ПРОПОВЕДИ
Величие Иисуса Христа
(на 4-е воскресенье Адвента)
Евр.2.9 «за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус».
После того, как апостол показал личное превосходство Христа над ангелами, он развивает эту тему дальше. Он предлагает нам видеть в воскресении Христовом великую славу и честь. Выражение « за претерпение смерти» означает, что Христос, претерпя смерть на кресте, был возвышен до воспринятой Им славы. Подобно тому, как учит ап. Павел в стихе из Флп.2.8 «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». Не в том смысле, что Христос приобрел нечто для Себя лично, как воображают некоторые. Они полагают, что в начале Христос заслужил вечную жизнь Себе, а потом уже и нам. Но это в принципе невозможно, т.к. Он есть Бог, пребывающий вечно. Здесь означается лишь средство достижения славы. Бог немного унизил Христа перед ангелами, когда Он стал человеком, чтобы пострадать и смирить Себя до смерти. Но Бог увенчал человеческую природу Христа славою и честью, и это проявилось в совершенной святости Его; в том, что Он имел Духа Святого без меры; в непостижимом союзе человеческой и божественной природы во втором Лице Пресвятой Троицы; в полноте Божества, обитающей в Нем телесно. В нашем эпиграфе сказано о том, что в награду за претерпение смерти Он был увенчан славою и честью – был вознесен до высшего звания в небесах и получил абсолютную власть над всем. Т.е. Христос был увенчан славою и в том смысле, что перед Ним преклонилось всякое колено. Итак, исходя из целевой причины, можно заключить, что в Его руках находится всё творение.
В главе 1 Послания к евреям проводится сравнение между славой Христа и славой наивысших творений – ангелов. Предпочтение вполне справедливо отдается Господу Иисусу Христу и ясно доказывается, что оно действительно принадлежит Ему. Прочитаем только стихи Евр.1.2-3 «В последние дни эти говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил. Который, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте». Автор послания хочет внушить нам уважение к личности Христа. Поскольку Отец покорил Ему всё, мы также находимся под Его властью. Одновременно автор показывает, что вне Христа нет никакого духовного блага, поскольку Он – вселенский Наследник. Евр.1.2 «говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего». Отсюда следует: мы, люди, лишены всяческих духовных благ, если нас не обогатит Христос. Эта честь властвовать над всем по праву принадлежит Ему, ибо через Него сотворено всё. Мир сотворен через Него («через Которого и веки сотворил») постольку, поскольку Он есть Отчая премудрость. Отсюда выводится вечность Иисуса Христа. Ему надлежало существовать еще до того, как через Него сотворился мир. Если же спрашивается о длительности Его существования, то для Него нельзя указать никакого начала. И власть Христову не умаляет то, что мир назван здесь сотворенным не Им, а через Него, словно не Он его сотворил. Вполне обычная форма выражения состоит в том, что Творцом зовется Бог Отец. В иных местах находим другое изложение: Кол.1.16 «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на Земле, видимое и невидимое». Иногда личностное различие означается так, как оно существует в Самом Боге, между Богом Отцом и Богом Сыном. Значит, единство сущности приводит к тому, что всё сущностное в Боге принадлежит и Отцу и Сыну. И всё, относящееся к Богу в простом смысле, обще для Них Обоих. Однако это не мешает каждому Лицу Пресвятой Троицы иметь присущее Ему свойство.
«Последние дни сии» – это дни евангельского откровения. Некогда Бог открывался в природе, потом через патриархов и пророков, в том числе и через Моисея. Но наиболее ясное откровение мы получили в Иисусе Христе. А теперь мы должны ожидать не новых откровений, а большей меры Духа Святого, Который поможет нам лучше понять уже полученное нами. Итак, превосходство евангельского откровения является в следующем: 1. Это окончательное, завершающее откровение, данное в последние дни божественного откровения. К нему ничего более не должно добавляться, но канон Священного Писания должен быть установлен и запечатлен. Поэтому люди не должны ожидать новых откровений, но должны радоваться полноте откровения Божьей воли. 2. Это есть откровение, данное Богом через Своего Сына, самого превосходного из всех посланников, какие когда-либо были посылаемы Богом в наш мир.
Имя «Наследник» приписывается Христу как явленному в плоти. Он воспринял это наследие, т.к., сделавшись человеком, облекся в одинаковую с нами природу. Причем с целью вернуть нам то, что мы успели утратить в Адаме. Бог в начале поставил человека как бы Собственным сыном, наследником принадлежащих Ему благ. Но первый человек, отпав от Бога посредством грехопадения, лишил себя и свое потомство благословения Божия вместе со всеми сопутствующими благами. Т.о., мы тогда по праву начинаем наслаждаться божественными щедротами, когда Христос, будучи наследником всего, принимает нас в Свое общение. Ибо Он для того Наследник, чтобы обогатить нас собственным достоянием. И автор послания, украшая Его этим титулом, дает нам понять, что без Христа мы лишены всяческих духовных благ. Итак, мы должны покоряться Христу, поскольку даны Ему от Отца. Он словом силы Своей держит весь мир, хранит его от разрушения. Бремя всего творения лежит на Нем. Он поддерживает весь мир в целом и все его отдельные части. Никто из древних служителей Божьих не выполнял такую задачу, как Он, никто из них не был способен к этому.
Выражение «Который, будучи сияние славы и образ ипостаси Его» частично относится к божественной сущности Христа, а частично к Нему же, облеченному в нашу плоть. Это возвышенное и величественное описание славного Спасителя, Его личного превосходства. Он есть Сын Божий, единородный Сын Бога. И как таковой, имеет одинаковую с Ним природу. Личность Христа есть слава Бога Отца, сияющая с истинно божественным великолепием. То, что Он назван сиянием славы и образом ипостаси, присуще Его Божеству. Это сказано для прославления достоинства Христа. Оба выражения надо понимать в переносном смысле. Поэтому нет повода для утонченных рассуждений о том, как Сын, имеющий одну сущность с Отцом, одновременно является сиянием, проистекающим из Отчего света. Этим нам дается понять, что именно надо искать во Христе, и какую пользу Он нам приносит. Мы должны найти употребление приведенному здесь восхвалению Христа в том смысле, в каком оно имеет отношение к нам. Итак, когда ты слышишь, что Сын есть сияние славы Бога Отца, думай про себя так: слава Бога Отца невидима для тебя, пока не воссияет во Христе. И величие Отца остается сокрытым, пока не явится как бы запечатленным в образе Сына. Мы должны понимать преследуемой автором послания цели. Ведь он хотел не сообщить о том, каково внутреннее сходство Отца с Сыном, но, согласно уже сказанному, дать плодотворное назидание в вере, чтобы мы знали: Бог является нам не иначе как в лице Иисуса Христа. Мы слепнем в свете Божьем, если Он не блистает в лице Христовом.
То же самое надо думать и о слове «образ». Поскольку Бог Сам по Себе для нас непостижим, образ Его является нам в лице Сына. Нас поучают, что твердо и истинно Бог познается лишь во Христе. Всё, принадлежащее Отцу, отображается в Сыне. И всякий, имеющий Сына, имеет всё, находящееся в Отце. В этом значении православные отцы и используют слово «ипостась».
Рассмотрим фразу «держа всё словом силы Своей». Держать здесь означает сохранять, делать так, чтобы творения пребывали в присущем им состоянии. Автор имеет в виду, что всё исчезнет, если не будет поддерживаться Его силой.
От славы личности Христа автор послания переходит к славе Его благодати. Его земное служение поистине было славным. Великая слава страданий Иисуса Христа состояла в том, что они полностью искупили грехи Его народа: «совершив Собою очищение грехов наших». Заслугой Своей смерти и пролитой крови, т.к. это были Его собственные страдания, Он Собою искупил наш грех. Слава Его личности и природы придали такую ценность Его страданиям, что они были вполне достаточными, чтобы восстановить честь Бога, Кому грехи людей причинили оскорбление. Христу не помогли в деле очищения заповеди Моисеева Закона. Автор, помещая цену и силу очищения в Самом Иисусе Христе, хочет тем самым исключить все прочие средства для вспомоществования.
В конце стиха 3 автор послания переходит от славы страданий Христа к славе Его вознесения: «воссел одесную (престола) величия на высоте». Как Спаситель и Посредник, Он облечен теперь высочайшей честью, властью и полномочиями для блага Своего народа. Теперь Бог Отец всё делает через Него. И через Него же принимает всякое служение Своего народа. Автор дает понять, что спасение, обретенное для нас Христом, не является временным. Из его слов можно понять, что силу Христову не следует преуменьшить от того, что наши плотские глаза Его не видят. Приняв нашу природу и пострадав в ней на Земле, Христос взял ее с Собой на небеса. Там она удостоилась чести быть рядом с Богом, что является наградой Христа за Его уничижение здесь на Земле. Итак, восседание Христово есть не что иное, как Царство, данное Ему от Отца. И власть, о которой упоминает ап. Павел в Послании к филиппийцам: Флп.2.10 «Дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних». Значит, сидеть одесную Отца – то же самое, что править вместо Отца. Слова же «величия» и «на высоте» указывают на то, что Христос сидит на возвышенном престоле, от которого сияет божественное величие. Значит, Христа следует как любить за спасение, так и почитать за указанное здесь величие.
Рука Господа всегда была с проповедниками Евангелия и могущественно действовала в сердцах слушателей. Иисус Христос являл и являет Себя и для служителей и для простых христиан поистине великим и славным. Всё, что мы имеем, мы имеем от Бога как от источника, и во Христе и через Христа как Посредника. 1Кор.1.30,31 «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением; чтоб было, как написано: хвалящийся хвались Господом»». Мы безумны и невежественны в духовных вопросах, при всех наших знаниях, которыми хвалимся. И Иисус Христос стал для нас премудростью. Природа наша греховна, и Он стал для нас освящением, источником нашей духовной жизни. Он освящает нас посредством Духа Святого. Мы были в узах греха и сатаны, и Он стал для нас искуплением, нашим Спасителем и Избавителем. Христос никогда не снимает вины греха без того, чтобы не освободить от власти его. Он сделался для нас праведностью и освящением, чтобы, в конечном счете, стать совершенным искуплением. Т.е. избавить душу нашу от присутствия греха и освободить тело от власти греха. И всё это для того, чтобы «хвалящийся хвались Господом». Божий план спасения смиряет человека и прославляет Бога.
Бог тайной уздой удерживает Своих избранных и не дает им впасть в погибель. Он всегда чудесным образом лелеет в их сердце сколь угодно малые искорки веры, которые затем возжигает новым воздействием Своего Духа. Вспомним явление Господа Иисуса ученикам в присутствии Фомы. Ин.20.28 «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» Фома восклицает от восхищения. Столь краткое восклицание говорит о великой пламенности. Нет сомнения, что он устыдился и воскликнул, осуждая свое прежнее тупоумие. Столь внезапное восклицание показывает, что вера еще не совсем в нем угасла. Из увиденных ран Господа он вывел не только то, что его Учитель жив, но даже больше. Он, познав Христа Господом, тут же возносится выше к Его вечному Божеству.
Если мы живем в этом мире жизнью христианской чистоты и полного посвящения Богу, тогда мы явимся с Ним во славе. Кол.3.4 «Когда же явится Христос, жизнь наша, тогда и вы явитесь с Ним во славе». При втором пришествии Христа нам обещано совершенное блаженство. Он придет прославиться в святых Своих, а для них будет славой явиться вместе с Ним и пребывать с Ним навеки.
Боже, помоги нам стремиться к миру Иисуса Христа и жить выше этого земного мира! Аминь.
пастор З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, помоги нам видеть в страданиях, смерти и воскресении Христовом великую славу и честь. Благодарим Тебя, что Твой любимый Сын смирил Себя, был послушным даже до смерти и смерти крестной. Благодарим, что в награду за претерпение смерти Ты увенчал Его славой и честью – Он был вознесен до высшего звания в небесах и получил абсолютную власть над всем. Дай нам понять, что мы также находимся под Его властью. И что вне Его нет никакого духовного блага. Дай понять и то, что честь властвовать над всем по праву принадлежит Христу, ибо через Него сотворено всё. Дай нам большей меры Святого Духа, чтобы мы могли понять Твои откровения. В том числе и то, что Ты всё делаешь через Сына и через Него же принимаешь всякое служение Своего народа. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.