ПРОПОВЕДИ
Богословие протестантизма
(На праздник Реформации)
Прит.4.1-2 «Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте,
чтобы научиться разуму. Потому что я преподал вам
доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.
Совершенно ясно, что царь Соломон говорит слова от лица Бога. Он утверждает, что дает доброе учение. Многих людей больше привлекают новые, умозрительные доктрины, которые позволяют идти на компромисс, убеждают человека в его праведности и, наконец, возвеличивают его. Но мы, люди, должны помнить о том, что смиряет нас перед Богом. Помнить о том, что открывает благодать Евангелия. Поэтому мы должны искать то, что укрощает нашу волю, освящает наше сердце и наполняет нашу душу духом креста Христова. Доброе учение, неважно, насколько приятным оно может казаться, представляет собой единственную полезную пищу для души. Да не увлечет вас бессмысленный лозунг: «Все думают иначе!» Какое значение может иметь суждение всего человечества в важнейшем вопросе веры в Бога? Разве можно предпочесть суждение мира сего Слову Божьему?
В широком значении «протестантизм» – это движение в христианстве, восходящее к Реформации 16-го века. Лидеры Реформации ставили вопрос: «Что есть истинная и святая Церковь?» И давали ответ: «Не существует правильной проповеди либо учения, помимо тех, что следуют Слову Божьему». Согласно Божьей заповеди, никакое иное учение проповедовать нельзя. Библия везде и во всем необходима христианину. Она сияет своим собственным светом, обретший ее разгоняет духовную тьму. Верность, терпение и святое благовестие дает нам только Слово Божье. Проповедовать надлежит только Слово, а не то, что ему противоречит. Это – единственная истина. Это и есть истинное правило всякого христианского учения и поведения, которое никогда не подведет и не обманет.
Лидеры Реформации указали на то, что Церковь как верующий народ Божий учреждается не иерархией, а посредством Божьего избранничества и призыва во Христе через Евангелие. Церковь – это собрание всех верующих, среди которых Евангелие проповедуется во всей чистоте. Лидеры Реформации указали на священство всех верующих: всем крещенным даруется свобода непосредственно предстоять перед Богом во Христе, без особо выделенных людей-посредников. Все христиане призваны нести праведный суд и благодать перед лицом своих ближних. Всякий жизненный путь признается в качестве божественного призвания. Лютер выразился так: «В очах Божьих труд монаха и священника ни в коей мере не превосходит труд крестьянина на поле или женщины, занятой домашним хозяйством».
Обобщенно говоря, Реформация боролась с вырождающимся католицизмом позднего Средневековья, которому деятели Реформации противопоставляли веру апостолов и первых отцов Церкви. Можно выделить несколько главных направлений борьбы реформаторов. 1. Злоупотребление пап. Одно из самых крупных злоупотреблений Католической церкви – теологических и практических – было связано с покаянием, искуплением грехов «и сокровищем заслуг». Эти понятия лежали в основе торговли индульгенциями. Мучительные духовные поиски Лютера убедили его в несостоятельности чрезмерного благочестия, которое выражалось в обетах, постах, паломничествах, мессах, поклонении мощам, молитвословиях, молитвах по четкам, добрых делах и т.п. Реформация противопоставила всему этому оправдание исключительно Божьей благодатью во Христе, которая дается только по вере. Праведность Божья (угодная Богу праведность) – это такая праведность, которой Он оправдывает нас по вере через благодать и милость. Праведность Христова вменяется верующему и вселяет в него уверенность, несмотря на его греховность. 2. Ложные основания папской власти. Не личность ап. Петра, а его вера – тот камень, на котором Христос основал Церковь. И в первые века христианства первенство римского эпископа было лишь предметом чести. Большинство реформаторов провозглашало готовность принять реформированное папство, призванное назидать Церковь, но папская власть так противилась даже умеренным реформам, что, казалось, она и впрямь служит Антихристу. 3. Церковное пленение Слова Божьего. Это пленение совершалось папским учительством, церковной догмой или софистикой ученых католических богословов и каноников. В 1519г. Лютер оспорил безошибочность вселенских соборов. Св. Писание было объявлено судьей церковного предания и единственным источником подлинного вероучения. Реформаторы его воспринимали, как живую силу Бога, вершащую суд и дарующую благодать. 4. Превосходство монашеской жизни. Деятели Реформации вели постоянную полемику против монашества, составлявшего одну из заметных особенностей латинского христианства. Они отрицали различие между «низшей» жизнью светского христианства и «высшей, духовной» жизнью монахов и монахинь. Лютер и Кальвин подчеркивали высокое человеческое достоинство отдельных обычных людей. Отцы Реформации были сторонниками женатого духовенства и на собственном примере доказывали важность семейной жизни. 5. Пороки духовенства и узурпация посредничества. Деятели Реформации возвеличивали не Пресвятую Марию, а Христа, считая Его единственным Заступником за людей перед Богом Отцом. И священником, взявшим на Себя наши грехи и немощи. Сторонники Реформации из семи таинств признали только два – крещение и вечерю Господню. Тем самым они освободили верных от власти священнослужителей. Церковь утратила роль единственного дарителя спасения. По слову Нового Завета, все верующие становились через крещение царственным священством, добровольно несущими священническое служение и Слово Божье.
Хотя некоторые деятели Реформации колебались относительно крещения младенцев, в конце концов, лидеры приняли решение, что крещение младенцев возможно. Реформационная теология была теоцентрической и проводила четкое различие между Творцом и творением. В своей оценке первородного греха деятели Реформации шли вслед за Августином – они утверждали абсолютную духовную несостоятельность человека, не возрожденного Святым Духом. Почти все сторонники Реформации единогласно говорили о безусловном избрании.
Теперь коротко о кальвинизме. Ни один из христианских лидеров современного мира не осознал значения библейского богословия для повседневной жизни так, как это сделал Жан Кальвин. Кальвинизм – это название, данное системе философской мысли, унаследованной нами от Жана Кальвина. Его богословские взгляды рассматриваются как возрождение августинианства, которое, в свою очередь, выросло на основе учения ап. Павла. В новое время именно Кальвин систематизировал подобные взгляды и обосновал их практическое применение. Кальвинизм – не просто совокупность идей, разделяемых Кальвином и его последователями, но органическое единство с одним общим корнем. Не всегда и не обязательно бывает так, что взгляды группы людей образуют единство. Так, ключевые моменты вероучения Римской католической Церкви до начала деятельности великого систематизатора Фомы Аквинского (1227-1274) или, официально, до Тридентского собора (1545-1569) были рассеяны в канонах вселенских соборов и папских декретах и содержали множество противоречивых положений. Однако система, восходящая к Жану Кальвину, может претендовать на исключительность. Кальвинизм не ограничивается богословием. Эта система включает также определенные взгляды на политику, общество, науку и искусство. И дает нам единое миро- и жизневидение. Фактически кальвинизм представляет собой одну из немногих основополагающих систем религиозной философской мысли, когда-либо открывавшихся человеку. Некоторые ученые характеризовали кальвинизм как религиозную систему, отличающуюся духом демократии и стремлением к свободе. Этот дух мыслился как порожденный свободолюбием швейцарцев, в чьей среде возник кальвинизм. Находились и такие, кому Кальвин представлялся в облике передового религиозного мыслителя либерального направления. Те, кто глубоко исследовал эту проблему, считают, что Кальвин был, прежде всего, христианином-евангелистом. И его мировоззрение определено его евангельским духом. Евангельские истины мыслились им и кальвинистами не как некая абстракция, но как живые, насущно необходимые истины, внутренне определяющие и направляющие жизнь верующего. Проще говоря, Кальвин хотел, чтобы люди жили по Божьим заповедям.
Кальвинист того времени всегда ставил Бога в центре своих размышлений. Он не начинает с какого-либо устремления человека, напр., с обращения или оправдания. Его исходная мысль всегда одна и та же: как Бог осуществит Свои права? Кальвинист стремится воплотить как главный жизненный принцип ту истину Священного Писания, которая гласит: «Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки» (Рим.11.36). То, что имеет в виду кальвинист, когда он говорит о всевластии Бога, гораздо больше, чем идея о том, что Бог есть Установитель и Блюститель моральных и физических законов Вселенной. Для кальвиниста Бог не только верховный Законодатель и Правитель, Бог превыше всего и в царстве истины, в науке, искусстве и в сфере морали. Кальвинист верит, что раздавая Свои дары и мудро властвуя над творением, Бог не действует произвольно. Порядок – первейший закон Вселенной. Кальвинист – это человек, видящий Бога за всеми явлениями и узнающий десницу Бога во всем, что происходит. Основное начало кальвинизма заключено в понимании Бога во всем Его величии с осознанием зависимости от Него всего творения. Кальвинист – это человек, который узрев Бога в Его славе, исполнен, с одной стороны, сознания своего ничтожества, когда он стоит перед Богом как творение и еще более – как грешник. С другой стороны, изумления перед тем, что Он есть Бог, принимающий грешников. Кальвинист – это человек, безгранично доверяющий Богу и убежденный, что Бог является для него Богом во всех его мыслях, чувствах, побуждениях – во всей моральной, интеллектуальной, духовной жизнедеятельности, во всех его индивидуальных, социальных, религиозных отношениях.
Немалое заблуждение – возводить в ранг основного принципа кальвинизма доктрину избрания или предопределения. В «Наставлении» Кальвина учение о предопределении трактуется не как основание системы, не как предисловие в разделе, посвященном сотериологии, но как заключение. Лишь тогда, когда против библейского учения о предопределении выступил Пигюи, Кальвин почел своей обязанностью выступить в защиту учения. Это он сделал в своих сочинениях «Защита тайного Божия Промысла» и «Вечное Божье предопределение». Т.о., у нас нет основания полагать предопределение основным началом кальвинизма. Кальвинизм славу Божью делает своей всеобъемлющей целью.
Итак, кальвинисты возводили свою систему на принципе верховной власти Бога в природной и моральной сферах. Это нашло свое прямое и косвенное отражение в их взглядах на богословие, политику, социологию, науку и искусство – по существу, на всю жизнь человека. Если в основе философских систем лежат гипотезы, то в основу системы кальвинизма, во всех существующих ее интерпретациях, положены истины, открытые человеку в Библии.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты от начала создал в мире Церковь, блаженное собрание всех верующих. И она была построена на камне обетованного людям Семени-Христа. Благодарим, что Церковь это все, кто был омыт кровью Христа и был обновлен Духом Святым. Благодарим, что Ты следишь за состоянием Твоей Церкви. Благодарим, что каждый член Твоей Церкви крещен Духом Святым и по-настоящему свят. Благодарим, что у Церкви одна Глава – наш Спаситель Христос. Порой люди спорят, к какой церкви лучше принадлежать. И забывают о том, что есть только одна истинная Церковь, созданная на Твоем Слове, за пределами которой нет спасения. Дай нам всегда помнить, какое чудесное обещание дает Иисус Христос Своей Церкви: «И врата ада не одолеют ее». Извращение учения и преследование верующих приносят много огорчения, но они не могут погубить Церковь. Слава, хвала и благодарение Тебе, Боже, что силой Своей могучей Ты хранишь Церковь Свою. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.