ПРОПОВЕДИ
Не присваивай чужое
Еф.4.28 «Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись,
делая своими руками полезное, чтобы было из чего
уделять нуждающемуся».
Через этот стих ап. Павел предостерегает нас против греха воровства, который является нарушением восьмой заповеди. Он призывает к честному труду и благотворительности. Это предостережение против всякого злодеяния, совершаемого путем насилия и обмана, против посягательства на право другого человека. Перефразируем слова апостола: «Пусть те из вас, что в прошлом были виновны в этом преступлении, теперь не поступают так». Но мы должны не только остерегаться этого греха, но изобиловать в совершенно противоположных делах; не только не красть, но трудиться, «делая своими руками полезное». Праздность порождает воровство. Иоанн Златоуст говорил так: «Воровство есть, в сущности, праздность». Те, которые не хотят работать и стыдятся просить, подвергают себя искушению стать ворами. Автор Притчи 30 просит Бога, чтобы он, разбогатев или обеднев, не стал грешить. Приведем часть стиха: Прит.30.9 «чтоб обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе». Агур опасается бедности не потому, что может подвергнуться опасности. И не говорит: «чтоб обеднев, не стал красть и был повешен за это, бит плетью или закован в колоду, или продан в рабство». Так поступали евреи с бедными ворами, которые не имели необходимых средств, чтобы возместить ущерб. Он боится в такой ситуации обесчестить Бога. Боится дискредитировать исповедание своей веры несвойственными ей поступками. Он называет Бога «своим Богом» и поэтому из-за этих взаимоотношений боится совершать то, что может обидеть Господа. Если у Агура была семья, он просил, чтобы ей хватило пропитания. Если он был государственным мужем, он просил, чтобы Бог позаботился о пропитании всего народа. Если вы захотите стать богаче, не забывайте просить Бога, чтобы в вашей жизни совершалась не ваша воля, а только Его. Некий богослов говорил: «Я благодарен Богу за всё, что Он дает, но я стараюсь не прилагать сердца своего к земным дарам. Если я буду богат имением, я могу быть бедным в духе; а обеднев в имении, могу наслаждаться изобильной благодатью». Поэтому люди должны быть усердны и старательны не в незаконных путях, а в честном труде. Такое усердие удерживает их от искушения к злодеяниям. Но существует и другая причина, почему люди должны трудиться: чтобы иметь возможность творить добро, так же как и избежать искушений. Итак, люди должны трудиться не только для того, чтобы обеспечить себя и жить честно, но чтобы восполнить и нужды других. Обратим внимание на следующее: даже люди, зарабатывающие на жизнь своим трудом, должны из того малого, что имеют, жертвовать тем, кто неспособен трудиться. Долг благотворения бедным так обязателен, что даже простые труженики и малоимущие должны жертвовать свою лепту в эту святую сокровищницу. Причем только та милостыня будет угодна Богу, которая добыта не обманом и грабежом, но честным трудом.
Внутренней причиной, побуждающей к воровству, является, во-первых, неверие, когда человек не верит в Божье провидение. Приведем такой пример. Пс.77.19 «И говорили против Бога, и сказали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?»» Безусловно, израильтяне в пустыне искушали Бога. Разве что-нибудь может быть более оскорбительным для Бога, чем такой вопрос. У них была манна, но они не считали ее трапезой, раз на столе не было варенной и жареной пищи, как они ели в Египте. Тем не менее, они имели возможность убедиться в том, что для Бога нет ничего невозможного. Неверующий спрашивает: «Может ли Бог накрыть мне стол?» И сам же отвечает: «Нет, не может». Поэтому он решает сам накрыть себе стол, даже если это будет делаться за счет другого человека. Второй внутренней причиной, побуждающей к воровству, является алчность, т.е. неумеренное желание обладать чем-либо. Алчный человек всегда жаждет обладать большим, чем он имеет. Внутренние причины, побуждающие к воровству – это обольщение сатаны. Он – величайший учитель воров. Он украл у нас облачение невинности. Он учит людей, какими смелыми и ловкими должны быть в воровстве и как они могут завладеть имуществом другого человека.
Некоторые крадут даже у Бога. Люди, отнимающие у Господа часть Его дня, являются ворами. Он заповедует: «Помни день субботний, чтобы святить его». Мы должны посвятить Богу не часть Дня Господня, а весь день. Поэтому если после богослужения остаток Его Дня мы проводим в праздности и развлечениях, то являемся духовными ворами. Мы крадем у Бога то, что Ему причитается. На суде при кончине века любой язычник встанет против таких христиан, ибо они, язычники целый день посвящали своим лживым, несуществующим Богам. Некоторые обкрадывают Бога и материально. Об этом подробно написано в книге пророка Малахии. Приведем только один стих: Малахия 3.8 «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями».
Самым распространенным является воровство, когда человек отнимает имущество другого, что противоречит букве Закона. 8-я заповедь гласит: «Не кради». Эта заповедь более подробно раскрыта в стихе Лев.19.13 «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй». Те бесчестные поверенные и юристы, которые вводят в заблуждение и обманывают своих клиентов, являются ворами, подводящими себя под осуждение Закона. С помощью обмана такой человек лишает клиента имущества и может быть орудием, разрушающим его семью. Вор-продавец использует неверные весы и крадет у людей то, что принадлежит им. Делая свои гири легче, люди делают свои грехи тяжелее. Тот продавец, кто непомерно увеличивает цену за свой товар, тоже ворует. Мошенничать при продаже, значит воровать деньги у людей. Мошенничество при продаже противоречит и Закону и Евангелию. Приведем стих из заповеди Закона: Лев.25. 14 «Если будешь продавать что ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга». И из заповеди Евангелия: 1Фес.4.6 «Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво». Обратим внимание на обвинение иудеев апостолом Павлом: Рим.2.22 «Проповедуя не красть, крадешь». Полагаем, что они непосредственно не крали. Но, руководимые сребролюбием и алчностью, находили множество способов для завладения имуществом ближнего. В том числе и посредством притеснения бедных под видом закона и права. Как говорит Господь Иисус о книжниках и фарисеях: Мф.23.14 «поедают дома вдов и лицемерно долго молятся». Попечитель, в чьи руки передано имущество сироты или пожилого человека, если использует его ради собственной выгоды, то он тоже является вором. Он поступает хуже вора, отнимающего кошелек с помощью силы, т.к. предает доверие других. А это является в высшей степени предательством и несправедливостью. Вором является и берущий взаймы у других, не собираясь отдавать их обратно. Пс.36.21 «Нечестивый берет взаймы и не отдает». Пророк Елисей повелел вдове вначале продать масло и возвратить долги, а потом уже жить на то, что останется (4Цар.4.7). И последней разновидностью воров является приемщик краденного, который, хотя является не главным обвиняемым, но все-таки соучастником кражи.
Приведем несколько факторов, усугубляющих этот грех. 1. Когда люди воруют не из-за нужды, а чтобы стать богатыми, из-за алчности, сребролюбия и т.п. 2. Когда люди воруют кощунственно, присваивая то, что было отделено для священного использования. 3. Совершение греха воровства против упреков совести и примеров Божьей справедливости. 4. Грабеж бедных, вдовы и сироты. Исх.22.22-24 «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте. Если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их. И воспламенится гнев Мой».
Коротко рассмотрим вопрос, который не входит в нашу тему, но, тем не менее, этот фактор нам надо учитывать. Различают воровство, когда человек крадет сам у себя. Он может быть вором по отношению к самому себе. Рассмотрим 4 факта. 1. Причиной этого может быть жадность. Скупой является вором, он обкрадывает сам себя. Он лишает себя самого необходимого, и считает потерей то, что потрачено на собственные нужды. О таком человеке в Библии сказано так: Еккл.6.2 «Бог дает человеку богатство и имущество и славу, … но не дает ему пользоваться этим». Он не позволяет себе пользоваться тем, что Бог дал ему. Вот, что значит быть наказанным богатством. 2. Человек может грабить самого себя, глупо растрачивая свое состояние. Растрачивающий свое богатство, которое могло бы быть утешением в жизни, обкрадывает самого себя. 3. Обворовывает сам себя тот, кто из-за праздности, лени неправильно проводит свое время. Тот, кто часами предается удовольствиям или безделью, крадет у себя то драгоценное время, которое Бог дал ему, чтобы трудиться для себя и своей семьи. Время очень дорого, т.к. от того, на что мы тратим настоящее время, зависит наше счастье в вечности. 4. В книге Притчей сказано (не менее чем в трех местах) о том, что человек может обкрадывать себя из-за поручительства. Прит.22.26 «Не будь из тех, которые поручаются за долги». Платя долги других, мы обкрадываем самих себя. Одолжите другому человеку, сколько в ваших силах, более того, помогите ему, если он нуждается. Но помните, что в Библии сказано не поручаться за другого. Безрассуден человек, который ради помощи другому вредит самому себе. Он грабит себя самого и свою семью.
Бог воздвиг 8-ю заповедь как ограду для имущества человека, и эту ограду нельзя разрушить, не согрешив. Эта заповедь является опровержением доктрины коммуны, утверждающей, что у людей всё должно быть общим, что один человек имеет право владеть имуществом другого. Это мнение опровергает Сам Бог через Библию. Читаем слова Бога из книги Втор.23.25 «Когда придешь на жатву ближнего твоего, … серпа не заноси на жатву ближнего своего». Собственность надо уважать. Если бы всё было общее, то не было бы воровства, и эта заповедь была бы бесцельной. 8-я заповедь порицает тех, кто живет воровством. Апостол Павел предостерегает фессалоникийцев: 2Фес.3.12 «работая в безмолвии, ели свой хлеб». Люди обязаны тем или иным образом зарабатывать себе на жизнь, иначе они едят не свой хлеб. Мы должны стараться быть тихими и делать свое дело. Вор не ест свой хлеб, но хлеб другого. И если есть виновные в этом грехе, то пусть они прилагают усилия, чтобы с помощью покаяния избавиться от него. Но надо учитывать, что засвидетельствовать о своем покаянии человек должен возвращением ворованного. По этому поводу бл. Августин говорил: «Без возмещения убытков нет прощения». То, что добыто нечестным путем, должно быть возвращено. В этом не сомневается и библейский персонаж – начальник мытарей Иерихона Закхей. Его слова Господу: Лк.19.8 «если кого чем обидел, воздам вчетверо». Лучше в тысячу раз возместить противозаконно присвоенное имущество, чем иметь виновную, беспокойную совесть. Чтобы разубедить людей участвовать в этом грехе, пусть задумаются о том, что воры являются, во-первых, врагами гражданского общества. Во-вторых, Бог ненавидит их. В-третьих, вор наводит ужас на самого себя, т.к. постоянно пребывает в страхе. А страх имеет в себе мучения (1Ин.4.18). Воры умирают в страхе, у них есть нечто, намного страшнее смерти. Ибо, пока они грабят других, они воруют у себя спасение.
В своем Послании ап. Павел дает указание Титу верно исполнять свое служение. Тит.2.1,10 «Ты же говори то, что сообразно со здравым учением. … Не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего Бога». Здесь наставление дается рабам, но оно относится и ко всем верующим. Они должны не только не воровать и не расточать имение своего господина, но увеличивать его, делать всё возможное, чтобы способствовать его благоденствию и процветанию. Тот, кто не поступает так, виновен в неверности ему, даже если не расточил имение его. Верность раба состоит в усердном, точном и основательном исполнении всех указаний господина. Таким путем можно приобрести благословение для самого себя.
Боже! Дай нам жить, трудясь и удовлетворяться тем богатством, которое Ты дал нам. Аминь.
пастор З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что управляешь жизнью человеческого общества. Мы благодарим и за то, что Твои заповеди устанавливают, как надо жить в этом обществе благочестиво и мирно. Дай нам честно трудиться и участвовать в благотворительности, не обесчестить Твое имя и не дискредитировать исповедание своей веры несвойственными ей поступками. Помоги нам, чтобы в нашей жизни совершалась не наша воля, а только Твоя. Укрепи нашу веру в Твое провидение, в Твою любовь. Дай нам понять, что воровством является всё множество способов для завладения имуществом другого человека. Помоги нам есть свой хлеб и удовлетворяться тем богатством, которое Ты дал нам. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.