ПРОПОВЕДИ
Воздержание как проявление Духа Святого
Гал.5.22,23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение,
благость, милосердие, вера кротость, воздержание. На таковых нет закона».
В стихах 19-21 ап. Павел осудил всю человеческую природу, поскольку та производит на свет лишь порочные и негодные плоды. Теперь он учит, что все добродетели, честные и благонравные чувствования происходят от духа. Т.е. они происходят по благодати Божьей. Мы знаем, что человеческой натуре эти качества несвойственны, что сами по себе мы, люди, не способны быть такими. А если и проявляем их, то не по своей сущности. В Словаре русского языка С.И. Ожегова находим следующее определение: «воздержанный – умеющий воздерживаться, не позволяющий себе излишества». В том числе мы должны быть воздержанными в вопросе еды и пития и других наслаждениях житейских, чтобы мы не были неумеренными в них.
В стихах 5-11 1-ой главы 2-го послания ап. Петр приступает к главной цели своего послания – побудить и обязать своих читателей к преуспеванию в благодати и святости, поскольку они уже получили драгоценную веру и соделались причастниками божеского естества. Это очень хорошее начало, но не следует останавливаться на нем, как если бы уже было достигнуто совершенство. Апостол молился о том, чтобы благодать и мир умножались у коринфян, теперь же он призывает их стремиться к получению большей благодати. Мы должны, когда представляется возможность, призывать тех, за кого молимся, и побуждать их использовать все подходящие средства для достижения того, о чем мы просим Бога для них. Кто хочет иметь успех в благочестии, должен быть исключительно усердным и прилежным в своих усилиях. Ленивые в благочестии ничего в нем не достигнут. Мы не можем не отметить, как в этих стихах апостол шаг за шагом прослеживает путь верующего. Он должен обрести добродетель, под которой некоторые здесь понимают праведность. К этой добродетели верующий должен добавить рассудительность. А к рассудительности необходимо добавить воздержание. 2Пет.1.6 «В рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие». Мы должны быть трезвыми в нашей привязанности к земным благам и умеренными в пользовании ими. Если у нас есть правильное понимание о материальных благах, то мы сознаем, что их ценность и полезность значительно ниже, чем духовных милостей. Телесные упражнения и привилегии мало полезны, и соответственно этому должны цениться и употребляться. Евангелие учит воздержанию, в т.ч. и целомудрию. Тит 2.10, 12 «дабы они во всем были украшением учению нашего Бога. … Научившая (благодать) нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке». Мы должны быть умеренными в своих желаниях и в пользовании благами этой жизни, в т.ч. пищей, питием, одеждой, сном, развлечениями и уважением в мире. Неумеренное влечение к этим благам несовместимо с серьезным влечением к Богу и Христу. Кто пользуется ими сверх должного, не может воздать должного ни Богу, ни человеку. К воздержанию апостол добавляет терпение. Благодаря терпению мы переносим все несчастья, печали и неудобства этой жизни спокойно и покорно, не ропща против Бога и не жалуясь на Него. Но оправдывая Его во всех случаях, какие Он посылает нам, и, веря, что они не больше того, в чем мы нуждаемся.
В 24-ой главе книги Деяния ап. Павел ясно показал, что значение христианской веры состоит в том, что она прививает сынам человеческим великие законы праведности и воздержания. Апостол говорил о правде и о воздержанности, чтобы Феликс проникся сознанием своей порочности и невоздержанности, узнал о вере во Христа и принял решение принять ее. Деян.24.25 «И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя». Феликс надеялся на то, что речь ап. Павла доставит ему удовольствие. Так люди, жаждущие новизны, охотно услаждают свой слух утонченными рассуждениями. Одновременно он хотел исполнять желание жены, дабы та ему не досаждала. Теперь же он вынужден ощутить, сколь болезненно воздействует Слово Божье, лишающее его всех обычных удовольствий. И в том, что речь узника Павла укоряет сердце правителя Феликса, проявляется величие Духа Святого. Вспомним, что Господь Иисус сказал, что Дух Святой, придя, будет судить мир. Феликс пытался ослабить воздействие на себя этих идей, избавиться от ужасных обличений совести. Ведь он был похотливым человеком, преданным беззаконию и отличавшимся полной распущенностью. Немало людей приходит в ужас от Слова Божьего, но при этом в глубине своей души не меняются. Многие страшатся последствий греха, однако продолжают любить грех и остаются в союзе с ним. Феликсу теперь было не за что ухватиться, чтобы успокоить свою совесть, и поэтому он вострепетал от ужаса. Не заметно того, чтобы в ужас пришла Друзилла, его жена, хотя она была такой же испорченной. Ибо ей, иудеянке, полагалось неуклонно соблюдать Моисеев Закон для того, чтобы им оправдаться. Феликс отложил покаяние на более удобное время, но не видно, чтобы это удобное время когда-то для него настало. Ибо сатана крадет у нас всё наше время, когда лишает нас настоящего. Настоящий момент, несомненно, и есть самое благоприятное время для покаяния.
Христиане должны обязать себя быть умеренными в употреблении вина и крепких напитков. Ибо если любовь к ним начнет господствовать над человеком, то он станет очень легкой добычей для сатаны. В Ветхом Завете назореи (мужчина или женщина, посвятившая себя Богу) должны были дать обет не пить вина или крепких напитков. Чис.6.3 «То он (назорей) должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксуса из вина, ни уксуса из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод». Заслуживает внимание тот факт, что раз они не должны были пить вина (что в основном имелось в виду), то не должны были и есть ничего, что готовилось из винограда. Это должно научить нас с особой заботой и осторожностью избегать греха, всего, что граничит с ним и ведет к нему, или искушает нас. Назореи не должны были пить вина, чтобы быть примером воздержания и смирения. Кто отделил себя Богу и Его славе, тот не должен потакать желаниям тела, а держать его в подчинении. Употреблять «немного вина ради желудка» позволено, чтобы исцелить его (1Тим.5.23), но пить много вина, чтобы угодить своему пристрастию, ни в коей мере не приличествует тем, кто исповедует, что «живет не по плоти, а по духу». Чтобы быть годными для служения Богу, назореи не должны были пить спиртное, чтобы они не забыли Закона и не ошибались в служении Богу.
Ап. Павел в Послании к филиппийцам старается предотвратить зло, какое некоторые могли извлечь из того, что он много уделяет внимания присланному ему подаянию. Побуждением к этому было не недовольство и не жадность и любовь к миру. Это исходило не из его недовольства Божьим попечением или недоверием Ему. Не потому, что он чувствовал в чем-то недостаток или боялся нужды. Что касается первого, то ап. Павел довольствовался тем, что имел, оно вполне удовлетворяло его. Что касается второго, то он уповал на Бога, Который изо дня в день заботился о нем, и это было ему вполне достаточно. Так что не нужда побудила его говорить об этом. Апостол говорит о том, что он научился не у ног Гамалиила, своего первого учителя-фарисея, а у ног Христа (ст.13). Он научился быть довольным. Флп.4.12 «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть в обилии и в недостатке». Это особое действие благодати – способность приспосабливаться ко всем условиям жизни и сохранять спокойствие при всех изменениях нашего положения. Приспосабливаться к трудным условиям: знать, что такое быть униженным, голодным, нуждающимся и не впадать при этом в искушение – не терять утешение в Боге и не сомневаться в Его попечении. А также не предпринимать каких-либо неверных действий для удовлетворения своей нужды. Приспосабливаться к благоприятным условиям не легче. Это уметь жить в изобилии, не становясь при этом самоуверенным, гордым и расточительным. С богатством и успехом связано не меньше искушений, чем с бедствиями и нуждой. Т.о., апостол был готов к любому повороту судьбы. Пусть в этом умении упражняются все, желающие быть учениками Христа.
Каждому поколению людей нужно больше, чем предыдущему. С техническим прогрессом наша жизнь становится легче и лучше. Поэтому нам всё время нужно всё больше и больше. То, что раньше было нужно тем, кому это действительно нужно, стало для всех обязательно. Без того, о чем мы раньше и не слышали, теперь мы и прожить не можем. Без того, что нам в свое время казалось невообразимой роскошью, нашим детям и жизнь не мила. У нас появились потребности, о которых мы прежде сами не подозревали. Несколько десятков лет назад дома компьютера не было ни у кого, а сегодня некоторые молодые люди считают, что жизнь не удалась, если компьютер у них не последней модели. Мы прыгаем от одной потребности к другой и всё равно оставаясь недовольными и несчастными. Но быть довольным можно всегда – в любом месте и в любой точке земного шара. В 21-ом веке в мире может появиться сколько угодно технических чудес, но ничего нового насчет того, как быть довольным жизнью, никто не скажет. Вспомним слова ап. Павла: Флп.4.11 «Я научился быть довольным тем, что у меня есть». Чтобы быть довольным жизнью, не надо гнаться за последними новинками бытовой техники и комфортом. Нужно смиренно принять то, что нам дает Бог и использовать всё это по максимуму. Некий богослов сказал: «Быть довольным … значит с благодарностью, с верой и с толком пользоваться тем, что у нас есть, много это или мало». Только Бог может нам помочь быть довольным тем, что у нас есть. И нужно Его просить, чтобы Он наполнил нас Собой, укреплял Своей любовью, чтобы мы были довольны Им и тем, что Он нам дает. Потому что только тогда мы сможем вообще быть чем-то довольны. Самое главное Бог нам дал – это Спаситель Иисус Христос.
Кругом столько людей с недовольным выражением лица. Но христианину так выглядеть не пристало. Быть недовольным – значит отрекаться от Бога, потому что Бог нам говорит: «Будь доволен тем, что есть». Нам трудно убедить самих себя, что человек может быть доволен жизнью независимо от того, сколько у него костюмов или денег. Или что ему подали на ужин – любимые сосиски или рыбу. Но ап. Павел называет «великим приобретением» не материальные блага, а умение «быть благочестивым и довольным» (1Тим.6.6). Вспомним слова ап. Павла: 1Тим.6.8 «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем». Если Бог дает нам всё необходимое для нашей жизни, мы должны довольствоваться этим, хотя и не обладаем сокровищами и удовольствиями этого мира. Какое безумие – полагать свое счастье в земных благах, если мы ничего не принесли с собой в этот мир и ничего не можем взять из него.
Перечисление плода духа заканчивается словами: Гал.5.23 «На таковых нет закона». Т.е. они не подлежат его осуждению и наказанию. Более того, это означает, что они находятся под благодатью. Там, где царит Дух, Закон больше не имеет власти. Ибо Господь избавляет нас от суровости Закона, чтобы тот не выдвигал нам свои требования и не удерживал нашу совесть в сознании вины. Закон и сейчас не перестает играть свою роль в научении, но Дух усыновления избавляет нас от подчинения Закону. Таким образом, ап. Павел изобличает лжеапостолов, настаивающих на подчинении Закону и не стремившихся к избавлению от его ярма. Но это происходит, когда Дух Божий обретает власть над душой человека.
Господь! Просим, помоги нам подражать Иисусу Христу, нашему Господу и Главе, стремясь умереть для греха.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что через Библию Ты хочешь побудить Своих детей к преуспеванию в благодати и святости. Ты говоришь, что мы должны быть трезвыми в нашей привязанности к земным благам и умеренными в пользовании ими. Ты учишь нас быть умеренными в своих желаниях и в пользовании благами этой жизни. Просим, дай нам способность приспосабливаться ко всем условиям жизни и сохранять спокойствие при всех изменениях нашего положения. Помоги нам быть довольными тем, что у нас есть. Наполняй нас с Собой, укрепляй Своей любовью, чтобы мы были довольны тем, что Ты нам даешь. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.