ПРОПОВЕДИ
О вере Сарры
Евр.6.11,12 «желаю же, чтобы каждый из вас … оказывал
такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем,
которые верою и долготерпением наследуют обетования».
Автор Послания к евреям предается добрым надеждам относительно народа Божьего и заявляет о своей надежде на то, что они держатся спасения. Призывает он детей Божьих идти путем долга. Сохраняющие ревность в исполнении своего долга до конца достигают совершенной уверенности в надежде. Совершенная уверенность достигается большой ревностью и постоянством до конца. Автор Послания дает им предупреждения и советы, как можно достичь совершенной уверенности в надежде. Во-первых, они не должны быть ленивыми. Им не следует предаваться праздности и упускать свои возможности делать добрые дела. Во-вторых, они должны следовать доброму примеру тех верующих, кто прошел прежде них.
Евр.11.11 «Верою и сама Сарра (будучи неплодна), получила силу к принятию семени и не по времени возраста родила; ибо знала, что верен обещавший». Сарра – жена патриарха Авраама и его сводная сестра. Быт.20.12 «Авраам сказал: «Да она и подлинно сестра мне; она дочь отца моего, только не дочь матери моей, и сделалась моею женою». Библия повествует о ее красоте, которая ставила их обоих в затруднительное положение, и об ее неплодности. Аврааму дается обетование о сыне, рожденном Сарой. О сыне, в котором исполнится обетование о том, что он будет отцом множества народов. Подтверждением данного обетования послужило изменение имени Сара на Сарра. Быт 17.15,16 «И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою не называй Сарою; но да будет имя ее Сарра. Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее». Имя Сара означало «госпожа моя», словно ее слава была ограничена одной семьей. А Сарра означает «госпожа многих», подразумевая, что от нее должен произойти Мессия – Владыка и Царь царей земных. После рождения Исаака она жила еще долго и умерла 127 лет в Хевроне, где и была погребена в Махпельской пещере, которая доныне существует и является местом посещения для туристов.
Первоначально они жили в Уре халдейском, в большом городе в южной Месопотамии, в дельте реки Евфрат. Жили они зажиточно среди родственников и друзей. Но внезапно жизнь у них изменилась коренным образом. Аврааму появился Бог и повелел ему идти в неведомую страну: Быт.12.1 «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе». Авраам немедленно повиновался и Сарра пошла вместе с ним. Покинули городскую жизнь, жизнь со всеми удобствами, и стали кочевниками. Ей, как и большинству женщин, нелегко было покинуть свой дом, родственников и отправиться в неизвестное. Но она уповала на Бога и была послушной женой. О ее послушании мужу так говорит ап. Петр примерно через 2000 лет после ее смерти: 1Пет.3.6 «Как Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином». После продолжительной, почти 1000 километровой пути, прибыли в Харран (юг нынешней Турции). Там остановились. Жизнь стала у них легче.
Но после смерти их отца, ее отца и отца Авраама Фарры, Бог повелел им продолжать путь. Невзирая на жизненные трудности, дух Сарры поддерживали: во-первых, Божье обетование. Обетование, что, невзирая на их преклонный возраст (при выходе из Харрана Сарре было 65 лет, а Аврааму – 75 лет) у них еще будет сын. Во-вторых, их любовь и взаимное уважение с Авраамом. В языческом мире многие мужья не хранили верность по отношению к женам. Жены для мужей были как рабыни, их покупали и продавали как товар. У язычников женщина считалась собственностью мужа, она не имела права занимать равное место с мужчиной. Не трудно себе представить, какое нравственное унижение испытывали женщины. Совершенно иначе обращался Авраам со своей женой. Она была для него прежде всего «сонаследницей благодатной жизни», равной во всех правах, участницей в его делах. Верность и любовь к Сарре Авраам хранил вплоть до ее смерти. Авраам прислушивался к ее советам, чтил ее и заботился о ней. Сарра, со своей стороны, отвечала Аврааму тем же. Это была семья, состоящая из духовно близких людей, объединенных одной верой и любовью к Богу, одним служением Ему и одной целью – жить по воле Божьей. Их связывали не только брачные узы, но и призвание и обетование Божье, в достижении которого они являлись Его сосудами. Сарра разделяла с мужем жертвенный подвиг веры, его проблему и тревоги. Своей супружеской жизнью Авраам, отец всех верующих, и его жена Сарра стали прообразами связи Христа и Его Церкви.
Годы скитаний шли и ребенок всё еще не родился. Когда прибыли уже в Ханаан, в Сихем, Господь Бог повторил Свое обетование: Быт.12.6,7 «И прошел Авраам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда жили хананеи. И явился Господь Аврааму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал он там жертвенник Господу, Который явился ему». Благодарный Авраам немного позже создал жертвенник и в Вефиле.
Когда они скитались в южных областях Ханаана, на краю пустыни Негев, там возник голод. Авраам не вернулся в Вефиль или в Сихем, а сошел в Египет, пожить там. На этот раз Авраам не просил совета у Господа. И в Египте Сарре пришлось пережить унижение, потрясение. Авраам, который в течение многих лет уповал на Бога и доверял Ему, сейчас стал бояться за свою жизнь и сказал Сарре: Быт.12.13 «Скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя через тебя». Невзирая на свой возраст и тяжелые жизненные условия: нехватка воды, отсутствие условий ухаживать за телом (часто вместо воды тело приходилось чистить песком), Сарра была еще красивой женщиной. И скоро она оказалась в гареме фараона египетского. Но Господь хранил ее и там, дал знать фараону, кто она такая. Быть 12.17 «Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сарру, жену Авраамову». Поэтому фараон скоро отправил, выслал их из Египта со всем имуществом, что у них было, в т.ч. и со служанкой, рабыней Сарры – Агарь.
Через некоторое время Сарра и Авраам были испытаны очередной раз Господом на стойкость, на постоянство в вере. Они с верой и с терпением должны были ожидать исполнения Божьего обетования о рождении сына. Но не выдержали испытание. Сарра отдала Аврааму в наложницы свою служанку Агарь. Быт.16.2 «И сказала Сарра Аврааму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Авраам послушался слов Сарры». Т.о., организатором союза Авраама со служанкой была сама Сарра. Она следовала по обычаям своего времени. С ее стороны было самопожертвованием то, что она делала. Тем не менее, поступила она неправильно. Тактика сатаны сводится к тому, чтобы искушать нас со стороны самых близких родственников или друзей, чье мнение воздействует на нас. Искушение представляет самую большую опасность тогда, когда посылается рукой, от которой мы его меньше всего ожидаем. Поэтому мы поступаем мудро, если задумываемся не только о том, кто говорит, а что говорит. Жертва ее была излишняя. Она любой ценой хотела видеть исполнения Божьего обетования. Но при этом выполнение этого обетования и время выполнения она возложила на себя. Она не выдержала длительное ожидание: уже 10 лет прошло со времени последнего обетования Бога. Ее вина в том, что она сама взялась за решение проблемы. Этот грех ее впоследствии создал еще большие трудности для ее веры. Плод ее неверия и нетерпеливости появился очень скоро, уже во время беременности Агари. Мира не стало в семье патриарха Авраама. Агарь стала презирать свою госпожу, а Сарра забыла, что она сама затеяла всё это. Во время своего удаления от Бога она не признала себя виновной, не покаялась. Наоборот, она во всем обвиняла своего мужа.
Мысленно перенесемся в Хеврон, в период времени примерно за 2000 лет до рождения Христа. Сарре было 89 лет в это время. С мужем, который на 10 лет старше ее, они уже стары для того, чтобы иметь ребенка. Ждали они ребенка много-много лет, но всё напрасно. Они были убеждены в том, что Сам Бог обещал им сына. Но прошло с тех пор почти 25 лет и обещание не исполнилось. Видимо, они ошиблись. В течение нескольких секунд пробежали перед ее глазами события предыдущих лет ее жизни. Увидев трех мужей перед собой, Авраам пригласил их к себе в гости. Сарра помогала в приготовлении угощения. Вдруг она услышала, что один из гостей у Авраама спрашивает: Быт.18.9 «где Сарра, жена твоя?» Она невольно поближе подошла к краю шатра и задумалась: «кто такие эти мужи? Откуда они знают мое имя? И что они знают про меня?» И после того, как Авраам кивнул головой в сторону шатра, она услышала следующие слова гостя: Быт.18.10 «Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его». Сарра внутренно рассмеялась над этими словами. Она смеется, но не из-за того, что ей весело. Это у нее смех неверия, горечи. Она рассмеялась над данным Аврааму обетованием, как неосуществимым. Она, будучи бесплодна от природы, теперь еще и по возрасту потеряла способность к деторождению. Могла подумать, что хорошо воспитанные гости хотят выразить свою благодарность за угощение. И что может быть приятнее, чем обещать сына хозяевам. Но скоро она испугалась, когда услышала свои невысказанные мысли: Быт.18.13 «отчего это рассмеялась Сарра, сказав: неужели я действительно могу родить, когда я состарелась». А голос еще продолжал говорить удивительные слова: Быт.18.14 «есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын». В ее ушах застряли слова: «у Господа», «у Господа». И она уже знала, что с Авраамом разговаривает не простой человек, а житель неба.
Неверие Сарры было прощено и забыто Богом. Вера же ее восторжествовала и была увековечена на страницах Священного Писания. Евр.11.11 «Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени». Она восприняла обетование как обетование Бога, данное не только Аврааму, но ей тоже. Будучи уверена в Боге, она рассудила, что Бог может исполнить и обязательно исполнит обещанное, каким бы оно ни оказалось неосуществимым для человеческого разума. Ибо верный Бог не позволит Себе обманывать Своих детей. В книге пророка Исаии Сарра приводится Богом в пример избрания благодати. Ис.51.2 «Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас; ибо Я призвал его одного, и благословил его, и размножил его».
В заключении вспомним о плоде веры Сарры и о награде за нее. Она получила силу к принятию семени. Как природная сила, так и сила благодати исходит от Бога. Он может бесплодную душу сделать плодовитой, так и бесплодное чрево. Она родила обетованного сына Исаака, утешение родителей в их преклонные годы. От них, от Авраама и Сарры, через этого сына произошло огромное потомство знаменитых людей, а также великий, сильный и славный народ, народ Божий Израиль. И, как высшая честь и награда, от них и Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим за напоминание детям Твоим о том, что они должны идти путем долга, держаться спасения. Господь Иисус! Твоя победа в этом падшем мире несомненна. Просим, дай нам силу побеждать окружающий мир верой и послушанием Тебе. У нас могут случаться взлеты и падения, а то и битвы, в которых мы, как может показаться, терпим поражение. Но что бы ни случилось в жизни, в Иисусе Христе мы всё равно победители. Помоги нам, теряя почву под ногами, доверяться Тебе. Удали наши сомнения и замени их обновленной верой в Тебя. Ибо Ты скала, основание нашей веры. Переживая скорби и с надеждой глядя на горизонт, дай нам не отчаиваться. Укрепи нас верой в Того, Кто сделал всё для нашего спасения – Иисуса Христа, нашего Спасителя. Просим, помоги нам следовать доброму примеру тех, кто прошел прежде нас. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.