ПРОПОВЕДИ
Который вывел тебя из дома рабства
Исх.20.2 «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя
из земли египетской, из дома рабства».
Бог вывел израильтян из земли египетской, поэтому они обязаны слушать Его с благодарностью. Он совершил для них милость весьма великую, выведя их из скорбного рабства к славной свободе. Они собственными глазами видели великие дела, сотворенные Господом ради их избавления. И не могли не заметить, что каждый такой случай возлагает на них еще большие обязательства. Теперь они наслаждались благословенными плодами своего избавления и упованием на скорое поселение в Ханаане. И могли ли они почитать слишком большой услугой какое-либо свое деяние ради Бога, ради Того, Кто так много для них сделал? Мало того, выведя израильтян из Египта, Господь обрел дополнительное право на владение ими. Они должны служить Ему, Кому обязаны своей свободой и принадлежали по праву приобретения. Таким же образом Иисус Христос, освободив нас из рабства греха, обладает правом на самое лучшее служение с нашей стороны. Лк.1.75 «Служить Ему в святости и правде перед Ним во все дни жизни нашей». Разрешив наши узы, Он обязал нас быть послушными Ему. Пс.115.7 «О, Господи, я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои».
Слова «Египет» и «дом рабства» имеют одно и то же значение. Рассмотрим, почему Господь упоминает освобождение Израиля из Египта. Несомненно, из-за необычности этого освобождения. Бог освободил Свой народ посредством необычных знамений и чудес. Он совершил чудо за чудом, чтобы избавить Свой народ. Он избавил Израиль от осквернения египетского. Эта страна была заражена идолопоклонством. Египтяне были ярыми идолопоклонниками и виновными в том, о чем говорил ап. Павел в Послании к римлянам. Рим.1.23 «Славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся». Вместо поклонения истинному Богу жители этой страны поклонялись тленному человеку, обожествляя своего царя Аписа, и запрещая под страхом смертной казни называть его человеком. Они поклонялись таким птицам как ястреб, и таким животным как бык. Они сделали изображение твари своим богом и поклонялись таким пресмыкающимся как крокодил и индийская мышь. Поэтому Бог упомянул об освобождении Израиля из Египта в знак Своего благоволения к Израилю. Обратим внимание на это огромное благословение – быть выведенным из мест идолопоклонства. В Египте было так много алтарей и лживых богов, что для Израиля было великой привилегией выйти оттуда. Иисус Навин считал, что основной и самой важной милостью Бога по отношению к Аврааму было то, что Господь вывел его из Ура халдейского, где предки Авраама служили иным богам (Иис.Нав.24.2,3). Освобождение из мест идолопоклонства является великим благословением, великой милостью, т.к. наши сердца склонны к этому тяжкому греху.
Мы склонны к идолопоклонству, потому что в своих поступках мы руководствуемся видимыми объектами, и нам нравится угождать своим чувствам. Людям по своей природе нравится бог, которого они могут видеть. И хотя этот бог слеп, тем не менее, они могут лицезреть его. Истинный же Бог невидим, ибо Он есть Дух. Быть освобожденными из мест идолопоклонства является милостью, т.к., отдавая славу, принадлежащую Богу, изображению, люди совершают страшный грех. Идолопоклонство – это духовный блуд. Иез.23. 37 «Ибо они … с идолами своими прелюбодействовали». Идолопоклонство является глупой и нерациональной религией. Разве не глупо выбрать худшее, отказавшись от лучшего? Вспомним слова пророка Иеремии: Иер.8.9 «В чем же мудрость их?» Великая милость быть выведенным из мест идолопоклонства, т.к. язычники будут подвержены страшным судам. Этот грех гневит Бога и вызывает в Нем ярость. Исследуйте всю Библию, и вы не найдете другого греха, который сопровождался бы большими наказаниями, чем идолопоклонство.
Если вывод из Египта был милостью Божьей, то нежелательно или небезопасно поселяться в местах идолопоклонства. Некоторые, из-за мирских выгод, стремятся быть среди язычников. Они молятся, чтобы Бог не ввел их в искушение, но сами идут туда. Такие люди находятся в опасности быть оскверненными. Скорее идолослужители развратят вас, чем вы обратите их к Богу. Вывод из оскверненного места, где правит грех, порицает тех родителей, которые мало любят душу своих детей. Они не побуждают их к посещению богослужебных собраний и не контролируют их друзей. Родители заботятся лишь об их телах, чтобы их чада ни в чем не нуждались, и не беспокоятся о том, что станет с их душой. А их душа в Египте, в месте, где процветает пьянство, богохульство, где нарушают Субботу и где каждый день бесчестят Бога. Подыскивая жениха или невесту своим детям, они смотрят только на деньги. И не хотят помнить предостережение Бога: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо» (2Кор.6.14). Если их дети вступают в брак, равноценный в финансовом плане, родители не задумываются, равноценный ли этот брак в религиозном плане. Пусть такие родители подумают, насколько драгоценна душа их ребенка, которая бессмертна и может вступить в союз с Богом. Разве вы позволите, чтобы эта душа была утеряна из-за того, чтобы ее поместили в дом греха (рабства). Бог доверил вам душу ваших детей, и вы ответственны за нее перед Ним.
Итак, под словом «Египет» подразумевается место идолопоклонства и суеверий. А под «домом рабства» – «место страданий». Израиль, пребывая в Египте, находился под тиранией. Израильтянами управляли жестокие надсмотрщики. Исходя из выражения «Я … вывел тебя из дома рабства» следует, во-первых, что дети Божьи могут подвергаться страданиям, т.е. быть в доме рабства. Во-вторых, что в свое время Бог избавит их из этого положения. Божьему народу не было даровано освобождение от трудностей в этой жизни. Пока нечестивцы купаются в молоке, благочестивые частенько умываются слезами. А как может проявиться сила Божья в их жизни, если Господь никогда не будет посылать им трудности? Или как Бог сможет вытереть их слезы на небесах (дано такое обетование), если здесь, на Земле они не пролили их? Поэтому иногда Бог считает, что Его детям необходимо побывать в доме рабства. Иногда человек нуждается в горькой, а не в сладкой пище. 1Пет.1.6 «Поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений». Рассмотрим несколько причин, почему Бог допускает, чтобы Его народ был в доме рабства. 1. Бог допускает, чтобы Его народ был в доме рабства, в страданиях, для испытания. Об этом говорит и Моисей израильтянам: Втор.8.15, 16 «Который провел тебя по пустыне великой и страшной, … дабы смирить тебя и испытать тебя». Страдания – пробный камень искренности. Лицемеры принимают истинную религию лишь в благополучии. Но только тот является истинным христианином, кто остается близким к Богу во время страданий. Легко любить Бога на небесах, но любовь к Нему, когда Он наказывает, свидетельствует об искренности. 2. Господь допускает страдания для Своих, чтобы очистить их от порочности. Ис.27.9 «И плодом сего будет снятие греха с него». Поэтому хотя народ Божий и дорог Ему, но когда в нем начинает возрастать порочность, Господь применяет сильнодействующие страдания, чтобы удалить ее. Страдания – это средства, очищающие нас от лени, роскоши, гордости и любви к этому миру. Пусть у нас будет больше страданий, лишь бы мы меньше грешили! 3. Господь посылает страдания Своим детям для их духовного роста. Бог делает дом рабства домом благодати, где вера и терпение играют свои роли. Тьма ночи не может притушить яркость звезды. 4. Страдания делают Божьих детей достойными и приготовляют их к славе. 2Кор.4.17 «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу». Чтобы приготовить камни для постройки, их вначале рубят и придают определенную форму. Верующие названы «живыми камнями» (1Пет.2.5). Вначале Бог вырубает и полирует их посредством страданий, чтобы они подходили для небесного строительства. Вначале сосуды милости (название детей Божьих) закаляют страданиями, а потом наливают в них вино славы.
Бог освобождает Своих детей от бедствий. Пс.21.5 «На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их». И еще Пс.65.11,12 «Ты … положил оковы на чресла наши, … и Ты вывел нас на свободу». Бог в должное время избавляет от страданий. Нечестивцы пьют море гнева Божьего, в то время как благочестивые – лишь чашу страданий. Но вскоре Бог скажет им: «Да минует тебя чаша сия». Бог избавляет Свой народ от страданий мудро. Иногда Он делает это внезапно. Как ангел быстро прилетел к Даниилу, так и Бог порой посылает избавление неожиданно. Замечено, что Он не только дает нам милости больше, чем мы помышляем (Еф.3.20), но и прежде, чем мы помышляем о них. Иосиф, сын патриарха Иакова, и не помышлял о такой быстрой перемене: когда в один и тот же день его освободили из тюрьмы и сделали вторым человеком в Египте. Часто Бог освобождает Свой народ необычным образом. Напр., кит, проглотивший Иону, был тем средством, которое доставило пророка в безопасности на сушу. Бог освобождает Свой народ из уз страданий, когда народ находится в крайне бедственном положении. Когда ап. Петр начал тонуть, Господь Иисус вытащил его за руку. Бог также посылает избавление, когда страдания совершили ту работу, для чего они были посланы. Когда, во-первых, они смирили человека, во-вторых, когда они укротили нетерпение. Бог посылает избавление, когда люди становятся более святыми и начинают больше размышлять о небесах. Когда страдания исцелили нас, Бог снимает целебный пластырь.
Избавление Израиля из дома рабства является прообразом их освобождения от греха, сатаны и ада. Грех – это настоящие узы, которые держат душу в рабстве. Бл. Августин говорит: «До своего обращения меня удерживала не железная цепь, а упорство моей собственной воли». Грех царствует в теле человека, проявляя власть тирана. Тиран имеет власть лишь над телами рабов, грех же владычествует над душой грешника. Все повеления греха противозаконны. Одному человеку грех велит обманывать, другому – быть порочным, третьему – мстить, четвертому – лжесвидетельствовать. Бог всем повелевает жить по закону любви, а не закону греха. По своей природе люди находятся в доме рабства и порабощены сатаной. Писание называет сатану «князем мира сего» (Ин.14.30) и «богом века сего» (2Кор.4.4), т.к. ему дана Богом власть искушать и порабощать людей. Он их разум наполняет заблуждением, а сердце – злобой. Деян.5.3 «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль?» Его искушения привлекают людей ко злу больше, чем Божьи обетования – к добру. Есть дом рабства, где находятся осужденные – ад. Если кто-нибудь спросит, где находится ад, тому предлагаем прочитать слова Иоанна Златоуста: «Давайте прилагать усилия не к тому, чтобы знать, где находится ад, а как избежать его». Но, чтобы удовлетворить любопытство, можем отметить, что ад – это некое место внизу. Прит.15.24 «Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу».
Если Бог когда-либо выводил вас из дома рабства, избавлял от страданий, то вознесите Ему славу. Освобождение требует хвалы. Пс.29.12,13 «И ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием; да славит Тебя душа моя и да не умолкает». За милостью должно следовать благодарение. Иметь благодарное сердце за избавление является большим благословением, чем само избавление. Чтобы быть более благодарным, обратим внимание на каждую деталь и обстоятельство нашего освобождения: на то, что нас избавили от беды, когда мы были на волоске от смерти; нас избавили от страданий, не заставив согрешить; мы приобрели спасение не посредством компромисса с совестью; на тех, кто помог нам и с помощью которых мы были избавлены. Славить Бога мы должны смиренным сердцем, сознавая, что мы были недостойны избавления. Божьи милости – это не обязанности. Славить Бога мы должны от всего сердца и своей святой жизнью. Прославлять Бога за избавление мы должны постоянно. Пс.145.2 «Буду восхвалять Господа, доколе жив».
Боже! Помоги нам вечно благодарить, хвалить и славить Тебя за то, что Ты избавил нас из дома рабства! Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за Твою великую милость, что Ты освобождаешь Своих из мест идолопоклонства, чтобы они не осквернились идолами. Дай нам помнить, что Ты доверил нам душу своих детей и мы ответственны за них. Пусть у нас будет больше страданий, лишь бы мы меньше грешили. Помоги нам вознести Тебе хвалу за избавление из дома рабства. Ибо Ты обращаешь наше сетование в ликование. Да славит Тебя душа наша и не умолкает. Помоги нам славить Тебя смиренным сердцем, осознавая, что мы были недостойны избавления. Помоги славить Тебя постоянно от всего сердца и своей жизнью. Просим, огради нашу страну от египетской скверны – от суеверия и идолопоклонства. Пусть истинная религия процветает среди нас. Являй нам видимые знаки Своего присутствия, Свою волю. Пусть праведность и мир идут рука об руку в нашей стране, чтобы слава Твоя могла пребывать на нашей земле. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.