ПРОПОВЕДИ
Старайся говорить истину
Пс.14.1-3 «Господи! Кто может пребывать в жилище Твоем?
Кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно,
и делает правду, и говорит истину в сердце своем.
Кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла,
и не принимает поношения на ближнего своего».
Псалмопевец Давид задает Богу очень актуальный для всех людей вопрос. О, превознесенный и святый Боже, кто может пребывать с Тобой? Небеса нечисты в очах Твоих, и в ангелах Своих ты усматриваешь недостатки. Как же пребывать с Тобой смертному человеку? Смиренный ум задает Господу этот вопрос, когда сознает Его величие, Его славу и могущество. Несмысленные люди полагают, что приблизиться к Богу очень просто: они не задумываются, достойны ли они этой чести. Что же касается воистину смиренных людей, то они трепещут от чувства собственного недостоинства. И никогда не дерзнули бы приступать к престолу Бога, если бы не Господь Иисус, Ходатай наш.
Кто может войти в дом Божий и наслаждаться общением с Богом? Кто может быть жителем небесного Сиона, обитателем небесного Иерусалима? Далеко не все люди достойны такой чести. И даже среди тех, кто называет себя верующим, немало таких, кто не имеет части в наследии Божьем. Вопросы псалма обращены к Господу, ибо только божественный разум может ответить на них так, чтобы успокоить встревоженную человеческую совесть. Получив это знание, мы поймем, что только преображенные Иисусом Христом в Его совершенный образ, могут быть приняты Господом небес. Неуемное любопытство часто заставляет людей спрашивать, кто будет спасен и сколько будет спасенных. Тот, кто ради праздности своей интересуется, кто может обитать на святой горе Божьей, пусть лучше задумается о себе и исследует свою душу. Члены видимой Церкви должны готовить свое сердце так, чтобы быть достойными обителями святой горы. Если мы живем неправедно, мы не достойны даже несовершенной Церкви на Земле, не говоря уже о совершенной Церкви на небесах.
В ответ на эти вопросы Господь через откровение Святого Духа показал нам, какой человек может пребывать на святой горе. Обратим внимание на три действия угодного Богу человека: он ходит, делает и говорит. Он «ходит непорочно». Хождение в праведности гораздо важнее разговоров о праведности. Только тот праведен, кто прав и в словах, и в делах. «Делает правду». Вера такого человека выражается в делах, следовательно, она не мертва. Если мы не служим Господу всей своей жизнью и не исполняем Его святую волю изо всех сил, подлинность нашего спасения оказывается под большим вопросом. Ибо дерево, не приносящее плода, должно быть срублено и брошено в огонь. «Говорит истину в сердце своем». В предыдущем псалме Давид сообщает, что безумец говорит ложь в сердце своем. Предлагаем обратить внимание на разительный контраст между праведником и нечестивым, изображенный в этих двух псалмах. Праведники не только чтут истину устами и делами, но стремятся иметь ее в сердце. Они не лгут в сердце своем, зная, что Бог видит их мысли. Мы должны бдительно следить за тем, чтобы в сердце наше не проникло лицемерие. «Кто не клевещет языком своим». Кто думает о ближнем плохо, тот клевещет на него в сердце своем. А язык выпускает клевету на свободу. Язык не железо, но он ранит, как меч, и исцелить нанесенные им раны очень трудно. «Не делает искреннему своему зла». Тот, кто обуздал свой язык, не позволит и руке творить беззакония. Более того, любовь к ближнему побуждает нас ревностно относиться и к его доброму имени. «Не принимает поношения на ближнего своего». Если бы не было любителей послушать сплетни, на клевету не было бы спроса. Некий богослов говорит: «У сплетника бес в языке, а у слушающего сплетни – в ушах». Господь Иисус никого не злословил, но, напротив, молился за Своих врагов. Нам надлежит уподобиться Ему, а иначе нам никогда не быть с Ним.
В девятой заповеди «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» Бог запрещает две вещи: лжесвидетельство и клевету на своего ближнего. Клевета – это несправедливое свидетельство других людей. Пс.34.11 «Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня». Довольно часто христианина лишают его доброго имени. Так злословили об апостоле Павле, что якобы он говорил: «Люди могут творить зло, чтобы из него вышло добро». И еще «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим» (Рим.3.8). Сама по себе святость не является щитом от клеветы. Невинность ягненка не оградит его от волка. О Господе Иисусе, самом невинном человеке на Земле злословили, что Он был другом грешников. Об Иоанне Крестителе, который вел аскетический и святой образ жизни, говорили, что «в нем бес» (Мф.11.18). В Библии указывается на способность языка клеветать и наносить удары. Иер.18.18 «Придите, сразим его языком». Можно сразить человека, не дотронувшись до него. Бл. Августин сказал: «Язык наносит более тяжелые раны, чем меч». Самое отвратительное – притворяться другом человека и злословить его. Св. Иероним сказал: «Поступки ариан демонстрируют дружелюбие; но, целуя мои руки, они злословят меня и ищут моей жизни».
В заповеди «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» осуждаются следующие грехи: произнесение лжи; свидетельство о том, что не является истиной и клятва в том, что является ложью. Нет ничего более несовместимого с Господом, чем ложь. Прит.12.22 «Мерзость перед Господом, уста лживые». Святой Дух назван «Духом истины» (1Ин.4.6). Ложь – это тот грех, который открывает дорогу другим грехам. Напр., сын царя Давида Авессалом солгал своему отцу, сказав, что собирается исполнить завет, данный Господу в Хевроне (2Цар.15.7). И это было прологом к его предательству. Там, где ложь на языке, дьявол в сердце. Вспомним слова ап. Петра Анании: Деян.5.3 «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать?» Ложь – это грех, который делает человека непригодным для гражданского общества. Как вы можете общаться или совершать сделки с человеком, не веря его словам. Этот грех в высшей степени раздражает Бога. Супруги Анания и Сапфира упали замертво из-за своей лжи (Деян.5.5). Печь ада разогрета для лжецов. Отк.21.8 «Боязливых же и неверных, и … всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серой; это – вторая смерть». Ту же мысль находим и в стихе Отк.22.15 «А вне – псы и чародеи, и … всякий любящий и делающий неправду». Иероним предостерегает людей: «Возненавидьте этот грех! Относитесь к каждому своему слову как к клятве». Когда вы говорите, то пусть каждое ваше слово будет как клятва. Когда Пифагора (язычника) спросили, что делает людей похожими на Бога, то он ответил: «Истина, произнесенная ими». Характер человека, который попадет на небеса, описан следующими словами: Пс.14.2 «Тот, кто … говорит истину в сердце своем».
Понятие лжесвидетельства имеет двойной смысл: можно лжесвидетельствовать как в пользу другого человека, так и против него. Лжесвидетельство в пользу другого человека имеет место, когда мы свидетельствуем о преступнике, пытаемся доказать его невиновность. Об этом пишет пророк Исаия: Ис.5.23 «которые за подарки оправдывают виновного». Мы лжесвидетельствуем против другого человека, когда в суде лживо обвиняем невинного. Поступая так, мы подражаем дьяволу, который является «клеветником братьев наших». Мудрый Соломон характеризует такого человека так: Прит.25.18 «Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего». Его лицо твердо, подобно молоту: он не краснеет и его не волнует, к чему приведет эта ложь. Он является мечом, ибо его язык наносит рану человеку, против которого он свидетельствует. Его язык также является острой стрелой, ранящей издалека. Лжесвидетель заставляет судью вынести неверный приговор, и является причиной страданий невинного. В Библии сказано, что отмщение настигнет лжесвидетеля. Прит.19.5 «Лжесвидетель не останется ненаказанным». В Библии Бог следующее наказание предлагает такому человеку: Втор.19.18,19 «Если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то делайте ему то, что он умышляй сделать брату своему». Напр., если он желал отнять жизнь у другого, то за это его самого нужно лишить жизни. По закону скифов человеку, соединившему клятву и ложь, рубили голову, потому что такие грехи уничтожали истину между людьми. Есть религиозные деятели, которые допускают ложь, если это содействует вероисповеданию. Но Богу не нужна наша ложь. Задумаемся над словами бл. Августина: «Лгать противозаконно, даже ради славы Божьей». Одна ложь порождает другую. Вспомним стих Пс.49.20 «говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь». Представляешь брата твоего в ложном свете, судишь и осуждаешь его, словно ты – его господин. В то время как он – твой брат, такой же, как и ты, равный во всем тебе, ибо он – сын матери твоей. Он твой близкий родственник, которого ты должен любить и защищать, когда другие обижают. А ты сам оскорбляешь того, чьи ошибки должен с любовью исправлять. Очень часто именно поступающие дурно любят говорить плохо о других. Т.о., клеветать – это исполнять роль дьявола. Лишать человека доброго имени и унижать его достоинство хуже, чем красть у него деньги. Клеветник одним махом наносит три удара. Во-первых, он ранит того, о ком злословит. Во-вторых, сообщает ложную информацию тому, кому он передает свою клевету. Тем самым возбуждает в разуме слушателя недобрые мысли против этого человека. В-третьих, наносит удар своей собственной душе, распространяя ложь о своем ближнем. Это страшный грех. Ведь можно убить человека, как погубив его личность, так и его имя. Последствия этого греха очень трудно исправить. Бог накажет за этот грех. Если придется ответить за праздные слова (а такое предостережение есть в Библии), то неужели без наказания останется бессовестная клевета? Даже язычники ненавидели грех клеветы. Диоген сказал: «Из всех диких тварей клеветник – наихудший». Антоний издал закон, согласно которому свидетеля, который не мог доказать вину другого человека, против которого он свидетельствовал, предавали смертной казни.
Пусть те, кому пришлось столкнуться с клеветниками и лжесвидетелями, во-первых, прилагают усилия, чтобы эта клевета сделала их более святыми. Такой пример дает нам царь Давид. Когда Семей злословил его, то царь использовал это для своего освящения. Он сказал своему окружению: 2Цар.16.10 «Господь повелел ему злословить Давида». Поэтому, если о вас злословят или лживо обвиняют, сделайте правильные выводы. Следите, чтобы за вами не осталось нераскаянного греха, за который Бог мог бы подвергнуть вас порицанию или оговору. Следите, чтобы ни при каких обстоятельствах вы не наносили вред имени других людей, говоря о них то, чего не можете доказать. Если оклеветали или лживо обвинили вас, а вы уверены в своей невиновности, не слишком переживайте из-за этого. Пусть ваш духовный покой будет свидетелем вашей доброй совести. Пусть уверенность в собственной невиновности будет вашим бастионом. Как никакая лесть не может исцелить плохую совесть, так никакая клевета не может навредить доброй совести. Бог смоет позор с имени Своего чада. Пс.36.6 «(Бог) выведет, как свет, правду твою».
Будем остерегаться говорить ложь, во-первых, приобретая страх Божий. Давид говорит: Пс.18.10 Страх Господень чист». Потому что он очищает сердце от злых умыслов, а язык от лживых слов. Страх Господень воздействует на душу человека, очищая ее. Во-вторых, любите ближнего своего, ибо если мы любим его, то не будем что-либо говорить или свидетельствовать в ущерб ему. Разум человека поражен завистью и ненавистью, следовательно, из него выходит клевета и лжесвидетельство. А любовь – прекрасная благодать, она «не мыслит зла» (1Кор.13.5). Любовь вкладывает в сердце слушателя наилучшее толкование слов другого. Любовь всегда желает добра и очень редко говорит плохо о том, кому мы желаем добра. Именно любовь скрепляет христиан, исцеляет от разделений и препятствует клевете.
Боже! Сохрани нас от лживых слов, от клеветы и лживого свидетеля. Аминь.
пастор З. Тырык
Молитва. Превознесенный и святой Боже! Кто может пребывать с Тобой? Небеса нечисты в очах Твоих, и в ангелах Своих Ты усматриваешь недостатки. Как же пребывать с Тобой смертному человеку? С Тобой, Кто есть огонь поедающий. Смиренный ум задает себе этот вопрос, когда узнает Твое величие, славу и святость. Мы благодарим Тебя за то, что в Псалме 14 Ты даешь ответ на этот вопрос. Просим, помоги нам готовить свое сердце так, чтобы быть достойными обитателями Твоей святой горы. Помоги нам жить непорочно, делать правду и говорить истину как в сердце своем, так и устами. И не делать искреннему своему зла. Дай нам любовь к ближнему и способность ревностно относиться к его доброму имени. Помоги нам уподобиться Иисусу Христу. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.