ПРОПОВЕДИ
Соучастие в чужих грехах
1Тим.5.22 «не делайся участником в чужих грехах,
храни себя чистым».
Здесь под повелением «не делайся участником в чужих грехах» следует понимать, что тот, кто слишком легко снимает церковное наказание, поощряет других грешить. Т.о., он потворствует грехам и делается виновным в них. Мы должны быть очень бдительными в отношении самих себя, чтобы не оказаться участниками в чужих грехах. «Храни себя чистым» не только от совершения подобных грехов, но и от поощрения их или содействия, тем или иным путем, грехам других. Итак, мы имеем здесь предупреждение, что тот служитель, кто поступает поспешно в том или другом случае, может стать участником в чужих грехах. Мы должны хранить себя чистыми, если хотим быть чистыми. Благодать Божия очищает нас и хранит нас чистыми, но при наших собственных стараниях. Итак, ап. Павел предупреждает Тимофея, что не следует доверять человеку, чей характер он еще до конца не узнал. Иначе таким своим действием он станет соучастником его грехов. Он должен не только оставаться морально чистым, но должен быть свободен от участия в греховных делах других людей.
В книге «Откровения» в главе 18 ангел провозглашает о падении Вавилона. И предупреждает всех принадлежащих Богу выйти из нее. Отк.18.4 «И услышал я иной голос в неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвернуться язвам ее». Обратим внимание на то, что даже в Вавилоне, в олицетворении греха, Бог имел Своих людей, принадлежащих к избранным по благодати. Дети Божьи призываются выйти из Вавилона. Когда грехи людей достигают небес, тогда гнев Божий достигает Земли. Но изливать Свой гнев на Своих Бог не будет.
Итак, Закон Божий запрещает не только нам лично совершать грех, но и быть соучастником или каким-либо образом быть причастным к грехам других.
В Притче 4 мы находим предостережение против плохих сообществ и дружбы с делами тьмы. Пр.4.14,15 «Не вступай на стезю нечестивых, и не ходи по пути злых. Оставь его, не ходи по нему, уклонись от него, и пройди мимо». Мы должны остерегаться греховных путей и избегать их – всего, что напоминает грех и ведет к нему. Для этого мы должны держаться подальше от путей грешников и не общаться с ними. Из страха стать на путь нечестивых мы должны избегать нечестивых компаний. В стихах 14 и 15 представлено само предостережение: «Не вступай на стезю нечестивых». Слово Божье предостерегает от троп, став на которые мы оказываемся в опасности свернуть в сторону. И пусть тот, кто был хорошо воспитан и наставлен о пути, по которому должен идти, никогда не сворачивает на путь, по которому он не должен идти. Пусть он не только не вступает на этот путь, но и не испытывает его, чтобы это не оказалось опасным экспериментом, который сложно благополучно прекратить. Имеется поговорка: «Не рискуй присоединиться к обществу, которое поражено чумой, даже если считаешь себя защищенным противоядием». Если в какой-то ситуации нас заманили на путь греха, то мы должны поторопиться покинуть его. Как только мы осознали свою ошибку, моментально должны уйти оттуда. И не делать больше ни одного шага по той дороге, и не оставаться на ней ни минуты, т.к. она ведет к гибели. Мы должны опасаться и ненавидеть стези греха и грешников, должны сторониться их с крайним возможным беспокойством. «Пути злых» могут казаться приятными, быть кратчайшим путем для достижения мирских целей. Но, тем не менее, это злые пути и они плохо закончатся. Поэтому, если ты любишь Бога и свою душу, «оставь его, не ходи по нему», чтобы не впасть в искушение и не стать на него. Если же ты увидел, что приблизился к нему – «уклонись от него и пройди мимо». Отойди как можно дальше от него. Манера высказывания автора стихов доказывает необходимость и важность данного предостережения. Как часто общение с нечестивыми заставляет нас забыть это наставление.
В Послании к филиппийцам ап. Павел призывает жить не так, как живут в окружающем мире, но быть усердными и серьезными в христианском хождении, и украшать свое христианское звание соответствующими добродетелями. Флп.2. 14,15 «Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божьими среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире». Во-первых, ап. Павел призывает радостной покорности Божьим заповедям. «Всё делайте», исполняйте свой долг «без ропота». Исполняйте его и не сетуйте на него. Занимайтесь своим делом и не ропщите. Божьи заповеди даны нам для того, чтобы исполнять их, а не рассуждать о них. Это весьма украшает наше исповедание и показывает, что мы служим доброму Богу, подчинение Которому есть свобода, а труд для Него – награда. Мы должны стремиться и стараться не просто достичь неба, но достичь его без порока. И, подобно Димитрию, иметь доброе свидетельство от всех людей и от самой истины. 3Ин. стих 12 «О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною». Засвидетельствовано даже «среди развращенного и строптивого рода», т.е. среди язычников и всех внешних по отношению к церкви. Там, где нет истинной христианской религии, не следует ожидать ничего, кроме строптивости и развращенности. И чем более строптивы и развращены те, среди которых мы живем, чем более они придирчивы к нам, тем более осторожными следует быть нам, чтобы сохранить неукоризненность и чистоту. «В котором вы сияете, как светила в мире»: Господь Иисус есть свет миру, а добрые христиане – светила в мире. Когда Бог помещает в каком-нибудь месте Своего верного чада, Он ставит там светило. Эти слова, в соответствии с Мф.5.16, можно читать и в повелительном наклонении: «В котором сияйте, как светила в мире». Христиане должны стараться заслужить одобрение не только у Бога, но и у людей, чтобы они тоже могли прославить Бога. Они должны быть не только чистыми, но и сияющими.
Первое соучастие в чужом грехе мы находим уже на первых страницах Библии. Быт.3.6 «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаза и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». Здесь представлены мотивы, побуждающие Адама и Еву согрешить. Ева, обманутая искусными уловками сатаны, была зачинщицей согрешения. Она первая совершила ошибку, и это было результатом ее размышлений или, точнее, необдуманности. Плод этого дерева казался таким же хорошим для пищи, как и любого другого дерева в саду, и в плодах она не увидела ничего, что говорило бы о смерти или опасности. Шаги согрешения ведут не вверх, а вниз: они направлены в преисподнюю. Ева должна была отвести свои глаза в сторону, чтобы не смотреть на суетное. Но она поддается искушению и с удовольствием рассматривает запретный плод. Большая часть греха входит в человек через глаза. Поэтому давайте вместе со святым Иовом заключить завет со своими глазами не смотреть на то, что несет в себе опасность вызвать похоть и алчность. Пусть страх Божий всегда служит покрывалом для наших глаз. Она сама совершила этот поступок. Не сатана сорвал и вложил плод в ее рот, чтобы посмотреть, будет она есть, или нет. Возможно, Адама не было рядом, когда сатана искушал ее. Полагаем, что если бы он был, то вмешался бы, чтобы предотвратить грех. Адам подошел к ней, когда она уже ела, и ей удалось убедить его также отведать плод. К аргументам, которые использовал сатана при разговоре с ней, скорее всего, она добавила, что она сама отведала его и обнаружила, что плод не только не несет в себе смертельной опасности, но и чрезвычайно приятен. Она дала Адаму плод под видом доброты, не желая вкушать в одиночестве эти изысканные лакомства. На самом деле это было величайшее зло, какое только она могла сделать ему. Или, возможно, она дала его с таким расчетом, что, если плод окажется пагубным, он разделит с ней несчастье. Заметим, что поступивший дурно человек чаще всего старается привлечь другого к тому же. Адам тоже ел. Это его действие подразумевало неверие слову Божьему и веру словам сатаны, недовольство своим нынешним положением, амбициозность и стремление обрести славу не от Бога, зависть Божьим совершенствам и потакание телесным аппетитам. Он хотел делать и иметь то, что ему нравится. Одним словом, его грех назывался непослушанием. Непослушанием четкой и легкой заповеди Бога. В человеке не было порочной природы, он имел свободу воли, не был рабом. Больше всего этот грех усугублялся тем, что всё его потомство было вовлечено в грех и из-за него подлежало гибели. После того, как Бог сказал, что его потомки населят Землю, Адам не мог не знать, что он представляет собой общественную личность. И что его непослушание может оказаться фатальным для его семени. А если так, то его поступок был величайшим предательством и величайшей жестокостью в истории человечества. Человеческая природа, полностью заложенная в наших первых родителях, с этого момента передавалась от них вместе с пятном бесчестья и с потомственной болезнью греха и порочности.
Покажем сначала на примерах из Библии, каким образом и в каком смысле можно сказать, что человек является соучастником или причастным к грехам других. 1. Издавая неправедные указы и навязывая другим противозаконные действия. Воздвигнув золотых тельцов, Иеровоам заставлял израильтян грешить и был соучастником их идолопоклонства. 3Цар.12.26-28 «И говорил Иеровоам в сердце своем: царство может опять перейти к дому Давидову. Если народ сей будет ходить в Иерусалим для жертвоприношения в доме Господнем, то сердце народа сего обратится к государю своему, к Ровоаму, царю иудейскому … И, посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов, и сказал народу: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли египетской». Хотя царь Давид не своими руками убил Урию, но он написал письмо начальнику войск Иоаву, чтобы тот поставил Урию на передовой сражения. И это было сделано по царскому повелению. А значит – Давид был причастен к смерти воина, и пророк Нафан возложил всю ответственность за убийство Урии на него: 2Цар.12.9 «Урию хеттеянина ты поразил мечом». 2. Мы становимся причастными к грехам других, если не препятствуем им грешить, когда это в нашей власти. Есть такая латинская поговорка: «Не предотвратив то, что в твоей силе, ты приравниваешься к участнику». Если хозяин видит, что его слуга нарушает Субботу или слышит от него ругательства, и не использует свою власть для предотвращения этого, то тем самым он становится причастным к греху слуги. Первосвященник Илий сам стал виновным в том, что не наказывал своих сыновей, когда они оскверняли жертвоприношения Господу (1Цар.3.13,14). Тот, кто позволяет обидчику оставаться ненаказанным, несет его вину. 3. Советуя, поощряя и подстрекая других к греху. Бывший советник царя Давида Ахитофел сам сделал себя виновным в том, что посоветовал Авессалому войти и осквернить наложниц своего отца (2Цар.16.21). Тот, кто искушает или подстрекает другого к пьянству, сам оставаясь трезвым, является соучастником, причиной этого греха. Аввакум 2.15 «Горе тебе, который подаешь ближнему своему питье». 4. Одобряя грех другого человека. Савл (будущий ап. Павел) не бросил ни одного камня в Стефана. В Библии сказано: Деян.8.1 «Савл же одобрял убиение его». Таким образом, он тоже приложил к этому руку. Если группа людей, решив убить человека, сообщает другому о своем намерении и тот одобряет его, то тогда он тоже становится виновным. И, хотя его рука не участвовала в убийстве, его сердце было с ними. Хотя он сам не действовал, но одобрил убийство, и поэтому этот грех также приписывается ему.
Человек является соучастником или причастным к грехам других и своим личным примером. Некий древний мудрец сказал: «Мы живем, следуя примеру». Примеры обладают силой и убедительностью. Подавая плохой пример, человек побуждает другого к греху и, т.о., становится его соучастником. Если отец сквернословит, и его ребенок, следуя примеру отца, научился сквернословить, то отец становится соучастником греха своего ребенка, т.к. научил его этому своим примером. Как существуют наследственные болезни, так существуют и наследственные грехи.
Боже! Помоги нам избежать соучастия в чужих грехах. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты через Библию призываешь нас быть очень бдительными в отношении самих себя, чтобы не оказаться участниками в чужих грехах. И хранить себя не только от совершения подобных грехов, но и от поощрения их или содействия грехам других. Благодарим, что благодать Твоя очищает и хранит нас чистыми. Если в какой-то ситуации нас заманили на путь греха, помоги нам покинуть его. Дай нам не подавать плохой пример другим людям. Дай нам опасаться и ненавидеть стези греха и грешников. Помоги нам быть неукоризненными и чистыми чадами Божьими среди строптивого и развращенного рода человеческого. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.