ПРОПОВЕДИ
Тем прославится Отец Мой
Ин.15.8 «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода,
и будете Моими учениками».
В стихах 1-8 главы 15 Евангелия от Иоанна Христос, взяв подобие от виноградной лозы, рассуждает о плоде, т.е. о плодах Святого Духа, которые должны приносить Его ученики. Он говорит, что не стоит сомневаться, что Бог услышит молитвы Своих людей, желающих стать плодовитыми. Ведь это лучше всего способствует Его славе. Одновременно Он воспламеняет в них усердие к деланию добра, ибо больше всего мы должны стремиться прославить собой имя Божье. Выражением «и будете Моими учениками» Христос говорит, что к Его стаду принадлежит лишь тот, кто плодоносит во славу Божию. Обильный плод апостолов, прилежно исполняющих свое служение, должен был прославить Бога в деле обращения душ и приношения их Ему. Вспомним высказывание ап. Павла по этому вопросу. Рим.15.8,9 «Иисус Христос сделался служителем для обрезанных – ради истины Божьей, чтобы исполнить обещанное отцам; а для язычников – чтобы славили Бога». Плод, приносимый христианами, тоже имеет целью прославление Бога. Добрые дела христиан приводят многих людей к прославлению Бога. Наше плодоношение во славу Бога докажет, что мы на самом деле ученики Христа, и что мы действительно те, кем называем себя. Мы на деле докажем наше ученичество и будем украшением учения, а также славой и хвалой нашего Учителя, т.е. истинными учениками. И чем больше мы приносим плода, тем больше прославляется наш Спаситель.
От лозы ожидают виноградных ягод, а от христианина – христианства. Угодный Богу плод христианина – это характер и наклонности христианина, жизнь и поведение христианина, благочестие и устремление христианина. Мы должны чтить Бога и творить добро, быть примером чистоты и силы той религии, которую исповедуем. Вот что означает приносить плод. В стихе 2 сказано об участи бесплодных: их отсекают. Под этим подразумевается, что существует много людей, похожих на ветви Христа, но не приносящих угодного Ему плода. Многие считаются привитыми по мнению людей, но на самом деле не являются таковыми. Так Господь через пророков называет лозой народ Израиля, который был Божьим народом (Церковью) лишь в силу внешнего исповедания. Если бы они на самом деле были соединены верой с Христом, то приносили бы плод. Будучи связаны с Ним только нитью внешнего исповедания, хотя и кажутся ветвями, но обнаруживают, что в действительности являются сухими. Кто не приносит плода во Христе, плода Духа Святого и благодати, фактически духовно не отличаются от тех, кто не приносит никакого плода. Этим ветвям здесь дается предостережение, что они будут отсечены, из справедливости к ним и из милосердия к остальным ветвям. Даже плодоносящие ветви нуждаются в очищении и обрезании для того, чтобы и впредь приносить больше плода. Ст.2 «Всякую, приносящую плод, (Бог) очищает, чтобы более принесли плода». Поздние плоды являются благословенной наградой за ранние плоды. Первое благословение Адаму и Еве звучало так: «плодитесь». И оно, по-прежнему, остается великим благословением. Бог отсекает всё то, что мешает плодоношению. От нас не будет происходить угодного Богу добра, если Он не продолжит протягивать руку помощи. Для нас недостаточно однажды стать причастниками усыновления, если Бог не будет продолжать в нас дело благодати. Христос упоминает об очищении, поскольку наша плоть изобилует тягостными и вредными пороками. Так что пороки будут без конца прорастать, если нас не продолжит очищать рука Божья. Даже самые лучшие из людей не лишены того, что является греховным, что должно быть отсечено: каких-нибудь взглядов, устремлений или наклонностей, которые должны быть удалены. Христос пообещал сделать это Своим Словом и Духом. Всё это будет удаляться постепенно, каждое из них в свое время.
Господь Иисус указывает ученикам на пользу, получаемую верующими от Его учения. Силу этого учения они должны проявить на примере собственной жизни, приносящей плод. Ст.3 «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам». Нет сомнения, что Христос говорит о внешней проповеди, которую ученики слышали из Его уст. Не потому, что слово, произнесенное человеком, столь действенно само по себе. Оно действенно постольку, поскольку Господь Иисус действует в сердце верующего Своим Духом. Слово же – это орудие очищения. Кроме того, Господь не имеет в виду, что апостолы очищены от всех пороков. Но обращает их внимание на то, сколь необходима им помощь благодати. Он восхваляет евангельское учение, указывая на его плод, чтобы ученики еще усерднее о нем размышляли. Теперь, когда Иуда Искариот был исключен из их общества, словами Христа «Что делаешь, делай скорей» (после этих слов Иуда удалился), их общество стало чистым. А до тех пор, пока они не избавились от него, «не все были чисты». Слово Христа производит разделение, отделяет драгоценное от ничтожного. Каждый из Его учеников был очищен, т.е. освящен истиной Христа. Ин.17.17 «Освяти их истиной Твоей, слово Твое есть истина». Та вера, которой они приняли слово Христа, очистила их сердце. Дух Святой, Дух благодати посредством слова указал им на греховность плоти и мира. Это применимо ко всем верующим. Слово Христа обращено к нам, и в этом слове заключена очищающая сила, т.к. оно насаждает новую природу, и изгоняет ветхую. Оно очищает так, как очищает лекарство от болезни. А мы только тогда доказываем, что очищены этим словом, когда приносим плод святости.
В стихе 4 Господь Иисус снова увещевает учеников усердствовать в стремлении сохранить дарованную им благодать. Он хочет лишь того, чтобы мы по легковесности не улетели от Него к собственной погибели. Доказывая, что Он не для того начал дело нашего спасения, чтобы прервать его на середине, Господь обещает нам действенность Святого Духа, если только мы не будем противиться Ему. Для того чтобы приносить плод, мы должны пребывать в Нем, мы должны верой сохранять наш союз с Ним и совершать силой этого союза всё, что относится к благочестию. В стихе 4 говорится о возлагаемой на нас обязанности. «Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может принести плода само собой, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне». Все ученики Христа должны проявить заботу о том, чтобы постоянно находиться в зависимости от Христа и сохранять свое общение с Ним. Мы должны быть привязанными к Нему и получать поддержку от Него. Те, кто пришел к Христу, должны пребывать в Нем верой и не опасаться того, что Он не пребудет в нас Своим Духом. Общение между Христом и верующим никогда не нарушается по Его вине. Мы должны пребывать в слове Христа, постоянно обращаясь к нему, и тогда он будет в нас, как «светильник ногам нашим». Мы должны пребывать в уповании на заслуги Христа как нашу праведность и защиту, и тогда они (Его заслуги) будут в нас поддержкой и утешением.
В стихе 5 изложено заключение и вывод из всей притчи. Ст.Ин.15. «Я есть Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». Под словом «Лоза» следует понимать штамб виноградного растения. Принесение нами духовного плода является настолько необходимым для нашего утешения и блаженства, что наилучший аргумент для побуждения нас пребывать во Христе состоит в том, что иначе мы не принесем такого плода. Пребывание во Христе необходимо нам и для того, чтобы мы могли творить много добра, угодного Богу. Ведь мы совершенно не пригодны для делания добра. Кто постоянно упражняет себя в вере в Иисуса Христа и в любви к Нему и к ближним, кто живет Его обетованиями и водится Его Духом, только тот приносит много плода. Только тот служит верно делу прославления Бога и содействует своей собственной пользе. Жизнь веры в Сына Божьего – это самая лучшая жизнь, какую только может прожить человек в этом мире, с ней ничто не может сравниться. Это упорядоченная и уравновешенная жизнь, чистая и небесная, полезная и утешительная. Она содержит в себе всё, что отвечает цели нашей жизни здесь на Земле. Пребывание во Христе необходимо и для того, чтобы мы могли приносить не только много добра, но творить всякое добро. Оно есть не только средство культивирования и умножения того добра, которое уже есть в нас. Оно есть и источник, и начало всякого добра. Без Господа мы не можем делать не только великое, как напр., исцелять больных, но и вообще ничего. Итак, во всех вопросах духовной и благочестивой жизни мы находимся в зависимости от Господи Иисуса. Точно так же, как во всех вопросах физической жизни мы находимся в зависимости от провидения Творца. Оторванные от заслуг Христа мы ничего не можем сделать для нашего оправдания, а разъединенные с Духом Христа, мы ничего не можем достичь в деле нашего освящения. Ибо без Христа мы не можем делать ничего правильно, ничего того, что могло бы стать плодом, угодным Богу и благоприятным нам. Вспомним отрывок из 2 Послания к коринфянам: 2Кор.3.5 «Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога».
В стихе 6 читаем о пагубных последствиях оставления Христа. Ст.6 «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают». Эти слова описывают ужасное положение отступников и лицемеров. Они извергаются вон, подобно засохшим и увядшим ветвям. Их обрезают, потому что они мешают дереву. И это совершенно справедливо, когда думающие, что они не нуждаются во Христе, лишаются пользы от Него. Не пребывающие во Христе будут оставлены Им в своих грехах, предоставлены самим себе, а затем будут справедливо извержены из среды последователей Христа. И отвергающие Его будут отвержены Им. Они засыхают, подобно ветке, сломанной с дерева. Мы не говорим, что кто-то из избранных может быть отсечен, но что многие лицемеры с виду цветут и плодоносят, а затем их надежда на плод оказывается пустой. Хотя те, кто не пребывает во Христе, могут некоторое время казаться истинными верующими, тем не менее, они засохнут и делаются негодными. Увядают их способности и дары, их рвение и благочестие, доверие к ним и их репутация, их надежды и утешения, всё исчезнет. Замечено, что те, кто сегодня не приносит плода, завтра перестанет приносить листья. Слуги сатаны собирают таковых, они становятся их легкой добычей. Те, кто отпадают от Христа, скоро попадают в общество грешников. Дьявол схватит тех овец, которые отдаляются от стада Христа. Соблазняющие и вовлекающие их в грех фактически делают их чадами ада. «Они сгорают». Естественно, что сухие ветки сгорают. Но здесь это особенно подчеркивается, что делает данную угрозу весьма ужасной. И, что характерно, они не в одно мгновение будут пожраны огнем (как виноградные сухие ветви). Они будут гореть во веки веков в огне, который не только не может быть затушен, но и сам никогда не потухнет. Таков конец бесплодных людей.
В стихе 7 Господь Иисус говорит о благословенном преимуществе тех, кто пребывает в Нем. Ст.7 «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам». Поскольку верные порой чувствуют себя сухими и далекими от плодовитости ветвями, Христос и добавляет эти слова. В чем бы ни нуждались пребывающие во Христе, помощь им готова, как только они попросят ее у Бога. Это полезное увещание, ведь Господь часто позволяет нам быть слабыми, чтобы упражнять нас в усердной молитве. Но если мы прибегнем к Нему, Он не откажет нашим желаниям, молитвы наши не могут быть не услышаны. Говоря, «если слова Мои пребудут в вас», Христос имеет в виду, что мы укореняемся в Нем верою. Ведь как только отходят от евангельского учения, Христа начинают искать вне Его Самого. Обещая же дать нам всё, что мы пожелаем, Он никак не потакает вседозволенности в желаниях. Бог плохо бы заботился о нашем спасении, если бы столь легко потакал и потворствовал нам. Хорошо известно, сколь дурные желания порой зарождаются в людях. Но Христос обуздывает желания Своих людей и дает им правило законной молитвы. Здесь Господь имеет в виду, что Его люди желают не богатства, не почестей, не того, что по глупости хочет плоть. Но животворную силу Святого Духа, дающую обильное плодоношение.
Боже! Просим, сделай нас плодовитыми во славу великого имени Твоего. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что через наш текст Ты говоришь, как необходимо нам верой привиться к нашему Спасителю Иисусу Христу и пребывать в Нем. Благодарим, что Ты услышишь молитвы Своих людей, желающих стать плодовитыми. Дай нам всегда помнить, кто к стаду Христа принадлежат лишь те, кто плодоносит во славу Божию. И что добрые дела христиан приводят многих людей к прославлению Бога. Просим, помоги нам своим плодоношением доказать, что мы на самом деле ученики Иисуса Христа, и что мы на самом деле те, кем называем себя. Помоги нам на деле доказать свое ученичество и быть украшением Его учения. Дай нам знать и помнить, что угодный Тебе плод христианина – это его жизнь, поведение, благочестие и устремление. Просим, воспламени в нас усердие к плодоношению, к деланию добра для Твоей славы. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.