ПРОПОВЕДИ
Я Господь Бог твой
Исх.20.2 «Я Господь, Бог твой».
В этих стихах раскрываются следующие характеристики Бога: во-первых, Его величие – «Я Господь»; во-вторых – Его милость к народу Своему – «Бог твой». Именем Господь или, по-еврейски Иегова, Бог подчеркивает Свое величие. Имя Иегова более всех других имен Бога почиталось евреями. Оно подчеркивает самостоятельность, вечность, независимость и неизменность Бога. Малахия 3.6 «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились».
Т.к. Бог – источник жизни, Который может делать всё, что Ему угодно, давайте благоговеть перед Ним. Втор.28.58, 59 «Если … не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего, то Господь поразит тебя». В словах «Я Господь, Бог твой» раскрывается милость Бога к Своему народу. Если бы Он назвал Себя лишь Господом (Иеговой), то это могло бы напугать нас и побудить бежать от Него. Но когда Он сказал «Бог твой», это привлекло нас к Нему. «Я твой Бог» не только благодаря сотворению, но и из-за избрания. Хотя слова «Бог твой» были сказаны Израилю, они в такой же степени являются привилегией всех детей Божьих, всех истинных верующих.
Для дальнейших пояснений необходимо ответить на несколько вопросов. 1. Как получилось, что Бог стал нашим Богом? Несомненно, только через Иисуса Христа. Христос – посредническая Личность пресвятой Троицы. Он соединил вместе две различные сущности, дал возможность природе нашей любить Бога, а Богу – любить нас. Благодаря Ему устранена вражда между нами и Богом. И, таким образом, Господь стал нашим Богом. 2. Что подразумевается под выражением «наш Бог?» Это сосредоточие всех благ. Бог – наша крепкая башня, наш источник живой воды, наше спасение. То, что Он – наш Бог, подразумевает самые добрые взаимоотношения. В т.ч. это отношения отца: 2Кор.6.18 «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь Вседержитель». Отец исполнен нежной заботы о своем ребенке. Кому, как не своему ребенку он готовит наследство? Бог, будучи нашим Богом, является для нас и Отцом. Он – «Отец милосердия» (2Кор.1.3). Т.к. Бог является нашим Богом, то это значит, что на небесах мы имеем Отца, Который никогда не умрет. У пророка Исаии мы находим интересное высказывание о нашем отношении с Богом. Ис.54.5 «Ибо твой Творец есть супруг твой». Если Бог – наш Муж, то, следовательно, Он высоко ценит нас, как зеницу ока. Захария 2.8 «Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал меня к народам, грабившим вас; ибо касающийся вас касается зеницы ока Его». 3. Откуда мы можем знать, что, благодаря заветному союзу Бог является нашим Богом? Фактов, доказывающих это, несколько. (1) К нам привита Его благодать. Дети царей узнаются по их драгоценностям. Но не обычные драгоценности, дары доказывают нашу принадлежность Богу. И неверующие получают дары от Него. Но именно благодать свидетельствует об истинной и реальной принадлежности к Нему. Вера является объединяющей благодатью, благодаря которой мы можем раскрыть свое стремление к Богу. Вера бросает свой якорь не вниз, подобно моряку, а верх; она верит в милость и любовь Бога и приглашает Его быть нашим Богом. Другие благодати делают нас подобными Богу, а вера объединяет нас с Ним. (2) Мы можем знать, что Бог является нашим Богом, если имеем залог Его Духа в своем сердце (2Кор.1.22). Господь часто дает деньги нечестивцам (которые их впоследствии погубят), но Дух Святой Он дает лишь тем, кого хочет сделать наследниками Своими. Там, где живет Дух Святой, Он оставляет отпечаток Своей святости в душе человека, делает ее славной внутри. Влечет ли Дух Святой Своей притягивающей силой наше сердце к Богу? Является ли Бог нашим раем наслаждений, нашим главным богатством? Привязано ли наше сердце к Богу настолько, что никакие другие объекты не могут очаровать или увести нас от Него? Трудимся ли мы для небес? Вознес ли Дух нас туда? По всем этим признакам мы можем судить о том, является ли Господь нашим Богом. (3) Мы можем знать, является ли Господь нашим Богом, если Он дал нам детское сердце. Мф.18.3 « истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство небесное». Этот стих указывает на то, что наше обращение должно выразиться в детском смирении и доверии Богу. Если мы на самом деле получили Святого Духа, мы должны показать это своей детской кротостью. Как дети, мы должны со смирением думать о своих собственных силах и мудрости, ощутить свою зависимость от Отца Небесного. Как дети, мы не должны искать величие этого мира. Нам должно хватить пищи и одежды, и любви вашего Небесного Отца. Всем нам надо обращение от гордости к смирению, от чрезмерного самомнения к самоуничижению. Если мы хотим спастись, мы должны обратиться таким образом, а обращение это совершает Святой Дух. Истинный верующий подобен подсолнуху, который раскрывается и закрывается вместе с солнцем: он открыт для Бога и закрыт для греха. (4) Мы можем знать, что Господь является нашим Богом, если стремимся к Нему и отстаиваем Его интересы. Нет лучшего признака нашего стремления к Богу, чем отстаивание Его интересов.
Чтобы мы стремились принадлежать Богу, задумаемся о несчастном положении тех, кто не имеет Его. В каком отчаянном положении они оказываются, когда приходит несчастье. В таком состоянии был царь Саул, когда сказал: 1Цар.28.15 «Тяжело мне очень; филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня». Грешник, для которого Бог не является его Богом, может перебиваться кое-как, пока его здоровье и богатство в порядке. Но когда они крушатся, его сердце замирает. Т.к. у него нет Бога, к Которому он мог бы пойти, он умирает от отчаяния. Вспомним Пс.143.15 «Блажен народ, у которого Господь есть Бог». И слова бл. Августина: «Счастье человека – Сам Бог». Какая великая привилегия, иметь Господа своим Богом!
Чтобы мы полностью оценили эту привилегию, задумаемся о следующем. Т.к. Господь является нашим Богом, то, хотя мы можем ощущать удары зла, но не его жало. Находящийся в такой ситуации должен помнить, что ничто не может причинить ему губительный вред. Если даже он теряет свободу, то его совесть свободна; если даже он теряет имущество, ему остается во владение имущество на небесах; если его настигают бури, он знает, где его гавань и т.п. Т.к. Господь является нашим Богом, то наша душа в безопасности. Т.к. Господь – наш Бог, тогда всё, что в Нем, принадлежит нам. Как счастлив тот, кто не только наследует дары Бога, но и Самого Бога. Такому человеку Бог говорит: «Моя мудрость будет наставлять тебя. Моя сила станет твоей и будет поддерживать тебя. Моя милость станет твоей и спасет тебя». Бог – это бесконечный океан блаженства, в Котором достаточно всего, чтобы наполнить нас.
Т.к. Господь наш Бог и наш Небесный Отец, Он будет всецело любить нас. Бог может дать людям царства и не любить их, но Он не может быть нашим Отцом и не любить нас. Господь называет принадлежащих к Его дому «самое любезное для души Моей» (Иер.12.7). Они являются Его очищенным серебром (Зах.13.9), драгоценными камнями (Малахия 3.17). Т.к. Господь является нашим Богом, то Он сделает для нас больше, чем весь остальной мир. Напр., в страданиях Его Святой Дух может превратить бедствие в покой. Бог даст нам венец бессмертия. Этот мир может дать людям венец из золота, но он имеет шипы и несет в себе смерть. А Бог даст нам неувядающий венец славы (1Пет.5.4). Т.к. Господь является нашим Богом, то Он будет терпеливо относиться к нашим слабостям. Видя грехи Своего народа, Бог сострадает, а не уничтожает его. Он смотрит на Свой народ, как доктор – на болезнь пациента, чтобы исцелить его (Ис.57.18). У учеников Христа были великие падения, в т.ч. они оставили Его и разбежались. Но это не сломило их стремление к Богу. Поэтому после Своего воскресения Господь Иисус сказал Марии: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему» (Ин.20.17). Если однажды Бог стал нашим Отцом, то Он будет им вечно. Пс.47.15 «сей Бог есть Бог наш на веки и веки». Мы не можем утверждать, что, обладая здоровьем в настоящее время, будем иметь его всегда. Мы не можем сказать, что наш ребенок будет принадлежать нам вечно. Но если Господь является нашим Богом, то мы будем иметь Его всегда. Господь принадлежит нам от вечности в избрании и до вечности во славе.
Т.к. Господь является нашим Богом, то будем совершенствовать стремление свое к Нему. Возложим на Него все свои бремена, все свои страхи, нужды и грехи. Пс.54.23 «Возложи на Господа заботы твои». Нечестивцы являются грузом для Господа и не имеют права возлагать свои тяготы на Него. Писание предлагает это только тем, кто принадлежит Богу. Т.к. Господь является нашим Богом, то давайте научимся быть довольными, даже испытывая недостаток. Удовлетворенность – редкий драгоценный камень и средство исцеления от грехов. Запомним и то, что Бог – это освящающее благо. Он освящает все наши утешения и превращает их в благословения. Он освящает наши испытания, чтобы они были не губительным наказанием, а целительным средством, разрушающим яд греха. Главные Божьи благословения: Его благодать, любовь и Царство. Т.к. в Боге пребывает вся полнота (Кол.1.19), Он является универсальным благом, соизмеримым со всеми нашими желаниями. Бог – это богатство, которое не может ни уменьшиться, ни иссякнуть. И поэтому если Он является нашим Богом, то Он достаточен, чтобы дать полное удовлетворение нашей душе. Если мы удостоверились в том, что Господь является нашим Богом, то пусть это возрадует и возродит нас, в каких бы обстоятельствах мы ни находились. Недостаточно быть удовлетворенным Богом, мы должны радоваться. Некий богослов сказал: «Я не могу быть бедным, пока Бог богат, ибо Его богатства принадлежат мне».
Сейчас вроде бы Бога не видно, и может показаться, что Ему до нас нет дела. Но это не так. В библейские времена Бог часто общался с людьми осязаемо, наглядно, во всеуслышание – через скрижали, огненный столп, веяние тихого ветра… Но пришел Христос – и всё изменилось. Господь Иисус сказал Своим ученикам, что Дух Божий будет пребывать не только среди них, но и в них: Ин.14. 16,17 «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек. Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его. А вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет». И когда нам хочется, чтобы Бог с нами общался как-то яснее, понятнее, заметнее, не забыть бы нам, что Он делает что-то гораздо лучшее: живет в нас, чтобы, глядя на нас, весь мир мог видеть, слышать и чувствовать Его.
Если Бог является нашим Богом, будем возносить Ему хвалу. Пс.117.28 «Ты – Бог мой: буду славить Тебя; Ты – Бог мой: буду превозносить Тебя». Давайте же прославлять Его наилучшим инструментом – сердцем. И пусть этот инструмент будет настроен на наивысший лад, давайте славить Его всем сердцем. Вспомним, как Давид постепенно возносится в своих чувствах: Пс.31.11 «Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте все правые сердцем». «Веселитесь» – будьте благодарны; «радуйтесь» – будьте жизнерадостны; «торжествуйте» – триумф. Прославление названо фимиамом, т.к. эта приятная жертва. Чем глубже мы чувствуем заветную любовь Бога к нам, тем более приятную хвалу мы Ему возносим. Уже здесь на земле мы должны стремиться делать вечным имя Бога. И совершать тот труд, который всегда будем делать на небесах – восхвалять Господа. Давайте жить достойно, как и положено тем, кому принадлежит Бог, т.е. жить так, чтобы другие могли видеть в нас частицу Бога. Будем стремиться жить свято. Христианин должен сказать: «Господь является моим Богом. Что мне еще за дело до греха, похоти, гордости, злобы».
Боже! Запрети нам грешить, как запрещаешь пить отраву! Пусть мы лучше умрем, чем добровольно огорчим Тебя, Того, Кто является венцом нашей радости и Богом нашего спасения»
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за привилегию, что Ты – наш Бог через Иисуса Христа. Ибо Он дал нам возможность любить Тебя. Благодарим Тебя за то, что Ты – наша крепкая башня, наш источник живой воды, наше спасение. Благодарим Тебя за то, что Ты наш Небесный Отец, «Отец милосердия». Мы благодарим за то, что Дух Твой Святой освящает нас и ведет нас в этой жизни. Просим, помоги нам стремиться к Тебе, совершенствовать свое стремление к Тебе, трудиться для Царства Твоего. Благодарим, что если Ты являешься нашим Богом, то ничто не может причинить нам губительное зло, то наша душа в безопасности. Мы благодарим что Ты – бесконечный океан блаженства, в Котором достаточно всего, чтобы наполнить нас. Мы благодарим Тебя за то, что Ты любишь нас, что терпеливо относишься к нашим слабостям. Позволь нам возложить на Тебя все заботы свои. Просим, научи нас быть довольными тем, что получаем из Твоих благодатных рук. Научи нас возносить Тебе хвалу. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.