ПРОПОВЕДИ
Повинуйтесь начальствующим вашим
1Пет.2.13,14, 18 «будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа:
царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от Него посылаемым
для наказания преступников и для поощрения делающих добро.
… Слуги, со всяким старанием повинуйтесь господам,
не только добрым и кротким, но и суровым».
Христиан во времена апостолов считали не только новаторами в религии, но и мятежниками в государстве. Поэтому крайне необходимо было, чтобы апостол Христа установил правила и меры повиновения христиан государственной власти, что ап. Петр здесь и делает. Требуемый долг христианина к начальствующим – покорность, включающая в себе лояльность и уважение в отношении людей, облеченных властью. А также послушание их справедливым законам и приказам, покорность справедливому наказанию. Апостол призывает подчиняться всякому человеческому начальству. Ап. Петр указывает здесь конкретный способ, которым Бог управляет всем человеческим родом. Этим отрывком он учит, что Бог, Творец Вселенной, не оставил человеческий род в состоянии смуты, чтобы тот жил по обычаю зверей, но дал ему правильно построенную систему. Власть над людьми есть Божье установление, но лица, через которые действует власть, конкретная форма правления, полномочия власти, устанавливаются человеком и регламентируются законом и конституцией каждой конкретной страны. И все народы обязаны соблюдать всеобщее правило – позволять установленной форме правления действовать по своим законам. Апостол уточняет, кому следует подчиняться: первому лицу в государстве, а также уполномоченным им управлять, за исключением случаев, когда они приказывают идти против Божьей воли. В таких случаях, разумеется, необходимо следовать за Богом. Причины, усиливающие этот долг – «для Господа», Который установил власть ради блага человека и требует послушания и покорности ей. Почтительное повиновение подданных (граждан) своим властям касается Божьей чести. Бог Сам управляет начальствующим по Своей воле: Прит.21.1 «Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его». Обратим внимание на то, что даже сердца царей в руке Бога, несмотря на их власть и права. Великий Бог не только видит их Своим оком, но и держит их в Своей руке. Бог может изменить мысли человека, может воздействием на его дух отвратить от того, к чему он больше всего был склонен. И склонить к тому, к чему он больше всего не был расположен. Тем самым Бог направляет человека для служения Своим целям.
Многие думали, будто Евангелие провозглашало свободу так, что каждый верующий мог избавить себя от рабства. Казалось недостойным, что дети Божьи кому-то порабощены, что «наследники мира» не властвуют даже своим телом. К сказанному добавлялось и другое искушение: все гражданские власти были противниками Христа и злоупотребляли своим влиянием. Т.о., в них никак не сиял образ Божий, внушающий особое к себе уважение. Теперь мы видим, что увещать своих читателей к почитанию общественного порядка апостола Петра побудили веские причины. В Библии сказано, что все рабы Христа – свободные люди (Ин.8.36). Они свободны от господства сатаны, от осуждения Закона Божьего, от страха смерти. Но они должны быть очень осторожны, чтобы не злоупотреблять своей христианской свободой, чтобы не прикрывать ей никакого беззакония против Бога или непокорности властям.
Слуги (для нашего времени – подчиненные) также нуждались в том же апостольском наставлении, что и подданные, т.к. они могли воображать, будто христианская свобода означает освобождение от неверующих и жестоких хозяев. На это апостол отвечает: «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам …». Здесь апостол говорит о жестоких господах, не проявляющих человечности и милосердия. Этой фразой он обозначает чистое и добровольное уважение, признаваемое слугами своим долгом. Значит, добровольное повиновение он противопоставляет как притворству, так и насильственному принуждению. Он призывает слуг исполнять свое дело верно и честно. И вести себя так, как положено низшему по положению – с почтением, и с терпением покоряться трудностям и неудобствам жизни. Они должны оказывать повиновение своим господам, имеющим право на их труд. И не только добрым и кротким, которые хорошо с ними обращаются и не ущемляют их права, но даже злым и сердитым, кому едва ли можно угодить. Греховное поведение одного человека (злого господина) не оправдывает греховного поведения другого (слуги). Слуга обязан исполнять свой долг, хотя бы его господин был жестоким и несправедливым человеком. Т.о., слуги должны повиноваться господам до тех пор, пока им не принуждаются действовать против совести. Даже если с ними господа обращаются несправедливо, они, со своей стороны, не должны отказывать в послушании. Следовательно, какими бы ни были их господа, у слуг нет оправдания, если они не демонстрируют добросовестного повиновения. Если начальник злоупотребляет своей властью, он некогда даст за это отчет Богу, однако в настоящее время не утрачивает своих прав.
Для всех христиан молитва является как честью, так и обязанностью. Это удивительно, что мы обладаем честью общаться с Богом, ходатайствовать перед Ним через Христа за близких нам людей. Но это одновременно и обязанность. В Первом послании к Тимофею христианам вменяется в обязанность молиться за всех людей вообще и особенно за тех, что стоят у власти. Тимофей должен был следить за тем, чтобы эта обязанность выполнялась. Ап. Павел наставляет его: 1Тим.2.1,2 «прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте». В своих молитвах мы должны проявлять такую же серьезную заботу о других, как и о себе. Мы должны молиться и благодарить за всех человеков. Мы не должны ограничиваться в своих молитвах и благодарениях только самими собой и своими семьями. Молитва наша должна состоять из различных частей: прошения, моления и благодарения. В современном обиходе «прошение» подразумевает сильную и отчаянную просьбу, но здесь это особая просьба об особых нуждах. Термин «моление» охватывает все виды почтительного обращения к Богу. В данном стихе это слово имеет значение почтительной молитвы. «Благодарение» относится к молитве, в которой мы признаем благодать и доброту нашего Бога и от всей души выражаем Ему свою признательность. Мы должны молиться о милостях, в которых нуждаемся, и благодарить за уже полученные милости. Должны умолять о прощении, как своих собственных грехов, так и грехов других людей. Необходимо молиться и за царей и начальствующих. Они нуждаются в наших молитвах, ибо сталкиваются со многими трудностями, связанными с их высоким положением. Мы более подробно останавливаемся на царях. Этот отрывок приобретает особый смысл, если мы вспомним, что ап. Павел писал его в годы правления жестокого императора Нерона. Хотя в те времена правители были язычниками, врагами христианства и гонителями христиан, тем не менее, за них следовало молиться. Т.к. гражданское правительство и соответствующие лица, на которых возложено управление, необходимы для общественного блага. Поэтому мы должны молиться за них, хотя сами и страдаем от них. То, что мы должны молиться за царей и за нижестоящих правителей, означает и то, что мы не должны участвовать в заговорах против них. Христианин не должен участвовать ни в каких антиправительственных выступлениях и революциях, тем более, если они сопровождаются насилием. Обратим внимание на то, что мы должны желать. Мы должны просить Бога, чтобы Он так управлял сердцем царя (первого лица в государстве и нижестоящих правителей), чтобы мы могли проводить жизнь безмятежную и тихую. Апостол не призывает молиться за то, чтобы нам процветать, богатеть, приобретать славу и силу во время их правления. Нет, все стремления христианина должны сводиться к тому, чтобы проводить в этом мире жизнь безмятежную и тихую, довольствуясь своим скромным положением. Выражение «во всяком благочестии и чистоте» обозначает наш христианский долг.
Вспомним широко известный библейский отрывок. Рим.13.1,2 «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога. Существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божьему установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение». Даже среди христиан всегда находились души, которые думали, что Царство Христово не превозносится как должно, если не упраздняются все земные власти. И что люди не будут наслаждаться данной им свободой, пока не сбросят иго человеческого рабства. Казалось абсурдным признавать законными правителями тех, кто стремился ниспровергнуть царство Христа – единственного Господа неба и земли. «Высшим властями» он называет не тех, кто обладает верховной властью, но тех, кто поставлен над обычными людьми. Причина, по которой мы должны повиноваться им, заключается в том, что они установлены по Божию приказу. Если же Богу угодно так управлять миром, то презирающий власть пытается извратить Божий порядок и даже противится Самому Богу. Поскольку никто не может сопротивляться Богу кроме как к собственной погибели, апостол говорит, что не останутся безнаказанными те, кто противится в этой части божественному провидению. Итак, следует опасаться подпасть под эту угрозу Бога.
Слуга (в наши дни – подчиненный) выражает свое почтение к господину (для нас – начальнику) усердием в работе и верностью. Преданность слуги важна, когда он скрывает те тайны, которые вверил ему его господин. Если эти тайны не являются грехами, то слуги не должны выдавать их. Будет ли держать господин слугу, который не может хранить секреты? Преданность слуги проявляется в его стремлении способствовать процветанию хозяина, а также в отстаивании чести своего господина. Слыша, как другие злословят о хозяине, он отстаивает его честь. Верность слуги проявляется и в правдивости его слов, когда он говорит лишь истину, даже в том случае, когда она во вред ему самому. Верность слуги проявляется и тогда, когда он препятствует расхищению добра своего господина. То, что слуга украл у своего господина – проклято. Слуга должен почитать своего Господина, служа ему как с любовью, так и без ропота и возражений.
Показав коротко, как слуги должны почитать своих господ, теперь объясним, как должны вести себя господа по отношению к слугам, чтобы те почитали их. Они должны помнить о том, что сами имеют Господина на небесах, Который призовет их к отчету. Еф.6.9 «зная, что и над вами самими … есть на небесах Господь». Господа должны не только давать слугам работу, но и обеспечивать их всем необходимым для поддержания их жизни. Хозяин должен говорить слуге не только о его ошибках и наказывать, но обращать внимание на то, что достойно похвалы. Это позволит слуге с большей радостью выполнять свою работу, а господину – заслужить любовь своего слуги. Господа не должны перегружать своих слуг, а распределять обязанности в соответствии с их возможностями. Не должны нагружать их работой до такой степени, чтобы те падали от усталости. Господа должны стремиться, чтобы их слуги получали и духовные блага, побуждающими их думать о своей душе. Они должны побудить своих слуг искать Бога и стать Его слугами. Они должны быть мягкими и добрыми к своим слугам. Бог повелевает: Лев.25.43 «Не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего». От господина требуется мудрость, чтобы знать, как поддерживать свой авторитет, избегая суровости. У нас хороший пример для подражания – наш Бог, Который «долготерпелив и многомилостив» (Пс.144.8). Будьте точны и пунктуальны в договорах со своими слугами. Не удерживайте их плату и не обманывайте их. Заботьтесь о своих слугах не только тогда, когда они здоровы, но и в болезни. Ведь если заболело ваше животное, то вы не прогоняете его, а платите деньги за его исцеление. Из сказанного следует, что господа должны вести себя благочестиво, чтобы приобрести уважение своих слуг и впоследствии с радостью дать отчет Богу.
Боже! Просим, помоги всем нам повиноваться начальствующим, почитать их, а им вести себя должным образом по отношению к своим подчиненным. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, помоги нам выполнять наш христианский долг: не только повиноваться начальствующим, но и быть покорными в отношении людей, наделенных властью над нами. Помоги нам исполнять это свое дело верно и честно. Ибо власть над людьми есть Твое установление. Благодарим и за то, что сердце начальствующих в Твоей руке, что Ты Сам управляешь ими по Своей воле. Дай нам не злоупотреблять своей христианской свободой и не прикрывать ей никакого беззакония против Тебя и своей непокорности властям. Помоги нам совершать молитвы за всех людей, в том числе и за начальствующих. Помоги им вести себя должным образом по отношению к своим подчиненным. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.