ПРОПОВЕДИ
Более всех грехов бойтесь неверия
Евр.3.12 «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас
сердца лукавого и неверного,
дабы вам не отступить от Бога живого».
Апостол предостерегает своих читателей словом: «смотрите». Будьте на страже против врагов, как земных, так и духовных, будьте осмотрительны. Вы знаете, что именно неверие воспрепятствовало многим из ваших предков войти в Ханаан. И они пали костьми в пустыне. Остерегайтесь, чтобы вам не впасть в тот же самый грех, в ту же самую сеть и не подвергнуться ужасному приговору. Ибо Христос – Глава Церкви, есть значительно более превосходный, чем Моисей. И наше пренебрежение Христом будет большим грехом, чем было пренебрежение Моисеем. Гибель других должна быть для нас предостережением. Будьте осторожны, все, кто хочет достичь неба, должны смотреть за собою. Апостол хочет, чтобы верующие пробуждали друг друга взаимными увещаниями. Чтобы в сердце их не проник сатана и не увел их от Бога собственной ложью. Сатана науськивает нас косвенными уловками, доколе не завлечет в свои сети. И тогда, будучи ослепленными, мы решаемся на открытое восстание против Бога. Значит, сопротивление надо оказывать своевременно. Причем, опасность угрожает всем. Ведь нет ничего проще, чем впасть в заблуждение. Но от заблуждения затем рождается ожесточенность сердца. Отсюда мы видим, сколь необходимо нам следить за состоянием своего сердца. Апостол не только предписывает в целом остерегаться за себя, но хочет, чтобы мы заботились о спасении каждого члена церкви, тех, кто однажды был призван Богом. Он обращается к тем, кто напитан начатками христианства. Поэтому он говорит об отступлении, ибо отступление прочно связано с вероломством. Он указывает и на средство, предохраняющее от подобной порочности, а именно: взаимное увещание. Будучи по природе склонными ко злу, мы нуждаемся в разных вспомоществованиях, удерживающих нас в страхе Божьем. Если не поднимать время от времени нашу веру – она будет лежать; если не согревать ее – она охладеет, если не пробуждать – уснет.
Некоторые люди думают, что если они не пьянствуют и не сквернословят, то не страшно быть и неверующим. А ведь именно этот грех удаляет нас от Бога и от Евангелия. Неверие бесчестит нашего Господа Иисуса. Оно недооценивает силу Его крестного подвига. Неверием человек наносит Господу рану более глубокую, чем рана в боку от копья. Неверием человек выражает свое полное презрение к Нему. Неверие (и непокорность, как следствие неверия) является губительным грехом этого мира. Особенно для тех, кто имел откровение о мыслях и воли Божьей. Этот грех затворяет для людей сердце Бога и врата неба, он навлекает на них гнев Божий и Его проклятие. И оставляет их в таком состоянии: ради истины и справедливости перед Самим Собой Бог должен навеки отвергнуть их.
В главе 11 Послания к римлянам сказано о том, что не следует быть слишком уверенными в своих собственных силах и в своем положении. Святой страх – это превосходное средство защиты от гордости, и счастлив тот, кто всегда имеет его. Бойся потерять те привилегии, какими ты теперь обладаешь, как потеряли их иудеи. Про них написано: Рим.11.20 «Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся». Несчастья, случившиеся с другими, должны быть предупреждением для нас. Права на привилегии даны верующим не до какого-то определенного срока, но только до тех пор, пока они достойно ведут себя. Отсечение иудеев произошло не как проявление абсолютного Божьего суверенитета, но явилось следствием их неверия. Неверие не просто спровоцировало Бога отсечь их, но они сами отсекли себя от Церкви. Как нам утешительно сознавать, что Бог может всё изменить. Он силен вновь привить отсеченные и высохшие ветви. Об Израиле сказано: Рим.11.23 «Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их». Итак, требуется только удалить неверие, являющееся большим препятствием. А Бог силен удалить его, и только Он один способен это сделать силой Святого Духа.
Неверие – грех, полный неблагодарности. От неверующего следует бежать, как от злостного преступника. Неблагодарность – признак порочности, а неверие – проявление неблагодарности в ответ на предложение самой щедрой милости. Бог послал Сына, чтобы Тот пролил Свою Кровь, а от нас требуется только Ему поверить, чтобы Господь пожелал и смог нас спасти. Но многие не принимают протянутую Божью руку. Тем самым они губят себя. Неверие имеет свойство разрушать. Глава 13 Евангелия от Матфея заканчивается страшными словами: Мф.13.58 «И не совершил там многих чудес по неверию их». Эти слова указывают на причину вечной гибели многих душ. Они погибли, потому что не поверили. Ни на небе, ни на земле нет ничего, кроме неверия, что может помешать спасению. Бог может простить все грехи, какими бы тяжелыми или многочисленными они ни были. Христос Своей Кровью готов омыть их, а Святой Дух Своей силой обновить всех, «омытых Кровью Христа». Мешает только одно – неверие. Господь Иисус говорит: Ин.5.40 «Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Берегитесь этого отвратительного греха! У детей Божьих есть три жестоких врага, о которых они всегда должны вспоминать в своих молитвах: гордость, любовь к мирскому и неверие. Но неверие – самый страшный из них. Так что если в нас не совершаются великие дела, то не вследствие недостатка силы или благодати Христовой, но из-за недостатка веры в нас.
В Библии мы находим пример, показывающий, как неверие ослабляет. Когда ученики увидели, как бес покорился силе Господа Иисуса, они с беспокойством спросили у Него, «почему они не могли изгнать его» (Мф.17.14-21). И получили как наставление ответ: Мф.17.20 «по неверию вашему». Секрет их неудачи в час нужды был прост: им не хватило веры. Обратим внимание на это и научимся мудрости. Вера – это ключ к победе на поле духовной битвы, а неверие – верная дорога к поражению. Как только наша вера начинает увядать, сразу начнут увядать и все наши добродетели. Мужество, терпение, долготерпение, надежда в скором времени исчезнут, потому что вера – это корень, который их питает. Израильтяне, которые однажды победителями вышли из Чермного (Красного) моря, через какое-то время, достигнув пределов земли обетованной, как трусы, испугались опасностей. Бог остался тем же Богом, Который вывел их из земли египетской, Который совершил перед их глазами огромное количество чудес, но их вера изменилась. Они постыдно засомневались в Божьей силе и любви. Если вере не хватает должной силы, мужества и активности, то о ней можно сказать: «Это – неверие». Многих можно укорить в неверии, хотя и неверующими их называть нельзя. Именно вследствие нашего неверия мы так мало преуспеваем в благочестии и добрых делах.
Вспомним стихи, описывающие пребывание Господа Иисуса в отечестве Своем – в Назарете. Мк.6.5-6 «И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их». Из этого отрывка мы убеждаемся, что грех неверия – страшный грех. Обратим внимание на два выражения: «и не мог (Господь Иисус) совершить там (в Назарете) никакого чуда», «И дивился неверию их». Первое выражение показывает нам, что неверие может лишить человека величайших благословений. Второе открывает нам то, что неверие – такой безрассудный грех, что даже Иисус Христос удивился ему. Опасность неверия нельзя переоценивать. Оно – самый древний грех в мире: им согрешили Адам и Ева в Эдемском саду. Ева поверила дьяволу, вместо того, чтобы поверить словам Божьим «смертью умрешь». Неверие – это грех, который ведет к самым страшным последствиям. Оно принесло смерть в мир, оно сорок лет не давало израильтянам войти в землю обетованную. Ад наполнен людьми, совершившими грех неверия. Господь сказал: «кто не будет веровать, осужден будет». Безрассудность неверия показывает и то, что оно заставляет человека отвергать даже самые очевидные доказательства и верить глупостям и лжи. Множество людей совершают его. Есть среди них и такие, которые называют себя христианами. Но они не верят в истинность Библии, и не принимают Христа как своего Спасителя.
Выражение «И не мог совершить там никакого чуда» не означает, что Господь Иисус не был способен совершить там чудо. Что сила неверия воспрепятствовала исполнению Его воли. Таким толкованием мы порочим Христа и отказываем Ему в божественной власти. Фактически для Него нет ничего невозможного. Если Он хочет что-то сделать, Он может это сделать. Это выражение означает, что Господь не захотел там совершить чуда из-за неверия людей. Они не хотели обращаться к Нему, не просили о благоволении. Они лишили себя чести быть удостоенными их. Он не совершил чуда, потому что видел состояние их сердца. Христос не хотел напрасно являть Свое могущество. Он не мог отступить от Своего правила: «по вере вашей будет вам». Неверием во Христа и презрением к Нему люди останавливают потоки Его благоволения к себе.
В главе 16 Евангелия от Марка мы находим историю, доказывающую, что вера даже лучших из христиан может порой быть очень слабой. Трижды в этом отрывке ап. Марк описывает неверие апостолов. Когда Мария Магдалина сказала им, что Господь воскрес, «они не поверили». Потом, когда Он явился двоим из них на дороге, мы читаем, что остальные «и им не поверили». Когда Господь явился им на вечере, Он «упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили». Вряд ли можно лучше проиллюстрировать нежелание человека верить тому, что противоречит его привычным представлениям. Это лучшее доказательство тому, как быстро способен человек забыть даже простое учение. Господь многократно говорил Своим ученикам о том, что Он умрет и воскреснет. Когда же это совершилось, всё забылось, и их сердце наполнилось неверием. Видя маловерие апостолов, извлечем для себя ценный практический урок. Перестанем удивляться тому, что иногда в наше сердце вкрадываются сомнения. С другой стороны, не будем ожидать найти совершенную веру в других верующих. Мы все еще телесны, порой мы ослабеваем в вере. Будем сражаться с неверием, будем бодрствовать молиться, чтобы освободиться от его власти. При этом не стоит думать, что у нас нет благодати, раз мы иногда испытываем сомнения или временами наша вера слабеет.
В стихах 26-31 главы 20 Евангелия от Иоанна описано явление воскресшего Христа Своим ученикам, на этот раз Фома был с ними. Господь заканчивает Свою речь, обращенную к Фоме, трогательными словами: Ин.20.27 «Не будь неверующим, но верующим». Это предостережение дано и всем нам. «Не будь неверующим», ибо, оставаясь неверующими, мы останемся без Христа и благодати, без надежды и радости. Поэтому будем стремиться к тому, чтобы сдерживать распущенность нашего разума, дабы кто-то, потакая себе в этом противлении, не угасил полностью чувство благочестия и не закрыл для себя дверь веры.
Будем остерегаться неверия в сердце. В сердце, а не в разуме его главный оплот. Дело не в том, что неверующие не могут понять христианского учения или не видят свидетельств существования Бога в природе. Люди просто не хотят поверить. Они возлюбили грех, они обвенчались с миром. А если так, они всегда найдут себе оправдание. Лишь по-детски смиренное сердце может поверить. Будем наблюдать за своим сердцем. Корень неверия по-прежнему остается в нем. Как только перестанем бодрствовать и молиться, так сразу увидим, что неверие даст буйные всходы.
Боже! Просим Тебя о том, о чем просили ученики Христа: «Господи! Умножь нашу веру». Аминь.
пастор З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты предостерегаешь нас против греха неверия, чтобы нам не впасть в этот страшный грех и не подвергнуться ужасному приговору. Просим, помоги нам остерегаться как за себя, так и за каждого члена церкви. Дай нам понять, что мы нуждаемся в разных вспомоществованиях, удерживающих нас в страхе Божьем. Дай нам понять и то, что если не следить за нашей верой, она будет лежать, охладеет, уснет. Дай нам осознать, что именно неверие удаляет нас от Тебя и от Евангелия. И что этот грех бесчестит Иисуса Христа, недооценивает силу Его крестного подвига. Этот грех затворяет для людей сердце Бога, навлекает на них гнев Божий и Его проклятие. Дай нам понять, что если в нас не совершаются великие дела, то не вследствие недостатка силы или благодати Христовой, но из-за недостатка веры в нас. Именно вследствие нашего неверия мы так мало преуспеваем в благочестии и добрых делах. Просим, помоги нам сражаться с неверием, чтобы освободиться от его власти. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.