КОММЕНТАРИИ
на Послание к Римлянам
Введение
Послание к Римлянам писалось из Коринфа во время третьего посещения этого города апостолом Павлом в 60-м году по Р.Х. Павел писал его, намереваясь вскоре посетить Рим. Естественным представляется желание его заранее донести до римских христиан особо важные истины, открытые ему и через него. Послание предполагает, что верующие в Риме сами уже всё знают, поэтому оно написано как бы в напоминание им. Язык Послания – это разговорный язык его эпохи.
Коротко познакомимся с личностью получателя, чтобы с этой точки зрения иметь возможность понять как всё Послание, так и многие высказывания в нем. Нам известно, что император Клавдий изгнал христиан из Рима. После смерти Клавдия (54г. по Р.Х.) иудейство вновь получило свободную возможность для своего развития, поскольку жена Нерона Поппея интересовалась иудейской религией. Т.о., вскоре в Риме вновь появились иудейские общины. Уверовавшие в Иисуса Христа иудеи соединились вместе с обращенными к Иисусу язычниками, образуя новые общины. Так возникла в Риме христианская церковь. В этой церкви не могло быть и речи о какой-то сплоченной, единой общине. Римское право, касавшееся союзов, объединений, не терпело централизации. И поэтому в Риме не было организовано единой христианской общины. Может быть, только таким образом мы в состоянии объяснить тот факт, что слово экклесия – церковь не встречается во всем Послании. (Ст.1.7 «Всем находящимся в Риме возлюбленным Божьим»).
Коротко сообщим об авторе Послания – об апостоле Павле. Он в ту пору еще не был некоторой частью Библии, не являлся авторитетом. Поэтому он вынужден был считаться в Риме с некоторым недоверием, непониманием и, может быть, даже отвержением. Собственная жизнь автора, образ жизни и опыт его всегда определяет всё то, что он говорит. Наше понимание находится во взаимосвязи с нашей жизнью. Следовательно, никто не мог бы написать Послание к римлянам так, как апостол Павел. Всё то, о чем он свидетельствует здесь, обосновано его жизненным опытом. Павел был родом из Тарса Киликийского, а поэтому рос в эллинистическом окружении. В силу требования, чтобы каждый книжник разбирался в ремесле для того, чтобы он мог содержать самого себя, он обучался делу изготовления палаток. Затем изучал в Иерусалиме богословие. Он был страстным фарисеем. В его понимании Господь Иисус был богохульником и по праву казненным преступником. И те, кто веровали в Него как в Мессию Израиля, тоже были преступниками. Он считал, что слава Божья и честь Израиля требуют того, чтобы уничтожить их или принудить к тому, чтобы они собственными устами повторили проклятие синагоги на Иисуса (Деян.26.11). Но вот на пути в Дамаск он предстал перед фактом, что Иисус жив и поистине является Господом славы и Мессией. Он, ревнитель по Богу и славе Божьей, внезапно увидел себя разоблаченным как врага Божьего. Поэтому в дальнейшем невозможным оказались для него компромиссы между иудейством и христианством. Перед ним раскрылась на основании его собственного опыта сущность греха как вражда против Бога. Он пережил на собственном опыте, что Бог не уничтожает Своего врага, а милует его и призывает его к служению Себе. Теперь совершенно по-новому открылся перед ним Ветхий Завет. Итак, Послание написал человек таких радикальных познаний и опыта.
Вопросы Послания при их исторической определенности являются и нашими. И для нашей жизни и смерти это– вопрос всех вопросов: как достичь оправдания Божьего? Как мы должны относиться к Закону?
Глава 1
1.1 «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию». «Павел» Павел следует в Послании, т.е. в письме, стилю послания своего времени. По тогдашним обычаям, отправитель письма называет самого себя, а затем уже получателя письма и, наконец, произносит приветствие и доброе пожелание. Он в своих посланиях представляется по-разному. Церковь в Фессалониках, возникшая в результате Павлового благовестия, не нуждалась ни в чем более, кроме трех известных имен: Павел, Силуан и Тимофей. В Риме, однако, некоторые могли бы сказать: «А кто же этот Павел?» Во всяком случае, он «раб Иисуса Христа». «Рабами», или как говорится дословно «слугами» Христовыми могут называться все христиане. Но Павел еще значительно больший, нежели один из многих рабов Господних. Он является еще и «призванным апостолом – не каким-то самозванцем, руководствующимся собственными амбициями. Он был избран Святым Духом: Деян.13.2 «Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Что означает «призвание» – верующие в Риме знают по собственному опыту. Сами они являются «призванными Иисусом Христом» и «призванными святыми». Они знают, что не сами сделали себя таковыми, что их коснулось избрание и призвание Божье, даровав им соответствующее положение перед Богом. Они должны приобрести уверенность, что в Павле они встречают перед собой человека, который не сам призвал себя в апостолы. Призван он – бывший фарисей и гонитель. Теперь он стал тоже фарисеем, но нового рода. Он «избранный к благовестию Божию». Употребленное здесь слово «избранный» – греческое соответствие древнееврейскому «фарисей». Если некогда Павел сам себя избрал для того, чтобы строже и чище исполнять закон, то теперь он поставлен в особое положение Самим Богом
1.2 «Которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях». Благовестие издревле было предметом обетований и пророчеств Ветхого Завета. Ам.3.7 «ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв своей тайны рабам Своим пророкам». Поскольку часто проигрывает учение, заподозренное в новизне, апостол на древности основывает евангельскую веру. Как бы говорит: «Христос не пришел на землю вдруг и не принес с Собой новый вид учения, прежде неслыханного. Ибо Сам Он со Своим Евангелием обетован был и постоянно ожидался с самого начала мира». Но так как древность часто овеяна баснями, приводит свидетелей – пророков Божьих. И добавляет, что свидетельства их по закону записаны, и не где-нибудь, а в священных писаниях.
1.3 «О Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти». Две вещи следует искать во Христе, чтобы обрести в Нем спасение: божество и человечество. Божество содержит в себе силу, праведность, жизнь, сообщаемые нам через Его же человечество. Поэтому апостол говорит и о том, и о другом отдельно. То есть, что Христос был явлен в плоти, и что в ней Он провозгласил Себя Сыном Божьим. В соответствии с Божественной мудростью, следовало заранее объявить, в каком народе и в каком племени этого народа должен был возвеличиться Его Сын. Сначала Авраам получил обетование: «Благословятся в семени твоем все племена земные». А когда от его внука Иакова произошли двенадцать сыновей, двенадцать колен, Бог также открыл, какой из этих двенадцати станет родоначальником и наследником великого обетования: «Бытие 49.8-10 «Иуда, тебя восхвалят братья твои». В племени Иуды произошло еще одно ограниченное обетование. То, что апостол особо упоминает о роде и происхождении Христовом от Давида, вовсе не излишне. Потому что слова эти отзывают нас к обетованию, данному Давиду, и к пророческим обетованиям о том, что Сын Божий родится от дома Давидова. Напр., Ис.11.1-2 «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень». Иессей был отцом Давида. Это определение о том, что Христу надлежит родиться от Дома Давидова, было настолько общеизвестным среди иудеев, что все называли Христа Сыном Давидовым. Хотя неверующие не желали признавать таковым Иисуса из Назарета. Посредством этого определения Господь вновь дал признак истинного Мессии для укрепления верующих и для суда над неверными Иудеями. Которые отвергли Его и всё еще ожидают Христа, хотя они даже не сохранили своих родословий, из которых можно было бы доказать какое-либо происхождение от Давида, а тем более то, что родословная линия Давида всё еще существует на земле. Павел добавляет слова «по плоти», чтобы разумели мы Христа имеющим нечто большее, чем плоть. Вспомним, почему римский император должен был повелеть провести перепись всего народа именно в это время, когда надлежало родиться Иисусу. А именно, чтобы бедной незаметной девушке из Назарета пришлось отправиться в «город Давидов», Вифлеем. Благодаря этому путешествию из Галилеи в Иудею, стало известно и подтверждено, что Иисус родился от дома Давидова. О, как велик Бог! И ангел, возвестивший пастухам о рождении Христа, не должен был забыть добавить к своей вести: «Ныне родился вам Спаситель, Который есть Христос Господь», такие слова: «в городе Давидовом».
1.4 «И открылся Сыном Божьим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем». «И открылся Сыном Божьим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых». Слово, переведенное здесь как «открылся», происходит от слова, обозначающего границу и указывает, что тот факт, что Иисус есть Сын Божий, непреложно утвержден, подтвержден и установлен. То, что Он «по духу святыни» или по божественной природе является Сыном Божьим, подтверждено «через воскресение из мертвых». То, что рожденный от семени Давидова «по плоти», т.е. по человеческой природе является вечным Божьим Сыном «по Духу святыни», есть истина, скала, о которую бились и до сих пор бьются волны неверия, но о которую они также разбиваются во все времена. (Не хотят и не могут поверить в то, что Иисус из Назарета есть Сын Божий). То, что было непонятным даже для верующих до тех пор, пока Христос еще ходил в состоянии унижения, наконец, стало явным, когда Он воскрес из мертвых. С этого мгновения сердца апостолов также наполнились такой духовной силой, что они с радостью побежали навстречу самому тяжкому мученичеству за свое свидетельство. Вспомним слова ап. Петра в день Пятидесятницы: «Бог воскресил и соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли». И именно тот факт, что воскресение Христа, невзирая на печать Пилата и подкуп стражи гробницы, стало столь широко известным среди иудеев, был главной внешней причиной того, что единственная проповедь ап. Петра в день Пятидесятницы столь сильно уязвило такое множество сердец. Деян.2.41 «и присоединилось в тот день душ около трех тысяч». «Об Иисусе Христе, Господе нашем». Иисус – это греческое выражение, соответствующее еврейскому Иешуа и означающее «Иегова – Спаситель» или «Иегова спасает». Оно и стало тем именем, которое было определено с небес для Сына Божия, когда Господь Бог послал ангела Своего и повелел Иосифу: «Ты наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей своих от грехов их». О том, какое блаженство и утешение заключено в этом имени, все христиане будут размышлять в своих сердцах на протяжении всей жизни, а затем и в вечности. Христос – это греческий перевод еврейского слова «Мессия» – Помазанник. Это имя Сыну также дал Сам Бог (Евр.1.8-9; Пс.44.8; 2.2). Короче говоря: это имя является печатью, которую Господь Бог наложил на все дела Своего возлюбленного Сына ради нас. И Иисус Христос – наш Господь, говорит апостол Павел. Это означает, что мы не принадлежим самому себе, но искуплены Иисусом Христом «дорогой ценой» (1Кор.7.23), «не серебром и золотом, но Его драгоценной кровью» (1Пет.1.18-19). Поэтому мы должны принадлежать Ему и жить под властью Его как нашего истинного царя. Слово Господь семьдесят толковников переводили как имя Иегова. Итак, Сам Господь, Иегова, стал человеком, подобным нам. Теперь Он в утешительном смысле является нашим Господом. Он – наш, данный нам, и наш Господь, вождь нашего спасения, Который защитит нас от всех наших врагов. А также будет руководить и управлять нами по Своим собственным законам и Сам будет заботиться о нас во всех наших нуждах. Повсюду и в каждый миг мы можем говорить с Ним, взывать к Нему и получать от Него помощь во всем.
1.5 «Через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы». «Через Которого мы получили благодать и апостольство». Апостол говорит о том, что они получили благодать быть апостолом. Это два драгоценных дара. И именно таков их правильный порядок: сначала благодать, а затем служение проповедования той же благодати. Слово «благодать» в Библии означает, прежде всего, незаслуженное и вечное милосердие Божье, любовь и благоволение к недостойным. Но эта Божья благодать часто, также как и в этом фрагменте Библии, рассматривается как внутреннее состояние духовной жизни. Благодать – важное основное слово в учении о спасении. Если мы говорим о прощающей благодати Божьей, посредством которой человек принимается в завет с Ним, мы всегда должны знать, что эта благодать никогда не дается без Христа. Благодать является совершенной противоположностью всякого внимания к делам и заслугам. Вспомним стих: Рим.11.6 « Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело». Итак, благодать и долг здесь противопоставляются друг другу как полные противоположности. Там, где дается много благодати, существует большая опасность. Ибо если эту великую благодать презирают, приходит великий гнев Божий. Бог дал нам Своего Сына для примирения и дал нам милостивое приглашение прийти к Нему, соединиться с Ним и вместе с Ним обрести блаженство. Мы должны принять это с благодарностью. В Библии сказано: Пс.2.12 «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем». Презирать это Его предложение благодати во Христе – значит совершать грех восстания против Его величественной сущности. Именно это называется здесь «послушанием веры». «Чтобы во имя Его» - всё в этом послании посвящено тому, чтобы прославить Иисуса и чтобы люди познали, возлюбили и прославили Его имя. Лично у Павла особая цель – его Господь направлял к язычникам, чтобы «покорять вере все народы». Т.о. сущность христианства есть покорность вере. Оно заключается не в отвлеченных знаниях, но в послушании. Акт веры – это послушание нашего разума Божьему откровению. А результатом этого является послушанием нашей воли повелениям Божьим. «Все народы». В былые времена Бог позволял всем народам, кроме евреев, ходить своими собственными путями. Но ныне Он повелевает людям повсюду покаяться. Ап. считал, что не достаточно было назвать себя апостолом, не указав своих учеников. Апостолам дана общая заповедь проповедовать Евангелие во всем мире.
1.6 «Между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом». Рим – центр народов языческого мира, к которым Господь посылает ап. Павла. Сами римляне не являются полем его миссионерской деятельности. Сами они уже «призванные Иисусом Христом» и равноправно стоят с «призванным апостолом». Т.о., между ними и апостолом устанавливается еще более тесная связь. Поручение апостолов было двояким: во-первых, они должны были сделать все народы учениками, т.е. привести их к «послушанию веры». А, во-вторых, научить их соблюдать всё, что им повелел Господь (Мф.28.20). Находящиеся в Риме нуждались, по крайней мере, в последнем. И теперь он хотел это сделать в данном послании. Давайте же извлечем отсюда урок, поскольку даже апостол, имевший повеление проповедовать «всему творению», всё же приводит причину для своей деятельности в незнакомом месте. Отсюда мы узнаем, что не следует навязывать людям Слово Божье, не приводя причины для этого, но проповедник должен быть либо послан, либо призван.
1.7 «Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Здесь он завершает вступительную часть и приветствие этого послания. «Всем находящимся в Риме возлюбленным Божьим, призванным святым», т.е. всем, живущим в Риме, кто исповедует веру во Христа. Будь то язычники или иудеи по происхождению, из высшего или низшего сословия, свободные или рабы, образованные или необразованные. Во Христе Иисусе все составляют одно. Здесь отмечаются: 1. Привилегия христиан – они возлюбленные Божьи. Бог любит их не только всеобщей любовью, которой возлюбил весь мир, но особой любовью, как детей. 2.Обязанность христиан – они должны быть святыми. Они названы святыми, т.е. призваны быть святыми или людьми, отделенными от других посредством Божьего призвания, чтобы принадлежать Ему, быть Его новым народом завета. Слово «святые» обозначает таких людей, которые отделены для служения Богу, «освящены во Христе Иисусе». Такова основная черта народа Божия без исключения. Из Библии мы видим, что наименование «святой» дается всем людям, которые пребывают в соединении с Христом. При бесконечном разнообразии степеней зла и добра, существующих среди людей, тем не менее, всегда есть два больших основных класса. Все люди являются либо детьми Божьими, либо детьми дьявола. Все верные в Библии называются святыми и в очах Божьих являются святыми, и угодными лишь потому, что Христос свят и угоден Богу. Также совершенно верно, что люди, пребывающие во Христе, имеют в своих сердцах Святого Духа, Который ежедневно действует для того, чтобы освящать наш дух. «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Эти два слова «благодать» и «мир» охватывают всё спасение и всю христианскую жизнь. Ибо, как мы уже отмечали, в слове «благодать», во-первых, заключено всё незаслуженное Божье милосердие. Во-вторых, это слово охватывает всё то добро, которое Бог сейчас совершает в сердцах верующих. И то, что Он дает им Святого Духа, просвещающего их разум. Мир включает в себя все блага: мир с Богом, мир с собственной совестью, мир со всеми, окружающими нас. А благодать есть основание всего этого. В этом приветствии указано, кто является источником всех этих благословений: «Бог Отец наш и Господь Иисус Христос». Всякое даяние благое исходит от Бога как Отца. Когда мы приходим к Богу за благодатью и миром, то должны обращаться к Нему как к Отцу через Иисуса Христа как Посредника.
1.8 «Прежде всего, благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире». «Прежде всего, благодарю Бога моего». Это сердечная радость и благодарность Богу, Который так действует среди римлян. Хорошо, когда мы с благодарения Бога начинаем все. «Через Иисуса Христа» - все, что мы делаем, становится благоугодным Богу только через Иисуса Христа: как наши молитвы, так и благодарения. «За всех вас» - мы должны выражать любовь к нашим друзьям, не только молясь за них, но также благодаря за них Бога. «Что вера ваша возвещается во всем мире». Во всем известном нам мире или в Римской империи говорят о том, что в столице начали отвергать язычество и принимать Евангелие Христово. Куда бы ни приходил Павел, он всюду слышал добрые отзывы о христианах Рима. О чем он упоминает здесь не с той целью, чтобы дать им повод гордиться собой, но чтобы побудить их ревновать о соответствии тому, что о них говорили. Чем более высокую репутацию имеет верующий, тем более он должен стараться ее сохранить. «Во всем мире» -то есть по всей Римской империи, в пределах которой были рассеяны в свое время римские христиане, согласно указу Клавдия об изгнании всех иудеев из Рима. Хорошо быть известным своей верой в Бога. О вере римских христиан говорили и по причине их заметного положения. Всякий мог заметить, что творится в Риме. Те, на кого устремлено много глаз, должны поступать осторожно. Ибо обо всем, что они делают, доброе или плохое, будет известно.
1.9 «Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно вспоминаю о вас». С получением такого большого послания от Павла в Риме могли прозвучать вопросы: «Не важно ли для него лично познакомиться с нами и войти с нами в конкретную связь? Не отодвигает ли он нас в сторону, потому что мы уверовали не через него?». Поэтому Павел начинает свою следующую мысль таким сильным заверением: «Свидетель мне Бог». Как раз в Коринфе, в которой он пишет это послание, Павел постиг скорбь недоверчивой атмосферы. Он заранее хотел бы в Риме рассеять всякое недоверие. Поэтому он и говорит римлянам: я стою перед Богом, а перед Богом невозможно даже малейшая неправда и всякие выверты. Как представляется, апостол полагал, что римляне не могут поверить в то, что он, чужестранец, может проявлять такую заботу о них. Поэтому он привлекает Бога в свидетели того, сколь непрестанно он думает о них в своих молитвах. А для дополнительного доказательства того, что он привлекает Бога в свидетели не по легкомыслию, он добавляет: «Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его». С этим Богом я нахожусь в постоянной связи. Употребленное здесь Павлом выражение «духом моим» было тогда общепринятым, когда говорилось о выполнении религиозных и богослужебных обязанностей. Чтобы римляне поверили ему, что он не оставил их в стороне, он пишет, «что непрестанно вспоминаю о вас». Мы легко присовокупляем к слову молиться слово только. Только молиться, только ходатайствовать, нам кажется это слишком незначительным. Поэтому Павел, упоминая о своем ходатайстве за них, говорит, что он не только помнит их, но вспоминает их. Он молится о римлянах не только от случая к случаю. Слово «непрестанно» не значит, что он ничего не делал, как только молился, но что он соблюдал определенное время для исполнения этого долга и не отступал от него. Иногда бывает необходимо молиться за определенные церкви и города, не для того, чтобы информировать о них Бога. Но для того, чтобы воздействовать на самих себя. Мы, несомненно, будем иметь наибольшее утешение в тех друзьях, за которых больше всего молимся.
1.10 «Всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божья когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам». «Всегда прося в молитвах моих». Точнее, говоря не «всегда», а во всех молитвах. Молитвенное ходатайство – это служение и труд и потому оно должно происходить сознательно и планомерно. И нам надлежит, может быть даже с помощью какого-то списка, всегда просить в молитвах наших о многих душах и делах. Этим Богом, которому он так служит, он подтверждает, что непрестанно вспоминает о них, и всегда в своих молитвах просит Бога также и об успешном путешествии к ним. Здесь можно видеть еще одну черту образа истинного душепопечителя: всегда в своих молитвах просить о благе душ. Воистину, долг каждого христианина также состоит в том, чтобы так молиться друг за друга. «Чтобы воля Божья когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам» - выражения, употребляемые им здесь, говорят о том, что он очень хотел иметь такую возможность, и часто разочаровался в своих ожиданиях. И, тем не менее, он подчиняется Провидению. Наши поездки будут либо благоуспешными и утешительными, либо нет, в зависимости от того, согласованы они или нет с волей Божьей.
1.11 «Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему». «Ибо я весьма желаю увидеть вас» - он мог бы и, отсутствуя, укреплять их веру своим учением. Но, т.к. при личном присутствии поучение воспринимается всегда лучше, он и хотел присутствовать среди них в собственном лице. Цель же поучения изъясняет, чтобы показать: не для своей, но для их пользы желает он приехать к ним. «Чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему». Верующие в Риме должны были обрести возрастание в благодати, в вере, в любви и в духовной силе, благодаря посещению апостола, благодаря проявлениям его пламенного духа в речах, молитвах и делах силы. Особенно благодаря его проповеди и наставлению в тайнах Евангелия. Но апостол также должен был укрепиться и оживиться духом от созерцания деяния Божия среди них. Когда несколько верующих собираются вместе во имя Христа, жизнь духа становится сильнее. Павел намеревался что-то преподать. И это оказалось бы не смирением, а неправдой, если бы он не подчеркнул этого. Само собой разумеется, что опытный руководитель миссионерского дела может сказать многое и существенное и церкви в столице империи. К тому же он не говорит чего-то сам от себя, а лишь сообщает то, что сам принял в качестве «дарования». Подчеркивая это, он добавляет слово «духовное». Павел хотел бы таким образом сказать, что в Риме он не станет рассказывать о своих дарованиях и способностях, интересных событий из своей жизни. Но он предложит лишь то, что исходит непосредственно от жизни Божьей и от Его дел. «Некое дарование». Какое это дарование, обнаружится лишь в его конкретном общении с христианами в Риме. То, что ему предстоит преподать, должно укрепить римскую церковь. Все мы постоянно нуждаемся в подобном укреплении веры. Павел никогда не представлял себе своего путешествия в Рим таким образом, будто только он один будет говорить.
1.12 «То есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею». То, что слышал он об их преуспевании в благодати, так радовало его, что ему хотелось увидеть это своими глазами – утешиться с ними верою общею. Это утешительное явление, когда существует взаимное доверие между служителем и членами церкви. В церкви Божьей не бывает никто столь нищим, чтобы не мог он преподать нам нечто важное для назидания. Итак, в Риме должен состояться настоящий обмен верой. Это очень ободряет христиан, когда они могут поделиться своим духовным опытом. Каждый своей собственной верой укрепляет веру другого христианина.
1.13 «Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался придти к вам, - но встречал препятствия даже доныне, - чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов». «Не хочу … даже доныне». Апостол отмечает, что его усердие и любовь к людям, которым он писал, давно жили в его сердце, а не появились только что. И он не хотел оставлять их в неведении об этом. Ибо, когда души узнают, что они являются предметом заботы благочестивых людей, это оказывает на них пробуждающее и животворящее воздействие. Ап. Павел хотел, чтобы римляне знали, что проблема была не в нем. Препятствия мешали ему осуществить задуманное. Слова Павла о препятствиях надо понимать не иначе как то, что Господь нагружал его более важными трудами. Которые не мог он отложить без вреда для Церкви. «Чтобы иметь некий плод и у вас». Павел не хочет в Риме проводить дней только в братском общении и обменом мнениями. Он хочет трудиться и там приступить к благовестию. У Павла не было той ложной скромности, которая не напоминает о плодах. Он хотел иметь «некий плод». Плод в образе людей, приобретенных для Христа. Он заранее предполагает, что благовестие его принесет какой-то плод. Размера его он не знает наперед, поэтому он и говорит о неком плоде. О том, что случилось ему проповедовать среди разных народов, упоминает он для того, чтобы римляне не сочли обузой его приход, оказавшийся столь плодоносным в других местах. «Как у прочих народов». Деятельность апостола уже принесла обильный плод среди других язычников (Гл.15.19). Он, претерпев много страданий и много потрудившись, прошел значительную часть Сирии, Асии и Греции. Он еще не хотел отдыхать, он желал иметь некий плод и в Риме. Но до сих пор он сталкивался с препятствиями. Это произошло из-за необходимых трудов в других местах. Через некоторое время ап. Павел действительно пришел в Рим – но совсем иначе и при совершенно других обстоятельствах, нежели те, которые он себе представлял. Он пришел в Рим как узник, в оковах. Павел, самый верный из Божьих слуг на протяжении долгого времени молился об успешном путешествии, и каким оно стало! Порой Господь так поступает с самыми верными из Своих служителей. Однако молитва была услышана, путешествие было успешным для людей, принявших учение. Хотя апостол был связан, Слово Божье не было связано. И, благодаря чудесному Божию провидению, всё способствовало распространению Его Царства. Далее мы читаем о причинах, почему апостол не мог успокоиться в своей деятельности.
1.14 «Я должен и эллинам и варварам, мудрецам и невеждам». Ап. Павел объясняет, что же гонит его так неутомимо по миру. Ответ его: «я должен». Он был наделен дарами для того, чтобы приносить плод для славы Господа. Пусть же все, исполняющие служение Богу, осознают, что они не принадлежат сами себе, не могут поступать так, как они пожелают. Господь, призвавший их, однажды потребует у них отчета о том, как они исполнили Его поручение. Когда нами овладевает желание иметь много, мы должны помнить о том, что всё полученное нами делает нас должниками. Ибо мы только управляющие имением, принадлежащим Господу. Павел употреблял свой талант, трудился на своем поприще и делал так много, как никто другой. Мы находим его исполняющим свой долг, как в проповеди, так и в посланиях. Делающим добро как эллинам, так и варварам и рассуждая с каждым по его способностям. (Всех тех, которые не понимали, не говорили на господствующем в мире греческом языке, называли «варварами», хотя это слово тогда еще не обозначало «дикий», как сегодня.) Греки воображали о себе, что обладают монополией на мудрость и делили людей на мудрецов и невежд. Павел тоже не отрицает различия между людьми. Но для «должника» эти различия не существенны. Церковь Христова и каждый ее член, как и Павел, обязаны возвещать Евангелие каждому человеку. Это – возмещение долга, которое должно совершаться постоянно и беспрекословно.
1.15 «Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме». «Итак, что до меня». Поскольку он должен всем людям служением своим, он также готов прийти и в Рим. Он не смотрит ни на что другое, кроме своего долга. Это является примером, над которым следует задуматься всем христианам. Часто мы беспокоимся больше об успехе дела или о последствиях, о том, что нам нужно делать, чем о Божьих повелениях. Мы забываем о том, что приличествует нам: делать лишь то, что Он заповедал. Ап. считал подобающим служению своему сеять среди них Евангелие, чтобы собрать плод для Господа. И желал соответствовать призванию Господню, насколько это позволялось ему Самим Господом. «Я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме». Павел готов был рисковать своей жизнью в Риме, если это потребуется. «Я готов» – это означает готовность души и то, что он очень ревновал об этом. Всё, что Павел делал, он делал не из побуждений корысти, но от готовности сердца. Нам хорошо известно из опыта своей жизни как легко мы говорим об Иисусе в некоторых кругах людей, а в других местах мы молчим, чувствуем себя чуждыми среди окружающих нас. И даже стыдимся Евангелия в среде этих людей. Это замечается даже в среде служителей Слова. Может быть, и с Павлом происходило нечто подобное. Тем не менее, он готов был служить и в Риме.
1.16 «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия к спасению всякому верующему, во-первых, иудею, потом и эллину». Здесь начинается новый раздел послания. После того, как в предыдущих пяти стихах апостол представлял вступление к своему посланию, здесь он в кратких, но содержательных выражениях описывает основную тему первых одиннадцати глав, а именно – великое и главное учение о том, как человек обретает спасение. «Ибо я не стыжусь благовествования Христова». Можно спросить, почему апостол выступает с таким заявлением, ведь Евангелие не является чем-то постыдным. Оно дано Богом с небес и, следовательно, оно – самое почтенное из того, что есть на земле. Почему же апостол тогда говорит, что не стыдится его? Несомненно, потому, что люди имеют обыкновение стыдиться его. Апостол намекает на то, что Евангелие презираемо в мире. Тот, о Ком он благовествует, был Человеком, казненным на кресте. Его учение было простым, мало привлекательным для ученых. Исповедующие Его были, главным образом, людьми низкого сословия и презираемыми. Тем не менее, Павел не стыдился его. С обоснования этого смелого заявления начинает Павел свое рассуждение об оправдании. В том состоит превосходство Евангелия, что оно открывает нам спасение верующих как цель благовествования. В наше время ученики Христа всегда составляют меньшинство, обращенных душ лишь малое число, а мир, который хулит их, задает тон и составляет уважаемое большинство. Можно легко понять, что существует сильное искушение стыдиться Его и Его Слова. «Оно есть сила Божья к спасению». Эти слова указывают на то, что имел в виду апостол, когда объявил, что он не стыдится Евангелия. Некоторые во времена ап. Павла считали, что Евангелие – это слово немощи. Мы видим, что оно поддерживается Богом – Духом Святым. Без силы Божьей Евангелие было бы лишь мертвой буквой. «Всякому верующему». Когда апостол говорит, что Евангелие есть сила Божия к спасению, он при этом делает это краткое добавление. Т.о., он не говорит, что Евангелие есть сила Божья к спасению всем людям, слушающим его. Некоторые спрашивают, почему они не находят никакой силы Божьей? Они никогда по-настоящему не веровали. Они либо еще остаются духовно мертвыми детьми мира сего, либо они проходят мимо великой проповеди Евангелия и считают, что всегда веровали, тогда как в действительности они лишь не сомневались в истине. Всё упование и стремление их сердца было направлено на свои собственные дела. Апостол заметил, что он не везде трудится действенно, но лишь там, где Святой Дух просвещает сердца, он и добавляет эту фразу. «Во-первых, иудею, потом и эллину». Под именем эллинов апостол здесь понимает всех язычников. Этими двумя словами он называет всех людей вообще. Благодаря этому установлению Христа должны были не только исполниться пророчества. Но Господь таким образом хотел показать, насколько велика и свободна благодать и любовь Его сердца, которая возвещается в Евангелии. Поскольку эта благодать должна была быть предложена сначала тем людям, которые пролили Его кровь. Тем самым Он хотел показать, что Евангелие должно быть проповедано величайшим грешникам. Из этого мы видим также богатство и совершенство Его примирения.
1.17 «В нем открывается правда Божья от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет»». «В нем открывается правда Божья». Апостол объясняет, почему Евангелие есть сила Божья к спасению. Он говорит: причина в том, что Евангелие открывает праведность Божью, без которой никто не может спастись. Мы нуждаемся в праведности, в которой могли бы явиться перед Богом. Согласно объяснению самого апостола, в особенности в главе 3.21-22, эта Божья праведность, которая открывается через Евангелие, есть дарованная нам Богом заслуга Христа, которая вменяется верующим. И которая поэтому называется Божьей праведностью, поскольку она дается Самим Богом. А значит, лишь она одна действительна перед Богом. В пятой главе эта праведность описывается еще подробнее, как великий дар многим людям по благодати через Иисуса Христа. Когда человек в грехопадении потерял всю свою собственную праведность и всякую способность быть праведным перед Законом Божьим, и как таковой должен был стать осужденным навеки, Бог по Своему великому милосердию принял это милостивое решение: Самому приобрести для человека праведность. Такая праведность должна быть принята им через веру. И когда это происходит, благодаря этой праведности он становится свободным от всякой вины, и записан на небесах как наследник вечной жизни. Апостол не говорит, что она возникла или начала усваиваться людьми лишь во времена Евангелия. Агнец Божий был известен в Ветхом Завете. Здесь говорится лишь о том, что ее (Божьей праведности) высшее и совершенное откровение произошло через Евангелие. «От веры в веру». От первоначальной веры, ставящей нас в положение человека оправданного, к последующей вере, которой мы живем и сохраняем в этом положении себя. От веры, посредством которой мы прививаемся к Христу, к вере, с помощью которой мы получаем силу от Него как от нашего корня. «Как написано, «праведный верою жив будет»». Апостол доказывает праведность по вере отрывком из книги пророка Аввакума 2.4. Итак, здесь не появляется никакого нового учения, на что апостол косвенно указывал в стихе 2. Ибо Бог во все времена оправдывал людей одинаково. Все люди, когда-либо ставшие праведными перед Богом, были оправданы через веру во Христа. Об этом в Евр. 11.4 говорится уже о втором сыне Адама – Авеле. А поскольку этот единственный путь оправдания и спасения открывается через Евангелие, можно понять, почему лишь оно есть сила Божия к спасению. Некоторые считают, что всякое утешительное слово о Боге и Его благодати является Евангелием. Как только они слышат, что кто-нибудь говорит утешительно, они утверждают, что он говорит по-евангельски. Это опасное заблуждение. Нет числа тем людям, которые с подобным упованием на благодать Божью вошли в вечное осуждение. Евангелие – это конкретное и определенное слово о пути к спасению.
1.18 «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою». Здесь начинается третий раздел данной главы, в котором апостол намеревается доказать, что все люди пребывают под грехом. И, в соответствии с божественной справедливостью, осуждены на погибель. Посредством этого доказательства он подготавливает основную и главную тему послания, а именно – весть Евангелия о единственном пути спасения, об Иисусе Христе и Его примирении. Здесь апостол объясняет, что господствует над теми людьми, которые не имеют Евангелия. «Ибо открывается гнев Божий с неба». Гнев Божий обозначает в Библии, во-первых, Его святое и ужасающее недовольство грехом, Его серьезное усердие и решительность в наказании греха. Во-вторых, гнев Божий обозначает сами суды, которыми Господь посещает грешников. Ведь этот гнев Божий уже часто открывался на земле: смерть человеческого рода, всемирный потом, уничтожение Содома и Гоморры, разрушение Иерусалима и рассеяние иудеев и т.д. И вообще ужасающая строгость, с которой в Ветхом Завете наказывались преступления против Закона. Гнев Божий из-за греха был явлен особым образом в ужасном страдании и смерти Иисуса Христа, нашего Искупителя. Но, наряду со всем этим остается еще такое откровение гнева Божия, что при мысли о нем мы можем сказать, что до сих пор гнев Божий был сокрыт. Настанет день, в который явится гнев Божий в высшем смысле слова (2Фес.1). «На всякое нечестие и неправду человеков». Бог ненавидит всякий грех, но гнев Божий откроется лишь на нечестие и неправедность. Всякий грех является отклонением от Закона и преступлением против святой воли Божьей, но нечестие является чем-то иным. Итак, «нечестие» – грех против Бога, а «неправда» – грех против ближнего. Слово «нечестие» указывает на то, что человек не воздает честь Богу, не почитает и не боится Его. Из такого принципа вытекает всяческая неправедность, когда и в делах люди свободно преступают Божьи заповеди. Не делают того, что они должны делать по отношению к Богу, самим себе и своим ближним. «Подавляющих истину неправдою». Для совершения нечестия и неправды требуется подавлять истину неправдой, т.е. сдерживать известные требования истины к своему сердцу. Не допускать истину в свой разум и свои мысли, чтобы обрести свободу в грехе и неправедности. Именно это является подлинной причиной осуждения. Вспомним слова Господа Иисуса Ин.3.19 «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы». Здесь мы вновь видим, что ответственность человека и осуждение предполагает, что он знает что-то о Боге и Его воле, но преднамеренно поступает вопреки им. Он держит истину как пленника, чтобы она не оказывала влияния на него. Т.о., суд Божий справедлив.
1.19 «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им». «Ибо, что можно знать о Боге». Так называет апостол то, что подобает или полезно знать о Боге. Разумеет же под этим всё, относящееся к славе Господней или же всё, что должно побуждать нас к прославлению Бога. Этими словами апостол дает понять, что наш разум не способен постичь Бога таким, каков Он есть. Но мы имеем некий способ познания, которым и должны довольствоваться люди. Философия Пифагора, Платона и стоиков обнаруживает большие познания о Боге, чему имеется очень много свидетельств. «Явно для них, потому что Бог явил им» - благодарение Богу, есть нечто, что мы можем знать о Нем. И этого вполне достаточно для того, чтобы привести нас к главной цели – к прославлению Его и наслаждению Им. Открытое принадлежит нам и детям нашим, а в сокрытое нам не следует проникать.
1.20 «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны». Даже язычники имеют так много знания о Боге, что они остаются без извинения. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество». Сила Бога и Его Божество сами по себе невидимы. И в то же время они ясно видны по их проявлениям в природе. Бог открывает совершенное Им и являет в нем Свою силу и Свое Божество. Люди познали Божество, по крайней мере, в такой степени, что этого было достаточно, чтобы удержать их от идолопоклонства. И эту истину они подавили неправдой. «От создания мира». Это можно понимать либо: 1. Как относящееся к предмету, откуда черпается познание. Чтобы познать истину, надо обратиться к делу сотворения мира. 2. Как относящееся ко времени начала творения. Знания о Боге, полученные через природу – это не какие-то современные открытия, но древние истины. Истина предшествовала заблуждению. «Через рассматривание творений видимы». Творения не могли появиться сами собой. Следовательно, они должны иметь какую-то первопричину, должны быть созданы каким-то разумным существом. А таковым мог быть не кто иной, как только вечный всемогущий Бог. Разнообразие, красота и гармония творений, сложное строение их – все это является достаточным доказательством существования Бога-Творца. «Так что они безответны». Из сказанного выше легко выводится, что люди не могут привести на суде Божьем какое-либо оправдание, чтобы не подвергнуться осуждению. Господь в прошлых поколениях оставил народы в неведении, но не оставил людей без свидетельства о Себе. Отсутствие духовного света у людей уже было справедливым наказанием за презрение к тому, который был им дан.
1.21 «Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце». «Но как они, познавши Бога, не прославили Его». Апостол указывает на то знание о Боге, которым они обладали, благодаря только что упомянутым средствам, и благодаря Закону, записанному в их сердцах. Наш грех состоит не только в том, что мы нарушаем Божьи заповеди. А в том, что мы не воздаем живому и святому Богу славы, которая Ему полагается. И не приносим Ему благодарности, которой Он заслуживает. Здесь мы узнаем, насколько серьезно Бог требует от человека, чтобы он прославлял Его в той мере, насколько он знает Его. Даже если мы знаем Его лишь как мудрого и всемогущего Творца, Он хочет, чтобы мы поклонялись Ему как таковому. Уже тогда мы обязаны воздать Ему почитание и послушание. Павел прибавляет слова «как Бога». Речь здесь об особой и своеобразной славе, которая может быть единственно уделом Того, Кто является Богом. И поскольку люди не признали в Боге Его атрибуты (вечность, благость, премудрость, праведность и т.д.), но измыслили какие-то пустые фантазии, заслуженно говорится о них, что лишили Бога Его славы. И ап. не без причины добавляет, что они «не возблагодарили» Бога. Нет никого, кто не был бы обязан Богу за Его бесчисленные благодеяния. «Но осуетились в умствованиях своих». До такой степени покрылось мраком их глупое разумение, что ничего не может постичь правильно. В том и состоит неправедность, что семя правого познания подавляют они своей превратностью. Они имели достаточно знания об общих истинах (ст.19), но не имели разума, чтобы применить их на практике. В своих понятиях о Боге, о творении мира, о происхождении человека, о высшем благе и т.д., они оставили ясную истину. Предались бесконечным спорам, пустым выдумкам и бесконечным фантазиям. «И омрачилось несмысленное их сердце». Омрачилось из-за слепоты их разума. Безумие и практическое нечестие омрачает и затемняет сердце.
1.22 «Называя себя мудрыми, обезумели». Нет никакого греха и нечестия, против которого Бог во все времена не проявлял бы столь сильного гнева, как против этого, который и представляет собой подлинный грех восстания против Бога. А именно: падший человек воображает, будто он либо мудр, либо праведен. В Израиле не было никакого греха и нечестия, против которого Господь Иисус не вел бы столь упорной борьбы, как против воображения книжников и фарисеев. Воистину, «Бог гордым противится» (1Пет.5.5). А когда Бог противится тем людям, которые считают себя мудрыми, это происходит таким образом, что Он позволяет им «обезуметь». История свидетельствует, что люди, считающие себя всезнающими, знающими даже Самого Бога, предавались фантазиям в попытках сформировать свое понятие о Боге. Впадали в наиболее грубые и абсурдные формы заблуждения. И это было справедливым наказанием им за их гордость и самообольщение. Было отмечено, что наиболее развитые народы, претендовавшие на самую высокую мудрость, были самыми безумными в религии. Так, варвары поклонялись солнцу и луне. И это было самым благовидным из всех видов идолопоклонства. В то время как образованные египтяне поклонялись быку и луковице. Греки, превосходившие их в мудрости, поклонялись человеческим страстям. Проповедь апостола Павла о Христе нигде не подвергалась таким насмешкам, как в среде образованных афинян, воображающих о себе, что они мудрые (Деян.17). Римляне поклонялись фуриям. Т.о., «мир своей мудростью не познал Бога» (1Кор.1.21).
1.23 «И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся». Человек так устроен, что он не может жить, не имея ничего, к чему бы он мог прилепиться, чему бы мог довериться. Как раз это нечто и должно быть живым Богом. Здесь указывается на то безумие, что все захотели вдруг изобразить для себя Бога, чем выдали безумие и грубость своих представлений о Нем. И в конечном итоге спустились до животных. Они обожествляли самые презренные творения и представляли Бога в виде этих творений. Величайшей честью для человека было то, что Бог сотворил его по образу Своему. А человек оказывает величайшее бесчестие Богу тем, что творит себе Бога по образу человеческому. Это в стихе 25 называется «заменять истину Божью ложью». Многие религии признавали Бога высшим Божеством, но, в сущности, бесчестили Его. Само их поклонение твари было грехом, но они усугубляли его еще тем, что твари поклонялись более чем Творцу. Более оказывали благоговейного почтения своим низшим божествам, считая всевышнего Бога недоступным. В этом заключалось главное нечестие языческого мира. Даже самые просвещенные из них, признававшие всевышнего Бога, поступали по обычаям окружающих их людей.
1.24 «То и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела». Здесь читаем о судах Божиих за идолопоклонство. Это были не столько материальные суды, сколько духовные – предание самым грубым и противоестественным похотям. «То и предал их Бог». Предал их Бог согласно Своему праведному суду справедливому наказанию за их идолопоклонство. Бог убрал узду сдерживающей благодати, предоставил их самим себе. Но не только для того, чтобы оставить их самих по себе, но также, чтобы преподать им урок. Вспомним стих Иак.1.13 «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого». Но сила греха в человеке настолько велика, что если только Бог оставит его, он тотчас будет ввергнут во всякий грех и стыд. Если бы Бог Своим всемогуществом и различными естественными препятствиями не сдерживал этого греховного потока, весь человеческий род погиб бы из-за неумолимого зла. Люди быстро уничтожили бы других и самих себя. Даже там, где не действую силы благодати, Бог в Своей всеобщей отеческой заботе о роде человеческом установил некоторые естественные препятствия и пределы для разрушительного зла. Такие, как естественный разум, страх перед позором и вредом, забота о собственной пользе, уважение к самому себе и т.п. Наряду с этим Он всегда посредством Своего всемогущества направляет и сдерживает это губительное зло. Итак, за нечестием последовали его плоды, в которых можно усмотреть явные знамения Божьего гнева. Поскольку ничто так не важно для нас, как собственная честь, в том и выражается самое подходящее наказание за оскорбление божественного величия, что бесчестили они самих себя. Ап. пользуется словом «предал». Слово это сильно искажают те, кто думает, что лишь по попущению Божию впадаем мы в различные грехи. Поскольку сатана есть служитель гнева Божия, и как бы исполняет роль палача, то не по молчаливому согласию, а по прямому повелению Бога ополчается он на нас. «В похотях сердец их». Чтобы они были отвращены ими, и уводились ими в сторону. Те, кто бесчестил Бога, предаются тому, чтобы бесчестить самих себя. Нет большего рабства, которому может быть предан человек, чем рабство своим собственным похотям. «Нечистоте, так что они сквернили сами свои тела». Те, кто не хотел обращать внимания на указания света природы, побуждавшие хранить честь Бога, справедливо лишаются более грубых инстинктов, охраняющих честь человека. Конкретные примеры их нечистых и постыдных страстей – противоестественные похоти, каким славились многие язычники. Возможно, ап. Павел имеет в виду особенно те мерзости, которые совершались язычниками в связи с их поклонением идолам. Как много мы обязаны сдерживающей благодати Божьей.
1.25 «Они заменили истину Божью ложью и поклонились и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь». Идолы – это ложь, ибо они изображают Бога в телесном виде, тогда как Он является Духом. Этими словами ап. характеризует и современного человека, который высокомерно мнит себя превосходящим всякое идолопоклонство. Этим он задевает и часть нынешнего «христианства». Они создали себе милостивого Бога, тогда как Он не является таким, каким они сделали Его себе. Упрек Павла касается и атеиста – у него свой Бог. Если человек в своем отрицании Бога не хочет обрести своей опоры в Творце, тогда он вынужден обожествить какую-то часть творения и поставить ее вместо Бога. «Который благословен во веки, аминь». К этому можем добавить: Которым (Богом) все Его дети благословлены.
1.26 «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным». «Потому предал их Бог постыдным страстям» по причине идолопоклонства. Ап. возвращается к тому, что прежде возвещал о мщении Божьем. Люди не только развратились до состояния животных, но и пали ниже их, извратив весь природный порядок. «Постыдными» же называет он те страсти, которых следует стыдиться даже по человеческому мнению. «Женщины их заменили естественное употребление», т.е. общение с мужчинами в супружеской жизни. «Противоестественным» - он не раскрывает подробностей этих отношений. Поэтому мы не можем сказать точно, имеется ли здесь в виду злоупотребление друг другом или порочные отношения с демонами или животными. Велик и славен Бог! Он не мог наложить более подходящего наказания на тех людей, которые из-за своей воображаемой мудрости презирали Его истину, превратив их в явных безумцев. Они унизили образ Божий, превратив его в подобие животных, поэтому унизили самих себя до скотского состояния под влиянием более чем животных страстей и пороков.
1.27 «Подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение». Мужчины тоже не в силах сдержать переполняющее их плотское стремление. Те, кто по злобе своей закрыл глаза, чтобы не видеть свет Божий и славу Его, заслужили быть слепыми и не видеть, что им полезно. Заметим, что и в христианском мире также заметны следы того же Божьего наказания для презирающих Его. Если предание постыдным порокам является уже Божьим наказанием, оно в то же время является лишь прелюдией к чему-то еще более ужасному. А это наступит, если прежде не произойдет полного покаяния.
1.28 «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства». «И как они не заботились иметь Бога в разуме». Ослепление их разума было вызвано сознательным отвращением их воли и сердца от Бога. Они относились пренебрежительно к знаниям о Боге. Они не хотели ничего знать и не хотели ничего делать, кроме того, что им нравилось. Существует много людей, имеющих Бога в своем разуме, но не сохраняющих Его в нем, потому что это противоречит их похотям, не нравится им. Есть разница между знанием и признанием Бога. «То предал их Бог превратному уму делать непотребства». Бог ниспослал на них наказание и осуждение. В ответ на их сознательное упорство в пренебрежении истиной Бог предал их извращенным намерениям, склонности ко всему превратному и искаженному, превратному уму. «Превратный ум» – это ум, лишенный здравого смысла и рассудительности, способности различать одно от другого в духовных вопросах. «Делать непотребства» - с первого взгляда может показаться, что в этой фразе подразумеваются незначительные грехи. Но в действительности она выражает нечто крайне гнусное, то, что не подобает, не приличествует человеку, что противоречит как свету природы, так и законам природы. Ниже прилагается черный список тех непотребных дел, в которых были виновны язычники, преданные превратному уму. Нет такого ужасного порока, противоестественного, противоречащего законам общества и всем интересам рода человеческого, с которым бы не соглашался превратный ум. История тех времен показывает, что грехи, упоминаемые в этом списке, были весьма распространенными, господствующими среди языческих народов.
1.29-31 «Так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы». «Так что они исполнены всякой неправды». Те грехи и пороки, которые здесь перечисляются, властвовали над ними без противодействия. Неправедностью и грехом наполнены как их сердца, так и их жизнь. В этих стихах перечисляется не менее чем 23 разновидности грехов и грешников. Перечислены грехи, как против заповедей первой скрижали, так и второй скрижали Десятисловия. Приведем грехи против заповедей первой скрижали. Богоненавистники – каждый грех содержит в себе ненависть к Богу, но некоторые грешники более открыто и явно выступают как враги Божьи, чем другие. Гордецы и самохвалы – состязаются с Самим Богом и надевают на свои собственные головы венцы, которые им следовало бы повергнуть перед престолом Божьим. Приведем из грехов против заповедей второй скрижали. Блуд – здесь это слово используется в самом широком смысле. Мы также знаем, что язычники не только всегда считали этот грех невинным, но он составлял часть их богослужения. Лукавства, т.е. того ожесточения души, в котором человек стремится причинить другим вред без какой-либо причины, кроме самого желания навредить. Корыстолюбия – когда человек охвачен и руководствуется желанием лишь приобрести и обладать, невзирая на свои действительные потребности того положения в жизни, которое он занимает. Злобы, т.е. злопамятности, которая охотно совершает злые дела и отмщения. Полны зависти – зависть, т.е. дух тьмы в человеке, когда он вовсе не любит ближнего своего как самого себя. Напротив, он страдает от успехов или благополучия других людей. Убийства – в греческом языке зависть и убийство выражаются настолько похожими словами, что само сходство наименования указывает на родство, существующее между этими понятиями. Ссор, т.е. споров о словах ради тщетной славы, а не ради истины. Коварства – когда человек под видом честности стремится обмануть своего ближнего. Сплетники – собственно говоря, шептуны, т.е. такие люди, которые в тишине доверительно рассказывают что-то плохое о своем ближнем без какой-либо цели любви, просто по склонности. Это один из самых ядовитых способов лишить своего ближнего его доброго имени и репутации. Поскольку при этом тайный клеветник сам избегает неудобства и не дает отчета, оклеветанный не имеет возможности ответить. И т.д.
Есть здесь два греха, не входящие в Десятисловие – изобретательность на зло и безрассудство. То есть мудрые делать зло и не имеющие рассудительности, чтобы делать добро. Они очень быстры на греховные изобретения и, в то же время, не разумеют того, что угодно Богу. Это должно смирять нас всех, ибо каждое сердце по природе содержит в себе семена и зародыши всех этих грехов. В заключении апостол говорит о том, что усугубляло их грехи – ст. 32.
1.32 «Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют». «Они знают праведный суд Божий». Под судом Божьим подразумеваются требования Его справедливости. Апостол говорит, что суд Божий справедлив даже по отношению к язычникам. Они имеют естественный свет, освещающий качества Бога. У них есть закон, записанный в их сердцах. Они знают, что «делающие такие дела достойны смерти», вечной смерти. Их собственная совесть не могла не свидетельствовать им об этом. И, тем не менее, они осмеливались их делать. «Не только их делают, но и делающих одобряют». Под давлением сильного искушения человек может совершить грех, и его развращенная наклонность может находить в нем удовольствие. Но одобрять грехи других – это значит любить грех ради самого греха. В этом суть вопроса: они одобряют зло. Именно это всегда является отличительной чертой нечестия. Это является признаком предания безрассудному уму, постигшего язычников. Когда человек не полностью предан греху, хотя он и сам совершает грех, он всё же склонен порицать его в своем разуме и порицать его всеобщее совершение людьми. Но когда дело доходит до того, что он берет под защиту совершение грехов, как поступает нераскаявшийся мир со своими общераспространенными грехами, это является признаком полного восстания против Бога и Его божественного величия. В этом случае собственные наши грехи становятся особенно тяжкими. Все это позволяет судить о том, что языческий мир не в состоянии был оправдаться перед Богом какими-нибудь своими собственными делами. Совершенно противоположным образом обстоит дело среди богобоязненных людей. Они порицают свой грех, он причиняет им тяжкое мучение и тревогу (Глава 7.15-25). Т.о., осуждение нечестивых людей Богом вполне справедливо.