ПРОПОВЕДИ
Чтобы вы делали добро
(на Новый год)
2Кор.13.7 «Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла,
не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы
делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть».
Здесь мы читаем молитву ап. Павла о коринфянах, в которой он просит Бога о том, чтобы они не делали никакого зла. Предлагаем руководствоваться всем людям этим наставлением апостола хотя бы в Новом году, а еще лучше – в течение всей жизни. Самым главным, о чем нам следует просить Бога, как для себя, так и для своих близких и друзей, является сохранение нас от греха, чтобы ни мы, ни они не делали никакого зла. А самое необходимое, о чем нам чаще надо просить Его, есть благодать, которая удержит нас от зла, потому что без нее мы не способны сохранить себя. Мы должны больше молиться о том, чтобы не делать зла, нежели о том, чтобы не страдать от зла. Апостол говорит коринфянам, что делает это предостережение не столько ради своей личной репутации, сколько ради чести и славы христианской веры. Самое большое желание верных служителей Евангелия состоит в том, чтобы Евангелие, проповедуемое ими, было прославлено, даже если они сами при этом будут в поношении («хотя бы мы казались не тем, чем должны»). Апостол снова свидетельствует о том, что не заботится о почестях в свой адрес. Он хочет лишь способствовать пользе коринфян. Ведь менее всего им было выгодно лишиться плодов его учительства. Через наш отрывок апостол говорит, что самым лучшим укреплением нашей святой веры являются наши добрые дела.
Самое главное добро, что мы можем делать – мы должны прилагать все усилия для сохранения жизни и души других людей. Мы можем оберегать их жизнь и душу, утешая их в печали и восполняя их нужды. Так поступал праведник Иов. Приведем несколько стихов из его книги. Иов 29.12 «я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного». Ст.13 «сердцу вдовы доставлял я радость». Ст.15 «Я был глазами слепому и ногами хромому». Ст.16 «Отцом был я для нищих, и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно». Ст.17 «Сокрушал я беззаконному челюсти, и из зубов его исторгал похищенное». Чудесное средство сохранить жизнь другому человеку – оказать ему помощь, когда он уже погибает. Когда в Риме был страшный голод, Помпей решил оказать помощь городу и обеспечить его зерном. Но когда из-за бури моряки побоялись плыть туда, он сказал: «Не так важно, чтобы вы остались в живых, как необходимо оказать помощь Риму». Божья благодать смягчает сердце человека и воспроизводит в нем сострадание и милосердие. Она не только растворяет сердце раскаянием перед Богом, но и наполняет его состраданием к другим. Вспомним фразу: Пс.111.9 «Он расточил, раздал нищим». И заповедь «Не убивай» подразумевает, что мы не только не должны наносить вреда другим людям, но и делать всё, что в наших силах, для сохранения их жизни. Будьте для них временными спасителями, вытягивайте их из скорбей и трудных ситуаций.
О благодати свидетельствуют дела благотворительности, как и вера. Иак.2.18 «Я покажу тебе веру мою из дел моих». Дела – это доверительные письма веры. О состоянии здоровья тела мы судим по пульсу, который говорит о движении крови и оперирует ей. Так и христианин судит о состоянии здоровья веры по пульсу благотворительности. Слово Божье – это правило для веры, а добрые дела – свидетели веры. Дела благотворительности также свидетельствуют о наличии в человеке любви к ближним. Любовь, подобно переполненному сосуду, будет изливаться. Она изливает себя в поступках щедрости.
Мы не можем выбирать: восполнять ли нам нужды других или нет. Делать это – долг, возложенный на христиан. 1Тим.6.17,18 «Богатых в настоящем веке увещевай, … чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны». Это не только совет, это – обязанность. Тимофей должен увещать богатых беречься искушений и правильно использовать возможности, какие им дает их материальное благосостояние. Он должен предупреждать их употреблять свое богатство на добрые дела. Ибо в чем состоит превосходство богатства, как не в том, что оно дает человеку возможность больше делать добра? Истинно богат тот, кто богат добрыми делами. Они должны быть щедры и общительны, т.е. не только делать добро, но делать его охотно, ибо «доброхотно дающего любит Бог». Тимофей должен убеждать богатых помышлять о горнем, и делами милосердия готовить доброе основание для будущего. Бог открывает хранилища Своей милости, Он кормит нас каждый день из корзины подаяний Своего провидения. Пс.144.16 «Ты … открываешь руку Твою и насыщаешь всё живущее по благоволению». Раз Бог восполняет наши нужды, то и от нас ожидает, чтобы и мы участвовали в восполнении нужд других людей по мере наших возможностей. Совершая добро для других, мы обретаем сходство с Богом. Превосходство человека над другим творением заключается в подобии Богу. Благочестие – это подобие Богу. Пс.118.68 «Благ и благодетелен Ты». Мы не можем быть подобны Богу во всеведении или сотворении чудес. Но мы можем быть похожи на Него, совершая дела милосердия.
Бог помнит все наши добрые дела и через Иисуса Христа с удовольствием принимает их из наших рук. В подтверждение наших слов вспомним два стиха. Кол.3.17 «И всё, что вы делаете словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца». И Евр.6.10 «Не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым». Добрые дела и труд, совершаемые из любви к Богу, достойны похвалы, и всё, что делаете во имя Божье, не останется без награды. Что делается для Божьего народа, принимается Богом как сделанное Ему. Господь Иисус говорит об этом так: Мф.23.35 «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня». У Бога есть книга, куда записываются наши добрые дела. У пророка Малахии написано следующее: Малахия 3.16 «Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицом Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его»».
Бог осуждает жестокосердие к находящимся в нужде. Жестокосердные делают себя нехристианами, т.к. немилосердие – грех язычников. Вспомним часть стиха о язычниках: Рим.1.31 они «немилостивы». Бог повелевает нам отдавать голодному душу свою. Ис.58.10 «И отдашь голодному душу свою и напитаешь душу страдальца; тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень». Призыв Бога с таким же содержанием мы находим и в Новом Завете. Тит 3.8 «Слово это верно, и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам». Открыв перед нами благодать Божию, ап. Павел тут же подчеркивает необходимость добрых дел, ибо мы не можем рассчитывать на Божью милость, если не исполняем добросовестно своего долга. Фразу «Слово это верно» следует понимать: это истинно христианское учение, чрезвычайно важное. Уверовавшие должны знать, что вера должна быть действующей, приносящей плод праведности. Они должны заботиться о том, чтобы быть прилежными к добрым делам, делать их не время от времени, когда им представляется для этого случай. Они должны искать возможностей сделать добро. Добрые дела хороши сами по себе, и учить о них полезно для людей.
Мы так неохотно благотворим и близки к мысли, что пожертвования разоряют нас. Поэтому мы нуждаемся в частом напоминании и убеждении, что, помогая другим, мы сами выигрываем. На тех, кто поливает елеем сострадания других, Господь прольет елей благословения. Прит.11.25 «Благотворительная душа будет насыщена». Благотворительная душа будет насыщена истинными наслаждениями и еще больше обогатится благодатью. Люди, обладающие чувством благодарности, будут благодарить нас при всякой возможности. В итоге мы будем стараться еще больше творить добра. Кто использует свои знания, чтобы научить других, сам будет наставлен Богом. Тому, кто имеет и использует то, что имеет, дано будет больше. Некий богослов заметил это и писал: «Как часто, когда мое сердце черствело и мертвело, благодать Божья оживляла меня и помогала сделать добро ближнему, особенно христианину». Каждый духовный дар и всякая добродетель умножаются при упражнении, а бездействие делает их бессильными. Помогая другим в нужде, мы поддерживаем доверие к нашей христианской религии. Дела милосердия украшают религию подобно тому, как плоды украшают дерево. Вы прославляете Бога, облачаете религию в венец и закрываете уста клеветникам, когда ваш свет светит «перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела» (слова Иисуса Христа). Василий Великий говорил, что в древние времена ничто так не помогало религии и не завоевывало больше последователей, чем щедрость и благотворительность христиан.
Люди навлекают на себя беду из-за того, что не берегут жизнь других людей и не помогают им в нуждах. Тогда Бог посылает тайную моль в их имущество. Пр.11. 24. «Другой сверх меры бережлив и, однако же, беднеет». Человек может богатеть, благоразумно распределяя то, что имеет. Может щедро жертвовать на дела благотворительности, и в то время обогащаться. Более того, богатство его может умножаться, как умножается зерно, когда сеется. Радостно используя то, что имеем, мы ободряем свой дух и более соответствуем цели нашей жизни. Важно: умножение наших богатств надо приписывать Богу. Он благословляет руку дающего и таким образом делает ее рукой приобретающей. Так сказано в 2Кор.9.20 «Давайте, и дастся вам». С другой стороны, человек может беднеть из-за собственной скупости, не растрачивая своего состояния и являясь сверх меры бережливым. Такой человек не помогает бедным, не обеспечивает семью свою всем необходимым и не ведет необходимые расходы для сохранения благ. И он, однако же, беднеет. Подобное поведение ограничивает изобретательность и трудолюбие людей, ослабляет их стремления, разрушает их доверие и лишает их Божьих благословений. В Притче 21 мы читаем об участи немилосердного человека. Прит.21.13 «Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить – и не будет услышан». Он «затыкает ухо свое от вопля бедного» когда тот вопит о своих нуждах и бедах. А если ему приходится выслушать его, его жалобы не тронут его. Он затыкает свои сосуды сострадания, и это равносильно тому, что он затыкает свои уши. Он сам окажется в стесненных обстоятельствах, которые заставят его возопить. Но люди не услышат его и воздадут так, как он воздавал другим. И Бог не услышит его, т.к. будет «суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2.13). Если бы бедных людей не было, немалая часть Библии была бы написана напрасно. Ибо в Библии много сказано о том, что мы должны сострадать и помогать бедным. Некий богослов выразился так: «Мы должны не только помогать, но и сочувствовать. Мы должны жертвовать роскошью ради удобства ближнего, своим удобством – ради нужды ближнего, своими нуждами – ради беды ближнего». Считайте и долгом и благословением служение бедным. Здесь также подразумевается, что мы должны хранить душу других, давая им мудрые советы относительно их души. По Закону, если человек встречал заблудившегося соседского вола или осла, то он должен был вернуть его хозяину (Исх.23.4). Тем более, видя блуждания души своего ближнего, мы должны использовать все средства, чтобы через покаяние вернуть его Богу.
Ап. Иоанн в своем Третьем послании предостерегает, чтобы не подражать плохому примеру и вообще всякому злу. 3Ин.11 «не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога». Не подражай нехристианским злым поступкам, но стремись к противоположному – к добру, чистоте и любви. Советы и предостережения не излишни и для добродетельных христиан. Вероятнее всего, что приняты будут те из них, которые приправлены любовью. Наставление «не подражай злу, но добру» дополняется объясняющими причинами. Кто делает добро искренно, находя в этом удовлетворение, тот от Бога, рожден от Бога. Делание добра доказывает наше счастливое сыновнее родство с Богом. А делающий зло, имеющий склонность к деланию зла, напрасно претендует или хвалится, что знает Бога.
Боже! Дай нам благодать прилагать все усилия для сохранения жизни и души других людей. Аминь.
пастор З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Ты через Библию призываешь нас делать добро всем, а наипаче своим по вере. Но при этом Дух Святой действует в нашем сердце, использует нас для помощи тем, кому плохо. Он дает нам возможность творить добрые дела, поддержать добрым словом, советом или кошельком просто так, ради Христа, без всякой задней мысли. Просим, помоги нам прилагать все усилия для сохранения жизни и души других людей. Благодатью Своей воспроизводи в нашем сердце сострадание и милосердие к другим. Дай нам всегда помнить, что наши добрые дела – это доверительные письма и свидетели нашей веры. Просим, помоги нам творить добро всегда и везде, отбросив корысть и расчет. И не делать никакого зла. Сохрани нас от греха, помоги нам прославлять Твое великое и святое Имя. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.