ПРОПОВЕДИ
Неспособность человека соблюдать нравственный закон
Еккл.7.20 «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы».
Божья мудрость (есть мудрость и «земная, душевная, бесовская», Иак.3.15) научит нас правильно относиться к грехам и обидам других людей, которые больше всего остального нарушают наш покой. И являются причиной вины и скорби. Эта мудрость учит нас быть готовыми к тому, что люди, с которыми мы имеем дело, будут совершать ошибки. Мы сами совершаем ошибки, как и все люди. Эта мудрость вооружает человека против опасности, которую несут в себе провокации. Мудрые понимают, что окружающие их люди не являются олицетворением Божьих ангелов, а обычные сыны и дочери Адама. Такими являются даже наилучшие верующие. Мудрый Соломон говорил об этом в молитве, произнесенной при освящении храма, и в своих притчах. Из его слов следует, что праведный человек характеризуется тем, что делает добро. И что даже наилучшие люди и делающие больше всех добра не могут сказать, что они полностью освободились от греха. Даже возрожденные Святым Духом люди не являются безгрешными. Они согрешают даже в добрых делах, даже наилучшим их поступкам присущи недостатки.
Со времени грехопадения Адама ни один человек не способен безукоризненно соблюдать в этой жизни Божьи заповеди, но ежедневно нарушает их либо в мыслях, либо словами, либо делами. Иак.3.2 «Ибо все мы много согрешаем». Самооправдание является обычно самообманом. Мы все виноваты перед Богом. Поэтому мы должны научиться строго судить самих себя, но быть милостивыми в наших суждениях о других. Человек в своем первозданном состоянии, до грехопадения, был наделен способностью соблюдать нравственный закон целиком и полностью. Разум первого человека был чист, воля – свята, действия – совершенны. Божий Закон был записан у него на сердце. В своем послушании Адам чутко реагировал на нравственный закон. С грехопадением пропала праведность человека. Грех вселил в душу людей страх и сделал нас немощными настолько, что мы так и не восстановим свою духовную чистоту до тех пор, пока не облачимся в бессмертие.
Плотской человек не способен на духовные поступки: он не умеет молиться в Святом Духе, жить по вере и с любовью выполнять свой христианский долг. Если его христианское служение бездуховно, то оно несовершенно. Т.о., душевный, невозрожденный человек не способен подчиняться нравственному закону. Это очевидно, поскольку такой человек духовно мертв. В Библии находим такую характеристику плотскому человеку: Еф.2.1 «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим». Мертвый к действиям непригоден. Грешник несет в себе все признаки духовной смерти. Он бесчувствен к духовным вопросам и не осознает, каким сильным злом является грех. Грешник не имеет понятия о Божьей святости и праведности, потому-то он и назван неразумным. Еф.3.18-19 «Чтобы вы … могли … уразуметь превосходящую разумение любовь Христову». Грешник немощен, он не в силах отречься от себя или противостать искушению. Человек зачат в беззаконии и рожден в грехе. И если его не возродил Святой Дух, он будет пить беззаконие как воду (Иов 15.16). Малейшая злая мысль – это нарушение нравственного закона. Грешник не просто мертв – он хуже мертвого. Мертвый не приносит вреда, грешник же самой жизнью своей противостоит Богу. Душевный человек не способен соблюсти закон не только по своей слабости, но и по своему упрямству. Вспомним такой пример из Библии. Иудеи отвергли предостережения пророка Иеремии словами: Иер.44.17 «Но непременно будем делать всё то, что вышло из наших уст, чтобы кадить богине неба».
Наряду с душевными, невозрожденными людьми, рожденные свыше также неспособны безукоризненно выполнять нравственный закон, пока они живут в человеческой плоти. Об испорченности человеческой плоти ап. Павел подробно пишет в Послании к римлянам. Прочитаем стихи Рим.7.18,19 «Ибо знаю, что не живет во мне, т.е. в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Каждый верующий, кто воистину осознает самого себя, также знает то же самое, что знает здесь апостол. В предыдущем стихе он писал, что в нем живет нечто доброе, святое, которое не делало зла. Чтобы кто не подумал, что он здесь словами «во мне» противоречит самому себе, он уточняет: «в плоти моей». Когда я говорю, что во мне не живет доброе, я подразумеваю «в моей плоти». Тогда я не говорю о моем духе, о моем новом человеке. В плоти живет противление добру, склонность ко злу. Благодаря действию Святого Духа, желание добра есть в возрожденном человеке. Но оно не всегда находит в себе исполнения, т.к. плоть препятствует этому. Однако это отсутствие соответствия между желанием и возможностью не противоречит истинной благодати. Чем больше христианин возрастает в благодати, тем больше очищается его душа и освящается его воля. Тот же самый ап. Павел, который жалуется, что не может делать доброе, которое хочет, тем не менее, на протяжении всей своей жизни остается великим апостолом Господа. И может в то же время сказать: 1Кор.15.10 «благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною». Обратим внимание на то, как он обрел свое благое, святое желание – от благодати Божьей. Также он говорит в Послании к филиппийцам 2.13 «Бог производит в нас и хотение, и действие по Своему благоволению». Но, если желание является делом Божьим, тогда оно не мертво и не бессильно. Об этом, как уже было сказано, свидетельствует вся жизнь и деятельность апостола. Однако он никогда не мог делать то, что хотел, с тех пор, как получил возрождение. С тех пор, как обрел такую волю, которая стремилась к исполнению всего духовного закона. Полагаем, что он не мог делать столько добра, сколько требовал святой и духовный нравственный закон. Мы должны помнить, что всё то добро, которое делается, не обращая внимания на Бога – это нечестие. Именно на этом основании мы понимаем, что всё, исходящее из человеческой природы, ради собственной славы, а не из любви к Богу, отвратительно перед Его очами, даже если само по себе оно хорошо и заповедано Богом. Во-вторых, пока в послушании человека имеются хоть какие-то изъяны, его нельзя похвалить за безукоризненное исполнение Божьего Закона. Аарон должен был совершать очищение жертвенника – дабы показать, что самое святое приношение не лишено скверны и нуждается в очищении (Исх.29.37).
Возникает вопрос: «Если человек не в силах целиком исполнить нравственный закон, то почему Бог требует от людей, чтобы они соблюдали его?» Для соблюдения нравственного закона Бог дал человеку силы, но вследствие грехопадения эти духовные силы были им утрачены. И разве Господь не вправе призывать нас к тому, что соответствует Его святости и совершенству? Мы находим емкий ответ в Гейдельбергском катехизисе. Бог столь сурово и строго требует исполнения нравственного закона, во-первых, чтобы в течение всей жизни мы всё больше и больше осознавали, сколь велика склонность нашей природы к греху. И что всё большим вожделением ожидали отпущения грехов и праведности во Христе. Во-вторых, чтобы мы постоянно следовали нравственному закону и всегда размышляли о нем, ведь он – стандарт для нашей жизни. Кроме того, чтобы мы с помощью Святого Духа день ото дня обновлялись по образу Божию, доколе, по оставлении этой жизни, мы с радостью не наследуем обетованное нам совершенство.
Может возникнуть и другой вопрос: «Почему Бог допускает, чтобы человек был неспособен соблюдать нравственный закон?» Полагаем, что Он поступает так, во-первых, чтобы смирить нас. Человек склонен к самопревозношению. И, обладая хоть каким-то достоинством, он готов раздуть его до невероятных размеров. Однако когда человеку доводится видеть собственные недостатки и проступки, а также сильное несоответствие святости и совершенству, которого требует Божий Закон, крылья человеческой гордости опускаются. Он сгорает от стыда при виде собственной проказы и говорит вместе с Иовом: «Я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле». Во-вторых, Господь поступает так, чтобы дать нам желание обратиться к Спасителю Христу, чтобы Он дал нам прощение за наше несовершенство. Когда человек понимает, что он обязан целиком и полностью соблюдать нравственный закон, но у него это не получается, он бежит к Иисусу Христу, чтобы Он удовлетворил за него все требования закона.
Пусть сказанное послужит опровержением взглядов арминиан, которые утверждают, что имеют волю, чтобы спасти себя. Но по природе воля человека абсолютно немощна, равно как и упряма. Читаем отрывок: Пс.80.12 «Израиль не покорялся Мне». Это относится не только к Израилю, но и ко всему человечеству. Мы выше говорили о том, что человек рождается духовно мертвым. А также, что «Бог производит в нас и хотение и действие» (Флп.2.13) . Если бы человек обладал духовной силой, то какая необходимость Господу производить в нас хотение? Говорящие о силе человеческой природы и спасти себя самостоятельно, принижают подвиг Христа. О таковых можно сказать: Гал.5.4 «остались без Христа, отпали от благодати». Утверждающий, что человек спасается благодаря собственной воле, без целительной благодати Христа, на самом деле подводит себя под завет дел. В сказанном нами выше звучит нарекание в адрес хвалящихся своим совершенством и утверждающим, что могут безукоризненно соблюдать Божьи заповеди. Таковых можно спросить, что неужели их ни разу не посещали тщеславные мысли? Наверное, посещали. А если так, о каком совершенстве может идти речь. Уверенный в собственном совершенстве человек не испытывает потребности исповедаться в грехе, а это крайне опасно. Кроме того, если они совершенны, то не нуждаются и в прощении, считая, что Бог им всё дал по справедливости. Зачем же им тогда молиться: «И прости нам долги наши»? Следовательно, дьяволу удалось так сильно убаюкать человека, что тому снится собственное совершенство.
Возрожденный человек может и будет страдать от своей неспособности соблюдать нравственный закон. Утешением для него может послужить тот факт, что он находится под заветом благодати, а не под заветом дел. Завет дел требует абсолютного и постоянного личного послушания, в завете же благодати достаточно иметь нелицемерную веру. По завету дел Бог требует от человека безгрешной жизни. По завету благодати Господь приемлет наше противостояние греху. Несмотря на то, что христианин сам по себе не способен исполнять все Божьи заповеди, Христос, будучи его Поручителем, исполнил за человека закон. Бог принял безукоризненное послушание Иисуса Христа в качестве компенсации за несовершенное послушание человека.
И хотя христианин не может достичь совершенства в соблюдении заповедей Божьих, он может снискать Божье одобрение. Для этого имеется несколько способов. Во-первых – согласие его воли с законом Божьим. Он целиком и полностью согласен с Божьим законом. Рим.7.16 «соглашаюсь с законом, что он добр». Рим.7.12 «закон свят». Во-вторых, он опечален своей неспособностью соблюдать нравственный закон. Он скорбит, когда его постигает неудача. Но сердится он не на строгость закона, а на собственную несостоятельность. В-третьих, христианин находит в законе особое удовольствие и любит его. Рим.7.22 «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем». И еще один отрывок: Пс.118.97 «Как люблю я закон Твой». В-четвертых, поступать по Божьим заповедям – заветное желание христианина. Пс.118.5 «О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих». Бог видит веру и прощает христианину промах, он способен отличить сорняки от цветов. Послушание святых (детей Божьих) хотя и далеко от совершенства, отличается искренностью. Когда Бог видит истинное стремление к полному послушанию, Он принимает его, словно отец, получивший письмо от своего ребенка, несмотря на кляксы и орфографические ошибки. Отец (и Отец Небесный) говорит: «Это мой сын, и если бы он мог, то сделал бы лучше, а поэтому я принимаю».
Боже! Просим, помоги нам достичь полной гармонии между Твоим законом и нашей волей. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за Твой закон, ибо он определяет отношения Бога и человека, а также человека с человеком. Лишь подчинившись Твоему закону, человек может жить успешно и счастливо в Божьем мире. Наша природа создана по образу Божьему, а закон дан, чтобы направить эту природу в истинное русло – всякая иная жизнь недостойна человека. Благодарим, что закон дан ради нашего же блага, чтобы мы были живы. Просим, помоги нам, Твоим искупленным, быть послушными Твоему закону, помоги нам делать добро. Помоги нам осознать, что мы все виноваты перед Тобой. Научи нас строго судить самих себя и быть милостивыми в наших суждениях о других. Помоги нам восстановить свою духовную чистоту. Духом Своим Святым помоги нам соблюдать нравственный закон. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.