ПРОПОВЕДИ
Вы примете силу Духа Святого
Деян.1.8 «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой,
и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и в Самарии,
и даже до края Земли».
Перед вознесением Господь Иисус поручает ученикам дело и заверяет их в том, что они смогут достичь поставленной перед ними цели. Однако для этого им надо принять силу свыше, силу Святого Духа. Итак, Христос повелевает ученикам терпеливо ожидать обещанного Духа Святого, а также быть внимательным к порученному им служению. Говоря «примете силу», Он напоминает апостолам о собственной немощи, чтобы те не стремились раньше времени к тому, чего не могут достичь. И Господь уверяет их, что они примут небесную силу не напрасно. Они будут свидетелями Ему, свидетелями Его славы. И их удостоверение не останется тщетным, ибо его примут и в Иерусалиме, и по всей Святой земле, и даже до края земли. Они удостоверят и подтвердят свое свидетельство не под присягой, как обычные свидетели, а при помощи чудес и сверхъестественных даров. Своей силы для этого у них не было. Им также недоставало мудрости и мужества. Они не посмели выступить в защиту Христа на суде над Ним. Но они примут силу Духа Святого, сошедшего на них. У них появится мудрость и сила для проповеди Евангелия, мудрость для того, чтобы подтверждать Евангелие ссылками на Писания. И подкреплять его чудесами и перенесением страданий. Те, кто свидетельствует о Христе, обретут силу для дела, назначенного им Господом. Тех, кого Господь привлечет к служению Себе, Он приготовит для него и поддержит в нем. Их свидетельство примет немало людей, а те, кто не примет, останутся на суде Божьем без извинения. Свет их воссияет над всей Иудеей. Затем они продолжат свое дело в Самарии, хотя прежде им запрещалось проповедовать в самарийских городах. Свидетельствуя о Христе, они дойдут даже до края Земли и станут благословением для всего мира. Христос хочет сказать, что трудиться для Его Царства предстоит не один день. Ведь Его последователям надо озарить евангельским учением весь земной шар. Кроме того, Господь опровергает ложное мнение иудеев, в т.ч. и апостолов, о Божьем народе. Они считали, что к Божьему народу относятся лишь те, кто был по плоти рожден от Авраама. Христос свидетельствует, что и все другие страны следует присоединить к священному народу, чтобы они стали причастниками той же благодати.
В главе 2 книги «Деяния» сказано о том, что все исполнились Духа Святого. Деян.2.4 «И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им изрекать». Евангелист Лука говорит нам о наличии немедленного результата и одновременно указывает, для какой цели давались языки. Апостолы исполнились Духа Святого с большей полнотой и силой, нежели прежде. Потом Лука говорит, что пришельцы из разных мест были поражены, слыша, как апостолы вещали на их собственном наречии. Поэтому некоторые считают вероятным, что апостолы не говорили разными языками. Язык был один, но каждый воспринимал его так, словно слышал речь на родном языке. Итак, они считают, что звук их голоса по-разному воспринимался разными слушателями. Другие полагают, что ученики действительно говорили на разных языках, иначе чудо произошло бы не с ними, а с их слушателями. И Дух Святой был бы дан не столько апостолам, сколько другим людям. Вспомним, что в стихе 1Кор.14.18 ап. Павел благодарит Бога за то, что говорит на разных языках. Он, в самом деле, присваивает себе их понимание и употребление. И эту способность он получил не по собственному усердию, но по дару Святого Духа. Из сказанного ясно, что апостолы были наделены различными языками и способностью их понимания. Т.о., велико было то чудо, что люди видели апостолов свободно владеющими разными наречиями. Христос наделил учеников способностью проповедовать каждому народу на его собственном языке. Сам Господь языками не говорил и ученикам не давал, пока был с ними. Но именно говорение языками стало первым плодом излияния на них Святого Духа.
Пришедшие к апостолам люди в замешательстве. Они застигнуты врасплох, они не знают, что им делать. Ап. Петр и другие апостолы кратко объясняют им, как им надлежит поступить и чего им следует ожидать после этого. Ап. Петр призывает их, в первую очередь, покаяться. Деян.2.38 «покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов – и получите дар Святого Духа». Греческое слово «покаяние» означает обращение ума. Чтобы весь человек обновился и стал другим. К сожалению, некоторые словом «покаяние» стали называть определенные внешние обряды. Полагают, что Лука приводит лишь главные моменты проповеди ап. Петра. Надо думать, что ап. Петр сначала призвал иудеев к покаянию, а затем внушил упование на прощение. Ведь он обещал им оставление грехов. Но Евангелие как раз состоит из этих двух частей. Поэтому Господь Иисус, желая кратко передать содержание Евангелия, сказал, что во имя Его надлежит проповедовать покаяние и отпущение грехов. Ведь мы не примиримся с Богом, кроме как посредством Христовой смерти, и грехи наши изглаживаются не иначе как Его кровью. Поэтому ап. Петр отсылает всех людей именно к Нему. В этих словах мы видим содержание всего христианского учения. А именно: человек, отрекшись от себя и от мира, должен полностью посвятить себя Богу. Затем он должен избавиться от смертного приговора незаслуженным прощением грехов, и быть принятым в число детей Божьих. Поскольку ничего из перечисленного не произойдет без Христа, всем предлагается имя Христово как единственная основа для веры и покаяния. Поскольку присутствующие были поражены, видя, как апостолы внезапно стали вещать на иных языках, ап. Петр говорит, что они также будут причастниками этого дара, если обратятся к Христу. Главным было отпущение грехов и обновление жизни. Приложение же состояло в том, что Христос явит в них силу неким видимым даром. Ап. Петр обещает дар Духа Святого, образец которого они видели в говорении на языках. К нам это место прямо не относится. Христос хотел явить в этих чудесах начало Своего царствования. Поэтому они существовали лишь временно. И, тем не менее, слова ап. Петра: «получите дар Святого Духа», неким образом относятся и к нам. Хотя мы не принимаем этот дар, чтобы говорить на иных языках, чтобы быть пророками, чтобы исцелять больных, чтобы творить чудеса, он дается верующим последующих поколений для чего-то более полезного. Сюда относятся: для того, чтобы мы верили сердцем к праведности, чтобы языки наши упражнялись в исповедании истины, чтобы мы перешли от смерти в жизнь. Нам даются дары и для того, чтобы мы, будучи духовно нищими, обогатились. Наконец, чтобы мир и дьявол не могли нас одолеть.
Нам нередко приходится в различных ситуациях говорить о ранней Церкви, ссылаться на нее и обращаться к ее истории. В стихах 42-47 второй главы мы читаем о прошлом ранней Церкви, о ее первых днях, о том времени, когда она была в самом нежном, младенческом возрасте, а также о ее непорочности, свойственно младенчеству. Члены ранней церкви соблюдали священные обряды, преуспевали во всяком благочестии, святости и преданности служению. Они проявляли усердие и постоянство в проповеди Слова. Они постоянно пребывали в учении Христа (апостолов), не отрекаясь от него и не оставляя его никогда. Эти слова можно понять еще и так: и оставались у апостолов в постоянном обучении или наставлении. Люди, преданные Христу, должны с желанием слушать Его Слово, ибо через это прославляется Христос, а мы назидаем себя на святейшей вере. Члены ранней церкви не оставляли общения святых. Они каждый день единодушно пребывали в храме. Они не только были привязаны друг к другу, но и много общались друг с другом и много времени проводили вместе. Удалившись от рода развращенного, от окружающего мира настолько, насколько это было возможно, они при этом не сделались отшельниками. Но сблизились друг с другом, стараясь использовать всякий повод для общения. Они думали друг о друге, сочувствовали друг другу и поддерживали друг друга. Вспомним отрывок из Деян.2.46 «И всякий день единодушно пребывали в храме». Т.о., они пребывали в храме ежедневно, не только в первый день недели (воскресенье) и по праздничным дням. Ученики потому посещали храм, что там было больше возможности и повода распространять Евангелие. Их не только святость места привлекала. Ведь они знали: тень Закона ушла в прошлое. Также не хотели они привлечь к почитанию храма других. Но, поскольку там происходили большие собрания благочестивых, которые искали волю Господа – по этой причине они посещали храм с целью обрести других для Христа. У них также могла быть и другая причина – поучать, наставлять друг друга в общем учении. В частных же домах это было делать менее удобно, особенно, учитывая быстро возрастающую численность Церкви. Они пребывали в храме единодушно. Между ними не отмечалось ни разногласий, ни борьбы; напротив, в их среде преизобиловала святая любовь. Они встречались во дворах храма с иудеями, но держались друг за друга, будучи единодушны в своем отделенном служении.
Ст.46 «Преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца». Есть мнение, что евангелист Лука хочет сказать: они проявляли благочестие не только на публике, но и в своей частной жизни. Сторонники этого мнения считают, что то, что некоторые толкуют хлебопреломление как святую Вечерю, далеко от смысла Луки. Этим стихом Лука хочет сказать, каков был образ жизни самих верующих, чтобы на их примере научить нас бережливости в пропитании, соблюдению простоты жизни, наслаждению духовной радостью и упражнению в восхвалении Бога. Другие толковники считают, что они часто собирались на Вечерю Господню. Преломляя хлеб, они вспоминали смерть Учителя, и не стыдились своей связи с Ним, и притом распятым, и зависимости от Него. Смерть Иисуса Христа забыть они не могли, но, тем не менее, совершали Вечерю в Его воспоминание. Это сделали своей постоянной практикой, поскольку ее учредил Христос для передачи последующим поколениям Церкви. Они постоянно пребывали в молитвах. После излияния Духа Святого они много молились, как и прежде этого события, ибо молитва не прекратится до тех пор, пока они не уступит своего места вечным восхвалениям.
Они преизбыточествовали благодарностью и постоянно хвалили Бога. Деян.2. 47.а «Хваля Бога и находясь в любви у всего народа». Жертва хвалы Богу должна быть частью всякой молитвы. Ее нельзя приносить наспех, скороговоркой. Получившие Святого Духа должны приносить жертву хвалы с усердием. Плод добродетельной жизни – вызывать любовь даже у внешних, неверующих. Нет сомнения, что многие ненавидели учеников Христа. Но Лука говорит о народе вообще, имеет в виду лишь его часть, не зараженную ядом ненависти и презрения к Спасителю. Он кратко сообщает: верующие вели себя незлобиво, чем вызывали у народа приязнь и одобрение.
Евангелист Лука показывает, что сошествие Святого Духа дало заметный плод. Деян.2.47.б «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». Он говорит, что, благодаря Святому Духу, труд учеников не был бесполезен и напрасен. Господь изо дня в день умножал Свою Церковь. Хотя все усердно старались продвигать Царство Христово, Лука приписывает одному лишь Богу честь прилагать внешних к Церкви. Действительно, это – именно Его дело. Служители ничего не достигнут, насаждая и поливая, если Бог не делает их труд действенным силой Своего Духа. Кроме того, обратим внимание на следующее: к Церкви прилагались те, кто в будущем спаслись. Лука учит, что способ достижения спасения состоит в приложении к Церкви. Ведь вне ее не существует отпущения грехов, и так же нет никакой надежды на вечную жизнь. Великое утешение для благочестивых состоит в том, что их приняли в Церковь ради спасения. Поскольку Бог собирает лишь определенное число людей, это ясно говорит об избрании как первопричине нашего спасения.
Боже наш! Веди нас по этой жизни силой Духа Твоего.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Своим служителя Ты даешь силу и мудрость для проповеди Евангелия через Святого Духа. Благодарим, что тех, кого Ты привлечешь к служению Себе, Ты приготовишь для него и поддержишь в нем. Мы благодарим Тебя за то, что верующим нашего поколения Ты даешь дары Святого Духа для того, чтобы мы верили сердцем к праведности , чтобы языки наши упражнялись в исповедании истины, чтобы мы перешли от смерти в жизнь. Чтобы мир и дьявол не могли нас преодолеть. Просим, дай нам постоянно пребывать в учении Христа, не отрекаясь от него и не оставляя его никогда. Дай нам не оставлять общения святых. Силой Духа Твоего помоги нам достичь вечного блаженства в Твоем Царстве. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.