ПРОПОВЕДИ
Возлюби ближнего твоего как самого себя
Лев.19.18 «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего;
но люби ближнего Твоего, как самого себя».
Мы, христиане, должны избавиться от злобы и облечься в братскую любовь. Мы ни к кому не должны относиться недоброжелательно, ибо убийство начинается со злобы. Если наш брат причинил нам зло, то мы не должны отвечать ему тем же, ибо это – месть. Мы также не должны при всяком случае упрекать его, ибо это говорит о том, что мы имеем зуб против него. Мы должны простить и забыть об этом, ибо только тогда Бог простит нас. Сохраняя негодование по поводу обид и причиненного нам вреда, мы разрушаем дружбу и проявляем в высшей степени недоброжелательность. А мы должны быть доброжелательны ко всем: «люби ближнего твоего как самого себя». Мы порой причиняем себе вред, но быстро прощаем себя, а причиненное себе зло ни в коей мере не уменьшает нашу любовь к себе. Подобным образом мы должны любить и своего ближнего.
Наш Спаситель сделал это повеление второй великой заповедью Закона. Мф.22. 39 «Вторая же, подобная ей: «возлюби ближнего твоего как самого себя»». Эта заповедь предполагает, что мы любим и должны любить себя. Существует порочное себялюбие, оно является корнем самых великих грехов. Его следует отвергать и умерщвлять. Но есть и законная любовь к себе, естественная, которая, как принцип величайшего долга, должна сохраняться и освящаться. Мы должны любить себя, т.е. иметь должное уважение к достоинству собственной личности и заботиться о благополучии своей собственной души и своего тела. Мы должны уважать и ценить всех людей, никому не причинять зла, ни с кем не обращаться несправедливо. Мы должны быть доброжелательными ко всем и всем, кому можем, должны творить добро. Мы призваны любить своего ближнего так же искренно, как самого себя. Более того, порой нам следует жертвовать собой ради блага нашего ближнего.
Ап. Павел показывает, что это повеление – итог всех законов второй скрижали (Рим.13.9,10; Гал.5.14). Рим.13.9-10 «Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого», и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона». Мы должны любить своих ближних так же искренно, как самих себя, без притворства. И проявлять любовь к ним теми же способами, с помощью которых проявляем любовь к себе. Мы должны делать для своего ближнего то, что сделали бы для себя (Мф.7.12). Более того, во многих случаях мы должны отказывать себе ради блага наших ближних. В этом Евангелие идет даже дальше этой заповеди Ветхого Завета, ибо, Господь Иисус, отдав Свою жизнь за нас, учит, что в некоторых случаях мы должны полагать душу свою за братьев. 1Ин.3.16 «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу свою. И мы должны полагать души свои за братьев». И, следовательно, любить своего ближнего больше себя.
Этот закон христианства мы находим в 1-ом послании Петра. 1Пет.4.8 «Более же всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов». Христиане должны любить друг друга, что включает личную привязанность, желание благоденствия и сердечное стремление способствовать этому. Это взаимное чувство должно быть не прохладным, а усердным, искренним, сильным и постоянным.
Только взаимная любовь во Христе делает верующих едиными между собой. А это необходимое условие существования Церкви Христа. Апостола Павла сильно беспокоила эта проблема. Приведем стих из Послания к римлянам. Рим.15.7 «принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию». Принимайте друг друга в ваше сердце, в ваши общения, в ваши обычные беседы при всякой возможности. В первом стихе этой главы апостол призывает духовно сильных христиан принимать немощных, здесь же он говорит: «принимайте друг друга». Иногда предубеждения слабых христиан заставляют их избегать сильных, а гордость сильных – пренебрегать слабыми. А этого не должно быть. Христиане должны вмещать друг друга. Христос возлюбил всех Своих, поэтому и мы должны принимать всех своих братьев. Существует ли еще более сильный аргумент, чем приведенный апостолом: «как и Христос принял вас во славу Божию». Если Господь так благ к нам, то неужели мы будем так немилосердны к тем, кого Он принял? Христос принял нас в самое близкое родство с Самим Собой. Он принял нас в Свою Церковь, в Свою семью как сыновей. Слова «во славу Божию» можно отнести как к Христу, Который принял нас, так и к нам, принимающим друг друга и, таким образом, подражающим этому примеру. Христос принял нас с тем, чтобы мы могли прославить Бога в этом мире и быть прославленными вместе с Ним в мире грядущем. Мы призваны Иисусом Христом к вечной славе. Мы должны принимать друг друга во славу Божию. Целью всех наших деяний должна быть слава Божия. И ничто другое не приводит нас ближе к этой цели, чем взаимная любовь и доброта к тем, кто исповедует Христа. Только так подтвердим мы наше призвание, если не будем отделяться от тех, кого с нами соединил Господь. В этом Послании ап. Павел иллюстрирует свою мысль и на примере того, как Господь принял в Церковь и язычников и иудеев, так что они стали в Нем одно.
Бывает, что после многих лет «счастливого» брака один из супругов уходит, устав играть в прекрасную семью, в видимость любви. В 1-ом послании Иоанна мы читаем, что должны «любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин. 3.18). Если любовь наша неискренна, будь то в браке или в отношениях с братьями и сестрами по вере, недовольство обязательно прорвется и разрыв в отношениях неизбежен. Вместо того чтобы создавать видимость любви, давайте всерьез подумаем о том, как сделать, чтобы любовь была непритворна. Ибо к этому призывает нас Господь. Рим.12.9 «Любовь да будет непритворна». Все наши обязанности друг перед другом могут быть выражены одним важным словом – любовь. Нужны не комплименты и не притворные улыбки, а искренняя любовь. Все люди склонны к показу той любви, которой на самом деле у них нет. И лгут не только другим, но и самим себе, убеждая себя, что достаточно любят тех, кого не только презирают, но и отвергают. Поэтому ап. Павел возвещает здесь именно ту любовь, которая лишена всякого притворства.
Мы порой раним близких нам людей своим невниманием и эгоизмом. Давайте не будем ранить тех, кого мы любим. Всегда помните слова ап. Павла: 1Кор.13.4-5 «любовь долготерпит, милосердствует, не ищет своего». Она может терпеть зло, несправедливость и провокации, не исполняясь гневом, возмущением или желанием мести. Она делает характер уравновешенным, дает силу обуздывать злые страсти. Она делает человека способным постоянно терпеть, надеяться и желать исправления своего ближнего, не раздражаясь его поведением. Она будет мириться с пренебрежительным отношением со стороны тех, кого любит; и долго ожидать добрых плодов своего терпения к ним. Любовь благостна, великодушна, вежлива и услужлива. Она стремится быть полезной и не только не упускает, но и ищет возможности сделать добро. Она терпелива к несправедливости и склонна делать всякое добро, какое только в ее силах. Она не ищет себе славы, чести или пользы. Себялюбие в некоторой степени свойственно каждому человеку. Христос определил разумную любовь к самому себе как меру любви к ближнему. И ап. Павел не утверждает, что любовь исключает всякое уважение к себе. Он не считает, что человек, любящий других, никогда не должен претендовать на то, что принадлежит ему; совершенно пренебрегать собой и своими интересами. Однако любовь никогда не ищет своего в ущерб другим.
Господь велел пророку Иеремии встать во дворе храма и прямо обличить людей в их грехах. Иеремия предупредил жителей Иерусалима, что если они не будут жить по Божьим законам, то их ожидает катастрофа. В ответ на это они схватили его и сказали ему: Иер.26.8 «Ты должен умереть». Но, несмотря на опасность, Иеремия твердил свое. И Бог защитил Своего пророка. Князья и народ сказали священникам и лжепророкам: Иер.26.16 «Тот человек не подлежит смертному приговору, потому что он говорил нам именем Господа Бога нашего». На опыте Иеремии мы можем усвоить две важные истины. Во-первых, когда ты кого-то предупреждаешь об опасности, он часто тебя вообще слушать не желает. Во-вторых, наше дело – предупредить, кого нужно и верить, что Бог нас защитит. Часто мы с презрением относимся к неверующим. Тогда мы не служим Богу. Бог хочет, чтобы мы любили их так, как Он возлюбил нас. Может быть, вы видите, как кто-то из ваших близких сходит с пути спасения. Вам надо взять на себя миссию: под Божьим водительством с любовью предупредить этого человека об угрожающей ему опасности. Вспомним стихи из Послания Иакова. Иак.5.19,20 «Братия! Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника с ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов». Если кто-то находится в заблуждении, то каким бы он ни был великим, мы не должны бояться указать ему на его ошибки. Или как бы слаб и ничтожен он ни был, мы не должны пренебрегать возможностью направить его на правильный путь. Заблуждения в понятиях и в практической жизни обычно идут параллельно. Мы не должны обвинять заблуждающегося брата и выступать против него или стремиться опозорить его и навлечь на него бедствие. Но должны стараться с любовью обратить его. Если мы являемся орудием в обращении кого-либо, то мы, как сказано здесь, обратим его. Хотя это является, в принципе и в действительности, делом Божьим. И если мы не можем ничего другого сделать для обращения грешника, то можем и должны молиться о том, чтобы благодать Божия и Дух Святой обратили и изменили его. Послужившие тем или иным образом обращению других пусть знают, какими счастливыми будут последствия их доброго дела: в настоящее время они будут иметь великое утешение, а на небе получат венец. Это будет содействовать славе и чести Божьей, а также нашей радости и славе в великий день.
Подросток жаловался пастору: «Я скосил старикам соседям почти всю лужайку, а на следующий день старик накричал на меня за то, что я забежал к нему во двор за мячом. Что толку быть хорошим с такими людьми?» Обидно стараться изо всех сил кому-то угодить, и не получить в ответ благодарности. Но если вспомнить, что Господь Иисус всегда делает нам добро, несмотря на наш эгоизм и неблагодарность, то продержаться в этом неблагодарном мире будет легче. Настоящая любовь готова служить даже тем, кто за это не скажет «спасибо».
В заключение приведем самый главный аргумент в пользу того, почему нам надо любить ближнего своего. Дух истины узнается по учению, но также и по любви. Поэтому мы находим в Библии в нескольких местах призывы к святой христианской любви. Вспомним стихи из 1-го послания Иоанна. 1Ин.4.7,8 «Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Апостол умоляет христиан своей любовью облечься истинной взаимной любовью. Этот призыв он усиливает и подкрепляет несколькими аргументами. Любовь имеет небесное происхождение – «любовь от Бога». Бог есть источник, инициатор и Отец любви. Он оставил заповедь о любви. В этом состоит сущность Его Закона и Евангелия. Дух Божий (Дух Святой) – это Дух любви. Возрожденная, новая природа чад Божьих – это плод Его любви. Любовь доказывает истинное и верное познание Божеского естества: «всякий любящий … знает Бога». Никто не докажет свое божественное сыновство, если не полюбит ближнего. Т.к. Бог есть любовь, то и дети Его должны быть похожими на Него. А это значит, что если в нашем сердце не живет любовь к брату и оно не трепещет при упоминании имени Иисуса Христа, то есть повод сомневаться, верующие ли мы вообще.
Боже! Просим, помоги нам познать величие Твоей любви и любить своих ближних. Аминь.
пастор З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что через Библию Ты говоришь нам, что любовь Христа к нам должна направлять нас и вызывать нашу любовь друг к другу. Что мы должны любить друг друга таким образом и из таких побуждений, как и почему Христос возлюбил нас. Поэтому любовь друг к другу нам предписывается, как доказательство нашей любви к Христу, и как благодарный ответ на Его любовь к нам. Просим, помоги нам соблюдать Его заповеди, а заповедь Его есть та, чтобы мы любили друг друга. Ибо нет такой религиозной обязанности, которая повторялась бы Господом Иисусом более часто и с более страстной настойчивостью, чем обязанность взаимной любви. Эта заповедь оказывает доброе влияние на всё. Но, прежде всего, между христианами требуется любовь, чтобы они эффективно созидали Церковь Христову. Просим, дай нам трудиться для Твоего Царства не отдельно, а сообща с остальными. Дай нам любить своего ближнего так же искренно, как самого себя. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.