ПРОПОВЕДИ
Послушание детей Божьих Небесному Отцу и почитание Его
Евр.12.9-10 «Притом, если мы, будучи наказываемы
плотскими родителями нашими,
боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов,
чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней;
а сей для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его».
Кто не хочет терпеливо переносить наказание своего Небесного Отца, тот ведет себя по отношению к Нему хуже, чем должен вести в отношении земных родителей. Апостол одобряет почтительное и покорное отношение детей к их земным родителям. Их долг – оказывать почтение своим плотским родителям и быть послушными их справедливым требованиям. И с покорностью принимать их наказание за непослушание этим требованиям. Родители имеют повеление от Бога – исправлять своих детей, когда в этом есть нужда и воспитывать их в страхе Божьем. А детям Он дал повеление принимать исправление по-доброму. Упорствовать и проявлять недовольство против исправления – это двойной грех. Ибо исправление предполагает наличие проступка против власти родителей повелевать и добавляет еще одно преступление – против их власти наказывать. Автор послания советует вести себя смиренно и покорно по отношению к нашему Небесному Отцу, когда Он наказывает нас. При этом он аргументирует по принципу от меньшего к большему. Приведем и объясним его аргументы. Наши земные родители – всего лишь плотские родители, а Бог есть Отец духов. Наши земные родители были орудием в создании нашего тела, которое представляет собой лишь плоть, смертную, падшую. Тем не менее, т.к. тело наше составляет часть нашей личности, является скинией для обитания души и инструментом для ее деятельности, то мы должны с почтением и любовью относиться к тем, через кого оно было создано. Но, в таком случае, мы гораздо больше обязаны Богу, ибо Он является Отцом наших духов. Бог – Отец как души, так и тела. Но поскольку при создании душ Бог не использует человеческий труд, но чудесно обновляет их силой Своего Духа, Он зовется Отцом духов. Наши земные родители наказывали нас по своему произволу, как им вздумалось. Иногда они делали это больше ради удовлетворения своего гнева, чем для исправления нашего поведения.
Воспитание плотских родителей полезно лишь для земной жизни. Бог же смотрит много дальше, освящая нас к жизни вечной. И цель, какую Он преследует при этом, состоит в том, чтобы Его детям иметь участие в Его святости. Чтобы исправить и устранить наши греховные наклонности, мешающие нам быть подобными Ему. И чтобы развить и усовершенствовать качества, уподобляющие нас Его образу. Бог любит Своих детей, поэтому хочет, чтобы они были подобны Ему настолько, насколько это возможно. И ради этой цели наказывает их в случае необходимости. Наши плотские отцы наказывают нас для немногих дней, в период нашего детства. Когда мы находились в этом слабом и несовершенном состоянии, то боялись их. А когда достигли зрелого возраста, то стали любить и почитать их за это. Вся наша жизнь на Земле – это состояние духовного детства, несовершенства. Поэтому мы должны покоряться Божьей дисциплине. Когда мы достигнем совершенства (на небесах), то будем полностью согласны со всеми мерами Божьего воспитания.
Итак, если мы должны почитать наших земных родителей, то тем более – нашего Небесного Отца. Малахия 1.6 «Если Я Господь, то где почтение предо Мною?» Земной отец является лишь инструментом, передающим жизнь, а Бог – первоисточником нашего бытия. Пс.99.3 «Он сотворил нас, и мы – Его». Восхищение и благоговение принадлежат лишь Ему. Проявлять почтение нашему Небесному Отцу мы можем разными способами.
1. Мы проявляем почтение нашему Небесному Отцу, повинуясь Ему. Таким же образом Господь Иисус почтил Своего Отца. Он об этом говорит неоднократно. Приведем стих: Ин.6.38 «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца». Мы не напрасно ищем Христа. Вера есть дар от Бога, которым Он показывает, что мы Ему принадлежим. Бог Отец сделал Сына начальником нашего спасения. Но намерения Сына состоят лишь в том, чтобы исполнить волю Отца. Т.о., Он никогда не отвергнет тех, кого послал к Нему Отец. Откуда также делается вывод, что вера наша никогда не будет посрамлена. Следовательно, Господь Иисус утверждает, что Он пришел в мир, чтобы на деле исполнить то, что постановил Его Отец о нашем спасении. Вспомним еще отрывок из Евангелия от Иоанна: Ин.8.29, 49 «Я всегда делаю то, что Ему угодно», «Я чту Отца Моего». То великое дело, которым наш Спаситель был постоянно занят во время Своего земного служения, было делом, совершенно угодным пославшему Его Отцу. Всё Его предприятие названо «волей Господней» (Ис.53.10), потому что оно было согласовано с советами предвечного Разума и удовлетворяло Его. В том, как Христос осуществил это дело, не было ничего неугодного Его Отцу. Он в точности следовал всем Его указаниям, и ни в чем не отступал от них. Ни один человек со времени грехопадения не мог сказать ничего подобного, ибо все мы много согрешаем. А Господь Иисус ни в чем никогда не согрешил против Своего Отца, но Он «исполнил всякую правду». Это было необходимо для того, чтобы Его жертва, которую Он должен был принести, имела законную силу. Ибо если бы Он Сам в чем-либо не угодил Отцу и был повинен в совершении какого-либо греха, за который должен был нести ответственность, то Он не устраивал бы Отца как жертва умилостивления за наши грехи. Но действия Спасителя Иисуса были совершенно чисты и незапятнанны. Мы можем из этого научиться тому, что Божьи служители (и дети) только тогда могут рассчитывать на Божье присутствие с ними, когда они избирают и делают то, что Богу угодно. Словами «Я чту Отца Моего» Господь защищает искренность Своих намерений. Иудеи полагали, что Он брал на Себя не принадлежащие Ему почести и посягал на честь, подобающую исключительно Богу. Он отвергает оба эти обвинения, заявляя, что Его делом было чтить Отца Своего, и только Его одного.
2. Мы проявляем почтение нашему Небесному Отцу, защищая и отстаивая Его истину среди прелюбодейного человеческого рода. Тот сын почитает своего земного отца, который встает на его защиту и отстаивает его доброе имя, когда того оговаривают и бесчестят. А разве почитают Бога те, кто стыдится Его? Читаем стих Ин.12.42 «Многие уверовали в Него (Христа); но не исповедовали». Некоторые иудейские духовные начальники убедились в том, что Господа Иисуса послал Бог и приняли Его учение как божественное. Однако они не воздали Ему подобающей Ему чести, т.к. не имели мужества открыто заявить о своей вере в Него. Многие не могут не одобрять в своем сердце того, что не решаются открыто поддерживать. Возможно, что эти начальники были истинными верующими, хотя очень слабыми. Обратим внимание на то, какой силой действует на некоторых окружающий мир. Хотя некоторые из иудейских начальников уверовали во Христа, но ради фарисеев, в чьей власти было причинить им зло, не осмелились исповедовать Его. Они боялись быть отлученными от церкви. С другой стороны, есть все основания сомневаться в искренности той веры, которая или боится, или стыдится обнаружить себя. Ибо те, кто верует сердцем, должны исповедовать веру устами. Рим. 10.9 «Ибо, если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься». Рожденные от Бога (духовно возрожденные) обладают смелостью отстаивать Его истину. Они подобны скале, которую не могут разрушить волны.
3. Мы почитаем нашего Небесного Отца, когда по праву отдаем Ему славу за всё, что мы делаем. Примером может послужить ап. Павел. Читаем стих из 1Кор. 15.10 «Но благодатью Божьей я есть то, что я есть; и Его благодать ко мне оказалась не тщетной. Напротив, я в большей мере, чем все они, потрудился. Впрочем, не я, а благодать Божья, которая со мной». Мы из себя ничего не представляем, кроме того, чем сделала нас Божья благодать. И ничего не можем сделать в нашем служении Богу, кроме того, что она в нас делает. Всё, что есть доброго в нас, происходит из этого источника. Ап. Павел сознавал это, и это сознание смиряло его и делало благодарным Богу. И мы должны следовать его примеру. Более того, на кого излилась благодать Божья, тот должен заботиться о том, чтобы она не была тщетно принята им. Он должен дорожить этим небесным даром и проявлять его в практической жизни. Если христианин чувствует помощь в исполнении его долга и может противостоять порочности, то он воздвигает пьедестал и пишет на нем: «До сего места помог мне Господь». Дитя Божье, одержав победу в искушении, отдает всю славу Богу. Лицемеры, чьи светильники наполнены маслом тщеславия, совершая хоть какое-то заметное служение для Бога, ищут почестей для себя, и поэтому их служение бесчестит Всевышнего.
4. Мы почитаем нашего Небесного Отца, воздавая Ему хвалу. Вспомним стих Пс.70.8 «Да наполнятся уста мои хвалою, чтобы воспевать всякий день великолепие Твое». У чада Божьего всегда есть повод благодарить своего Небесного Отца. Любящие Бога любят славить Его и желают делать это весь день. Делать это не только во время утреннего и вечернего поклонения (молитвы), но и весь день. Т.е. всякий раз к своим словам добавлять то, что могло бы послужить чести и славе Бога. Они принимают решение поступать так, пока живут на Земле, и надеются и в вечности совершать это служение. Когда мы благодарим Бога, мы почитаем Его, а это возвышает Господа в глазах других людей и распространяет Его славу во всем мире.
5. Мы почитаем нашего Небесного Отца, снося бесчестие, более того, даже смерть ради имени Его. Ап. Павел носил на своем теле «язвы Господа Иисуса». Он сам говорит: «Гал.6.17 «я ношу язвы Господа нашего Иисуса Христа на теле моем». Он с радостью переносил гонения за Христа и христианство. Он хвалился крестом Христовым, т.е. учением о спасении через распятого Спасителя, и был готов рисковать всем, только бы не предать эту истину и не позволить исказить ее. Он уже много потерпел за Господа, ибо носил язвы Христа на теле своем. Он носил рубцы от ран, нанесенных ему противниками Спасителя за его верность Господу и евангельскому учению. Это доказывало, что он был твердо убежден в истинности и важности этого учения. Он заявляет, что никто не должен отягощать его ни противодействием его учению или авторитету, ни клеветой и упреками. Ибо всё, что он сказал и что претерпел, доказывает, что он уверен в истинности учения. Эти язвы были не только знаками почестей для него, но и трофеями чести для Евангелия. Почести, оказываемые Богу – это не внешняя помпезность и слава, которую люди оказывают царям. Она проявляется по-другому: в страданиях Его народа, благодаря которым они дают возможность миру увидеть, как они любят Его и готовы сражаться под Его знаменем до самой смерти.
Бог достоин почестей. Автор Псалма 103 рассматривает божественную славу, сияющую в вышнем мире, о которой, хотя она и невидима, свидетельствует вера. Псалом он начинает с почтением и благоговением. Пс.103.1 «Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием». Святые радуются, что их Бог – великий Бог. Великолепие правителей является гордостью и радует всех его верных подданных. Величие Бога в этом псалме демонстрируется с помощью различных примеров. Он заслуживает больших почестей, чем люди или ангелы могут Ему воздать. 2Цар.22.4 «Призову Господа достопоклоняемого». Люди часто оказывают честь тем, кто не заслуживает ее. Они часто величают многих знатных людей, которые являются порочными и не заслуживают почестей. Но Бог достоин этого. Неемия 9.5 «Да славословят достославное и превыше всякого славословия и хвалы имя Твое». Пусть Его дети не бесчестят Бога подобно нечестивцам, которые позорят Его своим преступным образом жизни.
Пусть каждое истинное дитя Божье воздержится от всего, что может бесчестить Бога и воздаст почести Небесному Отцу. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, помоги нам вести себя смиренно и покорно по отношению к Тебе. Помоги нам осознать, что Ты есть Отец духов, Творец и Царь Вселенной, Отец как души нашей, так и тела нашего. И Ты воспитываешь нас ради того, чтобы мы имели участие в Твоей святости. Ты хочешь исправить и устранить наши греховные наклонности, мешающие нам быть подобными Тебе. Помоги нам проявлять почтение Тебе, делать то, что Тебе угодно. Помоги нам защищать и отстаивать Твое имя в окружающем мире, воздать Тебе достойную славу и хвалу, сносить бесчестие ради имени Твоего. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.