ПРОПОВЕДИ
Изучай и исполняй нравственный закон
Пс.18.8 Закон Господа совершен, укрепляет душу».
Автор подразумевал не только закон Моисеев, а всё учение Божье – Священное Писание во всей его полноте. Священное Писание, являясь как перечнем наших обязанностей перед Богом, так и наших ожиданий от Него, приносит нам намного большую пользу, чем день или ночь, чем воздух, которым мы дышим, или свет солнечный. Давид называет явленный ему Богом закон совершенным, хотя у него была только небольшая часть Писания. Если фрагмент Библии, касающийся в основном истории, совершенен, то, что же можно тогда сказать обо всей книге? Насколько же более совершенная наша Библия, в которой мы имеем самое прекрасное повествование о Божьей любви, самое ясное описание искупления и благодати! В Слове Божьем нет ничего лишнего, оно не нуждается в дополнении – замысел благодати совершенен. Напрасно некоторые люди пытаются украсить прекрасную лилию, и позолотить очищенное золото. Евангелие совершенно и целиком, и во всех своих частях. Добавить к нему – преступление, исказить его – измена, отнять от него – святотатство. В английском переводе Библии вместо выражения «укрепляет душу» использованы слова «обращает душу». Закон возвращает человека в то место, из которого он был изгнан из-за греха. Слово же Божье обращает человека к себе, к Богу и святости. Обращение происходит не только внешнее, но и внутреннее: обращается и обновляется также душа человека. Укрепляет душу именно Слово, а не человеческие комментарии к нему. Когда закон понуждает, а Евангелие влечет, действия совершаются разные, но цель одна и та же. В конечном счете, душа человека, смиренная воздействием Духа Святого, взывает: «Боже, прими меня, и я буду Твой!» Попробуйте изменить испорченную природу человека философскими рассуждениями и логическими доводами – ваши усилия окажутся тщетными. А Слово Божье быстро преображает человека.
Законодатель нравственного закона Сам Бог. Законодатель должен обладать двумя качествами. Во-первых – мудростью. Законы должны основываться на здравом смысле, поэтому издающий законы должен быть мудр. Бог лучше всех подходит, чтобы быть законодателем, ибо Он «премудр сердцем» (Иов 9.4). Он владеет всей мудростью и является «единым премудрым Богом» (1Тим.1.17). Следовательно, Он больше всего подходит для учреждения законов. Во-вторых, законодатель должен обладать властью. Как бы мудр не был издающий законы, он должен нести на себе печать власти. В руке Божьей находится наивысшая власть: Он дал жизнь всему сущему, а Тот, Кто дал и людям жизнь, больше всех других имеет право дать им законы. Заповеди Декалога или Десятисловия названы нравственным законом. Они названы нравственным законом, т.к. являются правилом для жизни и поведения. Иоанн Златоуст сказал: «Писание – это сад, а нравственный закон – основной цветок в нем; это пиршество, на котором нравственный закон является основным блюдом».
Нравственный закон совершенен (Пс.18.8). Он – правильная модель и платформа религии, это – стандарт истины, Полярная звезда, направляющая нас к небесам. Прит.6.23 «заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни». Слову Божьему есть что сказать нам в любой ситуации, если только мы вступаем с ним в разговор. Спросим, что оно хочет сказать нам, и будем слушать. Мы станем ближе к Богу и с радостью пойдем вместе с Ним на протяжении всего дня, если начнем с Ним утро. Оно будет нашей жизнью, ибо как закон является светильником и светом в настоящее время, так и назидательные поучения – путь к жизни. Эти назидательные поучения не только показывают нам ошибки, но и наставляют, как поступать лучше. Они являются путем, ведущим к вечной жизни. И пусть правильные обличения, имеющие четкое стремление сделать нас счастливыми, никогда не огорчают нас. Итак, нравственный закон является правилом, наставляющим нас.
Нравственный закон неизменен, он всё еще остается в силе. Хотя юридические и церемониальные законы отменены, но нравственный закон, переданный нам устами Бога, неизменно применяется в Церкви. Он полон славы. Бог сложил в него славу, чтобы распространить его. Это заключалось в следующем. 1. Чтобы принять нравственный закон, люди прежде должны были омыть свои одежды. Используя это в качестве прообраза, Бог повелел им освятить свои уши и сердца, чтобы принять закон. 2. Чтобы вызвать у народа благоговение перед законом, им было запрещено прикасаться к горе. 3.Бог написал закон Своим собственным перстом, оказав ему особую честь. 4. Бог повелел, чтобы закон хранился в ковчеге, что было еще одним признаком чести, оказанной ему. 5. При передаче нравственного закона присутствовало множество святых. Втор.33.2 «Он (Моисей) сказал: Господь пришел от Синая, …, и шел с тьмами святых; одесную Его огонь закона». Славной была свита Господа: Он пришел с несметным числом. Это были ангелы, они сопровождали Божье Величество и были задействованы как Его служители в торжествах того дня. Поэтому и говорится, что закон был дан «при служении ангелов» (Деян.7.53; Евр.2.2).
Мы можем обратить внимание на милость Бога, Который не оставил нас, людей, без закона. В нескольких местах Библии Он приводит передачу Своих заповедей как проявление Своей любви. Пс.147.9 « Не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают». Неем.9.13 «Ты … дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые». Как нечестиво ввел бы себя человек, если бы у него не было закона Божьего, данного ему в письменном виде или заложенного в сердце и направляющего его. Закон Божий – это ограда, удерживающая нас в пределах воздержания и благочестия. Есть христиане, которые ведут себя так, как будто Божий закон несовершенен и Бог сказал недостаточно. Они добавляют к нему свои каноны и традиции. Такие действия подвергают сомнению мудрость Бога, словно Он не знал, каким издать Свой собственный закон. Это, безусловно, является в высшей степени провокацией. Вспомним стих из книги Откровения: Отк.22.18 «Если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей». Если большим преступлением считается добавление чего-либо к завещанию человека, то несравненно большее зло совершают те, кто добавляет что-либо к закону, который произнес Сам Бог и написал Своим собственным перстом.
Т.к. именно Бог произнес нравственный закон, то на нас возлагаются некоторые обязанности. 1. Мы должны слушать и читать заповеди. Слова Бога драгоценны, нельзя терять их. Как нам хотелось бы, чтобы Бог слышал все наши слова, когда мы молимся. Так и мы должны слушать все Его слова, когда Он говорит. 2. Мы должны с почтением выслушать их. Когда судья предъявляет обвинение в зале суда, то все с почтением слушают. В нравственном законе Бог предъявляет обвинение человеческому роду. 3. Мы должны помнить их. Безусловно, всё, что говорит Бог, стоит запомнить. Особенно важны слова, касающиеся спасения. 4. Мы должны верить им. Язычники, чтобы придать значимости своим законам, заявляли, что они были инспирированы римскими богами. Нравственный же закон, несомненно, ведет свое происхождение с небес. Разве мы не должны верить Царю Вселенной? Чтобы убедить женщин в воскресении Христа, ангел сказал: Мф.28.7 «Вот, я сказал вам». Тогда тем более мы должны верить нравственному закону, который приходит к нам в слове Бога. Исх.20 1 «И изрек Бог все слова сии». 5. Мы должны любить Божьи заповеди. Пс.118.97 «Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем». Нравственный закон – это сборник воли Божьей, наш духовный указатель, показывающий, каких грехов надо избегать и какие обязанности выполнять. Закон Божий несет в себе истину и доброту, т.к. всё, что предписывают заповеди, содействуют нашему благу. 6. Мы должны наставлять детей своих в законе Божьем. Втор.6.6,7 «Да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим». Пусть наши дети знают заповеди Божьи. Хотя мы не можем дать своим детям благодать, но мы можем вложить в них знания. 7. Нравственному закону нужно повиноваться. Если говорит царь, то его слово требует послушания. Тем более мы должны повиноваться словам Бога, Царю Вселенной. Некоторые повинуются частично: они исполняют одни заповеди, но не другие. Но Богу, Который произнес все слова нравственного закона, нужно повиноваться во всем. Бог не закроет глаза ни на одно нарушение закона.
В Послании к римлянам ап. Павел опровергает, будто его учение уничтожает нравственный закон. Рим.3.31 «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак, но закон утверждаем». Апостолу уже в его времена предъявляли то обвинение, с которым сталкиваются истинные проповедники во все времена, а именно, что проповедь веры уничтожит закон. И заставит людей презирать закон и добрые дела. Это злословие против ап. Павла заходило настолько далеко, что даже утверждали, будто он учил так: «Не делать ли нам зло, чтобы вышло добро?» Обратим внимание на то, что говорит апостол на обвинение: «мы уничтожаем закон верою». Его слова: «Никак, но закон утверждаем». Лишь через проповедь Евангелия утверждается закон, т.е. он получает то, чего требует. Во-первых, он найдет нас совершенно праведными, благодаря вмененной нам праведности Христа. Во-вторых, он найдет в нас истинное послушание, рожденное от благодати Евангелия в нашем сердце. Тогда как закон лишь пробуждает грех и производит гнев, проповедь о спасении через веру создает радостные, блаженные и усердные души, которые теперь впервые любят Бога и Его закон. И такая любовь есть исполнение закона. Но каждый человек, кто хочет спастись, должен не только понять и признать это, но и испытать это в своем сердце. Великий милосердный Бог да дарует это всем нам!
Новый Завет далек от того, чтобы убрать или унижать нравственный закон. Наоборот, он возвеличивает его. Рим.5.12 «Посему закон свят, и заповедь свята и добра». Каковы законодатели, таковы и законы. Бог, великий Законодатель, свят, праведен и добр. Следовательно, и закон по необходимости должен быть таковым. Закон свят по своей природе: он требует святости, одобряет святость. Он свят, потому что согласован со святой волей Божьей, источником святости. Он праведен, ибо соответствует правилам справедливости и правосудия. Закон добр по своим целям, он был дан для блага человечества, для сохранения мира и порядка в мире. Он делает добрыми тех, кто соблюдает его. Его целью было улучшить и исправить человеческий род. Кто пережил на себе действие истинной благодати, тот не может не согласиться с тем, что закон свят, праведен и добр.
Повиноваться закону в юридическом смысле – исполнять всё, что требует закон, не может ни один человек. Вследствие грехопадения Адама и Евы мы потеряли первородной праведности, в которой была заключена наша сила. Но в евангельском смысле мы можем повиноваться нравственному закону, можем обрести одобрение в глазах Бога. Евангельское послушание заключается в реальном стремлении человека соблюдать весь нравственный закон. Пс.118.166 Я «заповеди Твои исполняю». Эти слова не означают, что я исполнил всё, что требовалось, а то, что я делаю всё, что в моих силах. И хотя мое послушание несовершенно, но я взираю на совершенную праведность и послушание Христа. И надеюсь иметь прощение через Его Кровь. Это и есть евангельское послушание нравственному закону.
Боже милосердный! Сделай нас исполнителями Твоих заповедей и Твоей воли!
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за милость Твою, что не оставил нас, людей, без закона. Мы благодарим Тебя за Моисеев закон, за нравственный закон. Благодарим Тебя, что Твои заповеди являются правилом для жизни и поведения. Мы благодарим и за то, что Твой закон является духовным светильником для нас. Твои заповеди не только показывают нам ошибки, но и наставляют, как поступать лучше. Они являются путем, ведущим к вечной жизни. Просим, помоги нам с почтением читать и слушать Твои заповеди, помнить их, верить им и повиноваться им. Помоги нам любить их и наставлять детей в Слове Твоем. Дай нам понять истину, что любовь есть исполнение закона. Благодарим за то, что заповедь добра, и свята и чиста, что закон хорош и нет неправды в нем. Но еще больше благодарны Тебе за то, что дал нам благодать через Господа Иисуса Христа. Что путь лучший нам открыл в славный небесный дом. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.