ПРОПОВЕДИ
Слушание слов Божьих
Ин.8.47 «Кто от Бога, тот слушает слова Божии;
вы потому не слушаете, что вы не от Бога».
Нечестие иудеев было весьма явным, когда они отвергали божественное слово, сказанное им через Господа Иисуса. Христос уже доказал: они не могут возразить Ему что-либо, как Тому, Кто учит из уст Божьих. Он заключает: у них нет с Богом ничего общего, поскольку они не слушают Его Посланника. Это является еще одним доказательством того, каким безосновательным было их притязание на родство с Богом. Кто от Бога, тот хочет и готов Его слушать, искренне желает узнать волю Божью и с радостью принимает то, что узнает. Слово Божье вызывает у всех возрожденных людей согласие с ним. Тот, кто от Бога, приходит к познанию того, что близко имя Его. Пс.74.2 «Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое». Господь говорит иудеям, что они потому не слушают Его слова, потому не внимают словам Божьим, не понимают их, потому что они не от Бога. Это с очевидностью доказывает их духовная глухота и их безразличие к словам Божьим. Бог являет Себя в Своем слове и посредством него присутствует посреди нас. Поэтому мы расцениваемся по тому, как относимся к Его слову. Т.о., иудеи не получали пользы для себя от слышания слов Божьих, они не понимали Господа Иисуса и не верили Ему не потому, что Его слова были непонятными или нуждались в доказательстве. Но потому, что эти иудеи были не от Бога.
Вспомним стих Исх.20.19 «И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать; но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть». Порой мы не поступаем наперекор Богу, мы просто пропускаем Его слов мимо ушей. Бог дал нам заповеди Свои, они у нас есть, но мы на них не обращаем должного внимания. И не потому, что мы против них, а потому, что мы любим греховную жизнь и поэтому не любим святого Бога. Когда мы поймем, что всё время проявляли неуважение к Богу, мы испытываем только стыд и позор от того, что не слушали Его. «Говори ты с нами, … но чтобы не говорил с нами Бог». Людям гораздо больше нравится слушать Божьих служителей, чем Его Самого. Мы панически боимся того, что скажет нам Бог. А боимся потому, что если уж Бог что-то скажет, то нужно будет или сделать то, что Он скажет, или признаться Богу, что делать этого мы не собираемся. А если мы слышим только служителя Божьего, это нас ни к чему не обязывает. И можно запросто сказать: «Ну, это твои слова, хотя я не отрицаю, что в них, может быть, и есть истина Божья». Не ставим ли мы Бога в унизительное положение? Он с нами нянчится, как с капризным ребенком, а мы на Него не обращаем никакого внимания. Если мы всё же решим Его выслушать, то унижение, которое от нас терпит Бог, к нам же и вернется. И с грустью в сердце говорим: «Господи, ну почему же я был таким бесчувственным и упрямым?» Только такой и будет наша реакция, если мы действительно напрямую услышим Бога. Истинный восторг от слышания Его слов смешается со стыдом от того, что мы этих слов так долго не слушали.
Если я внимательно выслушал что-то, что мне как-то сказал Бог, это совсем еще не значит, что я буду всегда внимателен к Его словам. Я проявляю свою нелюбовь и неуважение к Богу порой в том, что сердце мое и разум мой дремлют, я только делаю вид, что слушаю, о чем говорит мне Бог. Может быть, на этой неделе я нарушил какую-то заповедь Божью. Если бы я понимал, что это именно и есть заповедь Христова, я бы ее сознательно ни за что не нарушал. Но большинство из нас проявляет неуважение к Богу оттого, что просто не слышат, что Он говорит. Все Его слова отскакивают от нас как от стенки горох. Цель нашей духовной жизни – такое соединение с Иисусом Христом, чтобы я всегда слышал Бога и знал, что Бог слышит меня. Господь Иисус уверен был, что Его всегда слышит Небесный Отец. Вспомним стих Ин.11.41 «Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня». Если я един с Иисусом Христом, я Бога слышу всегда. Мешает же нам слушать Бога занятость чем-то другим. Дело не в том, что я не хочу слышать Бога, а в том, что я не всегда готов Его слушать. Я слишком занят вещами, делами, убеждениями, и Бог может говорить, но я Его не услышу. И если я не развил в себе привычку слушать, то слышать я Бога буду очень редко, потому что всегда буду чем-то занят. Когда я в делах, я к Богу глух. Можем задать себе вопрос: «А слышал ли я Божий голос сегодня?»
Иногда Бог нас проводит сквозь тьму, чтобы научить слушать Себя. Певчих птиц в темноте учат петь, а нас Бог помещает в тень ладони Своей, пока мы не научимся слушать Его. Мф.10.27 «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; а что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях». «Что говорю вам в темноте» – будьте внимательны, не упустите того момента, когда окажетесь в темноте. Может быть, именно сейчас вы в темноте, потому что с вами происходит что-то непонятное то ли в делах обычных, то ли в делах духовных. Если да, сохраняйте спокойствие. Если в темноте открыть рот, будешь говорить невпопад: в темноте нужно слушать. Не нужно читать книг, чтобы узнать, откуда пришла тьма, нужно просто слушать, просто внимать. Будешь говорить с людьми, не услышишь, что скажет Бог. Слушай и Бог откроет тебе что-то очень важное, и ты потом сможешь передать это важное кому-то другому, когда снова окажешься на свету. После каждого периода темноты мы испытываем смешанные чувства – восторг или стыд. Если на душе только восторг, можем сомневаться, слышали ли мы Бога вообще. Восторг от того, что услышали Бога, но больше все-таки стыда: «Почему же я так долго Его не слушал? Почему я этого не понимал? Ведь Бог всё это говорил, не умолкая, уже много дней и недель».
А теперь мы порассуждаем о том, как мы должны приготовить свою душу для слушания Слова Божьего. Причина того, почему многие не получают пользы в воскресенье от проповеди Слова, заключается в том, что они не готовились его слушать. Мы должны очистить свою душу. Совершается это с помощью чтения Слова, размышления и молитвы. 1. Слово Божье является могучим средством для освящения сердца на слушание Слова. Читайте Библию внимательно, воспринимайте ее как Слово с небес, источник спасения и книгу жизни. За богатство Давид ценил слово Божье дороже золота, а за сладость – выше меда (Пс.19.11). Если наши сердца безрадостны, то при правильном чтении Слова они оживятся; если они жестоки – то смягчатся. Если они холодные и замороженные, то загорятся. 2. При размышлении душа человека погружается в саму себя, сердце его возносится к божественным истинам. В воскресное утро размышляйте о четырех вещах. А. О делах сотворения. Сотворение – это зеркало, в котором чудесным образом представлена мудрость и сила Бога. Посмотрите на землю – и вы увидите прекрасную природу, в том числе целительные свойства трав и красоту цветов. Размышляя о делах сотворения, мы научимся восхищаться Богом, славить Его и доверять Богу. Тот, кто всё создал, может и нас обеспечить, сможет поднять нас, когда мы упали. Пс.123.8 «Помощь наша – в имени Господа, сотворившего небо и землю». Б. Размышляйте о святости Бога. Аввакум 1.13 «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния». Бог по Своей сущности, природе и рациональности свят. Он рассматривает святость как Свою славу и самый яркий драгоценный камень Своего венца. Именно такое размышление подходит для воскресного утра, и оно располагает наше сердце особым образом. Задумываясь о святости Бога, мы начинаем преобразовываться по Его подобию. В. Размышляйте о любви Христа, искупившего нас. Искупление превосходит сотворение. Сотворение является монументом Божьей силе, а искупление – монументом Его любви. Христос, будучи прославленной Личностью Святой Троицы, «к злодеям причтен был» (Ис.53.12). Он, не имевший греха, стал грешником, т.к. Ему вменились все наши грехи. В Нем не было греха, а грех был возложен на Него. Его огромная любовь может поразить и изумить нас. Мы были в таком положении, что и не заслужили ее, и не могли отплатить Христу за Его любовь. В нас не было духовной красоты, которая могла бы привлечь Его. Даже после Его великого Голгофского подвига мы не можем любить Его, если только Он Духом Своим не побудит нас. Если в нас есть какая-то красота, то это от Него. Если мы приносим добрые плоды, то это не благодаря своему собственному духовному росту, а благодаря Ему. Лишь чистая любовь Христа могла побудить Его пролить Свою Кровь, чтобы искупить тех, кто был предназначен для вечной жизни. Ведь Христос искупил лишь некоторых. Хотя Его заслуг достаточно, чтобы искупить всех, тем не менее, лишь немногие становятся причастниками спасающей благодати. Многие отвергают Его спасающую руку, смеются над Ним (Лк.16.14). Как мать, имевшая тяжелые роды, не сожалеет о своих страданиях, а радуется, видя рожденного ребенка, так и Христос, после страшных страданий Он мало думал о них и не печалился. А, видя искупленного человека, Он радовался, что Его Кровь пролилась не зря. Какую же безмерную любовь проявил Христос, искупив нас! Ведь Его любовь, проявившаяся в искуплении, вечна. Ин.13.1 «Возлюбив сущих в мире, до конца возлюбил их». Г. В воскресение утром размышляйте о небесной славе. Небеса – это квинтэссенция и сущность счастья. Там существует всё, что символизирует славу: яркий свет, совершенная любовь, незапятнанная честь, чистая, без примесей, радость. И главное, что венчает радость небесного рая – это вечность. Размышления о небесах вознесут наше сердце выше этого мира. Как всё земное уменьшится и исчезнет, если наши мысли вознесутся выше видимого мира, и нам откроется видение будущей славы.
3. Молитва также освящает воскресенье. В воскресное утро мы должны просить благословений для проповедуемого Слова, чтобы оно было сутью жизни для нас. Чтобы, услышав его, наш разум еще больше просветился, наша порочность ослабла, а древо благодати окрепло. Чтобы Бог особым образом пребывал среди нас и наше сердце горело, пока Он будет говорить к нам. Чтобы мы получили Слово, смягчающее и смиряющее наше сердце, чтобы мы могли подчиниться ему и принести добрые плоды. Мы должны молиться не только о себе, но и о других. Молитесь о проповедующем, чтобы его языка коснулся Дух Святой, чтобы Бог воспламенил сердце того, кто должен помочь согреться другим. Молитесь о семье, обо всей общине, чтобы одни души обратились, а другие окрепли. Но недостаточно просто произнести молитву. Молясь холодно и безжизненно, мы побуждаем Бога отказать. Мы должны молиться с благоговением и смирением, надеясь на Божью милость. Чтобы молиться с большим рвением, мы должны знать свои нужды и нужды родных и близких. Итак, всё это и является хорошей подготовкой для слушания Слова.
Некая христианская писательница отмечает интересную особенность. Она пишет: «Чаще всего Слово Господа звучало к человеческой душе во время самых повседневных дел». Она приводит в качестве примера из Библии историю Захарии (отца Иоанна Крестителя), которому явился ангел Божий при исполнении священнических обязанностей. И еще пастухов, содержащих ночную стражу у стада. Они занимались обычной работой и даже не подозревали, что скоро произойдет самое памятное событие в их жизни. Освальд Чеймберс в книге «Все, что могу во славу Его» (книга у нас тоже была в продаже) пишет: «Господь редко приходит тогда, когда мы Его ждем. Он является неожиданно и зачастую в самое неподходящее время. Единственный способ встретить Его достойно – это быть готовым во всякое время».
Возможно, сегодня Господь тоже приготовил для нас особое слово утешения. Просим, Боже, помоги нам быть готовыми услышать и повиноваться! Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты являешь Себя в Своем Слове и посредством него присутствуешь среди нас. Мы благодарим, что мы получаем пользы для себя от слышания Твоих слов. Просим, прости, что нам нравится слушать чье-то свидетельство, но мы порой не желаем, чтобы с нами говорил Ты Сам. Ибо мы боимся того, что если уж Ты что-то скажешь, то нужно будет или сделать, что Ты скажешь, или признавать Тебе, что делать этого мы не собираемся. Просим, дай нам желание слушать Твои слова, искренне узнать Твою волю и с радостью принимать то, что узнали. Дай нам различать слова Твои, прийти к познанию того, что близко имя Твое. Помоги нам внимать Твоим словам, понимать их. Помоги нам достичь цели нашей жизни – такое слияние с Иисусом Христом, чтобы мы всегда слышали Бога и знали, что Он слышит нас. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.