ПРОПОВЕДИ
Соблюдать субботу в святости
Исх.20.10 «А день седьмой – суббота Господу Богу твоему; не делай в оный
никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой,
ни рабыня Твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих».
Указание о соблюдении седьмого дня было сделано не только до того, как был дан Закон Моисею на горе Синай, но от начала. Быт.2.3 «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». Если бы день Господень впервые был введен тогда, когда Бог передал Моисею Закон (Свои законы и заповеди), то Моисей не понял бы, что говорил ему Бог ранее, что в шестой день надо собрать двойную порцию манны. И люди не поняли бы это повеление Бога. (Бог начал питать израильтян манной еще до получения Закона у горы Синай). Итак, и Моисей, и израильский народ имели представление о дне Господнем и прежде. Отделение одного из семи дней недели для святости и с этой целью – для святого отдыха, было Божьим постановлением со времени сотворения человека на земле, и является самым древним законом. В книге Исход мы находим, что Бог обеспечил израильтян двойной порцией манны, которой им предстояло запастись в шестой день. Постановив израильтянам отдыхать в седьмой день, Господь позаботился, чтобы никто из-за этого не был в убытке. Хорошо запомним: никто никогда не проиграет от того, что служит Богу. В шестой день израильтянам надлежало собрать столько манны, чтобы хватило на два дня, и приготовить. Отсюда следует, что нам надо планировать свои домашние дела таким образом, чтобы как можно меньше отвлекали они нас в день Господень. Неотложные дела и дела милосердия надлежит выполнять и в этот день. Однако желательно, чтобы у нас было минимум своих дел. Бога не обманешь. Поэтому трудно будет доказать Богу, что данное дело человек не смог сделать ни раньше, ни позже. Манна, припасенная израильтянами, не загнивала, как в другое время. Когда ее оставляли вопреки повелению Моисея, то она смердела (ст.20). Отсюда следует, что манна не была произведением сил природы. Бог избрал правильный курс, чтобы таким образом побудить Свой народ помнить день Господень. Люди не могли забыть в пустыне, питаясь манной, ни этот день, ни день подготовки к нему.
Вернемся к нашему эпиграфу. Исх.20.10 «А день седьмой – суббота Господу …». 4-я заповедь касается времени поклонения Богу. Богу надлежит служить и почитать Его каждый день. Но один из семи дней следует особо посвятить Его славе и служению Ему. Мы уже вспомнили о том, что соблюдение дня Господня было учреждено с появления человека на земле. Так что в данном случае это не было введением в действие нового закона, но возрождением старого закона. Народу сказано соблюдать день седьмой после шести дней работы. Нам точно не известно, точкой отсчета был ли день выхода из Египта, или какой-то другой день, но народу день был указан точно. Теперь этот день надлежало соблюдать, во-первых, как день отдыха. Во-вторых, как день святой, отделенный в честь святого Бога. Его надлежало проводить в святых упражнениях. Господь, благословив этот день, сделал его святым, и народ, торжественно благословляя его, должен соблюдать его святым и не осквернять делами. Для своих дел существовали и существуют другие дни, ради чего и было проведено различие между ними и седьмым. В стихе 10, в нашем эпиграфе сказано, кто должен соблюдать его: ты, сын твой, дочь твоя. Жена не упомянута, потому что жена и муж – одно. И, когда говорится о муже, подразумевается и жена. И если он освящает субботу, то, само собой разумеется, что и она – вместе с ним. Остальные же домочадцы названы индивидуально. Дети и рабы должны соблюдать субботу соответственно своим способностям и возрасту. Здесь, как и в других вопросах религии, на хозяина семьи возлагается забота, чтобы в этот день не только он сам служил Господу, но и весь дом его. Даже пришельцы должны соблюдать различие между этим днем и другими. Это служило благоприятным признаком благодатных намерений Бога – со временем привести язычников в Церковь. Бог видит, что мы делаем, и особенно замечает, что мы делаем в воскресные дни, даже оказавшись в роли пришельцев. Следует помнить, что долг, которым пренебрегают, всё равно остается долгом, невзирая на наше пренебрежение. На протяжении шести дней у нас должно быть времени достаточно, чтобы уделить себе. Так давайте в седьмой служить Господу. В течение недели мы утомляем себя, так что обязанность отдохнуть в седьмой день надлежит почитать милостью. А седьмой день не только учрежден Господом, но и принадлежит Ему. Пренебрегать им – святотатство, освящать его – долг.
Мы должны посвятить Богу весь день Господень. В Библии не сказано, чтобы мы соблюдали в святости лишь часть этого дня, а чтобы весь день был посвящен религиозному служению. Если Бог отдал нам шесть дней, а себе оставил лишь один, то мы с радостью должны использовать этот один день для прославления Его. Даже не знающие истинного Бога язычники отделяли целый день для поклонения своим лживым богам. Сцевола, их первосвященник утверждал, что сознательное нарушение этого дня не заслуживает прощения или искупления. И если кто-либо ворует часть христианского дня Господня для мирской работы или развлечений, то ему трудно будет оправдаться перед нашим всемогущим Богом. По словам ап. Петра, весь день, отделенный для особого поклонения Господу, является вечным монументом Церкви, пока она остается на Земле. Этого мнения также придерживались Феодор, Августин и Ириней – главные из отцов Церкви.
Не только всё воскресенье надо посвятить Богу, но его всё нужно соблюдать в святости. Освящать этот день надо посещением богослужебного собрания, чтением Библии, размышлением над услышанным или прочитанным Словом Божьим, молитвой и пением псалмов. Вспомним слова Бога, изложенные в книге пророка Исаии: Ис.58.13,14 «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, то будешь иметь радость в Господе. И Я возведу тебя на высоты Земли и дам вкусить тебе наследие Иакова». Слова «Если ты удержишь ногу твою ради субботы» можно понимать и буквально и духовно. Буквально, т.е. если ты удержись свою ногу от дальнего путешествия в этот день. Или духовно, т.е. если ты удержишь свои привязанности от тяги к мирским делам. Слова «от исполнения прихотей твоих во святый день Мой» означают, что ты не должен угождать желаниям своей плоти, в т.ч. участвовать в развлечениях и забавах. Ибо тем самым мы совершаем неугодные Богу дела в день Божий. Называть Субботу (день Господень) «отрадою» значит высоко ценить ее. Хотя этот день не предназначен для плотских удовольствий, но святые наслаждения не запрещены. Душа должна находить радость, совершая религиозные обязанности. Это день приятного общения между Богом и душой человека. В воскресный день душа сосредоточивает свою любовь на Боге, а там, где любовь, присутствует и наслаждение. В день Господень Бог наполняет наше ухо Своим Словом, а сердце – Своей благодатью. Итак, мы справедливо можем называть день Господень отрадою. Слова «святым днем Господним, чествуемым» не нужно понимать лишь как внешнее проявление почестей: облачение в праздничные одежды и лучшая пища. Хотя это тоже нужно, чтобы показать, что этот день отличается от других. Когда я рос, в воскресенье пища у нас тоже была воскресная и мама обычно испекла пирог. Называть день Господень чествуемым означает, главным образом, всем сердцем, с благоговением относиться к этому дню. Мы должны с почтением относиться к этому дню, т.к. Бог почтил его. Остальные шесть дней заполнены мирскими делами, но в этот особый день совершается святая работа. Верующий совершает ангельскую работу – прославляет Бога. «Не будешь заниматься обычными твоими делами», т.е. ты не должен осквернить этот день совершением каких-либо мирских дел. «Угождать твоей прихоти», т.е. угождать пожеланиям своей плоти. «Пустословить», т.е. употреблять не подходящие для этого дня, пустые слова, вести разговоры о мирских делах.
Если день Господень нужно соблюдать в святости, то это порицает тех, кто вместо того, чтобы святить, оскверняет его. Они берут время, которое предназначено для Бога, и тратят его на себя. Бог отделил этот день для поклонения Себе, а они делают его обычным. Многие оскверняют этот день тем, что в безделье проводят его дома, идут на базар, ведут пустые разговоры, наносят визиты и развлекаются. Израильскому народу запрещалось собирать манну в Субботу, несомненно, и нам запрещается развлекаться в день Господень. Когда один из евнухов царя Дария увидел Александра Македонского, положившего ноги на стол его господина, он заплакал. На вопрос Александра, почему он плачет, тот ответил, что увидел, как стол, который его господин так высоко ценил, превратился в скамейку для ног. Поэтому и мы можем рыдать, видя, как день, который Бог высоко ценит и благословил, обесценен на наших глазах. Осквернять день Господень – большой грех, это сознательное презрение к Богу, пренебрежение к Его закону. Это открытое неповиновение и вызов Всевышнему. Конечно, Бог не потерпит, чтобы подобное противостояние наглого праха (человека) осталось ненаказанным. Наказать такого человека Он может различными способами. Приведем несколько из них. 1. Духовными наказаниями. Сердце нарушителя дня Господня ожесточится, а совесть его сожжется. Сожженная совесть является клеймом отвержения. 2. Бог наказывает этот грех, позволяя человеку грешить тяжким грехом. 3. Бог может наказать нарушителя дня Господня видимым судом над человеком за этот грех. Божье наказание часто касается и самих людей и их имущества. Приведем один пример из Англии. В то время как один человек вез купленное зерно в свой амбар в этот день, и дом и амбар этого человека были поглощены огнем с небес. Другой пример, свидетелем которого был я сам. В закарпатской реформатской церкви шло богослужебное собрание в жаркий летний день. Из-за жары дверь церкви была открыта. К двери подъехал тракторист и со своим трактором там грохотал, пока шло собрание. В понедельник он свалился с трактора и умер. На болезнь он не жаловался.
Мы можем убедиться в необходимости святить этот день. Но не только мы сами должны исполнять это повеление, но и следить, чтобы все, находящиеся под нашей опекой, не нарушали его: «ни сын твой, ни дочь твоя, …». Т.е. если в твоей руке власть, и ты являешься родителем или хозяином фирмы, то ты должен заботиться не только о себе. Кто находится под твоей ответственностью, тоже должны святить этот день. Виновны будут перед Богом те начальствующие и отцы семейств, которые заботятся лишь о том, чтобы их подчиненные служили им, но безразличны к тому, как те служат Богу. Виновны будут те из них, которых не волнует то, что их подчиненные не используют этот день для поклонения Богу. Т.о., мы обязаны заботиться не только о своей собственной душе, но и о тех душах, которые вверены нам. Следите, чтобы находящиеся под вашей ответственностью святили день Господень.
Вернемся к стиху Ис.58.14. Задумаемся о великих благословениях, которые Бог обещал соблюдающим этот день. Во-первых – обетование радости – «будешь иметь радость в Господе». Радоваться в Господе – это и обязанность и награда. В данном тексте это награда. Расширим слова Господа: «Если ты будешь добросовестно соблюдать Мой день, то Я дам то, что наполнит тебя радостью. Я дам тебе такое внутреннее утешение, которое полностью удовлетворит тебя. И поток радости переполнит твою душу». В стихе 14 мы находим и обетование почестей – «Я возведу тебя на высоты земли». Богословы этот отрывок толкуют: «Я воздам тебе почести». Слова «дам вкусить тебе наследие Иакова» следует понимать так: «Я буду кормить тебя всей восхитительной пищей Ханаана (земной пищей), а потом перенесу на небеса». Еще одно обетование находим немного раньше у пророка Исаии: Ис.56.2 «Блажен муж, который … хранит субботу от осквернения», т.е. он обладает устойчивым счастьем. Ему сопутствует счастье, благословенно будет его имя, имущество, душа и потомство. Так сказано в Библии.
Боже! Просим, дай нам осознать, что чем более святы будем мы в Твой день, тем более святы будем на протяжении всей следующей недели. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что дал нам день в неделе для поклонения Тебе, для святого отдыха. Благодарим, что седьмой день не только учрежден Тобой, но и принадлежит Тебе. Дай нам всегда помнить, что никто никогда не проиграет от того, что служит Тебе. Дай нам помнить и то, что мы весь день Господень должны соблюдать и соблюдать в святости. Ибо Ты благословил весь этот день. Помнить, что на хозяина дома, фирмы и т.п. возлагается забота, чтобы в этот день не только он сам служил Господу, но и весь дом его. И мы, все верующие должны заботиться не только о своей душе, но и о тех душах, которые вверены нам. Мы благодарим, что в воскресный день Ты наполняешь наше ухо Своим словом, а сердце – Своей благодатью. Просим, дай нам осознать, что чем более святы будем мы в Твой день, тем более святы будем на протяжении всей следующей недели. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.