КОММЕНТАРИИ
на Послание к Римлянам
Глава 3
Замечания апостола Павла во второй главе, особенно в стихах 25-29, легко можно было бы истолковать так, будто он хотел сказать, что иудаизм вовсе не приносил никакого преимущества перед язычеством. И при таком понимании его с полным правом могли бы обвинить в принижении ценности Слова Божия и всех откровений Господа Своему народу Израилю. Поэтому теперь он дает краткий ответ на этот ожидаемый вопрос. Здесь он сам ставит ожидаемые вопросы (возражения) и сам отвечает на них.
3.1 «Итак, какое преимущество быть иудеем, или какая польза от обрезания?» Когда апостол Господа, горя усердием ради блага душ, дает им самое истинное и необходимое учение, часто его награда состоит в том, что его превратно истолковывают. Будто бы он учил чему-то ложному и вредоносному. Иудеям действительно могло показаться, будто ап. Павел презирал и принижал всё, что Бог сделал для них и дал им, всё самое великое и славное на земле. К ним относятся: Слово Божье, Закон Божий, пророчества о Христе, завет с Израилем и т.д. Апостол говорит, что иудеи перед очами Божьими подобны язычникам. Даже их положение еще более неблагоприятно, чем положение язычников. Сам Бог говорит, что Он сотворил Израилю благо. Если иудеи и язычники находятся на одном положении перед Богом, то, какое же тогда преимущество быть иудеем? Не уничтожает ли это уравновешивающее всех учение все прерогативы иудеев, и не бесчестит ли оно закон об обрезании? Делать пустым и неважным то различие, автор которого Бог, было бы абсурдом. Так что оставалось апостолу ответить на это возражение.
3.2 «Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено Слово Божье». «Великое преимущество во всех отношениях». Это есть ответ на первое возражение. Невзирая ни на что, иудеи остаются народом привилегированным. Хотя дверь спасения открыта как для иудеев, так и для язычников, но иудеи имеют более прекрасный путь к этой двери, благодаря своим преимуществам. Апостол в 9-ой главе этого послания перечисляет многие из преимуществ иудеев. Здесь же он упоминает только одно преимущество, а именно: «что им вверено слово Божье. Народ Израиля был избран для того, чтобы принять и сохранить Слово Божье на земле. Но эти Божьи изречения были доверены потомкам Израиля не только для других народов. Они сами, в первую очередь, должны были извлечь из них благословение, если бы они желали веровать и следовать им. Ветхий Завет был написан на их языке, Моисей и пророки были из их народа и жили среди них. Они преимущественно писали и проповедовали об иудеях и для иудеев. Ветхий Завет был вверен им для того, чтобы они тщательно хранили его чистым и неповрежденным. И передали его в таком виде потомкам. И они оказались верными в сохранении буквы Писания, не потеряли ни иоты, ни черты. Эти Писания содержали всё то, что Бог в Ветхом Завете говорил народу Израилю, в т.ч. святые заповеди, данные на Синае. Так и особенно драгоценные слова обетования о Спасителе, откровения о Божьем замысле нашего спасения. Ведь это было неслыханно великим преимуществом. В это время все прочие народы на ощупь брели во тьме неясных предсказаний. Поскольку повреждение сердца и разума всегда искажало то знание о Боге и Его воле, которое они могли обрести из дел творения и голоса совести. Язычники были беззащитны перед лицом лжи и обмана, посредством которого их жрецы и колдуны вводили их в заблуждение. Через Своего слугу Моисея Бог повелел записать для изриальтян повествование об изначальном состоянии человека и о вхождении греха в мир. Затем обетование о Спасителе. Итак, смысл слов апостола таков: даже если бы одно только то, что им вверено Слово Божье, составляло их преимущество, это достаточно возвышало бы их достоинство. Апостол Павел никогда не отрицал преимущества иудеев. Он лишь высказал истину о том, что эти их преимущества не приносят им облегчения на справедливом суде Божьем. Поскольку они продолжали жить в нераскаянности. Но, наоборот, отяготили их приговор. Но их злоупотребление не уменьшало истинной ценности даров. Слово было столь же истинно и драгоценно, а Бог со Своей стороны был столь же верен и достоин хвалы, хотя иудеи погибали из-за своего неверия.
3.3 «Ибо что же? Если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божью?» Ибо что же?» Т.е. лишает ли это иудея преимущества перед язычником? Это как если бы он сказал: «конечно, нет». Если бы кто-то возразил: «То, что им вверено Слово Божие – это ничего не значит, потому что они сделали его никчемным и бесполезным для себя», то ответ на это таков: «Это не предосудительно. Достаточно того, что Слово оставалось действенным для некоторых из них». «Если некоторые и неверны были». Поскольку апостол учил, что иудеям из-за своих внешних преимуществ не следует считать, что им обеспечена благодать Божия и вечная жизнь, им в голову могли прийти такие мысли: «Как это сочетается с верностью Бога в Своем завете с нами?» Апостол предугадывает эту мысль и отвечает на нее. Косвенно он указывает, что среди иудеев были такие люди, которые веровали и извлекли для себя пользу из завета с Богом. Не все в неверии оттолкнули от себя Божий замысел спасения. Хотя большей частью иудеи были неверны, однако, в это время и во все времена, как показывает 11-я глава, среди них были и верные, истинные дети Авраама (малый остаток) и были спасены, благодаря этому завету Бога с Израилем. Иудеи всегда должны были помнить о том, что Божий завет с ними был заключен с условием веры и послушания. Мы видим, что это условие как бы молча заложено уже при первом заключении завета Бога с Авраамом (Быт.18.19). Но когда впоследствии при Моисее завет был обновлен, всегда подчеркивалось это условие: «Любящие Меня и соблюдающие заповеди Мои», «Если ты соблюдаешь заповеди и уставы Мои». Можно удивляться ослеплению некоторых иудеев, что они не видели этого. Но разве не так же обстоит дело с большинством людей в христианском мире? Они не видят, что Слово Божье осуждает их, если они уповают на какие-то внешние вещи совершенно так же, как иудеи. «Неверность их уничтожит ли верность Божью?» Иудеи не сомневались в истинности своих Священных Писаний. Напротив, они всё еще ожидали их исполнения. Они отрицали лишь то, что Иисус был обетованным Мессией (Христом). Мы должны вновь увидеть, как очи Божьи следят за лживым человеческим сердцем. То, что они отвергли Христа, было равносильно тому, что они отвергли свидетельство своих Священных Писаний о грядущем Спасителе. Т.к. всё, что было предсказано о Нем, так точно исполнилось в Иисусе. Они преднамеренно избегали света, чтобы не признавать Его. К этому добавляется еще несколько убедительных обстоятельств. Таких, как тот факт, что предсказанное пророками время Его пришествия уже наступило, и нельзя было ожидать никакого Мессию после этого, если бы они верили своим Священным Писаниям. Поэтому можем сказать, что некоторые иудеи не хотели веровать, не хотели остановиться и осознать то, что было у них перед глазами. Фраза «верность Божия» обозначает здесь чистое и искреннее намерение Бога в том завете, который Он заключил с ними, поскольку Он обращался к ним в Священных Писаниях. И апостол говорит, что когда они были осуждены из-за своего неверия, нераскаянности и неверности Господу, это ни в коей мере не противоречит верности Бога в Его завете. Какое значение может иметь человек и поведение его по сравнению с величием и славой Божьей? Мы представляем себе Бога по собственному образу и подобию. И считаем Его столь же нерешительным, как и сами мы в своем выборе и в своей любви. Это порочный образ мышления, это оскорбление Бога. Итак, смысл слов апостола таков: хотя многие иудеи и являются нарушителями закона, т.е. Слова Божьего, которого они получили, но Бог останется верным Своим обетованиям и исполнит их.
3.4 «Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: «Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем»». «Никак». Слово «никак» или «отнюдь нет» часто использует апостол, оно выражает отрицание, смешанное с отвращением. Он хочет сказать, что есть нечто нечестивое, нечто оскорбительное для святой сущности Бога в простом предположении о том, что верность Божия несовершенна. «Бог верен, а всякий человек лжив». Великий Бог истинен во всех Своих словах, а всякий человек – лжец, нарушитель завета, полон фальши и лицемерия (Пс.61.10, 115.2). Бог всегда остается верным, когда Он призывает человека и заключает с ним завет. Уже в грехопадении слышны обвинения в адрес Божий: «Жена, которую Ты дал мне…». Адам сказал, что Сам Бог во всем виноват. В течение всех веков продолжается обвинение Бога. Бог в состоянии принудить к молчанию всех врагов Своих. Но Он не поступает так, и не в силу превосходящей логики «оправдывается». Бог хочет победить только одним способом – победой над сердцем человеческим, которая приводит его к покаянию. Как об этом свидетельствует Пс.50. Так и родилось выражение истинного раскаяния – «воздать Богу славу». Ничего не меняется в положении вещей от того, что некоторые сопротивляются вере. Тем ярче в таком случае сияет верность Божья. Тем очевиднее, что только человек проявляет неверность и ложь со своей стороны. «Как написано: «Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем» (Пс.50.6). Подлинную цель этого изречения не так легко понять. В псалме 50 Давид изливает перед Господом скорбь, молитву и исповедание грехов, к которому он был приведен словами, принесенными ему от Бога пророком Нафаном из-за его тяжких грехов против Урии и его жены (2Цар.12). Пророк Нафан возвестил Давиду не только прощение грехов, но и временные наказания, которые постигнут его дом. Давид признал справедливость Божьих судов над ним и говорил: Пс.50.6 «Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем». Давид признал справедливость Бога, он принял эти наказания со смирением и почтением к Богу. Это исповедание Давида о том, что суды, которыми Бог сейчас угрожал ему, не противоречили обетованиям, которые Он прежде дал ему. Ап. приводит это место Писания для того, чтобы напомнить иудеям о том, что Божьи суды над ними за их неверие и грехи должны быть признаны столь же справедливыми, поскольку Он поступает с ними на тех же основаниях, что с их царем Давидом. Мы должны делать вывод о том, что когда Бог посещает нас наказанием или лишь в Слове и совести обвиняет нас, нам нужно признать Его справедливость. А также то, что мы были неверными по отношению к Нему и поэтому вполне заслужили Его приговор. Апостол хотел положить это на сердце иудеям. Бог излил на них всю Свою благодать, а они воздали Ему лишь грехами и неверием. Слова «Ты праведен» означают, что истина Божья не только не разрушается от нашей лживости и вероломства, но ещё больше явствует и сияет на их фоне. Бог даже из наших грехов извлекает похвалу для Своей славы. Искренне любящие Бога и ненавидящие грех не забывают, что всякое стремление к святой жизни и сила для нее – это дар Божий, слава Божья. «И чист в суде Твоем». Фраза эта означает, что Бог во всех Своих судах достоин хвалы. Как ни пытались нечестивые ниспровергнуть своей клеветой Его славу.
3.5 «Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? Не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? – говорю по человеческому рассуждению». Когда ап. писал эту часть своего послания, он вынужден был обратить внимание на извращение его благовествования. Для нас сегодня Павел является частью Библии и непререкаемым авторитетом. В ту пору он был спорной личностью, подвергавшейся нападениям. Его учение старались уничтожить не только подавляющая часть иудейства, но и широкие круги христианства. «Если же». Это же следует из того же самого Псалма 50.6, ибо в нем говорится: «Тебе, Тебе единому согрешил … так что Ты праведен». «Наша неправда открывает правду Божию, то что скажем?» Здесь апостол хочет сказать: только что я показал, что неверие и падение иудеев вовсе не уничтожает верность Божию, но, наоборот, служит ее подтверждению и прославлению (ст.4). Это весьма удивительно и соблазнительно для многих душ, и легко может быть превратно истолковано в опасном смысле. Будто наша неправедность – это хорошая и достойная похвалы вещь, поскольку она может стать поводом для того, чтобы истина и праведность Божья предстала в еще более ясном свете. Как нам относиться к этому? Такой вопрос задается в данном месте. Религиозные и гордые иудеи в своей «ревности по Боге» и в своей глубокой воображаемой святости впадали в крайнее ожесточение из-за такого учения и говорили: «Павел учит, что чем больше мы грешим, тем лучше. Он говорит, что наша неправедность открывает Божью праведность – что, следовательно, она прекрасна. Ибо кто может сделать что-то лучшее, чем прославить качества Бога? Как Бог может гневаться на нечто подобное? Поэтому нам нужно больше упражняться в неправедности, чтобы прославить праведность Божью. Так учит Павел». О том, что апостолу действительно пришлось вынести такое поношение, он ясно говорит в ст.8, о чем мы подробнее скажем ниже. Это было явным искажением его слов. Но, с другой стороны, всегда были такие люди, которые больше любили плотскую свободу, чем эту законническую строгость. И они могли превратно истолковать слова апостола таким образом, что они действительно думали: в самом деле, грех не столь опасен, поскольку наша неправедность открывает праведность Божью. Поскольку Бог может обратить всё к Своей славе. «Не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев?» Это как если бы он сказал: «Просто смехотворно думать так о Боге». Разгадка в том, что апостол говорит в Духе, и потому его не понимают те, кто не в Духе. Следовательно, предложенный некоторыми богословами вывод, будто грех может произвести восхваление Бога случайно, является необоснованным. Особенно, если подразумевать внутреннюю истинность Божью или внутреннюю истинность Его слов. Потому что грех не способен произвести славу истины Божьей ни закономерно, ни случайно. Однако в моральном смысле грех закономерен. И в надлежащем смысле этого слова способен произвести восхваление истинности Божьей. Т.е. то упование, посредством которого мы верим Богу, когда Он говорит, что мы в грехах. Ибо кто еще может принять благодать и праведность, кроме человека, исповедующего, что он грешен. «Говорю по человеческому рассуждению». Т.е. я говорю как естественный человек, который в своем слепом и плотском разуме не понимает Божьей истины. Против этих превратных толкований апостол теперь задает вопрос, говоря: «Неужели так следует понимать то, что я сказал? Неужели это похвала нашей неправедности, когда я говорю, что из-за нее праведность Божия предстает в более ясном свете? Если наша неправедность открывает праведность Божию, неужели Бог неправеден, если Он посещает нас Своим гневом?» Апостол с отвращением отвергает такую мысль, говоря: смотри ст.6!
3.6 «Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?». «Никак», т.е. отнюдь нет. Сохрани нас, Боже, от такого отвратительного искажения! Апостол хочет сказать: «Я никогда не говорил, что сама неправедность открывает Божью праведность. Но утверждал, что праведность Божия из-за противоположности, наказывая нашу неправедность, прославляет сама себя». Это не похвала неправедности нашей и даже не извинение ее. «Ибо иначе как Богу судить мир?» Апостол пишет, что «открывается гнев Божий на всякое нечестие и неправду человеков» (гл.1.18), что суд Божий праведен, соответствует истине (2.2), что люди сознают этот справедливый суд Божий. А значит, неправедность сама по себе не может быть чем-то хорошим и извинительным. Ибо если бы это было так, Бог не мог бы судить мир, полный неправедности. А если Бог является Судьей мира, Он должен судить с величественной справедливостью. Ибо иначе Его приговор был бы не правосудным, но произвольным применением власти. Апостол здесь стоит на том же основании, что и Авраам, когда тот сказал: Быт.18.25 «Судия всей земли поступит ли неправосудно?». Похожее место имеется и у Иова 34.17 «неужели ненавидящий суд может господствовать?» Бог вынужден судить мир, то есть привести его в соответствие со Своей праведностью и упорядочить всё. Грех только косвенно возвышает правду Божью. Никакой благодарности грешнику не может быть за это, т.к. он не ставит своей целью возвеличить Бога. Это замечание апостола включает в себя основательное опровержение всего превратного толкования. Ибо в мире нет никакого греха, который из-за противоположности Божьим совершенствам не служил бы Его прославлению. Т.о., мнение, которое опровергает здесь апостол, таково, что, если бы оно было признано правильным, всякая религия в мире была бы тотчас уничтожена. Апостол возвращается к данному вопросу и разрабатывает его в следующем добавлении – смотри стих 7!
3.7 «Ибо, если верность Божия возвышается моею неправедностью к славе Божьей, за что еще меня же судить, как грешника?» Перефразируем слова апостола: «Если из того факта, что я – лжец, и Бог верен, увеличивается слава Божья, то не следовало бы мне лгать для того, чтобы Он был более верен и еще более славен? В самом деле, почему я осужден как грешник за свою ложь? Если верность Божья возвышается этим, то это еще более веская причина для Его прославления, чем праведность». Ап. применяет повторение, ибо человеческое гордое сердце очень трудно выбить из его убежища лжи, оно крепко держится обмана. Здесь апостол ясно провозглашает, что наша ложь не «возвышает» истину Божью. Ход рассуждений апостола в стихах 7-8, собственно говоря, таков: Если бы сама ложь и неправедность открывала Божью истину, тогда меня нельзя было бы судить как грешника, если бы я практиковал ложь. И тогда я действительно делал бы то, в чем меня обвиняют хулители. А именно, говорил бы: «Будем делать зло, чтобы вышло добро». Именно то, что вы хулите такое учение, доказывает ваше осознание того, что было бы неправильным так понимать это. Таков был ответ тем людям, которые действительно могли считать, будто зло заслуживает извинения из-за того, что Бог может обратить его в некое благо. Данное возражение приводится здесь от лица нечестивых.
3.8 «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых» Этот ответ апостол дает тем людям, которые в действительности так не считали, но из-за враждебности хотели обвинить его в таком мнении. Ап. пишет, что были люди, которые обвиняли его и его сотрудников, что они этому учат. Ап. называет их «некоторые». Это не ново, когда лучших из служителей и детей Божьих обвиняют, будто они учат и практикуют в своей жизни такое, к чему они питают глубочайшее отвращение. Это не должно удивлять нас, так как и об Учителе нашем говорили, будто Он имеет связь с Вельзевулом. Ап. больше не занимается опровержением, не удостаивает ответом эту нечестивую клевету. Ее можно опровергнуть великолепным доводом. Опровержение таково: зло само по себе не может породить ничего, кроме зла. То же, что через наш порок проявляется слава Божия, это заслуга не человека, но Бога, Который знает, как покорить и направить в иное русло нашу злобу. Бог заповедал нам творить то дело, которым хочет в нас прославиться, а именно: благочестие, состоящее в послушании Его воле. Тот же, кто преступит эту черту, не чтит Бога, а скорее пытается Его обесчестить. Вместо опровержения ап. просто говорит, что такие люди заслуживают праведного суда. «Праведен суд на таковых». Умышленно делающие зло, чтобы из этого вышло добро, не оправдывают себя этим и не избегнут осуждения. Кто грешит исходя из таких соображений, тот доказывает, что его грех сознательный и добровольный. Осуждение таковых вполне справедливо.
Почерпнем из нашего текста некое поучение. Первое поучение таково: хотя Бог может обратить зло к Своей славе или к наказанию греха, само зло, тем не менее, всегда остается достойным наказания. Ибо то зло, о котором говорится здесь, есть грех, есть нечто, посредством чего человек противится Богу и выступает против Его воли. Такое никогда нельзя ничем оправдать. Подобное никогда не может стать невинным. Второе, на что стоит здесь обратить внимание, это то, какое поношение пришлось вынести апостолам за свою проповедь Христова Евангелия. Такое божественное учение истолковывалось тогда таким образом, будто оно уничтожало Закон. Ап. Павел тоже проповедовал Закон. Но он проповедовал его совсем иначе, не так, как иудейские духовные руководители. А именно: он дан не как путь спасения, но для осуждения. Он придерживался учения о том, что Закон делает человека не праведным и святым, но лишь грешным и осужденным. Наряду с этим он возвещал всем погибшим грешникам благодать и спасение лишь во Христе, Который, как он провозглашал, был дан нам как для оправдания, так и для освящения.
3.9 «Итак, что же? Имеем ли мы преимущество? Нисколько; ибо мы уже доказали, что как иудеи, так и эллины, все под грехом». После того, как апостол предотвратил возможные возражения и превратные толкования его слов, он переходит к своей главной теме. В двух предыдущих главах он по отдельности говорил о язычниках и об иудеях. Теперь он объединяет их вместе и говорит обо всех людях одновременно. На основании ясных свидетельств Писания он утверждает, что все люди пребывают под грехом. Таким образом, он завершает доказательство, которое он считал необходимым для подчеркивания и утверждения важной истины, к которой он приходит в стихе 20. А именно, что «делами закона не оправдается перед Богом никакая плоть». И эту истину он вновь открывает лишь с целью подготовить и обосновать великую и главную проповедь о том средстве для спасения человеческого рода, которое Бог в Своем милосердии приготовил для нас. Т.е. Он даровал нам Спасителя – Своего Сына. Итак, апостол готовит своих читателей для принятия учение об оправдании верой. Завершая свои отвлеченные рассуждения, он возвращается теперь к основному вопросу. «Итак, что же?» Т.е. что мы должны заключить из этих слов. «Имеем ли мы преимущество?» Лучше ли мы, иудеи, язычников, по той причине, что нам вверено Слово Божье вместе с другими дарами? Или, каково наше истинное положение? Несомненно, основной вопрос касался положения перед Богом, преимущества на Божьем суде. На этот вопрос апостол дает ответ: «Нисколько». Он повторяет свое утверждение об общей виновности всего рода человеческого. Чтобы иудеи не позволили себе обманываться, он ставит вопрос, действительно ли они в плане спасения превосходят прочие народы? Те привилегии, которыми выделялись иудеи, находятся вне них, то есть в благости Божьей, а не в их заслуге. Откуда можно вывести и то, что он отвечает им теперь. Ибо, если их главное преимущество состоит в том, что в их среде пребывало Слово Божье, то гордиться им нечем перед Богом. Так как его они имели не по своей заслуге. «Ибо мы уже доказали». Т.е. мы уже констатировали и обосновали выше. «Что как иудеи, так и эллины, все под грехом». Этими двумя именами, иудеи и эллины, здесь обозначаются все люди. Быть «под грехом» означает то же, что осуждаться перед Богом за грехи. Все люди пребывают под господством греха. Никто не может освободиться от греха, никто не может избежать служения ему. Если только некто другой, более могущественный, не освободит его. Из неведения об этом обстоятельстве происходит не только всякая самоуверенность и всякое презрение к Богу и Его благодати, но всякое отчаяние и неверие, как только мы начинаем ощущать господство этого греха над нами. Всем нам нужно обратить внимание на ту истину, которую апостол представляет здесь и подтверждает свидетельством Писания в следующих стихах. Слово «все» не означает, что грешники есть среди всех народов. Ибо иудеи этого не отрицали. Но здесь подразумевается каждое отдельное человеческое существо. Во всем множестве людей, обитающих на земле, как хочет доказать апостол, нет ни единого, кто не преступал и не преступает святой Закон Божий, и потому достоин смерти.
3.10 «Как написано: нет праведного ни одного». «Как написано». До этого момента для обличения людей в их неправедности ап. приводил доводы разума. Теперь начинает аргументировать, основываясь на авторитете Писаний, то есть Бога. Эти слова так же, как и два последующих стиха, представляют собой отчасти сами выражения, а отчасти обобщение и содержание некоторых стихов в 13-ом и 52-ом псалмах Давида. Здесь перед нами – сумма всего, что хотел доказать апостол. «Нет праведного ни одного». Прежде чем переходить к подробностям, ап. формулирует итог всего, что можно сказать о человеке. А именно: нет праведного ни одного, а затем перечисляет по отдельности плоды этой неправедности. Нет никого, кто держался бы принципа добродетели; никого, кто сохранил хоть что-то от образа Божьего. Оставался бы в той праведности, в которой Бог сотворил человека. Выражение «нет ни одного» подразумевает, что если был бы хоть один, то Бог, наверное, отыскал бы его. Когда древний мир разложился, Бог нашел одного праведного Ноя. Даже среди людей оправданных и освященных по благодати нет ни одного, кто был бы праведным от природы. Каждый человек – преступник перед Богом, а посему он по праву осужден на вечную смерть. Давид в этих псалмах ясно заявил о том, что он говорит не только о нечестивых, но также и обо всех людях на земле. Слова его звучат таким образом: Пс.13.2,3 «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного». Он говорит, что Господь Бог посмотрел на всю поверхность земли и искал среди всех людей человека, который был бы разумеющим и спрашивал бы о Боге и Его воле. Но Его очи не нашли ни одного. Он увидел, что все уклонились с пути праведности, преступали Его заповеди. Бог не нашел никого, кто делал бы добро. (Добро ради добра, ради славы Божьей, без примесей эгоизма). Давид не отрицает того, что есть такие люди, которых Бог призвал и освятил Своим Духом. Если бы Бог судил людей в соответствии с тем, каковы они сами по себе, ни одна душа не спаслась бы. Его избранные, Его дети имеют всё свое утешение в том, что Бог постоянно прощает их грехи, которые «всегда прилипают к нам», и не судит их по Закону, как вскоре покажет апостол (стихи 20-24, 4.6-8).
3.11 «Нет разумевающего; никто не ищет Бога». «Нет разумевающего», т.е. нет таких людей, которые обладали бы мудростью, хоть чего-то стоящей в глазах Божьих. Ибо премудрость Божья скрыта и неизвестна миру. Вспомним стих из Ин.1.14 «Слово стало плотью», т.е. Премудрость была воплощена. Поэтому те, кто мудры только в отношении видимого (каковыми являются все неверующие, не знающие Бога и жизни грядущей), «не разумевают», не являются мудрыми, т.е. они безумны и слепы. И хотя они могут казаться мудрыми в своих собственных глазах, все же они стали безумцами. Они обладают лишь той мудростью, которая является таковой с точки зрения человека, Но не мудростью, находящейся в сокрытом. «Никто не ищет Бога». Это утверждение относится как к тем, кто явно (открыто и не скрывая того) не ищет Бога. Так и к тем, кто ищет Его или полагает, что ищет Его. Потому что они не ищут Его так, как Он хочет, чтобы Его искали и открывали. А именно: верой, в смирении, а не посредством мудрости и самонадеянности. Неправедные люди не ищут Бога из-за недостатка интереса и из-за пренебрежения. Вторые слишком «праведны», слишком много понимают, слишком преданы поискам. В результате чего они становятся неисправимы в своем стиле мышления. Некий богослов сказал: «Высшая праведность является высшим безумием». Итак, столь ужасающе развращение разума, что человек не ищет Бога, Который, тем не менее, является источником его жизни и спасения. Но, наоборот, почитает и ищет всё жалкое и ничтожное, земное, чувственное и греховное, которое лишь делает его несчастным во времени и в вечности. Именно это ужасающее безумие видел Бог с небес у всех людей, когда Он узрел, что «нет разумевающего, никто не ищет Бога». То понимание (разумение), о котором говорит апостол – это сама вера. Или знание невидимого и того, во что нужно веровать. Обе рассмотренные группы воздвигли преграду для себя, заградив свет ясного понимания вопроса. Стремление же к Богу, или поиски Его – это сама любовь к Богу. Даже если кто-то понимает и верует, тем не менее, без благодати Божьей не может любить.
3.12 «Все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного». «Все совратились с пути». Неопровержимый факт, что те, кто не ищет Бога, высшей цели человека, совращаются с пути. Сотворив человека, Бог поставил его на правый путь, но он оставил его. Он отклонился от Божьей воли и Божьих путей, и в сердце, и в жизни следуют по пути зла. «До одного негодны», т.е. все как один тщетны и пусты в попытках осуществления собственной праведности. Они бесполезны для всего, для чего Бог сотворил человека: для того, чтобы знать, бояться и любить Его, чтобы творить Его волю и восхвалять Его благодать. А также для того, чтобы любить своего ближнего и служить ему словами, делами и терпением. «Нет делающего добро, нет ни одного». Человек от природы непригоден для всякого добра. Подразумевается, что чувство человечности утрачено им. Когда сердце не имеет страха Божия, веры и любви, никакое дело не будет добрым перед очами Божьими, тогда всё нечестиво и проклято. Лучшими связывающими нас, людей, узлами является познание Бога. Поскольку Он является общим Отцом людей, Он наилучшим образом всех примиряет. Вне Бога имеются одни лишь раздоры. За неведением Его следует бесчеловечность, когда каждый, презрев остальных, любит и лелеет только себя. Нет праведного человека на земле, который делал бы добро и не грешил бы. Даже в тех действиях грешников, которые содержат в себе нечто доброе, кроется фундаментальная ошибка в принципе и в цели.
3.13 «Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их». В стихах 13, 14 обнаруживаются следующих 3 порока: жестокость, обман и злословие. Слова «гортань их – открытый гроб» говорят о жестокости людей. Этот образ обозначает то нечестивое и вредоносное для других людей, что есть в речи нечестивых людей. Ничто не может быть более отвратительным для чувств, чем открытая могила, где тело начинает гнить и распространяет вокруг себя смрад. То, что исходит из уст нечестивых людей, столь же прогнило и отравлено. И подобно тому, как смрад открытой гробницы свидетельствует о том, что находится внутри, то же самое происходит с речью человека: «От избытка сердца говорят уста». В процессе этого злодеяния они совершают три вещи. Во-первых, они поглощают мертвых. Поэтому апостол говорит: «Гортань их – открытый гроб». Как гроб является вместилищем мертвых, так и слово, исходящее из их уст или из гортани их, только поглощает мертвых без надежды на возвращение из смерти неверия. Если только они не будут призваны обратно чудесной силой Божьей до того, как они сойдут в преисподнюю. Апостол говорит, что этот гроб является «открытым», потому что они поглощают и вводят в соблазн многих людей. Апостол использует слово «гортань» вместо «уста» для того, чтобы описать эффективность их учения. Они поглощают других как что-то такое, что уже находится не только во рту, но и в горле. Их учение является эффективным потому, что оно описано даже в Библии как приятное. 2Тим.4.3 «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху». Такие учителя не откусывают и не пережевывают, т.е. они не подвергают людей критике, не смиряют их, не приводят их к покаянию. Но они проглатывают их целиком, такими, какие они есть, т.е. со всем их неверием. Плач Иер.2.14 «Пророки твои провещали тебе пустое и ложное и не раскрывали твоего беззакония». «Языком своим обманывают». Во-вторых, они учат обманчиво. Этим дают понять, что являются детьми дьявола, ибо он лжец и отец лжи. Они «обманывают», то есть ложь составляет их обычное занятие, это их постоянная привычка. Они обманывают других людей или в форме лжи или просто лести, внушающей восхваляемому ложные мысли о себе. Причина того, что они поглощают многих, заключается в том, что они «языком своим обманывают». Это является тем путем, которым они духовно убивают людей и лишают их сил. Люди, которые вводятся в заблуждение этим учением, слушают его так, будто оно от Бога. И веруют, что они слушают Бога. И, т.о., это заблуждение подготавливает огромное множество людей. И, когда они подготовлены, яд убивает их. «Яд аспидов на губах их». Подобно тому, как аспид убивает ядом, который он носит под зубами и изливает в рану, злые люди развращают и отравляют своего ближнего искушающими речами, извиняющими грех и внушающими неверие. Таким ядом полны их сердца, и поэтому он должен вытекать из их речей. Это то же самое льстивое и угождающее учение, которое не только не животворит верующих в него, но, на самом деле, убивает их. Ибо нет лекарства от яда аспидов. Аспид – это змея, живущая в Африке, чей укус, как говорит Аристотель, неизлечим. Выражением «на губах их» апостол хочет сказать, что в каждом слове их учения таится смерть, хотя внешне их слова кажутся жизнеутверждающими и истинными.
3.14 «Уста их полны злословия и горечи». Речь нечестивых людей полна проклятий, хулы против Бога, сквернословия и горьких слов против людей. Мы постоянно и повсюду испытываем это. Всё это составляет ужасающее описание того семени змея, которое наполнило человеческую природу при грехопадении. Ведь невозможно, чтобы сердце было добрым, когда из него исходит так много зла. «Уста их полны злословия» – очень точное и подходящее выражение. Потому что их проклятия не передаются проклинаемым ими, но остаются с ними. Они наносят этим только вред себе самим. Их уста полны и «горечи», т.е. завистливой клеветы. Ибо зависть – это горечь (озлобленность) сердца. Точно так же как любовь, с другой стороны, является сладостью (гармонией и добротой) сердца. Апостол указал здесь на зло, открывающееся в словах людей. Теперь он желает показать то же самое в отношении их дел.
3.15. «Ноги их быстры на пролитие крови». Слова стихов 15-17 взяты из Книги пророка Исаии 59.7-8. И описывают злое и исполненное убийства сердце, из которого проистекают все злые деяния. Если бы благоразумие и страх перед наказанием не удерживали людей, мы намного чаще видели бы это в действии. Разве среди неверующих людей не везде царит вражда и кровопролитие? «Ноги их быстры». Они спешат, они полны усердия и намерений совершить свои деяния. Иногда даже полагают, что этим они служат Богу. «На пролитие крови». Убивать и преследовать тех, кто судит и учит не так, как они.
3.16 «Разрушение и пагуба на путях их». Здесь апостол описывает их судьбу. Вся их жизнь наполнена обоюдной несправедливостью и взаимным страданием. Имеется состояние души, которое, на что ни обратится, всё губит и опустошает. Куда бы они ни шли, разрушение и пагуба сопровождают их. «Разрушение», т.е. потеря того, чем они владеют. И «пагуба» (страдания, невзгоды), т.е. то, что их старания вернуть утерянное тщетны и несостоятельны. Терпя поражения на своих путях, они также становятся всё более грешными и еще сильнее ожесточаются, упорно придерживаясь этих путей. И, наоборот, находящиеся на путях Христовых постоянно возрастают и укрепляются.
3.17 «Они не знают пути мира». Здесь подразумевается тот «путь мира», посредством которого мир, любовь и согласие царит среди людей. Не знают, как сохранить мир с другими и как обрести мир для самих себя. Они могут говорить о мире, но им чужд истинный мир. Они не знают, что служит к их миру. Люди ищут мира своими собственными делами праведности. Они не знают «пути мира», поскольку это мир в Духе Святом (они Его не имеют). Потому что, привыкши к хищениям, насилию, неправде, жестокости и увечью, ничего не умеют желать по-дружески и с любовью. Самые прожорливые хищные звери не уничтожают столько других животных, как человек уничтожает столько своего собственного рода. И лишь из-за той злой силы, которая действует в человеческом сердце. Всё, что сейчас привел апостол о гибельных словах и делах людей, направлено на то, чтобы показать, что человек злой. И весьма далек от той доброты и святости, которую требует Бог в Своем святом Законе.
3.18 «Нет страха Божия перед глазами их». Как только человек забывает Бога, Его святую волю и Его присутствие, он не видит никакого зла в самом себе, но считает всякий грех и всякую мерзость ничтожными. Вся самоуверенность мира основана на том, что «нет страха Божия перед глазами их». Этими словами, взятыми из Псалма 35.2, апостол завершает свое изображение испорченного человека. Страх Божий состоит в том, что человек считает Бога великим, святым и праведным в Своих судах, и поэтому боится преступить Его заповеди. Боится скрывать в сердце или выражать словом и делом то, что не угодно Богу. Поэтому, когда люди не имеют перед глазами святого и внушающего страха Бога, вся их греховная сущность освобождается. И таковы все люди от природы. Есть и такие люди, которые полагают, будто имеют страх Божий. И они самонадеянно полагают, будто всё, на что апостол ссылается, как на свойственное людям, далеко от них. Т.о., пока человек не убедится в том, что никто не праведен перед Богом, он никогда не будет думать этого о себе, поскольку он кажется сам себе праведным. Следовательно, надлежит постоянно осознавать, что сказанное о нас истинно. И что о любом из нас может быть сказано, что он неправедный человек, не имеющий страха Божьего. Т.о., нам надо смириться перед Богом, исповедать себя перед Ним неправедными и духовно нищими людьми, мы могли быть оправданы. Итак, мы имеем здесь краткое описание причин общего упадка и разложения рода человеческого. Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.
3.19 «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом». Апостол ясно говорит здесь, что великая и главная цель всего, что говорит Бог в святой книге Закона, состоит не в том, чтобы мы стали праведными или святыми через дела Закона. Но чтобы мы убедились в нашей преступности и вине перед Богом. Когда апостол ранее доказал, что все люди пребывают под грехом, что нет ни одного праведного перед Законом Божьим, естественным образом возникал вопрос: «Для чего же тогда закон, если ни один человек не является или не может стать праведным перед ним?» Притом иудеи всегда склонны были думать, что такие нелицеприятные описания человека, содержащиеся в Библии, не могут относиться к ним. Ибо они имели Слово Божие и были более святыми людьми. Но что они относились лишь к язычникам, жившим в дикой и грубой греховности. Сейчас апостол отвечает на оба эти возражения, и говорит сначала относительно последнего. «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом». Под словом «Закон» здесь, как и часто, подразумевается весь Ветхий Завет, о чем вскоре будет сказано больше. Часто весь Ветхий Завет называется Законом, а Новый – Евангелием. Смысл таков: Священное Писание свидетельствует, что «нет ни одного праведного, все уклонились и т.д.». Но мы знаем, что всё, что содержит ваше Священное Писание, оно говорит и вам, иудеям, которым оно дано. Поэтому приведенные слова Библии должны относиться и к вам. Воистину, прежде всего к вам, имеющим Закон. Т.е. законодательные определения, содержащиеся в вашем Писании. Выражение «находящиеся под Законом» также имеет значение, относящееся ко всем временам, даже к нам, христианам. А именно, когда оно используется как противоположность пребывания под благодатью (глава 6.14). И тогда оно означает, что люди со своим внутренним человеком, со своей совестью, со своей верой и со своей надеждой на спасение пребывают под Законом. Т.е. ищут в делах Закона свое спасение, свою праведность и святость. Апостол в 4.4 и в Послании к галатам 3.10 называет это «держаться за дела». К таким людям в особой степени относится то, о чем говорится в нашем тексте: и суды Закона и его проклятие касается их. Им не дается никакой благодати, но воздается лишь по заслугам. В этом смысле подавляющее большинство иудеев, к которым в первую очередь обращается апостол, также находилось под Законом. Ап. говорит, что закон вас обличает и осуждает, и вы должны знать это. Ибо именно потому, что они искали оправдания делами Закона и надеялись на Него, апостол прилагает здесь так много усилий, чтобы отнять у них эту надежду. И доказывает, что они со всеми своими преимуществами также пребывают «под грехом» и справедливым судом Божьим. После того, как в данном месте апостол доказал, что приведенные слова Библии должны особенно относиться к пребывающим под Законом, он переходит к ответу на такой вопрос: «В чем же состоит цель Закона, если он не делает ни одного человека праведным и блаженным?» И он дает нам важное и драгоценное объяснение: цель Закона состоит в том, «чтобы всякие уста заградились, и показать, что весь мир виновен перед Богом». Вопрос здесь (стихи 20-24) в том, как человек спасается, как он становится праведным перед Богом. И в этом вопросе Закон не имеет никакой цели и не может исполнить никакого дела, кроме как делать человека преступником, отягощенным виной и ищущим милости. А также убедить человека в его греховности и справедливом осуждении. Т.о., Закон является правилом для жизни, божественным стандартом добра. Он служит обретению спасения лишь в той степени, что этот стандарт показывает нам наше отклонение от Божьих требований, нашу преступность перед Богом. Ибо он объясняет здесь, что ни один человек после грехопадения не может настолько соответствовать божественному стандарту, чтобы предстать праведным перед Богом. Закон Божий может оказывать то же воздействие на огромную толпу неверующих, что и светский закон, и его наказание. А именно, удерживает ее от более грубых преступлений и добивается более благопристойной жизни. Поскольку даже неверующие, как и язычники, всё же часто чувствуют и почитают справедливость Закона и боятся его угроз. Во-вторых, Закон, будучи правилом жизни, оказывает хорошую услугу также неверующим. Благодаря этому святому стандарту, они всегда могут знать, что Бог любит или ненавидит, что есть добро, а что – зло. Но как только заходит речь об обретении спасения, о праведности перед Богом, Закон служит лишь тому, чтобы сокрушить и осудить человека, и сделать его жаждущим Божьей благодати. И Господь Бог никогда не думал ни о чем большем, что Закон мог бы сделать для нашего спасения. «Так что заграждаются всякие уста». Апостол говорит, что Господь Бог имел в отношении Закона именно такое намерение. Чтобы падший человек, благодаря этому святому стандарту, всегда смирялся перед Ним, и был вынужден склоняться перед Его престолом благодати. Господь Бог никогда не думал, что человек после грехопадения сможет предстать праведным перед Его Законом. Если бы он смог это сделать, Бог никогда не отдал бы Своего возлюбленного Сына под власть Закона и на кровавую смерть ради нас. Нет, говорит апостол, цель Закона состоит в том, чтобы уста всякого человека были заграждены, а весь мир стал преступником перед Богом. Это относится к Закону в его собственном смысле, к нравственному закону в десяти заповедях Божьих. Но этот стих говорит обо всем Ветхом Завете и его законодательных установлениях. Все эти установления об общественном устройстве иудеев, все повествования о злых и добрых людях, все суды и наказания Божьи, все угрозы и обетования – всё показывает нам святую волю Божью. Читая всё это (Ветхий Завет), мы замечаем, что это обращено и к нам. Всё это жалит и ранит и нашу совесть, представляет перед нашими глазами святую волю Бога и Его угрозы. Бог многообразно и на живых примерах еще более наглядно представил Свой Закон, чтобы достичь нашего лукавого сердца. И показать, какова Его воля во всех возможных случаях. И главная цель Его состояла в том, чтобы привести нас к спасению. Но эта цель никогда не будет исполнена, если мы не будем поражены требованиями и угрозами Господа. Слова «так что заграждаются всякие уста» обозначают, как человек, стремящийся защитить свое дело, свою праведность, в конечном счете, убеждается в своей преступности. Он больше не имеет ни единого слова в свое оправдание или в свою защиту. И принимает Божий приговор. В конечном счете, это произошло с Иовом. В конце он исповедовал: Иов 39.34 «Руку мою полагаю на уста мои». «И весь мир становится виновен перед Богом» - обвинительный приговор распространяется на весь мир. Все должны признать себя виновными и нуждающимся в оправдании через Христа, чтобы могли предстать перед Богом.
3.20 «Потому что делами закона не оправдается перед Ним никакая плоть; ибо законом познается грех». «Потому что делами закона не оправдается перед Ним никакая плоть». Здесь упоминается одно обстоятельство, которое приводит к тому, что уста каждого человека заграждаются и весь мир становится виновным перед Богом. Это происходит от того, говорит апостол, что всякая плоть такова, что она не может оправдаться выполнением повелений Закона. Слово «закон» здесь следует понимать в самом широком смысле, так что оно обозначает весь Закон Божий, как тот, которым обладали иудеи в конкретных словах заповедей, так и тот, который записан в сердцах всех прочих людей. Причина, по которой никакая плоть не оправдается делами Закона, заключается не в каком-то несовершенстве Закона. Но причина заключается в том, что всякая плоть настолько испорчена, что ни один человек после грехопадения не является таким, как требует Закон и не делает того, что он требует. Слово «плоть» здесь означает всех людей. Праведен перед Законом лишь тот, кто во всех отношениях и во все мгновения был таким и делал то, чего требует Закон. Тот, кто хоть когда-нибудь и каким-либо образом нарушил заповедь святого Бога, осуждается как преступник, и больше не может оправдаться посредством Закона. Даже если затем он во всё свое время во всех отношениях и во все мгновения был совершенным. Его совершенная жизнь не может искупить его прежних грехов. Так же как вора не освобождают из-за того, что он в течение какого-то времени не ворует. Он всё равно остается вором из-за той кражи, которую он совершил однажды. Поскольку каждый человек рожден с такой природой, в которой всегда есть греховные желания и вожделения, хочет ли он того или нет, он уже из-за одной своей природы не может стать праведным посредством Закона. Т.к. человек рожден от плоти, он всегда греховен и нечист. Когда мы задумаемся обо всем этом, мы сможем понять, почему апостол столь определенно может высказаться по данному вопросу. Здесь следует отметить еще одно обстоятельство: уже простое существование Закона Божия и наша потребность в нем способствует нашему обвинительному приговору. Уже то обстоятельство, что Бог дал нам такой Закон с его угрозами и обетованиями, является достаточным свидетельством о том, что мы не хороши, поскольку мы нуждаемся в заповедях и угрозах. Что такое Закон, если не страж, который всюду наблюдает за нами и говорит: «Не кради! Не поклоняйся идолам! Не убивай!» и т.д. Очевидно, в каждой заповеди заключено обвинение. Итак, дела Закона совершаются человеком как следствие оправдания и становления праведным. Ибо мы праведны не потому, что действуем по Закону, но сначала мы становимся праведными, а потом исполняем Закон. Все законом обвиняются в неправедности, в нарушении закона. Из всего этого Павел делает заключение о тщетности попыток оправдать себя делами Закона. Это возможно только путем веры, что он постоянно доказывает, начиная с 1.17. «Ибо законом познается грех». Закон должен служить именно этой цели. Назначение закона и правильное применение его заключается в том, чтобы обнаружить наши болезни. Апостол хочет сказать не только, что посредством Закона мы получаем представление о Божьих стандартах святости. Он говорит, что посредством Закона мы убеждаемся в том, что мы – грешники. Но как же происходит то, что из Закона мы познаем грех? В особенности это происходит двумя способами. Во-первых, Закон обращается к нашей совести, ставит нас перед святыми заповедями Господа. И тем самым побуждает нас задуматься о том, являемся ли мы такими (или были ли мы такими), как требуют святые заповеди Божьи. И делали ли мы то, чего они требуют. И посредством этого сравнения между заповедями Божьими и нашей сущностью мы можем увидеть, что мы не только виновны, но и осуждены на смерть. Мы получаем глубокое знание о грехе, когда в течение какого-то времени стремимся серьезно исполнять заповеди Господа, всем грехам противостоять. И во всем делать то, чего требует Господь. Но в этой работе мы будем постыжены, поскольку власть греха над нашей природой слишком сильна, и приводит нас к дальнейшим преступлениям. Лишь в этом случае человек начинает страшиться и замечать, что он находится под властью греха, что он продан в рабство греху. И лишь когда он чувствует себя настолько грешным, что, с одной стороны, больше не может возлагать упование на свое исправление, а с другой стороны, больше не может обойтись без благодати. И тогда погибший грешник становится сопричастником совершенной праведности Христа. А вместе с ней – всему, что требовал Закон. Сам по себе Закон, направляя к оправданию, является путем к спасению. Но преуспеть ему в этом мешает наша порочность. Апостол говорит об этом в последующих стихах.
3.21 «Но ныне, независимо от дел закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки». Апостол теперь переходит к своей главной теме, а именно: «Праведность Божия через веру в Иисуса Христа». Эта праведность является единственным средством для спасения грешников. Ибо ни один человек не может спастись, если не примет праведности Божьей и не облечется в нее. «Но ныне», т.е. в благодатное время Евангелия. О том, как восхваляется в Библии благодатное время Евангелия, смотрите, напр., Книгу пророка Исаии 40.1-2; 43.18-19; 61.2; Послание к Римлянам 13.11-12 и т.д. Даровал нам Бог милость осознать, что мы, повинные смерти, теперь можем получить оправдание. Дело не в том, что ныне появились лучшие и более благочестивые люди. Что ныне имеется более чистая и более глубокая мораль – христианская. «Независимо от дел закона». Оправдание может быть получено без всякой помощи Закона и его дел. Имеется толкование: если мы действительно хотим понять правду Божью, нам нужно освободиться от закона. «Явилась правда Божья». Явилась через Евангелие, которое проповедуется. Праведность Божья, о которой говорится здесь, является величайшим чудом Божьей благодати, когда-либо явленным нам с небес. Это небесное откровение противоречит всей нашей природе, в особенности нашему воображению о некоей нашей собственной способности и пригодности. Не только неверующие изо всех сил противятся проповеди этой праведности Божьей, но и многие в других отношениях благонамеренные люди придерживаются ложных мнений на эту тему. Это происходит не от какой-то неясности или двусмысленности слова Библии об этой праведности Божьей. Но это происходит от того, как только что было сказано, что самое это представление противоречит нашей природе, нашим мыслям и мнениям. И всегда бывает очень трудно освободиться от того, что заложено в самой природе. Вся человеческая природа после грехопадения устроена таким образом, что она всегда желает возвышаться. А когда речь идет об отношениях с Богом, она не ожидает никакой благодати от Бога. Слово «праведность Божия» обозначает ту праведность или исполнение Закона действием и страданием, которое Господь Христос совершил ради нас. Эта праведность состоит из двух частей: исполнение всех заповедей Закона и страдание от всех тех наказаний, на которые Закон осуждал грешников. Обе эти части в соединении составляют нечто такое, чего невозможно добиться ни одному сотворенному существу. Послушание Христа – единственное, что спасает грешника, преступного и осужденного перед Законом. Правда (праведность) Божья не является новой, потому что об этой спасительной праведности имеются свидетельства в Ветхом Завете. «О которой свидетельствуют закон и пророки». Ап. добавляет эти слова, чтобы не показалось, что Евангелие, даром наделяя людей праведностью, тем самым воюет с Законом. Ап. Павел точно знает, что благовестие его подтверждается не только отдельными словами Писания, а всей совокупностью Ветхого Завета. Для него это не было никогда каким-то второстепенным делом. Он не мог бы возвещать Евангелие иудею, он сам не мог бы поверить Евангелию, если бы содержание его не составляла именно эта правда Божья – которая уже засвидетельствована Законом и пророками. Напр., когда пророк Исаия в главе 53 сказал, что Господь возложит на Него (Христа) наказание за наши преступления (ст.6), он говорит в стихе 11 «Через познание Его Он, Праведник, раб Мой, оправдает многих и грехи их на себе понесет». В главе 56.1 Господь говорит столь же ясно: «Сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей». Столь же ясно Господь говорит об этом в книге пророка Иеремии 23.5-6. Иудей в состоянии тогда увидеть это, когда будет снято «покрывало» с его глаз (2Кор.3.14-16). Ибо иудеи стремились утвердить собственную праведность, которая состояла в их собственных делах.
3.22 «Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия». Чтобы предотвратить возможное неправильное понимание того, какую праведность Божию имел в виду апостол в предыдущих словах, он добавляет: «Правда Божия через веру в Иисуса Христа». Здесь положен конец всякой неопределенности и всем спорам. Апостол говорит о той праведности, которая приходит «через веру в Иисуса Христа». Но, кроме того, из этих слов мы получаем ответ на другой важный вопрос. Вопрос таков: «Как, когда и каким образом я становлюсь сопричастником этой Божьей праведности?» Здесь мы находим ответ. Здесь написано, что праведность Божья приходит от веры в Иисуса Христа. Нам на помощь пришел Христос. Он, единственный праведник, передает нам Свою праведность и делает праведными и нас самих. Тому, что мы оправдываемся, производящей причиной служит милосердие Божье, материальной причиной служит Христос, а инструментальной – слово с верой. И потому говорится, что вера оправдывает. А после того, как мы стали Христовыми, уже не только мы сами являемся праведными, но и дела наши считаются праведными перед Богом. Потому, что всё, что только есть в нас несовершенного, изглаживается кровью Христовой. Праведность Божия, говорит апостол, пребывает «во всех и на всех верующих». «Во всех», т.е. как в иудеях, так и в язычниках, т.е. она явлена и предложена всем. «И на всех», т.е. она пребывает среди всех их. Слово «на», связанное со словами «всех верующих», косвенно указывает на то, что, хотя праведность через Евангелие приходит ко всем, тем не менее, она усваивается лишь верующими. Она как бы простирается над ними. Праведность Христа – эта та праведность, которую Он Сам лично исполнил, поэтому она не может быть в верующих как дело освящения, но «пребывает на всех верующих». «Верующих», т.е. они сделаны верующими. И апостол говорит «на всех верующих», каким бы ты ни был – молодым или старым, грешником великим или малым, с большей или меньшей скорбью о грехе, лишь бы ты не мог обходиться без Христа и Его благодати. И верой держался за Него. Вера эта есть вера во всё, что имеет отношение к Христу. Некоторые бахвалятся тем, что они веруют во Христа согласно тому, что Евангелие говорит о Нем. Т.е. в то, что Он родился, пострадал, умер и т.д. Но они не веруют во всё, что относится к Нему. Т.о., мы можем радоваться и благодарить Господа за спасение. «Ибо нет различия» – здесь он всем без исключения приписывает необходимость искать праведность во Христе. Все согрешили, все были оправданы без заслуги, когда уверовали во Христа.
3.23 «Потому что все согрешили и лишены славы Божьей». «Потому что все согрешили». Все были соделаны и провозглашены грешниками перед Богом. Как только человек согрешил, он тотчас осужден Законом, тотчас пребывает под судом среди осужденных на смерть. И это невзирая на количество грехов. Об этом сказано и в Гал.3.10 «Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона». Апостол ранее доказал, что «нет праведного ни одного». В этом отношении мы все одинаковы. «И лишены славы Божьей». Эти слова в тексте оригинала трудно понятны. Слово, переведенное как «лишены», собственно говоря, означает «отстать в состязании по бегу». В девятой главе апостол говорит об иудеях, которые прежде других имели все средства благодати, что они стремились к закону праведности, но не достигли праведности исполнением Закона. В своем беге и в стремлении обрести Божье благоволение они не достигли цели. Полагаем, что на это указывает данное слово в греческом тексте. Тогда слово «лишены» означает, что не имеют и нуждаются в этом. У них нет такой праведности, которой они могли бы славиться перед Богом. У них нет ничего такого, чем они могли бы славиться в Боге. Они не могут сказать так, как сказал Давид, автор Псалма 3. Пс.3.4 «Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою». Термин «слава Божья» используется таким же образом, что и «праведность», «добродетель», т.е. что-то такое, что дано нам Богом, и чем мы можем получать славу перед Ним, в Нем и Им. Люди лишены оправдания, примирения с Богом, представляющих собой начало славы. Лишены святости или освящения, означающего преобразования человека в образ Божий. Лишены возможности достичь неба путем невинности. Есть мнение, что слова «и лишены славы Божьей» означают, что человек лишился сияния, позволяющего ему общаться с Богом, т.к. Бога окружает сияние.
3.24 «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе». «Получая оправдание». Что апостол подразумевает под выражением «получая оправдание» можно увидеть из главы 8.33, где он косвенно указывает, что оправданный не может быть обвинен. Он – безупречный человек, о котором нельзя сказать ничего плохого. А именно – перед Богом он праведен и непорочен. Апостол говорит: Рим.8.33 «Кто будет обвинять избранных Божьих? Бог оправдывает их». Оправданным обычно называют того, кто перед судом был объявлен свободным от всякой вины или участия в том деле, в котором его желали обвинить. Тот, кто оправдан Богом, настолько освобожден от всякой вины перед Законом, как будто он во все дни своей жизни никогда не сделал ни малейшего зла или греха. Тайна оправдания состоит в том, что Христова праведность так вменяется грешнику, как его грехи вместе с грехами всего мира вменяются Христу. «Даром». В греческом тексте это слово означает «в подарок» или «безвозмездно». Так же, как Бог сотворил нас и дал нам бытие, хотя мы даже не просили Его об этом, столь же бесплатно и незаслуженно Он даст нам жизнь вечную. Слово «даром» часто встречается в Библии, когда рассматривается жизненно важный вопрос нашего спасения. Христос говорит: Откр.21.6 «Жаждущему дам даром от источника воды живой». «По благодати Его». Благодать Божья – это основная причина и подлинный источник, из которого проистекло всё, что Бог когда-либо делал и до сих пор делает для нашего спасения. Это свободная милость самой сущности Бога и отеческое расположение Его сердца. «Искуплением во Христе Иисусе». Слово «искупление» обычно использовалось в контексте выкупа на свободу военнопленных или рабов для обозначения оговоренного выкупа или суммы покупки. И это слово используется в Библии применительно к нашему искуплению через Христа.
3.25 «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде». В предыдущем стихе апостол сказал, что мы оправданы «искуплением во Христе Иисусе». Именно это искупление он теперь объясняет подробнее и говорит, что Бог предложил Своего Сына в жертву умилостивления. «Которого Бог предложил в жертву умилостивления». Слово «предложил» указывает на намерение сделать что-то, видимое для всех. Бог не только отдал, но и представил перед глазами всех людей Своего Сына как жертву примирения, подобно тому, как медный змей в пустыне был вознесен не древе, чтобы все могли видеть его. И причина, по которой апостол использовал здесь такое слово «предложил», состоит в том, что в этом месте он намеревается говорить именно о публичном предъявлении праведности Божьей в нашем помиловании. Бог, Которого люди оскорбили, Сам делает первый шаг к примирению с нами. Он предопределил Сына для этой цели от вечности, по благоволению Своему, по совету любви Своей. И представил Его как жертву умилостивления виновному миру. «В Крови Его через веру». «В крови», т.е. в страданиях и смерти, которыми Христос удовлетворил Бога, и заслужил умилостивление для тех, кто верует в Него. «Его», т.е. крови Христовой. Этот Первосвященник также Сам был жертвой, как отмечается в Послании к евреям 9.12: «Со Своею Кровью Он однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление». Если представить себе всё великое жертвенное служение, которое Бог учредил как прообраз великой жертвы искупления во Христе, в нем ничему не придавалось столь большого значения, как крови. Евр.9.22 «Да и почти всё по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения». Косвенное указание об этом содержится в словах Бога: Лев.17.11 «Я назначил кровь вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает». «Через веру» – умилостивление, обретенное нами, завоевано отнюдь не нашими собственными делами или заслугами. Лишь через веру мы становимся сопричастными всей этой благодати, лишь через ее принятие. Для показания правды Его и прощения грехов, соделанных прежде». «Для показания правды Его» – для того, чтобы показать, что только Его праведность оправдывает людей, делает их праведными. «И прощения грехов, соделанных прежде». «И прощения», которое являет праведность. «Грехов, соделанных прежде», т.е. грехов, которые предшествовали Его страданиям. Сказанное апостолом можно более ясно выразить следующим образом: «Для явления Своей праведности путем прощения, или в прощении и долготерпении Божьем, грехов, соделанных прежде». Ибо грехи всех – и тех, кто жил ранее, и тех, кто будет жить после нас, прощены только через Христа. Он праведен и одновременно Он оправдывает верующего. Эта праведность Божия доказана тем, что Он предложил Своего Сына в жертву примирения. Следовательно, здесь праведность Божия – это праведность Судьи, иными словами – Его справедливость. Итак, очевидно, что когда Бог милует грешников, это полностью соответствует Его божественной справедливости. Некоторые относят эти слова к грехам ветхозаветных святых, получавших прощение грехов ради искупления, которое еще надлежало совершить Христу.
3.26 «Во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса». «Во время долготерпения Божия», то есть терпимости Бога. Долготерпение Божье хранит нас от ада, чтобы мы могли иметь возможность покаяться и достичь неба. Благодаря долготерпению Божьему, нас не схватывают в тот момент, когда мы совершаем грех. Без посредничества Христа Бог не только не простил бы грешника, но не стал бы терпеть, щадить его. «К показанию правды Его». Он праведен и одновременно Он оправдывает верующего. Именно эта праведность Божия будет доказана тем, что Он предложил Своего Сына в жертву примирения. Следовательно, здесь праведность Божия – это праведность Судьи, иными словами – Его справедливость. А именно, здесь перед нами прекрасное учение о том, что Бог отдал Своего Сына для примирения, чтобы всем людям и духам стало очевидно, что, когда он милует грешников, это полностью соответствует Его божественной справедливости. Поскольку это происходит без отказа от какого-либо слова в Законе, лишь на основании совершенного искупления в соответствии с Законом. Но праведность Божия была провозглашена и доказана через искупительную смерть Христа, принимая во внимание два особых обстоятельства. Первым (ст.25) было снисхождение Бога во времена Ветхого Завета или, говоря словами апостола, «прощение грехов, соделанных прежде». Второе (ст.26) заключалось в том, что Он также полностью милует и оправдывает тех грешников, которые веруют во Христа. Что касается первого обстоятельства, как представляется, апостол хочет сказать: Бог в минувшее время оставлял грехи без полного и соответствующего Закону наказания. Ибо если бы Бог тотчас проявил Свою полную готовность наказывать и поступил бы с людьми по заслугам, Он искоренил бы людей с лица земли. Он не только уничтожил бы все языческие народы, но и положил бы конец Израилю. И, тем самым, был бы уничтожен и замысел благодати в отношении всего человечества. Он, казалось бы, забывал наказывать людей в соответствии с их грехами, и весь мир отдыхал в тени Его долготерпения. Но когда пришел Христос, это время снисхождения закончилось. Т.о., апостол желал сказать своим гордым иудеям: «Ваша плотская самоуверенность основана на ложной мысли о Боге. Но в кровавой смерти Христа вы увидите Его совершенную праведность. А то, что Он не уничтожил вас, произошло лишь ради того же обещанного примирения». Но о втором обстоятельстве апостол говорит: «К показанию правды Его в настоящее время». «В настоящее время», то есть по Его благодати. Здесь говорится о чем-то другом, нежели о простой снисходительности, здесь говорится о полной благодати. О том, что он делает праведным верующего в Христа. Пришествие Его оказалось временем благоволения и днем спасения. Бог во все времена давал некое свидетельство Своей праведности, но с пришествием Мессии всё стало яснее. Итак, следует отметить здесь сравнение Ветхого и Нового Заветов. Ибо лишь тогда открылась ясно праведность Божья, когда явлен был Христос. «Да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса». Он говорит о «прежних грехах». Однако Он не прощает всех грехов, чтобы кто-то не сказал: «Если Христос берет на себя все грехи, то давайте тогда делать всё что нам угодно, ибо теперь никто не может грешить». Так поступают люди, предающие Дух в угоду плоти (Гал.5.13) и делающие свою свободу прикрытием зла (1Пет.2. 16). Ибо благодать и долготерпение существуют не для того, чтобы мы могли грешить, или поступать так, как нам хочется. Итак, Бог не наказывает прошлые грехи, Он их терпеливо сносит, чтобы иметь возможность оправдать нас. Поэтому Он отнюдь не потворствует нам, чтобы мы могли делать всё, что нам угодно. «Верующего», т.е. всякого человека, но не человека Закона.
3.27 «Где же то, чем бы хвалиться? Уничтожено. Каким законом? Законом дел? Нет, но законом веры». «Где же то», это как если бы он сказал: «нигде нет такого». «Чем бы хвалиться?» Это относится к тем, кто надменно хвалится своей праведностью. После того, как ап. твердыми доводами отучил людей от упования на свои дела, попрекает их теперь за тщеславие. В данном случае гордыня исключена, потому что мы ничего не можем сделать от себя такого, что было бы достойно одобрения или похвалы от Бога. Так как похвальба делами устраняется через веру, нельзя проповедовать веру, не относя всё к милосердию Божью. И лишая человека всякой славы. Вспомним Еф.2.8-9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился». «Уничтожено». Апостол считает, что наша похвала не просто уменьшена, но совершенно «уничтожена», совершенно отвергнута. Ибо тому, кто сделал и выстрадал многое для того, чтобы оставить всякий грех, исполнить все обязанности сделать много добрых дел, поистине очень тяжело в конце не получить никакой похвалы. Но, как мы видели ранее в стихе 23, иначе и не может быть. Поскольку тот же самый благочестивый, серьезный человек всё же является грешником перед великим Господом Богом, и по Закону подлежит осуждению. Считай же великим счастьем то, что ты без похвалы можешь вместе с другими грешниками обрести благодать. И те, кто хвалятся, остаются грешниками. «Каким законом? Законом дел? Не «законом дел», ибо тот закон, который требует наших дел, дает какую-то славу человеку, поскольку он, как предполагается, косвенно указывает на то, что человек обладает силой, чтобы делать то, чего он требует. Этот закон на самом деле увеличивает хвастовство. Потому что когда ему следуют, он делает людей гордыми и надменными. Нет, но законом веры». Ведь вера всё принимает от Бога и ничего не приносит Ему, кроме смиренного исповедания духовной нищеты. Присваивая имя закона вере ап. разумеет то, что она действует как закон, смиряет человека и заставляет его признать, что он грешен перед Богом. Евангелие гласит: «Веруй в Господа Иисуса Христа». Этот закон повергает наземь всю нашу похвалу. Ибо он говорит нам: «Ты не годишься ни для чего доброго, припади к ногам Бога, ищи лишь благодати». Когда апостол называет Закон «законом дел», он указывает, откуда происходит похвала. А именно, от того, что человек не видит в Законе более высоких требований, кроме дел. И позволяет сердцу быть свободным от духовных составляющих Закона. Ибо иначе от Закона происходило бы познание греха. А когда он затем в противоположность выражению «закона дел» называет Евангелие «законом веры», он косвенно указывает на то, как в нем отрицается всякая наша способность и похвала. Ибо слово «веруй» следует понимать так: «Не пытайся больше помочь самому себе».
3.28 «Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона». Именно это доказывалось на протяжении предыдущих глав данного послания. Это предложение по форме является подлинным тезисом. «Ибо мы признаем» – считаем и утверждаем. «Что человек оправдывается» - признается праведным перед Богом, будь он иудеем или язычником. «Верою, независимо от дел закона» - без помощи добрых дел закона, в которых для спасения нет необходимости. Верующие совершают добрые дела не для того, чтобы найти оправдание, но чтобы прославиться в своей праведности, которой они уже обладают. Апостол Иаков в своем Послании говорит, что человек не становится праведным с помощью вымышленной или мертвой веры. Если при этом не подтвердит праведность свою делами. Грешник грешнику рознь. Некоторые являются грешниками и исповедуют, что согрешили. Но при этом не желают расстаться со своими любимыми грехами. Вместо этого они продолжают грешить. Другие тоже являются грешниками и исповедуют, что согрешили, но они сожалеют об этом. Ненавидят себя за это, хотят сделаться праведными и постоянно взывают к Богу о праведности. Это – люди Божьи. Подобным же образом можно сказать, что праведник праведнику рознь. Ибо некоторые утверждают, будто они праведны, нисколько не заботясь о том, чтобы обрести оправдание, но скорее, ожидая награды и венца. Другие – отрицают, что праведны, боятся осуждения и желают быть оправданными. Следовательно, тот факт, что мы являемся грешниками, не вредит нам, если мы искренне стремимся стать праведными.
3.29 «Неужели Бог есть Бог иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников». Потому что отсюда последовало бы, что если они оправданы Законом, то только иудеи праведны, потому что они одни имеют Закон Божий, а значит Он был бы «Богом иудеев только». О том, что праведность эта относится как к иудеям, так и к язычникам, важно заявить для того, чтобы распространить на всю землю Царство Христово. Апостол спрашивает, не хочет ли Бог объявить Себя Спасителем и язычников? Если да, то праведность, необходимая для спасения, простирается на всех. Вспомним слова Бога к Израилю, которые часто упоминаются в Библии: «Я буду вам Богом, а вы будете Мне народом». То, что Бог избрал Себе на время особый народ, не устраняет тот факт, что все люди созданы по образу Божию и введены в мир в надежде на блаженную вечность.
3.30 «Потому что один Бог, Который оправдывает обрезанных по вере и необрезанных через веру». Можно ли допустить, что Бог бесконечного милосердия и любви может ограничить Свое благоволение маленьким неверным народом иудейским и оставить всех остальных людей на вечное отчаяние? Нет, ибо существует один Бог, «Который оправдывает обрезанных по вере и необрезанных через веру». Хотя иудеи претендуют на особое благоволение Божье к себе, однако в сущности в вопросах оправдания разницы нет между ними и язычниками. Кроме разницы между словами «по» и «через». «Обрезанных», т.е. иудеев по плоти. «По вере», а не по делам. «И «необрезанных», т.е. язычников
«через веру» – милостиво дарованную им. Некоторые богословы различают выражения «по вере» и «через веру». Они считают, что выражение «по вере» означает на основании веры, а выражение «через веру» надо понимать, что иудеи переходят от бывшей веры к новой вере.
3.31 «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак, но закон утверждаем». Апостол опровергает возражение, будто они своим учением уничтожают Закон. Он говорит: «Хотя мы и заявляем, что Закон не оправдывает нас, однако вовсе не утверждаем, что он был дан напрасно. Наоборот, мы утверждаем правильное применение Закона, обеспечиваем его незыблемость, утверждаем его на правильной основе. Хотя мы и не можем спастись им как заповедью, но мы признаем его и повинуемся ему как уставу Бога-Творца. Считаем, что он направляет нас к закону благодати. Мы так далеки от уничтожения Закона, что, напротив, утверждаем его верой». Т.к. Закон исполняется верой, поэтому мы его укрепляем. Точно так же, как закон человеческий утверждается и укрепляется наиболее твердо в том случае, когда он соблюдается. Пусть учтут это современные верующие, отрицающие обязательность нравственного закона для христиан.