КОММЕНТАРИИ
на Послание к Римлянам
Глава 2
Павел показал нам скверный языческий мир. Над ним тяготеет гнев Божий. Им нужно проповедовать покаяние и обращение, им нужно возвещать спасительную силу Божью. Здесь показано, что иудеи, обладавшие таким знанием об истине, судили и осуждали других. Но они должны быть без извинения, поскольку они совершали те же самые грехи, которые осуждали. А Бог будет справедливо судить всех людей по мере их знания о Нем и их преднамеренного согрешения против Него. Внешние преимущества, которыми обладали иудеи, не освобождали их от суда. Итак, Бог будет судить как иудеев (верующих христиан), так и язычников на основании одних и тех же принципов справедливости.
2.1 «Итак, не извинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же (судом), каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же». Для того чтобы понять, какую связь могут иметь эти слова ап. Павла с темой данной главы, надо знать и помнить следующее: ап. пишет общине в Риме, где, полагают, имело место смешение язычников и иудеев. Последние из-за своих преимуществ (обладали Законом Божьим и знанием об истинном Боге) имели обыкновение осуждать и презирать другие народы, которые не обладали этим знанием. И более открыто и свободно жили в грехе, чем они. Т.к. в главе 1 ап. вывел на свет дня грубую слепоту и греховную жизнь язычников, тем самым было дано новое побуждение для старого самодовольства и осуждения со стороны иудеев. Тогда и настало самое время для того, чтобы указать им на эту их общеизвестную черту. И показать, к чему осуждение привело их самих. «Итак, не извинителен ты, всякий человек, судящий другого». Павел говорит: я теперь показал, что именно знание о Боге и Его воле и о предосудительности греха (1.19,21,32) приводит к тому, что грешник остается без извинения. Судящий других грешников тем более должен оставаться без извинения, когда сам совершает те же самые грехи, которые он осуждает. Ибо посредством своего осуждения он сам выражает знание о Божьем справедливом суде над грехом. Ап. вышеприведенный отрывок относит особенно к иудеям. Именно к ним применяет следующее обвинение: «как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» Иудеи смотрели с большим презрением на язычников, хотя и сами были плохими, безнравственными. Если даже не идолопоклонниками, как язычники, то святотатсвующими (ст.22). Поэтому «неизвинителен ты». Если язычники, имеющие только свет природы (ст.1.20), были неизвинительны, то тем более иудеи, которые имели еще и свет Закона. Потому и неизвинительными считает он людей, что, зная Божий суд, они, тем не менее, преступают закон. «Всякий человек, судящий другого». Какая жуткая ситуация! Вот стоит человек, как судья, перед другим человеком и собственноручно, самоуверенно подписывает ему приговор. Не сознавая, что именно так подписывает он приговор и самому себе. Ап. хочет сказать: «Дважды достоин ты осуждения, ты, который подвержен тем же порокам, которые отмечаешь и осуждаешь в других». Ты «человек», всего лишь человек. Ап. здесь атакует самодовольство, самоуверенность и
лживость сердца критиков всех времен. Плотское осуждение чего-либо, что еще не очевидно, само по себе является грехом (1Кор.4.5; 1Тим.5.24), посредством которого человек покушается на право Бога судить (Рим.14.4; Иак.4.12). Но подлинная цель апостола в этом месте, как мы видим из целостного контекста, состоит в том, чтобы пробудить и сокрушить грешников из всех народов, и таким образом подготовить их сердца к принятию благодати. Ранее он доказал, что язычники остаются без извинения (1.20), теперь он начинает с того же самого слова, обращаясь к иудеям: «Итак, не извинителен ты, всякий человек, судящий другого». «Ибо тем же судом … ». Перефразируем слова апостола: «Ты действительно можешь думать, что суд Божий не будет одним и тем же для всех людей, которые совершают один и тот же грех и имеют одно и то же отношение?» Хотя между людьми, совершающими одни и те же грехи, в самом деле, нужно проводить различие. Но лишь в том, что люди, имеющие более ясный духовный свет, должны получить более суровый приговор (Мф.10.14-15; 11.21-24). Если тебе, судящему других, дано больше, тогда от тебя и потребуется больше (Лк.12.48). Пусть же каждый христианин задумается об этом. Себялюбие часто настолько ослепляет нас, что, хотя мы правильно осуждаем грех у других людей, как неугодный Богу и достойный осуждения, но мы делаем исключение для самих себя. Как будто Бог не судит всех людей на одних и тех же основаниях. Это огромный самообман.
2.2 «А мы знаем, что по истине есть суд Божий на делающих такие дела». «А мы знаем, что по истине есть суд Божий». «А мы знаем», т.е. у всех нас есть представление о том, что справедлив суд Божий для делающих такие дела. Хотя из-за себялюбия мы не можем правильно применить его к самим себе. Суд Божий совершается «по истине», неподкупно, безошибочно, определяясь только фактами. Суд Божий совершается в соответствии с истинным состоянием человека и в соответствии с различным положением каждого человека (ст.12). Очи Божьи видят и испытывают действительное внутреннее состояние человека, его отношение и подлинное состояние души. Особенность Божьего суда состоит в двух вещах: 1)Бог карает проступок без лицеприятия, в каком бы человеке его ни обнаружил; 2)Бог не думает о внешнем виде; и не довольствуется самим делом, если не происходит оно от подлинной искренности души. «На делающих такие дела». Иудеи утешали себя Божьими обетованиями Аврааму и Моисею, хотя они непрестанно нарушали те условия, лишь при исполнении которых должны были исполниться эти обетования. Однако они утешали себя тем, что они являются детьми Авраама, народом завета, имеют Закон и прекрасное богослужение. Но они притворялись, будто не понимают того, что не соблюдали Закон, что нарушали завет, что их богослужение было лицемерием. То, что апостол это имеет в виду, мы видим из стихов 25-29. Совершенно так же обманывает себя и вся масса номинальных христиан. Они крещены во Христа, они наставлены в Слове Божьем, они совершают некоторые внешние добрые дела, избегают грубых грехов и т.д. Но они притворяются, будто не понимают того, что ежедневно и ежечасно противятся Богу в Его святейших заповедях, которые Он дал нам. Они живут в поклонении своим идолам (деньгам, богатству, развлечениям). Они могут постоянно обходиться без Спасителя и всё же надеются спастись. Они питают тайную ненависть и зависть к своему ближнему, могут оговорить и оклеветать его. Они потворствуют своим плотским похотям: жадности, сладострастию и высокомерию. Они поступают совершенно так, как будто Бога можно обмануть каким-то внешним богослужением, и Он не видит их ложных путей. Но суд Божий однажды поистине постигнет делающих такие дела.
2.3 «Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?». Эта самонадеянная и дерзкая мысль. Как представляется, апостол хочет сказать: неужели ты рассчитываешь на то, что из-за твоего осуждения других ты сам сможешь избежать суда Божия. Сможешь как бы отвратить очи Божьи от своих собственных грехов, говоря о чужих грехах и осуждая их. Подобное характерно для лживого человеческого сердца. Мы видим в стихах 17-29, что апостол здесь нападает на эту лживость иудеев. Мы также помним о том, что Господь Иисус часто подчеркивал их лицемерие и преступные наклонности сердца наряду с их стремлением к внешней праведности. Как уже отмечалось, иудеи основывали свою плотскую самоуверенность на тех преимуществах, которыми они обладали перед другими народами. Ибо они были потомками патриархов, с которыми Бог заключил завет, имели письменный Закон, обрезание, богослужение и т.п. И не задумывались о том, что во всем этом заключалось лишь еще большее обязательство в той же степени бояться и любить такого Бога, который сделал им так много добра. В противном случае их суд станет еще более суровым, поскольку им была явлена столь великая милость. Можно ли формальными претензиями обмануть Бога, испытующего сердца? Можно ли подкупить праведного Судию всех людей? Апостол обвиняет не перед людьми, а перед судом собственной совести. И говорит, что за подобные порочные дела будет объявлено аналогичное наказание. Здесь апостол аргументирует от меньшего к большему. Ибо если преступления даже по человеческому суду достойны осуждения, то, тем более, по суду Божию.
2.4 «Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию». «Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия». Перед нами отрывок, который должен пробудить всех людей и заставить их задуматься. «Или пренебрегаешь» – как будто ты в этом не нуждаешься. Павел знает, что у людей имеется еще и другая лазейка: Бог так благ, так терпелив. Он предостерегает, что у людей нет причины надеяться на милость к ним Бога, исходя из внешнего преуспевания. Кто может высказать всё, что заключено в этих словах: богатство благости кротости и долготерпения Божия. Благость – это чувство благотворения, посредством которого кто-либо хочет постоянно служить людям, даже недостойным. Благость Божия – это качество, посредством которого Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных. Благость Божия – это неиссякаемый источник, из которого постоянно проистекают все Его благодеяния по отношению к нам. Применительно к иудеям благость Божия состояла в том, что Он сначала избрал их, сделав Своим народом, явил им Себя, когда они еще не знали Его. И дал им тот свет, который возвысил их над всеми народами. «Богатство благости» – Он неутомимо творит добро для тебя и всегда готов прощать зло. «Кротость» Божья по отношению к иудеям проявилась в Его постоянном снисхождении к ним, из-за которого Он тотчас не наказывал и не оставлял их, когда они согрешили против Него. Но ожидал до тех пор, пока сможет явить им милость. Благодаря кротости, Он сносит многие великие наши пороки. «Долготерпение» обозначает кротость, проявляемую на протяжении длительного времени. Божье долготерпения означает, что Он очень поздно решается отомстить и наказать. По отношению к иудеям оно проявилось в том, что на протяжении многих поколений Он мирился с их неблагодарностью и грехами. Апостол говорит, что Бог не только имеет благость, кротость и долготерпение, но что Он богат этими качествами. И эти качества Он часто проявляет, хотя Он, всемогущий Творец, не обязан делать это нам, сотворенным существам. Он заботится о нас, работает с нами, неправедными, неблагодарными и упрямыми людьми лишь для того, потому что Он есть любовь. Люди часто склонны сомневаться в том, что существует Бог, Который ненавидит грех, т.к. Он так долго позволяет человеческому злу оставаться безнаказанным. Такие сомнения происходят лишь от того, что человек не в силах понять величие кротости и долготерпения Божия. В этом заключается причина того, что Он в Своей карающей праведности еще не уничтожил мир, полный неблагодарности и греха. «Не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию». «Не разумея», что Он столь великодушен к тебе не для того, чтобы ты мог грешить дальше и ещё свободней, но для того, чтобы ты быстрее пришел к покаянию, а не к увеличению твоих грехов. Пренебрежение благостью Божьей происходит и тогда, когда мы так безумно забываем всё то благо, которое мы приняли от Бога. Пренебрежение к такому милостивому и милосердному Богу воистину закончится весьма прискорбно. Какова же подлинная цель и серьезная воля Бога, когда Он являет нам Свое великое милосердие? Апостол дает здесь ответ на это. Господь хочет благостью Своей смягчить упорство преступников закона и привести их к покаянию. Чтобы человек искал примирения с Ним, а затем принадлежал бы Ему во все дни жизни своей.
2.5 «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога». «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу». Пророк Иезекииль говорит о каменном сердце. Пророк Захария говорит: «Сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона. Эти образные выражения говорят нам о том, каково человеческое сердце. Лютер говорит: «Ни один камень, ни одна сталь, и ни один алмаз не могут быть столь твердыми, как сердце необращенного человека по отношению к Слову Божию». И это несмотря на то, что он видит и слышит, что Сам Иисус Христос объявил, как Он в последний день ввергнет нераскаявшихся людей в вечный огонь, но пригласит Своих детей наследовать Царство, уготованное им от начала века. Необращенный человек должен знать, что живет под властью греха, без покаяния, без примирения и соединения с Богом. Но при этом он не боится ада. Всё это обнаруживает ужасающие признаки власти дьявола над душой неверных. Эти люди не способны одуматься, несмотря на то, что они видят и слышат суды Божии. И они сами испытывают Его присутствие, Его посещения или Его великую благодать и милость. Самые явные примеры этого жестокосердия мы имеем в истории иудеев. У них были чудесные переживания присутствия Бога, Его силы и благодати по отношению к ним. Иногда Он видимым образом являлся среди них, говорил с ними. Совершал великие знамения и чудеса им в помощь, вершил суровые суды над их врагами. Он поражал их самих и Он миловал их, всегда таким образом, что они знали, что Он намеревался совершить. И, несмотря на это, они могли непрестанно противиться Ему, пренебрегать самыми явными предсказаниями как о благодати, так и о гневе. И всё же продолжали противиться Ему. Подобное мы повсюду видим вокруг нас, когда людей призывают к покаянию, но они остаются неподвижными в своей нераскаянности. «Ты сам собираешь гнев на день гнева». Посредством многочисленных, сваленных друг на друга грехов, над человеком также собирается гнев Божий и наказание за грех. Это выражение косвенно указывает на то, что грехи будут наказаны в соответствии с их количеством. Человек богат в той мере, сколько сокровищ он имеет. Нераскаявшийся грешник будет наказан в той мере, в которой он грешил против Бога и противился благодати. День последнего суда зовется днем гнева. «И откровения праведного суда от Бога». День гнева будет днем Божьей справедливости. Тогда ужасающим образом откроется гнев Божий на нечестивого человека. До того дня гнев и суд Божий как бы запечатаны под покровом Божественного долготерпения. Гнев Божий не подобен человеческому гневу, горячему, порывистому. Не существует суда Божия, который не был бы пунктуально справедливым. Воистину, в последний день станет явным, что Христово примирение было соответствующим Закону действием, посредством которого воздается вся слава Божьей справедливости.
2.6 «Который воздаст каждому по делам его». В этом стихе и в связанных с ним стихах кажется, будто апостол в этом месте производит праведность от наших собственных дел, а не от заслуги Христа и веры в Него, как он делает во всех других случаях. Но поскольку при таком истолковании данного стиха можно не только объяснить несогласие апостола с самим собой, но и отвергнуть всё главное учение Евангелия, некоторые пожелали помочь выйти из затруднительного положения, выдвинув объяснение, согласно которому апостол здесь представляет суд лишь с точки зрения Закона. Чтобы показать, каким было бы наше положение, если бы нам не были даны Христос и Евангелие. Подобное вполне можно было бы себе представить. Но, кроме того, что подобное объяснение не является необходимым для предотвращения ложного толкования, в данном тексте есть несколько слов, которые не соответствуют упомянутому благонамеренному толкованию. Но показывают, что апостол говорит о действительном положении вещей. Говорит о суде, который будет совершен Самим Христом в последний день. Уже слова в последующем стихе о том, чтобы «постоянством в добром деле искать славы», не подходят для выражения требований и условий Закона. Но вполне соответствуют борьбе верующего за освящение, за которым следует слава. Закон никогда не говорит, что люди, которые «постоянством в добром деле ищут славы», обретут ее. Закон требует чего-то совершенно иного. Он гласит: «Исполнивший его человек (т.е. сделавший всё, чего требует Закон) жив будет им» (Рим.10.5). И обратное «Проклят, кто не исполнит слов закона сего, и не будет поступать по ним» (Втор.27.26; Гал.3.10). Это доказывает, что апостол здесь не представляет вопрос с точки зрения закона. Кроме того, он говорит в стихе 16: «В день, когда по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа». Здесь он объясняет, что говорит о том суде, который совершится через Иисуса Христа. И добавляет «по благовествованию моему» (по Евангелию). Но как же избежать такого понимания этого фрагмента, как будто спасение происходит от наших дел? Всё затруднение происходит от того, что словам не уделяют должного внимания. Апостол Павел никогда ни в каком месте не говорит, что мы оправданы или спасены по делам, но повсюду отрицает это. Но как ап. Павел так и всё Писание повсюду учит тому, что мы будем судимы по делам. Хотя Бог в Своем всеведении знает сердца всех людей, Он с самого начала установил порядок, согласно которому наше внутреннее состояние будет явлено и засвидетельствовано посредством наших дел. Авраам, отец верующих, является здесь ясным примером. «Он поверил Господу» в обетовании о благословенном Семени, «и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15.6). Он стал праведным перед Богом. Но это также должно было быть доказано во внешнем действии. И когда он затем повиновался Божию повелению, ангел Господень сказал: «Теперь Я знаю, что боишься ты Бога …» (Быт.22.12). Ап. Иаков говорит, что здесь праведность Авраама была доказана через дела. Так будет и на последнем суде. На любом суде должны быть свидетели, в этом качестве должны служить наши дела. Они должны свидетельствовать о той благодати, которая действует в верующих, или о том нечестии, которое обитает в неверующих. Христос говорит: «Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Мф.7.16). Добрые дела не делают человека благим, но показывают, что он благ. Он благ не потому, что делает добро, но он делает добро потому, что он благ. И Бог сначала должен сделать его сердце благим, прежде чем он сможет совершить что-то, что считается добрым делом. После того, как мы поняли саму суть вопроса, мы более внимательно рассмотрим слова. Апостол говорит, что Бог «воздаст каждому по делам его». Слово, переведенное здесь как «воздаст», означает «выдаст жалованье, отплатит, вознаградит». Бог как бы принял от людей добро или зло, и то, что Он принял, Он занес на их счет, чтобы в день Своего справедливого суда отплатить каждому. Бог воздаст и хорошему и плохому человеку. Он накажет грех отверженных праведным отмщением, воздаст им то, что они заслужили. Те, которых Он некогда постановил прославить, получат награду за добрые дела (награду, но не спасение).
2.7 «Тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную». Те, которые ищут Бога и Его Царства, ищут одновременно вечной чести и славы, даже если они не думают об этом. Это первое, на что здесь следует обратить внимание. Но, кроме того, в Библии мы обнаруживаем, что для поддержки верных, чтобы они упорно следовали за Христом, обещается за дела награда. Воистину, любовь Христова является единственным главным побуждением делать добро. Но тех людей, которые имеют в своем сердце это главное побуждение, Господь наградой укрепляет и ободряет их для терпения и упорства в борьбе за получение венца вечной славы. Так же Он побуждает нас и предостерегает об опасности сонливости, подчеркивая опасность потерять этот венец. Так говорит Господь: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Отк.2.10). Здесь апостол говорит, что тем, которые с постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, Бог также воистину даст вечную жизнь. И эта единственная вечная жизнь включает в себя всё то блаженство, которое станет явным лишь в свете небес и вечности. Говоря же, что верные, пребывая в добрых делах, ищут славы и чести, апостол не имеет в виду, что стремятся они к этому, помимо Господа. Итак, смысл таков, что Господь воздаст вечной жизнью тем, которые усердием в добрых делах стремятся к бессмертию.
2.8 «А тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев». Здесь апостол описывает нераскаявшихся грешников, указывая на три их отличительные черты. Первая состоит в том, что они упорствуют. «Упорство» означает противление. Ведь всем нечестивцам обще то, что предпочитают они скорее поработиться беззаконию, чем возложить на себя ярмо Божье. И какое бы послушание не изображали они с виду, всё равно не перестают противиться Слову Божию. Вторая черта такова: они «не покоряются истине». Они видят и понимают истину, но преднамеренно противятся ее голосу, чтобы иметь возможность оставаться в своих грехах. Истину надо не только знать, но и покоряться ей. Непослушание истине означает противление ей. Третья черта такова: «но предаются неправде». Они не только принуждаемы злой силой или грешат из-за недостатка бдительности. Но имеют душу, которая соглашается со злом. Именно это называется в Библии «делать грех» (1Ин.3.8-9). В этом и состоит различие между грехами верующих и неверующих. Верующие не всегда могут быть такими, как хотят, и делать то, чего они желают. Поэтому им часто приходится жаловаться вместе с апостолом Павлом: Рим.7.15 «Что ненавижу, то делаю». Но те люди, которые грешат по собственному желанию, не выражаются так. На них, сказано здесь, падет «ярость и гнев», а именно Божья немилость и справедливое наказание.
2.9 «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, иудея, потом и эллина» «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое». Господь Иисус вместо слов «скорбь и теснота» говорит «плач и скрежет зубов». Это возмездие за грех. Ад представляет собой вечную скорбь и тесноту как выражение гнева и ярости Бога. Это результат препирательства с Богом. Кто не хочет подчиняться Его золотому скипетру, будет сокрушен его железным жезлом. «Во-первых, иудея, потом и эллина». Посредством этого добавления ап. косвенно указывает, насколько тяжелее будет ответственность и наказание в зависимости от степени знания о Боге и Его воле, которую получил человек. «Во-первых иудея», потому что им обо всем этом было сказано раньше. Поскольку иудеи в этом отношении настолько возвышались над греками, над язычниками, они должны были прежде них пострадать от гнева и ярости Бога, от скорби и тесноты, когда справедливый суд Божий будет явным. Как Бог прежде сказал им: Ам.3.2 «Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши». Хотя суд будет наиболее тяжким для иудеев, язычники также будут признаны виновными на тех основаниях, о которых говорили в главе 1.
2.10 «Напротив слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, иудею, потом и эллину». «Напротив слава и честь и мир всякому, делающему доброе. Какие великолепные обетования! Не только благодать, прощение, не только избавление от заслуженного наказания за все грехи, но и слава и честь тем людям, которые были грешниками. Когда они всё же позволили привести себя к покаянию и облечь себя во Христа, они обретут то же благоволение в очах Бога, которое Он питает к Своему возлюбленному Сыну (Еф.1.6). Судья прославит их, как будто они не совершили ни малейшего зла. Но сделали всё хорошо и безупречно. Так безмерно велика милость Божья к тем людям, которые являются детьми благодати. Добро, которое они сотворили, побуждаемые Божьей благодатью, как бы оно незначительно ни было (напр., когда дали глоток воды во имя Господа Иисуса), будет провозглашено и прославлено на суде Христовом. Как будто Он Сам нуждался и Ему послужили, и Он получил от них поддержку. Сейчас также, когда речь идет о награждении добра, будет проводиться различие. Ибо люди, которые имели больше света и поэтому, будучи верными, стали более великолепными «сосудами милосердия» (гл.9.23-24), и на суде также получат большую похвалу, славу и честь, нежели те, которые имели меньше. Т.о., недостаточно только разуметь добро, говорить о добром и обещать доброе, но надо и делать доброе. Его надо делать постоянно, не урывками, время от времени. Божье благоволение включает в себя: славу, честь и мир. Ищущие славы и чести этого мира часто не достигают их и разочаровываются. Но ищущие бессмертной славы и чести обязательно обретут их. И не только их, но и мир. Мирские слава и честь обычно сопряжены с беспокойством. А небесная слава и честь несут с собой мир, невозмутимый вечный мир. «Во-первых, иудею, потом и эллину». Так как иудей имеет больше привилегий, но потом и эллину.
2.11 «Ибо нет лицеприятия у Бога». Иметь лицеприятие – значит, в своем суде проводить различие между лицами, не судить всех на одних и тех же основаниях. Такова несправедливость некоторых грешных людей, но такого никогда нельзя вообразить о великом Боге. Моисей говорит: Втор.10.17 «Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров». Иудеи не единственные люди, которые воображали, будто Бог в Своем суде сделает для них, своего избранного народа, исключение и не накажет их, как прочих. В христианском мире также многие люди тешат себя этой надеждой. Будто на основании оказанной им милости и проявленной верности они являются такими любимыми детьми Божьими, которые всегда будут пользоваться Его особым снисхождением. Даже в том случае, если они вновь падут в самоуверенность и начинают свободно жить по плоти и делать всё, что делают нечестивые. Именно против такого ложного воображения Господь говорит: Иез.18.24 «И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? Все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет». Т.о., отношение Бога к человеку зависит от духовного состояния его, а не от его внешнего положения или привилегий. Иудеи и язычники находятся на одном уровне перед Ним. Именно это заметил апостол Петр, когда впервые преодолевал стену, разделяющую иудеев с язычниками – что Бог нелицеприятен (Деян.10, в доме сотника Корнилия). Бог спасает людей не из уважения к их внешним привилегиям или знаниям и исповеданию истины, но соответственно их действительному состоянию. Он может проявить Свое недовольство и благоволение как к иудеям, так и к язычникам.
2.12 «Те, которые, не имея закона согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся». Здесь апостол объясняет то, что он только что отметил: что Бог не взирает на лица, и что все грешники, будь то иудеи или язычники, должны быть судимы одной и той же Божественной справедливостью. Судимы, в зависимости от своего отношения к Богу. «Те, которые, не имея закона согрешили, вне закона и погибнут». Ап. хочет объявить, что все люди, с письменным Законом или без него, осуждены, если не исполняют Закона. Поскольку они всё же понимают и знают, какова воля и требования Бога. Апостол доказывает, что Бог будет судить всех людей на одном основании (ст.12-16). Судить будет по принципу: каким правилом человек руководствовался в своем послушании Ему, по этому правилу и судить его. Сынам человеческим даны три степени света: 1. Свет природы, 2. Свет закона и 3. Свет Евангелия. Свет природы имеют язычники, и в соответствии с ним они будут судиться. То есть неверующие язычники, не имевшие никакого другого руководства, кроме руководства природной совести, они не будут судиться за преступления Закона, которого у них не было. Они будут судиться по закону природы. «А те, которые под законом согрешили, по закону осудятся». Свет закона был дан иудеям, и согласно ему они будут судимы. Они согрешили, хотя не только имели закон, но ходили в свете такого чистого и ясного закона, содержавшего такие полные и подробные указания. Наказание иудеев, как и их грех, намного тяжелее, так как они имели закон.
2.13 «Потому что не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители закона оправданы будут». Когда апостол здесь говорит, что «исполнители закона» будут оправданы, он вовсе не намеревается сказать, что какой либо человек после грехопадения действительно может оправдаться и спастись своим исполнением закона. Или что кто-либо может в совершенстве исполнить закон. Ибо именно это апостол Павел так настойчиво отрицает и в этом послании и в Послании к галатам. В стихе 3.9 он сам объясняет, что он хотел сделать и сделал в первых двух главах, говоря: «Мы уже доказали, что как иудеи, так и эллины, все под грехом, как написано: нет праведного ни одного». Но, когда апостол здесь говорит, что «не слушатели закона», но «исполнители закона» будут оправданы, тем самым он отвечает на ложное представление иудеев о том, что они пребывали в какой-то особой милости у Бога лишь из-за своего обладания святой религией. Лишь потому, что они обладали законом и слушали его в своих синагогах. Лишь потому, что Бог явил Себя среди них, дал им Свое Слово и правила богослужения (поклонения Ему). Ап. говорит сейчас: «Всё это не поможет вам, пока не исполните всего закона». Этим словом апостол атакует лицемерие и ложное воображение всех людей, а именно представление о том, что можно угодить Богу лишь посредством религиозных упражнений и хорошего знания Слова Божия. Мы можем применить это и к Евангелию: не слушание его, но исполнение спасает нас.
2.14 «Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон». Апостол предвидел, что столкнется с возражением: как Бог может справедливо осудить язычников, если Он не дал им Своего Закона? На это он отвечает, что, хотя они не имели его в конкретных словах заповедей Закона, начертанных на каменных скрижалях, они всё же имели закон, записанных в своих сердцах. Посредством которого они достаточно знали о воле Божьей для того, чтобы своими грехами проявлять осознанное непослушание своему Творцу. И тем самым заслужить справедливое наказание. Теперь ап. не довольствуется тем, что осуждает их словом и возвещает им праведный суд Божий, но пытается доказать это доводами. Чтобы еще больше побудить всех возжелать и возлюбить Иисуса Христа. Он доказывает, что язычники напрасно будут твердить о неведении своем, когда своими делами доказывают, что имеется у них некое правило справедливости. Ибо никакой народ еще не утратил настолько человеческого разумения, чтобы не соблюдать вообще никакие законы. Павел обращает наше внимание на такое положение дел, к которому и мы, христиане, должны отнестись серьезно. Вопрос обстоит не так, будто человек впервые из Библии узнал, что хорошо и что плохо. А также то, что составляет волю Божью. Ап. не рассуждает так, как мужи просвещения, будто откровение Божье и закон совершенно не нужны, разве лишь «для воспитания рода человеческого» (Лессинг, Гердер). Потому что все это уже по природе начертано в его нравственном сознании. Такие мнения сегодня господствуют во многих умах и приводят к равнодушному отношению к Библии. Подобных мыслей нет у ап. Павла. Он не говорит: «они свидетельствуют о том, что закон Божий начертан в сердцах их». К сожалению, именно таким образом очень часто толкуют и читают это место, но толкуют и читают ошибочно. Сколько ошибочных и мрачных представлений существует в нравственности народов, у которых нет ничего общего с волей Божьей!
2.15 «Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». «Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах». То есть они свидетельствуют, что способность различать и судить написана у них в сердцах. Ибо почему учреждают они религию, если не потому, что считают справедливым почтить Бога. Почему стыдно им блудить и красть, если не потому, что считают злом и то и другое. Отсюда следует заключать не то, что людям присуще совершенное знание закона, но только то, что в их разуме посеяны некие семена справедливости. И они таковы, что все народы устанавливают у себя ту или иную религию, наказывают по закону прелюбодеяние, воровство и человекоубийство, восхваляют верность слову в сделках и договорах. Выражение «показывают» соответствует юридическому языку того времени. Уже сегодня можем сказать, что будет свидетель против нас в день суда. Апостол не говорит «слово Закона», а тем более «дух Закона», но лишь «дело Закона». Дело Закона – это те дела, которые Закон предписывает или запрещает. Ибо естественное знание о добре и зле не распространяется дальше. «О чем свидетельствует совесть их». Свидетелем будет против них, прежде всего их собственная совесть. Мы носим в себе тайного спутника нашей жизни, который произносит приговор над нашей жизнью. Этот приговор не зависит от наших желаний. Не во власти человека пробудить совесть, но и не во власти его заставить ее молчать. «И мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». Ап. более подробно описывает процесс действия совести. Когда говорит наша совесть, тогда пробуждаются наши мысли и обвиняют или защищают нас. Нам всем известны эти внутренние диалоги. Они происходят очень глубоко в сердце, втайне, в самые тихие часы наших сердец. Часто даже самые близкие нам люди не подозревают о том, что в нас происходит. Лишь этот мысленный спор ясно свидетельствует о том, что дела Закона записаны в их сердцах. Многочисленные примеры этого мы находим в литературных произведениях и судебных решениях древних язычников. Никто не мог бы обвинять или осуждать чьего-либо деяния, если бы не имел руководства в отношении добра и зла. Также никто не смог бы оправдывать какое-либо действие без такого руководства. Т.о., мысли язычников, то обвиняющие, то оправдывающие их собственные или чужие дела, доказывают, что дела Закона записаны в их сердцах. Но это также должно предполагать представление о существовании высшего Судьи. А также о вознаграждениях или наказаниях, которые должны последовать за добрыми или злыми делами. Также известно, что чувство Божия недовольства злыми делами и ощущение надвигающегося суда мощно проявляется среди язычников. Поскольку иногда среди них можно найти испуганные и трепещущие души, которые переходят от одного тяжкого упражнения в покаянии к другому. А временами совершают самые драгоценные жертвоприношения, жертвуя своими детьми или собственной жизнью для того, чтобы умилостивить разгневанное божество. Всё это показывает, что и среди язычников Господь не переставал свидетельствовать о Себе.
2.16 «В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа». «По благовествованию моему». То есть согласно тому, что я проповедую. Слово «благовестие» может вызвать у нас удивление. Неужели это весть о суде тоже есть благовестие? Разве суд не является прямой противоположностью благой вести? В человеческой истории очень много неправды совершено, много страданий причинила неправда. Очень много было ошибочных приговоров, которые произносились в ходе истории земными судами. Но наступит день, когда все это окажется явным. И когда над мировой историей произнесется явный и праведный приговор. И это поистине благая весть. «В день, когда … Бог будет судить тайные дела человеков». Бог открыл, что настанет определенный день, в который Он совершит Свой великий последний суд. Для публичного провозглашения Его праведного суда нужно некое конкретное время, иначе они не будут должным образом явлены, почтены и прославлены. Т.о., они будут явлены всем сотворенным существам, людям и духам. В нашем отрывке не говорится о том, что Бог также не будет судить общеизвестные дела. Ибо нет ничего такого, что не обнаружилось бы на суде, поскольку люди пребывают в грехах и будут судимы по Закону. Даже дадут ответ «за каждое напрасно сказанное слово». Но смысл отрывка таков: суд Господа будет совершён с такой тщательностью, что даже самые тайные и скрытые дела будут извлечены на свет. Бог откроет не только внешние дела людей, но также мысли и стремления сердца, даже наши самые сокровенные побуждения. Если здесь люди могут скрывать свои злые дела, то не так будет перед Господом в тот великий день. «Через Иисуса Христа». Бог весь суд отдал Сыну, чтобы Его почитали, как чтут Отца (Ин.5.22,23). Тот, Который в Своем первом пришествии пребывал в глубоком уничижении, был «презрен и умален», теперь придет в Своем величии и сядет на престоле славы. Тот, Который в Своем уничижении позволил людям осудить Себя на смерть, теперь будет Судьей всех народов земли и осудит всех Своих врагов на вечную смерть, а Своих последователей примет в вечную жизнь.
2.17. «Вот ты называешься иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом». Апостол до сих пор с осторожностью стремился разрушить ложное утешение иудеев, лишь представляя общие основания справедливого суда Божия. Теперь он приближается к сущности их жизни. Он называет конкретно, как их внешние преимущества, которыми они утешали себя, так и самые выдающиеся черты их внешнего отношения к этим преимуществам, их лицемерия и нечестия. В стихах 15-20, находящихся перед нами, он перечисляет эти преимущества в шести пунктах: 1. Они носят имя иудеев. 2. Они обладают письменным Законом Божьим. 3. Они имеют своим Богом истинного Бога. 4. Они знают Божью волю. 5. Поэтому они могут с уверенностью различать между добром и злом. 6. Они могут быть учителями и вождями других людей. «Вот, ты называешься иудеем». Первое из их отличий состояло в том, что они назывались иудеями. Это было имя, исполненное глубокого смысла, которым впоследствии стали обозначаться все потомки патриарха Иакова. Сначала они назывались Израилем или детьми Израиля, по новому имени этого патриарха, вплоть до времени царя Ровоама. Затем лишь десять племен, последовавших за Иеровоамом, стали называть «домом Израиля», а другие два племени – «домом Иуды». После вавилонского пленения всех оставшихся евреев называют общим именем иудеев, а именно тех, которые сохранили религию своих отцов, независимо от того, возвратились ли они на свою землю или нет. Для них это имя было великим не только потому, что оно напоминало об их происхождении от патриархов. И особенно от того патриарха, от которого надлежало произойти Спасителю мира, согласно пророческому возгласу их предка Иакова. Быт.49.8 «Иуда! Тебя восхвалят братья твои». Но также потому, что само это имя имело значение, напоминавшее о многочисленных Божьих изречениях об их великом поручении на земле. Оно означает «исповедующий», «восхваляющий». И Господь Бог сказал: Ис.43.21 «Этот народ Я образовал для Себя, он будет возвещать славу Мою». Следовательно, имя «иудей» было именем, которому они придавали столь же огромное значение, которое нам следует придавать имени «христианин». «И успокаиваешь себя законом». Это было вторым отличием иудеев. В греческом тексте, собственно говоря, сказано: «Ты почиваешь на Законе». Это метко выражает то самоуверенное спокойствие, с которым они уповали на Закон. Уповали на обладание им и на те дела, жертвоприношения и обряды, которые предписывались им в этом Законе. В Законе они обладали высшим светом в отношении Бога и Его воли. Их делом было научить весь мир единственной божественной истине: своей религии, своему Закону, своему богослужению – всему, что дано было им Богом. Разве они не были наиболее близки к Богу? С таким упованием они почивали на законе. Ап. не имеет в виду, что они успокаивались исполнением закона, обратившись к его усердному соблюдению. Но скорее упрекает их за то, что они не задумывались, для какой цели был дан закон, и пренебрегли его исполнением. «И хвалишься Богом». Это было третьим отличием. Поскольку все другие народы на земле ходили к немым идолам и фактически пребывали без Бога, иудеи были единственным народом, который знал истинного Бога и поклонялся Творцу неба и земли. Бог среди них сотворил столь великие чудеса Своей благодати и силы, говорил с ними и многообразно являл Себя среди них. Он по свободной благодати избрал их и призвал их быть Его собственным народом. Он могучей рукой избавил их от врагов. Он был их Законодателем и заложил основу их общественного устройства. Среди иудеев находилась Божья обитель, там Он Сам как бы жил на земле. Поэтому у них были все причины для того, чтобы хвалиться Им. Хвалиться тем, что Он был их Богом, а они были Его народом. Хвалиться Богом с верой, смирением и благодарностью – это сущность благочестия. Хвалиться Богом при чисто внешнем исповедании Его имени – это сущность лицемерия. Духовная гордость, т.е. гордость по духовным причинам – самая опасная из всех видов гордости. Итак, это было не хвалением сердца, а пустым притязанием языка.
2.18 «И знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона». «И знаешь волю Его». Т.е. имеешь ясное и определенное представление о том, что угодно Богу. Или, наоборот, что Он ненавидит, чего Он требует и что Запрещает Он. В то время как дела творения и голос совести лишь в некоторых основных чертах открывали язычникам, что такое добро и зло, иудеи, напротив, обладали конкретным Словом Божьим. Это Слово даже в мельчайших подробностях говорило им, что угодно или ненавистно Богу. Об этом также говорит Псалом 147: «Он возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю. Не сделал Он того никакому другому народу». На самом деле иудеи были просвещенным народом. Иудей знал волю Бога из Священного Писания. Он знал волю Божью, которую даже мудрейшие греки представляли себе смутно. «И разумеешь лучшее, научаясь из закона». В греческом тексте это слово означает, с одной стороны «испытывать лучшее» или «одобрять прекрасное», а с другой стороны, оно также может означать «испытывать отдельное, различное». И тогда оно указывает на то, что иудеи, наученные письменному Закону Божию, в трудных и двусмысленных вопросах могли провести тщательное расследование того, что есть зло и добро. Что следует и не следует делать. Такое более тщательное испытание никогда не было возможным для язычников, которые не имели перед глазами конкретного записанного Слова Божия. Но должны были судить в соответствии с затемненным чувством, поврежденным грехом. Т.о., и здесь иудеи обладали замечательным преимуществом перед язычниками. Об этом знали во многих языческих странах. Существовала оживленная миссия иудеев среди язычников, и она была успешной. Иудейское влияние простиралось вплоть до придворных кругов в Риме. У иудеев была та истина, о которой тосковали и которую тщетно искали в разных школах философов. И эта была древняя и восходящая к Богу истина. Они имели тот закон, который указывал путь к нравственно строгой жизни.
2.19 «И уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме». Апостол представил не только подлинные преимущества, которыми обладали иудеи, но и их самодовольные иллюзии, будто бы, благодаря своим внешним преимуществам перед язычниками, они были в лучших отношениях с Богом. Как будто они имели оправдывающее просвещение и были вне опасности. Ибо он хочет тотчас опровергнуть эти ложные представления. Самодовольство их он выражает таким образом, что говорит не так: «Ты путеводитель слепых и т.д.», но «Ты уверен о себе в этом, у тебя есть уверенность в своем просвещении, в том, что ты вполне можешь быть путеводителем слепых и т.д.». Именно в этом самодовольном духе фарисеи путешествовали по земле и по воде, чтобы приобретать прозелитов (язычники, обращенные в иудейство) и новых членов для Божьей общины. А поскольку это было их самыми прекрасными делами, указывающими на их заботу о душах людей, Господь Иисус выступил с обличительным замечанием об этой их деятельности. Господь сказал, что они сами, будучи лицемерами и детьми ада, также не могут приобрести прозелитов для другого (Мф.23.15). Легко понять, каких представлений о самих себе они придерживались на основании такой деятельности. Они воображали себя миссионерами, отправившимся к ничего не знающим язычникам, чтобы сообщить им Слово Божие. Как же они не должны были считаться светом во тьме! Именно так относились иудеи к самим себе. Какими сокрушительными должны были стать для них последующие слова апостола.
2.20 «Наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины». Наставник невежд, учитель младенцев». Апостол применяет несколько выражений, чтобы лучше показать их гордое самомнение и презрение к другим: «путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме» и «наставник невежд, учитель младенцев». Это была струна, на которой они очень любили играть. Самая лучшая работа, если ей гордятся, не может быть угодна Богу. Если учесть наше собственное невежество, нашу неспособность учить других без Божьей помощи, то нам нечем гордиться. «Имеющий в законе образец ведения и истины». Т.е. им дано было, как следует вести себя и что есть истина. Но те, чьи знания ограничиваются лишь пустой теорией и не оказывают влияния на их сердца, имеют лишь видимость знания. Формальное знание производит лишь формальное благочестие.
2.21 «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» Ранее апостол перечислил огромные преимущества иудеев, а в стихах 21-24 он срывает с них нарядный покров. Он выводит на свет их лицемерие и нечестие, которого они скрывали под ним. Он говорит (перефразируем его слова): «У тебя есть имя, исполненное глубокого смысла; в Законе у тебя есть всё знание о Боге, и ты знаешь Его волю. Так что ты можешь учить весь мир. Но учишь ли ты самого себя? Ты полагаешь, что учишь, хотя на самом деле ты не учишь. Потому что ты преподаешь букву, а не дух Закона». «Себя самого». Ты сам нуждаешься в том же самом, чему ты учишь других.
2.22 «Проповедуя не красть, крадешь? Говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святотатствуешь?». Эти слова апостола были ужасающими раскатами грома над показной набожностью и самоправедностью, столь характерной для иудеев. Убежденности иудеев, что они учат язычников, ап. противопоставляет вину расхождения между учением и жизнью. Такова была сущность наступления и Самого Иисуса на «праведников» того времени. «Лицемеры» - это слово часто звучало в устах Господа. Несмотря на это, в иудее и фарисее мы не должны видеть только грубого лицемера, над которым сами превозносимся. Фарисеи проявляли железную силу воли, чтобы исполнить закон. Мы не годимся в этом отношении им в подметки. Никто не знал этого лучше, чем бывший ревностный фарисей Павел. Но он сознавал, что серьезный труд фарисеев не в состоянии устранить расхождений между словом и делом. «Проповедуя не красть, крадешь?» Сребролюбие и алчность породили среди них множество способов завладения имуществом ближнего. То посредством собственно воровства, обмана и нечестности в торговле, то посредством притеснения бедных под видом закона и права. Или, как говорит Господь Иисус о книжниках и фарисеях, они «поедают дома вдов и лицемерно долго молятся» (Мф.23.14). «Говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь?» Грех плотской нечистоты против 6-ой заповеди был распространен серди иудеев, в форме блуда и прелюбодеяния. Этого показывает история, когда они привели к Господу женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин.8). «Гнушаясь идолов, святотатствуешь?» Третий грех состоял в том, что они совершали святотатство. У пророков мы находим, что в жертвоприношениях своих и податях на храм люди прибегали к обману. Они утаивали то, что храму принадлежало и поклонению Богу (см., напр., Мал.1.8-14, 3.8-10; Неем.13.10), из-за чего они, т.о., совершали святотатство во внешнем и подлинном смысле слова. И то, что апостол именно сейчас предъявил им это обвинение, наилучшим образом соответствует контексту. Его цель состоит в том, чтобы показать ложное и лицемерное в благочестии иудейских учителей. Ап. предъявляет им грубое и несомненное доказательство, которое противоречит их мнимому почтению к истинному Богу. Под словами нашей фразы следует понимать и следующее: «Ты питаешь отвращение к идолам, но если вопрос касается денег, ты охотно вступаешь в деловые сделки с языческими капищами». Под своим обращением «ты» ап. не подразумевает какого-то отдельного иудея. Который, может быть, был очень чистым человеком. Но он имеет в виду всё иудейство в целом. Никакая гордость иудейским достоянием не могла воспрепятствовать тому, что и в иудействе часто преступались отдельные заповеди.
2.23 «Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?». Апостол собирает в это сокрушающее замечание всё, что он сказал и еще мог бы сказать. Т.е. именно из-за того, что ты хвалишься Законом и всё же ведешь преступную жизнь, ты навлекаешь бесчестие и хулу на Бога и на Его Слово. Вы живете таким образом, что, когда язычники видят ваши дела и слышат, что вы хвалитесь знанием и Законом истинного Бога, им приходится думать, что этот Бог и этот Закон не могут быть благими, поскольку вы, его народ, творите злые дела. Всякий преступник Закона бесчестит Бога, так как все рождены для того, чтобы почитать Его в праведности и святости. Однако ап. справедливо вменяет эту вину, прежде всего иудеям. Ибо они возвещали, что Бог – их Законодатель, но не заботились при этом жить по данному Им Закону. Тем самым они показывали, что не волнует их величие их же Бога.
2.24 «Ибо ради вас, как написано, имя Божье хулится у язычников». Написано у ваших собственных пророков (Ис.52.5 и Иез.36.20, 23). Ап. не упоминает места, откуда он цитирует эти слова, так как писал тем, кто был наставлен в законе. Сам Бог жалуется на это и говорит: Иез.36.20 «И пришли они к народам, куда пошли, и обесславили святое имя Мое, потому что о них говорят: они – народ Господа». В этом главная суть того обвинения, которое апостол здесь обвиняет иудеям. Это то, что своей жизнью они хулят святое имя Божье. Здесь ап. говорит об иудеях, что они вели такую жизнь, что даже язычники в своей духовной тьме могли обличить их и за них хулили имя Божье. «Имя Божье» – которое призвано на вас, потому что вы названы народом Божьим. Постыдно для тех, кто заимствовал у Бога свою славу, навлекать на Его же священное имя клеймо позора. Апостол бросает иудею обвинение в том, что из-за его грехов сами язычники научились презирать и хулить Бога. Это было ужасным, сокрушительным сопоставлением. Потому что человеческое сердце должно быть сокрушено для того, чтобы в нем могли произойти новое рождение, истинное принятие благодати и той благословенной жизни веры, о которой возвещает Евангелие. И такова была цель этой сокрушительной проповеди апостола. То, что апостол сказал здесь об иудеях, к сожалению, является метким описанием номинальных христиан. Особенности тех служителей, которые не учат самих себя и, в сущности, живут без покаяния. Возможно, они обладают хорошим знанием христианской идеологии, говорят о необходимости покаяния, об истинной вере и о святой жизни. Но их жизнь не соответствует всему этому. Т.о., они будут способствовать развращению и ожесточению тех людей, за которых претерпел смерть Спаситель Христос. Однажды Он потребует у них ответа за это.
2.25 «Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием». Ап. показывает, что иудей не может спастись таинством обрезания. Иудейский «катехизис» на вопрос: «Что дает и какая польза от обрезания?» предлагает успокаивающий ответ. Раввинат утверждал, что обрезание хранит от геенны. Только в исключительно тяжелых случаях оно теряет свою спасительную силу. Ап. не подвергает сомнению пользу от обрезания, но он не признает, что оно проявляет спасительное действие благодаря тому только, что оно совершено. Здесь ап. хочет сказать иудеям, что их иудаизм приносил бы пользу, если бы они жили по его правилам и законам. Так следует говорить и о нашем крещении. «А если ты преступник закона» – даже если только через твои помыслы. Неважно, насколько хорошо ты исполняешь его своими делами. «То обрезание твое» – проявление его во внешних делах, перед людьми и безо всяких дел в сердце, перед Богом. «Стало необрезанием» – аименно перед Богом, потому что твое сердце остается необрезанным.
2.26 «Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то необрезание его не вменится ли ему в обрезание?» Ап. показывает, что необрезанные язычники, если они живут согласно тому свету, который имеют, находятся на одном положении с иудеями. Если они искренне повинуются указаниям света, данного им от природы, то закон они выполняют. Под этим подразумевается такое послушание закону, к которому стремились некоторые из язычников. Несомненно, таких примеров было много, таким был и Корнилий (Деян.гл.10). Итак, важнее соблюдать закон, чем иметь обрезание, установленное ради его соблюдения. (Обрезание было тогда знаком принадлежности к Божьему народу). Он сделал такое предположение: если обнаружится какой-либо язычник, соблюдающий записанный в его сердце закон, то в его необрезании будет больше свидетельства о его праведности, чем у обрезанного иудея.
2.27 «И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?» Павел вынужден был выражаться здесь столь строго и резко исключительно из любви, которая должна была привести к истине и к спасению. Христиане в Риме должны были знать, почему иудейство уже не в состоянии было помочь им. Почему они стали христианами и в чем состоит сущность христианства в отличие от иудейства. Многие христиане ничем не лучше изображенного здесь иудея. Они не хотят знать об обрезании сердца Святым Духом и о возрождении Святым Духом. Они считают все это преувеличением и фанатизмом. Утешая себя в сознании своих недостатков тем, что принадлежность к церкви и участие в таинствах окажет им какую-то пользу. Внешние привилегии, если они не приносят нам пользы, то причиняют вред. Послушание тех, кто располагает меньшими благами, послужит к осуждению тех, кому дано больше средств. И кто громко исповедует свою веру, но не живет согласно своему исповеданию.
2.28 «Ибо не тот иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти». Словами стихов 28-29 апостол выражает подлинную цель, к которой он хотел привести иудеев, когда так яростно нападал на них. Он хотел прогнать лицемерие, привести их к искренности и, следовательно, к сокрушению. Которое побуждало бы их искать милости и сделало бы их верующими детьми Авраама по духу. Здесь он представляет то, что действительно происходит с грешником, когда он обращается и верует: теперь он становится истинным чадом Авраама, подлинным израильтянином, благодаря внутреннему обрезанию духа, т.е. по новому творению. Таким благочестивым и верным в духе человеком был Авраам. И лишь тот, кто подобен ему в этом, является подлинным чадом его, истинным иудеем. Апостол кратко говорит, что все внешние дела, все внешние преимущества – всё это лишь видимость и, очень часто, лицемерие. Поскольку сердце не обрезано, не рождено вновь, и не живет перед Богом в покаянии и вере. Между иудеями есть огромное различие: «Не все те израильтяне, которые от Израиля». Так говорит ниже сам апостол. Большинство были иудеями лишь внешне. Как говорил Христос, были детьми дьявола (Ин.8. 39-44), поскольку никогда не принимали истины для покаяния и преобразования внутреннего человека. Такова ясная и несомненная истина. Смысл следующий: к народу Божьему принадлежат не по плотскому различию и не по внешнему исповеданию. Также и обрезание, делающее человека иудеем, состоит не только во внешнем символе. Но и то, и другое должно быть внутренним свойством. То, что добавляет ап. об истинном обрезании, взято из многочисленных мест Библии. Народу повсеместно повелевается обрезать свое сердце. И Господь Сам обещает исполнить это предприятие. Итак, обрезание есть умерщвление всей греховной плоти. Это можно и нужно применять к нам, христианам. Между христианами есть огромное различие. Мы можем быть крещены, можем обладать всем Словом Божьим, в т.ч. всем Новым Заветом. Соблюдаем всё, что относится к богослужению. Но при этом все те, которые никогда не обновлялись в духе, не были обновлены благодатью во Христе, являются детьми дьявола. Такова ясная и несомненная истина, соответствующая всему Слову Божию. Как сказал здесь апостол: «Обрезание полезно, если живешь по духу», так и нам сказано: Крещение полезно, если, благодаря обновлению от Святого Духа, ты теперь живешь новой жизнью во Христе и в умерщвлении ветхого человека, которое обозначает крещение». Если с тобой дело обстоит иначе, то ты со всем своим богослужением и со всеми преимуществами благодати перед Богом подобен язычнику. Лишь с тем различием, что твой приговор будет намного строже, чем приговор язычника. Ибо, как говорил Господь, «от всякого, кому дано много, много и потребуется».
2.29 «Но тот иудей кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве; ему и похвала не от людей, но от Бога». Поскольку очи людей смотрят лишь на внешнюю видимость, ап. и отрицает достаточность того, что одобряется людским мнением. Которое часто обманывается внешними обстоятельствами. Надо угодить очам Божьим, для которых не сокрыты даже тайники сердца. «Которое в сердце, по духу, а не по букве». Буквой зовет он внешнее соблюдение закона, не сопровождаемое благочестивой жизнью. А духом – цель всякого обряда, являющуюся духовной. Всё заповедуемое Богом, если не принято оно людьми с искренним сердцем, остается лишь буквой, то есть бездушным писанием. Если же повеления эти проникают в душу, то преобразуются неким образом в дух. И здесь имеется намек на различие Ветхого и Нового заветов (Иер.гл.31), где Господь возвещает, что завет Его пребудет незыблемым и утвержденным после того, как начертается он в людских душах.
Вывод, который можем сделать в конце этой глав. Никакое таинство (напр., обрезание или крещение) не поможет человеку, если в глубине души он не живет перед Богом. Т.е. с учетом того, что Бог знает все его помыслы и видит все его поступки. И человек старается угодить Богу. И как обрезание указывало на подлинное умерщвление врожденной испорченности, оно также косвенно указывало на необходимость нового рождения. О котором столь определенно говорит Господь Иисус: Ин.3.5-6 «Иисус отвечал (Никодиму): истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». Если признаки нового рождения не появились у человека, крещение столь же мало поможет ему на суде Божьем, как обрезание неверным иудеям.