ПРОПОВЕДИ
Только благодатью можем мы спастись
(на 3-е воскресенье Адвента)
Еф.2.8,9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас,
Божий дар. Не от дел, чтобы никто не хвалился».
До этого ап. Павел рассуждал об избрании и незаслуженном призвании. Теперь делает заключение: ефесяне, как и все спасенные, обрели прощение одной лишь верой. Итак, спасение эфесян – дело одного Бога, и притом незаслуженное. Они же приняли эту благодать верой. Апостол отрицает, что Бог нам чем-то обязан. То, что Он спасает – чистая благодать, а не награда или воздаяние. Далее апостол показывает, что предложенное спасение люди принимают из руки Божьей верой. Отсюда он заключает: значит, ничего в этом деле нам не принадлежит. Ведь если со стороны Бога благодать, а мы ничего не вносим, кроме веры, что есть дар Божий, отсюда следует, что спасение не от нас. Разве не должны умолкнуть в данном случае от этого и свободная воля человека и его благие намерения и его заслуги? Если что-то из перечисленного заслуживает похвалу в деле спасения человека, тогда спасение не было бы (как он учит) в похвалу одной лишь благодати. Т.к. со стороны человека апостол видит лишь принятие спасения через веру, он отбрасывает все прочие средства, на которые обычно надеются люди. К Богу вера приводит человека духовно пустым, чтобы наполнить его Христовыми благами. Поэтому апостол добавляет: «и это не от вас», чтобы ефесяне ничего не приписывали себе, а лишь Бога признавали автором своего спасения.
Наша вера, наше обращение и наше вечное спасение не являются продуктами наших природных способностей или каких-либо заслуг с нашей стороны. Апостол утверждает, что всё это – Божий дар. Вместо слов «не от вас» теперь говорится «не от дел». Т.о., апостол ничего не оставляет людям в деле спасения. Здесь он тремя словами охватывает всё то, что долго обсуждал в Посланиях к римлянам и к галатам: праведность приходит к нам только по милосердию Божью. Она предлагается нам во Христе, т.е. через Евангелие. И принимается только верой без заслуги дел. Апостол отбрасывает всю состоящую в делах человеческую «праведность». Обратим внимание на противопоставление здесь Бога и человека, благодати и дел. Мы вынуждены признать: ап. Павел приписывает здесь всю славу за наше спасение божественной благодати. Он исключает человека со всеми его способностями, не только от начала спасения, но и от всего спасения. Дважды глупы те, кто не обращает внимания на слова: «чтобы никто не хвалился». Ибо некоторые находят место для человеческой славы.
Некий «верующий» описал свою духовную жизнь так: «У меня с Богом свои дела. Утром в воскресенье я встаю и наслаждаюсь выходным днем, как мне заблагорассудится. Кружка хорошего кофе, газета, прогулка по окрестностям – вот так я убеждаюсь, что между мною и Творцом всё в порядке». Может показаться привлекательной вера в то, что каждый может по своему личному усмотрению входить в правильные отношения с Богом. Может быть, нам нравится теория личной религии, которую каждый подгоняет по своему вкусу и которая должна обеспечить нам место на небесах. Она как раз в духе нынешних времен всеобщего согласия с правом отдельной личности на персональный выбор. Но вот проблема. В Библии недвусмысленно сказано, что есть только одна возможность обрести спасение – верой в Иисуса Христа. Есть только одна единственная истинная вера. Еф.4.5 «Один Господь, одна вера, одно крещение». Из всего обилия путей, по которым может идти человек, только один ведет в небеса. Наша вера во Христа делает нас частью сообщества верующих, имеющих единую веру, в центре которой наш Спаситель. Безусловно, эта общая для всех детей Божьих вера носит индивидуальный характер. Каждый человек должен уверовать во Христа как своего личного Спасителя от греха. Каждый должен прийти к Богу одним и тем же путем, единственным путем, через веру в Сына Божия Иисуса Христа. Лишь один путь ведет на небеса, имя ему – Иисус Христос.
Все, кто принял Христа как Спасителя, обладают иммунитетом. Этот иммунитет не защищает нас от мирских судов, но хранит от осуждения в веке грядущем. Поэтому сказано в библии: Рим.8.33 «Кто будет обвинять избранных Божьих? Бог оправдывает их». Наш грех имеет последствия, но не лишает нас права попасть на небеса. Как нам реагировать на эту поблажку? Должны ли мы воспринимать прощение, даруемое Христом, позволением вести эгоистичную жизнь? Ответы в Библии однозначны. Приведем один из них: Рим.6.1-2 «Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» Если мы верим тому, что говорится о рабстве греху, то нет. Если мы заботимся о своем теле и разуме, то нет. Если мы думаем о других, то нет. Иммунитет, который дает нам Христос, дан с одной единственной целью: показать, как сильно любит нас Бог. И объяснить, что мы должны жить для Него и всегда Его любить.
Та самая Благая Весть, которая была задумана Пресвятой Троицей в вечности, открылась людям в свое время. Эта Весть была явлена приходом нашего Спасителя Иисуса Христа. 2Тим.1.9,10 «Спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен. Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие». Ап. Павел объясняет Тимофею, почему надо быть в служении ревностным и смелым. Причина кроется в том, что Бог проявляет к нам удивительную благодать. Во-первых, Он спас нас, т.е. освободил от наказания за грех. Он полностью освободил нас от власти греха, а когда-нибудь в будущем освободит от самого присутствия греха (возьмет нас на небеса). Т.о., Он освобождает нас от этого мира и сатаны. Бог не просто освободил нас от зла, но дал нам все духовные благословения во Христе Иисусе. Мы являемся избранными, усыновленными, искупленными Его кровью, прощенными по богатству Его благодати. А также являемся запечатленными Святым Духом, Который есть залог нашего спасения. В добавление к этим священным званиям, у нас есть еще вышнее звание: Флп.3.14 «Стремлюсь к цели, к получению вышнего звания Божия во Христе Иисусе». Полагаем, что это то же самое, что небесное звание. Этот термин приводится в Послании к евреям: Евр.3.1 «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа». Спасение и звание мы обретаем не в соответствии с нашими делами, они даются нам по Божьей благодати. Это значит, что мы их не заслуживаем, поскольку в заслугу нам всегда можно поставить всё прямо противоположное. У некоторых может возникнуть вопрос: «Почему Бог настолько возлюбил безбожных грешных людей, что захотел послать Своего единственного Сына умереть за них?» Или: «Почему Он пошел на такую утрату, решив спасти грешников от ада и привести их к небесам, чтобы те могли быть в вечности с Ним?» На эти и подобные вопросы здесь дается ответ: «По Своему изволению и благодати». Т.о., причина Его действий кроется вовсе не в нас. Искать ее надо у Бога, в Его собственном сердце, полном любви. Благодать Его была дана нам во Христе Иисусе еще до того, как существовал этот мир. Это означает, что еще в вечности Бог составил Свой план спасения. Он решил спасти виновных грешников через заместительный труд Своего любимого Сына. Он решил даровать вечную жизнь всем, кто примет Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя. Итак, то, что мы будем спасены, было спланировано не только до того, как мы родились, но до того, как был создан этот мир. Служа на Земле в человеческом облике, Господь Иисус открыто провозгласил Благую Весть о спасении. Он говорил Своим ученикам, что Ему предстоит умереть, для того, чтобы Он мог спасти грешников. В нашем стихе сказано, что «Он разрушил смерть». Но смерть в этом мире по-прежнему остается неизменным явлением. Здесь говорится о том, что Он лишил смерть ее полноценной власти. До воскресения Христа смерть властвовала над человеком, как жестокий тиран. Страх смерти держал человека в рабстве. Но воскресение Иисуса Христа явилось залогом того, что все, кто полагается на Него, воскреснут из мертвых и больше никогда не умрут. Здесь это подразумевается, когда говорится, что Он разрушил смерть. Он вынул из нее смертоносное жало. Смерть теперь стала для верующих переходом из земной жизни в жизнь небесную. Господь Иисус не только разрушил смерть, но через Благую Весть «явил людям жизнь и нетление». Во времена Ветхого Завета люди имели очень смутное представление о жизни после смерти. Они говорили, что их умершие родные и близкие находятся в Шеоле, что означает некое невидимое состояние умершей души. И хотя в людях жила какая-то надежда на вечную жизнь на небесах, в большинстве своем они не имели о ней ясного представления. После пришествия Христа на Землю мы знаем об этом гораздо больше. Т.о., Христос явил людям не просто жизнь, но и бессмертие, или «нетление», как сказано в этом стихе. Слово «нетление» относится к воскресению тела. Читаем стих из 1Кор.15.53 «тленному сему (телу) надлежит облечься в нетление». Нам сказано, что даже если тело погребено и превращается в прах, с приходом Христа оно воскреснет и превратится в прославленное тело, подобному прославленному телу Самого Господа Иисуса. Святые Ветхого Завета об этом не знали. Нам об этом стало известно через явление Спасителя Иисуса Христа на Земле.
Верующий, т.е. познающий Божью благодать, должен укрепляться в благодати Христом Иисусом. Вспомним стих 2Тим.2.1 «Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом». Укрепляться в благодати Христом Иисусом означает обладать смелостью и той силой, которую дает Его благодать. Это значит верно нести служение Господу, имея ту незаслуженную способность, которая приходит к нам через единение с Ним. Ап. Павел поощряет Тимофея к верности и стойкости в служении. Тот, кто совершает труд для Господа, должен вдохновлять себя и укрепляться для него. Там, где проявляется Божья благодать, должен быть труд по силе благодати. По мере нашего духовного роста нам нужно становиться всё сильнее и сильнее в благодати: наша вера должна быть сильнее, а также мужество нести Евангелие людям и любовь к Богу. Эти слова можно понимать и как противопоставление нашему укреплению в своей собственной силе: «Укрепляйтесь не в уповании на свои собственные силы, а в благодати Христом Иисусом». Сравним со стихом Еф.6.10 «укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его». Когда ап. Петр обещал Господу Иисусу, что готов скорее умереть за Него, чем отречься от Него, то он укреплялся в своей собственной силе. Если бы он укреплялся в благодати Христом, то сохранил бы свою верность. Запомним: благодать находится во Христе, ибо Закон дан через Моисея. Благодать же и истина произошли через Иисуса Христа. В Нем достаточно благодати для каждого из нас. Мы должны укрепляться в этой благодати. Притом мы должны укрепляться не в самих себе, не в своей собственной силе или в благодати, уже полученной нами. Но должны укрепляться в благодати, которая в Иисусе Христе – в этом и состоит путь укрепления в благодати.
Наш долг – передавать другим людям Благую Весть о спасении. Именно так говорит ап. Павел в Посланиях и римлянам и коринфянам. Рим.1.14 «Я должен и эллинам и варварам, мудрецам и невеждам». Пусть же все верующие осознают, что Господь, призвавший их, однажды потребует от них отчета о том, как они исполнили Его поручение. Апостол говорит: «Я должен и эллинам и варварам». Этими двумя именами здесь обозначается весь человеческий род. Поскольку римляне обладали греческой мудростью, эти два народа объединялись под названием «эллинов». Под термином «варварам» он понимает остальных грубых и диких, языческих народов. Об иудеях он не говорит, т.к. он был назначен апостолом язычников. Слова «мудрецам и невеждам» обозначают всех людей, независимо от их образования.
Боже! Дай нам всегда помнить, что даже если мы не в силах воздать Тебе за наше спасение, то мы всё-таки должны выразить свою благодарность. Мы должны рассказать о Спасителе и о спасении другим людям. Ибо это лишь самая малая часть нашей благодарности. Аминь.
пастор З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что есть только одна возможность обрести спасение, ибо мы сами не способны ничего делать для этого. Благодарим, что из всего обилия путей только один ведет в небеса – через Иисуса Христа. Благодарим, что вера в Иисуса Христа делает нас частью сообщества верующих, имеющих единую веру, в центре которой Сам Христос. Просим, Господь, стань нашим Спасителем, прости наши грехи, очисть наше сердце и владей нами до конца времен и в вечности. Управляй нашей жизнью, как наш Господь, руководи нами в принятии решений и во всех наших делах. Дай нам рассказать о Тебе другим. Нам дано знать, что заплачен долг за наши грехи, Господь Иисус всё сделал для нашего спасения. Он оправдал нас и даровал жизнь вечную. Просим, дай нам понять, что мы должны жить для Него и всегда Его любить. Мы прославляем и благодарим Тебя за бесценный дар спасения. Аминь.