ПРОПОВЕДИ
Христос как краеугольный камень
(на 1-е воскресенье Адвента)
Ис.28.16 «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю
в основание на Сионе камень, камень испытанный,
краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный:
верующий в него не постыдится».
Краеугольным камнем называли камень, который клали поверх фундамента и по которому измеряли и приспосабливали весь проект здания.
Во второй главе своего Первого послания ап. Петр дает нам представление об Иисусе Христе как о живом камне. И хотя для своенравного ума или неверующего это сравнение может показаться грубым, однако для иудеев оно должно было выглядеть очень изящным и правильным. Т.к. их религия была тесно связана с величественным храмом, и они хорошо понимали пророческий язык, на котором Мессия назывался камнем (Ис.8.14, 28.16). Приведем отрывок из Послания. 1Пет. 2.6-8 «Ибо сказано в Писании: «вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены». Петр подтверждает сказанное им о Христе как о живом камне цитатой из книги Исаии 28.16. Обратим внимание на способ апостола цитировать Священное Писание: он не указывает название книги, номер главы и стиха, ибо тогда не было такого деления. Как видно из приведенного отрывка, цитируя Священное Писание, апостолы больше придерживались смысла цитируемых слов, чем дословной передачи текста. Истинный смысл Божьего Слова может быть полно и правильно передан и другими словами, а не только словами Писания.
Ниже объясним сущность цитаты «Вот я полагаю в Сионе». А пока запомним следующее: 1. В важных вопросах веры мы должны совершенно полагаться на свидетельство Писания. Христос и Его апостолы апеллировали к Моисею, Давиду и древним пророкам. 2. Какую высокую оценку дает Бог Отец Своему Сыну Иисусу Христу в Священном Писании. Это требует от нас самого серьезного внимания. 3. Поставление Иисуса Христа Главой Церкви – это дело Бога Отца – «Я полагаю в Сионе …». Выдавать римского папу за главу Церкви – это человеческая выдумка и невежественное превозношение. Иисус Христос – вот единственное основание и единственная Глава Церкви Божьей. 4. Христос – это краеугольный камень, положенный Богом Отцом в основание Его духовного дома. Краеугольный камень неразрывно связан со всем строением, он держит его и объединяет. Таким является Христос для Своей святой Церкви, Своего духовного дома. 5. Иисус Христос есть краеугольный камень спасения и поддержки только для тех, кто истинно принадлежит к Его народу: только для Сиона и тех, кто в Сионе (церкви), а не для Его врагов. 6. Истинная вера в Иисуса Христа – это единственный путь, на котором человек может избежать постыжения. Великому постыжению подвергают человека разочарование, грех и суд. Всех их можно избежать верой. Вера имеет средство против каждого из них.
Итак, апостол делает важный вывод. Об Иисусе Христе сказано, что Он является краеугольным камнем. И выводит заключение относительно истинных верующих: «Поэтому для верующих Он драгоценность. Вы, верующие в Него не только не будете постыжены во Христе, но, напротив, будете хвалиться и гордиться Им навсегда». Относительно неверующих он заявляет, что они будут упорно не признавать и отвергать Христа. Но Бог постановил, что именно Он будет главою угла, несмотря на все противодействия. Апостол делает заключение на основании свидетельства пророка Исаии. Величие личности Христа, достоинство Его служения, Его голгофский подвиг, Его безмерная любовь – всё это обязывает верующих высоко почитать Его. Под «неверующими» здесь подразумеваются люди, не поддающиеся убеждению, недоверчивые и не раскаивающиеся в своих грехах. У них могут быть некоторые правильные понятия, но отсутствует твердая вера. «Строители», т.е. первосвященники, книжники и фарисеи отвергли Христа, и народ последовал за своими вождями. Христос стал для них камнем преткновения и соблазна, о котором они преткнулись и повредили сами себе. А Господь Иисус, в свою очередь, упал на них как громадный камень, и покарал их смертью. Мф.21.44 «И тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит». Непокорные претыкаются на Самом Христе и на учении Его. Иудейские религиозные деятели особенно претыкались на незначительности Его внешности и на предложении надеяться только на Него в вопросе оправдания перед Богом. Их невозможно было убедить искать оправдания через веру, они, как и раньше, искали оправдания делами Закона.
Пророк Исаия в главе 28.16 обрушивается на оплакиваемую им злобу народа и говорит: ваше вероломство не помешает Богу восстановить Свою Церковь, ныне лежащую из-за вас в руинах. Он указывает и на способ восстановления: положу в Сионе камень. Отсюда вывод: без Христа нет никакого построения Церкви. Ее можно основывать только на Нем одном, как свидетельствует ап. Павел в 1Кор.3. 11. И не удивительно, ибо во Христе заключаются все стороны нашего спасения. Значит всякий, кто хотя бы на малость от Него отходит, вместо опоры найдет пропасть. Поэтому пророк называет Его не только краеугольным камнем, но и камнем испытания. Так что Христос является краеугольным камнем в том смысле, что представляет собой правило для всей постройки. Но ап. Петр заимствует из слов пророка то, что в наибольшей степени соответствует его замыслу, а именно то, что Он – избранный камень, исполненный почестей и превосходства. Называя Христа краеугольным камнем, апостол хочет сказать, что люди, не уповающие на Него, никак не заботятся о своем спасении. Итак, Христос назван краеугольным камнем потому, что на Него опирается вся тяжесть здания. Он является для нас основанием спасения, поскольку именно для этой цели Его предназначил Отец.
В Послании к ефесянам ап. Павел описывает те великие привилегии, какие получают от Христа как обращенные иудеи, так и обращенные язычники. Еф.2.19-22 «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу. Бывши утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем. На котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом». Ап. Павел говорит ефесянам, что они уже не пришельцы, какими иудеи считали все народы, а члены христианской церкви. И они имеют право на все ее привилегии. Те, которые раньше были мирскими и недостойными сообщества верующих, теперь имеют право на один город с Авраамом, святыми патриархами, пророками, ангелами, даже с Самим Богом. Немаловажна и вторая честь: Бог принял их в Свою семью, ведь Церковь – это семья Божья. Словами «быв утверждены в учении апостолов и пророков» ап. Павел дает нам признак истинной церкви, чтобы мы не заблудились. Ведь здесь кроется самая большая склонность к ошибке. Больше всего претендуют на звание Церкви те, кто льстит себе одним лишь пустым титулом. В стихе 20 Церковь сравнивается со зданием. Апостолы и пророки представляют собой основание этого здания. Они могут быть так названы только в смысле вторичного основания, поскольку первичным основанием, краеугольным камнем является Сам Иисус Христос. Здесь имеется в виду учение, преподанное пророками Ветхого Завета и апостолами Нового. Во Христе встречаются иудеи и язычники, составляя одну Церковь. Все здание Он держит Своей силой. Все верующие, составляющие это здание, соединяясь верой с Христом и христианской любовью – друг с другом, возрастают в святой храм. Они становятся святым обществом, где осуществляется тесное общение между Богом и Его народом, где они поклоняются и служат Богу, а Бог является им. Они возносят Ему духовные жертвы, а Он простирает к ним Свое благоволение и дарует Свои благословения. Т.о., это строение по природе является храмом, святым храмом, ибо Церковь – это место, избранное Богом, чтобы положить на ней Свое имя. И она становится таким храмом посредством Божьей благодати и силы, получаемой через Иисуса Христа. Вселенская Церковь, будучи построена на Христе как на основании и объединена Им как краеугольным камнем, возрастает, чтобы прославиться в Нем как в камне, венчающем всё строение. Обратим внимание на то, что не только вселенская Церковь называется храмом Божьим, но и все поместные церкви. И даже каждый истинный верующий – это живой храм, «жилище Божие Духом». Ныне Бог обитает во всех верующих, они стали храмом Божьим посредством действия Духа Святого. Его пребывание в них в настоящее время является залогом их обитания с Богом в вечности.
В главе 21 Евангелия от Матфея Господь Иисус объясняет рассказанную Им притчу о злых виноградарях. И говорит: Мф.21.42 «неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это – от Господа, и есть дивно в очах ваших?» Цитируемое Христом место – Псалом 117.22,23. Несомненно, они часто читали и пели этот псалом, но не задумывались над его словами. Отвержение строителями камня – это то же самое, что отвержение виноградарями сына хозяина, посланного к ним. Первосвященники и старейшины были строителями, надзирателями над иудейской церковью. Они не хотели в этом строении давать место Христу, не хотели допускать Его учение и Его Закон в свою конституцию. Они отвергли Его, как камень, служащий лишь для преткновения и попирания ногами. Поставление этого камня во главу угла равнозначно представлению виноградника другим виноградарям. Господь Иисус, Кого отвергли иудеи, был принят язычниками. Его власть над евангельской Церковью, Его управление ею в качестве Главы и Его объединяющее действие в ней, всё это соответствует выражению «тот самый сделался главою угла». Во всем этом была рука Божья. Даже отвержение Христа иудейскими строителями произошло по определенному совету и предвидению Божьему. Он допустил это. Удивительно, насколько люди могут быть предубеждены против того, что служит к их собственной пользе.
В главе 4 книги «Деяния» ап. Петр говорит о том, что имя Иисуса, по поручению Которого они (апостолы) действуют, является единственным, могущим спасать людей. Деян.4.11,12 «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения. Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Оставляя в стороне исцеление хромого, ап. Петр переходит к доказательству того, что учением, которое они проповедовали и чудом, которое они совершили, не утверждается какая-то особая секта. А исполняется священное и божественное установление, подчиниться которому и жить в соответствии с принципами которого в высшей степени необходимо всем людям. Вера в это имя и обращение к нему не является чем-то маловажным. Такая вера жизненно необходима всякому человеку. Мы обязаны призывать это имя и верить в целях собственной безопасности. Мы погибнем, если не найдем прибежище в этом имени.
Христос не только краеугольный камень, но зиждитель храма. Евр.9.11 «Христос, Первосвященник будущих благ, пришел с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною». Тело Христово – сама суть храма. Ин.2.21 «А Он говорил о храме Тела Своего». А христиане, составляющие мистическое Тело Христа, есть «живые камни». 1Пет.2.5 «И сами, как живые камни, устройте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом». Апостол свидетельствует, что наше служение угодно Богу. Но никто не может искренне и от души посвятить себя Богу, если твердо не уверится в ненапрасности своего труда.
Боже, помоги нам, детям Твоим, посвятить себя Тебе в качестве духовного храма! Аминь.
пастор З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Сам Господь Иисус Христос является краеугольным камнем Своей Церкви. Ибо только истинная вера в Него есть единственный путь к спасению. Просим, дай нам всегда гордиться Им, единственным Спасителем нашим. Дай нам почитать Его: величие Его личности, достоинство Его служения, Его голгофский подвиг, Его безмерную любовь. Благодарим, что без Христа нет никакого построения Церкви, и что всё здание Он держит Своей силой. Благодарим, что Ты через Иисуса Христа принял нас в Свою семью, в Свою Церковь. Дай нам, всем людям осознать, что вера в Иисуса Христа жизненно необходима всякому человеку. И что человек погибнет, если не найдет прибежище в этом имени. Помоги нам, детям Твоим, посвятить себя Тебе в качестве духовного храма. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.