ПРОПОВЕДИ
Средства для исцеления от алчности
2Кор.6.10 «Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем;
мы ничего не имеем, но всем обладаем».
Целью и стремлением апостолов было угодить Богу, а не завладеть богатством. Апостолы были пренебрегаемы людьми этого мира как неизвестные, ничем не знаменитые, не заслуживающие того, чтобы обращать на них внимание. Тем не менее, во всех церквах они были известны и высоко почитались. Они были наказываемы и часто подпадали под бич закона, но, тем не менее, они не были печальными, но радовались в Боге. Их презирали как бедных людей, но они многих обогащали, проповедуя неисследимое богатство Христово. О них думали, что они ничего не имели, ни серебра, ни золота, ни домов, ни земель, но, тем не менее, они всем обладали, что необходимо для вечности. Таков парадокс христианской жизни, и через такое разнообразие условий проходит наш путь на небеса. И мы должны стараться быть угодными Богу во всех этих обстоятельствах, чтобы заслужить Его одобрение.
Приведем несколько фактов, доказывающих, почему надо исцелиться от алчности христианам. Алчность – опасный порок, т.к. она является препятствием для всего хорошего. Она является врагом благодати, т.к. заглушает в человеке добрые стремления. Как только мы впустили ее в свое сердце, она не уйдет, пока не подавит все наши добрые начинания и не подорвет доверие в нашем сердце к религии. Она препятствует эффективности проповедуемого Слова Божьего. Мы проповедуем для того, чтобы вознести сердце людей на небеса, а она к земле их приковывает. Невозможно, чтобы человек помышлял и о благотворительности, и о земном. Те, чье сердце укоренено в земле, настолько далеки от выгоды, получаемой от Слова Божьего, что скорее готовы высмеивать его. Алчность порождает много грехов и нарушает каждую из десяти заповедей. Она приводит к тому, что Бог начинает ненавидеть нас. Богу отвратительно видеть человека, созданного по Его подобию, но с желанием жить в грехе. И, самое главное, алчность подталкивает человека к вечной гибели и закрывает перед ним небеса. Еф.5.5 «Знайте, что никакой … любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога».
Ниже изложим некоторые средства, которые помогут противостоять алчности.
1. Первым и главным средством является наша вера. Апостол Иоанн заключает, что только истинный христианин является победителем этого мира. 1Ин.5.4 «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша». Кто побеждает этот мир, как не тот, кто верует, что Иисус Христос есть Сын Божий? Наш путь к небу проходит через мир, и он является огромным препятствием для нашего входа туда. Но Господь Иисус пришел от Бога, чтобы быть Спасителем мира и сильной рукой привести нас к Богу. И кто так верует, должен своей верой победить мир. Ибо он твердо убежден в том, что этот мир является врагом для его души, для его святости, спасения и блаженства. Он видит на примере земной жизни Господа Иисуса и Его поведения в этом мире, что мир должен быть отвергнут, побежден. Он сознает, что Господь победил мир не только для Себя Самого, но и для Своих последователей. И что они должны быть соучастниками Его победы. Дух такого человека и его стремления не могут найти в этом мире удовлетворения, он стремится к небесному миру. Имеющий веру знает, что Господь обеспечит его всем необходимым для благочестия и жизни. Вера является средством исцеления от алчности, т.к. она не только очищает сердце, но и освящает его. Она побеждает не только страх перед миром, но и любовь к нему.
Вторым средством против алчности являются благоразумные размышления – надо посмотреть на алчность с точки зрения вечности. Во-первых, задумаемся о том, каким незначительным является всё, находящееся на земле, чтобы сильно желать его. Всё земное по значимости намного ниже души, которая несет в себе образ и подобие Бога. Мир – лишь искусственное творение Бога, а душа – Его образ. Т.о., мы жаждем обладать тем, что не удовлетворяет нас. Вспомним стих Еккл.5.9 «Кто любит серебро, тот не насытится серебром». Алчный чем больше имеет, тем больше ему хочется иметь. Другой человек может иметь немного серебра, но быть довольным, считать, что имеет достаточно, и не жаждать больше. Природные желания человека успокаиваются, когда желаемое обретено, но алчные желания ненасытимы. Природа человека удовлетворяется немногим, а прихоть ничем нельзя удовлетворить. Вещи этого мира не могут утешить дух тревожный. Во-вторых, задумаемся о строении нашего тела. Бог сотворил лицо таким образом, чтобы оно было направлено к небесам. Анатомы обратили внимание на то, что в то время как другие творения имеют четыре мускула, управляющих движением глаз, человек имеет пятый мускул, который позволяет ему смотреть на небо. И так же, как и сердце, он сужается книзу, а расширяется кверху. Неужели можно представить, что Бог дал нам мыслящую и вечную душу для того, чтобы мы стремились только к земной жизни? Безусловно, наша душа сотворена для более высокой цели: стремиться иметь радость от Бога и от небес. В-третьих, задумаемся о примерах тех людей, кто относится с пренебрежением к этому миру. Климент Александрийский пишет, что первые христиане отделились от мира и полностью посвятили себя общению с Богом. Они жили в мире, но духом были выше его. Они жили на земле, но трудились для небес. Вспомним стих Флп.3.20 «Наше же жительство – на небесах». Лютер пишет, что он никогда не испытывал искушений к грехам алчности. В Пс.91.13 праведник сравнивается с пальмой. В отличие от всех других деревьев, чей жизненный сок находится в корнях, жизненный сок пальмы находится в верхушке дерева. Поэтому она является эмблемой святых, чьи сердца пребывают на небесах – там, где сокрыто их сокровище. Итак, настоящее богатство – это богатство духовное: прощение, мир с Богом, водительство Святого Духа и уверенность в спасении.
Третьим средством против алчности является сильное стремление к духовным вещам. Стремитесь к благодати, ибо это наилучшее благословение от Бога. Стремясь к небесам, мы меньше будем жаждать земного. Стоящему на вершине высокой горы большие города кажутся маленькими. Чем выше возносится наше сердце к небесному Иерусалиму, тем менее значительным и едва различимым для наших глаз становится всё мирское. Если бы мы побывали на небесах и увидели их славу, то с каким святым пренебрежением смотрели бы мы на окружающий нас мир! На небесах имеется лишь чистый воздух. Никакая дымка греха не достигает небес и не загрязняет эту атмосферу. Пусть наши мысли и стремления всегда будут направлены к Божьему раю. О Лазаре, которого Господь Иисус воскресил, рассказывали, что со времени своего воскресения его никто никогда не видел улыбающимся или радующимся миру. Если наше сердце силой Святого Духа вознесется к небесам, мы не будем озабочены этим миром.
Четвертым средством против алчности является желание прислушиваться к предупреждениям, изложенным в Библии. Эти предупреждения, которые она дает, являются печальными примерами из жизни людей, обуреваемых алчностью. Всё то, что происходило с людьми в прошлом, дано нам как образ, в наставление. 1Кор.10.11 «Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков». Не только законы и уставы израильтян, но также и пути Божии в отношении их являются предостережениями для всех поколений. Их грехи против Бога и отступления от Него прообразно представляют неверность многих христиан евангельского века. Суды Божьи над израильтянами суть прообразы духовных судов настоящего времени. В Библии нет ничего, что было бы написано напрасно. В ней сказано о том, что алчность заставляет человека свернуть с пути Господа Иисуса Христа. Мф.19.22 «Услышав слово это, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение». Господь Иисус рассказал притчу о неразумном богаче, которая показывает, что алчность заставляет многих пренебрегать нуждами людей, стоящих у порога нашего дома. Вспомним отрывок из этой притчи. Лк.16.19-20 «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях». В Библии мы находим предостережение, что алчность заставляет нас думать, что у нас всё в порядке, когда всё плохо. Прочитаем стих из другой притчи Господа. Лк.12.19 «И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись». В этой притче мы находим описание земного богатства человека. У него было большое поместье. Его богатство в основном заключалось в произведениях земли. Плодородная земля – это великое благословение, но порой Бог одаривает ей нечестивых людей, для которых она становится сетью. Эта притча нам тоже показывает, что Бог знает и замечает всё, о чем мы рассуждаем в сердце своем, и за всё мы дадим Ему отчет. Мы ошибаемся, если воображаем, что мысли наши сокрыты и что они свободны. Увидев на своих полях необыкновенный урожай, этот богач, вместо того, чтобы возблагодарить Бога и порадоваться возможности сделать больше добрых дел, начал тревожиться, что ему делать. Тревожная озабоченность – обычный плод алчности. С осуществлением своих планов он связывал приятные надежды. И в этом проявляется его безумие, т.к. наслаждаться богатством так же безумно, как и стремиться к нему. Вспомним еще один библейский эпизод. В Библии описан случай, когда алчность заставляет супругов обманывать. Читаем осуждающие слова ап. Петра. Деян.5.3 «Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?» В Библии находим даже такой пример, когда алчность приводит к предательству близкого человека (Самого Иисуса Христа) и к самоубийству предателя. Вспомним слова Иуды Искариота первосвященникам: Мф.26.15,16 «что вы дадите мне, если я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников. И с того времени он искал удобного случая предать Его».
Чтобы исцелиться от алчности, надо научиться правильно использовать земное богатство. Господь может нас обогатить и в этой жизни. Быть богатым – не грех, при условии, что богатство приобретено честно и используется мудро. Если материальное богатство использовать правильно, то оно увеличит богатство небесное, которое намного важнее. Мф.6.20,21 «собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Использовать во благо других людей свое богатство, значит, проявлять любовь не только к людям, но и к Богу. Это следует из стиха 1Ин.3.17 «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое – как пребывает в том любовь Божия?»
Чтобы исцелиться от алчности, мы должны стремиться быть настоящими учениками Иисуса Христа. Наш Господь не заботился о Своем материальном благополучии. И христианин не должен чрезмерно любить деньги, богатство. Если ученик Христа следует Его руководству, то он покажет окружающим, что значит не быть алчным. Христианин должен быть уверен, что Бог заботится о его материальных нуждах. Господь призывает его каждый день проносить свои нужды Ему. Он должен быть доволен тем, что имеет и с благодарностью принимать то, что дает ему Бог.
Боже! Помоги нам в том, чтобы наш разум помышлял о горнем. Аминь.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что в Библии Ты излагаешь, как нам исцелиться от алчности. Ибо она является препятствием для всего хорошего, врагом благодати и спасения. Она порождает много грехов и нарушает каждую из десяти Заповедей. Просим, дай нам сильную веру, ибо христианин только верой может победить мир. Помоги нам видеть на примере земной жизни Господа Иисуса, что мир должен быть отвергнут, побежден. Помоги нам стремиться к небесному миру. Дай нам способность посмотреть на алчность с точки зрения вечности и увидеть, каким незначительным является всё, находящееся на Земле. Удали из нашего сердца сильное желание к земным. Научи нас разумно владеть окружающим миром, не любя его, не впускать его в свое сердце. Помоги нам быть угодными Тебе во всех жизненных обстоятельствах. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.