ПРОПОВЕДИ
И сами будьте святы во всех поступках
1Пет.1.14-16 «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями,
бывшими в неведении вашем; но по примеру призвавшего вас Святого
будьте святы во всех поступках; ибо написано:
«будьте святы, потому что Я свят».
Эти слова могут рассматриваться, как правило святой жизни. Начало слов ап. Петра можно выразить и так: «Вы должны жить как послушные дети, принятые Богом в Его семью и возрожденные Его благодатью». Бог усыновляет нас для того, чтобы видеть в нашем лице послушных Себе детей. Ибо, хотя послушание не делает людей детьми Божьими, поскольку дар усыновления не заслужен, он отделяет детей Божьих от всех прочих людей. И ап. Петр учит, до какой степени простирается это послушание, запрещая детям Божьим сообразовываться с похотями века сего, и увещая, скорее, сообразовываться с Богом. Бог требует от нас того, чтобы в нас воссиял Его образ, чтобы мы не оказались выродившимися детьми. А это обязательно произойдет, если мы не обновимся. Отсюда мы выводим, какую цель должны ставить перед всей своей жизнью христиане, а именно: подражать Богу в святости и чистоте. Дети Божьи должны доказать, что действительно являются таковыми, своим постоянным и полным послушанием. Самые лучшие из детей Божьих когда-то жили в похотях и неведении. Было время, когда все свои жизненные планы они приспосабливали к своим нечестивым желаниям и порочным похотям. После обращения люди становятся совершенно другими по сравнению с тем, какими они были прежде. Это уже люди другого склада характера и стиля поведения, не такие, какими они были раньше. Их внутренний настрой, манеры, речь и поведение очень отличаются от прежних. Временем «неведения» апостол называет время, прошедшее до того момента, как их призвали к вере во Христа. Там, где не царит познание Божье, царствует тьма, заблуждение, суета, отсутствие света и жизни. Между тем нас учат: мы для того просвещены к познанию Бога, чтобы больше не увлекаться в разные стороны суетными пожеланиями. Но здесь возникает вопрос: поскольку ап. Петр пишет к иудеям, всегда жившим под руководством Закона, воспитанным в поклонении единому Богу, почему он осуждает их как мирских людей в слепоте и неведении. Отвечаем: отсюда становится понятным, сколь неразумно всякое знание, находящееся вне Христа. Ап. Павел в стихе Кол.2.19 тоже осуждает за то иудеев, что они не держатся Главы. Если ап. Петр приговаривает к тьме даже иудеев, учеников Закона, за то, что они не знают Христа, единственную премудрость Божию, нам тем более подобает усердствовать в Его познании.
В стихах 15 и 16 дается правило, подкрепленное сильными аргументами: «будьте святы во всех поступках». Кто способен на это? И, тем не менее, это требуется в строгих выражениях, подкрепленных тремя доводами. Эти доводы основаны на призвании Божьей благодатью, на Его повелении («написано»), и на Его примере: «будьте святы, потому что Я свят». Благодать, призвавшая грешника, является сильным мотивом, побуждающим его к святости. Это великая милость Божия, что Его благодатью мы были действительно призваны из состояния погибших грешников к обладанию всеми благословениями Нового Завета. А великие милости являются великими обязательствами. Бог отделил нас Себе в особое стадо. Значит, нам надлежит быть чистыми от всякой скверны. Мы склонны оглядываться на других, желая следовать общему для всех образу жизни. Поэтому одни привлекают толпы других к всякого рода злу, доколе Бог не отделит нас от прочих Своим призванием. Божьи милости не только делают нас способными, но и обязывают быть святыми. Совершенная святость – это то, чего должен желать каждый христианин. Здесь приводится двойное правило святости: она должна быть всеобъемлющей. Мы должны быть святы, и во всех поступках, во всех гражданских и духовных вопросах. В любых условиях – благоприятных и неблагоприятных. В отношениях со всеми людьми – с друзьями и врагами. Во всех взаимоотношениях и деловых связях мы должны быть святы. Нам здесь дается правило относительно образа святости: мы должны быть святы, потому что Бог свят, мы должны подражать Ему. Он совершенно, неизменно и вечно свят, и мы должны стремиться к такому состоянию. Созерцание Божьей святости должно обязывать нас стремиться к наивысшей степени святости, достижимой для нас. Слово Божие – это самое верное правило христианской жизни. И согласно этому правилу мы должны быть святы во всех поступках. Ветхозаветные заповеди должны изучаться нами и им следует подчиняться и во времена Нового Завета. Требуя святости от всех христиан, апостол приводит заповедь Моисея.
Бог хотел научить Свой народ освящать себя и быть святым. Лев.11.44 «Ибо Я Господь, Бог ваш; освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят». Они должны были научиться соблюдать божественный Закон и руководствоваться им во всех своих поступках, даже самых обычных, которые нужно совершать. Они должны были отличаться от всех своих соседей, как народ, отделенный для Бога и обязанный не ходить путями язычников. Всё это – святость. Великое предназначение всех постановлений – чтобы через них мы могли освятить себя и научиться быть святым. Поэтому предостережение звучит так: ст.43 «Не оскверняйте душ ваших». Имея общение с грехом, который является мерзостью, мы делаем себя омерзительными. Воистину несчастным является человек, омерзительный в глазах Бога, а таковыми становятся те, кто делает себя такими. Утвержден этот Закон самим Законодателем (Богом), Которого мы должны уважать всяческими проявлениями послушания. Всемогущая власть Бога над нами и Его право собственности на нас обязывает нас делать всё, что Он велит, как бы это ни противоречило нашим желаниям. Если Бог свят, то и мы должны быть святы, в противном случае не стоит надеяться, что Он примет нас. Эта великая заповедь, подобным образом усиленная, цитируется и запечатлеется и как евангельская заповедь (1Пет.1.16). Цель ее – научить нас, чтобы мы « не сообразовывались с прежними похотями, бывшими в неведении нашем» (1Пет.1.14).
Разве можем мы достичь святости? Ведь в Библии сказано: Рим.3.23 «Все согрешили». Мы, может быть, непостижимую цель ставим перед собой? Но если мы покоримся Духу Святому, в нас пребывающему и нас обличающему, то в святости, несомненно, будем возрастать. Святость приходит к нам не сразу, а шаг за шагом. В чем конкретно сейчас вы не являете святости Божьей: в какой мысли, в каком слове, в каком деле? Может быть, вы грубы с людьми? Может быть, у вас есть тайный грех? Возьмитесь сегодня же именно за это, за то, что давит на вашу совесть. Понемногу, потихоньку, шаг за шагом искореняйте из своей души несвятость. Это для верующего в Иисуса Христа самая главная задача. Попросите у Бога прощения и помощи. И силой Божьей преодолеете свой грех. Чтобы жить как Христос, надо жить с Христом.
Многие люди исправно моют руки перед едой, следят за гигиеной тела. К сожалению, намного меньше тех, которые следят за гигиеной души. Хотя это может привести к более серьезным последствиям. Не мешало бы прислушаться им к совету пророка Исаии. Пророк едва ли не носом тыкал Божий народ в вещественные доказательства его духовной нечистоты. Он призывал израильтян оглядеться вокруг и посмотреть, что происходит с их царством. И все беды этого царства были результатом нравственной и духовной нечистоплотности его жителей. Они жили исключительно ради собственного удовольствия, плевать хотели на справедливость и милость. О материальных благах заботились гораздо больше, чем о живых людских душах. Поэтому неудивительно, что пророк им очень настоятельно советовал выполнять Божьи повеления: Ис.1.16 «Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих». В этих Божьих словах слышна любовь Отца нашего Небесного. Поскольку Бог ясно видит всю опасность греха, то Он ясно указывает нам и на его ощутимые, зримые результаты. И Господь умоляет нас быть с тем, что мы принимаем в сердце и разум свой, также осторожными, как и с тем, что попадает нам в рот. Даруй нам, Господь, благодать на путь прямой, на Твой путь святости стать!
Надо только узнать, как стать святым. Оказывается, это очень просто: все, кто имеет веру во Христа, уже святы. 1Пет.1.2 «По предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа». Под предведением, упомянутым здесь, подразумевается благодатное решение Бога спасти некоторых и привести их, через Христа, с помощью соответствующих средств, к вечной жизни. Слово «предведение» здесь означает определение, совет и одобрение. Напр., смерть Христа была не только предсказана, но и предопределена. Ап. Петр добавляет: «По предведению Бога Отца». Под Отцом мы должны понимать первое Лицо благословенной Троицы. Между Лицами Троицы: Отцом, Сыном и Святым Духом существует определенный порядок, хотя нет превосходства. Они равны по силе и славе, все их действия согласованы. Так, в деле искупления человека избрание приписывается Отцу, примирение – Сыну, а освящение – Святому Духу, хотя ни в одном из этих действий ни одна Личность не участвует настолько полно, чтобы исключить участие двух других. Святые были избраны «при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа». Цель и конечный результат избрания – вечная жизнь и спасение. Но, прежде чем это совершится, каждый избранный человек должен быть освящен Духом Святым и оправдан Кровью Христа. Под освящением здесь понимается реальное освящение, начинающееся с возрождения, посредством которого мы обновляемся по образу Божьему и делаемся новыми творениями. Освящение наше продолжается в повседневном упражнении (жизни) в святости. А также в постоянном, всё большем и большем умерщвлении грехов и в жизни для Бога во всех обязанностях христианской жизни. Это здесь выражено одним словом – послушание, включающим все христианские обязанности. Дух Святой обновляет разум, умерщвляет наши грехи (Рим.8.13) и производит Свой превосходный плод (Гал.5.22,23). Слово «к послушанию» указывает на цель освящения, состоящую в том, чтобы привести упорных грешников к послушанию истине и Евангелию Христову. Они были избраны также к «окроплению Кровью Иисуса Христа». Согласно Божьему определению они были предназначены для освящения от Духа Святого и очищения заслугами Христа. Здесь содержится явный намек на прообразное окропление кровью во времена Ветхого Завета. Язык этот обращенные христиане из иудеев, которым пишет ап. Петр свое послание, понимали очень хорошо. Кровь жертвы надо было не только пролить, но и покропить ею в знак того, что связанные с ней благословения относились к принесшему жертву и вменялись ему. Так и Кровь Христа, великой и вседостаточной жертвы, прообразно представленная ветхозаветными жертвами, была не только пролита, но ею должен быть окроплен и к ней должен причаститься каждый из избранных христиан. Причаститься для того, чтобы «в Крови Его через веру» получить прощение грехов. Эта Кровь кропления оправдывает человека перед Богом (Рим.5.9) запечатлевает завет между Богом и нами, знаком которого является Вечеря Господня. Она также очищает от всякого греха и открывает нам доступ в небо.
Чтобы противостать греховным желаниям и возрастать в святости, нам нужно жить, полагаясь на силу Духа Святого (Рим.8.4-13). Рим.8.10 «А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности». Если мы будем покоряться Богу и полагаться на Его, а не на свою силу, мы будем приносить плоды святости, а не мертвые дела греховных желаний (Гал.5.16-26). Итак, чтобы жить свято, нужно не только изучать Библию, делать добрые дела, ходить в церковь и противостать сатане. Самое главное – жить по-христиански – полностью полагаться на благодать Божью, надеяться только на Бога, доверять Ему полностью.
Да поможет нам в этом наш милосердный Бог!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, помоги нам осознать, что мы «род избранный, народ святый, люди, взятые в удел». Мы священство царственное, мы не дети тьмы. Мы – избранные, призваны от создания мира, чтобы возвещать Твою славу, Твое величие, Твою милость и благодать. Просим, помоги нам отвергнуть в нашей жизни шаг за шагом несвятость. День за днем идти к Тебе всё ближе и ближе, дружить с Твоим народом и помогать своим ближним. Помоги нам в том, чтобы каждый человек мог в нас увидеть свет святости и милости Твоей. Чтобы мы могли любому ответить не только словом, но и всей жизнью. Даруй нам благодать на путь прямой и узкий стать и лишь достойное Тебя творить. Помоги нам бодрствовать на страже собственного сердца, выстоять в искушениях, хранить душу свою. Делать только то, что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала. Нашу замерзшую душу согрей любовью Твоей. Сердце чистое сотвори в нас, проведи по путям вечной правды Твоей. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.