ПРОПОВЕДИ
Помилованный Христом разбойник
Лк.23.43 «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе,
ныне же будешь со Мною в раю».
В стихах Лк.23.32-43 содержится ряд эпизодов из истории страданий Христа. В том числе написано и то, что вели с Ним на место казни и двух злодеев. Полагают, что они в течение некоторого времени находились под смертным приговором, и в этот день их должны были казнить. Возможно, это было предлогом для спешки в судебном разбирательстве Христа, чтобы казнить Господа вместе с этими разбойниками. И обойтись, таким образом, одной торжественной церемонией. Господь Иисус был распят между этими двумя разбойниками, как если бы был наихудшим из трех. Т.о., с Господом не только обращались, как со злодеем, но и причислили Его к ним, к наихудшим из них. Христа, висящего на кресте, оскорбляли и поносили, осыпали Его такими презрительными насмешками, какие только можно было выдумать. Воистину, очень много жестокости может обнаружиться в человеческой природе. Народ смотрел не с участием, а, скорее, с наслаждением на это зрелище. И начальники, от которых можно было бы ожидать, судя по занимаемому ими положению, что они должны быть людьми разумными и честными, стояли в толпе и насмехались над Господом. Они торжествовали, как будто победили Его, хотя Он Сам был в то время больше, чем победитель. На кресте висел Спаситель мира. Они делали из Него забаву, превращали Его страдания в посмешище.
Два разбойника, между которыми распяли Господа Иисуса, символизируют всё человечество. Оба они находятся в одинаковой близости к Господу. Оба они видят и слышат одно и то же. И все-таки только один из них уверовал. Второй, несмотря на близость Господа Иисуса, направился в вечную погибель, откуда уже нет возврата. Таким образом разделяются и человеческие сердца, человеческие пути. Внутренне, духовно очерствелых людей, таких, как не обратившийся разбойник, не может изменить даже то, что их ожидает вторая смерть, вечные муки. Источником его издевательских слов является его гордость, его гонор. Человек, издевающийся над кем-то, чувствует над ним какое-то превосходство. Какое же безумие вышло в данном случае: человек-разбойник чувствовал, представлял себя выше своего Бога и Творца. Поэтому даже предостерегающие слова и искреннее покаяние товарища не подействовали на него. У него только одно желание – освободиться из нынешнего мучительного положения. Ему и в голову не приходило, что мог бы получить нечто большее. Сколько людей вокруг нас, подобных ему, которые сожалеют, расстраиваются не из-за души своей, а из-за страданий плоти. Ищут не вечное, а только спасение из плотских бед. Поэтому уши их глухи для слов, обращенных к ним с креста.
Первоначально и покаявшийся разбойник думал, вел себя подобным образом. Он тоже злословил Господа. Мф.27.44 «Также и разбойники, распятые с Ним, злословили Его». Сколько таких людей, которые делают то же самое, что другие. И говорят, выкрикивают то же самое, что другие, не задумываясь при этом. Но этот разбойник задумался и умолк. На него произвело глубокое впечатление поведение Господа на кресте, в т.ч. и Его молитва за врагов. С креста обычно сыпались проклятия, вопли. А Господь молился, притом даже не за Себя, не за Свое освобождение. Он молился за Своих обидчиков, мучителей. Лк.23.34 «Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». Этого разбойника озарила Божья благодать, свет веры. Он почувствовал тяжесть своих грехов. Его духовная боль, духовные страдания стали сильнее его страшных телесных страданий. Он осознает, что получил по заслугам, и ищет милости. Вспомним, что написано об этом разбойнике. Лк.23.40-42 «Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!»
Можно подумать, что искать милости – это само собой разумеющееся действие в его состоянии, в состоянии осужденного по делам. Но практика опровергает это, в том числе и поведение другого разбойника. Чаще всего как раз самые большие грешники, совершившие самые тяжкие преступления, имеют наименьшее чувство вины. По их мнению, все виноваты: окружающие их люди, обстоятельства, даже Сам Господь Бог, только не они. То, что если кого-то осудили люди, суд, еще не означает, что его осуждает и своя собственная совесть. Если кто осознал свою вину, это уже работа Бога в его душе. Поэтому, это уже великий духовный поступок, когда человек делает такое признание: «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли». Даже среди верующих христиан немного таких, которые полностью признают свои грехи. Часто слышим: «Я ошибся!» «Меня подтолкнул тот и тот сделать …» Вспомним, что он сказал Господу Иисусу: ст.42 «помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое». Это была молитва умирающего грешника к умирающему Спасителю. Для Христа, висящего на кресте, опозоренного и униженного, такая молитва была честью. Для разбойника она была счастьем. Обратим внимание на веру разбойника в этой молитве. В своей просьбе он обнаружил веру в Господа Иисуса Христа. Он признает Его Господом, имеющим Царство. Признает, что Он уходит теперь в это Царство и будет там облечен властью, что те, к кому Он благоволит, будут счастливы. В такой час уверовать в это и исповедать это – великое дело. Христос находился в этот момент в великом бесчестье, ученики оставили Его, народ поносил Его. Он страдал как самозванец. Разбойник исповедал это раньше, чем произошли чудеса, сопровождающие Его смерть. (Имеем в виду следующее: Лк.23.44-48 «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого. И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по середине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно Человек этот был праведник. И весь народ, который сошелся на это зрелище, видя происходящее, возвращался, бив себя в грудь»). Вернемся к разбойнику. Он веровал, что после этой жизни будет другая жизнь, и хотел быть блаженным в той жизни. В отличие от другого разбойника, просившего спасти его от смерти на кресте, он хотел быть готовым к той жизни, когда крестная смерть Христа довершит свое дело. Мы можем обратить внимание и на его смирение в этой молитве. Всё, о чем он просит Иисуса Христа, это: «помяни меня, Господи!» Тем самым он предоставляет Господу право решать, каким образом вспомнить его. В этой молитве чувствуется настойчивость и усердие. Он вложил в нее всю душу. «Помяни меня, Господи!» и этого мне достаточно. Я не прошу большего, в Твои руки я вверяю свою судьбу. «Помяни меня, Господи!», походатайствуй за меня, управляй мною посредством Духа Святого. Приготовь место для меня. Над головой Господа разбойник мог прочитать: Мф.27.37 «Сей есть Иисус, Царь иудейский». Надпись, которая, скорее всего, предназначалась для издевательства над Господом, для разбойника могла сыграть спасающую роль. Кого Господь Бог хочет спасти, тому даже издевательство содействует к благу. Невзирая на то, что разбойник мог видеть надпись, его вера заслуживает всякую похвалу. Видя беспомощность и страдания Христа, он все-таки верит в то, что этот Иисус есть обещанный Богом Царь его народа. Что именно Он Тот, Кто вернется еще из смерти.
Своей верой разбойник превосходит даже апостолов, которые заблуждались, имели ложное представление о Мессии. У него такая сильная была вера, что он не считался даже с мнением духовных руководителей иудейского народа. Он должен был слышать их издевательства: Мф.27.41-43 «и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти. Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него. Уповал на Бога, пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын». Настоящая вера не считается с мнением других даже тогда, если это другие – ученые люди. Настоящую веру притягивает сама истина. Об этом свидетельствует и стих: Ин.4.42 «А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он – истинно Спаситель мира, Христос». Особенно в наше время, во время всё возрастающего неверия, необходимо нам всем иметь такую веру.
Просьба разбойника была очень скромная: «помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое». Такие скромные люди всегда получают больше, чем просят. Спаситель отвечает ему: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». «Ныне же» говорит Господь. Т.е. не когда-нибудь, в далеком будущем, а уже сегодня возьмет Себе Господь эту нашедшую свет душу. Как правило, Спаситель не знает отлагательства. Он и тебя сейчас, немедля хочет спасти, только будь готов принять Его протянутую руку. «Будешь со Мною», т.о. Господь Иисус не брезгует быть вместе даже с самым отъявленным грешником-разбойником. Господь мог бы сказать: «Я спасу тебя и отправлю тебя в рай». Но Он не стесняется такого соседства, Он, наоборот, смотрит на него как на потерянную овцу, на огромную ценность. И Господь всё делит с нами: истину Свою, мир Свой, престол Свой. О какой щедрости Бога говорят слова «будешь со Мною в раю». Какой огромный скачок будет совершать разбойник: с места проклятия прямо в рай. Иудейский разбойник получает место рядом с безгрешным Сыном Божьим. Его возвышение в райские обители произойдет не постепенно, а сразу. Как только человек верой ухватился за Божью благодать, сразу стал чадом Божьим. Господь Иисус радостное обетование дает разбойнику, которое Он подтверждает словами: «истинно говорю тебе».
Разбойник уже уверен в том, что Бог его принял. Тело его еще подвергается мучительным болям, но душа его уже спасена, уже блаженствует. Страшно страдать без надежды. А в утешении любви Божьей страдание переносится легче. Полагаем, что уверенность разбойника в спасении могла еще и поколебаться. Напр., когда услышал восклицание Господа Иисуса: Мк.15.34 «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил». Он мог подумать: «если даже этого Иисуса оставил Бог, то что будет тогда со мной?» Но последние слова Господа на кресте могли служить ему опять утешением: Лк.23.46 «Отче! В руки Твои предаю Дух Мой». И пришлось ему пережить еще одно сильное испытание, когда умер Господь. Не от кого было ему получить поддержку. Но веру его поддерживал Дух Божий и сказанные ему Господом слова. Вера наша должна опираться на обетования Божьи, которые непоколебимы. Ибо только ту веру можем считать устойчивой, которая опирается на обетования Божьи, а не на эмоции, на увиденное чудо и т.п. Душа разбойника уже нашла покой, хотя страдания тела его еще продолжались. Он не сомневался в том, что уже сегодня будет в раю. Не всем достается тихая, спокойная смерть. Часто как раз дети Божьи переходят в вечность через страдание, через мучительную смерть. Но они не сомневаются в том, что они идут к своему Небесному Отцу. И это самое главное для них.
История этого разбойника является большим утешением для тех, кто только в конце своей жизни приняли Спасителя. Через эту историю люди получают доказательство того, что покаяться, обращаться к Богу никогда не поздно. Но некоторые из этой истории делают ложные выводы. Внушают себе, что еще есть время обратиться к Богу, можно еще пользоваться «прелестями» этого мира, жить в грехе. И планируют обратиться к Богу перед своей смертью. Таким людям напомним, что этот разбойник встретился с Господом первый раз и уже на первой встрече ухватился за предоставленную ему благодать. Кто не воспользовался первым случаем, когда Бог был близко, поступил весьма опрометчиво, т.к. второго случая может и не быть.
Да даст Господь мудрость многим, не познавшим Его, извлечь правильные уроки из истории о разбойнике, помилованном на голгофском кресте! Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за историю о помилованном Христом разбойнике, т.к. история этого разбойника является большим утешением для тех, которые только в конце своей жизни приняли Спасителя. Через эту историю люди получают доказательство, что покаяться, обратиться к Богу никогда не поздно. Мы благодарим Тебя за то, что Ты близок к сокрушенным сердцем, что Ты близок к нам как друг, готовый принять и утешить. Сокрушенным сердцам кажется, что Ты далеко, когда на самом деле Ты гораздо ближе к ним, чем обычно. Просим, прости нам, что мы порой беспокоимся и суетимся, забывая, что Ты всегда с нами и Тебя можно увидеть простой верой. Благодарим, что Ты милостиво отпускаешь нам грехи в тот момент, когда мы искренне осуждаем себя. Если мы смиряем себя, то Ты непременно смилуешься над нами. Ибо Ты никогда не опустишь жезл осуждения на тех, кто уже мучается осознанием собственных грехов. Просим, дай мудрость многим, не познавшим Спасителя Иисуса Христа, извлечь правильные уроки из истории об этом разбойнике. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.