ПРОПОВЕДИ
Величайший подарок человечеству
(на Рождество)
Мф.2.11 «И, войдя в дом, они (волхвы) увидели ребенка с Марией,
Его матерью. И пав, поклонились Ему и, открыв свои
сокровищницы, преподнесли Ему дары: золото, ладан и смирну».
Здесь мы читали о том, как восточные мудрецы (волхвы) смиренно поклонились новорожденному Царю иудейскому и какие почести они Ему оказали. Как они обратились к Нему, когда нашли Его. Из Иерусалима они пошли в Вифлеем. Но очень странно, что они пошли одни: не было никого, ни из дворца царя Ирода, ни из церкви или города, кто сопровождал бы их, если не из побуждений совести, то хотя бы из уважения к гостям или из любопытства увидеть Царя иудейского (Кого искали волхвы). Мы можем представлять себе, что они ожидали найти царственного Младенца, окруженного почетом, хотя и пренебреженного Своим народом. Но они увидели дом вместо дворца и Его бедную мать, составляющую всю Его свиту. Из прочитанного стиха следует, что эти волхвы были настолько мудры, что не сомневались в том, что именно Он есть Царь иудейский, больше того, Владыка царей земных. Что это Тот, Кто, будучи богат, обнищал ради людей, чтобы стать Спасителем мира. Волхвы увидели в этом Младенце славу всемогущего Бога. Они не думали, что они ошиблись, что их поиски завели их в тупик. Нет, найдя Того, Кого искали, они, во-первых, представили Ему самих себя – пав, поклонились Ему, а потом свои дары. Мы не находим свидетельства в Евангелии о том, что они оказали такую же почесть царю Ироду, хотя тот был на высоте царского положения. Но этому Младенцу воздали честь не только как Царю, но и как Богу.
Постараемся на фактах показать, почему мы смело можем утверждать: в лице Младенца Иисуса человечество получило величайший подарок.
Прочитаем из Послания к евреям о причинах и цели воплощения Христа. Евр.2 14,17 «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, т.е. дьявола. … Посему Он должен был во всем уподобиться братьям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником перед Богом, для умилостивления за грехи народа». Ибо никакая другая, ни более высокая, ни более низкая, а только человеческая природа, которая грешила, могла пострадать за грех человека так, чтобы удовлетворить справедливость Божью, сделать верующих детьми Божьими и братьями Христу. Христос стал Человеком для того, чтобы Он мог умереть: как Бог, Он не мог умереть. Удивительная любовь Божия проявилась в том, что Христос, зная то, что должен будет пострадать в нашей природе и то, как должен умереть в ней, тем не менее, добровольно принял ее на Себя. Сатана ввел человека в грех. Но Христос нанес такой сокрушительный удар ему, что он уже никого не в состоянии удержать во власти духовной смерти, никого не может заставить грешить, кроме тех людей, которые добровольно предпочли быть его слугами. Христос стал Человеком и умер, чтобы освободить людей от смущающих их страхов, показав им, что смерть есть уже поверженный враг. В случае верующих смерть посылается не для того, чтобы вредить душе или отделять ее от Божьей любви, но для того, чтобы положить конец ее печалям и страданиям здесь на Земле и открыть ей дверь к вечной жизни и блаженству. Так что для всех тех, кто во Христе, смерть теперь не в руках сатаны, а в руках Христа. И уже не ад следует за нею, но небо. Христос должен был уподобиться Своим людям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником перед Богом. Он должен быть верен к Богу и милостив к людям. В том, что касается Бога, Он должен был совершить умилостивление за грехи Божьего народа, чтобы все атрибуты божественной природы могли гармонировать в восстановлении человека, чтобы полностью примирить Бога с человеком. По причине грехопадения Адама и Евы между Богом и человеком возник глубокий разрыв. Но Христос, став Человеком и умерев, уничтожил этот разрыв. И создал такое примирение, что Бог готов удостоить Своего благоволения и дружбы всех, кто приходит к Нему через Христа. Он познал наши немощи, Он сочувствующий, нежный и искусный Врач. Он знает, как обращаться с искушаемой, печальной душой. Воспоминания о Своих собственных печалях и искушениях заставляют Его помнить об испытаниях Его народа и проявлять готовность помочь им. Он стал Человеком и был искушаем, чтобы быть в состоянии помочь во всем Своим детям.
Филипп, один из учеников, спросил Господа Иисуса об Отце, дать им какое-нибудь сверхъестественное откровение Отца. Он восклицает: Ин.14.8 «Господи! Покажи нам Отца». Приведем часть ответа Господа: Ин.14.9 « видевший Меня видел Отца». Слова Филиппа открывают его искреннее желание познакомиться с Богом как с Отцом их Учителя. Некий богослов говорит: «Хотя Филипп и не имел этого в виду, тем не менее, Дух Святой через его уста имел целью научить нас тому, что удовлетворение и блаженство души заключается в лицезрении Бога и наслаждении Им». Христос отсылает Филиппа к тому, что он уже видел: «Столько времени Я с вами, уже больше трех лет близко с вами общаюсь, и ты не знаешь Меня? Видевший Меня видел Отца». Христос наставляет Филиппа, Он излагает принцип, который возвеличивает Его и ведет нас к познанию Бога в Нем. Все видевшие Христа в плоти смогли бы видеть Бога Отца в Нем, если бы сатана не ослепил их умы и не мешал им увидеть Христа как образ Бога. Видевшие Христа в свете учения Его видели Бога как Отца светов; в чудесах Его они видели Бога как Бога силы. Святость Божья сияла в безупречной чистоте жизни Христа, а благодать Божья – во всех делах благодати, которые Он совершил.
Нам, которые по природе все духовно слепы, предлагается средство от тьмы духовной. Благодеяние это предлагается не отдельным лишь людям, поскольку Христос провозглашает Себя светом всего мира. Ин.8.12 «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Бог есть свет, а Христос есть образ Бога невидимого. Одно Солнце способно освещать всю нашу Землю, так и Христос. И нет нужды ни в каком другом свете. Христос говорит не о том, что у Него общего с другими, но о том, что принадлежит только Ему. Откуда следует: вне Его нет даже искры истинного духовного света. Называя Себя светом, Он показывает, что Сам по Себе Он является самым превосходным. И что только Он является для мира источником света, просвещающим всякого человека. Т.к. Христос является светом, наш долг состоит в том, чтобы следовать за Ним, покоряться Его водительству. Польза следующих за Ним состоит в том, что они не останутся без наставлений на пути истины. Следуя за Христом, мы обязательно будем блаженны и в этом и в другом мире.
Христос говорит, что Он является истинным духовным хлебом, и повторяет эту мысль снова и снова. Ин.6.33,35 «хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру. … Я есть хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать вовек». Он является тем же для души, чем является хлеб для тела. Он питает и поддерживает духовную жизнь, является ее опорой, точно так, как хлеб поддерживает жизнь тела. Скорее тело человека обойдется без пищи, чем его душа без Христа. Он есть «хлеб жизни», тот хлеб, каким было дерево жизни, находившееся посреди Эдемского сада. Он есть хлеб живой, как Он Сам объясняет в стихе 51. Обычный хлеб сам по себе мертв, он питает лишь при участии действующих начал живого тела человека. Христос питает Своей собственной силой и притом духовно беспомощных людей. Он – вечный хлеб, Который никогда не плесневеет и не стареет. Учение Христа и теперь укрепляет и утешает верующих так же, как и всегда. Он «дает жизнь миру», духовную и вечную жизнь. Он дает жизнь мертвым во грехах. Никому не отказано в этом хлебе, кроме тех, кто сам себе в нем отказал. Слова, что Он есть «хлеб, сошедший с небес» повторяются в главе 6 четыре раза. Они указывают, во-первых, на божественность Христа; во-вторых, на божественный первоисточник всех благ, приходящих к нам через Него. Наш отрывок заканчивается словами «приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будут жаждать вовек». Кажется, что концовка добавлена без причины. Ведь служение хлеба – утолять не жажду, а голод. Христос не приписывает Себе больше, чем позволяет Его природа. Просто под названием хлеба Он понимает всю сущность окормления. При этом Он пользуется вполне обычным способом употребления слова. Ведь евреи фразу «поедать хлеб» понимают как «полдничать» или «вечерять». Когда же мы просим в Молитве Господней у Бога каждодневный хлеб, мы имеем в виду и питье, и всё остальное необходимое для жизни. Итак, смысл нашего отрывка в следующем: всякому приходящему к Христу для того, дабы иметь от Него жизнь, ни в чем не будет недостатка.
Фома спросил у Господа, куда Он идет и каков Его путь. Христос отвечает на оба эти вопроса. Ин.14.6 «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Фома охотно послушал бы о том, что Христос будет делать на небесах, как и мы никогда не устаем от этих утонченных умствований. Однако усердие и силу надо прилагать в другом. А именно: в том, каким образом нам стать участниками в блаженном воскресении. Смысл нашего отрывка: всякий имеющий Христа ни в чем не будет терпеть недостатка. Христос говорит, что Он начало, середина и конец. Отсюда следует, что с Него надо начинать, через Него идти, и Им заканчивать. Не следует просить о премудрости более высокой, чем той, которая ведет нас в вечную жизнь. Господь говорит, что она как раз обретается в Нем. Он – путь, единственный путь, которым можно достичь данного состояния. Поскольку Он – истина и жизнь, Он имеет в Себе всё достаточное для спасения человека. Если кто отойдет от Христа, то в последствии будет заблуждаться. Если же кто хочет идти дальше, то вместо вечной жизни найдет одну лишь смерть. Ответ на отрывок «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» мы находим в первой части стиха. Христос потому является путем, что приводит нас к Отцу, потому является истиной и жизнью, что в Нем мы получим Самого Бога Отца. Богословие без Христа безумно.
Христос, Посланец любви Божьей, чтобы спасти нас от духовной смерти, пришел «на вражескую территорию». И хотя мы не заслуживали ничего, кроме вечного адского огня, Он пошел на унижение, боль и крестную смерть, чтобы понести кару за наш грех. Ап. Павел писал так, Рим.5.6 «Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых». А ниже апостол пишет так: Рим.5.10 «будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его». Всё совершено за нас нашим великим Спасителем. Возрадуемся, восхвалим и прославим Его. Т.к. мы праведны кровью Христовой, вся любовь Божия будет простираться над нами. И почему бы Богу не любить нас, если, когда мы были еще в наших грехах, Он явил нам столь безмерную любовь? Теперь Он может любить нас без препятствия греха, с тех пор, как Его Сыном исполнен Закон и удовлетворена Его божественная справедливость. Почему бы Ему сейчас не любить тех людей, которых Он Сам оправдал? Тем более что Бог не будет судить нас по Закону. Теперь нет никакого осуждающего гнева, только любовь. Больше нет никакого проклятия, только благословение.
Некий скептик сказал своему верующему товарищу: «Вот пришел Христос на Землю, а для меня от этого толку мало. Куда ни ткни, везде проблемы». На самом деле после рождения Христа на Земле изменилось очень многое. Всё это перечислять можно было бы долго-долго. С другой стороны, Христос нам не обещал, что Он принес всем Своим беззаботную жизнь. Напротив, Он сказал: Ин.16.33 «В мире будете иметь скорбь», но потом добавил: «Но мужайтесь, Я победил мир» (Ин.16.33). В нашей проповеди мы говорили о том, как много получили мы, благодаря Его воплощению. И это не полный перечень всех даров, которые мы получили и получаем благодаря Ему и через Него.
Боже! Помоги нам довериться Твоему величайшему дару людям – Иисусу Христу. Аминь.
пастор З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мир наш лежал во зле, грехе и в боли, пока Твой Сын не принес нам спасение. Ты дал нам Сына, чтобы дать Свой мир. Благодарим, что Твое избавление часто приходит тогда, когда тучи бед сгущаются сильнее всего. Если бы Христос не покинул однажды Свой трон и не вошел человеком в пространство и время, был бы любой человек навсегда осужден, наш мир был бы без надежды. Без света Христова мы были бы во тьме безбожия. Мы благодарим Тебя, что Ты исполнил то, что обещал – дал Спасителя, Кого обещал. Нет подарка, который был бы так нужен погибающему миру, как живой Спаситель. Дай нам возможность рассказать другим чудесную историю рождения Христа, Сына Твоего и о Твоем великом даре. Чтобы еще многие люди пришли поклониться нашему Спасителю. Дай нам всем сердцем прославлять Тебя, ибо в Вифлееме Божья любовь стала плотью. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.