ПРОПОВЕДИ
Иисус Христос есть единственный Спаситель людей от греха
(на 2-е воскресенье Адвента)
Мф.1.21 «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус,
ибо Он спасет людей Своих от грехов их».
Иисус – это то же самое, что и Иешуа, только с измененным ради соответствия греческому языку окончанием. В Ветхом Завете упоминаются два человека с именем Иешуа: Иешуа, который был вождем израильского народа во время их первого поселения в Ханаане. И Иешуа, который был их первосвященником во время их возвращения из плена. Христос есть наш Иешуа как Вождь нашего спасения и как Первосвященник исповедания нашего. Имя «Спаситель» дано Господу потому, что «Он спасет людей Своих от грехов их». Спасение людей от греха – это особое служение Христа. Он спасает от вины греха, омывая грешников Своей искупительной кровью. Он спасает их от власти греха, поселяя в их сердце Духа Святого, Который освящает. Христос избавляет людей от самого присутствия греха, забирая их из этого мира в Свои обители. Он спасает их и от последствий греха, дав им в последний день прославленные тела. Благословен и свят Христов народ! Он не спасен от печали, страданий и тяжести креста, но он спасен от грехов, от своей вины, он очищен кровью Христа. Ему уготована радостная встреча на небесах. Это – спасение от вечных мук.
Имя Иисус – знамя спасения для погрязших в грехах. Тот, Который есть Царь царей и Господь господствующих, мог бы взять Себе более величественный титул. Но Он не взял. Правители мира зачастую называют себя «Великий, Завоеватель, Грозный и т.п. Сын Божий довольствуется именем Спаситель, поэтому души, жаждущие спасения, могут с дерзновением приблизиться к Богу Отцу через Него. Служение Христа и Его благоволение состоит в том, чтобы являть милость. Имя Иисус дает верующим то, что не могут дать деньги – внутренний покой и внутреннюю радость. Оно дает мир душам и отдых сердцам.
Читая Евангелия, мы находим, что наш Спаситель часто был голоден, жаждал и утомлялся. Это доказывает, что Он принял наше естество, будучи рожденным от девы Марии. Но в то же время на страницах Евангелия мы встречаем Спасителя, Которому подвластны демоны и Которому служат ангелы. Встречаем Спасителя, Который может творить чудеса и видеть все наши чувства и мысли. Также Спасителя, Который позволяет Своим ученикам называть Себя Богом и Который сказал, что «прежде нежели Авраам был, Я есмъ». Таким образом, Христос предстает перед нами как «сущий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим.9.5). Если мы желаем иметь твердое основание для своей веры и надежды, то мы не должны забывать, что наш Спаситель есть Бог. Он, в Чью искупительную кровь мы призваны верить, есть всемогущий Бог. Вся власть на небе и на Земле принадлежит Ему, и никто не может вырвать нас из Его руки. Если мы истинно верим в Иисуса Христа, то нам не о чем волноваться и нечего бояться. Если нас постигнут испытания и страдания, то мы должны вспомнить, что наш Спаситель был человеком. Иисус Христос – и Человек, Который хорошо знает сердце человека, и наши немощи знакомы и не безразличны Ему. Перед Ним можно изливать сердце в молитве с полной уверенностью, что Он понимает Свой народ. Запомним эти истины и напитаем наше сердце с благодарением.
Перед синедрионом ап. Петр тоже свидетельствует о том, что только Христос есть единственный Спаситель людей от греха. Деян.4.11,12 «И нет ни в ком ином спасения. Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Действительно, Иисус Христос стал единственным автором вечной жизни. И это же следует усматривать во всех благодеяниях Божьих: то, что Бог – источник нашего спасения. Кроме того, этими словами ап. Петр также укоряет священников, членов синедриона. Он отрицает, что спасение имеется в ком-либо, кроме Христа, Которого они стремились уничтожить и уничтожили. Он как бы говорит: «Дважды виновны те, кто не только отвергает предложенное Богом спасение, но и хочет его изничтожить, лишая народ его плода и пользы». Хотя казалось, что ап. Петр обращается к глухим, он всё же проповедует благодать Христову, надеясь, что кто-то его услышит. Если же нет, то, по крайней мере, его свидетельство лишит их всякого оправдания. Он говорит, что спасение имеется в одном Христе, поскольку так решил Бог. Под «именем» он разумеет причину или средство, как бы говоря: поскольку спасение есть у одного Бога, Он не хочет сообщать его, если мы просим его не от одного Христа. Говоря же «под небом» апостол по обычаю именует так творение. Суть его слов: во Вселенной одному Христу дана сила и власть спасать. Поскольку мы далеки от Царства Небесного, необходимо, чтобы Господь не только пригласил нас к Себе, но и протянул к нам руку, предъявил спасение, которым нам следует обладать. Так вот, ап. Петр учит, что Бог именно это и сделал во Христе. Христос для того спустился на Землю, чтобы даровать нам спасение. Жертвоприношением Своей смерти Он навсегда примирил с нами Бога Отца, а воскреснув, приобрел для нас вечную жизнь. Он и сейчас Духом Своим присутствует с нами, чтобы помочь нам использовать плод Его вечного искупления. Некоторые, хотя и признают, что спасение находится в одном Боге, всё же измышляют бесчисленные способы его обретения. Петр же направляет нас к одному Христу.
В Гейдельбергском Катехизисе задан вопрос: «Веруют ли в единственного Спасителя Иисуса те, кто ищет счастье и спасение у святых, или в себе самом, или где-либо еще?» И дан такой ответ: «Нет. Потому что, даже если они и славят Его на словах, на деле они отрекаются от Него как единственного Спасителя Иисуса. Ибо одно из двух истинно: либо Иисус не совершенный Спаситель, либо те, кто истинной верой обретает этого Спасителя, обладают в Нем всем необходимым для спасения».
В своем Первом послании к коринфянам ап. Павел рассуждает об их ссорах и разногласиях. И пишет: 1Кор.1.13 «Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас?» Существует только один Спаситель. Вы посвятили себя на служение Ему и сделались Его учениками. Служители, какими бы они хорошими ни были для вас, не должны заменять Христа. Не должны присваивать себе власть Его или поощрять что-либо такое в народе Божьем, что выглядело бы подобно передаче им Его власти. Каким бы счастьем было для церквей, если бы ничье имя не вызывало разделений между ними, как не разделяется Христос!
В своем Первом послании ап. Петр пишет и о причине, почему Иисус Христос стал нашим единственным Спасителем. 1Пет.2.24 «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды; ранами Его мы исцелились». Христос в Своих страданиях был обременен нашими грехами как взявший на Себя обязательство удалить их Своей жертвой. Вспомним слова ангела: «Он спасет людей Своих от грехов их». Он понес наказание за них и тем самым удовлетворил божественную справедливость. Он взял наши грехи и удалил их от нас. Агнец Божий (одно из имен Христа) сначала вознес на крест наши грехи Телом Своим, и таким образом взял грех мира на Себя. Он был избит и распят, и ранами Его мы исцелились. Запомним, что Он понес грехи всех Своих людей и их искупил Своей смертью на кресте. Поэтому ни один человек не может со всей уверенностью полагаться на Христа как понесшего его грех и искупившего его вину, до тех пор, пока он не умрет для греха, и не будет жить для праведности. «Дабы мы … жили для правды».
Есть две веры в христианстве. Первая из них «верой» только называется. Речь идет о внешних ее проявлениях при отсутствии веры в живого Бога. Но есть и другая вера, которая меняет жизни и судьбы людей. Суть ее – сознательное подчинение распятому и воскресшему Спасителю, тесное общение между нами: прощенным грешником и милостивым Богом. Не завязли ли вы в пустых ритуалах религии? Если да, то вы остались в грехах ваших.
Христиане утверждают, что Господь Иисус – единственный путь к Богу. Утверждают не потому, что вера их слепа, а потому, что они верят в истину. Они верят тому, что сказал Христос, что только Он есть истинный и живой путь к Богу. Ин.14.6 «Я есмъ путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Смысл этого предложения следующий: всякий, имеющий Христа, ни в чем духовном не будет терпеть недостатка. Наш путь на небеса с Него надо начинать, через Него идти и Им заканчивать. Т.к. Христос – путь, немощным и неученым не следует жаловаться на Его отсутствие. Поскольку Христос истина и жизнь, Он имеет в Себе всё, что удовлетворит даже совершеннейших. Считаем, что истина разумеется здесь как спасительная и небесная мудрость, а путь – ее начатки и первые шаги. Многие правильно считают, что блаженство человека находится в одном лишь Боге. Но некоторые ошибаются в том, что ищут Бога вне Христа и, тем самым, лишают Его истинной и несомненной божественности. Христос потому является путем, что приводит нас к Отцу. Он потому является истиной и жизнью, что в Нем мы получаем Самого Бога Отца, а у Бога Отца находится источник жизни. Поэтому всякое богословие вне Христа не только глупо и напрасно, но, воистину, безумно, ложно и преступно. Тем не менее, многие отмахиваются от Христа-Спасителя, говоря примерно так: «Верьте себе на здоровье в своего Христа, но у вас свой путь к Богу, а у меня свой». Но от таких утверждений Христос камня на камне не оставляет. Он многократно говорит, что есть только одна лестница на небо – это Он. И если Господь Иисус прав, а Он прав, то об этом надо задумываться всем. И выбора тут в принципе нет. Христос не кандидат в Спасителя мира, за Которого можно проголосовать, а можно и нет. Он единственный Спаситель людей от греха.
По поводу стремления оправдываться частично и законом, ап. Павел говорит галатам следующее: Гал.5.4 «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати». Расширим слова апостола: «Если вы ищете часть праведности в делах закона, Христос для вас ничто, и вы отчуждены от Его благодати». Ведь галаты не настолько оглупели, чтобы думать, будто они оправдываются одним только соблюдением закона. Они лишь смешивали Христа с законом. Иначе напрасно пугал бы их ап. Павел своими угрозами. Фактически, они делали Христа маломощным и в ничто ставили Его благодать. Итак, мы видим, что даже малую часть праведности нельзя искать в законе, в своих делах без того, чтобы одновременно не отречься от Христа и Его благодати.
В главе 6 Евангелия от Иоанна Господь Иисус свидетельствует, что намерение Бога Отца заключается в том, чтобы избранные получили в Сыне надежное спасение. Ин.6.39 «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день». Отсюда также следует, что отвержены все, кто не преуспевает в учении Евангелия. Поэтому, если мы видим, что многие отпадают к собственной погибели, то не должны впадать в отчаяние. Ведь эти люди добровольно навлекли на себя зло. Для нас достаточно, что Христос способен привести к спасению избранных. Т.е. Он не позволит их погубить или похитить у Себя. Этим Он хочет сказать, что не на один день поставлен Он стражем нашего спасения, но будет до последнего заботиться о нас. Он как бы вытаскивает нас из болота греха и провожает до Своего Царства, Царства вечного блаженства. Здесь Он говорит о последнем воскресении. И это обетование крайне необходимо для несчастных страждущих, обуреваемых плотской немощью. Итак, будем твердо убеждены в том, что Христос протягивает нам руку и никогда не бросит нас в середине пути.
Боже! Дай нам всегда помнить слова нашего единственного Спасителя: Ин.6 37 «приходящего ко Мне не изгоню вон». Аминь.
пастор З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты дал нам Спасителя от греха, Который спасает нас от власти и от вины греха. Благодарим, что Его служение состоит в том, чтобы являть милость. Благодарим, что души, жаждущие спасения, через Него могут с дерзновением приблизиться к Тебе. Благодарим, что имя Иисус дает нам, верующим, то, что не могут дать деньги – внутренний покой и внутреннюю радость. Дай нам верить в Его искупительную кровь и в то, что Он есть Бог. Что вся власть на небе и на Земле принадлежит Ему. И никто не может вырвать нас из Его руки. Верить и в то, что Иисус Христос есть и Человек, и наши немощи знакомы и не безразличны Ему. Дай нам всегда помнить слова нашего единственного Спасителя: «приходящего ко Мне не изгоню вон». Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.