КОММЕНТАРИИ
на Евангелие от Иоанна
Глава 21
21.1 «После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: …» В стихах 1-14 описывается явление Христа Своим ученикам при море Тивериадском. Евангелист и здесь старается доказать воскресение Христа, говоря, что при этом явлении присутствовало семь учеников. Между ними он упоминает и Фому, не столько ради его чести, сколько потому, что, чем более упорным неверием он отличался, тем скорее можно поверить его свидетельству. Евангелист весьма многословен, тщательно приводя все обстоятельства, удостоверяющие эту историю. Тивериадское же озеро, как уже было сказано, евреи по обычаю называли морем. (По определению «море» – часть мирового океана). Сравним это Его явление с теми, которые были прежде. Раньше Христос явился Своим ученикам тогда, когда они встречались в торжественном собрании (вероятно, с целью религиозного поклонения) в день Господень. И были вместе, по-видимому, в ожидании Его явления. Теперь же Он явился только некоторым из них, причем в будний день, когда они занимались ловлей рыбы. И мало помышляли о Его появлении среди них. Христос открывается Своим детям разнообразными путями. Обычно Он делает это при совершении ими установленных Им обрядов, выполнении специальных Его заданий, но иногда посещает их Своим Духом и во время их обычных занятий.
21.2 «Были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его». Здесь явился Господь не всем ученикам, а только семерым из них. Среди них упоминается Нафанаил, с которым мы не встречались с главы 1. Но некоторые полагают, что он и Варфоломей были одним и тем же лицом. Два других, не названных по имени, предположительно, были Филипп из Вифсаиды и Андрей из Капернаума. Хорошо, когда ученики Христа часто бывают вместе и в обычных общениях, в занятиях обычными делами. Этим самым они как добрые христиане свидетельствуют о своей любви друг к другу и возрастают в ней, назидают друг друга беседами и личным опытом. Христу угодно было явить Себя им в то время, когда они были вместе, не только потому, что желал поощрить христианские общения. Но и для того, чтобы все они одновременно стали свидетелями одного и того же события. И могли подтвердить свидетельства друг друга. Здесь оказалось семь свидетелей одновременно, по поводу чего некоторые отмечают, что римский закон требовал присутствия семи свидетелей для того, чтобы завещание могло вступить в силу. Фома был одним из них, и его имя упоминается вслед за именем Петра, как если бы теперь он ближе держался к собраниям апостолов, чем прежде.
21.3 «Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего». «Симон Петр … и мы с тобою». Они, собственно, не знали, чем заняться. Петр говорит: «Что касается меня, то я иду ловить рыбу». Они ответили ему на это: «Идем и мы с тобой, ибо мы хотим держаться вместе». Хотя обычно занимающиеся одним и тем же ремеслом не могут договориться между собой, они сумели это сделать. Некоторые считают, что они поступили плохо, вернувшись к своим, некогда оставленным лодкам и сетям. Но, в таком случае, Христос не поддержал бы их в этом деле Своим посещением. Они, скорее, заслуживают похвалы, ибо поступили так, чтобы не терять времени и не быть праздными. Они еще не были поставлены нести апостольское служение. Их поручение еще находилось в стадии доработки, и не было окончательно сформулировано. Час для действий еще не настал. Вероятно, их Учитель повелел им ничего не сказывать о Его воскресении раньше Его вознесения. И даже, более того, раньше излияния на них Духа Святого. И тогда они должны будут начать свое служение, свою проповедь с Иерусалима. А тем временем, вместо того, чтобы вообще ничего не делать, они пошли ловить рыбу. Не ради развлечения, а из деловых соображений. Это показывает их смирение. Хотя они и были удостоены высокого положения быть посланниками Христа, как Он Сам был посланником Отца, тем не менее, они не напустили на себя важного вида. Это также показывает их усердие и умение распоряжаться своим временем. Они не хотели сидеть без дела в ожидании. Они заслуживают похвалы, ибо поступили так, чтобы самим содержать себя и никого не обременять. Пока их Учитель был с ними, служившие Ему проявляли заботу также о них. Теперь нуждам их должны были служить их собственные руки. Это учит нас, работая в безмолвии, есть свой хлеб. Итак, то, что Петр занимался рыбной ловлей, не должно казаться чуждым его служения. Дуновением Христовым он был сделан апостолом, но воздерживался от прямого служения, пока не был облечен новой силой. Ему еще не было приказано исполнять обязанности служителя Христа. «Пошли … и не поймали в ту ночь ничего». Для утверждения веры в чудо Бог соделал так, чтобы в ту ночь они трудились напрасно. Ведь если бы они что-то поймали, сила Христа явилась бы не столь ясно и ярко. Когда же, трудившись всю ночь впустую, они внезапно одариваются огромным уловом, это дает им повод познать благодать Господню. Бог часто таким же способом упражняет верных, чтобы сделать явным для них Свое благословение. Если бы они преуспевали всякий раз, когда брались бы за дело, никто не приписывал бы успех благословению Божию. Все хвалились бы своей предприимчивостью и умелостью. Но там, где люди долго и бесплодно трудятся, а потом к ним неожиданно приходит успех, они вынуждены признать что-то необычное. Поэтому хвалу за свой успех они начинают воздавать благодати Божьей. В наших неудачах, так сильно огорчающих нас, Бог часто имеет весьма благие намерения о нас.
21.4 «И когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус». После воскресения тело Христа стало прославленным, какими станут и наши тела после нашего воскресения. В этом явлении Христа можно заметить следующие особенности. Он явился им своевременно – когда уже настало утро, после их бесплодных ночных трудов. Время явления Христа Своим детям наступает тогда, когда они терпят большие трудности. Когда они чувствуют себя совершенно потерянными, Он дает им понять, что они не потеряли Его. «Вечером водворяется плач, а на утро», когда приходит Христос, «радость» (Пс.29.6). Некоторые из древних богословов особо отмечают то обстоятельство, что Христос, завершив Свой труд, пересек штормовое море, кровавое море, и достиг безопасного и спокойного берега, где Он стоял с торжеством. А ученики, которым еще предстояло взяться за труд, были в море, в трудах и бедствиях. Когда наше плавание становится бурным и опасным, мы можем утешать себя тем, что Христос стоит на берегу. И мы должны поспешить к Нему.
21.5 «Иисус говорит им: Дети! Есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет». «Иисус говорит им: Дети». Христос открывался ученикам постепенно. Хотя они и были близко знакомы с Ним, тем не менее, они не узнали Его сразу же. Они не рассчитывали увидеть Его здесь и не всматривались в Него пристально. Они приняли Его за обычного человека, ждущего прибытия их лодки, с целью купить у них рыбы. Христос часто бывает ближе к нам, чем мы думаем, о чем узнаем впоследствии к нашему утешению. Форма обращения «дети» была хорошо им знакома. Он разговаривает с ними как со своими сыновьями, с отеческой заботой и нежностью: «Дети». Несмотря на то, что Он уже перешел в прославленное состояние, Он продолжал разговаривать со Своими учениками с той же добротой и любовью, как и прежде. Хотя они не были детьми по годам, но были Его детьми, которых дал Ему Бог. «Есть ли у вас какая пища?». В данном случае Господь открывается им через сострадание. Он поинтересовался: «Есть ли у вас какая пища, поймали ли вы что-нибудь?» Вопрос Его был доброжелательным. Он спрашивает их как заботливый отец, интересующийся, обеспечены ли Его дети всем необходимым, чтобы позаботиться о них в случае нужды. Господь знает земные нужды Своих детей, и Он пообещал им не только достаточную благодать, но и необходимую пищу. Христос желает, чтобы Его дети в молитве веры открыли перед Ним свои желания. И в этом случае Он показал нам пример сострадательного отношения к нашим ближним. Богатым порой следует спрашивать у плохо обеспеченных людей: «Есть ли у вас какая пища?» (Не нуждаетесь ли в одежде, обуви и т.д.) Ибо те, кто больше всего нуждается, обыкновенно меньше всего кричат об этом. «Они отвечали Ему: нет». Ученики ответили на вопрос Христа коротко и, как считают некоторые, в духе недовольства и раздражения (у них было плохое настроение). Они сказали «нет» без того дружелюбия и уважения, какие Он проявил в обращении к ним. Христос спросил их об этом не потому, что не знал их нужды. Но потому, что хотел услышать о ней из их уст. Желающие получить помощь от Христа должны признать себя нуждающимися.
21.6 «Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы». «Он же сказал им: … поймаете». Он открылся им не только через Свое сострадание, но и через Свое всемогущество. И именно оно сделало это откровение совершенным. Они, собиравшиеся идти домой с пустыми руками, стали обладателями великого множества рыбы. Здесь мы находим повеление, данное им Христом: «закиньте сеть …» и обещание, добавленное к нему: «поймаете». Божье провидение простирается до вещей самых незначительных, и блаженны те, кто с полуслова понимает, что следует делать. И за всё благодарит Бога. Если бы они услышали подобный совет, когда забрасывали сеть в первый раз, то вряд ли стали бы столь быстро повиноваться. Их укротил долгий и изнурительный труд. Чтобы обрести благословение Божье, надо постоянно ожидать его. Нет ничего хуже, чем тут же бросать дело, кажущееся бесплодным. «Они закинули …». Мы видим их повиновение повелению Христа и последовавший за этим успех. Они пока еще не узнали, что это Иисус, однако были готовы принять совет каждого, кто мог бы дать его. И не просили этого предполагаемого странника заниматься своим делом, не вмешиваться в их дела, а напротив, приняли Его совет. Будучи столь внимательными к незнакомому человеку, они, сами того не сознавая, послушались своего Учителя. И концом этого было чудо: теперь у них был улов, который вознаградил все их старания. Венца удостоятся смиренные, усердные и терпеливые. Человек ничего не теряет от того, что исполняет повеления Христа. Успех чаще всего сопровождает тех, кто следует Слову Божьему, водительству Святого Духа и указаниям Провидения. Этот улов можно рассматривать как чудо само по себе. Его целью было доказать, что Иисус Христос восстал в силе. Что всё покорено под ноги Его, в том числе и рыбы морские Этот улов можно рассматривать и как милость для учеников, как достаточной помощи в их нуждах. Когда им не помогли их мастерство и усердие, тогда на помощь к ним своевременно пришло всемогущество Христа. Ибо Он заботится о том, чтобы оставившие ради Него все что у них было, не испытывали нужды ни в каком благе. Это чудо можно рассматривать и как тайну, знаменующую собой тот труд, на который теперь, уже с расширенными полномочиями посылал их Христос. Пророки ловили души и ничего не поймали или поймали очень мало. А апостолы, закинувшие сети по слову Христа, имели чудесный успех.
21.7 «Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, ибо он был наг, и бросился в море». «Тогда ученик, … это Господь». Евангелист в данном случае учит нас, что когда к нам приходит успех, надобно возносить свой ум к Богу. Нам должно прийти на ум, что благословение это проистекло от благодати Того, Кто является Творцом всякого блага. И это благочестивое признание божественной благодати, зародившееся в душе Иоанна, привело его к тому, чтобы узнать Самого Христа. Он не узнал Господа телесным образом, но уверовал в то, что изобилие рыбы даровано от Бога. И заключил, что Человек, направлявший старания учеников, есть Сам Христос. Именно Иоанн, ученик, которого любил Христос, первым сказал: «это Господь». Христос особым образом открывается тем, кого Он любит. Его тайны принадлежат Его возлюбленным. Из всех учеников Иоанн был ближе всех к своему Учителю во время Его страданий, поэтому он яснее видел и вернее судил, чем все они. И это было ему наградой за его верность. Поняв, что это Господь, Иоанн поделился своим открытием с бывшими при нем. Те, которые знают Христа сами, должны стремиться познакомить с Ним и других. Мы не должны присваивать Его только себе. В Нем достаточно богатства для всех нас. Иоанн сообщает о том, что это Господь, именно Петру, зная, что он обрадуется встрече с Ним больше, чем все остальные. Хотя Петр и отрекся от своего Учителя, однако он раскаялся и вновь был допущен в среду учеников. Они общались с ним так же свободно и непринужденно, как и прежде. «Симон же Петр, услышав, …». Хотя вера первой зародилась у Иоанна, Петр превзошел его своим рвением. Как скоро он услышал, что это Господь, лодка не в состоянии была удержать его. И он не мог ждать, когда она пристанет к берегу. Но тут же бросился в море, чтобы первым прийти к Христу. При этом он выразил свое почтение к Господу Иисусу, опоясавшись одеждою, чтобы предстать перед своим Учителем в одежде. А не вторгаться в Его присутствие обнаженным, каким он был во время работы. Возможно, его рыбацкая одежда была сделана из кожи или из промасленной ткани, не пропускающей воду. Бросившись в море, Петр показал силу своей любви к Христу и свое искреннее желание быть с Ним. Ему было много прощено, и он возлюбил много. Он готов был преодолеть трудности для того, чтобы достигнуть Иисуса. Те, кто однажды был с Иисусом, готовы плыть по штормовому морю, чтобы только сблизиться с Ним. Состязание среди учеников Христа в том, чтобы первым приблизиться к Нему, является весьма похвальным.
21.8 «А другие ученики приплыли в лодке, ибо не далеко были от земли, локтей около двухсот, таща сеть с рыбой». Остальные ученики, в том числе и Иоанн, не были исполнены такого рвения, чтобы броситься в воду, подобно Петру. Тем не менее, они поплыли к берегу на встречу с Христом. Здесь можно заметить, как многообразно Бог раздает Свои дары. Одни выделяются среди братьев, как Петр и Иоанн, своими дарами и способностями. Другие ничем не выделяются, а просто исполняют свои обязанности и пребывают верными Христу. Не совершая ничего такого, что сделало бы их замечательными чем-либо. Тем не менее, как те, так и другие – и выдающиеся и неприметные – все вместе воссядут с Христом во славе. Более того, может оказаться, что последние будут первыми. Из тех, кто превосходит других, одни, как Иоанн, выделяются своим познанием, созерцательностью и служат ими в церкви. Другие, как Петр, выделяются своей решительностью и мужеством, показывают свою силу и совершают подвиги. И, т.о., могут быть чрезвычайно полезными для своих современников. Одни служат глазами церкви, другие ее руками, и все вместе служат к благу дела. Огромная разница может существовать между одними и другими угодными Богу людьми в том, как они почитают Христа. И, тем не менее, Он принимает и тех и других. Одни служат Христу больше своей набожностью и необычайными проявлениями благочестивой ревности, и хорошо делают, ибо они делают это для Господа. Не следует осуждать Петра за то, что он бросился в воду. Напротив, его следует похвалить за его ревность и силу его чувств. Следует похвалить также и тех, кто из любви к Христу оставляют этот мир, чтобы сидеть у Его ног. Другие же больше служат Христу в земных делах. Они остаются в лодке, тянут сеть и вытаскивают рыбу на берег, подобно остальным ученикам в этой истории. Таковых тоже не следует осуждать, называя их мирскими верующими. Ибо они, находясь на своем месте, так же верно служат Христу, как и прочие. Служат тем, что пекутся о столах (о питании). Если бы все ученики поступили так, как Петр, то что стало бы с их рыбой и сетями? И в то же самое время, если бы Петр сделал то, что сделали они, то нам в таком случае недоставало бы этого примера святой ревности. Христос был удовлетворен действиями тех и других. И мы должны быть довольны ими.
21.9 «Когда же они вышли на берег, они увидели разложенные угли, и рыбу, лежащую на них, и хлеб». Господь Иисус устроил ученикам прием. Он для них приготовил пищу. Нам не следует заниматься выяснением того, откуда взялись угли, рыба и хлеб. Так же как и того, откуда бралось то мясо, которое приносили пророку Илии вороны. Тот, Кто мог умножить ячменные хлебы и рыбок, мог, конечно, и сотворить новые хлебы и рыбу по Своему желанию. Или превратить в хлеб камни. Или послать за ними Своих ангелов туда, где, как Он знал, можно было их добыть. В самом меню не было ничего изысканного или утонченного. Мы должны довольствоваться самым скромным, ибо этим довольствовался Христос. Этот пример попечения Христа о Своих учениках может послужить утешением для нас. У Него есть чем восполнить все наши нужды. И он знает, в чем мы имеем нужду. Он любезно позаботился об этих рыбаках, когда они уставшие пришли с работы. Служителей Христа должно ободрять то обстоятельство, что они могут полагаться на заботу Того, Кто их нанял.
21.10 «Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали». Это не значит, что Ему нужна была эта рыба. Или что Он не мог приготовить без нее обед для них. Он хотел, чтобы они ели от трудов рук своих. Что добывается нашим личным усердием и честным трудом, то приносит нам особую сладость. О ленивом человеке сказано, что он не жарит своей дичи (Пр.12.27). Христос желал этим научить нас пользоваться тем, что мы имеем. Он хотел также, чтобы они могли быть свидетелями как Его могущества, так и Его благости. Те блага, которыми одаряет нас Христос, не следует прятать и откладывать про запас. Их добродетели угодны Ему, а им угодны Его утешения. Он принимает от них то, что Сам творит в них. Служители, являющиеся ловцами человеков, должны своему Учителю приносить всё, что им удается поймать, ибо от Него зависит их успех.
21.11 «Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть». В стихе 6 сказано, что они не могли вытащить сети от множества рыбы. Т.е. им это было трудно, эта работа была им не под силу. Но Господь, Кто повелел им вытащить сеть на берег, облегчил им и эту задачу. Так и ловцы душ людей не могут продолжить и завершить начатое ими дело без постоянного содействия божественной благодати. Если бы Господь не помог им удержать новообращенных, то служители, в конце концов, потеряли бы их. Активнее других вытаскивал рыбу на берег Петр, который, как и в предыдущем случае (ст.7), показал более ревностную, по сравнению с другими, любовь к личности своего Учителя. Так и теперь проявил более быстрое повиновение Его повелению. Не все верные одинаково проворны. У них достало любопытства сосчитать рыб. Возможно, это было сделано ими с целью раздела рыбы между собой. Это количество было больше того, в чем они сейчас нуждались. Однако они могли продать их, а вырученные деньги могли послужить им для восполнения издержек во время пребывания их в Иерусалиме. Куда они вскоре должны были возвратиться. Еще один пример попечения о них Христа, послуживший умножению как чудес, так и милости Христа. При таком множестве, и притом больших рыб, не прорвалась сеть. Так что они не повредили сети и не потеряли ни одной рыбы. Хорошо, что сеть их не прорывалась, ибо сейчас у них не было столько свободного времени, сколько было раньше, для починки сетей.
21.12 «Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: «Кто Ты?», зная, что это Господь». «Иисус говорит им: придите, обедайте». Замечая, что они соблюдают дистанцию, потому что знали, что это их Господь, Он очень дружески обратился к ним. Он не сказал им: «Придите, послужите Мне», но «Придите, обедайте». На это любезное приглашение можно ссылаться как на иллюстрацию призыва Христа разделить с Ним общение в благодати. «Уже всё готово, идите, обедайте!» Идите обедайте с Христом, Он окажет вам радушный прием. На приглашение Господа можно ссылаться и как на призыв к вознесению с Ним в славу, которое будет иметь место в будущем. У Христа есть всё необходимое для того, чтобы угостить обедом всех Своих друзей и последователей, места и пищи довольно для всех. «Из учеников же никто …». Ученики почтительно держались с Христом. Они в какой-то мере боялись воспользоваться той свободой в отношениях с Ним, к которой Он их побуждал. И то, что Ему пришлось приглашать их принять пищу, по-видимому, указывало на то, что они стояли в нерешительности. «Никто не смел спросить Его: кто Ты?», то ли потому, что они не хотели допускать фамильярности в отношениях с Ним. Возможно, в начале Он предстал перед ними в ином образе (подобно тому, как являлся двум ученикам по пути в Эммаус). Однако у них были все основания думать, что это был Он, а не кто-то другой. Возможно, что они не хотели слишком явно выдавать свое недомыслие. Когда Он явил им Свою силу и благость, с их стороны было бы поистине глупо вопрошать, Он ли это или кто-то другой. Порой Бог уже дал нам в провидении Своем очевидные доказательства попечения о наших телах. И в Своей благодати дал явные доказательства благоволения к нашим душам и совершаемого Его благодатью труда в нас. Тогда нам следует стыдиться своих подозрений и не сметь сомневаться в том, в чем Он не оставил нам возможности для сомнений. Беспочвенные сомнения нужно подавлять в себе, и не давать им зарождаться. Если Христос видел их сомнение, то должен был, как и в других случаях, его рассеять. Причина их смущения была в том, что личность Христа и так не вызывала сомнений. Ведь мы обычно спрашиваем о том, что сомнительно и неясно. Итак, евангелист хочет сказать: ученики не спрашивали Христа, боясь оскорбить. Ведь Он Сам открыто явил Себя столькими ясными делами.
21.13 «Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу». Он обслужил их, как распорядитель пира. Приметив, что они всё еще остаются нерешительными и робкими, Он Сам дает каждому и хлеб и рыбу. Вне всякого сомнения, Он благословил пищу и воздал благодарение (как в Лк.24.30), но об этом здесь не упоминается, т.к. это было Его известной и постоянной практикой. Угощение было самым обыкновенным – это был всего-навсего обед из рыбы, приготовленный просто. В нем не было ничего помпезного, ничего изысканного, он был обильный, но простой обед. Хотя Христос и перешел в Свое прославленное состояние, тем не менее, Он являл Себя простым Человеком, а не каким-нибудь князем. Он просто ел перед ними, а не пиршествовал. Те, кто не может довольствоваться хлебом и рыбой до тех пор, пока им не подадут соуса и вина, едва ли отыщут в своих сердцах желание пообедать здесь с Самим Христом. Апостолы приводили в качестве одного из доказательств Его воскресения тот факт, что они «с Ним ели и пили» (Деян.10.41). Возможно, Он ел с ними и в данном случае. Хотя, полагаем, Он не нуждался в земной пище, потому что у Него было прославленное тело. Но Он желал показать, что у Него было самое настоящее тело, способное вкушать пищу. Он не только приготовил для них трапезу и пригласил их к ней, но и Сам разделил пищу между ними и подал ее им в руки. Т.о., именно Ему обязаны мы тем, что пользуемся преимуществами искупления – Он дает их нам. Равно как и тем, что они приобретены для нас.
21.14 «Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении из мертвых». Евангелист делает следующее замечание: «Это уже в третий раз …». Некоторые понимают, что это третий день, когда Он явился после Своего воскресения. В день Своего воскресения Он явился людям пять раз. Второй такой день был через восемь дней после первого, а теперь был третий такой день. Или же это было третье явление Его большому числу Его учеников, собранных вместе. Внимание на этот факт обращается с целью подтвердить истинность Его воскресения. Видение повторилось несколько раз, ибо это был несомненный факт. Те, кто не поверил первому знамению, вынуждены были поверить следующим. Этим событием евангелист хочет показать благость Христа к Своим ученикам. Он посетил их до этого уже дважды, и в третий раз приходит к ним. Итак, евангелист утверждает: Христос являлся ученикам через определенные промежутки времени, чтобы укрепить их веру в Свое воскресение.
21.15 «Когда же они пообедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих!». «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру». В стихах 15-19 описан разговор Христа с Петром. Та часть его, которая имеет отношение лично к Петру. Иоанн рассказывает о том, как Петр был восстановлен в достоинстве, от которого ранее отпал. Действительно, вероломное отречение, о котором мы читали, сделало его недостойным апостольства. Как может быть учителем веры тот, кто позорно от нее отрекся? Итак, теперь ему возвращается право учить и авторитет, утраченный им по своей вине. Такое восстановление в правах было необходимо и для Петра, и для других учеников. Для него – чтобы он еще усерднее исполнял свой долг, будучи уверенным в собственном призвании. А для них, чтобы пятно, лежащее на человеке, не послужило поводом для презрения. Христос испытывает любовь Петра к Себе и дает ему поручение относительно Своего стада. Христос предвидел, что слова, которые Он собирался сказать Петру, приведут его в некоторое смущение. И не заводил этот разговор до тех пор, пока они не отобедали, потому что не хотел портить ему обед. Петр отдавал себе отчет в том, что он навлек на себя неудовольствие своего Учителя. И не может теперь ожидать ничего иного, как только укоров за свое предательство и неблагодарность. Более того, он по справедливости мог бы ожидать исключения из числа учеников и отлучения от их общества. Он не меньше двух раз виделся со своим Учителем после Его воскресения. И Господь Иисус ни слова не сказал ему об этом. Можно предположить, что Петр был полон сомнений относительно того, какое теперь будет его положение перед его Учителем. Временами он надеялся на лучшее, т.к. удостоился Его благоволения наравне с остальными учениками. А иногда испытывал страх при мысли, что рано или поздно ему придется за всё расплатиться. И вот теперь Учитель наконец-то выводит его из этого мучительного состояния. Говорит то, что должен был сказать ему, и утверждает его в служении апостола. Петр сам укорил себя за свой проступок, и потому Христос не стал его укорять за него, и не сказал ему о нем прямо. А только деликатно намекнул на него. Убедившись в искренности Петра, Он не только простил его предательство, но и дал ему понять, что он остался для Него таким же дорогим, каким и прежде был. В этом Он показал, с целью ободрить нас, образец Своего чуткого отношения к кающимся грешникам. И преподал нам пример, как исправлять согрешивших в духе кротости. В этом разговоре трижды был задан один и тот же вопрос, трижды был дан один и тот же ответ. И трижды была произнесена одна и та же, с небольшими изменениями, реплика. И, тем не менее, это было не пустое повторение. Наш Спаситель повторял одно и то же вслух для того, чтобы сильнее подействовать на Петра и на других учеников, там присутствовавших. Евангелист повторяет это для того, чтобы сильнее подействовать на нас и всех читающих эти слова. «Симон Ионин!». Обратим внимание на то, каким именем Он называет его: «Симон Ионин». Христос употребляет не то имя, которое дал ему: Кифа или Петр. Ибо он не оправдал значения этих имен, не проявив мужества и твердости. А называет его – Симон. Однако Он не прибегает к жестким словам, не называет его не по имени, хотя он и заслужил того. Но так, как Он называл его, когда объявил его блаженным (Мф.16.17). Этим обращением Господь напоминает ему о его происхождении – и о том, как недостоин он был оказанной ему чести. «Любишь ли ты Меня?» Если бы мы захотели проверить самих себя, истинно ли мы являемся учениками Христа, то нам следовало бы спросить себя, любим ли мы Его? Однако у Христа имелось особое основание для того, чтобы задать этот вопрос Петру. Его падение дало повод сомневаться в его любви. Когда нашу искренность подвергают сомнению, мы не должны расценивать это как оскорбление, если мы допустили нечто такое, что делает ее сомнительной. После падения мы должны остерегаться слишком скоро успокаиваться, чтобы не успокоиться на ложном основании. Петр искренне покаялся, и теперь проходил испытание. Однако Христос не спрашивает его: «Симон! Сколько ты слез пролил? Как часто ты постился и томил свою душу?» Но «любишь ли ты Меня?». В глазах Христа самым важным в кающемся грешнике является то, что он в своем покаянии взирает на Него. Обязанности Петра давали ему возможность проявить свою любовь на деле. Прежде чем доверить ему попечение о Своих агнцах, Христос спросил его: «любишь ли ты Меня?» Он настолько заботливо относится к Своему стаду, что попечение о нем доверяет только тем, которые любят Его. И потому будут любить ради Него всех принадлежащих Ему. Не любящие Христа истинной любовью никогда не будут любить истинной любовью души людей. Ничто, кроме любви Христовой не может дать силу служителям с радостью преодолевать трудности и разочарования, встречающиеся в их труде. Любовь делает их труд легким, а их самих ревностными в труде. «… больше, нежели они?» Любишь ли ты Меня больше, нежели все остальные ученики? Эти слова Господа могут выражать укор за тщеславное хвастовство Петра. Вспомним его слова: «Если и все соблазнятся о тебе, я никогда не соблазнюсь». Господь как бы уточняет: «Ты по-прежнему так считаешь?» Либо в его словах содержится намек на то, что теперь Петр имеет больше оснований любить Его, нежели все остальные, ибо ему прощено больше, нежели им. Так же как и его грех отречения от Христа был больше их греха оставления Его. Всем нам следует стараться превосходить друг друга в любви к Христу. Превосходить друг друга в этой любви не является нарушением правил приличия. «Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Петр трижды отвечает Христу одними и теми же словами. Обратим внимание на то, что Петр не претендует на то, что любит Христа больше, нежели любили Его остальные ученики. Ему теперь стыдно вспоминать свои поспешно сказанные слова: «Если и …». Мы должны стремиться к тому, чтобы быть лучше других. Тем не менее, каждый из нас должен «по смиренномудрию почитать другого высшим себя». Ибо нам лучше известны наши отрицательные стороны, чем отрицательные стороны наших братьев. Петр обращается за доказательством к Самому Христу: «Ты знаешь, что я люблю Тебя». «Иисус говорит ему: паси агнцев Моих». Слово «пасти» используется здесь метафорически, и означает какое-либо управление. Достойно внимания, из каких именно частей состоит служение пастыря. Христос не дарует смертному человеку какую-либо власть, которую тот может использовать по своей прихоти. Христос, в собственном смысле, единственный Пастырь Церкви. Он присваивает Себе эту честь потому, что правит Своими овцами через учение о спасении и окормляет их. Ибо только Он – истинная пища души. Поскольку для проповеди Своего учения Он пользуется трудом людей, то переносит и на них Свой титул. Или, по крайней мере, сообщает его им. Лишь те пастыри считаются законными перед Богом, которые предстоят Церкви, будучи под главою Христом и исполняют служение слова. Отсюда можно вывести, какое служение поручает Петру Христос, и при каком условии доверяет ему Свое стадо. Христос трижды поставляет Петра пастырем, чтобы три отречения, которыми Петр навлек на себя позор, не мешали его апостольству. Петру не дано в этих словах ничего, что не принадлежит и другим служителям Евангелия. Петр был главным среди апостолов, но отсюда не следует, что он был назначен эпископом всей земли.
21.16 «Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих». Петр вновь и вновь исповедует, что любит Христа. Он высоко ценил Его. Был благодарен Ему за Его великодушие и посвятил себя Его славе и Его интересам. Христос молился о Петре, чтобы не оскудела вера его (Лк.22.32). И именно потому, что вера его не оскудела, не оскудела и его любовь, ибо вера действует любовью. Те, которые поистине могут сказать, что (благодаря действию благодати в их душах) они любят Иисуса Христа, могут утешаться тем, что имеют в Нем часть. И это несмотря на свои ежедневно проявляющиеся немощи.
21.17 «Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: «любишь ли Меня?», и сказал Ему: Господи! Ты всё знаешь. Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих». «Говорит ему … Меня?» Христос задал этот вопрос в другой и в третий раз. Он исключает при этом сравнение «больше, нежели они», потому что Петр исключил его из своего ответа. Он не желал сравнивать себя со своими братьями и, тем более, превозноситься над ними. «Петр опечалился … любишь ли Меня?». Петр опечалился, во-первых, потому, что это напоминало ему о его троекратном отречении от Господа. И он понял, что один и тот же вопрос был задан ему не случайно. Во-вторых, потому, что это вызвало в нем опасение того, как бы Учитель не предвидел какой-нибудь будущий его проступок. Проступок, который опровергает его нынешнее исповедание любви к Нему. «И сказал Ему: … люблю Тебя». В третий раз Петр свой ответ утверждает еще более обоснованно, чем в первый и второй раз. Он не призывает в свидетели своих товарищей: они могли обмануться в нем. Не думает он и о том, что ему должны поверить на слово: доверие к нему было утрачено. Он призывает в свидетели Самого Христа. Петр был убежден в том, что Христос, Который знает всё, знает и об искренности его любви к Нему и с готовностью подтвердит это. Христос знает нас лучше, чем мы сами себя знаем. «Иисус говорит ему: паси овец Моих». Он трижды поручает Петру заботиться о Его стаде. Церковь Христа есть Его стадо, которое Он приобрел Себе Кровью Своей (Деян.20.28). И Он является его «Пастыреначальником». В этом стаде одни являются агнцами, молодыми, нежными и слабыми; другие – овцами, возросшими до определенной степени зрелости и силы. Пастырь проявляет заботу как о тех, так и о других, но об агнцах Он заботится в первую очередь. Ис.40.11 «Он агнцев берет на руки и носит на груди Своей». Точный смысл слова, которое в стихах 15 и 17 переведено как «пасти» – «давать пищу», а слово, употребленное в ст.16, имеет более широкое значение и обозначает исполнение всех обязанностей пастыря по отношению к овцам. Долгом всех служителей Христа является питать Его агнцев и овец духовной пищей.
Но почему Он возложил эту обязанность именно на Петра? Если спросить об этом защитников папской власти, то они скажут, что Христос желал таким образом передать Петру и, следовательно, его преемникам, абсолютную власть и главенство над всей христианской Церковью. Как если бы поручение служить овцам давало власть господствовать над всеми пастырями. Известно, что ни сам Петр никогда не претендовал на такую власть, ни другие ученики не признавали за ним такой власти. Эта возложенная на Петра обязанность проповедовать Евангелие по некоему хитрому искусству стала поддержкой для узурпации церковной власти его мнимыми преемниками. Которые стригут овец и, вместо того, чтобы питать их, питаются ими. Частное обращение к Петру имело целью, во-первых, восстановить его в апостольстве, после того как он покаялся в отречении от него. И обновить данное ему поручение ради удостоверения как его самого, так и его братьев. Не может быть никакого сомнения в том, что поручение, данное Петру, было только свидетельством того, что Христос примирился с ним. А не того, что Он дал ему власть над всей Церковью. Христос показал то, что простил Петра тем, что доверил ему самое ценное сокровище, какое только было у Него на земле. Во-вторых, частное обращение к Петру имело целью побудить его усердно исполнять свое служение апостола. Петр был человеком смелым и ревностным, всегда готовым говорить и действовать. И, чтобы он не подвергся соблазну взять на себя руководство пастырями, ему поручается пасти овец, а не господствовать над наследием Божьим.
21.18 «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь». «Истинно, истинно говорю тебе». Христос, воодушевив Петра на управление овцами, вооружает его же для противления к предстоящим трудностям в этом служении. Он не только требует от него веру и прилежание, но и необходимое мужество в опасностях и постоянство в несении креста. Наконец, Он велит ему быть готовым пойти, когда надо, на смерть. Хотя положение пастырей не одинаково, им всем отчасти подходит это увещание. Господь довольствуется тем, что пастыри Его живут в доброй вере и полностью посвящают себя Ему. Но поскольку сатана время от времени воздвигает новые козни, всем, принявшим служение пастыря, необходимо быть готовым к мученической смерти. Ведь они имеют дело не только с овцами, но и с волками. Что касается Петра, Христос хотел предупредить его о грядущей смерти. Чтобы Петр усердно размыслил о том, что учение, служителем которого он был, надо порой подтверждать собственной кровью. Как Христос предвидел все Свои страдания, так точно Он предвидел страдания всех Своих последователей и предсказал их, хотя и не так подробно, как Петру. А, в общем, что они должны будут взять крест свой. «Когда ты … хотел». Старость кажется предназначенной для покоя и отдыха. Поэтому старикам обычно дается отдых от работы для общества. Они обретают заслуги и почет. Итак, Петр мог надеться, что обретет в этом возрасте спокойную жизнь. Но Христос сообщает ему, что порядок природы для него извратится. Он, будучи молодым, жил по собственному уму, а стариком будет управляться властью другого человека. Причем властью жестокой и насильственной. В лице Петра мы видим замечательный пример общей всем нам судьбы. Многие наслаждались жизнью, доколе не были призваны Христом. Но как только они стали христианами и были приняты в число учеников, им пришлось пережить суровую брань и великие опасности. И даже пойти на саму смерть. Это состояние тяжко, но им не следует тяготиться. Время от времени Господь облегчает крест Своих последователей, пока они не возмужают полностью. Ему вполне известна их немощь, и Он не искушает их сверх сил. Итак, научимся следующему: мы должны служить Христу до последнего вздоха, лишь бы Он давал нам силы. И здесь ясно видна неблагодарность многих. Ведь чем мягче с нами обходится Господь, тем больше привыкаем мы к постоянной изнеженности. Едва ли найдется один из ста, который не возропщет, если после длительного потакания с ним вдруг обойдутся суровее. «А когда состаришься … препояшет тебя». «Препоясывался сам», т.е. одевался так, как хотел. Но затем свобода в обустройстве жизни будет у тебя отнята. Христос предсказывает, что Петр умрет насильственной смертью, от рук палача. Как полагают некоторые, предсказание о том, что он прострет руки свои, указывает на его смерть через распятие на кресте. Предание гласит, что Петр был распят в Риме во время правления императора Нерона в 68г. по Р.Х. Ужасы насильственной смерти часто бывали уделом верных последователей Христа. Хотя это предсказание, главным образом, указывало на смерть Петра, тем не менее, оно включало в себя и предшествующие ей страдания. Для него оно начало исполняться уже вскоре, когда он был заключен в темницу (Деян.4.3, 5.18, 12.4). «И поведет, куда не хочешь». Хотя Петр умрет не естественной, а насильственной смертью, Христос не отрицает добровольность этой смерти. Ведь там, где нет стойкости, добровольности, нет и славы мученичества. Напр., в тех случаях, когда кого-то ведут на смерть насильно. Эти слова надо относить к брани между духом и плотью, которую ощущают в себе верующие. Никогда мы не слушаем Бога столь охотно и решительно, чтобы мир и плоть не склоняли нас к чему-то противоположному. Кроме того, надо отметить: всем по природе врожден страх смерти. Ведь природе противоречит желание быть уничтоженным. Поэтому даже Христос, будучи всем сердцем предан Своему Небесному Отцу, все-таки молил избавить Его от смерти. Сам Христос молился о горькой чаше, чтобы она миновала Его. Естественное неприятие боли и смерти не противоречит святому подчинению воле Божьей. Мученическую смерть Петра Христос сравнивает с его прежней свободой. Когда приходит скорбь, мы склонны усугублять ее мыслью о том, что прежде всё было иначе. И жаловаться на стесненность, болезнь и нужду потому, что некогда наслаждались радостями свободы, здоровья и изобилия. Но мы можем смотреть на это иначе и рассуждать самими собою так: «Сколько лет я незаслуженно наслаждался благоденствием дней моих и преуспевал. Так нежели, приняв доброе, мне не принять также и злого?» Христос говорит Петру, что эти страдания постигнут его только в старости. Хотя он и состарится и жить ему остается немного в силу естественных причин, тем не менее, его враги поспешат насильственным путем выдворить его из этого мира. Когда он и сам уже будет готов оставить этот мир, они потушат его свечу, когда она уже почти догорит до самого своего основания. Бог будет охранять его от неистовства его врагов до тех пор, пока он не состарится. Чтобы таким образом он лучше подготовился к страданиям, а Церковь дольше пользовалась его служением. Поучение это весьма полезно. Оно побуждает к молитвам и нас. Ведь нам никогда не победить страх смерти без особой божественной помощи. Поэтому нам остается лишь смиренно вверить себя Его правлению. Те же, кто думает, будто мученики вовсе не боялись смерти, из собственного страха заимствуют повод для отчаяния. Ведь они тоже ее ощущали, и лишь попросив у Бога духовной силы, смогли торжествовать над врагами истины.
21.19 «Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит Ему: иди за Мною». «Сказал же … прославит Бога». Какой бы смертью ни умирал человек, его великой заботой должно быть – прославить Бога, умереть для Господа. Когда мы умираем терпеливо, подчиняясь воле Божьей, радуясь в надежде на славу Божью, свидетельствуя об истинности и блаженстве жизни веры – тогда мы прославляем Бога своей смертью. Смерть мучеников особым образом служила прославлению Бога. Умирая в защиту Божьих истин, они тем самым подтверждали их. Благодать Божья, помогавшая им с верностью пройти через все страдания, возвеличивалась в них. Кровь мучеников была семенем Церкви, она послужила обращению в христианскую веру и духовному становлению тысяч людей. Хотя все благочестивые люди должны преследовать цель прославить Бога и жизнью и смертью, Иоанн хочет особо восхвалить кончину тех, кто собственной кровью запечатлел Евангелие Христово и прославит Его имя. «И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною». Заметив, может быть, смущенный взгляд Петра, Христос дает ему повеление: «иди за Мною». Вероятно, Господь встал с того места, на котором сидел за ужином, отошел на небольшое расстояние и повелел Петру идти за Ним (это следует из следующего стиха). Эти слова были еще одним подтверждением того, что благоволение его Учителя возвратилось к нему. И что он восстановлен на апостольство. Ибо тем же самым повелением «идите за Мною» ученики были призваны в первый раз. Увещание же Его, которым Он приглашает Петра подражать Себе, не является всеобщим. Оно относится лишь к определенному роду смерти. Эти слова являлись также объяснением предсказания о его страданиях, которое Петр поначалу, возможно, и не понимал до конца. Пока Христос не дал ему этого ключа к истолкованию, сказав: «иди за Мною». Т.е. «Жди, что с тобой поступят точно так же, как поступили со Мной. И рассчитывай на то, что тебе придется пройти тем же самым кровавым путем, которым до тебя прошел Я». Эти слова Господа должны были вдохновить и ободрить Петра быть верным и усердным в труде апостола. Пусть сопастыри стараются подражать Пастыреначальнику. Они следовали за Христом, когда Он находился на этой земле. Покидая их, Он по-прежнему проповедует им о долге, который должен будет исполняться ими, хотя иным образом. Они должны были придерживаться тех принципов, которые Он заповедал им; и того образца, который Он дал им. То, что они действительно последовали за Ним теперь, составляло их честь в этом веке. То, что они последуют за Ним впоследствии, составит их блаженство в будущем веке. Тот, кто верно следует за Христом в служении, непременно последует за Ним в славе.
21.20 «Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус, и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! Кто предаст Тебя?» Стихи 20-25 включают в себя разговор Христа с Петром относительно Иоанна, любимого ученика. Слушаясь повеления своего Учителя, он пошел за Ним, довольный оказанной ему почестью. И видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус. Евангелист не называет себя по имени, считая свое имя недостойным того, чтобы быть вписанным в эту книгу. Но дает такую информацию о себе, какая позволяет нам сделать однозначное заключение о том, кого он здесь подразумевал. И, к тому же, объясняет нам, почему он с такой неотступностью следовал за Христом. Это был ученик, которого любил Христос, к которому Он был особенно благосклонен, больше, чем ко всем остальным. И потому нельзя обвинить его в том, что он так сильно жаждал услышать как можно больше благодатных слов Христа в эти драгоценные минуты встречи с Ним. Упоминание о том, что было на вечери, вероятно, делается здесь с целью объяснения того, почему Петр спросил сейчас об Иоанне. Он хотел вознаградить Иоанна за проявленную к нему доброту. Тогда Иоанн воспользовался своим привилегированным положением, чтобы сделать одолжение Петру. Теперь же Петр, позванный прогуляться с Христом, оказался в таком положении. И посчитал себя обязанным, из чувства благодарности к Иоанну, задать о нем вопрос, какой, по его мнению, будет одолжением для него. Ведь все мы желаем знать будущее. Имея доступ к престолу благодати, мы должны использовать его для блага друг друга. Те, кто помогает нам своими молитвами в одно время, должны получать помощь через наши молитвы в другое время. В этом заключается общение святых. Иоанн тоже последовал за Иисусом, показывая этим, как сильно он любил Его общество. Где находился Он, там желал находиться и Иоанн. То, что Христос сказал Петру, он отнес и на свой счет. Ибо повеление «Идите за мной» было однажды сказано всем ученикам. Он желал иметь общение с теми, кто имел общение с Христом. И сопровождать тех, кто сопровождал Его. Приведение одного к следованию за Христом должно побуждать к тому же и других. Есть мнение, что в лице Петра мы видим пример не только излишнего, но и опасного любопытства. Оно заставляет нас смотреть на других и отвлекает от исполнения своего долга. Мы имеем врожденный порок больше исследовать чужую жизнь, чем свою собственную. И черпать из чужой жизни повод для самоизвинений. Мы охотно обманываем себя такими извинениями и говорим, что другие ничуть не лучше нас. При этом люди небрегут тем, что Бог заповедал им самим.
21.21 «Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! А он что?» Петр задает вопрос в отношении Иоанна. Слова Петра можно расширить так: «Господи! Ты возвестил мне, что мой труд – пасти овец и что мой жребий – быть поведенным, куда не хочу. А какими будут его труд и его жребий?» Этот вопрос можно рассматривать как выражающий беспокойство за судьбу Иоанна. Тогда мысли Петра можно выразить так: «Господи! Ты проявил ко мне такое великое благоволение. Вот идет Твой любимый ученик. Неужели Тебе нечего сказать ему?» Этот вопрос Петра можно рассматривать и как тревогу по поводу сказанного Христом о его страданиях. «Господи! Неужели только меня должны будут повести, куда не хочу? Неужели этот человек не разделит со мной этого креста?» Трудно примириться с особенными страданиями и скорбями, когда нам кажется, что мы остаемся одни. Слова Петра можно рассматривать и как любопытство и неумеренное желание знать будущее других людей, равно как и свое собственное. Из ответа Христа, по-видимому, следует, что этот вопрос Петра был неуместным, некстати. После того как Христос доверил ему такое сокровище и известил его о таком испытании, ему следовало бы сказать: «Господи! Что мне надлежит сделать, чтобы оказаться верным такому поручению при таком испытании? Умножь во мне веру и силу!» Однако его, как видно, больше интересовала судьба другого человека, нежели своя собственная. Так и мы бываем склонны исследовать жизнь других людей и пренебрегать истинными интересами собственной души. Бываем проворными в чужом деле и нерадивыми в своем собственном. Судим других людей, предсказываем их проступки. В то время как у нас есть достаточно дела, которым мы должны заниматься, чтобы оправдать доверенный нам труд и уразуметь собственный наш путь. Можем делать и такой вывод, что Петра больше интересовали события, чем обязанности. Иоанн был младше Петра и в силу естественных причин должен был пережить его. Если Бог Своей благодатью поможет нам устоять до конца и хорошо закончить наш путь, в духовной сохранности дойти до неба, то нам не нужно спрашивать: «Какой будет жребий тех, кто придет после нас?» Разве мало мне того, что Бог ведет меня в дни мои?
21.22 «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы Он пребыл, пока Я приду, что тебе до того? Ты иди за Мною». «Иисус говорит … пока Я приду». Наблюдай за исполнением твоего собственного долга, который сейчас вменен тебе. В этих словах, по-видимому, содержится намек на планы Христа в отношении Иоанна в двух вопросах. 1. Чтобы он не умер насильственной смертью, как Петр, а пребыл до тех пор, пока Сам Христос не придет и не заберет его к Себе посредством естественной смерти. Историк древности, заслуживающий наибольшего доверия среди всех прочих историков того времени, сообщает нам о том, что Иоанн был единственным из всех двенадцати апостолов, кто не умер мученической смертью. Он часто был в опасности, в узах и ссылках, Но, в конце концов, умер на своей постели в доброй старости. Хотя Христос и призывает некоторых Своих сторонников сражаться до крови, тем не менее, Он не призывает к этому всех. Хотя венец мученичества сияет и славой и великолепием, тем не менее, любимому ученику Христа он не достался. 2. Чтобы он не умер прежде прихода Христа для разрушения Иерусалима – так понимают некоторые предсказание о пребывании Иоанна до тех пор, пока Христос не придет. Все остальные апостолы умерли до этого разрушения, а Иоанн намного пережил его. Согласно мудрому решению Бога один из апостолов должен был прожить настолько долгую жизнь, чтобы завершить канон Нового Завета. (Что Иоанн и сделал с такой торжественностью в книге Отк.22.18). И чтобы разрушить замысел врага (сатаны), сеявшего плевелы еще прежде того, как уснули слуги (смотри притчу о плевелах). Иоанн дожил до времени появления ранних еретиков: ему пришлось противостоять Евиону и Керинфу, говорящим превратно. «Что тебе до того? Ты иди за Мною». Другие считают, что это было сказано только как упрек Петру за его любопытство. И что пребывание Иоанна до времени второго пришествия Христа является всего лишь нелепым предположением. Тогда слова Христа имеют следующий смысл: «Почему ты спрашиваешь Меня о том, что не относится к делу? Допустим, Я действительно хочу, чтобы Иоанн никогда не умер. Это не касается тебя – когда, или где, или как должен умереть Иоанн. Довольно для тебя того, что ты знаешь, какой смертью ты должен умереть». Воля Христа в том, чтобы Его ученики помнили об исполнении своих настоящих обязанностей, а не любопытничали относительно будущих событий, касающихся либо их самих, либо других людей. Мы склонны заботиться о многом таком, что не касается нас. Характеры других людей не имеют к нам никакого отношения – не наше дело судить их. И дела других людей нас не касаются, и мы не должны вмешиваться в них. Пусть каждый следит только за своими ближними, чтобы, если возможно, привлечь их к Христу. Нам надо усердно трудиться и думать о своих делах. Самым главным для нас является наш долг, а не будущие события, которые принадлежат Богу. Причем наш собственный долг, а не кого-то другого. Весь наш долг в отношении к Богу состоит в одном – следовании за Христом. Мы должны ходить тем путем, которым Он ходил, и стремиться туда, где Он находится. И если мы будем старательно исполнять свой долг следования за Христом, то у нас не будет оставаться ни энергии, ни времени вмешиваться в то, что нам не принадлежит.
21.23 «И пронеслось это слово между братьями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» Евангелист рассказывает, что из неправильно понятых слов Христа у учеников возникло заблуждение о бессмертии Иоанна. Что Иоанн пребудет с Церковью до конца времени. Он имеет в виду учеников, присутствовавших при сказанном, т.е. апостолов. Слово «пронеслось» означает, что заблуждение это рассеялось повсюду. Обратим внимание на то, как легко возникают ошибочные понимания в Церкви в связи с неправильным истолкованием слов Христа, и предположения превращаются в утверждения. Из того, что Иоанн не умрет смертью мученика, они заключают, что он вообще не умрет. Они были склонны ожидать этого, потому что не могли этого не желать. Мы легко верим в то, что нам хочется считать истинной. Ученики думали, что если Иоанн пребудет в плоти в то время , когда всех остальных уже не будет, если он останется в мире до самого Второго пришествия Христа, то это будет большим благословением для Церкви. Церковь могла бы обращаться к нему за помощью как к оракулу во все века. Когда им предстояло расстаться с телесным присутствием Христа, они надеялись на то, что с ними всегда будет Его любимый ученик. Как будто это могло восполнить Его отсутствие. Они забыли о том, что это должен был сделать Святой Дух. Мы склонны слишком надеяться на людей и средства, на помощь извне. И воображать себя счастливыми, если они всегда с нами. Тогда как Бог временами заменяет одних Своих служителей другими, и при этом дело Его продолжается. Он делает это для того, чтобы «преизбыточная сила были приписываема Богу, а не человекам». Нет никакой нужды в бессмертных служителях для руководства Церковью, которая находится под водительством предвечного Святого Духа. Обратим внимание на то, как евангелист исправляет это заблуждение – повторяет слова Христа. Пусть слова Христа говорят сами за себя, не будем вкладывать в них никакого иного смысла, кроме первоначального и естественного. Христос не хотел говорить об Иоанне что-либо конкретное. Он хотел лишь утвердить Свою власть над его жизнью и смертью.
21.24 «Сей ученик и свидетельствует о сем и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его». До этого Иоанн упоминал о себе лишь в третьем лице. Теперь он ясно говорит, что он был тем самым учеником. Писавшие историю Христа свидетельствовали о том, что видели. И писали о том, о чем вначале свидетельствовали другим людям. Иоанн выражает убежденность церквей того времени в истинности того, о чем здесь повествуется.
21.25 «Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь». Иоанн говорит, что пропустил больше, чем написал. Он не рассказал обо всем, что говорил Христос, но лишь о том, что относилось к Его общественному служению. Написанного евангелистами вполне достаточно для утверждения в вере и обретения спасения. Нам надлежит всецело полагаться на их свидетельство и не желать знать больше того, что они передали нам. Особенно, учитывая, что их пером водил святой Дух.