ПРОПОВЕДИ
Не наноси вред самому себе
1Кор.3.16,17 «Разве не знаете, что вы храм Божий,
и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий,
того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы»
Как видно из других частей этого послания (смотри главу 6.13-20), где апостол обсуждает этот же вопрос, среди коринфян были лжеучители, которые не только сами вели распущенный образ жизни, но и другим преподавали безнравственное учение. Такие учения нельзя рассматривать как солому или сено, каковые сгорят при испытании. Рассмотрим этот вопрос более подробно. В стихах 13-15 этой же главы апостол говорит о том, какой фундамент заложил для своих трудов среди коринфян – Иисуса Христа. На этом основании строят все верные служители Христа. Учение о нашем Спасителе и Его посредничестве – это главная доктрина христианства. Но существуют две категории проповедников среди тех, которые держатся этого основания. Одни строят на этом основании «из золота, серебра, драгоценных камней», т.е. принимают и распространяют истины Евангелия. Другие строят на этом основании из «дерева, сена, соломы». Т.е. хотя и держатся этого основания, но во многом уклоняются от духа Христова. Его учение и заповеди заменяют своими собственными фантазиями и изобретениями. Придет время, когда обнаружится, что построил человек на этом основании. Огонь обнаружит, что это дерево, сено и солома, не выдерживающие испытания огнем. Каждое дело обнаружится и для самого учителя и для тех, кого он ввел в заблуждение. В данном случае нельзя ждать, пока грядущие испытания покажут истинность того или иного учения, т.к. эти лжеучителя оскверняют и разоряют Церковь. Церковь, которая созидается для Бога, посвящена Ему и поэтому должна сохраняться в чистоте и святости. Тот, кто распространяет ложные принципы, наносит вред и себе и другим, его поступки приводят к разрушению Церкви, поэтому вынуждает Бога покарать его.
Слова «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет вас?» могут относиться к коринфской церкви в целом и к каждому отдельному верующему. Христианская Церковь – это храм Божий. Он обитает в ней Своим Святым Духом. И каждый истинный христианин – живой храм живого Бога. Еф.2. 20,21 «Бывши утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, … на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом». Слава Божия обитала в иудейском храме в виде облака как залога Его присутствия среди народа. Так и Христос Духом Своим живет во всех истинно верующих. Храм был посвящен Богу, отделен для использования только в святых целях, для непосредственного служения Богу. Так и христиане отделены от всего нечистого для Бога, они посвящены для служения Ему. Это достаточный аргумент против плотских похотей и учений, открывающих им дорогу. Если мы храм Божий, то должны избегать всего, что разделяет нас с Ним, что развращает и оскверняет нас и делает непригодными для Его употребления. Прислушиваться мы не должны к учениям и учителям, соблазняющим нас на это. Христиане называются святыми, и должны быть действительно чисты и непорочны как в сердце, так и в поведении. Они должны отвергать всё, что оскверняет храм Божий.
Христиане должны быть очень осторожны, чтобы не зайти слишком далеко в следовании принципу свободы и не оказаться рабами либо коварного обманщика, либо плотских наклонностей. Читаем один из аргументов в пользу сказанного. 1Кор.6.19,20 «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии». Тот, кто соединен с Христом через веру, есть один дух с Ним. Он отдался Ему, посвятил и отделил себя для Его использования. Поэтому Его Святой Дух владеет им, занимает его и обитает в нем. Это как нельзя более точное определение храма – места, где пребывает Бог и которое посвящено для служения Ему. Такими храмами Духа Святого являются истинные христиане. Мы приобретены Богом Иисусом Христом и для Него высокой ценой. Неужели мы будем осквернять Его храм. Храм Святого Духа должен оставаться святым. Наши тела должны сохраняться как личная собственность Святого Духа, в состоянии пригодности для Его употребления и Его пребывания в них. Ап. Павел приводит наш долг «прославлять Бога и в телах наших и в душах наших». Бог сотворил тело и душу человека и искупил то и другое. Они должны храниться как сосуды, предназначенные для употребления нашим Господом. Мы должны смотреть на себя как на святыню Божию. Тело и душа должны сохраняться чистыми, чтобы Бог мог прославляться через них. Если же тело или душа оскверняются грехом, то Бог бесславится. Поэтому избегайте всякого греха, чтобы не наносить себе духовный вред. Используйте свое тело для славы и служения Богу и Творцу.
Добровольно наносят вред своей душе те, кто предается своим похотям. О таких пишет ап. Павел: Еф.4.19 «Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытностью». Не сознавая своего греха и опасности своего положения, они предались распутству. Предавшись скверным похотям и позволив им господствовать над собой, они стали жалкими рабами греха и сатаны. Всякая нечистота, в том числе самые противоестественные и чудовищные грехи стали для них обычным делом, они делают их с ненасытностью. Если люди настроили свое сердце на удовлетворение своих похотей, то что можно ожидать от них, кроме самого отвратительного распутства? Разве таковые не убивают собственную душу? Ради капли удовольствия таким людям придется испить море гнева. Пусть служители или другие верующие говорят им об их грехах.
Добровольно убивают свою душу те, кто избегает средства, чтобы спасти ее. Они ходят в театры, на вечеринки, в ночные клубы, но не направляют свои ноги в дом Божий, чтобы услышать спасительное Слово Божье. Они являются самоубийцами в такой же степени, как и те, кто, имея средства для исцеления, предпочитает умереть.
Добровольно убивают свою душу те, кто принимает лживые предубеждения против религии, словно она требует такой строгости и аскетизма, что всю жизнь им придется находиться в подавленном состоянии. И, подобно отшельникам, заглушать все свои радости слезами. Это клевета дьявола, направленная против христианской веры, ибо только в вере во Христа можно обрести истинную радость. Рим.15.13 «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою». Нет меда такого сладкого, как тот, что исходит из обетования Божьего. Некоторые люди безрассудно принимают предубеждения против христианской религии. Они решают лучше не попасть на небеса, чем пройти тесными вратами. Об этом предубеждении мы ответим словами ап. Павла, предназначенными волхву Елиму: Деян.13.10 «О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын дьявола, враг всякой правды! Сколько душ ты подвел под проклятие!»
Добровольно убивают свою душу те, которые сами не являются благочестивыми и препятствуют в благочестии другим. Вспомним слова Господа, сказанные книжникам и фарисеям. Мф.23.13 «Сами не входите (в Царство Небесное) и хотящих войти не допускаете». Это в основном те, кто преследует других за их веру. Они оставляют без наказания пьяные сборища, но если же люди встречаются, чтобы послужить Богу, то таковые используют всю свою энергию, чтобы воспрепятствовать этому. Остерегайтесь убийства собственной души!
Одним из аргументов в пользу того, что христиане не могут наносить вред самому себе, является то, что мы – члены Христовы. 1Кор.6.15 «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» Если душа верой соединена с Христом, то весь человек становится членом Его тела. Тело, так же как и душа, соединено с Христом. Разве допустимо в таком случае наносить вред (духовный или физический) самому себе? До сих пор говорили о духовном вреде. Но христианин не должен вредить и своему собственному телу. Человек может быть виновен в нанесении вреда себе, во-первых, косвенно и непроизвольно, либо, во-вторых, непосредственно и умышленно.
Косвенно или непроизвольно может человек наносить вред самому себе, когда он подвергает себя опасности, которой мог бы избежать. В Своем Законе Бог повелел прокаженным держать свой рот закрытым, чтобы другие не заразились (Лев.13.4). Если же человек настолько самонадеян, что подходит к прокаженному и в результате этого заражается проказой, то он может поблагодарить себя за свое заболевание этой заразной болезнью. Человек виновен в нанесении вреда себе, если он пренебрегает средствами для сохранения здоровья. Напр., если, будучи больным, не пользуется необходимыми лекарствами или средствами лечения. Бог повелел царю Езекии: Ис.38.21 «Пусть принесут пласт смокв и обложат им нарыв». Если бы Езекия не сделал этого, то стал бы причиной собственной смерти. Как много людей скорбят до смерти из-за того, что Бог забрал кого-то из близких. Этим человек усопшему не поможет, зато себе часто наносит существенный вред. Человек наносит себе вред из-за неумеренности в еде. Многие копают себе могилу собственными зубами, собственным ртом. Несомненно, человек наносит вред своему здоровью курением, потреблением наркотиков, чрезмерным потреблением спиртного. Мучительную язву вызывает в человеке зависть. Зависть – недовольство из-за благополучия другого человека. Завистливый человек больше огорчается из-за процветания другого, чем из-за своих собственных бедствий. Он смеется лишь тогда, когда кто-то рыдает. Киприан называет ее тайной раной, которая больше всего мучит человека. Прит. 14.30 «Зависть – гниль для костей». Она для тела то же, что моль – для одежды, которая пожирает и уничтожает красоту. Поэтому, думая навредить другим, завистники губят самих себя. Т.о., человек, косвенно наносящий вред себе, не хранит свое тело для служения Богу.
Человек может быть виновен в нанесении вреда себе непосредственно и умышленно. Самым ярким выражением этого является самоубийство. Это самое чудовищное и варварское убийство. Безжалостно убивая себя, человек обагряет свои руки собственной кровью. Грех самоубийства нарушает и Закон Бога, и закон природы. Самоубийцы хуже жестоких животных, которые разрывают на части один другого, но не самих себя. Бог поместил душу в тело, как в тюрьму, поэтому, вламываясь в эту узницу прежде, чем Бог открывает дверь, мы совершаем тяжкий грех. Коротко характеризуем тех, кто убивает собственную душу. Добровольными убийцами собственной души являются те, кто безразличны к Богу и будущему этого мира, чьи чувства умерли. Они не верят в Бога и смеются над адом. Т.о., до убийства своего тела они уже отправляют свою душу в ад.
Возникает вопрос: что делать, чтобы не наносить вред самому себе? Ответ прост: помнить слова Господа и жить соответственно. Ап. Павел пишет: 1Фес.4.7 «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости». Закон Божий запрещает всякую нечистоту, Евангелие призывает нас от нечистоты к святости. Неуважение к Божьему Закону и Евангелию – это неуважение к Самому Богу. Некоторые могут легкомысленно относиться к требованиям чистоты и святости. Но апостол хочет, чтобы все знали, что это заповеди Божии.
Боже! Просим, помоги нам жить по заповедям Твоим, не наносить вред ни душе нашей, ни телу нашему! Аминь.
пастор З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Через Библию Ты многократно говоришь нам о том, что Церковь, которая созидается для Тебя и посвящена Тебе, должна сохраняться в чистоте и святости. В Библии также сказано о том, что каждый истинный христианин – живой храм живого Бога. Т.к. мы храм Божий, просим, помоги нам избегать всего, что разделяет нас с Тобой. Помоги сохранить нашу душу и наше тело в святости и чистоте, быть чистыми и непорочными как в сердце, так и в поведении. Дай нам понять, что тот, кто соединен с Христом, есть один дух с Ним. Просим, помоги нам не наносить себе грехом ни духовный, ни телесный вред. Просим, помоги нам не предаваться скверным похотям, не стать жалкими рабами греха и сатаны. Помоги нам отвергать лживые предубеждения против религии, способствовать в благочестии другим. Избавь нас от зависти. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.