ПРОПОВЕДИ
Не наносить вреда другому человеку
Мф.7.12 «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди,
так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки».
С этих слов начинается заключительная часть Нагорной проповеди Иисуса Христа. Господь полагает общий принцип взаимоотношений между людьми. Мы должны поступать с людьми так, как бы мы хотели, чтобы люди поступали с нами. Здесь не сказано о том, чтобы мы поступали с окружающими так, как они поступают с нами, потому что в основу такого повеления положен эгоизм, и язычество служит его идеологией. Нам надлежит поступать с людьми по-христиански, в соответствии с учением Иисуса Христа. Оно не просто запрещает всякую мелочную злобу и раздражительность, обман и хитрость – оно много шире. Общий принцип, данный Господом, делает ненужным множество мелких правил поведения в той или иной ситуации. С его помощью каждый может узнать, что он обязан делать. Если мне не нравится, как ко мне относится мой ближний, тогда мне следует запомнить, как он ко мне относится, и не относиться так же к другому человеку. А есть ли в его отношении ко мне что-либо приятное для меня? Если да, то почему бы и мне не поступать с другими также. Сколько запутанных ситуаций удалось бы избежать, если бы люди придерживались этого принципа.
Христос пришел, чтобы научить нас не только тому, что мы должны знать и во что должны верить. Но и тому, что мы должны делать, не только по отношению к Богу, но также и по отношению к людям. И не только по отношению к нашим собратьям и сторонникам, но ко всем людям вообще, с кем мы имеем дело. Мы не должны делать другим зла, которое они сделали нам или которое они хотели бы сделать, если бы это было в их силах. Также не можем мы делать другим людям того, что сами, как думаем, перенесли бы спокойно, если бы это сделали нам; но должны делать им то добро, которое хотели бы видеть от них. Мы должны делать нашему ближнему то, что сами считаем добрым и разумным. Мы должны поставить других людей на один уровень с собой и считать, что мы им обязаны как минимум столько, сколько они обязаны нам. Имея дело с людьми, мы должны поставить себя в те же условия, представить себя в той же конкретной ситуации, в которой находятся они, и поступать соответственно этому. Довод, подтверждающий данное правило: «Ибо в этом закон и пророки». Всё, что сказано в Законе о нашем долге перед ближними (а сказано немало), можно свести к этому правилу. Т.о., мы не должны наносить вреда другому человеку.
Наносить вреда другому человеку мы можем различными способами. Приведем несколько из них. 1. Мы не должны наносить вред имени другого человека. Мы наносим вред имени другого, когда клевещем и злословим о нем. Давид жаловался Богу: Пс.34.11 «Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня». Когда царь Саул хотел обвинить Давида в государственной измене, чтобы объявить его вне закона, то, возможно, он делал это, соблюдая видимость законного обвинения. Полагаем, что он представил лжесвидетелей, которые поклялись, что слышали некоторые предательские слова Давида. Давид не имел возможности присутствовать на этом судилище, чтобы оправдать себя. И тогда Саул вынес обвинительный приговор, объявив его предателем. На это псалмопевец Давид жалуется как на величайший пример несправедливости. Обратим внимание на то, порой насколько честь, имущество, свобода и жизнь даже наилучшего человека в нашем мире зависит от милости наихудших людей. Поэтому у нас есть повод с благодарностью признать, что Бог управляет совестью даже плохих людей, и благодаря этому нам не сделано большее зло. Данный пример зла, причиненного Давиду, ярко проявился и в Сыне Давидовом Иисусе Христе, против Которого также восстали лжесвидетели. Поэтому, если нас будут призывать к ответу в ситуации, когда мы невиновны, не будем удивляться, словно с нами приключилось нечто новое.
2. Мы не должны наносить вред телу другого человека. Жизнь человека драгоценна, и Бог утвердил 6-ю заповедь «Не убивай» как ограду, чтобы ее сохранить. Во времена Ветхого Завета человек, убив другого неумышленно, мог найти себе убежище (были города-убежища). Если же он убивал намеренно, то, даже спасаясь в храме (в святилище), святость места не защищала его. Божье повеление звучит так: Исх.21.14 «А если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть». Заповедь «Не убивай» запрещает все грехи и обстоятельства, которые могут привести к убийству. К таким относится гнев. Гнев кипит в венах человека, и часто приводит к убийству. Но не только это. В Своей Нагорной проповеди Господь Иисус говорит: Мф.5.21, 22 «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему «рака» (пустой человек), подлежит синедриону (верховное судилище); а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной». В этих стихах Господь учит, что Евангелие усиливает и возвеличивает Закон. Он показывает, что распространяется Закон и на духовную жизнь, что Бог испытывает сердце человека. Многие думают, что они не нарушили 6-ю заповедь, т.к. никого в буквальном смысле слова не убили. Однако Господь говорит, что требования данной заповеди должны пониматься более широко. Она осуждает любую вспышку гнева, особенно если эта вспышка ничем не спровоцирована. Т.о., можно никого не убив, быть виноватым в нарушении 6-й заповеди. Была фундаментальная ошибка иудейских учителей, считавших, что божественный Закон запрещает только греховный акт, но не греховное помышление. Другая их ошибка заключалась в том, что они считали, что это был только государственный и общественный закон, данный для них. И что он предназначался только для судов и не более того. Несомненно, что мы будем судимы за гробом согласно словам Господа Иисуса. Поэтому должны руководствоваться именно им в своей земной жизни. Господь говорит, что беспричинный гнев есть убийство. Под «братом» следует понимать любого человека, даже тех, кто ниже нас: детей, подчиненных и т.п. Существуют случаи, в которых гнев законен и может быть оправдан. Но он становится греховным, когда мы гневаемся без причины. Гнев греховен в тех случаях, когда: (1) нет никакого подстрекательства, никакого серьезного повода. Напр., когда мы гневаемся на детей и подчиненных за то, что уже не исправишь, что было сделано по забывчивости или по ошибке, виной которой можем быть мы сами. Когда мы гневаемся по необоснованным подозрениям или из-за мелочных обид, не достойных того, чтобы о них говорить. (2) гнев не имеет никакой доброй цели, а проявляется только с тем, чтобы показать свою власть, удовлетворить грубую страсть, чтобы люди почувствовали наше недовольство. В то время как наш гнев должен привести к пробуждению грешника, к его покаянию, предотвратить его от повторения преступления. (3) наш гнев переходит положенные границы, когда мы безрассудны и упрямы в своем гневе, впадаем в ярость, жестоки. И стараемся причинить вред тем, кто вызвал наше недовольство.
Христос говорит, что оскорблять своего брата словом, называя его пустым человеком или безумным – это значит убивать его с помощью языка. Когда мы с кротостью и с добрым намерением стараемся убедить другого человека в его безрассудстве, это не грех. Ап. Иаков в своем послании употребляет выражение «неосновательный человек», ап. Павел – «безрассудный», и Сам Господь Иисус – «о несмысленные и медлительные сердцем». Но когда осуждающие слова порождаются гневом и внутренней злобой, то это дым от того огня, который воспламеняется от ада, и сам тоже является адским. Итак, злобная клевета и критика – это яд под языком, который убивает тайно, постепенно и незаметно.
Зависть и убийство тесно связаны. Братья Иосифа, видя любовь отца к их младшему брату, которому отец их Иаков подарил разноцветную одежду, позавидовали и сговорились убить его (Быт.37.20). Зависть – это грех, который нарушает обе скрижали: он начинается с недовольства Богом и может закончиться убийством человека, как это было с Каином.
Дабы сильнее поощрить христиан к любви, ап. Иоанн показывает, сколь отвратительна ненависть в глазах Бога. 1Ин.3.15 «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей». Нет никого, кто не ужаснулся бы человекоубийству. Все мы готовы проклясть само его название. Ап. же говорит, что человекоубийцами являются все, ненавидящие братьев. Он выразился жестко, но, однако же, не преувеличил. Ведь тому, кого мы ненавидим, мы желаем погибели. И неважно, если кто-то воздерживается от нанесения вреда собственными руками, Бог осуждает желание нанести вред, как и саму попытку его причинения. Больше того, даже если мы не желаем вредить сами, но хотим, чтобы вред был причинен брату с какой-то другой стороны, мы также являемся человекоубийцами. Значит, апостол называет вещи своими именами, называя ненависть человекоубийством. Тем самым он обличает людскую глупость. Ведь люди, гнушаясь словом «человекоубийство», само его считают сущим пустяком. Почему? Потому что наши чувства заворожены внешней видимостью. Бог же видит внутреннее состояние души. Поэтому, чтобы больше никто не пытался преуменьшить столь великое зло, научимся проверять наши собственные суждения беспристрастным судом Божьим. Полагаем, что под выражением «не имеет жизни, пребывающей в нем», апостол имел в виду обладание внутренним источником вечной жизни.
Бог через Библию запрещает нам мстить самим, как бы сильно нам ни навредили, но оставить то на усмотрение Господа. Рим.12.19 «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Поскольку не легко обуздать тех, кто однажды был уловлен сей страстью, апостол, называя читателей возлюбленными, как бы удерживает их ласковым обращением. Итак, заповедь состоит в том, чтобы за нанесенные обиды мы не мстили и не требовали мщения. И добавляется причина: надо оставить право на мщение Богу, какое право отнимают у Него те, кто сам пытается отомстить. Поэтому, т.к. нечестиво посягать на прерогативу Бога, то не позволено и мстить. Ведь так мы предваряем суд Божий, Который восхотел оставить его за Собой. Одновременно, ап. Павел намекает на то, что Бог будет мстителем за тех, кто терпеливо ожидает Его помощи. Те же, кто сами защищают себя, не оставляют места помощи Божьей. Впрочем, апостол не только запрещает нам осуществить мщение собственной рукой, но и лелеять в сердце своем подобные пожелания. Более того, не всегда следует просить Бога о мщении. Ибо если наши желания исходят из личного чувства, а не из чистой духовной ревности, мы не столько признаем Бога судьей, сколько делаем Его служителем наших превратных вожделений.
3. Мы не должны наносить вред душе другого человека. Это – самый страшный вред, ибо душа носит в себе больше подобия образу Божьему, чем тело. Некоторые наносят вред душе других людей своим плохим примером. Мир следует за примером, особенно за примером великих людей. Мы склонны поступать так же, как люди, окружающие нас, особенно те, кто занимает высокое положение. Некоторые совращают других к греху. Есть служители, которые отравляют души ересью и искажают чистое учение Евангелия. Некоторые вредят душе других, вводя их в плохие сообщества. И делают их последователями дьявола. Как ужасно положение тех, кто имеет не только собственные грехи, но и кровь других на своих руках, за которую придется ответить.
Чтобы не наносить вреда другому человеку, надо помнить повеление Господа Иисуса Мф.19.19 «люби ближнего твоего, как самого себя». Под этим подразумевается, что помышлять о каких-то выгодах и приобретениях для себя за счет других, причиняя им ущерб или вред, является противозаконным.
Боже! Помоги нам помнить Твои заповеди и жить по ним! Аминь.
пастор З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Иисус Христос пришел на нашу Землю и для того, чтобы научить нас, что мы должны делать не только по отношению к Богу, но также и по отношению к людям. Т.е., чтобы мы поступали с окружающими так, как бы мы хотели, чтобы они поступали с нами. Благодарим, что учишь нас делать нашему ближнему то, что сами считаем добрым и разумным. Мы не должны наносить вреда другому человеку. Мы благодарим и за то, что в Библии изложено, как мы можем вредить другим. Просим, помоги нам разобраться со своей злостью, себя в руках держать, удалить из сердца зависть. Помоги нам не согрешать лицемерием, правду говорить и по правде жить. Прежде чем обличать других, посмотреть на себя. Не дай нам помышлять о каких-то выгодах и приобретениях для себя за счет других, причиняя им ущерб или вред. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.