ПРОПОВЕДИ
Любовь искренняя и притворная
1Кор.13.13 «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».
Тема любви занимает в Библии важнейшее место. В греческом языке, т.е. на языке Нового Завета, существует несколько слов для обозначения этого понятия. Но только два из них используется в Новом Завете. Наиболее часто используются глагол «агапао» и существительное «агапе». Нередко употребляется глагол «филео» в значении любить. Термин «филео» подразумевает любовь-привязанность с дружеским оттенком, теплое и взвешенное чувство. Два традиционных греческих слова, означающих «любовь», вообще не употребляются в Новом Завете. Одно из них означает семейную любовь, родственную привязанность. Второе относится к физической любви, любви-обладанию. В основном мы говорить будем о любви «агапе», которая не зависит от достоинства другого; она не направлена на обладание. Это любовь-самоотдача. Именно этот термин занимает столь важное место в Библии. Именно такую любовь требует Бог от нас, детей Своих. Эта любовь неэгоистичная, охватывающая действие и волю. Выражается она в служении и тем, кто этого не заслуживает в такой мере, как и тем, кто этого достоин. Искренняя человеческая любовь основывается на той любви, которую Господь Иисус Христос открыл на кресте.
Вернемся к нашему эпиграфу. Завершая описание превосходства любви, апостол не только превозносит ее над дарами, но также и над другими добродетелями – над верой и надеждой. «А теперь пребывают сии три: вера, надежда и любовь; но любовь из них больше». Любовь больше двух других добродетелей, т.к. является целью, в то время как те две – средствами ее достижения. Любовь – это сущность божественной природы, это блаженство души человека и ее ограда, покой в Боге и святое наслаждение в общении с братьями и сестрами по вере. И она будет длиться вечно, в то время как веры и надежды на небе не будет. Вера фиксирует свой взгляд на Божьих откровениях и обетованиях и принимает их. Надежда уповает на будущее блаженство и ожидает его. В небесах же вера сменится видением, а надежда – обладанием. Но любовь концентрируется на взаимоотношениях, как с Богом, так и с людьми. В будущем мире любовь достигнет своего совершенства. Там мы будем любить Бога в совершенстве. Там мы будем также иметь совершенную любовь друг к другу, когда все дети Божьи встретятся вместе. Т.о., истинная любовь вечно будет гореть ярким пламенем.
Любовь – это самый верный признак принадлежности к Богу, ибо Бог есть любовь. Он называется Богом любви и мира. 2Кор.13.11 «… и Бог любви и мира будет с вами». Он Творец мира и сторонник согласия. Он возлюбил нас и желает быть в мире с нами. Он повелевает нам любить Его и примириться с Ним. Он будет с теми, кто живет в любви и мире. Здесь на Земле они будут пользоваться Его благодатным присутствием, а в вечности будут допущены в Его присутствие.
Любовь исходит от Бога. 1Ин.4.7 «любовь от Бога и всякий любящий рожден от Бога». Божий Дух – это Бог любви. Новая природа чад Божьих – это плод Его любви. Поскольку Бог есть источник любви, везде, куда доходит Его познание, Он внушает и распространяет данное чувство. Т.о., Бог ощущается нами, главным образом, посредством любви.
В главе 13 Послания к коринфянам ап. Павел указывает на необходимость и важность любви (ст.1-3). Он говорит о любви-агапе, о любви в ее самом полном значении, об истинной и искренней любви к Богу и человеку. В стихах 4-7 он перечисляет некоторые свойства и действия любви, чтобы мы могли определить, имеем ли мы ее. И если не имеем, то возжелали бы ее и не успокаивались до тех пор, пока не достигнем этого прекрасного дара. «Любовь долготерпит». Она может терпеть зло и несправедливость, не исполняясь гневом, возмущением или желанием мести. Она делает характер уравновешенным, дает силу обуздывать злые страсти. Она будет мириться с пренебрежительным отношением со стороны тех, кого любит. И может долго ожидать добрых плодов своего терпения к ним. «Любовь милосердствует». Она стремится сделать доброе и быть полезной. Она склонна делать всякое добро, какое только в ее силах. «Любовь не завидует». Она подавляет зависть. Не завидует способностям и хорошим качествам других, их славе и богатству. Если мы любим кого-то, то не только не станем завидовать его благосостоянию и успехам, но будем радоваться им. Это естественный плод милосердия и благожелательности. Зависть же – это следствие зложелательства. Преуспевание тех, кого мы любим, никогда не огорчит нас. «Любовь не превозносится, не гордится». Она не чванится своими достижениями, не приписывает себе чести или уважения, не принадлежащих ей. Она не склонна презирать других, обращаться с ними пренебрежительно или насмешливо. Она производит в нас уважения к нашим братьям. Это помогает нам самим трезво оценивать себя, предотвращает нас от проявления высокомерия и надменности. Она не возбуждает, а успокаивает гневные страсти. Она ненавидит всякую фальшь и притворство. «Любовь не бесчинствует». Она остерегается, чтобы не перейти границ приличия. Она не делает ничего, что было бы не к месту или не к времени, но со всеми учтива и доброжелательна. Она с почтением и уважением относится к стоящим выше, с милосердием и снисхождением к тем, кто ниже. С вежливостью и доброжелательством относится ко всем, ведет себя соответственно своему положению. Она занимается своим собственным делом и не вмешивается в дела других. Она не делает ничего, что ей не подобает. Любовь «не ищет своего». Она непримиримый враг эгоизма, не ищет себе славы, чести и пользы. Она никогда не ищет своего в ущерб другим или пренебрегая другими. Она часто предпочитает благополучие и преимущества других своим собственным. «Любовь не раздражается». Она успокаивает и сдерживает страсти, сглаживает резкость характера, смягчает сердце. Так что сильные страсти не вспыхивают в нем внезапно и не длятся в нем долго. Гнев не может гнездиться в сердце, где царствует любовь. Очень трудно сердиться на тех, кого мы любим. «Любовь не мыслит зла». Она не таит злобы и не дает места мести. Вспыхивает гневом не скоро и недолго гневается. Она не подозревает зла в других. С трудом принимает плохое мнение о других, а если оно подтверждается фактами, то делает это с сожалением. «Любовь не радуется неправде». Она ни о ком не думает плохо, если нет для этого достаточно убедительных оснований. Она не только не желает зла, но еще менее желает делать кому-то зло и причинять вреда другим. Она не радуется ошибкам и падениям других, грехи других возбуждают в ней скорбь. «Она сорадуется истине». Успехи Евангелия (спасение душ), называемого в Новом Завете истиной, вызывают радость у нее. Она радуется, когда видит, что люди преображаются под его влиянием, становятся добрыми. Она не находит удовольствия в их грехах, но радуется, когда они поступают правильно. Она радуется, когда видит, что среди людей преобладают истина и справедливость, что невиновные оправдываются. Она радуется, когда видит, как процветают благочестие и истинная вера. Любовь «всё покрывает». Любовь покрывает множество грехов (1Пет.4.8). Она не разглашает ошибки брата до тех пор, пока этого не потребует ее христианский долг. Только необходимость может заставить милосердного человека сделать это. Она не будет выставлять ошибки брата на всеобщий суд. Так мы относимся к своим собственным ошибкам, и любовь учит нас именно так поступать по отношению к ошибкам других. Она не разглашает их, чтобы не опозорить брата перед всеми. «Любовь всё переносит». Она не замечает и терпеливо переносит всякую несправедливость, без гнева и желания отомстить. Она с долготерпением может переносить неприятности. Она стоит непоколебимо, какие бы удары ни обрушились на нее, ибо она дает силу и непоколебимость душе. Что только не переносит любящий человек ради того, кого он любит! «Любовь всему верит, всего надеется». Она верит хорошему и надеется на хорошее относительно других. Но она не уничтожает благоразумие, и не верит всякому слову по глупости или простодушию. Она склонна держаться доброго мнения относительно всех, когда нет оснований для противоположного мнения. Более того, она верит хорошему, даже когда есть основания для мрачных подозрений, если только нет ясного доказательства их достоверности. Она полна чистосердечия, всё видит в наилучшем свете; верит хорошему настолько, насколько имеет на это какие-нибудь причины. А когда она не может верить хорошему о других, тогда она продолжает надеяться до тех пор, пока есть для этого какие-то основания. Она желает исправления даже худшего из людей и надеется на осуществление этих желаний.
В Послании к римлянам ап. Павел говорит о том, что во взаимоотношениях нужны не комплименты и не притворные улыбки, но чтобы любовь происходила из чистой искренности души. Рим.12.9 «любовь да будет непритворна». В каждом обществе, в котором любовь представляет собой нечто значительное, возникает опасность, чтобы в этом обществе не «играли» в любовь, если уже ее фактически нет. Если у меня нет искренней любви, то я не должен создавать ее себе искусственно. Это было бы всего лишь притворство, которое отталкивает только и которое, в конечном счете, всё губит. Как ничто не должно быть более свободным от обмана и притворства, чем любовь, так ничто не может быть более осквернено притворством, чем любовь. Ничто так не «усыхает» от притворства, как любовь, и ничто от неискренности так не страдает, как любовь.
Притворная любовь двойственна. Первая разновидность притворной любви внешне выглядит как любовь, но внутри – истинная ненависть. Это может быть любовь подчиненных по отношению к стоящим над ними, а также разновидность любви между равными. Есть такие, кто проявляют эту любовь сознательно. Напр., полководец царя Давида Иоав к Авениру: 2Цар.3.27 «Когда Авенир возвратился в Хеврон, то Иоав отвел его внутрь ворот, как будто для того, чтобы поговорить с ним тайно, и там поразил его в живот». Есть также и люди, не осознающие, что их любовь на самом деле лжива, до тех пор, пока суровые испытания и бедствия не выпадут на долю того человека, кого они «любили». Таковыми были апостолы во время страданий Христовых. Несмотря на то, что Господь Иисус присутствовал среди них и укреплял их. Овидий говорит: «Когда вы счастливы и удачливы, вас окружает много друзей, однако в трудные времена вы останетесь одиноки». Это притворство столь глубоко, что редкий человек признает его в себе. Наверно можем сказать, что ни один человек не свободен от такого притворства. И даже те, кто, возможно, полагают, что им это не свойственно.
Вторая разновидность притворной любви не скрывает в себе порочной любви, равно как не проявляет собой ненависти. Тем не менее, у нее нет ничего общего с человеческим добродушием. Она есть подмена христианской любви мягкостью. Она имеет место у начальствующих по отношению к своим подчиненным, а также существует среди равных. И это явление можно разделить на два класса. 1. Есть люди, которые ясно понимают, что ближний их совершает ошибку или грешит. И, несмотря на то, что они обладают властью, они не укоряют, не предупреждают и не исправляют его. Скорее, они потешаются и глумятся над ним. Поступают так, словно они являются его лучшими друзьями и не хотят его оскорбить. Многие люди склонны к такому притворству, даже поступая при этом против собственной совести. 2. Некоторые делают так по невежеству своему. Они восторгаются пороками так, будто это добродетели. Они притворно истолковывают явления, являющиеся порочными, как благие. И не торопятся обличать даже величайшие из пороков, пока они прикрыты и хотя бы поверхностно замаскированы под благие деяния. Они говорят только хорошее, и всякого человека называют другом. Т.о., первая разновидность притворной любви не совершает благого, а вторая – не желает направить брата на путь истины.
Боже! Даруй нам Твою любовь и сохрани нас от притворной любви. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Твоя любовь изливается в сердца наши Духом Святым. Мы благодарим, что такая любовь – сущность божественной природы, что это блаженство души, покой в Боге и наслаждение святое в общении с Твоими чадами. Мы благодарим и за то, что такая любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Просим, помоги нам любить не словом или языком, но делом и истиной. Помоги нам любить так, как Ты, всем сердцем всех любить. Помоги быть орудием любви Христовой для тех, кому нужна помощь. И с любовью служить даже тем, кто никогда за это не отвечает благодарностью. Помоги нам проявлять не притворные улыбки и комплименты, а непритворную любовь. Дай нам жить в любви постоянно, делать добрые дела, от которых кому-то может стать лучше и легче. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.