ПРОПОВЕДИ
Страдания благочестивых и нечестивых
Флп.1.29 «Потому что вам дано ради Христа не только
веровать в Него, но и страдать за Него».
Нам даны два драгоценных дара, и оба – ради Христа. 1. Веровать в Него. Вера есть дар Божий, данный нам ради Христа, Который приобрел для нас не только блаженство, составляющее предмет веры, но и саму веру. Способность или расположение к верованию исходит от Бога. 2. Страдать ради Христа является драгоценным даром, это великая честь и великое преимущество. Ибо, страдая, мы можем очень много содействовать славе Божьей, что является целью нашего сотворения. Мы можем содействовать также ободрению и утверждению других людей. Кроме того, страдающим за Христа определено великое вознаграждение: Мф.5.11,12 «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах». И еще: 2Тим.2.12 «И если терпим, то с Ним и царствовать будем». Когда мы терпим поношения и потери ради Христа, то должны считать это великим даром и ценить его соответственно. Истинным мучеником делают не просто страдания, но и дело, за какое оно переносится. И не только оно, но и состояние духа во время страданий. Человек может страдать за плохое дело, и тогда он страдает справедливо, или за доброе дело, но в неверном духе. И тогда его страдания теряют свою ценность.
Мы можем пережить трагедии, причины которых нам не дано понять. Еще мы можем страдать из-за своих собственных грехов, о чем и рыдал пророк Иеремия, оплакивая участь погрязшего в беззакониях народа иудейского (Плач Иеремии 1.5). Что бы с нами и вокруг нас ни происходило, мы можем довериться Богу и сказать: Пс.118 71 «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим». Гордые и нечестивые люди жили в роскоши, тогда как Давид страдал, несмотря на близость к Господу. Благодаря страданиям, Давид усвоил много полезных уроков. Если бы не страдания, то не всё бы он познал, и чего-то не совершил бы. Поэтому Господь предусмотрел на пути Давида страдания, чтоб тот познал Божьи уставы. Данное намерение оправдало себя: скорби способствовали возрастанию его в знании и благодати.
Изучая Библию, мы можем найти несколько причин, почему Бог допускает, чтобы Его народ был в страданиях. К таким относятся: 1. Он посылает это для испытания Своего чада. Только тот является истинным христианином, кто остается близким к Богу во время страданий. 2. Он посылает его для очищения, чтобы очистить нас от порочности. Хотя чадо Божье и дорого Ему, но когда в нем начинает возрастать порочность, Господь применяет страдания. 3. Он посылает страдания для нашего духовного роста. Страдания, если мы их выдержали с Божьей помощью, взращивают благодать. 4. Бог посылает Своим страдания для приготовления: чтобы сделать их достойными и приготовить их к славе.
Нечестивые тоже страдают, но страдают по совершенно другим причинам. Благочестивых лишь корректируют страдания, для нечестивцев же страдания – это наказание от Бога. Страдание благочестивым приходит от Отца, нечестивым – от Судьи. Страдание благочестивых – это плоды завета милости. 2Цар.7.14 «Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих». (Речь идет о семени Давида – Соломоне). Страдания же нечестивцев – результат гнева Божьего, это – залог ада. Благочестивых страдания делают лучше, а нечестивцев – хуже. Благочестивый начинает больше молиться, а нечестивый – больше богохульствовать. Отк.16.9 «И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога».
Женщина и трое ее друзей вышли в море. Они попали в шторм, который потопил их судно. Четыре дня команда отчаянно боролась за жизнь, находясь в резиновой лодке без пищи и пресной воды посреди кишащего акулами моря. Один из членов команды стал проклинать Бога за произошедшее. А она повторяла молитву Господню и просила Бога научить ее Своим истинам. Проклинающий Бога в отчаянии напился морской воды, помешался в рассудке и выпрыгнул за борт к акулам. Через некоторое время корабль подобрал оставшихся в лодке. Мы реагируем на трудности по-разному. Тысячи лет назад праведника Иова одна за другой настигали волны скорбей. Жена, не выдержав, сказала ему: «Похули Бога и умри». На что Иов ответил: Иов 2.9,10 «Неужели мы доброе будем принимать от Бога, а злого не будем принимать». Когда нам будет трудно, вспомним о Божьей власти и попросим Его научить нас лучшему и большему.
Т.о., мы не должны удивляться, увидев детей Божьих в страданиях. Святость их не избавляет их от страданий. Господь Иисус был свят, но, тем не менее, побывал в тяжких страданиях. Его овцы несут на себе печать избрания, но и с них состригают шерсть. Дьявол нападает на них, потому что они имеют в себе благо, а Бог – потому что в них есть немного порока. В Библии сказано о том, что мы будем царствовать, но вначале – страдать. 2Тим.2.12 «Если терпим, то с Ним и царствовать будем». Мы склонны к осуждению и порицанию тех, кого одолевают трудности. Язычники, увидев змею, висящую на руке ап. Павла, сказали: Деян.28. 4 «Верно этот человек – убийца». Поэтому, видя змею страданий, впивающуюся в благочестивых, мы склонны осуждать их и говорить, что они грешат больше других и поэтому Бог наказывает их. Но такое необдуманное порицание происходит от недостатка мудрости. Разве пророк Иеремия не был во рву, а ап. Павел – во многих страданиях? Не страдания, посланные Богом, свидетельствуют о Его гневе, а Его безразличие. Осия 4.14 «Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют». Самое сильное наказание Бога – когда Он не наказывает. Его рука становится тяжелее, когда она кажется легчайшей. Если Бог решает наказать Своих детей, чтобы сделать их счастливыми, то страдания, посланные Господом, не несут несчастья, а совсем наоборот. Иов 5.17 «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и поэтому наказания Вседержителя не отвергай». Мир считает счастливым того, кто избегает страданий, а Писание называет счастливым того, кого Бог испытывает страданиями.
Возникает вопрос: «Как страдания могут делать человека счастливым?». Потому что они делают человека более святым и более угодным для Бога. Евр.12.10 «Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней, а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его». Второй случай: Прит.3.12 «Ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему». В страданиях дети Божьи находятся в присутствии Бога. Пс.90. 15 «Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его». Не могут быть несчастливы те, кто ощущает могущественное присутствие Бога и Его поддержку в страданиях, и Его милостивое присутствие в освящении. Чем тяжелее их испытания, тем весомее будет их венец. А раз скорби делают христианина счастливыми, то они не могут делать его несчастным. Обратим внимание на милостивое Божье провидение по отношению к Своим детям. Бог, наказывая Своих детей, делает это им во благо. Как будто один человек, бросая другому мешок денег, немного ударяет, но в то же время и обогащает его. Скорби обогащают душу благочестивого и приносят сладкий плод праведности. В Библии сказано, что Израиль, народ Божий, побывал в печи железной (в Египте). Нечестивцы же отправятся в огненную печь ада. Пусть они задумаются о том, что их ожидает. Если благочестивые подвергаются наказанию, то нечестивые подвергнутся осуждению.
Христиане склонны рассматривать испытания как внушающие страх события. И делают всё возможное, чтобы избежать их. Более того, иногда, чтобы избежать страданий, они начинают грешить. Мы не должны бояться страданий и смотреть на них сквозь увеличительное стекло страха. Надо нам помнить, что страдания приходят от мудрого и любящего нас Бога, Который предопределил быть всему, что обрушивается на нас. С умножением наших страданий умножается наше утешение. Мы должны быть заблаговременно готовыми к страданиям. Преждевременные размышления о страданиях подготовят нас к ним, уведут нас от мира и заставят искать доказательства собственного спасения. Мы должны задуматься о том, какое масло горит в наших светильниках, какую благодать мы можем обрести, чтобы выстоять в дни искушений. Безрассуден тот солдат, который не успел перед сражением заточить свой меч. А тот, кто предвосхищает страдания, будет иметь щит веры и меч Духа Святого в готовности, чтобы не быть захваченным врасплох. Вспомним слова из Послания Иакова: Иак.5.10 «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков». Сатана старается использовать наши страдания, чтобы заставить нас роптать или отпасть. Он раздувает угли наших страстей и недовольства, а потом сам греется у этого огня. Терпение украшает страдания. Христианин должен говорить как Господь Иисус: «Не Моя воля, да Твоя да будет». Когда сердце становится покорным, то это признак освящения после страданий. Мы должны помнить слова Пс.21.5 «На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их». Бог исполнен сострадания к Своим детям, находящимся в бедственной ситуации. Он имеет нежное сердце и не будет причинять чрезмерную боль.
Рассмотрим еще один важный вопрос: чем отличается избавление от страданий благочестивых и нечестивцев. Освобождение благочестивых – это предохранение их от зла, а нечестивцев – сохранение их для суда. 2Пет.2.9 «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания». Бог порой освобождает нечестивцев от Своего гнева. Но это освобождение дается им не как залог Его любви, а как симптом недовольства Его. Подобным образом Израиль в гневе получил перепелов в пустыне. А благочестивых Бог избавляет, потому что их любит. 2Цар.22.20 «И вывел меня на пространное место, избавил меня, ибо Он благоволит ко мне». Одно дело, когда избавляет сила Божья, а совсем другое – когда избавляет Его любовь. Нас может интересовать: «Откуда мы можем знать, что избавление наше совершается из любви?» Для этого существует несколько показателей. 1. Если в результате этого наше сердце кипит любовью к Богу. Одно дело – любить благословения, посылаемые Господом, а другое – любить Самого Господа. 2. Освобождение совершается из любви, если оно воспроизводит любовь. 3. Избавление совершается из любви, если наше сердце становится лучше для славы Божьей. Нечестивцы, вместо того чтобы стать лучше и использовать освобождение для славы Божьей, возрастают в своей порочности. Господь исцеляет нас от болезней, а мы посвящаем себя служению Ему. 4. Избавление совершается из любви, если оно делает нас примером для подражания в святости. Если спасение и святость идут рука об руку, тогда мы являемся примером благочестия, тогда избавление совершается из любви. Не будем падать духом, будем верить в Бога: вера побуждает Бога избавить нас.
Житейские заботы нашу душу или ожесточают и опустошают, или подводят еще ближе к Богу и делают лучше. В искушениях, испытаниях обратимся же с верой к Христу как к Богу надежды. Рим.15.13 «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере». Эта молитва ап. Павла имеет целью духовные благословения, являющиеся наилучшими благословениями. Бог есть то основание, на котором строится наша надежда. Он и цель, и источник нашей надежды. Надежда, не связанная с Богом, это всего лишь мечта, плод воображения. Апостол просит, чтобы римляне исполнились всякой радости и мира в вере. Радость и мир – это две составляющие Царства Божьего. Радость и мир совести возникают из сознания нашего оправдания перед Богом. Радость и мир в нашем собственном сердце производят радостное единство с нашими братьями и сестрами по вере. По причине слабости нашей веры мы испытываем большой недостаток радости и мира. Только веруйте: веруйте в благость Христа, в любовь Христа, и результатом этого обязательно будут радость и мир.
Боже! Просим, избавь нас от страданий или дай силу их перенести, исполни нас всякой радости и мира в вере! Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за драгоценный дар, великую честь и великое преимущество – страдать ради Христа. В этом мире не ступить ни шагу, чтобы о страдания не споткнуться. Просим, помоги нам увидеть в страданиях благо. Не будем спрашивать Тебя, зачем Ты нам горе послал. Ибо мы знаем, что по жизни Ты ведешь нас любя. Через случившееся горе научи нас лучшему и большему. Дай нам не падать духом, верить Твоим обетованиям. Дай нам с верой обратиться к Христу как к Богу надежды, верить в Его благость и любовь. Просим, избавь нас от страданий или дай силу их перенести. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.