КОММЕНТАРИИ
на Евангелие от Иоанна
Глава 20
Несмотря на то, что евангелист Иоанн начал свое Евангелие не так, как другие евангелисты, заканчивает он его точно так, как и они, а именно, повествованием о воскресении Христа. Впрочем, не о самом воскресении, ибо никто из них не описывает того, как Он воскрес, а о доказательстве его и свидетельствах о нем. Ничто другое апостолы не старались доказать более обстоятельно, чем факт воскресения их Учителя. 1. Потому что Он Сам ссылается на него как на самое убедительное доказательство того, что Он Мессия. Те, кто не желал верить другим знамениям, отсылались к этому знамению пророка Ионы. И враги были сильно озабочены тем, чтобы заглушить весть о нем. Т.к. в случае, если он воскрес, они оказывались не просто убийцами, а убийцами Мессии. 2. Потому что именно от него зависело осуществление Его дела – дела нашего искупления и спасения. Если бы Он принес свою жизнь в жертву искупления, и не получил ее обратно, то что могло бы удостоверить нас в том, что отданная Им жизнь была принята в качестве умилостивления за грехи. 3. Потому что Он после Своего воскресения не являл Себя живым всему народу. Бог распорядился так, чтобы Его смерть была явлена всем под солнцем. А свидетельства о Его воскресении были даны только Его близким ученикам и родственникам, в знак особого Божьего благоволения к ним. Чтобы через них они стали известными миру. И чтобы не видевшие и уверовавшие обрели блаженство. Такой метод доказательства убеждает благочестивые души, расположенные к принятию учения и закона Христа. И, в то же время, оставляет место для возражения тех, кто пребывает в сознательном невежестве и упорствует в своем неверии. Это честное испытание, соответствующее состоянию испытуемых.
20.1 «В первый же день недели Мария Магдалина приходит к гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба». В стихах 1-10 мы находим первый факт доказательства воскресения Христа – обнаружение того, что гроб был пуст. Когда Мария Магдалина пришла к гробу, она увидела, что камень отвален. Евангелист Иоанн ничего не говорит о других женщинах, приходящих к гробу вместе с Марией Магдалиной, но называет только одну ее. Потому что она более других рвалась и стремилась прийти к гробу и проявляла особенную привязанность к Христу. Христос много сделал для нее, ей было много прощено, и потому она возлюбила много. Она пришла к гробу, чтобы умыть Его мертвое Тело слезами, ибо она пошла на гроб плакать там и помазать Его миром, которое приготовила. Она пришла настолько рано, насколько это было возможно. Она обнаружила, что камень, который она видела приваленным к входу гроба, отвален. Это было для нее неожиданностью и началом славного открытия: «Господь воскрес», хотя в начале она не отдавала себе в этом отчета. Те, кто постоянен в своей верности Христу, и кто ищет Его со всяким усердием, обычно удостаиваются первых и самых радостных сообщений божественной благодати. Мария Магдалина, которая до последнего следовала за Ним (стояла недалеко от креста) в Его унижении, одна из первых встретилась с Ним в Его славе.
20.2 «Итак, бежит, и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Видя, что камень отвален, она бежит к Петру и Иоанну, которые, вероятно, временно проживали вместе и сообщает им такую новость: «Унесли Господа из гроба. И не знаем, где теперь следует искать Его, чтобы нам воздать Ему последние почести». Запомним факты, на что обратила Мария внимание в представившейся ее глазам сцене. Она увидела, что камня больше нет и гроб пустой. Казалось бы, ей должна была, в первую очередь, прийти такая мысль: «Господь воистину воскрес». Ибо всякий раз, когда Он говорил о Своем распятии (что совсем недавно исполнилось на ее глазах), Он тут же добавлял при этом, что в третий день воскреснет. У нее были такие предположения, что унесли Господа первосвященники, чтобы перезахоронить Его в худшем месте. Либо Иосиф и Никодим перенесли Тело, чтобы избежать враждебных происков со стороны иудеев. Каковы бы ни были ее предположения, исчезновение Тела сильно расстроило и взволновало ее. Тогда как если бы она правильно истолковала это исчезновение, то это сделало бы ее счастливой. Она не осталась наедине со своей печалью, а разделила ее с друзьями. Хотя Петр и отрекся от своего Господа, он всё же не оставил последователей своего Учителя. Это свидетельствует об искренности его покаяния. Видится противоречие в том, что, по словам Иоанна, Мария разговаривала только с ним и Петром. Лука же говорит, что она пришла к одиннадцати апостолам, и они сочли ее слова за сумасшествие. Но проблема легко решается, поскольку Иоанн сознательно умалчивает о других учениках. Ведь только он и Петр отправились к могиле. То же, что Лука упоминает об одном Петре, объясняется так же, как рассказ о Марии Магдалине и других женщинах. Вероятно, другие девять учеников были удержаны страхом. Несмотря на то, что, по словам Луки, они презрели свидетельство Магдалины, они были поражены услышанным, но потом, собравшись с мыслями, Петр последовал за Марией, чтобы самому увидеть всё. Рассказ же Луки о том, как Христос явился Марии, прежде чем она возвестила ученикам о пустой могиле, представляет собой инверсию повествования. Это вполне очевидно из контекста. Ибо контекст говорит о том, что Иоанн называет происшедшим прежде ее встречи с Иисусом. И здесь нет никакого абсурда. Ведь евреи часто вначале рассказывают о том, что на самом деле произошло после.
20.3 «Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли к гробу». Петр и Иоанн что было сил, поспешили к гробу, чтобы самим удостовериться в истинности того, что им было поведано. И попытаться обнаружить еще что-нибудь. Они побежали к гробу, чтобы доказать свою привязанность Господу и не потерять время. Вера и в учениках и в женщинах была слабой, но при этом, какое рвение проявили они! Благочестие непреодолимо влекло их на поиски Христа.
20.4 «Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел к гробу первый». То, что Иоанн, который был моложе по возрасту, опередил Петра и пришел на место первый, не выказывало в нем ничего отрицательного. Мы должны делать лучшее, что в наших силах. При этом не завидовать тем, кому то же самое удается сделать лучше нас. И не презирая тех, кто делает так, как может, хотя они и остаются позади.
20.5 «И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел в гроб». Придя к гробу, Петр и Иоанн начинают расследование, но в результате не открывают для себя практически ничего нового. Иоанн не пошел дальше того, что сделала Мария Магдалина. Он удовлетворяется тем, что заглянул в гроб и увидел, что он пуст. Но войти в гроб у Него не хватало мужества. Пелены были как бы оставленным коконом, удостоверившим воскресение Христово. Невероятно, чтобы тело обнажили, чтобы перенести в другое место. Так не сделал бы ни враг, ни друг. Итак, Христос, отбросив символы смерти, засвидетельствовал тем самым, что вошел в блаженную и бессмертную жизнь. Широко распространено чудо о том, что Тело Христово отобразилось на погребальных пеленах. Если действительно произошло бы такое чудо, разве евангелист Иоанн покрыл бы его молчанием? Ведь он старательно упоминает и более мелкие детали. Всё, что было сброшено с воскрешенного Тела Господа и оставлено в Его гробнице, обозначает старое творение, которое Он, как одежду, внес на Себе в гробницу. Он был распят вместе со старым творением и погребен вместе с ним. Но Он восстал из него, оставив его в гробнице, и стал начатком нового творения. Всё, что было оставлено в гробнице, служило свидетельством Его воскресения. Если бы эти вещи не были оставлены там в полном порядке, Петру и Иоанну было бы трудно поверить (ст.8), что Господа никто не унес, а Он воскрес. Иосиф и Никодим, которые принесли Господу эти пелены и ввернули Его в них, делали это для Господа из любви к Нему. И это стало очень полезным доказательством Его воскресения.
20.6 «Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит в гроб, и видит одни пелены лежащие». Петр, хотя и пришел последним, первым вошел в гроб и сделал более тщательное обследование, чем Иоанн. Хотя Иоанн и перегнал его, он не повернул назад, не остался стоять на месте, а побежал вслед за ним настолько быстро, насколько это было в его силах. И, в отличие от Иоанна, который с большой осторожностью заглядывал в гроб, он с великим мужеством входит в него. Обратим здесь внимание на смелость Петра и на то, как разнообразны дары, раздаваемые Богом. Иоанн сумел превзойти Петра в скорости, а Петр Иоанна – в дерзновении. То, что Петр отважился войти в гробницу, учит нас тому, что: 1. Те, кто всерьез занялся поиском Христа, не должны страшиться привидений и досужих вымыслов. 2. Христиане не должны бояться могилы, потому что в ней лежал Христос. Для них нет ничего страшного в ней. Поэтому не будем предаваться страху. Но будем побеждать страх, в который мы склонны впадать при виде тела мертвого человека или оказавшись один среди могил. 3. Мы должны быть готовы отойти к Христу путем могилы. Т.к. этим путем Он прошел к Своей славе, поэтому и мы должны идти тем же путем.
20.7 «И плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте». Обратим внимание на то, в каком положении увидел Петр лежащие в гробу вещи: погребальные пелены и плат. В какой одежде Он предстал перед Своими учениками, нам не сообщается. Однако Христос нигде не появлялся в погребальных пеленах и в плате, в которых, предположительно, являются привидения. Он бросил их, во-первых, т.к. смерть уже больше никогда не должна была иметь над Ним власти (Рим.6.9). Лазарь вышел из гроба обвитый погребальными пеленами, ибо ему надлежало еще раз воспользоваться ими. А Христос, воскресший для жизни бессмертия, вышел из гроба свободным от этого бремени. Во-вторых, поскольку Ему надлежало облечься в одежды славы, поэтому-то Он отложил эти тряпки. Возносящийся на небо пророк Илия бросил на землю свой плащ. В-третьих, когда мы воскресаем из мертвого греховного состояния к праведной жизни, то должны оставить свои погребальные пелены, должны отложить всякую нашу нечистоту. Погребальные пелены и плат были найдены лежащими в правильном порядке, что служит доказательством того, что Его Тело не было украдено в то время, когда люди спали. Разорители могил были известны тем, что они крали из них одежду, но оставляли тела. Но никто не уносил тела, оставив при этом одежду. Тем более что эта была новая плащаница. Или же: если допустить, что укравшие Его оставили в гробу пелены, то весьма неправдоподобным является то, что они имели достаточно времени для того, чтобы свернуть их как следует.
20.8 «Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший к гробу, и увидел, и уверовал». «Тогда вошел … к гробу». Смелость Петра придала мужества Иоанну. Теперь он собрался с духом и отважился проникнуть внутрь гроба. По-видимому, он не осмелился бы войти в гроб, если бы прежде туда не вошел Петр. Возможно, быстрота Иоанна заставила Петра бежать быстрее, чем он бежал бы один. А теперь смелость Петра заставляет Иоанна быть смелее, чем он мог быть в одиночку. «И увидел, и уверовал». Некоторые толкуют этот отрывок странно: Иоанн уверовал в то, что услышал от Марии. А именно: что Тело Христово кто-то унес. Но слово уверовал, особенно когда оно употребляется без добавлений, никогда не несет такого смысла. И не мешает то, что Иоанн и Петр вернулись домой, еще пребывая в сомнениях. Ведь несколько выше Иоанн воспользовался этим выражением, означая их возрастания в вере. Лука же говорит, что Петр поразился, увидев могилу в таком состоянии. Он хочет сказать, что ему на ум пришло нечто больше того, о чем рассказала Мария. Они часто слышали из уст Христовых то, что увидели теперь своими глазами, однако раньше это ускользало из их душ. Теперь же, увидев нечто новое, они начали думать о Христе в божественном смысле, хотя были еще далеки от чистой и твердой веры. Итак, Иоанн обвиняет самого себя и признается, что начал верить лишь тогда, когда увидел знаки Христова воскресения. Однако в уверовании Иоанн, кажется, опередил Петра. Петр увидел и удивился (Лк.24.12), а Иоанн увидел и уверовал. В стихе 9 дается объяснение тому, почему они были так медлительны сердцем.
20.9 «Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых». Иоанн попрекает себя и братьев в том, что не только забыл слова Христа, но еще и не знал Писаний. Недостаток веры он приписывает именно этому незнанию. Т.е. они не разумели и не использовали должным образом библейские пророчества о Христе. В том числе, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Они уверовали в то, что Он – Мессия, а Ветхом Завете сказано о воскресении Мессии. Воскресение Христово обозначено неясно и как бы скрытно. Но для внимательных читателей свидетельств вполне достаточно. Надлежало Ему воскреснуть из мертвых, однако у них не было достаточного присутствия духа, чтобы применить всё это для объяснения происшедшего. Обратим внимание на следующие факты. Вначале даже ученики были неспособны поверить в воскресение Христа, о котором впоследствии они засвидетельствовали с такой великой уверенностью. Их медлительность в уверовании обнаруживает то, что они не были легковерными в вопросе воскресения. Не были из тех простачков, которые верят каждому слову. На деле мы видим совершенно противоположное. Они разочаровались в своих надеждах, мысль о воскресении была им чужда. Это показывает, что они были не только честными людьми, не желающими обманывать других, но и осторожными людьми, не желающими самим оказаться жертвами обмана. Заметим, что Иоанн не говорит: «Иисус еще не явился, не показал им Своих рук и ребер». Но что они еще не знали об этом из Писания. Отсюда можно вывести полезное наставление: когда познание о Христе от нас сокрыто, обвинять нужно нашу собственную вялость.
20.10 «Итак, ученики опять возвратились к себе». Петр и Иоанн не повели своего расследования дальше, но остановились на достигнутом, колеблясь между верой и неверием. Не узнав ничего нового, они возвратились к себе, к своим товарищам, к остальным ученикам. Они пошли подальше от гроба: 1. Боясь оказаться заподозренными в намерении украсть Тело или быть обвиненными в краже теперь, когда оно исчезло. Вместо того чтобы укрепляться в вере, они заботились о своей безопасности и все свои стремления направили к этому. В трудное и опасное время даже добрым людям бывает нелегко совершать свой труд со свойственной им решимостью. 2. Потому что они растерялись и не знали, что делать дальше и как относиться к увиденному. Не имея мужества оставаться у гроба, они решили отправиться домой и ожидать, когда и «это Бог им откроет». Это говорит о том, что они были еще духовно слабы. 3. Остальные ученики, вероятно, были вместе. К ним они и возвращаются, чтобы сообщить им о том, что они обнаружили. И посоветоваться с ними, что делать дальше. Вероятно, у них было назначено вечернее собрание, когда Христос пришел к ним. Примечательно то, что до прихода к гробу Петра и Иоанна ангел явился на том месте и отвалил камень, напугал стражу и утешил женщин. Не успели они уйти, как Мария Магдалина видит в гробе двух ангелов (ст.12). Тогда как Петр и Иоанн, придя к гробу и войдя в него, никого там не увидели. Как это можно объяснить? Где были те ангелы в тот момент, когда Петр и Иоанн находились в гробе, те самые, которые являлись на том месте до и после того. Ангелы появляются и исчезают по желанию согласно с данными им повелениями и указаниями. Они могут находиться и на самом деле находятся там, где их не видят. Более того, они могут, по-видимому, быть в одно и то же время видимыми для одного и невидимыми для другого человека. Приведем пример из Библии: 4Цар.6.17 «И молился Елисей, и говорил: Господи! Открой Ему (слуге) глаза, чтобы он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея». О том, как они делают себя видимыми, затем невидимыми и затем снова видимыми, можно только предполагать. Но из данной истории вытекает, что они могут появляться и исчезать. Особая милость видеть ангелов была дарована тем, кто заблаговременно и с постоянством искал Христа. Она была наградой для тех, кто пришел первым и ушел последним. А тем, кто нанес лишь краткосрочный визит, в ней было отказано. Апостолы должны были получать наставления не от ангелов, но от Духа благодати. Вероятно, ученики вернулись домой, обуреваемые сомнениями и колебаниями. Хотя Иоанн говорит, что он уверовал, вера эта была не твердой, но лишь смутным ощущением чуда, похожим на сон, пока не пришло лучшее подтверждение. Действительно, твердая вера не порождается одним лишь видением чего-либо. Добавь к этому, что Христос не явил Себя им, доколе они не пробудились окончательно от плотского оцепенения. Похвально их рвение, когда они устремились к могиле. Но Христос оставался для них сокрытым, поскольку они искали Его слишком суеверно.
20.11 «А Мария стояла у гроба и плакала. И когда плакала, наклонилась в гроб». «Мария стояла у гроба и плакала». Евангелист начинает рассказывать о том, что Христос явился женщинам и ученикам для подтверждения Своего воскресения. Хотя здесь упоминается об одной лишь Марии, в других евангелиях сказано о том, что с ней были и другие женщины. Мк.16.1,2 «По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти – помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят к гробу, при восходе солнца». И не разумно предположение некоторых, что эти другие рассеялись из-за страха. Подобные толковники хотят таким образом избежать противоречия. Но мы уже показали, что его нет. Петр и Иоанн возвратились в город, а женщины остались у могилы. Но главную роль играла Мария Магдалина. Марк сообщает нам о том, что Христос явился сперва Марии Магдалине (Мк.16.9).Это явление здесь подробно описано. Мы можем заметить в этом описании следующее. Постоянства и силы любви Марии Магдалины к Господу Иисусу. Она осталась у гроба, когда Петр и Иоанн ушли, потому что там лежал ее Учитель. И там она, скорее всего, могла получить о Нем какие-нибудь известия. Там, где есть истинная любовь к Христу, будет и неизменная приверженность Ему. Она осталась, чтобы плакать, и ее слезы красноречиво свидетельствовали об ее любви к своему Учителю. «И когда плакала, наклонилась в гроб». Когда мы что-нибудь ищем, тогда вновь и вновь осматриваем то место, где в последний раз оставляли потерянную вещь и где надеялись найти ее. Слезы не должны мешать поискам. Хотя она и плакала, но всё же наклонилась и заглянула в гроб.
20.12 «И видит двух ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало Тело Иисуса». «И видит двух ангелов, в белом одеянии и сидящих». Господь удостоил Марию редкой чести, послав двух ангелов и явив Самого Себя, в чем отказал апостолам. Хотя апостолы и женщины страдали от одного и того же порока, непонятливость первых была менее извинительна. Ведь они учились три с половиной года у Христа. Вероятно, ангелы сидели на каких-нибудь скамьях или выступах, высеченных в скале. Это были небесные вестники, посланные с определенной целью и по великому поводу. 1. Чтобы почтить Сына Божия и украсить торжество Его воскресения. Теперь, когда Он снова должен был прийти в этот мир, ангелам поручено сопровождать Его, как они сопровождали Его во время Его рождения. 2. Чтобы утешить Его учеников: сказать добрые слова скорбящим, и своим извещением о воскресении Господа приготовить их к тому, что они увидят Его. Их было два, не многочисленное воинство небесное, что петь хвалу (как при рождении), а только два, чтобы нести свидетельство. Ибо слово по Закону должно быть подтверждено устами двух свидетелей. Они были в белом одеянии, подчеркивающем их чистоту и святость. А также подчеркивающем их славу. Они сидели, как бы отдыхая в гробе Христа. Эти ангелы вошли в могилу, чтобы научить нас не бояться ее и не думать, что наше кратковременное пребывание в ней может как-то воспрепятствовать нашему бессмертию. «Одного у главы и другого у ног, где лежало Тело Христа». То, что Матфей упоминает только об одном ангеле, не разногласит с рассказом Иоанна. Ибо с Марией разговаривали не двое, а лишь один ангел, который исполнял функции посланника. Таким видением Христос начал являть славу Своего Царства. Ведь тот факт, что ангелы почтили присутствием могилу Христову, не только устранил позор креста, но и явил небесное величие Спасителя.
20.13 «И они говорят ей: жена! Что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». «И они говорят ей: жена! Что ты плачешь?» Ангелы сочувственно осведомляются о причине скорби Марии Магдалины. Этот вопрос был укором за ее слезы. Что ты плачешь, когда нужно радоваться? Этот вопрос был также указанием на то, что скорби детей Божьих волнуют ангелов, в обязанности которых входит служить им и утешать их. Вопрос также был поводом для извещения Марии о том, что должно было обратить ее сетование в ликование. Ангел говорит, что для плача нет причин, ибо Христос воскрес. Из других Евангелий можно вывести, что ангел сказал нечто большее. Но Иоанн кратко передает суть его речи, поскольку этого вполне достаточно для подтверждения воскресения Христа. «Говорит им: унесли Господа …». Мария с печалью повествует о своем горе. Унесли Тело, которое я пришла помазать. Ту же самую историю она поведала и раньше (ст.2). В этом можно видеть слабость ее веры и силу ее любви. Неожиданное видение ангелов не отвлекло Марию от ее поисков. Она не удовлетворилась оказанной ей честью видеть двух ангелов, но по-прежнему стоит на своем: «Унесли Господа моего». Более того, явление ангелов было для Марии лишь возможностью продолжить свои поиски Христа.
20.14 «Сказавши сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус». В этом стихе и последующих стихах читаем о явлении Христа Марии во время ее беседы с ангелами. Прежде чем они успели ей что-либо ответить, вмешивается Сам Христос, желая удовлетворить ее поиски. Мария рада была узнать, где находится ее Господь. Являя Себя ищущим Его, Христос часто превосходит их ожидания. Так, Он делает для молящихся Ему больше, чем они в состоянии просить или помышлять. Мария очень хочет увидеть Тело умершего Христа и жалуется на Его отсутствие в гробе, но вот, она видит Его живым. Она стояла в ожидании ответа от ангелов на свою жалобу. Но, то ли увидев тень человека, стоявшего позади нее, то ли услышав легкий шум от Его шагов, она обратилась назад. И увидела Самого Иисуса стоящего, Того самого, Которого она искала. Но не узнала, что это Иисус. Некоторые из отцов Церкви предполагают, что Марию побудило повернуться назад то обстоятельство, что ангелы встали и выразили свое почтение Господу Иисусу. Которого они заметили прежде Марии. И что она оглянулась, чтобы увидеть, Кому они так низко поклонились. Но если это было так, то она не могла бы принять Его за садовника. Христос часто бывает близок к Своим детям, но они не узнают Его. Мария не узнала, что это Иисус, то ли потому, что она бросала на Него мимолетный взгляд, то ли ее глаза были полны слез, и притупилось ее зрение. В лице Марии мы видим пример того, как заблуждается человеческий разум. Хотя Христос ясно Себя нам показывает, мы измышляем для Него разные формы, чтобы помыслить что угодно, только не истинного Христа. Ведь очи нашего разума лживы, и потому сатана и мир одурманивают его, дабы он не различал истины.
20.15 «Иисус говорит ей: жена! Что ты плачешь? Кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». Христос задал ей самый обыкновенный вопрос, и она ответила соответственно. Она называет Христа Господином по обычаю своего народа. Ибо евреи приветствуют как господ земледельцев и других почтенных людей. Мы видим, что Мария думала при этом только о земном. Она хотела найти Тело Христа лишь для того, чтобы снова положить Его в могилу. Она упустила главное, не надеясь на божественную силу Его воскресения. Поэтому не удивительно, если глаза ее затмили столь грубые чувства. Слова Господа можно понимать и так: «Что ты плачешь, ведь Я же воскрес?» Она не дает Ему прямого ответа, а как бы говорит: «Зачем ты шутишь со мной и укоряешь меня за слезы? Ты знаешь, почему я плачу и Кого я ищу». И думая, что это человек, нанятый Иосифом аримафейским для того, чтобы возделывать и охранять его сад, говорит ему прочитанные нами слова. Здесь можем отметить два момента: как ошибочны были ее мысли и как искренни были ее чувства. Когда она говорит о Христе, она не называет Его по имени. Она считала само собой разумеющимся, что этот садовник был так же поглощен мыслями об Иисусе, как и она. И поэтому не мог не знать, Кого она имела в виду. Еще одним доказательством искренности ее чувств было то, что она готова была забрать Его из любого места, где бы Его ни положили. Пренебрегая тем, что Тело с таким количеством умастивших его ароматов весило гораздо больше того, что она могла бы унести. Но истинная любовь не боится трудностей. Она решила, что этот садовник был недоволен тем, что Телу Того, Кого таким позорным образом распяли, оказали такую честь, положив в новом гробу его господина. Поэтому он убрал Тело в какое-нибудь темное место, более подходящее, по его мнению, для Него. Однако Мария не грозит ему тем, что всё расскажет его господину. Она старается найти ту гробницу, в которую Его могли положить.
20.16 «Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит «Учитель». Христос открылся Марии и дал безошибочное удостоверение Своего воскресения. Полагаем, что слово «Мария!» было сказано тем же голосом, каким Он обыкновенно разговаривал с ней прежде. Христос позволил Марии заблуждаться какое-то время, потому что это полезно для утверждения нас в вере. Теперь же Он одним словом рассеивает ее заблуждение. Когда Он говорил с ней перед этим, это было как бы словом незнакомого человека. Теперь же в качестве Учителя Он по имени зовет Свою ученицу. Подобно тому, как в десятой главе говорится, что добрый пастырь зовет своих овец по имени. Итак, слово Пастыря проникло в душу Марии, открыло ей глаза. Т.о., мы видим в Марии образ собственного призвания. Ведь достичь истинного познания Христа (это должно быть целью нашей жизни) можно лишь тогда, когда Он Сам прежде признает нас, и затем дружески к Себе приглашает. И не тем общим приглашением, звучащим в ушах всех людей, но тем, которым особо призывает к Себе данных Отцом овец. Поэтому ап. Павел говорит следующее: Гал.4.9 «Ныне же, познавши Бога, или лучше, получивши познание от Бога, …». Кроме того, действенность слов Христовых видна из того, что Мария сразу же воздала Ему должную честь. Она как бы спрашивает: «Мой Учитель, неужели это правда?» Слово «Раввуни» не только почетно, но и содержит готовность повиноваться. Итак, Мария свидетельствует, что является ученицей Христовой и посвящает Ему себя как Учителю. Кроме того, пример Марии должен внушать воодушевление. Все, кого Христос приглашает к Себе, сразу же без промедления Ему отвечают. Слово же «Раввуни» халдейское по происхождению, сами халдеи произносят его «Риввони». Ведь слова, переходя в другой язык, обычно меняют произношение. Оно означает «Господин мой» или «Мой Учитель». Во время же Христа иудеи называли своих ученых мужей раввинами, т.е. великими людьми. Их критики сообщают нам, что раввуни было у них более почетным званием, чем равви, и поэтому Мария останавливается на нем. Несмотря на то, что Христос позволяет нам свободно обращаться с Ним, мы должны помнить о том, что Он является для нас Учителем. И поэтому мы должны приближаться к Нему с благоговением и страхом.
20.17 «Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». «Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне». Мария пришла в такой восторг при виде своего дорогого Учителя, что не помнила себя от радости. И не учитывала того прославленного состояния, в которое Он теперь переходил. Она готова была выразить свою радость, полагают, сердечными объятиями, но Христос запрещает ей делать это. Слова «не прикасайся ко Мне» можно понимать и так: «не прикасайся ко Мне теперь, оставь свои порывы и излияния радости, ибо Я еще не восшел, ибо Я не сейчас отхожу. Это произойдет в другое время». «… ибо Я еще не восшел к Отцу Моему». Не прикасайся ко Мне, ибо Мне должно взойти на небо. Вечером этого же дня Он повелел ученикам прикоснуться к Нему, когда это было необходимо для утверждения их веры. Он позволил женщинам ухватиться за Его ноги и поклониться Ему. Но Мария, полагая, что Он воскрес подобно Лазарю, чтобы жить среди них постоянно и общаться с ними так же свободно, как Он делал это и раньше, хотела ухватиться за Него со свойственной ей непринужденностью. (Некоторые толковники так это объясняют). Христос исправил эту ошибку. Она должна была верить в Него и поклоняться Ему как Богу в Его прославленном состоянии. А не рассчитывать на свободу в обращении с Ним, какую имела прежде. Он запрещает ей сосредоточиваться на Его телесном присутствии. Он ведет ее к духовному общению, которое она должна будет иметь с Ним после Его вознесения к Своему Отцу. Ибо величайшая радость от Его воскресения заключалась в том, что оно было ступенью к Его вознесению. Возможно, Мария решила, что теперь, когда ее Учитель воскрес, Он тотчас же будет устанавливать земное царство. И тогда слова Господа можно понять так: «Не думай ухватиться за Меня с тем, чтобы удержать Меня здесь на земле». О чем Он говорил им до Своей смерти, о том продолжает говорить и после Своего воскресения. А именно: что Он отходит, что Он уже не в мире. Следовательно, они должны были смотреть выше Его телесного присутствия и дальше настоящего положения вещей. «А иди к братьям Моим». Господь как бы говорит Марии: «Лучшее, что ты можешь для Меня сделать сейчас – это известить Моих учеников. Поэтому не теряй ни минуты, но иди как можно скорее». Служение обществу должно стоять выше личных интересов. Мария не должна была оставаться возле гроба из желания продолжить разговор со своим Учителем, но должна была понести известие от Него. Ибо этот день был днем радостной вести. Она не должна была присваивать себе одной утешение от этого радостного события, но должна была поделиться своей радостью с другими. «И скажи им:» Известие Господь посылает «братьям» Своим. Ему надлежало теперь войти в Свою славу и открыться Сыном Божьим в силе большей, чем когда-либо. Тем не менее, Он признал Своих учеников Своими братьями. И выразил Свое отношение к ним с чувством более нежным, чем прежде. Он уже называл их друзьями, но братьями называл только сейчас. Хотя Христос и превыше всех, Ему не присуще высокомерие. Несмотря на Свое высокое положение, Он не стыдится признавать Своих бедных родственников. Еще совсем недавно Его ученики повели себя вероломно по отношению к Нему: после Его ареста они оставили Его все, они бежали. И теперь Он вполне справедливо мог бы направить им какое-нибудь строгое послание через вестницу. Но нет, Он прощает, забывает и не укоряет. Мария Магдалина была удостоена такой чести – быть вестницей Его славного воскресения. Это было ей наградой за неизменную преданность Христу и за непрестанные поиски Его Тела. А также немым упреком в адрес учеников, которые не были так близки к умирающему Христу. (Она стояла недалеко от креста, а также смотрела, когда Его хоронили в гроб). И ученики не поднимались так рано, чтобы идти к Его гробу. «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему». Христос говорит Марии Магдалине, какое известие она должна была понести Его ученикам. Он просил ее сказать не только то, что Он воскрес (она вполне могла бы сказать это и от себя, ибо она видела Его), но и то, что Он восходит. В этих словах содержатся два величайших утешения: 1. Наше родство с Богом – Он является нашим Небесным Отцом. 2. Христос восходит на небо с целью завершения Его дела в отношении нас. Итак, одним утешением является наше родство с Богом, проистекающее из нашего соединения с Христом. Между тем, что составляет основу Его родства с Отцом и тем, что является основой нашего родства с Ним, существует громадная разница. Он является Отцом Христа в силу того, что Он родил Его от вечности. Нашим же Отцом Он является в силу нашего усыновления по благодати. Именно потому, что Его Отец был и их Отцом, Христос назвал их братьями. Христос восходил сейчас на небо для того, чтобы выступить в качестве Ходатая перед Своим Отцом, а также и перед нашим Отцом. Это дает нам надежду на то, что Он преуспеет в нашем деле. «И к Богу Моему и к Богу вашему». Бог многократно обещает через Ветхий Завет, что Он будет нашим Богом. И сущность всего Нового Завета в том, что Бог будет нашим Богом. Так как мы являемся причастниками Божеского естества, то Отец Христа является нашим Отцом. И т.к. Христос стал причастником человеческого естества, то наш Бог является Его Богом. «Восхожу» Рассмотрим более подробно второе важное для нас утешение, которое состоит в восхождении Христа на небо с целью завершения Его дела в отношении нас. Он как бы говорит: «Скажи им, что следующий шаг, который Я должен делать, Я должен буду взойти на небо». Это было сказано как слово предупреждения ученикам, чтобы они не ожидали, что Он останется на земле во плоти и будет учреждать Свое царство, о котором они мечтали. Но что Он воскрес для того, чтобы взойти на небо в качестве их Поручителя. Пусть же они не думают, что эта земля является их домом и местом покоя. Родившись от неба, они направляются в небо. Их взоры и цели должны быть устремлены в мир иной. Их сердца должны быть всегда заняты мыслью о восхождении, и потому они должны искать горнего.
20.18 «Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа, и что Он это сказал ей». Мария верно выполнила повеление Господа и передала им сообщение о том, что она видела и слышала. Утром Петр и Иоанн оставили ее плачущую у гроба, занятую усердными поисками Господа, и не захотели остаться, чтобы поискать Его Тело вместе с ней. И вот теперь она говорит им, что нашла Его. И исправляет то заблуждение, в которое ввела их утром расспросами о мертвом Теле. Ибо нашла это Тело живым и прославленным. Она нашла то, что искала, и что было несравненно лучше. Она обрела радость, когда сама увидела Учителя и полагаем, что по выражению ее лица видно было, что она была уверена в воскресении Господа. Она готова была поделиться этой радостью с другими, ибо знала, что для них это будет добрая весть.
20.19 «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» Неопровержимым доказательством воскресения Христа было то, что Он явил Себя живым. В стихах 19-25 описывается Его первое явление собранию учеников, имевшее место в день Его воскресения. Он послал им известие о Своем воскресении. Но, желая явить им Свою любовь и утвердить их веру в Него, Он пришел к ним Сам. И дал им все заверения в истинности Своего воскресения, какие только они могли пожелать. Чтобы они имели их не понаслышке, не из вторых рук, но сами стали непосредственными очевидцами того, что Он жив. Т.к. им надлежало свидетельствовать об этом миру и строить Церковь на этом свидетельстве. В стихе 19 мы читаем, где и когда имело место это явление. «В тот же первый день недели вечером». Евангелист говорит о том, что явление Христово доказало ученикам Его воскресение. Это произошло по провидению Божию: все собрались в одном месте, чтобы вера в данное событие стала тверже и яснее. Следует отметить, сколь милостиво поступил с ними Христос, позволив им сомневаться лишь до вечера. Это было в тот же первый день недели, в который Он воскрес. Уже было ясно сказано в стихе 1, что Христос воскрес в первый день недели. Здесь достаточно было бы сказать, что Он явился вечером того же дня. Однако с целью почтить этот день этот факт здесь повторяется. Это не означает, что апостолы решили в своем совете выделить этот день как особый (они еще сомневались в реальности события того дня), но Бог Сам решил почтить этот день. Бог устроил всё так, чтобы они собрались вместе в этот день для того, чтобы принять первый визит Христа. Таким образом, Бог, в сущности, благословил и освятил этот день. «Когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты из опасения от иудеев». Возможно, ученики встретились здесь для того, чтобы обменяться мнениями и поразмыслить, имеют ли они в своем распоряжении достаточное доказательство воскресения их Учителя, а также посоветоваться друг с другом о том, что теперь делать. Оставаться вместе или лучше рассеяться. Они встретились для того, чтобы узнать мысли друг друга, укрепить руки друг друга, и договориться о том, какие меры им следует принимать в данный критический момент. Это собрание было тайным, т.к. встретиться открыто они не отваживались, тем более, встретиться организованно. Они собрались в доме, но двери заперли, чтобы никто не мог увидеть их вместе. И чтобы никто не вошел к ним, кроме тех, кого они знали. Они опасались иудеев, которые готовы были преследовать их как преступников, чтобы у окружающих создалось впечатление, будто они верят лжи, которой задумали обмануть весь мир. Т.е. что «ученики Его, пришедши ночью, украли Его». Гонения определены для учеников Христа, и скрываться для них не позорно, хотя и поистине тягостно. «Пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» Христос вошел, совершив чудо, чтобы показать Свое божество, и тем самым привлечь внимание учеников. Христос стал посреди них для того, чтобы дать им образец исполнения Своего обетования, что «где двое или трое собраны во имя Его, там и он посреди них». То, что Он вошел, когда двери были заперты, нисколько не ослабляет доказательства того, что после воскресения у Него было настоящее человеческое тело. Как и раньше Он ходил по воде, хотя у Него было настоящее человеческое тело. И ап. Петр вышел из запертой темницы. Когда ученики Христа бывают вынуждены тайно проводить свои торжественные собрания, их утешает то, что никакие двери не могут воспрепятствовать Христу быть с ними. «Мир вам». Это было не обычная форма приветствия у евреев: «мир». А торжественное, необыкновенное благословение. В этой самой фразе не было ничего необычного, но в нее был вложен особый смысл: «Всех благ вам, всякого мира во всякое время». Христос оставил им в наследство Свой мир. Он творит мир, мир с Богом, мир совести, мир друг с другом. Не мир с окружающим миром, а мир во Христе. Его неожиданное появление посреди них тогда, когда они сомневались в Нем, не могло не вызвать в их сердце некоторого волнения и беспокойства. И Он успокаивает их сердца словом «Мир вам!»
20.20 «Сказав это, Он показал им руки (и ноги) и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа». Сказав это, Он показал им руки (и ноги) и ребра Свои». Господь здесь ясно и неоспоримо явил Себя. Они увидели живым Того, Кого два дня тому назад толпы людей видели умершим. Оставалось только единственное сомнение – было ли Тело, которое они видели живым, тем же самым Телом, которого они видели мертвым. Доказательством этого были шрамы или рубцы от ран, оставшиеся на теле. Возможно, кому покажется недостойным Христовой славы то, что Он носил раны и после воскресения. Всё то, что способствует нашему спасению, приносит славу Ему. Поскольку же раны, о которых идет речь, подтверждают веру и воскресение, они никак не уменьшают Его славы. Итак то, что даже после воскресения Христа на Теле Его остались рубцы от ран, служит доказательством истинности воскресения. Победители гордятся рубцами, оставшимися после ранений. Раны Христа должны были свидетельствовать на земле о том, что это Он Сам. И поэтому Он воскрес с ними. Они должны будут свидетельствовать на небе, во время Его служения Ходатая, которое Он должен совершать, будучи всегда жив. Более того, Он, по-видимому, еще вернется со Своими шрамами, потому что на Него должны воззреть все те, которые пронзили Его. Эти рубцы Он показал Своим ученикам, чтобы убедить их. Они были полностью удовлетворены, т.к. не только увидели то же лицо и услышали тот же голос, к которым давно уже привыкли, но получили еще одно доказательство в виде этих особых признаков. Он простер к ним руки Свои, чтобы они увидели на них следы от ран. Он обнажил перед ними Свою грудь, чтобы показать им рану от копья. Ученики были убеждены в том, что они видят Господа. И, таким образом, вера их удовлетворилась. Вначале они подумали, что это привидение, призрак. Лк.24.37 «Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа». Но теперь узнали, что видят Самого Господа. Так точно многие истинные верующие, будучи вначале еще слабыми, боятся, что их утешения (духовный опыт) – плод их воображения. А впоследствии, благодаря действию благодати в них, убеждаются в том, что их духовный опыт истинный и реальный. Они уже не спрашивают: «Это Господь?», а с уверенностью заявляют, что это Он. «Ученики обрадовались, увидевши Господа». Все горести, принесенные им смертью Христовой, рассеялись от лицезрения Его новой жизни. То, что укрепило их веру, возбудило в них радость. Веруя, они радовались. Евангелист, полагаем, описывает это с некоторой восторженностью. Ученики обрадовались только тогда, когда своими глазами увидели Господа. Это событие было для них словно жизнь после смерти. В тот день исполнилось пророческое слово Христа. Ин.16.22 «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше». Лицезрение Христа всегда радует сердце ученика. Чем больше мы созерцаем Христа, тем больше радуемся в Нем. Но наша радость не будет совершенной до тех пор, пока мы не придем туда, «где мы увидим Его, как Он есть».
20.21 «Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». «Иисус же сказал им вторично: Мир вам!» Христос дает широкие и почетные полномочия ученикам для созидания Его Церкви. Предисловием к этому назначению является повторение прежнего приветствия «Мир вам». Первое приветствие должно было развеять их страхи, чтобы они могли спокойно воспринимать доказательства Его воскресения. Второе должно было сдержать потоки их радость для того, чтобы они могли спокойно выслушивать то, что Он еще имел сказать им. Он хотел возбудить их внимание к поручению, которое Он намеревался дать им. Христос намерен был послать учеников, чтобы они возвещали Его мир по всей земле (Ис.52.7). Здесь Он не только дает мир им ради их собственного блага, но и вручает его им для того, чтобы они передали его всем сынам мира (Лк.10.5,6). Само поручение звучит величественно: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Этими словами Христос поставляет апостолов на служение, наделив божественными полномочиями и божественной властью. Он делает их Своими представителями, чтобы они созидали в мире Его Церковь. Чтобы авторитет учения апостолов не стали преуменьшать, Он приказывает им заступить на то же служение, которое Сам принял от Отца. Обладай они любым достоинством и величием, всё человеческое всё равно не достойно веры. Т.о., Христос не без причины сообщает апостолам авторитет, полученный им от Отца. Тем самым Он объявляет им, что проповедь вверена им не человеческим, но божественным повелением. Итак, Христос хотел превознести не людей, но евангельское учение. Кроме того, надо отметить, что здесь речь идет только о проповеди Евангелия. Ибо Христос не послал апостолов для умилостивления грехов мира и обретения миру праведности, как Сам был послан Отцом. Обо всем, что относится только к Христу, здесь речи не идет. Он посылал их с такой же властью, с какой послал Его Отец, только для созидания Церкви. Именно в этом заключается смысл сравнения в Его словах. Это доказывает Божественность Христа. Он имел неоспоримого авторитета и непреодолимой силы в Своем деле. Так точно и они имели в своем деле. Или же слова «как послал Меня Отец» можно понимать как констатацию Им Своей власти. Пользуясь властью, данной Ему как Посреднику, Он и им как Своим служителям дает власть действовать среди людей от его имени и во имя Его. Так что те, кто принимал или отвергал их, принимал или отвергал Его и Пославшего Его (Ин.13.20).
20.22 «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого». Христос предварительно наделяет учеников качествами, необходимыми для совершения дела, возложенного на них этим поручением. «Сказав это, дунул». Этим дуновением жизни Он хотел предвозвестить им ту силу и жизнь по духу, которые они должны будут принять от Него для совершения предстоящего им служения. Вероятно, Он дунул сразу на всех них вместе, а не на каждого в отдельности. Т.о., хотя Фомы тогда с ними не было, тем не менее, Дух Господень знал, где найти его. Здесь Христос, по-видимому, намекает на то, что духовная жизнь и духовная сила как служителей так и простых христиан исходят от Него. Это, в свою очередь указывает нам на то, что Святой Дух является даром Христа. Апостолы передавали Святого Духа посредством возложения рук. При этом эти самые руки прежде были воздеваемы в молитве, ибо они могли только просить о ниспослании этого благословения. И владеть им как посланники. Христос мог сообщить благодать апостолам и тайным образом, но захотел добавить видимое дуновение для их поддержки. «И говорит им: примите Духа Святого». Торжественная передача дара ознаменована этими словами Христа. Пока как залог того, что они должны будут получить через несколько дней. Духовные благословения даются постепенно. Кому Христос поручает Свой труд, тех Он и облекает силой Своего Духа, и наделяет всеми необходимыми полномочиями. Он дает им испытать на себе действия Святого Духа в настоящий момент. Он показал им Свои руки и ребра для того, чтобы убедить в истинности Своего воскресения. Однако даже самые убедительные доказательства не способны сами по себе сотворить веру. Это доказывает неверие воинов, бывших непосредственными очевидцами Его воскресения. Поэтому сказал Он: «примите Духа Святого, чтобы Он вселил в вас веру и отверз ваш ум». Они теперь опасались иудеев. Поэтому примите Духа Святого, чтобы Он наделил вас мужеством. То, что Христос сказал им, Он говорит также всем истинным верующим: Еф.1.13 «Примите Духа святого». Мы должны желать то, что Христос дает. Мы должны всецело подчинить самих себя и нашу душу пробуждающим, освящающим действиям блаженного Духа Святого: принимать Его повеления и сообразовывать с ними свои действия. Принимать Его силу и пользоваться ей. Те, кто подчиняется этому повелению Христа, будут иметь пользу от него как от обетования.
20.23 «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». «Кому простите грехи, тому простятся». Здесь Господь подытоживает суть Евангелия – прощение по милости Бога. Власть отпускать грехи не следует отделять от учительского служения, с которым оно находится в одном контексте. Христос сказал немного ранее: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». В этом стихе указывается одна конкретная сфера применения той власти, которой они наделяются вместе с этим поручением. Пока Он лишь предпослал самое необходимое – дарование им Святого Духа, чтобы они не делали чего-то от себя. Основная цель Евангелия состоит в том, чтобы люди примирились с Богом, что происходит в результате незаслуженного прощения грехов. Итак, всё учение о спасении и духовное здание Церкви опирается на тот фундамент, что Бог благодатно усыновляет нас, разрешив от всех грехов. Христос дал апостолам заповедь отпускать грехи не для того, чтобы вручить им Свою прерогативу. Лишь Ему принадлежит власть отпускать грехи. И эту честь Он не отдает апостолам, но приказывает Его именем свидетельствовать об отпущении грехов, чтобы через них примирить людей с Богом. Лишь Он один в прямом смысле слова отпускает через апостолов грехи. Христос превозносит власть апостолов для укрепления нашей веры. Ведь нам всего важнее твердо знать: Бог не воспомянет более наших грехов. Бог пользуется человеческим свидетельством, и совесть наша успокоится лишь тогда, когда признает: в лице служителей говорит Сам Бог. Это последует за принятием ими Святого Духа, т.к. если бы они не имели сверхъестественного Духа различения, то были бы непригодны для наделения такой властью. Ибо в строгом смысле это особое поручение было дано только самим апостолам и первым проповедникам Евангелия. Которые могли различать тех, кто был «исполнен горькой желчи и находился в узах неправды», а кто – нет. Пользуясь этой властью, ап. Петр поразил смертью Ананию и Сапфиру. А ап. Павел поразил слепотой Елиму. Однако это следует понимать и как общее правило, данное служителям Церкви. Оно не гарантирует непогрешимости суждения в отношении отдельных людей или обществ этого мира. Но вдохновляет верных служителей Церкви стоять за дело Евангелия, которое они были посланы проповедовать. За то дело, за которое стоит Сам Бог. Проповедуя прощение грехов, апостолы должны были начать свою проповедь в Иерусалиме, хотя он еще совсем недавно взял на себя вину крови Христовой. Но апостолам было дано разрешение провозглашать о том, что грехи их могут быть прощены при условиях Евангелия. Ап. Петр так и сделал (Деян.2.38; 3.19) И по этому правилу люди будут судимы. Бог никогда не переменит этого судебного правила и никогда не отклонится от него. С другой стороны, безумны те, которые искажают это место. Если кто, по их мнению, не исповедует грехи священнику, ему не следует надеяться на прощение. Якобы Христос хотел отпускать грехи через апостолов, но они не могут разрешать их, не узнав обстоятельства дела. Следовательно, необходимо исповедаться священнику. Они проходят мимо самого главного. Это право дано апостолам для утверждения авторитета Евангелия, проповедь которого и была им вверена. Не исповедников назначает здесь Христос, исследующих сказанные им грехи, но евангельских провозвестников, запечатлевающих в сердцах благодать искупления, обретенного Христом. Обратим внимание на способ отпущения грехов, чтобы знать, какая именно власть дана была апостолам. «На ком оставите, на том останутся». Эти слова Христос добавляет для устрашения презрителей Своего Евангелия, чтобы они знали: их гордыня не останется безнаказанной. Итак, апостолам было вручено посланничество спасения и жизни вечной. И таким же образом они получили оружие против всех нечестивых, отвергающих предложенное спасение. Кроме того, это добавлено в конце, ибо в начале надо было показать истинную цель евангельской проповеди. Евангелию свойственно примирять людей с Богом, приглашать всех к спасению. Но всякий, слышащий Евангелие, если не примет обетованного в нем отпущения грехов, останется виновным и подлежит вечному осуждению.
20.24 «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус». В стихах 24-25 речь идет о неверии Фомы, проявленном им в ответ на сообщение о воскресении Учителя, что послужило предпосылкой второго явления Христа. Евангелист описывает это событие для того, чтобы вера благочестивых людей еще больше окрепла. В этом стихе отмечается отсутствие Фомы на первом собрании учеников. Возможно, отсутствие его было по причине какого-то несчастья, или он был нездоров, или его не известили. Или он не осмелился прийти из опасения от иудеев. И считал своими благоразумием и осторожностью то, что в действительности было его трусостью. Он отсутствием своим лишил себя счастливой возможности увидеть своего Учителя воскресшим и разделить с учениками их радость по этому поводу. Те, кто беззаботно оставляют установленные торжественные собрания христиан, не знают, как многого они лишаются. Он был не только медлителен в вере, но и довольно горделив. Упорство заставило его потребовать увидеть и даже ощупать Христа в том же самом облике. Т.о., не только для него, но и для нас возник новый повод удостовериться в воскресении Христовом. Кроме того, упорство Фомы – пример и нашего упорства. Все медлят, когда им уже открыт доступ к вере.
20.25 «Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю». «Другие ученики сказали ему: мы видели Господа». Ученики извещают Фому о посещении их Учителя. Несомненно, они рассказали ему о всем происшедшем. В частности, о том, как Он удостоверил их в Своем воскресении, показав Свои руки и ребра. Хотя Фома в момент прихода Спасителя отсутствовал, но, видимо, его не было с ними недолго. С каким восторгом и ликованием они говорят: «Мы видели Господа, а ты нет». Говорят, скорее, с тем, чтобы известить его. «Мы видели Его, и как бы мы хотели, чтобы и ты был с нами и видел Его. Ибо ничто другое не сможет удовлетворить тебя». Ученики Христа должны прилагать усилия к тому, чтобы назидать друг друга посредством пересказа отсутствовавшим того, что они услышали. Чтобы и те узнали о том, хотя бы и понаслышке. Так и посредством сообщения им того, что они пережили. Те, кто верой увидел Господа и вкусил, как Он благ, должны рассказывать другим о том, что Бог сделал для их душ, но только без хвастовства. «Но Он сказал им: …». Фома возразил против этого очевидного факта с целью оправдания своего нежелания принять его. Его слова можно перефразировать так: «Не говорите мне, что вы видели Господа живым. Вы слишком доверчивы. Кто-то подшутил над вами. Что до меня, то я не поверю, если …». Эти слова и не пахнут верой, представляя собой, так сказать, чувственное суждение. Сравнивая эти слова с тем, что он говорил ранее (Ин.11.16; 14.5), некоторые высказывают предположение о том, что он был человеком грубого и мрачного характера, склонным к ворчливости. Ибо не у всех добрых людей одинаково ровный характер. Однако в тот момент в его поведении было много неправильного. 1. Он то ли не обращал внимания, то ли не относился должным образом к тому, о чем так часто говорил Христос. И о чем свидетельствовал также Ветхий Завет. А именно: что Он в третий день воскреснет. Ему следовало бы сказать: «Он воскрес», даже если он не видел Господа и не имел возможности переговорить с теми, кто Его видел. 2. Он непочтительно отнесся к свидетельству своих собратьев-учеников, которые заслуживали доверие своим словам. Он знал, что они были честными людьми; все десять с уверенностью свидетельствовали об одном и том же. И, тем не менее, он не мог заставить себя признать, что их свидетельство истинно. Христос избрал их для того, чтобы они свидетельствовали о Его воскресении перед всеми народами. А Фома, будучи одним из них, тем не менее, отказался признать их компетентными свидетелями и не поверил им в том, чего сам не видел. Однако сомневался он не в их правдивости, а в их рассудительности. Он боялся, что они слишком доверчивы. 3. Он искушал и оскорблял Христа, когда пожелал убедиться на основании личного опыта, а иначе вовсе не хотел убеждаться. Он не мог поверить в то, что раны от гвоздей, которые, как сказали ему апостолы, они видели, можно вложить палец. Или что в рану в Его ребрах можно вложить руку. Фома ставит свою веру в зависимость от этого видимого доказательства. Или ему позволят делать так, как он хочет, и его прихоть будет удовлетворена, или же он не поверит. 4. Такое открытое заявление Фомы в присутствии учеников обидело и огорчило их. Это был не только грех, но еще и неприличный поступок. Как один малодушный человек делает робкими многих, так и один неверующий или скептик может сделать робкими сердца братьев его. Если бы он только посчитал это заблуждением и после этого положил руку на уста, чтобы подавить в себе это мнение, то его заблуждение осталось бы при нем одном. Но объявление им своего неверия, притом в такой категоричной форме, могло иметь недобрые последствия для остальных. Которые были пока еще совсем слабыми в вере и колеблющимися.
20.26 «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: мир вам!» «После восьми дней … и Фома с ними». Стихи 26-31 описывают еще одно явление воскресшего Христа Своим ученикам. На этот раз Фома был с ними. Христос вторично посетил Своих учеников после восьми дней. Этому факту дают следующие объяснения. 1. Чтобы упрекнуть Фому в неверии. Он пренебрег прошлым собранием учеников. И чтобы научить его больше ценить в будущем эти времена благодати, он был лишен другой такой возможности в течение нескольких дней. Можно с уверенностью сказать, что, в то время как другие ученики были исполнены радости в течение всей этой недели, Фома провел ее в печали и тревоге. И этим он был обязан самому себе и своему неразумию. 2. Чтобы испытать веру и терпение остальных учеников. Они достигли великого, когда убедились в том, что увидели Господа – обрадовались. Однако Господь хотел выяснить, сумели ли они сохранить достигнутое, не имея возможности видеть Его в течение нескольких дней. Он хотел также постепенно отучить их от Своего телесного присутствия, к которому они были слишком сильно привязаны. И от которого так сильно зависели. 3. Чтобы почтить первый день недели, и дать ясное откровение Своей воли относительно соблюдения этого дня Его Церковью как христианской субботы, как дня святого покоя и святых собраний. Этим торжественным днем в Царстве Мессии стал первый день недели. На это указывает тот факт, что именно в этот день Христос два раза приходил к Своим ученикам на собрание. Вполне вероятно, что при первом Своем явлении Он повелел им вновь собраться вместе через неделю, и пообещал встретиться с ними. С того времени через всю историю Церкви это религиозное почитание первого дня передалось нам. Следовательно, «сей день сотворил Господь». Есть и мнение, суть которого заключается в следующем. После того как Господь пришел (ст.19) восемь дней назад, в повествовании Иоанна нет ни единого слова или намека на то, что Он оставил учеников. На самом деле Он оставался с ними, хотя они и не осознавали Его присутствия. Поэтому Его приход в соответствии со стихом 26 был, на самом деле, Его проявлением, Его явлением. Его явления после воскресения предназначались для того, чтобы приучить учеников осознавать Его невидимое присутствие. «Пришел Иисус, когда двери были заперты». Как и в прошлый раз, двери опять были заперты из опасения от иудеев. Они остались в городе, чтобы в течение семи дней праздновать праздник опресноков, который заканчивался днем раньше. Но они не отправились в обратный путь в Галилею в первый день новой недели, а остались на месте, потому что была христианская суббота. Заметим, что Христос не являлся лично Фоме с целью убедить его до тех пор, пока не нашел его в обществе остальных своих учеников. Потому что Он одобряет собрания христиан, на которых и Сам присутствует «посреди них». И, кроме того, Он хотел, чтобы все ученики были свидетелями того, как Он укорял Фому, и в то же время проявлял Свою нежную заботу о нем. «Стал посреди их». Небесные ворота готовы были отвориться перед Ним. Однако думая о благе Своей Церкви, Он задержался на земле и посещал маленькие тайные собрания Своих бедных учеников. «И сказал: мир вам!». Это было не пустое повторение, а знаменующее собой надежный и изобильный мир, какой дает Христос, и продолжение Его благословений для Его народа. Ибо они «не истощаются, а обновляются каждое утро», обновляются каждое собрание.
20.27 «Потом говорит Фоме: подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Здесь описана только беседа между Христом и Фомой на этом собрании. Хотя можно предположить, что Он многое сказал также и всем остальным ученикам. Итак, Христос милостиво снисходит до Фомы. Он выделил его из остальных и обратился лично к нему. Он предложил Фоме полностью удовлетворить свое любопытство. Здесь мы находим скрытый упрек за неверие Фомы, на что намекает полное совпадение слов Христа с тем, что говорил Фома. Ибо Он всё слышал. Надо полагать, что эти слова должны были заставить Фому покраснеть от стыда. Еще нет на языке у нас слова неверия, еще не родилась в голове у нас мысль неверия, как Господь Иисус уже знает их (Пс.77.21). Здесь мы находим открытое снисхождение Господа к слабости Фомы. Это проявилось в том, что Он позволяет предписывать (указывать) Его премудрости. Великие люди не терпят, когда стоящие ниже их указывают им что-то, особенно относительно проявлений милости с их стороны. Но Христос предпочел снизойти к этой ненужной прихоти Фомы, чем разорвать всякие отношения с ним, и бросить его одного в его неверии. Господь также позволяет Фоме подробно рассмотреть Его раны. В целях утверждения нашей веры Господь учредил заповедь о воспоминании Его смерти, хотя она была ужасной и позорной. Ее, казалось бы, лучше было бы предать забвению и никогда о ней не говорить. Однако, поскольку она была таким свидетельством о Его любви, какое способно вдохновить нашу веру, Он учреждает служение воспоминания о ней. Совершая эту заповедь, мы смерть Господню возвещаем. Христос заканчивает Свою речь, обращенную к Фоме, трогательными словами: «Не будь неверующим, но верующим». Это предостережение дано всем нам. Ибо, оставаясь неверующими, мы остаемся без Христа и благодати, без надежды и радости.
20.28 «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой». Фома теперь стыдится своего неверия. Нам не сообщается, вложил ли он палец в раны от гвоздей. По-видимому, он этого не сделал, ибо Христос говорит: «Ты поверил, потому что увидел». Того, что он увидел, оказалось для него достаточно. Итак, вера Фомы выходит победительницей из борьбы с неверием. Теперь он нисколько не сомневается в истинности воскресения Христа. В том, что Тот самый Иисус, который был распят, теперь жив и что это действительно Он. Медлительность и робость его веры могут послужить укреплению нашей веры. Ибо таким образом открывается, что свидетели воскресения Христа, которые несли свидетельство о Нем всему миру и ручались за него жизнью, были отнюдь не легковерными людьми, но весьма осторожными. Они не доверяли даже своей вере до получения такого убедительного доказательства, какое только можно было пожелать. Фома поверил, что Иисус Христос есть Господь и Бог, и мы должны в это верить. Мы должны верить в Его Божество, но не в то, что человек стал Богом, а в то, что Бог стал человеком. Фома поверил и в посредничество Господа, т.е. в то, что Он Господь, единый Господь. Он был наделен достаточной властью как полномочный Представитель для урегулирования интересов, связывающих между собой Бога и человека. Для устранения давней тяжбы, которая в противном случае привела бы нас к погибели. И для установления условий, необходимых для нашего блаженства. Фома согласился с Христом как со своим Господом и Богом. Мы должны признавать Христа за Того, Кем определил Ему быть Отец. Выражение «Господь мой» соответствует слову «Адонай» (мое основание и моя опора). Писание приписывает Христу имя Господь в том смысле, что Отец поставил Его содержащим всё Своей властью верховным Правителем, перед Которым преклонится любое колено. И Который, будучи наместником Отца, управляет этим миром. Ему приличествует имя Господь, поскольку Он является Посредником, явленным в плоти, и главою Церкви. Но Фома, познав Его Господом, тут же возносится выше к Его вечному Божеству.А выражение «Бог мой» - слову «Элохим» (мой князь и мой судья). Бог сделал Его арбитром и судьей, и мы должны согласиться с этим решением и полностью полагаться на Него. Некоторые правильно говорили: от Христа человека мы приходим к Христу Богу. Ведь вера наша возрастает постепенно. Познав Христа на земле, в яслях рожденным, повешенным на кресте, она переходит к славе Его воскресения. А уже потом, к Его вечной жизни и силе, в которой сияет Божеское величие. Кроме того, можно сделать вывод: мы не можем правильно познать Христа Господом, чтобы тут же не признать Его Божества. Это должно быть общим исповеданием благочестивых людей. Ведь Христос, как мы видим, полностью его одобрил. Он никогда бы не потерпел, чтобы люди ложно похищали честь у Отца и переносили ее на Него. Однако Христос открыто одобрил сказанное Фомой. Фома открыто исповедал это перед теми, кто был свидетелем его неверия и сомнений. Он говорит с чувством глубочайшей привязанности как человек, всеми силами ухватившийся за Христа. Он подчеркнуто дважды повторяет слово «мой», показывая тем самым, что говорит с живой и искренней верой.
20.29 «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня». Хорошо, что ты пришел к вере хотя бы таким путем. Христос признает Фому за верующего. Господь Иисус милостиво признает веру серьезных и искренних верующих, хотя они бывают духовно слабы и медлительны. Те, кто долго упорствовал, но, наконец, всё же сдался, найдут Его готовым простить их. Не успел Фома выразить свое согласие с Христом, как Господь спешит его утешить и заверить его в том, что теперь он верует. Он укоряет его за его прежнее неверие. Фома пришел, наконец, к вере не без большого труда. И если только доказательство, добываемое посредством ощущений, есть единственный метод доказательства, то как миру обратиться к вере в Христа? Поэтому Он справедливо упрекнул Фому за то, что он придавал слишком большое значение чувствам. Не только лицезрение побудило Фому поверить в Божество Христа. Пробудившись, он вспомнил то учение, которое раньше Христос обильно ему преподал. Ибо вера не может произойти только от опыта; необходимо, чтобы она основывалась на Слове Божьем. «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Христос высоко оценивает ту веру, которая покоится на одном Слове и которая не зависит от чувств и разума человека. Действительно, мы тогда воздаем честь Богу, когда истина Его для нас очевидна, не требует доказательства. Так как Фома уверовал, то он был поистине блажен, но еще более блаженны не видевшие. Здесь имеется в виду не видение предметов веры (ибо они невидимы; Евр.11.1, 2Кор.4.18), а видение побудительных причин веры – чудес Христа и особенно Его воскресения. Блаженны не видевшие всего этого, тем не менее, уверовавшие во Христа. Достаточно бросить взгляд либо назад, на ветхозаветных верующих, которые не видели того, что видели ученики Христа и, тем не менее, верили обетованию, данного их отцам. Либо вперед, на тех, кому еще предстояло уверовать в будущем, которые не видели Христа во плоти. Эта вера свидетельствует о более превосходном духе. В такой вере больше проявляется сила божественной благодати. Цитируем высказывание одного раввина: «Один прозелит (обращенный в иудейство язычник) более приятен Богу, чем тысячи израильтян, которые стояли у подножия горы Синай. Ибо они видели и поэтому приняли закон; а прозелит не видит и, тем не менее, принимает его». Многие нечестивцы лицезрели тогда Христа только глазами и от этого ничуть не были блаженны. Мы же, никогда не видевшие Христа телесным взором, обладаем тем блаженством, о котором говорит Христос. Отсюда следует: Он зовет блаженными очи, духовно созерцающие божественное и небесное. В этом смысле ап. Павел утверждает (Гал.3.1), что Христос как бы распят перед нашим взором. Этим словам Христа отвечает сказанное в 1Пет.1.8, где ап. Петр хвалит верующих, любящих Христа, Которого не видели.
20.30 «Много сотворил Иисус перед учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей». Если бы это не было добавлено, читатели могли бы подумать, что Иоанн рассказал о всех совершенных Христом чудесах. И что здесь содержится полное и исчерпывающее повествование. Апостол заверяет нас в том, что имело место и многое другое, вполне достойное быть записанным в эту книгу. Некоторые понимают под этими словами «других чудес» все чудеса, совершенные Христом за время Его земной жизни. Все сказанные Им чудесные слова, и все сотворенные Им чудесные дела. Но, скорее всего, здесь имеются в виду только те, которые Он совершил после Своего воскресения, ибо они были явлены в присутствии одних только учеников, упомянутых здесь. Другие Его явления не описаны, как явствует из 1Кор.15.5-7.Ученики, в присутствии которых были сотворены эти другие чудеса, должны были проповедовать о воскресении Христа другим людям. И потому нужно было, чтобы они имели доказательства его. Нам не следует задаваться вопросом, почему не о всех чудесах написано. Или, почему для описания выбрано именно столько, а не больше чудес. Или, почему описаны именно эти, а не другие чудеса. Мы должны довольствоваться знанием того, что так угодно было Духу Святому, по Чьему вдохновению это было написано. Если бы эта история была написана для того, чтобы удовлетворить человеческое любопытство, то она была бы изложена более подробно или же так, чтобы придать ей больше блеска, приукрасить ее. Но она была написана для того, чтобы привести людей к вере, и сказанного в ней вполне достаточно для того, чтобы отвечать этой цели.
20.31 «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий и, веруя, имели жизнь во имя Его». Евангелисты писали свои книги без всякой оглядки на временную выгоду для себя или для других людей. Они писали с единственной целью – привести людей к Христу и к небу. Обязанность читающих и слушающих Евангелие состоит в том, чтобы верить и принимать учение Христа и те свидетельства, которые даны о Нем. Во-первых, мы должны верить в то, что Он есть Христос, т.е. Мессия, Которого ждали. Во-вторых, что Он есть Сын Божий. Здесь говорится о великом евангельском блаженстве, на которое мы должны уповать, а именно: веруя, мы имеем жизнь во имя Его. Это должно как направлять нашу веру, так и ободрять ее и призывать нас к вере. Эта выгода включает в себя как духовную жизнь здесь на земле, так и вечную жизнь на небе.