ПРОПОВЕДИ
Милосердие как проявление Духа Святого
Гал.5.22,23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение,
благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».
В стихах 19-21 апостол осудил всю человеческую природу, поскольку та производит на свет лишь порочные и негодные плоды. Теперь он учит, что все добродетели, честные и благонравные чувствования происходят от духа. Т.е. они происходят по благодати Божьей. Мы уже рассмотрели любовь, радость, мир, долготерпение и благость как проявление Святого Духа. В этой проповеди мы поговорим о милосердии. Милосердие – обязательный плод духа человека, освященного Духом Святым и возрожденного Словом Спасителя Христа.
По словарю русского языка Ожегова «милосердие» – готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и т.п. На первый взгляд, милосердие – само собой разумеющееся качество порядочного человека и вовсе не относится к проявлению духа. Однако это только на первый взгляд. Мы живем в жестоком мире, где ненависть заполнила всё жизненное пространство. Она сооружает непреодолимые преграды между народами, общинами людей и даже между членами одной семьи. Человечество богатеет знаниями, но беднеет духом. Планета наша представляется нам театром военных действий.
В 28-й главе книги Деяний мы узнаем о том теплом приеме, который оказали островитяне ап. Павлу и его спутникам, потерпевшим кораблекрушение у их берегов. Деян.28.2 «Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие». Ап. Павел, расхваливая их услуги, показывает этим свою благодарность. Так что человечность к чужим вполне достойна похвалы, т.к. редко встречается в нашем мире. Хотя даже варварским народам общая всем людям природа внушает в подобных обстоятельствах милосердие, всё же, без сомнения, именно Бог склонил душу мелитинцев к милости, чтобы сделать твердым и незыблемым Свое обетование. Бог обещал через апостола Павла, что ни одна душа из плывших на корабле не погибнет. Если бы они, избежав гибели в море, сошли на берег и погибли от холода и голода, то это была бы та же самая гибель. Поэтому Бог заботился о них. По этой причине всякое благо, полученное от человека, следует считать за благо, полученное от Бога. Ибо всякое творение остается таким, каким позволяет ему Бог. Он силен, побудить врагов умилостивиться, когда Ему это угодно. В данном случае Он побудил чужеземцев сделаться друзьями в нужде. Мелитяне были настолько далеки от мысли поживиться за счет потерпевших кораблекрушение (как, возможно, поступили бы некоторые так называемые христиане), что воспользовались этим случаем как поводом проявить свое милосердие. Об этом написано здесь ради нашего назидания, чтобы мы научились соболезновать людям, терпящим бедствие и изнывающим от нищеты, довольствовать их и приходить им на помощь. Если Бог дает нам возможность постоянно помогать бедствующим, то это никак не следует причислять к беспокойствам нашего жизненного жребия. Напротив, возможность проявлять милосердие мы должны считать нашим преимуществом, т.к. «блаженнее давать, нежели принимать». Возможно, точно такой жребий выпал живущим на этом острове варварам в это время.
Образец милосердия находим в служении Господа Иисуса Христа. Все Его поступки, по сути, бесконечное милосердие. Перечитайте Евангелия! Мы увидим потрясающуюся картину милосердия Господа ко всем и всегда. Приведем один пример из многих. Господь в окружении толпы народа. Читаем из Мк.6.34 «Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря». У них не было ни учителей, ни вождей, только духовно слепые книжники и фарисеи. У них не было духовной пищи, лишь человеческие обряды. Тысячи людей, у каждого из которых была бессмертная душа, стояли перед Господом Иисусом беспомощные, ничего не знающие. Широкой дорогой они шли к погибели. Но наш Господь сжалился над ними и начал учить их много. Не будем забывать, что Господь Иисус вчера, сегодня и вовеки тот же, Он никогда не меняется. И сейчас, сидя по правую сторону Бога Отца, Он жалеет заблудших и не имеющих пастыря. Он хочет научить нас многому. Господь по-особому любит Своих овец, которые слушаются Его голоса. Но Он также жалеет всех людей. Мы не должны забывать об этом. Жалеем ли мы людей, блуждающих, как овцы без пастыря? Беспокоимся ли мы о судьбе нераскаявшихся грешников, которые ходят рядом с нами? Используем ли мы каждую возможность, чтобы поспособствовать распространению Евангелия по всему миру? Это очень серьезные вопросы, требующие не менее серьезных ответов. Очевидно, что человек, который не заботится о других людях, не имеет разума Христа. Стоит усомниться, вообще обратился ли такой человек и осознает ли он ценность своей души.
Показав примеры сострадательности и милосердия, Господь предписывает Своим ученикам: Лк.6.36 «будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд». Он показывает ученикам, что, исполняя свой долг по отношению к своим ближним, они должны брать пример с Бога. Если они называют себя «сынами Всевышнего», то должны помнить, что их небесный Отец «благ и к неблагодарными к злым». Они должны учиться быть милосердными, быть похожими на Бога. Каждый год Он благословляет миллионы людей, которые за это даже не благодарят Его. Но всё же Он продолжает их благословлять: «во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся». Каждого, кто исповедует себя сыном Божьим, неблагодарность людей не должна останавливать на пути совершения дел любви и милосердия. Как и их Небесный Отец, они не должны уставать благотворить.
Милосердие начинается и утверждается в сознании человека. Поскольку это плод Духа, то очевидно, что милосердие рождается как результат воздействия Слова Божьего, внушаемого Духом Святым, на разум человека. В душе человека рождается правильное, святое мировоззрение. Милосердие, рожденное от Духа Святого, утверждается в сознании и производит плод милосердия в словах и делах. Все поступки христиан должны быть пронизаны милосердием.
Святой Дух учит нас: Еф.4.29 «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим». По сути, это приказ, чтобы слово христианина было словом милосердия. Милосердие, выраженное языком, создает атмосферу милости и рождает милость. Гнилые, нечистые слова и разговоры так же ядовиты и опасны, как испорченная, протухшая пища. Они исходят из порочного сердца говорящего и доказывают его испорченность. Они развращают умы и нравы слушающих, поэтому христианам следует остерегаться подобных разговоров. Это можно отнести вообще ко всему, что возбуждает различные похоти и страсти в других. Более того, мы должны не только отвергнуть гнилые слова, но и употреблять только добрые, для назидания в вере. Можно принести большую пользу своими словами, если они назидают тех, с кем мы разговариваем. Долг каждого христианина – быть осторожным, чтобы не давать повода к преткновению своими устами, чтобы использовать беседы и разговоры для блага других.
На Земле еще есть места, где много детей, которые не кушали нормальной еды; которые спят на улице, а не в постели; которым никогда не узнать, как выглядит изнутри школа. По одним статистическим данным в наши дни в мире у ста миллионов детей нет папы и мамы, которые могли бы их накормить и дать то, что называется домом. Эти дети никому не нужны и всем только мешают, как мусор под ногами. Этим несчастным детям нужны две вещи: во-первых, надежда, которую дети могут получить от тех, кто хочет их накормить, одеть и дать им крышу над головой. Во-вторых, и это не менее важно, Евангелие Иисуса Христа, Который сказал нам, что, помогая детям, мы делаем Его дело. Мк.9.37 «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня». Сын Божий призывает нас заботиться о самых слабых овцах Его стада. Он подкрепляет Свой призыв удивительными словами: «Принять одно из таких детей во имя Мое – значит принять Меня, а принять Меня – значит принять Бога». Эти слова должны ободрить и тех, кто трудится, чтобы помочь обездоленным, кто собирает вместе детей-сирот и вырывает заблудшие души из плена греха. Для всех этих людей слова Христа – огромное утешение. Труд христиан нелегок, и часто его не ценят по достоинству. Мир может насмехаться и издеваться над верующими. Но они знают, что Сын Божий заповедал им это делать. Они делают, а Он доволен ими. Истинная любовь к Христу должна проявляться в нашем отношении к другим людям. Если мы говорим, что любим Его, но ничего не делаем для блага других людей, в искренности такой любви стоит усомниться. Что бы ни думал мир, Господь Иисус вознаградит Своих последователей в последний день.
На берегу моря прогуливался молодой человек. Он увидел старика, который подбирал выброшенных на берег морских звезд и бросал их назад в море. Старик объяснил, что он спасает их, потому что чуть позже они изжарились бы под лучами солнца. Молодой человек хмыкнул и сказал: «Тут сотни этих звезд. Какая разница? Ведь всех вы всё равно не спасете». Старик посмотрел на морскую звезду, которую держал в руке и уже собирался бросить в море, и сказал: «Какая разница? Для нее большая». Христос всегда видел в толпе конкретных людей, которым нужна была Его помощь. Нас Он призывает делать то же самое: помогать тем, кому можем и там, где можем. И когда вы с особой остротой ощущаете духовные нужды заблудшего мира, не отчаивайтесь. То, чего Бог от вас требует, вам всегда по силам.
Господь соделал нас участниками Своих благ, не получив Сам ничего от нас. Не великое ли безумие получать такие великие дары и, между тем, самому быть нечувствительным и не воздать взаимно за Его благодеяние? Он соделал нас наследниками вечного блаженства на небе, а мы порой не хотим пожертвовать для Него и земным. Он прикрыл нашу наготу, а мы и после этого порой не хотим дать Ему приюта как страннику. Он утолил нашу жажду из Своего сосуда, напоил нас дарами Святого Духа, а мы порой не хотим утолить Его телесной жажды. Мы, получая столь великие дары, остаемся рабами богатства, с которыми, возможно, скоро расстанемся. Как ты предстанешь перед лицом Господа, если к бедным и к нуждающимся остаешься так жесток и бесчеловечен? Ибо в лице их ты питаешь Самого Господа Иисуса. Итак, будем снисходительны и милосердны, чтобы нам не подвергнуться тяжкому наказанию.
Давид был раздавлен обстоятельствами: если бы не помощь Божья, он распрощался бы с жизнью. Он нуждался не только в милости, но и в милосердии Бога. И милосердие Божье должно было принести с собой благодать и заботу в избытке. Эта нежная забота должна была прийти именно от Господа, ибо ничто другое псалмопевцу бы не помогло. В данном случае он мог лишь воздыхать: Пс.118.77 «Да придет ко мне милосердие Твое, и я буду жить». Давид чувствовал, что если Бог не подаст Свою помощь вскоре, то ему грозит верная смерть. И всё же несколькими стихами раньше он исповедал свою надежду на Слово Божье. Ни одно чадо Божье не может жить без милосердия Господа: лишиться Его благоволения для него равносильно смерти. Обратим внимание, какой смысл вложен в слово «милосердие». Это сладкозвучное сочетание: «сердце, исполненное милости». Только тот человек оценит до конца сладость этих слов, кто испытал на себе всю тяжесть скорби и был спасен милосердием Божьим. Воистину, вместе с милосердием Божьим к нам приходит жизнь. Благодаря ему, мы не просто существуем, а живем.
Да придет к нам милосердие Твое, Боже!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за Твое милосердие к грешному человеку. Просим, помоги нам осознать, что это милосердие стоит Тебе многого. Получая прощение грехов и спасение даром, дай нам понять, что это только нам даром, но не Спасителю нашему Иисусу Христу. Ибо Сын Божий отдал ради этого Свою жизнь на кресте. Просим, помоги нам в этом мире быть милосердными, научи быть Твоим светом. Помоги идти к людям и давать надежду тем, кому она нужна. Просим, научи нас соболезновать людям, терпящим бедствие и изнывающим от нищеты, довольствовать их и приходить им на помощь. Дай нам не забывать страннолюбия, дай возможность благотворить. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.