ПРОПОВЕДИ
Христос вознесся на небо и воссел одесную Бога
Деян.1.9 «Сказав сие, он поднялся на глазах их,
и облако взяло Его из вида их».
В чем нам полезно вознесение Христово, мы можем узнать из «Наставлений» Кальвина. Поскольку это – один из главных артикулов веры, евангелист Лука, автор книги Деяний, тщательно удостоверяет этот факт. Больше того, Сам Господь Иисус желал устранить всякие сомнения по его поводу, когда открыто восшел на небеса, и всеми обстоятельствами засвидетельствовал правдивость Своего вознесения. Если бы Он исчез неожиданно, апостолы удивились и усомнились бы. Но теперь, стоя на открытом со всех сторон месте, они ясно видели Его восходящим ввысь. Они следили за Ним своим взглядом, видели, как Его закрыло облако. И поэтому не имели повода усомниться в том, что именно Он восшел. Кроме того, им явились ангелы, подтвердившие восшествие собственным свидетельством. Историю же эту надо было описать столь тщательно ради нас, чтобы мы знали, что Сын Божий живет на небесах. То же, что облако закрыло Его прежде, чем Он вошел в небесную славу, полагаем, произошло для того, чтобы апостолы, довольствовавшись своим, перестали искать большее (не искали больше того, что им дает Бог). Это относится и к нам, всем ученикам Христа. Ум наш не настолько проницателен, чтобы подняться до высоты Христовой славы. Да будет это облако препятствием, обуздывающим нашу дерзость.
Перед Своим вознесением Господь дал ученикам прощальное поручение. Мк.16.15 «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Он поручает ученикам дело, которое они должны исполнять до Его возвращения. Господь Иисус хочет, чтобы мы знали, что весь мир нуждается в Евангелии. Во всех частях земного шара люди одинаковы: они испорчены, грешны и отчуждены от Бога. Цивилизованные и не цивилизованные, в Европе и в Африке, все они одинаковы по своей природе. Они лишены духовного знания, святости, праведности, веры, любви. Всякий раз, когда мы видим необращенного человека любой расы и любой народности, мы видим его со злым сердцем. В его лице мы видим человека, нуждающегося в очищении кровью Христа, в обновлении Духом Святым и примирении с Богом. Господь Иисус хочет, чтобы мы знали, что Евангелие спасения предлагается даром всему человечеству. Каждому человеку должны быть проповедана добрая весть о том, что «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного» и что «Христос пострадал за нечестивых». Мы не имеем права утаить Евангелие от кого-либо. Нам нельзя ограничивать призыв, обращая его только к избранным. Мы не исполняем полностью слова Христа и урезаем их значение, когда не говорим всем и каждому: «Христос желает спасти тебя» и «желающий пусть берет воду жизни даром» (Отк.22.17). Эти слова Христа являются сильным аргументом в пользу миссионерской деятельности. Помните о них и не уставайте трудиться на благо душ всего человечества. Если у вас нет возможности ехать куда-то, то постарайтесь зажечь свет Евангелия прямо за своим порогом. Продолжайте свой труд, не обращая внимания на насмешки тех людей, кто миссионерство не одобряет. Ибо это повеление Господа. А такие люди достойны жалости. Они показывают свое невежество, не знания Библии и воли Христа. Они не понимают того, что говорят.
В стихе 16 говорится об условиях, которые ставятся перед всеми слушателями Евангелия. Мк.16.16 «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Здесь утверждается абсолютная необходимость веры во Христа для спасения. «Кто не будет веровать», тот будет потерян навеки. Человек находится в несчастном и опасном положении. Он может быть крещенным и являться членом церкви. Он может регулярно принимать участие в Вечере Господней. Он даже может соглашаться с правильностью всех основных учений христианства. Но всё это не принесет ему оправдания перед Богом, если у него не будет спасающей веры во Христа. Если только они будут веровать в Евангелие и станут учениками Христа, если отрекутся от дьявола, мира и плоти и посвятят себя Христу как своему Спасителю и Господу, то спасены будут от вины греха и его власти. Есть ли у нас эта вера? Если мы не почувствуем тяжести наших грехов и не будем искать спасения от них через Иисуса Христа, не положимся на Него с верой, то погибнем. Эти слова утверждают и важность крещения. Крещение было установлено как ритуал посвящения, посредством которого принявшие Христа исповедовали свою принадлежность Ему. Но здесь подразумевается, скорее, сама сущность крещения, а не его внешний знак. Ибо Симон волхв уверовал и крестился, но спасен не был (Деян.8.13). Этот обряд должен обязательно сопровождать спасение, если есть возможность его исполнить. Не просто «кто будет веровать», а «кто будет веровать и креститься, спасен будет». Несомненно, тысячи людей крестятся, не получая от этого той пользы, на которую они рассчитывают. Тысячи людей омываются в священной воде, не будучи омытыми кровью Христа. Но это не означает, что к крещению можно относиться пренебрежительно и несерьезно. Сам Христос установил это таинство, и если его совершать с благоразумием, почтительностью и молитвой, то оно, несомненно, сопровождается особым благословением. Вода крещения сама по себе не передает благодать. Мы должны видеть намного дальше этого внешнего ритуала, видеть того, Кто заповедал его. Но это публичное исповедание Христа является священным актом. И если его правильно использовать, можно твердо верить, что Он благословит его.
Из стиха 16 также узнаем, что Божьи суды непременно совершатся над теми, кто покинет этот мир, не уверовав. Как страшно звучат слова: «Кто не будет веровать, осужден будет». Как страшно подумать, что они исходят из уст Господа, Того, Кто сказал: «Слова Мои не прейдут». Кто не примет свидетельства Божьего о Сыне Его, тот не может рассчитывать ни на какой другой путь спасения, он неизбежно погибнет. Он осужден будет приговором пренебреженного им Евангелия, в дополнение к приговору нарушенного Закона. Человека погубит его неверие, которое есть грех против средства спасения. Для тех, кто упорствует во зле и покидает этот мир без веры в Спасителя Христа, приготовлен вечный ад. Чем больше милости предлагается нам в Евангелии, тем серьезнее вина тех, кто упорно отказывается верить. Вспомним слова Бога, сказанные через книгу Второзаконие. Втор.32.29 «О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет». Тот, Кто умер за нас на кресте, оставил нам недвусмысленное предупреждение о существовании ада и об осуждении неверующих. Остерегитесь же, чтобы Его предупреждение не стало для вас тщетным.
В стихах 17 и 18 говорится об особой помощи, которую Господь милостиво обещает в Своих прощальных словах. Ему хорошо были известны непомерные трудности, связанные с тем делом, которое Он поручил им исполнить. Он знал о той ожесточенной битве, которую им придется вести с язычеством, окружающим миром и сатаной. Поэтому Он ободряет их обещанием того, что чудеса будут помогать продвижению их дела. Мы видим в книге Деяний, как исполнилась большая часть этих обещаний. Это не означает, что эти знамения будут совершать все уверовавшие, но некоторые, те, кто будет заниматься распространением веры и приведением к ней других. Ибо знамения предназначены для верующих (1Кор. 14.22). Славе Евангелия и подтверждению истинности его очень содействовало то, что проповедники не только сами совершали чудеса, но и другим давали власть совершать их. Несомненно, век чудес давно миновал. Они не должны были продолжаться после того, как образовалась Церковь. Ежедневной поливки и особого ухода требуют только недавно посаженные деревья. История Божьей работы со Своей Церковью не дает нам оснований полагать, что чудеса будут продолжаться непрестанно. По сути, чудеса уже не являются чудесами, если происходят постоянно, без перерыва. И хотя век физических чудес миновал, нас утешает то, что Церковь Христа всегда в час особой нужды будет обретать Его особую помощь. Великий небесный Глава Церкви никогда не оставит верных членов Своего Тела. Он постоянно смотрит на них. Он мудро выберет время для Своего вмешательства и окажет им помощь тогда, когда она будет особенно нужна. Вспомним стих Ис.59.19 «Если враг придет как река, дуновение Господа прогонит его». Будем помнить, что верная Церковь Христа в этом мире сама по себе является чудом. Обращение и стойкость каждого истинного верующего является чудом не меньшим, чем воскресение Лазаря из мертвых. Обновление каждого такого верующего так же чудесно, как изгнание беса или исцеление больного, или говорение на иных языках. Возблагодарим за это Бога и ободримся. Век духовных чудес еще не миновал. Порой и физические чудеса можем наблюдать.
В стихе Мк.16.19 говорится о месте, в которое отправился Господь Иисус после того, как завершил Свое служение на земле, и где Он находится теперь. Мк.16.19 «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога». Он вернулся в ту славу, которую имел у Отца до того, как пришел в этот мир. Труд Его на Земле был завершен, Он вступил теперь во владение Царством. Как наш победивший Искупитель и Посредник, Он был вознесен до положения высшего достоинства и наделен неограниченной властью. Всё, что Бог совершает для нас, дает нам или принимает от нас, всё это Он делает через Своего Сына. Он принял славу и власть, непостижимые для нашего ума. Там Он не праздно восседает, а продолжает то же самое благословенное дело, за которое Он умер на кресте. Он жив и ходатайствует за всех приходящих через Него к Богу и всегда спасает их. В этом есть большое утешение для всех истинных христиан. Они живут в злом мире. Они зачастую озабочены и повергаются в уныние своими немощами и слабостью. Они живут в умирающем мире. Они чувствуют, что тела их постепенно ветшают и стареют. Они находятся на пороге скорого перехода в неведомый им мир. Что же может утешить их? Им необходимо укрепиться мыслью о том, что их Спаситель на небесах всегда готов им помочь. И хотя они могут ослабеть, Господь Иисус никогда не утомляется. Хотя они слабы, Господь – всемогущий, хотя они умирают, Он живет вовеки. Наш Спаситель, хотя и невидим для наших земных глаз, является живой личностью. Мы отправляемся в место, куда прежде пошел наш Спаситель и Ходатай, чтобы приготовить нам жилище (Ин.14.2). Не удивительно, что ап. Павел восклицает: Рим.8.34 «Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас».
В стихе 16.20 мы читаем: Мк.16.20 «И они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями». Т.о., Господь Иисус посылает благословение всем, кто верно трудится для Него. Нам известно из книги Деяний и из истории Церкви, что стоит за этими словами евангелиста Марка. Мы знаем, что узы и скорби, гонения и препятствия были первыми плодами, которые пожали труженики Христа на Его ниве. Но мы также знаем, что, несмотря на все усилия сатаны, проповеданное ими слово истины не оказалось тщетным. Новые люди обращались к Христу и отрекались от этого мира. Церкви детей Божьих образовывались в новых городах и странах. Маленькое семя христианства постепенно выросло в могучее дерево. Сам Христос работал вместе со Своими служителями. И, невзирая ни на какие препятствия, Его работа продолжалась и продолжается. Доброе семя никогда не пропадало. Рано или поздно, но «знамения следовали». Всё это написано для ободрения тех, кто служит Господу во все времена. Ни один из тех, кто верно служит Христу, не останется без плода. Проповедуйте, свидетельствуйте и будьте уверены, что ваш труд не напрасен. Будьте же тверды, непоколебимы, всегда преуспевая в Господе.
Боже! Помоги нам на самом деле сказать, что живем верой в Сына Божия и что Христос – самая большая ценность для нашей души.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что возлюбил нас, грешных и неблагодарных мятежников и послал в наш мир, на нашу Землю Своего благословенного Сына. Мы благодарим, что Он вернулся в ту славу, которую имел у Отца до того, как пришел в этот мир. Ибо Он как наш победивший смерть и сатану Искупитель и Посредник, не праздно восседает, а продолжает то же самое благословенное дело, за которое Он умер на кресте. Он ходатайствует за всех приходящих через Него к Богу и спасает их. Просим, дай нам всегда помнить слова из Библии: «Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь, не имеющий Сына Божия не имеет жизни». Помоги нам жить верой в Спасителя Христа и считать, что Христос – самая большая ценность для нашей души. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.