ПРОПОВЕДИ
Когда мы произносим имя Господа Бога напрасно
Исх.20.7 «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».
Эта третья заповедь касается порядка поклонения, чтобы оно совершалось со всем благоговением и серьезностью. Она состоит из двух частей. Во-первых, из предупреждающей части, что мы не должны произносить имени Господа Бога напрасно, т.е. бросать какую-то тень или бесчестить Его имя. Во-вторых, из предупреждения, что за нарушение этой заповеди последует наказание. Надо полагать, что приняв Иегову как своего Бога, израильтяне хотели упоминать Его имя. Так поступали и язычники – все народы упоминали имя своего Бога. Третья заповедь дает необходимое предостережение – не произносить имя Господа напрасно, и оно до сих пор остается актуальным. Земные судьи, возможно, не стали бы налагать взыскание за нарушение этой заповеди, потому что проступок этот не посягает непосредственно на частную собственность или на общественный порядок. Но Бог, ревнующий о Своей славе и чести, не станет смотреть на это сквозь пальцы. Возможно, грешник будет настаивать на своей невиновности, считая, что нет в том никакого вреда, и Бог никогда не призовет его за это к ответу. Для устранения подобного предположения и звучит эта угроза – Бог не оставит без наказания, вопреки надеждам грешника. Люди, занимающиеся важное положение в обществе, считают бесчестием, когда злоупотребляют их именем, и налагают суровое наказание на обидчиков. Читали: «Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Он рассматривает такого человека как преступника и строго наказывает. Данный запрет подчеркивает, что мы должны употреблять святое имя Бога с большой осторожностью и благоговением.
Мы можем заметить, что много таких людей, и верующих и неверующих, которые часто обращаются к Богу без необходимости и нужного благоговения. Порой они и не знают, что нарушают эту заповедь. Поэтому в этой проповеди мы попытаемся подсказать, в каких случаях употребляется имя Господа напрасно.
1. Мы употребляем имя Бога напрасно, когда легкомысленно и непочтительно произносим Его имя – имя невыразимое, хотя и произносимое. Бог соответствует Своему имени Иегова (Господь) – самосуществующая и самодостаточная Личность, Которая в себе содержит всю власть и все совершенства. Бог является полновластным Господом над всеми. Пс.82.19 «Да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею». Доказательством этой истины будет гибель всех Божьих врагов в тот великий день (День Господень). Когда мы упоминаем имена царей, то добавляем к ним титул, например: «ваше величество», «ваше превосходительство» и т.п. Когда мы пренебрежительно говорим о Боге и Его делах, то Он воспринимает это как оскорбление и напрасное употребление Его имени.
2. Если исповедуем имя Бога, но живем, не соответствуя Его заповедям, то тем самым мы употребляем Его имя напрасно. Тит 1.16 «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются». Если уста человека и его жизнь противоречат друг другу, то тем самым они используют имя Бога напрасно – чтобы бесчестить Его. Они не хотят считаться с тем, что притворство в святости – двойная порочность.
3. Если мы упоминаем имя Бога в пустых разговорах. О Боге мы должны говорить лишь в том случае, если имеем святое благоговение в своем сердце. Когда же мы часто упоминаем имя Господа, не думая о Нем, как, напр., при восклицаниях: «О, Боже!», «О, Иисусе!», «О, Боже! Спаси мою душу!», то напрасно употребляем имя Бога. Хотя у такого человека Бог на устах, но в сердце – дьявол.
4. Когда мы поклоняемся Ему лишь своими устами, но не сердцем. Бог хочет иметь наше сердце. Сердце – самое важное в религии, оно влечет за собой волю и чувства. Итак, когда мы притворяемся, что поклоняемся Богу, но в то же время сердцем не приближаемся к Нему, то употребляем Его имя напрасно. Вспомним стих из книги пророка Исаии: Ис.29.13 «Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня». Лицемеры показывают, что они чтят Бога, но фактически не любят Его. Их глаза возведены к небесам, в то время как сердце их крепко привязано к Земле. Суеверные люди также употребляют имя Бога напрасно. Они придумывают новые обряды, которые Он никогда не назначал, кланяются, услышав имя Христа, но в то же время не знают и не хотят знать Бога как Духа. Ин.4.24 «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».
5. Когда мы молимся Богу, не веря Ему. Вера – это благодать, которая в высшей степени почитает Бога. Рим.4.20 Авраам «пребыл тверд в вере, воздав славу Богу». Когда мы молимся Богу, но при этом вера не сопровождает нашу молитву, мы напрасно упоминаем имя Господа. В таком случае мы бесчестим Его, делая Его либо идолом, который имеет уши, но не слышит, либо лжецом, который обещает милость раскаявшимся, но не держит своего слова. 1Ин.5.10 «Не верующий Богу делает Его лживым». Такие люди просят о прощении грехов, но неверие нашептывает им, что их грехи слишком велики, чтобы их мог Бог простить. Т.о., когда люди молятся, не веруя, они употребляют имя Божье напрасно, и тем самым оказывают большое непочтение Богу, словно Он не тот Господь, о Котором говорится в Слове. Пс.85.5 «Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя».
6. Чаще всего люди употребляют имя Господа напрасно, когда, во-первых, говорят насмешливо о Его Слове. О высказывании таких людей пишет ап. Петр: 2Пет.3.4 «Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же». Другими словами, они говорят: «Проповедники слишком беспокоятся о Дне суда, когда все будут призваны дать отчет о своих делах, но где же до сих пор этот день? Мы видим, что всё продолжается точно так, как было со дня сотворения». Т.к. Божий приговор не приводится в исполнение немедленно, то такие люди высмеивают и презирают Его Слово. Это – игра с огнем. Это свидетельствует об их чрезвычайно нечестивом сердце. Евсевий писал, что человека, который шутил над Библией, Бог поразил безумием. Во-вторых, когда приводят Библию для поощрения греха (искажая ее). Слово, которое было написано для подавления греха, некоторые приводят в его защиту. Это величайшее осквернение Слова Божьего и напрасное употребление имени Господа. В-третьих, когда извращают Слово и вкладывают в него неправильный смысл. Как, напр., буквальное толкование тех текстов, которые нужно воспринимать символически. В Библии есть такое повеление: Втор.6.8 «Навяжи их (т.е. заповеди) в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими». Фарисеи восприняли это буквально и носили два свитка пергамента, на которых были написаны заповеди двух скрижалей. Один свиток прикрепили к левой руке, а другой – ко лбу. Т.о., они искажали смысл Писания. Слова «навяжи их …» нужно было понимать духовно, как размышление над Законом Божьим и воплощением его в практику. Итак, когда люди искажают Божье Слово и истолковывают его так, как им угодно, тем самым они его оскверняют и употребляют имя Бога напрасно.
7. Когда мы клянемся именем Бога. Когда Христос сказал: «Не клянись вовсе» (Мф.5.34), то Он запретил такие клятвы, когда имя Бога упоминается напрасно. В некоторых случаях, напр., в суде, мы можем давать клятву. Втор.6.13 «Господа, Бога твоего, бойся, и … Его именем клянись». Другой пример, когда клятва разрешается: Евр.6.16 «Клятва в удостоверение оканчивает всякий спор». Три разновидности клятв запрещены. А. Когда люди в своем обычном разговоре разбрасываются клятвами. Это грех, который не имеет оправдания. Люди всё-таки оправдываются примерно так: Оправдание 1. «Я даю незначительные клятвы в целом, такие как «Клянусь, … Ей Богу!» Но Христос запретил напрасные клятвы. С другой стороны, когда Бог потребует у нас отчет за пустые слова, то разве напрасные клятвы не будут положены на весы? Оправдание 2. «Я клянусь лишь в том, что является правдой». Даже если это правда, но вы произнесли безрассудную клятву, то это грех. Оправдание 3. «Мне не поверят, пока я не закреплю свои слова клятвой». Честному человеку поверят и без клятвы. Его обычные слова обладают силой и так же верны, как свидетельские показания. Чем больше человек клянется, тем меньше окружающие будут верить ему. Оправдание 4. «У меня клятва вошла в привычку, но я надеюсь, что Бог простит меня за это». В данном случае привычка не может быть приведена как оправдание. Это объяснение так далеко от оправдания, что является отягчающим обстоятельством данного греха. С таким же успехом человек, обвиненный в убийстве, мог бы просить судью простить его, т.к. убийство стало его привычкой. Таким же образом мы можем отбросить все оправдания для греха напрасной клятвы. Б. Лжесвидетельство, т.е. призыв к Богу выступать свидетелем во лжи. Это является дерзким грехом против неба. Лев.19.12 «Не клянись именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего». С другой стороны, если допустить его, то придет конец мирной жизни – оно уничтожит веру и истину у людей.
8. Примешивая религию к каким-либо нечестивым действиям, люди упоминают имя Бога напрасно. 2Цар.15.7 «Авессалом сказал царю (Давиду): пойду я, и исполню обет мой, который я дал Господу в Хевроне». Эта ложь была лишь поводом, скрывающим его измену.
9. Когда наши уста бесчестят имя Бога. Напр., когда в гневе мы бранимся или проклинаем. Когда мы, сознательно говоря неправду, для подтверждения своих слов произносим проклятий себе, надеясь, что этого не будет.
10. Когда мы плохо отзываемся о Боге. Чис.21.5 «И говорил народ против Бога». Мы говорим против Бога, когда мы ропщем на Его провидение, как будто Он жестоко обращается с нами. Вспомним слова Авраама: Быт.18.25 Судия всей земли поступит ли неправосудно?» Недовольство осуждает действия Бога и употребляет Его имя напрасно.
11. Когда мы не исполняем свои обещания. Напр., когда мы говорим, что совершим определенные поступки в том случае, если Бог сохранит нашу жизнь и не выполняем этого. Наши обещания должны быть священными и нерушимыми. Если же мы даем обещание, упоминая в нем имя Бога, но не сдержим его, то это двойной грех. Это ложь и напрасное употребление имени Господа.
Остерегайтесь напрасно употреблять имя Господа. Помните угрозу, сопровождающую этот запрет: «Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Здесь Господь говорит как Судья, возглавляющий судебное разбирательство. Обвинители – сатана и собственная совесть человека. Эта угроза должна поставить замок на наши уста и заставить нас бояться произносить то, что может бесчестить Бога и употреблять Его имя напрасно. Возможно, некоторые считают невиновными тех, кто клянется, проклинает и непочтительно говорит о Боге. Если же кто-то порочит имя другого человека, то люди наверняка призовут его к ответу. И забывают о том, что крадущий у Бога Его славу будет наказан Самим Богом. Иногда Бог наказывает клятвопреступников и хулителей уже в этой жизни. Когда в графстве Самуртия разразилась страшная буря с громом, один из солдат начал неистово ругать Бога. В это время ураган вырвал с корнем огромное дерево, стоявшее над ним. Оно свалилось и раздавило солдата. Олимпий, арианский эпископ, порицал и хулил Святую Троицу. Внезапно он был поражен тремя вспышками молнии и сгорел. Таких примеров записано много. Если Бог не производит Свой суд над оскорбляющими Его имя в этой жизни, то смертный приговор вскоре настигнет их. Господь не простит их вину, а передаст их сатане-тюремщику для адских мучений и сохранит его для Великого Суда.
Боже! Дай нам всегда помнить стих из Послания к евреям Евр.10.31 «Страшно впасть в руки Бога живого!» Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за эту заповедь, запрещающую бросать какую-то тень или бесчестить имя Господа Бога. Просим, дай нам понять, что всё, что мы делаем в жизни, мы должны делать для Твоей славы. Мы должны провозгласить всего, чем Ты являешься в Своем непревзойденном, ошеломляющем совершенстве. Это – Твоя непостижимая любовь, Твоя безмерная милость, Твоя всеобъемлющая благодать. Твоя слава видна в Твоей истине, справедливости, мудрости и силе. Просим, помоги нам являть Тебя миру. Дай нам употреблять Твое святое имя с большой осторожностью и благоговением. И помнить угрозу этой заповеди: «Господь не оставит без наказаний того, кто произносит имя Его напрасно». Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.