ПРОПОВЕДИ
Не раздражайтесь и не раздражайте других
Еф.4.31 «Всякое раздражение и …да будут удалены от вас».
Осудив гнев, ап. Павел присоединяет к своему осуждению сопровождающие гнев пороки. К таковым относится и раздражение. По Словарю русского языка С.И. Ожегова под «раздражением» подразумевается вызванное чем-нибудь или кем-нибудь состояние досады, недовольства. В противоположность всему этому мы должны быть друг к другу добры. Это означает, что в сердце должна быть любовь. И что она должна проявляться в приветливом, дружелюбном и смиренном обращении с другими. Ученикам Христа подобает быть добрыми друг к другу и к своим ближним. Среди учеников Христа возможны поводы для разногласий, поэтому им следует быть миролюбивыми, готовыми прощать, подражая в этом Богу, Который ради Христа простил их. И простил гораздо больше, нежели они могут простить друг другу. Те, кого простил Бог, должны иметь прощающий дух, а не гнев, обиду, раздражение и т.д. в сердце. Все конкретные правила, на которых настаивает апостол, относятся к заповедям второй скрижали (относящимся к людям). Отсюда следует, что тот, кто сознательно не исполняет эти заповеди, не может быть искренно и истинно любящим Бога или боящимся Его, как бы он на это ни притязал.
Современные этические системы, которые ценят свободное выражение всех эмоций, осмеивают требования, изложенные в Библии. Тем не менее, мы, верующие, должны их выполнять. В предыдущем стихе, в стихе 30 апостол указывает на одну из причин, почему христиане не должны поступать так, как дети мира сего. Еф.4.30 «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления». Рассматривая предыдущие и последующие стихи, мы можем понять, что именно оскорбляет Духа Святого. В предыдущих стихах подразумевается, что Его оскорбляет всякое распутство и нечистота, ложь и гнилые слова, возбуждающие нечистые страсти и похоти. Всякое раздражение, ярость гнев и т.п. также оскорбляют этого благого Духа. Мы не можем позволить себе лишать нас благословенного Духа Божьего: Его присутствия и благодатного влияния. Если видит Святой Дух, что мы не поддаемся Его воспитанию, нет у нас желания стать иным человеком, Он может покинуть нас.
Наше раздражение имеет глубокие корни. В Библии сказано, что Бог создал мир совершенным. Тогда Адам не раздражал Еву, а Ева – Адама. И, тем более, Бог не раздражал людей, и люди не раздражали Бога. После грехопадения вся гармония нарушается. С тех пор люди раздражают Бога, а Бог – людей. Начните говорить с людьми о Боге, они сразу же раздражаются. И выражают свое раздражение примерно такими словами: «Прекратите, наконец, об этом! Никто не знает, существует ли Бог на самом деле». Читаем слова Бога из Пс.94.10 «Сорок лет Я был раздражаем родом сим и сказал: это народ, заблуждающий сердцем; они не познали путей моих». Много веков спустя Бог с негодованием жалуется на плохое поведение израильтян в пустыне по отношению к Нему. Их грех неверия усугубляло то, что они видели дело Божье, видели, что Бог совершил для них. Более того, они видели, что Он продолжал делать для них каждый день. Результатом их невежества и заблуждений стало человеческое неверие и недоверие Богу. Во-первых, их невежество – «они не познали путей Моих». Они не познали путей Его провидения, которыми Он приближался к ним. И путей Его Заповедей, которыми они должны были приближаться к Нему. Люди пренебрегают и оставляют пути Божьи, т.к. не знают их. Во-вторых, заблуждались они сердцем своим, в своих сердцах они обратились назад. Обратим внимание на терпение Бога к раздражающим Его грешникам. Он был раздражаем ими сорок лет, тем не менее, этот период закончился победоносным вступлением в Ханаан следующего поколения израильтян. Если наши грехи огорчают Бога, то, безусловно, они должны огорчать и нас.
Одна из причин, почему мы не должны раздражаться: Прит.14.29 «а раздражительный выказывает глупость». У раздражительного человека сердце напоминает сухое гнилое дерево или паклю, вспыхивающую от каждой искры провокации. Он думает своей раздражительностью возвеличить себя и заставить всех окружающих трепетать перед ним. В то время как на самом деле он выказывает глупость. Он демонстрирует ее как флаг, который поднимают повыше, чтобы всем было видно. И подчиняется сам ее правлению как флагу, который был вознесен. Человек мирской не считает раздражительность злом, пока она не причинит вред ему самому. Такой человек говорит: «Эта вспышка гнева быстро утихает и забывается». Но Бог не так относится к человеку раздражительному. Посмотрим, что говорит об этом Слово Божье. Раздражение возникает тогда, когда мы даем место дьяволу, оскорбляя Святого Духа. Оно противно разуму Христову. Оно унижает человека, в нем проявляется падшая природа человека. Оно лишает нас доступа на небеса и обрекает на ад. Раздражительность стала причиной осуждения кротчайшего человека на земле – Моисея. Пс.105.32 «»И прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них» (Смотри Чис.20.7-13). Протест израильтян в то время был таким настойчивым и раздражающим, что вызвал в Моисее сильное душевное волнение. Он не вел себя должным образом в подобной ситуации. Он сказал в гневе: «послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» Здесь проявилась слабость Моисея. Этот случай написан для нашего предостережения, чтобы мы научились сдерживать эмоции, испытывая сильное раздражение. И наблюдать за духом своим, чтобы он не допускал чрезмерного негодования. Ибо когда дух возмущен, очень трудно не погрешить устами. Мы должны отвечать не только за страсти собственные, но и за те, которые вызываем у других. Особенно у тех, которые без провокаций остались бы кроткими и тихими. Если Господь так сурово поступил с Моисеем за одно необдуманное слово, то чего заслуживают те, кто произнес много самонадеянных слов?
В главе 6 Послания к ефесянам ап. Павел дает указания относительно взаимных обязанностей членов семьи. В том числе он говорит о долге родителей: Еф.6.4 «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». Бог дал родителям власть над детьми, но они не должны злоупотреблять ею. Ведь их дети – это часть их самих. Отцов (родителей) апостол увещает не огорчать детей неумеренной строгостью, не быть с ними нетерпеливыми, не налагать на них суровые запреты. Когда предостерегаете их, что-то советуете или укоряете, то делайте это так, чтобы не раздражать их. Ведь от этого рождается ненависть. Поэтому в Послании к колоссянам добавляется Кол.3.21 «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали». Покажите свое благоразумие и мудрость, стараясь убедить их, воздействовать на их разум. Мягкое и умеренное обращение больше удерживает детей в послушании перед родителями, и усиливает их усердие к послушанию. Напротив, жесткость и суровость возжигает в них упорство, заглушает благочестивые чувства. Ап. Павел велит воспитывать детей человечно, милосердно. Но чтобы милосердие не стало, как часто бывает, неразборчивым, апостол обуздывает и его, говоря: «в учении и наставлении Господнем». Т.е. воспитывать детей в надлежащей дисциплине, исправляя их в кротости, чтобы они знали долг, какого от них требует Бог и посредством которого они смогут лучше узнать Его. Дайте им доброе воспитание. Огромный долг родителей – заботиться о воспитании своих детей. Не только вскормить их, как делают животные, но воспитать их в учении и наставлении, как положено разумным созданиям. Более того, воспитать их не только как людей, в учении и наставлении, но и как христиан: в учении и наставлении Господнем. Научите их бояться греха, объясните им их долг перед Богом. И побуждайте их исполнять его. Бог не хочет, чтобы родители баловали детей настолько, чтобы испортить их своей мягкостью. Итак, да будет и эта мягкость умеренной, чтобы дети пребывали в учении Господнем и исправлялись при совершении ошибок. Ведь детский возраст нуждается в частом увещании, и даже обуздании, предохраняющем от распутства.
Ап. Павел предупреждает коринфян против участия в идолослужении, напоминая им о том, что Бог есть Бог ревнитель. 1Кор.10.22 «Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?». Вполне вероятно, что многие из коринфян легко относились к своему участию в языческих празднествах и не видели в этом никакого вреда. Но апостол призывает их быть осторожными. У нас, у людей 21-го века, тоже есть идолы, только другие. Их очень много, поэтому приведем только несколько из них. Это Интернет, телевизор, театр, футбол, жажда власти, удовольствия, вредные привычки и т.п. Мы поэтому и вспомнили об этом стихе. Вторая заповедь в Законе усиливается указанием ее причины – «Я Бог ревнитель» (Исх.20.4-5). Бог не может терпеть соперничества в вопросе поклонения. Он не даст славы Своей иному и не потерпит, чтобы кто-то отдавал ее тому, кто ее не заслуживает. Кто поклоняется другим богам, возбуждает Его ревность. Втор.32.16 «Богами чуждыми они раздражали Его, и мерзостями разгневали Его». И прежде чем раздражать и разгневать Бога, человек должен подумать, сильнее ли он Его? Очень опасно возбуждать гнев Божий, если мы не можем противостать Его силе. Наум 1.6 «Перед негодованием Его кто устоит?» Об этом должны все подумать, кто продолжает любить грех, кто живет в нем и в то же время говорит, что имеет общение с Христом. Это означает возбуждать Его негодование и ревность. Сознание могущества силы Божьей должно удерживать нас от этого, от делания того, что не угодно Ему. Неужели мы осмелимся вызывать на себя гнев Всемогущего? Как мы можем противостать Ему?
Когда израильский народ был недоволен Богом в пустыне, то говорил об этом Моисею. Когда Бог был недоволен народом, то Он также говорил об этом Моисею. Вспомним один из таких эпизодов. Чис.14.11 «И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? И доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его?» Бог справедливо жалуется Моисею на две вещи. 1. На их грех. Они раздражали Его тем, что отвергали Его, пренебрегали Им, ибо не верили Ему. Неверие в Бога, в Его силу и обетование в высшей степени раздражает Бога и является корнем других зол. Неверие – это великий грех. 2. На их упорство в грехе: «Доколе будет он поступать так?» Бог небес замечает, как долго грешники упорствуют в своих грехах. И чем больше они упорствуют, тем более Он недоволен. В данном случае их грех усугубляется, во-первых, тем, что это был избранный народ. Чем ближе человек к Богу, тем больше Бога раздражают его грехи, особенно его недоверие Ему. Во-вторых, их знанием о силе и милости Бога. Чем больше Бог сделал для нас, тем больше Он недоволен, когда мы не верим Ему.
Воспитывать людей, убеждать их не раздражаться бесполезно. Грехопадение Адама и Евы оставило очень глубокий след в душе человека. Здесь даже самым добрым, разумным словом не поможешь. Но Бог в Своем непостижимом милосердии Сам разрушает стену, которая разделяет нас с Ним. Он снисходит к нам в Иисусе Христе, вторгся в наш погибший, проклятый мир. Он умирает за нас на кресте, чтобы извлечь нас из этого жалкого состояния, находясь в котором мы раздражаем других, раздражаем самих себя, и другие тоже раздражают нас.
Боже! Помоги нам оставить все свои сомнения и прийти в распростертые объятия Спасителя. И сложить к Его ногам все свои прежние привычки и грехи.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, помоги нам не давать места раздражению в своем сердце. Даруй нам в сердце любовь и помоги выразить ее в приветливом, смиренном и дружелюбном обращении с другими. Помоги нам быть добрыми к своим ближним, иметь прощающий дух, а не гнев, обиду, раздражение и т.п. в своем сердце. Дай нам мудрость доверять Тебе, познать пути Твои. Дай нам не заблуждаться сердцем. Дай нам осознать, что раздражение возникает тогда, когда мы даем место дьяволу, и что оно унижает человека. Помоги нам сдерживать эмоции, когда испытываем сильное раздражение. Дай нам помнить повеление «не раздражайте детей ваших» и поступать соответствующим образом. Дай нам не раздражать Тебя, удерживаться от того, что неугодно Тебе. Помоги нам жить и действовать так, чтобы не оскорблять Духа Твоего Святого. Не отвращать своего уха от Его советов, не восставать против Его водительства. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.