ПРОПОВЕДИ
Гнев и проклятие Божье
Иов 36.18 «Да не поразит тебя гнев Божий наказанием».
Господь Иисус – предмет той веры, которая является великим условием вечного блаженства. Об этом говорит Сам Христос. Ин.3.36 «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». Всякого истинного христианина отличает то, что он верует в Сына Божия. Он не просто верит Ему на слово, что всё сказанное Им – истина, но соглашается с Ним и доверяет Ему. Польза от истинного христианства – не много, не мало, как жизнь вечная, блаженное состояние нашей бессмертной души. А неверующий в Сына является погибшим человеком. Неверующий – это тот, кто не доверяет учению Христа и не подчиняется Его власти. Он не увидит той самой жизни, которую пришел подарить Христос. Более того, «гнев Божий пребывает на нем». Гнев Божий так же непреложно означает смерть для души, как Божье благословение – жизнь для нее. Гнев Божий не только грозит ему, но пребывает на нем. Если гнев, который он сам навлек на себя, не будет отвращен благодатью Евангелия, то неверующий не может избежать его. На нем лежит печать гнева Божьего, ожидавшего его за преступления, которые он каждый день совершает. Старые язвы так и остаются не снятыми, а новые всё добавляются к ним. Таким образом пребывает на нем гнев Божий, ибо он (гнев) собирается на день гнева.
В конце главы 27 книги Второзаконие звучит общее проклятие в адрес тех, кто не исполнит всех слов Закона Моисеева. Своим послушанием мы ставим печать под Законом, тем самым подтверждая его. Тогда как своим непослушанием мы делаем всё, что в наших силах, чтобы уничтожить его. Ап. Павел, оставаясь верным древним вариантам текста, читает отрывок из стиха Втор.27.26 так: Гал.3. 10 «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона». И пусть повинные в других грехах, не упомянутых среди угроз главы 27 Второзакония, не думают, что проклятие им не грозит, ибо оно касается всех нарушителей Закона. И не только их, но и всех не делающих добра, которого требует Закон. Божье проклятие пагубно для всего, чего бы оно ни коснулось. И, несомненно, погибли мы под проклятием, если бы Христос не искупил нас от проклятия Закона, сделавшись за нас проклятием (т.к. висел на дереве).
Пророк Иезекииль говорит о каменном человеческом сердце. А пророк Захария говорит: Зах.7.12 «И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков, за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа». Лютер говорит: «Ни один камень, ни одна сталь, и ни один алмаз не могут быть столь тверды по отношению к Слову Божьему, как сердце естественного (невозрожденного) человека». Самые поразительные примеры этого жестокосердия мы имеем в истории иудеев. Но подобное упорство мы повсюду видим и вокруг нас. Ап. Павел говорит: Рим.2.5 «по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога». Над человеком собирается гнев Божий и наказание за грех посредством многочисленных, сваленных друг на друга грехов, Это выражение косвенно указывает на то, что грехи будут наказаны в соответствии с их количеством. Человек будет наказан в той мере, в которой он грешил против Бога и противился благодати. «Последний день» называется здесь днем гнева и откровения судов Божьих, ибо тогда ужасающим образом откроется гнев Божий на нечестивого человека. До того дня гнев и суд Божий как бы запечатаны под покровом божественного долготерпения. Но в тот день, который был подробно описан Господом Иисусом, поток гнева прольется на нечестивых. Он называется «днем гнева откровения праведного суда от Бога», ибо тогда откроется лишь справедливость. Не существует суда Божия, который не был бы пунктуально справедливым. В последний день станет явным, что Христово примирение было соответствующим Закону действием, посредством которого воздается вся слава Божьей справедливости.
Злодею воздастся Богом той же мерой, какой он мерил сам. И он не сможет ничего сказать против справедливости Божьего решения. Читаем стих: Пс.108.17 «Возлюбил проклятие – оно и придет на него; не восхотел благословения – оно и удалится от него». Придет на него то, что он возлюбил, обрушится пущенный им бумеранг на его же голову. Да пожнет он то, что посеял. И хотя высший закон любви торжествует над всякой личной неприязнью, даже христианская любовь не предписывает нам смягчать наказание, уготованное для столь низких и подлых людей. «Не восхотел благословения – оно и удалится от него». Чего же желать такому человеку? Он ищет зла, презирает добро и пытается погубить праведника, благословенного Богом. Он стал верным сотрудником дьявола, проникся злобой сатанинской. Он не радовался чужому счастью, и никому не оказывал помощи. Напротив, когда у кого-то дела шли хорошо, в сердце его вспыхивала зависть. Кого он не мог достать своей жестокостью, на тех он набрасывался с проклятиями своими. Благословение не принесло ему никакой пользы. Он возненавидел тех, кто с кротостью и терпением учил его любить своих ближних. Благословения Божьи вызывали в нем только ропот. Он хотел, чтобы в результате голода цена на его хлеб выросла. Он жаждал войны, чтобы его торговля пошла в гору. Зло он почитал добром, а добро – злом. Неужели такой человек благоденствовать будет? Просить о благословении для подобного злодея – это всё равно, что участвовать в его нечестии. Да удалится от него всякое благословение, пока он упорствует в своих беззакониях.
Все грехи навлекают гнев Божий на виновных в них. Читаем стих Еф.5.9 «Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления». Апостол говорит ефесянам: «Пусть никто не обманывает вас, что эти грехи вполне терпимы и допустимы среди христиан. Или что они не очень раздражают и оскорбляют Бога, что вы можете предаваться им безнаказанно». Это – пустые слова. Тот, кто тешит себя и других надеждой о безнаказанности греха, обманывает себя и других. Такими же пустыми словами сатана обманул наших прародителей, сказав им: «Вы не умрете». Это поистине пустые слова. Тот, кто полагается на них, окажется жестоко обманутым, «ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления». Под «сынами противления» можно понимать людей, которые не веруют в Евангелие, отказываются принять его и покориться ему, а также всех грешников, не желающих исправляться. Неповиновение (противление) означает, что человек грешит злонамеренно. Такие грешники на еврейском языке назывались сынами противления. Гнев Божий приходит на таковых иногда уже в этом мире, но особенно – в будущем.
Божьему гневу невозможно противостоять. Пс.89.11 «Кто знает силу гнева Твоего?» Никто не может полностью осознать силу его. Псалмопевец говорит как человек, боящийся гнева Божьего и пораженный его силой. Согрешившие ангелы на своем опыте узнали его силу, ее знают и проклятые грешники в аду. Но кто из нас, живущих, может осознать или описать ее? Лишь немногие должным образом серьезно задумываются о ней. Тот, кто смеется над грехом и пренебрегает Богом, безусловно, не хочет знать силу гнева Божьего. Пусть люди имеют великий страх перед гневом Божьим, т.к. пламя Его гнева будут ощущать в вечности. Грешники могут противиться Божьим путям, но никак не Его гневу. Божий гнев ужасен. Мы склонны недооценивать силу Божьего гнева. Речь идет о гневе, значительном и зловещем. Вспомним отрывок Пс.87.16,17 «Несу ужасы Твои и изнемогаю. Надо мною прошла ярость Твоя». Псалмопевец говорит Богу о том, что печалит его больше всего то, что Бог стал для него ужасом. Он постоянно испытывает страх перед гневом Божьим, направленным на него и его грехи, и трепещет перед последствиями этого гнева. Он боится думать о Боге, попасть в Его руки. Он осознал, что Бог недоволен им, и испытывал ужас перед величием Его. Даже тот человек, кто предназначен для Божьего благоволения, может страдать от Его ужасов. «Несу ужасы Твои и изнемогаю» – так устрашения Божьи воздействуют на разум многих, даже на благочестивых людей. На таковых нужно смотреть с состраданием. Иногда люди, предопределенные Богом для выдающегося служения, готовятся к ним, проходя подобные испытания. Будучи оставленным Богом, Лютер испытывал такие душевные муки, что, как он сказал, в нем не осталось ни тепла, ни крови. В лице его не было крови, он лежал как мертвый. И если так страшен Божий гнев по отношению к тем, кого Бог любит, то каким же он будет для тех, кого Господь ненавидит? Когда Господь объявляет грешнику бой, устоит ли его порочное сердце? Об этом сказано так: Иез.22.14 «Устоит ли сердце твое, будут ли тверды руки твои в те дни, в которые буду действовать против тебя? Я, Господь, сказал – и сделаю».
Божий гнев не оставит на грешнике живого места. Нежное человеческое тело, которое плохо переносит жар и стужу, попадает в давильню Божьего гнева. Глаза, некогда увлеченные соблазном похоти, будут дрожать при виде бесов. Уши, наслаждающиеся звуками нежной музыки, услышат дикие крики проклятых. Память человека будет мучиться при мыслях о средствах благодати, которыми он пренебрег. Совесть будет страдать от самообвинений. Грешник будет винить себя за умышленные грехи, за напрасную трату драгоценного времени, за противление Святому Духу. Гнев Божий будет терзать нечестивца всегда. Огонь в природе опасен тем, что он истребляет всё, что горит. Огонь же Божьего гнева ужасен, ибо он не истребляет того, кто мучается в его пламени.
Могут спросить: «Как согласуется с понятием о Божьей справедливости тот факт, что грех, совершенный, быть может, в мгновение, будет наказываться вечным огнем?» Ответ наш таков. Во-первых, примем во внимание, какой Личности нанесено оскорбление. Грех совершен против бесконечного Божьего величия, следовательно, грех – бесконечен. Во-вторых, грех отвратителен по природе. В-третьих, поскольку человеческое естество имеет пределы, и грешник не может в одно мгновение вынести весь безмерный гнев, поэтому предстоит ему в вечности платить за то, за что он неспособен расплатиться сразу же. Божий гнев справедлив. Нечестивые выпьют море гнева, но ни капли несправедливости. Справедливым является восстановление Божьей чести, а как этого можно достичь, если не наказанием нарушителей?
В Первом послании к фессалоникийцам ап. Павел пишет, что они (и мы тоже) призваны, чтобы получить спасение, обретенное для нас Христом. 1Фес.5.9 «Потому что Бог определил вас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа». В наших заслугах нет никакого основания для надежды на избавление от Божьего гнева. Верность и твердость божественного определения являются большой поддержкой и ободрением для нашей надежды. Нашим спасением мы обязаны как Божьему определению, так и искуплению, совершенному Христом, т.к. оно основано на том и на другом. «Гнев» же в этом месте, как и в других, означает суд и мщение Божье, грозящие нечестивцам. Сам Христос испытал Божий гнев, чтобы верующие в Него гневу не подвергались. 1Фес.1.10 «И ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева». Апостол упоминает воскресение Христово, на котором основана надежда на наше спасение и воскресение. Если мы не научимся взирать на Христа, наша душа всякий раз будет ввергаться в отчаяние. Господь приходил первый раз, чтобы приобрети нам спасение. А когда придет во второй раз, то принесет нам само спасение.
Боже! Мы благодарим Тебя за то, что отдал Своего Сына, чтобы спасти нас от вечного гнева и проклятия. Аминь.
пастор З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы знаем, что Ты добрый и милостивый, что Твое недовольство очень коротко. Мы заслуживаем того, чтобы оно длилось вечно, чтобы Ты гневался на нас, пока не истребишь. И нам кажется, что Ты никогда не сможешь примириться с нами. Но Ты дал нам Примирителя, Сына Своего Иисуса Христа. И в Библии сказано, что на мгновение гнев Твой на детей Твоих. Когда мы обижаем Тебя, Ты гневаешься, но когда видишь наше раскаяние и смирение, гнев Твой уходит. Ты желаешь быть в мире с нами. При виде гневного лика Твоего мы становимся похожими на засохшие цветы. Мы благодарим за то, что Твое благоволение оживляет нас, как роса оживляет траву. Возвращение Твоего благоволения страдающей душе можно сравнить с жизнью после смерти. Благодарим Тебя, что если мы имеем его, то имеем достаточно, в чем бы мы ни нуждались. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.