ПРОПОВЕДИ
В день Господень посвятите себя слушанию проповеди
Иер.23.11 «даже в доме Моем Я нашел нечестие их, говорит Господь».
Эти слова Господь сказал о пророках и священниках, Он назвал их лицемерами. Можем не сомневаться в том, что и среди нас, нынешних христиан, можно найти таких, которые не так поклоняются в день Господень Ему, как Ему угодно.
Находясь еще дома, до богослужебного собрания, попросите Господа благословить Слово, которое будет услышано вами, чтобы оно было действенным для вас. Т.к. вы должны знать, что Слово Божье, в т.ч. и проповеданное Слово, совершает свою работу не подобно лекарю, а посредством силы, направленной с небес. С самого начала богослужебного собрания всё слушайте с благоговением и святым вниманием. Вспомним отрывок из Деян.16.14 «И одна женщина … именем Лидия … чтущая Бога, слушала; и Господь отверз ее сердце внимать тому, что говорил Павел». Император Константин был известен благоговением своим и вниманием к проповеди Слова. Когда Христос учил в храме, «весь народ неотступно слушал Его» (Лк.19.48). По-гречески это звучит так: «они ловили каждое Его слово». Если бы проповедники на богослужении говорили людям о выгодных покупках, то они бы прилежно навещали и слушали их. Но разве не должны быть они еще старательнее в посещении и слушании, когда им проповедуется Евангелие благодати. Тем более что Бог Спасение обещает в рамках церкви: Иоиль 2.32 «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь». Во многих местах Библии, в том числе и здесь, под названием горы «Сион» следует понимать «Церковь», а под названием «Иерусалим» - «народ Божий». Для, «остальных, которых призовет Господь», т.е. для нас, язычников место спасения остается тем же.
Чтобы освящать и чтить день Господень, т.е. не проявлять нечестие в Доме Божьем, остерегайтесь двух вещей: отвлеченных мыслей и дремоты.
О Бернарде рассказывали, что, подойдя к дверям церкви, он говорил: «Все мои мирские мысли оставайтесь здесь». Так не следует и нам, подходя к дверям зала, где проводится богослужебное собрание, сказать: «Оставайтесь здесь все мои мирские заботы и блуждающие раздумья. Сейчас я хочу слушать то, что Господь будет говорить мне». Отвлеченные мысли препятствуют религиозному рвению, ум поглощается напрасными мыслями. Как часто во время собрания наши мысли пляшут вверх и вниз. В то время как глаза направлены на служителя, мысли направлены на другое. Отвлеченное слушание Слов Божьих слишком далеко от освящения дня Господня. Очень греховно в это время предаваться пустым мыслям, потому что на собрании мы находимся в особом присутствии Господа. Совершать недостойное действие в присутствии земного царя считается великой наглостью. И Господь, Царь Вселенной говорит: Иер.23.11 «Даже в доме Моем Я нашел нечестие их». Расширим немного слова Господа: «В Моем доме, пока они слушали Мое Слово, Я нашел нечестие: их глаза были распутными, а душа – поглощена суетой».
Попробуем объяснить, откуда приходят во время богослужения блуждающие и отвлеченные мысли. А. Частично от сатаны. Сатана в лице своих слуг тоже присутствует на наших собраниях. И если он не может воспрепятствовать нам слышать, то постарается воспрепятствовать нам слушать. Я читал рассказ, в котором сказано было, что одному пастору Бог дал способность видеть существ из тонкой материи и общаться с ними. На богослужении он видел, что одни бесы шептали людям на ухо. Эти слова люди воспринимали как собственные дурные мысли. Другие бесы закрывали людям глаза, и они засыпали. Прискорбно, что мы позволяем бесам управлять нами. Основная цель сатаны – сделать Слово бесплодным. Поэтому, когда мы на богослужебном собрании, сатана пробуждает в нашей памяти искушения, чтобы мы не могли внимательно слушать Слово. Б. Блуждающие мысли во время проповеди частично приходят и от нас самих. Мы не должны возлагать всю вину на сатану. Блуждающие глаза тоже становятся причиной возникновения блуждающих мыслей. Как вор может влезть в дом через окно, так и пустые мысли могут проникнуть через глаза. В Библии сказано, чтобы мы наблюдали за своей ногой, когда входим в дом Божий (Еккл.4.17), точно так же мы должны связать обязательством свои глаза, чтобы они не отвлекались, созерцая другие объекты. Вспомним стих Иов 31.1 «Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице». Блуждающие мысли во время богослужения исходят и из сердца. Пустые мысли – это грязь, которую наше сердце, подобно взволнованному морю, выбрасывает наружу. Мк.7.21 «Ибо изнутри, из человеческого сердца, исходят злые помыслы, …». Отвлеченные мысли во время богослужения исходят и из плохих привычек. Мы приучаем себя к пустым мыслям в остальные дни, поэтому, воспрепятствовать им возникать, и в воскресенье не можем. Иер.13.23 «Может ли ефиоплянин переменить кожу свою и барс – пятна свои? Так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» Тот, кто тешит себя суетными мыслями все остальные дни недели, не знает, как освободиться от них в воскресенье.
Покажем, каким злом являются пустые мысли во время богослужебного собрания. 1. Если наше сердце во время слушания Слова отвлекается, то этим мы демонстрируем неуважение к всемогущему Богу. Сознательно допуская, чтобы наши мысли блуждали во время собрания, мы наносим публичное оскорбление всеведению Бога, словно Он не знает нашего сердца или не слышит язык наших мыслей. 2. Допуская, чтобы мысли блуждали во время богослужения, люди демонстрируют свое лицемерие. Мы притворяемся, что слушаем Бога, в то время как наш разум поглощен мыслями. Бог недоволен подобным лицемерием. Ис.29.13 «Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня». 3. Пустые мысли во время богослужения говорят о недостатке любви к Богу. Если бы мы любили Бога, то слушали бы Его слова и записывали бы их на скрижалях нашего сердца. 4. Эти мысли расстраивают наш ум и превращают наше служение в грех. О таких людях можно сказать: Пс.108.7 «молитва его да будет в грех». 5. Эти мысли обижают Бога. Разве не рассердился бы земной царь, если бы во время обращения к своему подчиненному тот не слушал бы его слов, а думал бы о другом деле? Также и Бог обидится, видя наше пренебрежение, когда мы, находясь в Его присутствии, и когда Он говорит с нами в Своем Слове, не задумываемся о Его Словах. Слушать Слово, отвлекаясь – порочить свое служение Богу. Поймав себя на том, что во время богослужения ваши мысли отклонились и греховно блуждают, потрудитесь отогнать их.
Чтобы освободиться от этих странствующих мыслей, пусть знание о всеведущем Боге переполняет благоговением наше сердце. Будем стремиться к тому, чтобы в нашем сердце пребывала святость. Чем духовнее сердце человека, тем меньше легкомыслия. Постараемся, с Божьей помощью, больше любить Слово Божье. Наш ум сосредоточен на том, что мы любим. Мысли того, кто любит удовольствия и развлечения, сосредоточены на них и неотступно следуют за ними. Чем сильнее наша любовь к Слову Божьему, тем больше наши мысли сосредотачиваются на нем. Есть много причин, побуждающих нас любить Слово. Приведем несколько из них. Оно есть хлеб жизни, путь к познанию, противоядие от греха и средство, пробуждающие наши святые привязанности. Это – всесильный эликсир, целебное средство, оживляющее скорбящий дух. Полюбив Слово Божье, мы не дадим место блуждающим мыслям.
Остерегайтесь дремоты во время проповеди. Она свидетельствует о вашей непочтительности. В данном случае дремота греховна. Разве вы не молитесь о прощении греха? Но неужели виновник засыпает, вымаливая прощение? Разве Слово Божье не является хлебом жизни для нас, и разве человек засыпает во время еды? Возможно, во время вашего сна изрекалась истина, которая могла бы обратить или утешить вашу душу. Кроме того, ваша сонливость может быть чрезвычайно оскорбительна для святого собрания. Она огорчает не только Дух Святой, но и сердце праведников. Им больно видеть людей, демонстрирующих такое пренебрежение к Богу и поклонению Ему. Мы не отрицаем, что дитя Божье может из-за болезни, ночной работы или телесной слабости заснуть во время проповеди. Но это не должно быть нормальным и сознательным явлением. У Солнца бывают затмения, но не часто. Если сонливость на богослужебном собрании становится привычкой и вы это допускаете, то это является плохим признаком и осквернением собрания. Хорошим средством против сонливости на собрании является и щадящая диета до собрания.
Чтобы отогнать блуждающие мысли и сонливость в день Господень, чтобы слушать Слово Божье с благоговейным вниманием, задумаемся над следующем. 1. В Своем Слове с нами говорит Бог, поэтому проповедь Слова названа «духом уст Божьих» (Ис.11.4). Служители являются лишь трубами и органами, которые наполняются Духом Бога. Фессалоникийцы слушали Слово, проповедуемое ап. Павлом, словно Сам Бог говорил им. 1Фес.2.13 «Приняв от нас слышанное Слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как Слово Божие». Если мы невнимательны, когда Бог говорит с нами, то Он не будет внимателен к нашим молитвам. 2. Может ли человек быть невнимателен к Слову или сонным, когда перед ним представлены важнейшие вопросы вечности? Мы проповедуем о вере, святой жизни, дне суда и вечной каре. Вам предлагается жизнь или смерть, и разве это не заслуживает пристального внимания. Слово Божье говорит о вашем спасении, и если когда-то и стоит быть внимательными, то именно в нашем случае. Вспомним слова Моисея народу: Втор.32.47 «Ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша». 3. Сатана доволен, когда мы допускаем пустые мысли и сонливость. Он знает, что не беспокоиться о своем долге в религии – то же самое, что и не исполнять его. То, что совершается для Бога без сердца, не совершается вообще. И разве не приятно сатане видеть людей, которые приходят слушать Слово, но не воспринимают его? Их тела находятся на собрании, в то время как их мысли в магазинах, на футбольном матче и т.п. «Они, слыша, не слышат». 4. Каждое воскресенье может быть последним в нашей жизни. И мы можем перейти из места, где проповедуется Слово, на суд. Так разве не должны мы проявить почтительное внимание к Слову? Думаем ли мы, приходя на богослужебное собрание, что, возможно, это последний раз, когда Бог будет говорить с нами о нашей душе? Поэтому, какое внимание и благоговение должны мы проявлять, какие чувства должны в нас пылать, когда мы слушаем Слово Божье! 5. Мы должны дать отчет Богу о каждой услышанной проповеди. Читаем в притче о неверном управителе: Лк.16.2 «Дай отчет в управлении твоем». Так и Бог повелевает нам: «Дай отчет о том, что ты услышал. Воздействовало ли на тебя Мое Слово? Получил ли ты пользу от него?» А как же мы можем дать добрый отчет, если во время проповеди были отвлечены и не приняли того, что было сказано? Если бы мы должны были дать отчет человеку, то смогли бы обмануть его. Судья, перед которым мы должны отчитаться – Бог. Бог так мудр, что Его нельзя обмануть, и так справедлив, что Его нельзя подкупить. Как же внимательны мы должны быть к Слову Божьему, услышанному на богослужебном собрании, помня о том, что мы должны дать отчет такому беспристрастному Судье!
Боже наш! Помоги нам избавиться от блуждающих мыслей и сонливости на богослужебном собрании и направлять свои уши к Слову Твоему! Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, помоги нам с самого начала богослужебного собрания всё слушать с благоговением и святым вниманием. Дай нам осознать, каким злом являются пустые мысли во время богослужебного собрания, что ими мы демонстрируем неуважение к всемогущему Богу, а также свое лицемерие. Осознать и то, что пустые мысли во время богослужения говорят о недостатке любви к Богу. Помоги нам сильнее любить Тебя и Твое Слово. Помоги нам запомнить Твои слова и помнить, что, повинуясь им, мы можем положиться на Твою верность и заботу, что бы ни ждало нас впереди. Помоги нам быть чуткими к Святому Духу, Который открывает Иисуса Христа через Твое Слово. Помоги нам избавиться от блуждающих мыслей и сонливости на богослужебном собрании и направлять свои уши к Твоему вечному Слову, Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.