ПРОПОВЕДИ
Когда можно назвать человека алчным
Прит.30.15 «У ненасытности две дочери: «давай, давай».
Автор уже ранее, в стихе 14 говорил о тех, кто пожирает бедных. А теперь он говорит об их ненасытности, когда они это совершают. К этому их склоняет собственная жестокость и алчность – основные черты их характера. И, пожирая под действием этих двух принципов других, они постоянно доставляют себе беспокойство. Чем больше потворствовать похоти, тем больше она будет хотеть. «У ненасытности две дочери, а у нас намного больше», говорил некий эпископ. Эти похоти кричат до тех пор, пока им не уступишь. Но стоит их хотя бы однажды удовлетворить, как они становятся еще более ненасытными, чем прежде. Похоти некоторых людей никак не утолить.
Вполне законно пользоваться этим миром. Более того, законно стремиться иметь достаточно, чтобы не испытывать искушений бедности и иметь возможность благотворить и почтить Бога материальными благами. Прит.3.9 «Чти Господа от имения твоего». Но опасность заключается в том, что сердцем может завладеть алчность. Под термином «алчность» понимаем ненасытное желание обладать. Бл. Августин дает ей такое определение: «Алчность – это стремление желать более чем достаточно».
Алчность – это коварный порок, который немногие могут обнаружить в себе. Этот порок может облечь себя в одеяние добродетели. Порой он маскируется под бережливость и хозяйственность. Он находит много поводов и оправданий для себя – больше, чем любой другой порок. Напр., забота о благополучии семьи. Чем более коварным является порок, тем сложнее его обнаружить.
Покажем на нескольких примерах, когда можно назвать человека алчным.
1. Человека можно назвать алчным, когда его мысли поглощены окружающим миром. Благочестивый человек помышляет о небесах: он размышляет о любви Бога и о вечной награде, о пути спасения и о том, как укрепляться в вере. Вспомним слова Давида: Пс.138. 18 «Когда я пробуждаюсь, я всё еще с Тобою». В стихах 17 и 18 Давид помышляет о том, что Господь заботился о нем во все дни его жизни. Божье провидение в отношении нас обращает нам во благо многие события так, как мы даже не помышляли и не предвидели. Нам надлежит с великим благоговением, радостью и благодарностью думать о Божьей заботе о нас. Мысли о Боге должны быть нам приятнее всего на свете. И, тем не менее, немало таких людей, которые думают не о Божьей любви по отношению к ним, а об окружающем мире. Мысли алчного человека посвящены миру, его разум полностью поглощен этим. Это, несмотря на то, что Бог предостерегает человека. 1Ин.2.15 «Не любите мира, ни того, что в мире, кто любит мир, в том нет любви Отчей». В этом стихе сказано о несовместимости любви к миру с любовью к Богу. Выше апостол говорил, что любовь к Богу – единственное правило благочестивой жизни. Но, поскольку мы поглощены суетной любовью к миру, все свои чувства обращаем к чему-то иному. Под миром разумей здесь всё, относящееся к настоящей жизни и отделяющее от Царства Божия и надежды на вечную жизнь. Так мир включает в себя всякого рода порочность и бездну всяческих зол. В мире имеются похоти, удовольствия и искушения, завлекающие человека, чтобы увести его от Бога. Взирая лишь на землю, мы забываем о Боге и о самих себе. Доводом от противного апостол доказывает, сколь необходимо отбросить любовь к миру, если мы хотим угождать Богу. Ведь то, что присуще этому миру, находится в противоречии с Богом. Когда люди вырождаются настолько, что довольствуются земной жизнью, то думают о вечной жизни не больше бессловесных скотов. Т.о., мир увлекает сердце от Бога, и чем больше преобладает любовь к миру, тем больше угасает и приходит в упадок любовь к Богу.
2. Человека можно назвать алчным, если он прилагает больше усилий ради земных приобретений, чем ради небесных. Он охотится за этим миром, а небеса присутствуют лишь в его желаниях. Для него смысл жизни в преумножении богатств. У него ложные представления о деньгах и об их силе. Суть притчи Господа Иисуса о безумном богаче (Лк.12.16-21) сводится к тому, чтобы показать безумие мирских людей, проявляемое им при жизни. Эта притча предназначена и для усиления важного для всех нас предостережения – беречься любостяжания. Притча заканчивается словами Лк.12.21 «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, и не в Бога богатеет». Господь Иисус, знающий конец всего, говорит нам, каков будет его конец. Невыразимое безумие большей части человечества – стремиться к сокровищам этого мира больше, чем к сокровищам вечного мира. И забывать о том, что всё необходимое для души и вечной жизни важнее того, что необходимо для плоти. Пример из жизни: Покупатель осматривал имение умершего богатого человека. Он спросил сопровождающих: «Не скажете, какова цена этого имения?» В ответ он услышал: «Его душа. Целью всей его жизни было собирать богатство, а о душе своей он не заботился вовсе. На это он не имел времени». Алчность – порок, позорящий религию. Какое бесчестие для религии, когда люди говорят, что их надежды и помыслы о вышнем, в то время как их сердце поглощено земным. Устами они исповедуют, что пребывают выше звезд, а сами лижут прах, как змея. Говорят, что они рождены от Бога, а живут плотской жизнью. Это как птица чибис, которая носит на своей голове маленькую корону, но в то же время питается навозом.
3. Человека можно назвать алчным, если все его разговоры посвящены мирским темам. Вспомним слова Господа Иисуса: Ин.3.31 «сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли». Невозрожденная душа питается земным, общается земным и заботится о земном. Невозрожденный человек непременно тяготеет к земной жизни. Разговор о небесах является признаком благочестия. Такой человек разговаривает, словно уже находится на небесах. Вспомним отрывок Еккл.10.12 Слова из уст мудрого – благодать». Мудрый Соломон показывает здесь, насколько выгодно иметь Божью мудрость. Уста мудрого человека являют благодать, присутствующую в сердце, и служат благодатью для слушающих его слова. Признаком алчного человека является его разговор только о мирском. Это подтверждают и слова Господа Иисуса: Мф.12.34 «от избытка сердца говорят уста». Здесь сказано, что злое сердце источает из себя зло; соответственно, алчное сердце – алчность.
4. Человека можно назвать алчным, если его сердце настолько поглощено этим миром, что из-за любви к нему он готов расстаться с небесами. Когда Господь Иисус сказал богатому юноше: Мф.19.21 «продай имение твое и раздай нищим: и будешь иметь сокровище на небесах», то он решил, что лучше расстаться с Христом, чем со своим земным богатством. Читаем дальше конец истории: Мф.19.22 «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение». Чрезмерная любовь к миру была роковым камнем, на котором юноша преткнулся. Господь оставил в стороне его заявления о том, что он исполнил Закон. Ибо хотел разоблачить его более эффективным способом, чем прениями относительно широты Закона. Господь сказал ему (Он говорит и нам всем), что если мы хотим доказать, что являемся истинными христианами и желаем быть наследниками вечной жизни, то должны это доказать делами. Должны доказать на практике, что мы предпочитаем небесные сокровища всем богатствам этого мира. Христос коснулся самого чувствительного места в сердце юноши. Он был богатый человек, и богатство свое любил, поэтому и отошел. На этих условиях вечная жизнь была ему не нужна. В этом юноше была изрядная доля честности: он не захотел притворяться, притязать на то, чего не нашел в своем сердце, чтобы соответствовать строгим, но необходимым условиям Христа. Будучи человеком мыслящим и расположенным к добру, он «отошел с печалью». Он симпатизировал Христу и не хотел расставаться с Ним. Какова же будет его скорбь, когда надежды его на вечную жизнь также уйдут?
5. Алчность владеет тем человеком, чье сердце настолько поглощено этим миром, что ему безразлично, законные или противозаконные средства он использует для его приобретения. Он будет добиваться богатств этого мира и честными, и грязными методами. Нанося вред другим, он может строить свое благосостояние и на руинах другого человека. Неудержимое стремление приобретать и получать заставляет алчного человека пренебрегать правами других. Особенно это проявляется, если такой человек обладает властью. Алчность может привести к несправедливости. Алчный наниматель недостаточно платит своим работникам, чтобы увеличить свою прибыль. Такой пример мы находим и в Библии. Иак.5.4 «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет. И вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа». Алчные богатые люди захватывают в свои руки и власть, а затем злоупотребляют ею, чтобы еще умножить свое богатство. Здесь мы находим богатых людей, нанимающих к себе на работу бедняков. Они имели нужду в рабочих руках бедняков, но удерживали плату у них. Это беззаконие, вопиющий грех, вопиющий так, что достигает слуха Божьего. Здесь Бог рассматривается как Господь Саваоф или Господь воинств. Это имя Бога часто используется в Ветхом Завете в тех случаях, когда народ Божий был беззащитен и нуждался в Божьем покровительстве. Бог слышит угнетенных, когда они вопиют по причине жестокости или несправедливости и приказывает тем или иным воинствам (ангелам, злым духам, штормам, смутам и т.п.) отомстить за зло, причиненное тем, с кем обходятся несправедливо и немилосердно. Остерегайтесь греха обмана и притеснения, избегайте даже вида его. Стремление к богатству может привести даже убийству.
6. Алчный человек даже в служении Богу ищет личную выгоду. Тит 1.11 «Каковым должно заграждать уста: они развращают целые дома, уча, чему не должно, из постыдной корысти». Во-первых, Тит не имел власти заграждать уста насильственным путем. Во-вторых, это не евангельский метод. Он должен был действовать путем опровержения и обличения, указывая им на заблуждения и ошибки лжеучителей. Таковым должно заграждать уста, особенно учитывая то, что какими целями они руководствовались. Они делали это (проповедь Слова Божьего) из «постыдной корысти». Самое целесообразное решение вопроса – решительно противостать таковым, опровергая их учение и приводя их к посрамлению на основании здравого учения и доводов Библии.
7. Алчный человек считает, что богатство обеспечивает безопасность в этой жизни. Вспомним, что сказано об этом в стихах: Иак.5.2-3 «Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро заржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь. Вы собрали себе сокровище на последние дни». Ап. Иаков предсказывает суд Божий, грядущий на алчных людей. Их постигнут бедствия, причем страшные. Бедствия возникнут из тех самых вещей, в которых они полагали свое счастье. И осуществляется посредством их же, свидетельствуя против них в последний день на погибель им. Поэтому они призываются теперь рассмотреть и взвесить всё, подумать о том, как они предстанут на суд перед Богом. Апостол предостерегает: «То, что вы сейчас чрезмерно любите, впоследствии будет нестерпимо мучить вас. Оно потеряет свою ценность и будет бесполезно для вас. Более того, подвергнет вас многим скорбям». В Библии неодушевленные предметы часто выступают в роли свидетелей против нечестивых людей. Они думают, что копят богатство на последние дни, а, в конце концов, это окажется сокровищем гнева в день суда. Тогда откроются их беззакония. Постараемся не впадать в грехи нечестивых богачей.
Боже! Просим, помоги нам использовать во благо других свое богатство, т.е. проявлять любовь и к Тебе и к людям! Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты предостерегаешь нас от греховности алчности. Ибо алчность – это коварный порок, который немногие могут обнаружить в себе. И он находит много поводов и оправданий для себя. Просим, помоги нам ценить духовные, вечные сокровища, а не земные. Помоги нам с благоговением, радостью и благодарностью думать о Твоей заботе о нас, о небесах. Избавь нас от суетной любви к миру и к тому, что в мире. Помоги нам угождать Тебе. И доказывать делами, что являемся истинными христианами, и желаем быть наследниками вечной жизни. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.