. Первый из них – природа. Ап. Павел писал: Рим.1.20 «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны». Второй путь – совесть, данный нам Богом компас, который указывает, где добро, а где зло (Рим.2.14,15). Но самый убедительный путь – это испытание Бога на деле (личный духовный опыт). Вера в существование Бога должна внушать нам благоговейный трепет и быть для нашей души уздой, удерживающей нас от греха. А также быть стимулом, побуждающим нас к послушанию. Слова «ищущим Его воздает» следует понимать так. Через грехопадение мы потеряли Бога, потеряли божественный свет, божественную жизнь и любовь. Потеряли подобие Божие и общение с Ним. Но мы можем вновь найти всё это через Иисуса Христа. Бог указал нам пути и средства, какими Он может быть найден нами: внимать Его словам, соблюдать Его заповеди, надлежащим образом исполнять свои христианские обязанности, повиноваться указаниям Его провидения. И во всем смиренно ожидать Его благодатного присутствия. Уж слишком велик Бог, чтобы Его можно было доказать. Некий богослов сказал, что такого бога, которого можно доказать, не стоит и доказывать. Но если мы уверуем во Христа как своего Спасителя, Дух Его даст нам уверенность в том, что вера наша покоится на надежном основании.
Боже наш! Умножь и укрепи веру нашу.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что мы можем верить в то, что Ты говоришь нам через Библию, что мы можем положиться на достоверность Твоего Слова. Просим, помоги нам всем сердцем полагаться на мудрость и истинность Твоего Слова и верить, что Ты можешь сделать то, что обещал, и обязательно сделаешь. Велики дела, что Ты творишь, глубоки все Твои помыслы и думы. Мы благодарим, что Ты посвятишь в них детей Твоих. Благодарим, что верой мы можем проникнуть сквозь беспросветную мглу, которая нас окружает. Когда страшит нас то, что грядет, дай нам верить в то, что Ты близок, что Ты нас к спасению приведешь. Просим, помоги нам осознать, что во всякий день нам нужна вера, чтобы жить, молиться и трудиться. Нужна вера, чтобы заражать других своим примером и чтобы греху не покориться. Просим, благослови нас, чтобы мы жили верой и чтобы нас не остановили сомнения и страхи. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.