ПРОПОВЕДИ
Помни день Господень
Исх.20.8 «Помни день субботний, чтобы святить его».
Десять заповедей были выгравированы на камне перстом Божьим. Для нас было бы великим утешением иметь их выгравированными в нашем сердце. В Законе Моисея субботний день отделен для торжественного служения Богу и должен принадлежать только Ему, а не посвящаться обычным делам. В качестве вступления к четвертой заповеди Господь поставил следующие слова: «Помни день субботний, чтобы святить его». Слово «помни» показывает, что мы склонны к тому, чтобы забывать о святости дня Господня. Освящение дня Господня заключается в двух моментах: во-первых, мы должны отдыхать от наших дел, во-вторых, мы должны добросовестно исполнять свой религиозный долг. Повеление святить день Господень касается как людей, занимающих главенствующее неофициальное положение, как, напр., родителей, судей и т.д., так и тех, кто находится в подчинении: детей, слуг и т.д. (Исх.20.10).
Имеются аргументы, побуждающие нас повиноваться этой заповеди, т.е. хранить в святости день Господень. 1. Ее рациональность: Исх.20.9 «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои». Словно этими словами Бог хочет сказать: «Я не жестокий Господин, я не пожалел для тебя времени, чтобы ты трудился и зарабатывал для себя состояние. Я дал тебе шесть дней, чтобы ты занимался своими делами, Себе взял лишь один. Поэтому справедливо, чтобы ты особым образом отделил этот день для поклонения Мне». Я лично не сомневаюсь в том, что если бы мы были на месте Бога, хорошо, если бы дали своему творению один день. Тот, кто крадет у Бога этот день и тратит его на обычные дела, святотатствует. И Бог взыщет с него за это. 2. Второй аргумент в пользу освящения дня Господня вытекает из того, что Сам Бог соблюдает его. Словами Быт.2 2 «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» нам Бог говорит: «Разве ты не будешь следовать Моему примеру? Окончив все Свои дела сотворения, Я почил на седьмой день. Так и ты, оставляй все свои мирские дела и посвяти Мне седьмой день как день, отделенный для святого покоя». 3. Третий аргумент вытекает из выгод, сопутствующих религиозному соблюдению дня Господня. Быт.2.3 «И благословил Бог седьмой день, и освятил его». Бог не только назначил седьмой день, но и благословил его. Это не только день почитания Бога, но и день Его благословений для нас. Это не только день, который мы посвящаем служению Богу, но и день, когда Он дает нам благодать. Религиозное соблюдение этого дня влечет за собой благословения для нашей души, нашего имущества и процветания. Несоблюдение этого дня влечет за собой проклятие (Иер.17.27). Бог проклинает благословения такого человека. Малахия 2.2 «Если вы не послушаетесь, и если не примете к сердцу, чтобы воздать славу имени Моему, …, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения». А добросовестное соблюдение дня Господня несет в себе всевозможные благословения. Заповедь о соблюдении этого дня не была отменена вместе с церемониальным законом, соблюдение ее должно продолжаться до конца света.
Бог назначил день Господень, во-первых, ради уважения к Себе. Он должен был отделить один день из семи непосредственно для служения Себе, чтобы посредством этого Он был признан абсолютным и неограниченным Господом. Господом, обладающим властью и повелевать нам поклоняться Себе, и назначать время, когда Ему следует поклоняться. Во-вторых, этот день назначен из-за уважения к нам. Он назначен для нашего блага, чтобы произвести в нас святость. Все остальные дни недели, отданные своей работе и своему бизнесу, способствуют нам забыть о Боге и своей душе, а день Господень оживляет нам нашу духовную память.
Многие задают вопрос и себе и служителям церкви, как случилось, что теперь мы соблюдаем не субботу в качестве седьмого дня, как было утверждено в ветхозаветные времена, а изменили ее на другой день недели. Седьмой день недели, который был иудейской Субботой, теперь христианами отменен, и взамен назначен первый день недели – христианская Суббота (воскресение). Сущность четвертой заповеди заключается не в том, чтобы святили именно седьмой день недели, а в том, чтобы соблюдали в святости один день недели так, как повелел Господь. Седьмой день недели был заменен первым не церковной властью. Церковь не обладает властью назначать день Господень. Изменение этого дня произошло по повелению Христа, Который есть Господин субботы (Мк.2.28). Вечеря Господня взяла свое название, благодаря повелению Господа Иисуса отделять хлеб и вино от обычного для особого и священного потребления. Так и день Господень называют именно так, потому что Господь учредил его и отделил от обычных дней недели для особого поклонения и служения. Христос воскрес из мертвых в первый день недели и в этот же день дважды являлся Своим ученикам. По словам бл. Августина и Афанасия это должно было объявить им, что Он переносит день поклонения Богу на день Своего воскресения. Соблюдать первый день недели стали уже апостолы. «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними» (Деян.20.7; 1Кор.16.2). Все действия апостолов были продиктованы божественным авторитетом, т.к. они были вдохновлены Святым Духом. Соблюдение этого дня было важным символом религии первобытной Церкви. Игнатий, самый древний отец Церкви, живший во время ап. Иоанна, сказал следующие слова: «Пусть каждый, кто любит Христа, соблюдает в святости первый день недели, день Господень». Бог учредил ветхую Субботу для напоминания о сотворении. Но теперь Он заменил ее первым днем недели в память о более славном деле, чем сотворение – об искуплении. Аггей 2.9 «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего». Велика была сила, сотворившая нас из праха земного, но еще большая сила помогла нам, когда мы находились в погибшем состоянии. При сотворении было всего лишь произнесено Слово, а при искуплении пролилась Кровь Богочеловека Иисуса Христа. При сотворении Бог дал нам самих себя, а при искуплении – отдал Самого Себя. Благодаря сотворению люди обрели право на земной рай, а благодаря искуплению – право на Царство Небесное.
Мы уже говорили, что Бог не требует, чтобы люди оставляли свою работу: религия не служит оправданием для безделья. Мы обязаны трудиться шесть дней так же, как и соблюдать в святом покое и посвятить Богу один из дней недели. Об этом сказано в Новом Завете: 2Фес.3.11,12 «Но слышим, что некоторые из вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб». Христианин должен думать не только о небесах, но и о своей работе. Без труда опоры благосостояния разрушатся, а земля ленивца зарастет крапивой (Прит.24. 13). Адам даже до грехопадения, будучи правителем Земли, не бездельничал, а должен был возделывать землю (Быт.2.15). Благочестие не исключает трудолюбия. После грехопадения Бог сказал Адаму: Быт.3.19 «В поте лица твоего будешь есть хлеб». Те христиане, которые говорят, что живут по вере, но при этом не трудятся, вызывают неприязнь у людей. Бездельная жизнь отдает человека во власть искушений. Сенека, древнеримский язычник, сказал: «Ни один день не проходит, чтобы я не был занят трудом». Бездельник не может дать отчет Богу о проведенном времени. Время – это дар от Бога, сокровище, которым мы промышляем и в личном и в общем призвании. Бездельник зарывает это свое сокровище в землю, он не использует свое время, а теряет его. Своей жизнью бездельники нарушают заповедь: «шесть дней работай».
Уточним, что мы не должны делать в день Господень. В этот день мы можем делать только те свои дела, которые не можем делать в другой день. Вспомним отрывок из книги Неемии: Неемия 13.15, 17 «В те дни я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы и навьючивают ослов вином, виноградом, смоквами и всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим. И я строго выговорил им в тот же день. И я сделал выговор знатнейшим из иудеев и сказал им: зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний?» Это – кощунство воровать для мирских работ у Бога время, которое Он отделил для поклонения Себе. Тот, кто посвящает воскресное время мирскому бизнесу, хуже вора, который грабит на дороге. Ибо такой вор грабит человека, а нарушающий день Господень грабит Бога. Господь запретил собирать манну в Субботу (Исх.16. 26), Возможно, некоторые думали, что это допустимо, т.к. манна была их «хлебом насущным», и время, когда она выпадала, было между пятью и шестью часами утра (т.е. в начале дня). Если ее вовремя собрать, остаток Субботы они могли бы быть заняты поклонением Богу. Кроме того, им не нужно было далеко ходить за ней, т.к. она лежала у их дверей и на их палатках. Тем не менее, за одно лишь намерение сделать это Бог сильно рассердился. Исх.16.27,28 « некоторые из народа вышли в седьмой день собирать – и не нашли. И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?» Безусловно, что помазание Христа, когда Он мертвый лежал в гробу, было похвальным делом. Но, хотя Мария Магдалина и Мария, мать Иакова, и приготовили помазания для мертвого тела Спасителя, они не пошли к гробнице бальзамировать Его, пока не закончилась Суббота. Они «в субботу остались в покое по заповеди» (Лк.23.56). Рука не может быть занята трудом в воскресный день, не осквернив сердце. Даже язычники, по зову природы, не занимались мирскими делами в то время, которое было выделено для поклонения их идолам. Мирской труд, совершаемый в воскресенье, показывает неверующее сердце и оскорбляет Бога. Совершая мирскую работу в этот день, мы идем по дороге, вспаханной дьяволом, и обесцениваем душу. Бог сотворил этот день, чтобы мы возносились сердцем к небесам и общались с Ним. А люди, занимаясь земными делами, понижают душу во славе.
Однако совершать неотложную работу и благотворить можно в этот день. Во-первых, вполне законно восполнять необходимые по природе человека нужды. Во-вторых, вполне законны дела милосердия, напр. помощь соседу, если его жизнь или имущество в опасности. Господь Иисус обвинил иудеев в лицемерии, когда они рассердились из-за того, что Он исцелил в субботу (Ин.7.23). Итак, за исключением этих двух случаев – неотложных дел и благотворительности, вся мирская работа должна быть отложена на рабочие дни.
Теперь коротко изложим, как мы должны святить день Господень. Если мы лишь отдыхаем и ничего больше, то этого явно недостаточно. Вол и осел, по заповеди в этот день тоже отдыхают. Мы должны посвятить этот день Богу, и не просто соблюдать его. Освящение дня воскресного, во-первых, заключается в приготовлении к нему. Накануне воскресенья, в субботу вечером, изгоните все нечистые мысли, которые могли бы сделать вас негодными для дел дня Господня. Во-вторых, освящение дня Господня заключается в священном соблюдении его. Утром в воскресенье встаньте вовремя. В этот день Христос воскрес рано, до восхода солнца (Ин.20.1). И если Он воскрес так рано, чтобы спасти нас, то не должны ли мы встать вовремя, чтобы поклониться Ему и прославить Его? Разве не встаем ли мы вовремя в остальные дни недели? Возрадуйтесь этому приближающемуся дню, т.к. именно в этот день мы можем насладиться Божьим присутствием. Именно в этот день Христос проливает благословений намного больше, чем в остальные дни. Именно в этот день роса Духа Святого опускается на душу, благодаря чему та оживает и утешается. Как много душ могут подтвердить, что именно воскресный день стал для них днем рождения свыше. Этот день покоя является залогом вечного покоя на небесах.
Боже! Дай нам радоваться приближению дня Господня и святить его! Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим за то, что Ты отделил день для поклонения Тебе. Окончив все Свои дела сотворения, Ты почил на седьмой день. Ты хочешь, чтобы и мы, совершая свои мирские дела в течение шести дней, оставили их и седьмой день посвятили Тебе, для святого покоя. Мы благодарим, что религиозное соблюдение этого дня влечет за собой благословения для нашей души, производит в нас святость. Мы благодарим, что этот день есть день торжества для души, в котором каждая благодать играет свою роль. Мы благодарим, что в этот день Ты особым образом являешь Себя душе нашей. И за то, что в этот день оживают святые ощущения в нас, а порочность ослабевает. Просим, дай нам помнить о святости Твоего дня и святить его, отдыхать от дел наших и добросовестно исполнять свой религиозный долг. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.