ПРОПОВЕДИ
Кротость как проявление Духа Святого
Гал.5.22,23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение,
благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».
В стихах 19-21 апостол Павел осудил всю человеческую природу, поскольку та производит на свет лишь порочные и негодные плоды. Теперь он учит, что все добродетели, честные и благонравные чувствования происходят от духа. Т.е. они происходят по благодати Божьей. Мы знаем, что человеческой натуре качества эти несвойственны, что сами по себе мы, люди, не способны быть такими. А если и проявляем их, то не по своей сущности. Кротость – это свойство Христовой жизни в нас, а не результат наших духовных упражнений. Мы уже рассмотрели любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие и веру как проявление Святого Духа. В этой проповеди мы поговорим о кротости. По словарю В.И. Даля «Кроткий – тихий, скромный, смиренный, снисходительный, любящий, невспыльчивый, негневливый и многотерпеливый». Приведем слова, противоположные по значению, т.е. антонимы к слову «кротость». В словаре антонимов русского языка, изданном под редакцией М.Р. Львова, слово «кроткий» имеет только одно противоположное значение: «непослушный». Считаем, что сюда можно отнести и следующие слова: буйство, дерзость, гордыня, заносчивость, задиристость.
Вспомним слова Господа Иисуса: Мф.11.29 «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». В описании Его характера есть для нас утешение и надежда. Мы должны прийти к Нему как нашему Учителю и учиться от Него. Он основал школу и приглашает нас в нее в качестве учеников. Мы должны вступать в Его школу, присоединиться к Его ученикам и ежедневно поучаться Его наставлениям, которые Он преподает нам через Слово Свое и Духа Святого. Мы должны больше общаться с Его Словом и быть готовыми при любой возможности применять его. Мы должны сообразовываться с Его делами и следовать по Его стопам. Некоторые богословы воспринимают слова Христа «ибо Я кроток и смирен сердцем» как отдельный урок, которому мы должны научиться на Его примере. Нам надо научиться у Него кротости и смирению, умерщвлять свою гордость и свой гнев, делающие нас такими непохожими на Него. Ибо Он есть Путеводитель и Путь и всё во всем. Указываются две причины, почему мы должны учиться у Него. Во-первых, Он кроток и поэтому может снисходить к невежественным, на которых другие гневаются. Многие способные учители бывают нетерпеливы и горячи, что весьма обескураживает медлительных и туповатых учеников. Но Христос умеет обращаться с таковыми и знает, как открыть их разумение. Примером этому служит Его обращение с двенадцатью учениками. Он был с ними кроток и добр и многого добился от них. Они были невнимательными и забывчивыми учениками, но Христос не укорял их за это чрезмерно. Во-вторых, Христос смирен сердцем. Он снисходит до того, чтобы учить малограмотных и новичков. Он набрал себе учеников не во дворцах и академиях, а при море. Он учил их первым начаткам истины, питал их духовным молоком как младенцев. Он снисходил к самым посредственным людям, унижался до малоспособных. Это должно ободрять нас при поступлении в Его школу. Если наш Учитель Христос кроток и смирен сердцем, то и мы, Его ученики, должны быть такими же.
Вспомним стих из Пс.24.9 «Направляет кротких к правде и научает кротких путям Своим». Бог Отец кроткого и смиренного Христа благоволит к кротости, ибо видит в ней образ Своего Единородного Сына. Кроткие понимают, что нуждаются в наставлении и готовы подчинить свой разум божественной воле. По этой причине Господь Иисус милостиво соглашается быть их наставником. Когда неподготовленный человек оказывается в беде, он теряет ориентацию и начинает действовать неблагоразумно. Но благодать Божья приходит к нему на помощь, просвещает его ум и помогает ему увидеть путь, уготованный Господом. Гордясь своей мудростью, глупцы отказываются внимать наставлениям и не знают пути к небесам. Тогда как человек кроткий сидит у ног Христа и находит врата, ведущие к вечной славе. Да будут нам знакомы божественные наставления.
В грешной человеческой природе встречается лишь некое подобие кротости. Люди настолько часто пользуются фальшивкой, что даже не замечают, что их кротость – не плод Духа, а всего лишь продукт плоти, преследующей свои меркантильные цели и интересы. В современном обществе кротость – это удел слабаков. Кротость обесценена. Библия же указывает на то, что кротость – это неотъемлемое качество сильных людей. Самая сильная личность – обладающая кротостью – Иисус Христос. Кротость Его проявлялась на протяжении всей Его жизни на Земле. Христос – Владыка мира, но в Иерусалим въезжает на осле. В подчинении у Него легионы ангелов, но Он отдает себя на поругание в руки Пилата и воинов. Христос словом усмиряет стихии мира, но в кротости принимает голгофские страдания и смерть. Кротость Христа выражена в полном подчинении Отцу, принятии Его воли и добровольном отказе использования Своей силы и власти. Флп.2.8 «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». Велико уже то смирение, когда из Господа делаешь себя рабом. Но ап. Павел говорит, что Христос пошел дальше. Он, будучи не только бессмертным, но и Господом жизни и смерти, всё же повиновался Отцу вплоть до готовности умереть. Это было крайним унижением. Особенно, если принять во внимание вид Его смерти. Сразу же указанный здесь ради усиления смысла. Ведь, умерев таким образом, Христос стал презренным для людей. И проклятым, т.к. висел на дереве. Действительно, это великий пример смирения, который должен овладеть умами всех верующих. Благодаря кротости Иисуса Христа, грешное человечество обрело жизнь вечную. В Его кротости сокрыта сила нашего спасения.
Вспомним, что сказано в Библии о кротости Моисея. Чис.12.3 «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на Земле». Читающие Библию знают, что в начале своего призвания Моисей не терпит несправедливости, своими силами пытается навести порядок. И в итоге становится убийцей (Исх.2). Борцам за справедливость чужд кроткий дух. Но, благодаря Богу, Моисей преображается. Теперь он понимает: сила и власть человека ограничены. И что без кротости и смирения перед Богом успеха не добьешься. Кроткому и смиренному Моисею Бог поручает великую миссию освобождения Своего народа из египетского пленения. Кротость Моисея позволяет ему входить в святое присутствие Бога.
Ниже коротко расскажем о том, что дает человеку кротость. Вспомним еще раз стих Пс.24.9 Бог «направляет кротких к правде и научает кротких путям Своим». Желаешь идти путями Божьими, практикуй кротость. В притче 14 мудрый Соломон констатирует: Прит.14.30 «Кроткое сердце – жизнь для тела». Несомненно, кроткое сердце – это сердце, в котором не бушуют разрушительные страсти и которое руководствуется христианскими привычками, укрепляет здоровье (т.к. в душе такого человека царит радость и покой). Существует поговорка: «Все болезни от нервов». Такое сердце свободно от эгоизма и радуется успеху других людей.
Человеку свойственно хвалиться и если бы он всегда хвалился Господом, то этой похвалы никогда не было бы слишком много. Хвалиться Господом – значит хвалиться Его характером, Его заветом, Его обещаниями, деяниями и многим, многим другим. Давид чувствовал благодарность в сердце и выплескивал ее. Он вложил в похвалу всю свою душу. Пс.33.3 «Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся». Давид призывает других присоединиться к нему. Кротких обычно печалит, когда кто-то хвалится. Они, как правило, не хотят слышать бахвальства и напыщенных речей. Однако хвалиться Господом – совсем другое дело. Такая похвала веселит и утешает кротких. Услышав благодарение Давида об избавлении, они возвеселятся, что к хорошему человеку было проявлено такое Божье благоволение. И что добрый Бог так много почестей оказал ему. О Божьей благости следует говорить намеренно, чтобы другие утвердились в своем уповании на верного Бога.
Кротость отвращает гнев и смиряет сердце. Было проведено исследование по вопросу, какие чувства вызывает у моряков тональность голоса, которым отдается приказ. Было установлено, что манера обращения в значительной степени влияет на реакцию военнослужащих. Оказалось, что если к человеку обращаться спокойно, то ответит он тоже спокойно. Но если команду выкрикнуть, то в ответ можно получить такой же резкий выкрик. Это оказалось справедливым и при непосредственном общении, и по системе переговорных устройств, и по телефону. Это исследование напоминает нам место из Книги притчей. Прит.15.1 «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость». Царь Соломон, как хранитель мира в стране, в этом стихе рассказывает нам, во-первых, как поддержать мир, чтобы на своих местах мы знали, как хранить его. Он поддерживается кроткими словами. Если гнев поднимается, как устрашающее облако, несущее в себе бурю и гром, то кроткий ответ рассеет и прогонит его. Если люди раздражены, то поговорите с ними ласково, скажите им добрые слова – и они успокоятся. Лучше с кротостью, а не с негодованием излагать причины и ходатайствовать о праведном деле. Жесткие аргументы лучше приводить в мягкой форме. Во-вторых, царь Соломон предостерегает, как мир может быть нарушен, чтобы со своей стороны мы не делали ничего для его нарушения. Ничто так не возбуждает гнев и не сеет разногласие, как оскорбительное слово, непристойное прозвище, укоряющее человека в его слабостях и неудачах, в его происхождении или воспитании. Всё это унижает человека и делает его презренным. Насмешливые презрительные порицания, с помощью которых люди хотят продемонстрировать свое остроумие и злобность, возбуждают гнев других. Этот гнев воспламеняет и усиливает и их собственный гнев. Вместо того чтобы расстаться с шуткой, некоторые расстаются с друзьями и делают их врагами. Как уже говорили, возбуждает ярость не только то, что мы говорим, но и как мы говорим. Всё это определяет, будет ли реакция мирной или агрессивной. Мы смогли бы избежать многих споров и смягчить множество напряженных ситуаций, если бы следовали этому стиху. В следующий раз, когда кто-либо обратится к вам в грубой или вызывающей манере, ответьте спокойно, с любовью. И убедитесь в том, какие положительные изменения в ваших отношениях может дать спокойный ответ.
Бог всегда заступится за кротких. Кроткий не имеет ни на кого обиды, он всем прощает. Кроткий не требует, не добивается, поэтому он наследует жизнь на небесах. Наследует после того, как был испытан и устоял в великом терпении, сохранил веру.
Если человек не имеет кротости и осознает это, то очень важно понять, что только Иисус Христос может помочь. Он знает, как освободить человека от гнева и раздражительности. Он может дать израненной душе покой и гарантирует, что всякого приходящего к Нему не прогонит (Ин.6.37). Т.к. Господь Иисус говорит: Мф.11.29 «научитесь от Меня», поэтому первый шаг к преображению – чтение и изучение Его Слова. Но простое знание не делает человека лучше. Более того, оно может породить гордость. А гордым Бог противится (Иак.4.6). Мы забываем, что сила наша не проявлении плотских амбиций, а в проявлении и действии Святого Духа. Плод Духа имеет каждый христианин, возрожденный от Духа Святого.
Боже, помоги нам быть кроткими, чтобы мы всегда смогли против сил злобы выигрывать все битвы!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что все добродетели, честные и благонравные чувствования происходят в нас от Духа Святого. Ибо человеческой натуре эти качества несвойственны, сами по себе мы неспособны быть такими. Просим, помоги нам вступать в школу Иисуса Христа, научиться у Него кротости. Ибо рядом с Тобой нет места для гордости. Дай нам думать больше о других, чем о себе. Мы не можем полагаться на себя ни в каком деле. Ты – Даятель всех способностей и возможностей. Просим, помоги употребить их не для собственной пользы, а для блага других. Господь Иисус! Мы благоговеем перед Твоей кротостью и смирением. Пусть познание Тебя изменит себялюбивые побуждения нашего сердца и побудит нас жить так, как Ты жил в мире. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.